реферат Организация работы раздаточных

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УР

                      ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ «КИ» № 38

                               Зачетная работа

по предмету: «Организация и технология отрасли»

по теме: «Организация работы раздаточных»

                                            Выполнила

                                            учащаяся группы 208

                                            Сергеева Н.В.

                                            Проверил:

                                            преподаватель

                                            Коробейникова Н.А.

                                Ижевск, 2002

Тема: Организация работы раздаточных

Цель  урока:  изучить  планирование,   размещение   и   организацию   работы

раздаточных, раскрыть их классификацию и применение технического оснащения.

К концу урока учащийся сможет:

1) определить вид раздаточной и ее назначение;

2) организовать рабочее место раздатчиц.

                          I. Классификация раздач.

      Раздаточная на предприятиях общественного  питания  выполняет  функцию

реализации готовых  блюд.  От работы раздаточной во многом  зависит  быстрое

обслуживание  посетителей,  а  значит,  повышение   пропускной   способности

торгового зала и увеличения выпуска продукции собственного производства.

      Раздаточные должны иметь удобную связь с горячим  и  холодным  цехами,

торговым залом,  хлеборезкой и моечной столовой посуды, а в  ресторане  –  с

сервизной, буфетами, барной стойкой.

      Классификация  линий  раздачи  осуществляется   по   трем   признакам:

конструктивным   особенностям   используемого   оборудования,   ассортименту

реализуемой продукции и способу ее реализации потребителям.

      В   соответствии   с   первым    признаком    раздачи    делятся    на

немеханизированные,  механизированные  и  автоматизированные;   по   второму

признаку они разделяются на раздачи, реализующие блюда по меню со  свободным

выбором   блюд  и  с  комплексными  видами  питания;  по   третьему   –   на

специализированные, универсальные и комбинированные.  Применение  каждой  из

них зависит от планировки зала, мощности предприятия,  интенсивности  потока

посетителей, а также используемых форм обслуживания.

ЗАДАНИЕ: дополните схемы и перечертите их в тетрадь.

(

(

                         II. Характеристики раздач.

      Немеханизированные     раздачи     оснащены     линиями      прилавков

самообслуживания   (ЛПС  и  ЛС),  линиями  самообслуживания  для  реализации

комплексных  обедов   (ЛРКО).    В   больших   столовых   при   промышленных

предприятиях,  учебных  заведениях,   линия  ЛРКО   позволяет   организовать

островную раздачу, что очень важно для предприятий,  где  кухня  удалена  от

торгового зала.

      Автоматизированные  линии  раздачи  оснащены  автоматами  для  отпуска

холодных закусок, напитков, мучных кондитерских изделий.

      В зависимости от характера потока потребителей и мощности  предприятия

могут  применяться  механизированные  общественные  линии   комплектации   и

отпуска обедов непрерывного и периодического действия.

      В  столовых   с   непрерывным   потоком    посетителей   целесообразно

использовать конвейерные линии с непосредственным выходом в  обеденный  зал:

ЛККО «Поток» и МЛКО «Прогресс», «Ритм-2», «Темп».

      Эти механизированные  линии   комплектуют  и  отпускают  один  вариант

комплексного обеда, в состав которого входят:  холодная  закуска,  первое  и

второе блюда, сладкое блюдо и напиток.

      Специализированные раздаточные  осуществляют  реализацию  с  прилавков

холодных закусок,  первых,  вторых,  сладких  блюд,  горячих  напитков.  Эти

раздаточные (линейные) применяются при самообслуживании.

      Универсальная  раздаточная  предназначена  для   отпуска  потребителям

различных  блюд  по  меню  с  одного  рабочего  места.   Такая   раздаточная

применяется в  предприятиях  самообслуживания  с  узким  ассортиментом  блюд

(закусочные, узкоспециализированные закусочные). Она может  организовываться

и при отпуске комплексных обедов.

      Комбинированные  раздаточные   представляют   сочетание    раздаточных

различного  типа,  предназначенных  для   отпуска   комплексных   обедов   и

свободного выбора блюд.

ЗАДАНИЕ: проанализируйте текст  и  перенесите  в  тетрадь  ниже  приведенную

таблицу, заполнив в ней IV колонку.

|Вид раздачи    |Марка  |Оборудование                         |Назначение   |

|немеханизирован|ЛПС    |Прилавок для подносов и приборов;    |             |

|ные,           |       |охлаждаемый прилавок-витрина  для    |             |

|универсальные  |       |холодных закусок; прилавки-мармиты   |             |

|               |       |для первых и вторых блюд; прилавок   |             |

|               |       |для горячих напитков, холодных       |             |

|               |       |напитков, для хлеба, мучных и        |             |

|               |       |кондитерских изделий; кассовый       |             |

|               |       |аппарат; барьер; тележки с выжимным  |             |

|               |       |устройством для тарелок, стаканов    |             |

|               |ЛРКО   |мармиты четырех типов емкостью 6, 20,|             |

|               |       |35  и 60 л; тележки с выжимными      |             |

|               |       |устройствами для стаканов, подносов, |             |

|               |       |тарелок; электростат;                |             |

|               |       |стойка-раздаточная; ставка; барьер;  |             |

|               |       |прилавок для столовых приборов;      |             |

|               |       |откидной столик                      |             |

|               |ЛС     |передвижные прилавки для холодных,   |             |

|               |       |вторых блюд, напитков, котлы         |             |

|               |       |передвижные для первых блюд          |             |

|автоматизирован|       |автоматы для отпуска холодных        |             |

|ные            |       |закусок, напитков, мучных            |             |

|               |       |кондитерских изделий                 |             |

|механизированны|ЛККО   |конвейер                             |             |

|е              |«Поток»|транспортер для комплектации и       |             |

|               |       |отпуска обедов, оснащенный           |             |

|               |       |передвижным раздаточным оборудованием|             |

|               |       |(мармитами для первых и вторых       |             |

|               |       |горячих блюд, тележками с выжимным   |             |

|               |       |устройством для холодных закусок,    |             |

|               |       |тарелок, подносов)                   |             |

|               |МЛКО   |аналогично ЛККО «Поток»              |             |

|               |«Прогре|                                     |             |

|               |сс»    |                                     |             |

|               |«Ритм-2|конвейер; тележка-накопитель для     |             |

|               |»      |холодных закусок; обогреваемые       |             |

|               |       |прилавки для первых и вторых  блюд;  |             |

|               |       |транспортер для сбора использованной |             |

|               |       |посуды                               |             |

|               |«Темп» |механизированный круглый стол (d=2,5 |             |

|               |       |м; h=0,8 м); прилавки для столовых   |             |

|               |       |приборов, горячих напитков; тележки  |             |

|               |       |для подогрева и хранения тарелок, с  |             |

|               |       |выжимным устройством для подносов;   |             |

|               |       |стеллажи для холодных закусок и      |             |

|               |       |напитков; прилавки-мармиты для первых|             |

|               |       |и вторых блюд; охлажденный           |             |

|               |       |прилавок-витрина                     |             |

|специализирован|ЛПС    |прилавки холодных закусок, первых,   |             |

|ные            |       |вторых, сладких блюд, горячих        |             |

|               |       |напитков                             |             |

|комбинированные|ЛПС-Г  |прилавки для отпуска комплексных     |             |

|               |+      |обедов и свободного выбора блюд      |             |

|               |ЛПС    |                                     |             |

                     III. Организация труда раздатчиков.

      В общедоступных предприятиях общественного питания с самообслуживанием

на раздаче,  как  правило,  работают  повара  IV  разряда.  В  столовых  при

промышленных  предприятиях,  учебных  заведениях,  график   работы   которых

согласован с графиком перерывов  обслуживаемого  контингента,  отпуск  блюд,

как  правило,  производится   поварами,   готовившими   их.   Это   повышает

ответственность поваров за качество приготовления и  оформления  отпускаемых

блюд.

      Повара-раздатчики  заняты  выполнением  основных   и   вспомогательных

работ. К основным  относятся  порционирование  продукции,  ее  оформление  и

отпуск  потребителям,   к  вспомогательным  –  подготовка   рабочего   места

(оборудования, инвентаря, посуды), получение готовой продукции и др.

      На рабочем месте раздатчика, слева от него, ставятся стопками столовая

посуда или тележки с выжимным устройством  для  тарелок.  Прилавок-мармит  с

готовой кулинарной продукцией должен находиться  справа  от  раздатчика  или

перед ним.

      Для  отпуска  блюд  используется  специальный  раздаточный  инвентарь:

мерные лотки для порционирования первых блюд емкостью 0,5 и 0,25 л,  сметаны

– 10, 20 и 30 г, соусов – 50, 75, 100 г, макаронных изделий,  рассыпчатых  и

вязких каш, картофельного пюре – 150,  200  г,  а  также  мерные  ложки  для

порционирования жиров. Для отпуска готовых  изделий   используются  лопатки,

щипцы, вилки со  сбрасывателями  для  сосисок,  котлет  и  др.  При  отпуске

сладких блюд и  напитков  используются  разливочные  ложки  емкостю  0,2  л,

лопатки и щипцы кондитерские, мерные ложки для сахара и др.

      При  определении  срока  реализации  готовых   блюд   на   раздаточных

необходимо    руководствоваться    санитарными    правилами    и    нормами,

предусматривающими  сохранность  их  вкусовых  качеств  и  безопасность  для

потребителя.

ЗАДАНИЕ: прочитайте внимательно текст и перепишите  предложения  в  тетрадь,

заполнив в них пропуски.

1) На рабочем месте раздатчика слева от него ставятся …, а справа - …

2) В предприятиях общественного питания с самообслуживанием на раздаче,  как

   правило, работают …

3) К основным работам поваров-раздатчиков относятся … , а к  вспомогательным

   - …

4) При определении срока реализации готовых блюд на  раздаточных  необходимо

   руководствоваться…

                           IV. Творческое задание

      Найдите в приведенной шараде 19 слов, включая 3 аббревиатуры.

      Все слова расположены по прямой линии вертикально,  горизонтально,  по

диагонали как слева-направо, сверху-вниз, так и справа-налево,  снизу-вверх.

 Из оставшихся букв составьте словосочетание из двух  слов.  Подсказкой  Вам

послужит   нарисованный   ниже   ребус,   в   котором   зашифровано   данное

словосочетание.

                            V. Список литературы:

1)  Бутейкис  Н.Г.  «Организация  производства   предприятий   общественного

   питания» М: Высшая школа, 1985

2) Кучер Л.С., Лифанова  Р.Ф., Бобарыкина Т.Н.,  Аносова  М.М.  «Организация

   производства и управление  предприятиями  общественного  питания».  –  М:

   Экономика, 1980

3) Радченко Л.А. «Организация  производства  на  предприятиях  общественного

   питания» Ростов н/Д: Феникс, 2000

                     МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                            УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

             ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ «КУЛИНАРНОГО ИСКУССТВА» № 38

                               Зачетная работа

по дисциплине: «Организация и технология отрасли»

по теме: «Общие требования к предприятиям общественного питания»

                                            Выполнила:

                                            учащаяся группы 208

                                            Кузьмина Светлана

                                            Проверила:

                                            преподаватель

                                            Коробейникова Наталья

                                            Александровна

                                Ижевск, 2002

Тема: «Общие требования к предприятиям общественного питания»

Цель урока: Сформировать знания по общим требованиям к предприятиям

общественного питания.

К концу урока учащийся сможет:

 - определять требования к производственным помещениям.

 - различать факторы, определяющие микроклимат в производственных

   помещениях.

                             I. Прочтите текст:

      Для успешного выражения производственного процесса необходимо:

 - выбрать рациональную структуру производства;

 - производственные помещения должны размещаться  по  ходу  технологического

   процесса;

 - обеспечить поточность  производства  и  последовательность  осуществления

   технологических процессов;

 - правильно разместить оборудование;

 -  обеспечить  рабочие   места   необходимым   оборудованием,   инвентарем,

   инструментами;

 - создать оптимальные условия труда.

      Площадь  производственных  помещений  должна   обеспечить   безопасные

условия  труда  и  соблюдение  санитарно-гигиенических  требований.  Площадь

производственных помещений рассчитывается по формуле:

                                Sобщ=Sпол/Kсп

Sобщ  -  общая площадь цеха, м2

Sпол -  полезная площадь цеха, занятая под оборудованием, м2

Kсп  –  коэффициент  использования  площади,   учитывающий   проходы   между

оборудованием.

      Для   ориентировочных   расчетов   приняты   следующие    коэффициенты

использования площади: для горячего цеха – 0,25-0,3;  для холодного  –  0,35

– 0,4; для заготовочных цехов – 0,35.

      Расчет  производственных  помещений  по  норме   площади   на   одного

работающего производится по формуле:

                                  Sобщ=N*n

N – количество работников в цехе;

n – норма площади на одного работающего, м2.

      Нормы площади приняты, м2: для горячего цеха – 7-10, холодного –  6-8,

для заготовочных цехов – 4-6.

РЕШИТЕ  ЗАДАЧИ:  Определить  общую   площадь   овощного   цеха,   если   под

оборудованием занято 10,5 м2.

                             II. Прочтите текст:

      Высота производственных помещений должна быть не менее 3,3 м. Стены на

высоту 1,8 м. от пола облицовывают  керамической  плиткой,  остальная  часть

покрывается светлой клеевой краской.

      Двери должны быть двупольные шириной 1,4м, высотой 2,3 м.

      Пол должен быть водонепроницаемым, иметь небольшой уклон к  трапу,  он

покрывается метлахской плиткой  или другим искусственным материалом.

      В  производственных  помещениях   должен   быть   создан   оптимальный

микроклимат. К факторам микроклимата  относятся:  температура,  влажность  и

скорость  движения  воздуха.  Оптимальная  температура  в   заготовочном   и

холодном цехах должна быть в пределах 16-18о С,  в  горячем  и  кондитерском

цехах  23-25о  С.  Относительная  влажность  воздуха  в  цехах  60-70  %.  В

современных   предприятиях   целесообразно   для    создания    оптимального

микроклимата использовать автоматические кондиционированные установки.

      В цехах обязательно должно быть  естественное  освещение.  Коэффициент

освещенности должен быть не менее 1:6, а удаленность рабочего места от  окон

– не более 8 м. Производственные столы размещают  так, чтобы  повар  работал

лицом к окну или свет падал слева.

      Производственные столы размещают так, чтобы повар работал лицом к окну

или свет падал слева.

      Производственные помещения должны иметь подводку  горячей  и  холодной

воды  к  моечным-ваннам,  электрокипятильникам,   пищеварочным   котлам.   В

производственных цехах допустимый уровень шума  60-75  Дб.  Снижения  уровня

шума  в  производственных  помещениях  можно   добиться   путем   применения

звукопоглощающих материалов.

      Согласно изложенному материалу составьте и законспектируйте таблицу:

|Требования к помещению       |Характеристика                               |

|1.                           |Рассчитывается по формуле:                   |

|                             |Sобщ=Sпол/Kсп                                |

|2.                           |Высота 3,3 м, на 1,8 м от пола облицовывают  |

|                             |керамической плиткой, а остальная часть      |

|                             |покрывается клеевой краской.                 |

|3.                           |Должен быть водонепроницаемым, иметь         |

|                             |небольшой уклон к трапу; покрытый метлахской |

|                             |плиткой или другим искусственным материалом. |

|4.                           |Двупольные, ширина 1,4 м, высота 2,3 м.      |

|5.                           |По ходу технологического процесса.           |

|6.                           |В заготовочном и холодном - 16-18о С, в      |

|                             |горячем и кондитерском – 23-25о С.           |

|7.                           |Должна быть 60-70 %                          |

|8.                           |Естественное, коэффициент освещенности – не  |

|                             |менее 1: 6,  а удаленность рабочих мест от   |

|                             |окон – не более 8 м.                         |

                            III. Прочтите текст:

      Рабочим местом называется часть производственной площади, где работник

выполняет   отдельные   операции,   используя   при   этом   соответствующее

оборудование, посуду, инвентарь, инструменты.

      Рабочие места в цехе располагаются по ходу технологического процесс.

      Рабочие  места  могут  быть  специализированными   и   универсальными.

Специализированные рабочие места организуют на крупных  предприятиях,  когда

работник в течение рабочего дня  выполняет  одну  или  несколько  однородных

операций.

      В средних  и  малых  предприятиях  преобладают  универсальные  рабочие

места, где осуществляются несколько неоднородных операций.

      Организация рабочего места повара, расстояние от пола до верхней полки

стола, на котором обычно размещают запас посуды,  не  должно  превышать  175

см. Оптимальное расстояние от пола до средней полки  –  150  см.  Расстояние

между локтем работника и поверхностью стола не должно превышать 20-25 см,  а

его длина не должна превышать 1,5 м.

      Достаточная  площадь  в  зоне  рабочего  места  исключает  возможность

производственных  травм,  обеспечивает  подход  к   оборудованию   при   его

эксплуатации и ремонте.

      На рабочем месте слева от повара располагают сырье, справа  инвентарь,

перед поваром – разделочную доску.

      На вытянутую руку весы и специи.

ЗАДАНИЕ:

1) законспектируйте текст;

2) организуйте рабочее место  при очистке картофеля:

    - слева …

    - справа …

    - перед поваром…

                            IV. Прочитайте текст:

      Рекомендуется соблюдать следующие допустимые расстояния при размещении

оборудования (в м.) :

1) Между двумя технологическим линиями немеханического оборудования при

двустороннем расположении рабочих мест и длина линий до 3 м   1,2

      свыше 3 м  1,5

2) Между стеной и технологической линией немеханического оборудования

0,1 – 0,2

3)Между стеной и механическим оборудованием  0,2-0,4

4) Между стеной и тепловым оборудованием     0,4

5) Между технологической линией теплового оборудования и раздаточной линией

   1,5

6) Между рабочими фронтами секций варочных котлов  2,0

7) Между электрическим котлами, устанавливаемыми в линию 0,75

8) Между технологическими линиями оборудования, выделяющего тепло   1,5

9) Между стеной и рабочим местом числильщика овощей в овощном цехе  0,8

ЗАДАНИЕ: Требования 1-4 законспектировать и ответить на вопросы теста.

                                    ТЕСТ

Какое расстояние рекомендуется соблюдать:

1. Между стеной и тепловым оборудованием?

   а) 0,8 м

   б) 0,4 м

   в) 1,5 м

2. Между стеной и механическим оборудованием?

   а) 0,2 - 0,4 м

   б) 2,0 м

   в) 0,3 – 0,4 м

3. Между технологическим линиями оборудования, выделяющего тепло?

   а) 0,5 м

   б) 2,0 м

   в) 1,5 м

4. Между рабочими котлами секций варочных котлов?

   а) 2,0 м

   б) 0,2 – 0,4 м

   в) 3,0 м

5. Между стеной и технологической линией немеханического оборудования?

   а) 0,4 - 0,6 м

   б) 0,2 – 0,4 м

   в) 0,1 – 0,2 м

6. Между стеной и рабочим  местом чистильщика овощей а овощном цехе?

   а) 0,4 м

   б) 0,8 м

   в) 0,6 м

                         V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛМТЕРАТУРА

   1) Радченко Л.А. «Организация производства на предприятиях  общественного

      питания». – Ростов-на-Дону. – 2000.

   2)  Аграновский  Е.Д.,   Аносова   М.М.,   Лифанова   Р.Ф.   «Организация

      производства на предприятиях общественного питания». – М.:  Экономика.

      – 1990.

-----------------------

                        порционирование, оформление,

                                 отпуск блюд

                      Назначение и расположение раздач

                   по способу получения прод  потребностей

                          по ассортименту продукции

                       по конструктивный особенностям

                         Классификация линий раздачи

4.3. ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В эту группу помещений в зависимости от типа предприятия входят: залы, аванзалы, бары, буфет, магазин кулинарии, вестибюль, включая гардероб, умывальные и уборные, помещения для отдыха потребителей, кабинет врача, помещение для официантов, помещение для хранения музыкальных инструментов, помещение совета кафе (в молодежных кафе), помещение для игр (детское кафе) и помещение для отпуска обедов на дом.

Кроме общих залов предусматривают залы диетического и специального питания, банкетные залы при ресторанах и т.д. Проектируют также залы сезонного функционирования на террасах и верандах.

Помещения для потребителей располагают, как правило, в наземных этажах здания; при размещении выше третьего этажа предусматривают лифты для доставки потребителей. Входы и лестницы для потребителей на предприятиях с количеством мест 50 и более отделены от входов и лестниц для обслуживающего персонала.

Залы. Их размещают в наземных этажах здания со стороны главного или боковых фасадов здания. Входы для потребителей располагают преимущественно со стороны главного фасада, допускается — со стороны боковых фасадов и с угла здания. При самообслуживании входы для потребителей рекомендуется приближать к раздаточным для наименьшего пересечения потоков движения потребителей. У лестницы предусматривают свободную площадь для визуального осмотра зала и раздаточной линии.

Залы диетических столовых, закусочных, магазинов кулинарии, отпуска обедов на дом и предприятий быстрого обслуживания размещают преимущественно на первых этажах. Залы должны иметь естественное освещение с ориентацией на юг или хорошее искусственное освещение При недостаточном искусственном освещении зала по замыслу художника-оформителя предусматривают индивидуальное или экранированное освещение столиков.

Залы размещают на одном уровне с горячим и холодным цехами, моечной столовой посуды, а на предприятиях с обслуживанием официантами — с раздаточной, буфетом и сервизной.

Если производственные помещения в предприятиях самообслуживания располагаются на разных уровнях, связь с залами осуществляется при помощи наклонных конвейеров, а в предприятиях с обслуживанием официантами — при помощи подъемников и экскалаторов. Это допускается лишь в исключительных случаях при использовании приспосабливаемых помещений, переводе предприятий на новую технологию, реконструкции или модернизации предприятия.

Залы должны иметь удобную связь с вестибюлем. В предприятиях с самообслуживанием предусматривают вход в зал непосредственно из вестибюля, в ресторанах — через аванзал. Аванзал предназначен для сбора гостей, ожидания освободившихся мест в зале. Размещают аванзал на одном этаже с залами. При вместимости зала 100 — 150 мест площадь аванзала принимают равной 15 м2. С увеличением числа мест на каждые последующие 50 мест в зале добавляют 5 — 10 м2.

В ресторанах и кафе с обслуживанием официантами 15 — 20 % проектируемого числа мест предусматривают для банкетных залов и боксов. Боксы вместимостью 4 — 12 мест проектируют открытыми одной или двумя сторонами в зал. Применение трансформирующихся перегородок между банкетными залами дает возможность организации единого объема, что позволяет варьировать их число и вместимость. Входы в банкетные залы целесообразно устраивать в стороне от входов в общий зал.

Для зданий ресторанов и кафе характерно создание единого пространства при выделении в нем функциональных зон — входной, обеденной и эстрадно-танцевальной.

Входная зона позволяет потребителю осмотреть зал, установить наличие свободных мест, принять решение по выбору места и определить путь перемещения.

Обеденная зона в зависимости от планировки зала определяется его размерами, формой и приемами расстановки мебели.

Залы большой вместимости разделяют панелями-экранами, декоративными решетками и растениями на отдельные группы столов. Помогают разделять пространство зала на обособленные секторы, создают камерность и интимность декоративные барьеры цветочницы с вмонтированными в них маленькими софитами.

Эстрадно-танцевальная зона в значительной степени определяет архитектурно-планировочную композицию зала. Танцевальная площадка служит, как правило, центром композиции зала и должна иметь хороший обзор. Для этого ее поднимают (опускают) или подчеркивают соответствующей расстановкой мебели.

При вместимости залов 75 мест и более и обслуживании официантами в кафе и ресторанах предусматривают места для танцев и эстраду. В столовых, работающих вечером как кафе с обслуживанием официантами, днем место для танцев заполняют столиками, а эстраду предусматривают сборно-разборной. Площадь для танцев в залах на 75; 100 и 150 мест принимают соответственно 8; 12 и 16 м2. Минимальные габариты эстрады: длина — 2,5, ширина — 1,8, высота — 0,25-0,45 м. В кафе и ресторанах малой мощности допускается использовать для танцев главный проход, для чего его ширину увеличивают до 2,5 м. Танцевальная площадка может не примыкать к эстраде. Помещение для хранения музыкальных инструментов должно примыкать к эстраде или предусматривается удобный проход.

Площадь эстрады в кафе 7 м2, в ресторанах — не менее 12 м2, диаметр круглой эстрады для кафе составляет 3 м, для ресторанов — не менее 4,5 м.

Размещают эстраду и танцевальную площадку в месте, наиболее свободном от движения потребителей.

Планировочное решение зала должно способствовать быстрому обслуживанию потребителей, созданию удобств для обслуживающего персонала, обеспечению кратчайших и прямолинейных путей движения потребителей, официантов к потребителям, быстрой ориентации потребителей в зале и возможности применения средств механизации для транспортирования посуды из зала в моечную столовой посуды.

Выполнение этих условий возможно при правильно выбранной конфигурации зала. По форме плана обеденные залы различают прямоугольные, сложные и круглые.

Более экономична и рациональна прямоугольная форма зала с соотношением сторон от 1:1 до 1:3. Форма зала, близкая к квадрату, позволяет организовать кратчайшие пути движения потребителей. При большой вместимости залы могут иметь Г-образную, П-образную и другую форму плана.

Глубина обеденного зала в предприятиях с самообслуживанием может быть 6 м при размещении раздаточной линии на площади горячего цеха и не менее 9м — при размещении раздаточной линии на площади зала.

Длина залов определяется расстоянием от раздаточной до наиболее удаленных столиков. При самообслуживании это расстояние не должно превышать 20, а при обслуживании официантами — 30 м.

Важную роль в организации работы залов, формировании внутреннего пространства и создании комфортных условий для потребителей играет расстановка мебели; варианты расстановки мебели выбирают с учетом обеспечения оптимальных условий для потребителей и обслуживающего персонала. Размеры мебели и варианты ее расстановки определяются типом предприятия, формой обслуживания, вместимостью залов, размерами и планировочной схемой зала. Существует два основных варианта — геометрический и свободный. При первом варианте проходы между столами устраивают параллельно стенам с различными планировочными вариантами: в линию; по диагонали; в линию вдоль стен и по диагонали в середине.

В предприятиях с самообслуживанием и больших залах применяют линейную расстановку столов. В ресторанах или кафе с обслуживанием официантами мебель расставляют по свободной схеме с выделением зон обслуживания. Используют различные варианты столов с диванами, креслами или скамьями, применяя в композиционных приемах ограждающие стенки-экраны.

На выбор приема расстановки оборудования в зале влияют промежуточные опоры и расстояние между ними. Поэтому расстановку столов в залах рекомендуется начинать от колонн и проводить ее таким образом, чтобы обеспечить свободный проход потребителей и обслуживающего персонала к каждому месту, беспрепятственную эвакуацию людей из зала, а также транспортировку использованной посуды.

Варианты размещения мебели в торговых залах представлены на рис. 4.28.

Рис. 4.28. Варианты размещения мебели в залах

Размеры и форма столов могут быть различными и определяются типом предприятия. В ресторанах, кафе и столовых применяют квадратные и прямоугольные двух-, четырех- и шестиместные столы. В зависимости от формы столов размеры их поверхности изменяются. Квадратные столы имеют сторону размером 600 — 900 мм, прямоугольные выполняют с шириной 600-900 мм и длиной 900-2200 мм. Наиболее распространены квадратные и прямоугольные столы шириной 800 — 900 мм. Банкетные столы должны иметь ширину 950 — 1000 мм, что обусловлено сложной сервировкой. На предприятиях с дополнительным обслуживанием по типу «шведский стол» в зале ставят банкетный стол длиной до 5000 мм или круглый — диаметром 1000 мм.

Для залов небольшой вместимости удобны квадратные столы размерами 600 х 600 или 650 х 650 мм. Их можно использовать как двухместные, а при необходимости сдвигать.

Высота столов 690-750 мм. В молодежных кафе часто используют столы минимальной высотой 690 х 700 мм.

В детских кафе применяют столы размерами 600 х 600 и 700 х 700 мм и высотой 540-550 мм для малышей, 570 — 590 мм — для детей дошкольного возраста.

В кафетериях, где пищу принимают стоя, предусматривают высокие столы — 1050 — 1100 мм. Форма поверхности и размеры разнообразные: круглые 750 — 1300мм, квадратные 600-900 и прямоугольные шириной 500 — 700 мм, а длиной из расчета на 4-6 человек.

Размеры сиденья стульев рекомендуется принимать равными 380 х 450 — 350 х 440 мм. Кресла для ресторанов должны обеспечивать более комфортные условия, поэтому их размеры следует принимать такими: (430-500) х (420-500) мм.

Серьезное внимание уделяют подбору и расстановке подсобных и сервировочных столиков, шкафов и столиков официантов, а также столов для подносов и приборов. Выбор их определяется стилевым соответствием с основной мебелью зала, а также методами обслуживания потребителей.

Оптимальные размеры оборудования должны соответствовать росту и пропорциям человека, обеспечивать возможность рационального размещения хранимых предметов и быть достаточно мобильными.

Рекомендуемое соотношение двух-, четырех- и шестиместных столов дано в табл. 4.6.

Таблица 4.6

Примерное соотношение столов в зале, %

Тип предприятия

Число столов

двухместных

четырехместных

шестиместных

Ресторан

15

80

5

Кафе

50

50

Столовая

5

70

25

Соотношение столов может меняться в зависимости от планировочного решения зала.

При проектировании залов с самообслуживанием необходимо предусмотреть быструю и удобную уборку использованной посуды. Процесс ее уборки должен быть механизирован. Для этой цели на площади зала устанавливают ленточный транспортер по периметру стен от входа в зал до помещения моечной столовой посуды. Площадь зала при этом увеличивают примерно на 10 %. При установке транспортера предусматривают свободный доступ к нему. В том случае, если конфигурация зала не позволяет устанавливать транспортер, использованную посуду доставляют в моечную на передвижных тележках.

Ширина проходов и выбор размеров оборудования зависят от типа предприятия, а также от размеров зала, его конфигурации, формы и габаритов оборудования, а также от основных потоков движения потребителей и транспортировки посуды. С этой целью в зале устраивают главные проходы (шириной 1,2 — 1,5 м) и дополнительные (0,6 — 0,7 м) проходы между оборудованием и стеной (0,3 — 0,5 м); шириной 0,9 — 1,2 м — для распределения потоков потребителей.

В зависимости от объемно-пространственной композиции зала при длине главного прохода 12 м его ширину увеличивают до 2 м, а при 18 м и более — до 3 м. Ширину проходов вдоль стен увеличивают на 30 — 40 см, иначе создается эффект неравномерного использования мебелью площади. Ширина проходов определяется расстоянием между спинками стульев при линейном расположении столов; между углами столов — при диагональном расположении; между спинками стульев и углами столов — при смешанном расположении.

Буфет. В предприятиях с самообслуживанием буфет располагается на площади зала. Он предназначен для реализации потребителям покупных товаров, кондитерских изделий и т. п. Буфеты оборудуют прилавками-витринами для демонстрации продукции, буфетной стойкой, подшкафниками для посуды и инвентаря, холодильными шкафами и стеллажами для кратковременного хранения продукции и освободившейся тары.

Эту продукцию реализуют во многих предприятиях с раздаточных линий. Поэтому вместо традиционных буфетов предусматривают прилавки-бары для реализации коктейлей, напитков и кондитерских (мучных) изделий, легких закусок.

Прилавки-бары позволяют потребителям получить напитки и легкую закуску за стойкой. В зависимости от типа предприятия, размера и конфигурации зала барная стойка может иметь различные формы: прямолинейную, изогнутую, полукруглую, П-образную, Г-образную, ломаную и криволинейную.

Варианты компоновки баров представлены на рис. 4.29. Размещают барные стойки вдоль стен, в углу, свободно стоящими в центре, примыкающими к стене торцевой частью. Место их расположения определяется близостью необходимых кладовых, моечной столовой посуды, места складирования тары, а также удобством снабжения продуктами.

Рис. 4.29. Варианты компоновки баров:

а — бар с прямолинейной формой прилавка; б — бар с зубчатой формой прилавка; 1 — передача блюд официантам; 2— стол с ящиками, предназначенный для выполнения официантами необходимых записей; 3 — контрольная касса для официантов; 4 — кофеварка; 5 — фризер для мороженого; 6 — пристенный буфет; 7 — настенные полки; 8 — разливочный аппарат для прохладительных напитков; 9 — охлаждающая установка с мойкой; 10— охлаждающая установка с охлаждающей ванной; 11 — неохлаждаемый шкаф с ящиками.

Возможны различные приемы решения стены, к которой примыкает барная стойка: декоративное панно, росписи, витраж из цветного или зазеркального стекла; панели — деревянные или обтянутые кожзаменителем; стеллажи с посудой; декоративные растения.

Экспозиция напитков и закусок предусматривается в основном в витрине, расположенной за прилавком-баром, на полках или в самом прилавке-баре. Блюда и напитки изготовляют на глазах у потребителей. Ширина прилавка-бара 500 — 800 мм при высоте 1200 мм. Вращающиеся стулья могут закрепляться или быть приставными; размеры поверхности стульев 300 — 400 мм, высота 720— 780 мм. Прилавок-бар и стулья выполняют в едином архитектурно-художественном замысле и цветовой гамме.

Бары размещают в отдельных помещениях или в зале. Бары, расположенные в залах, позволяют эффективно использовать площади залов и оживлять атмосферу в них. Бары являются заметными функциональными элементами интерьеров.

Известны бары следующих типов: бар-буфет, витаминный, молочный, десертный, закусочный, бар-мороженое, гриль-бар, коктейль-бар, винный, пивной, кофейный, чайный и др.

Раздача в предприятиях с самообслуживанием располагается на площади зала. В норму площади на одно место в зале включена площадь, необходимая для установки раздаточных линий.

В предприятиях общественного питания для реализации блюд со свободным выбором используют немеханизированные линии раздачи обедов ЛС и механизированные линии для реализации комплексных обедов ЛККО («Поток»).

Линия ЛС имеет варианты: ЛС-А, ЛС-Б, ЛС-В и ЛС-Г. Механизированные линии раздачи состоят из комплекта оборудования для реализации кулинарной продукции с использованием функциональных емкостей, размещенного в принятом порядке (правом исполнении); различаются линии размерами оборудования и вместимостью функциональных емкостей. При установке двух или более линий в зале проводят перекомпоновку оборудования в обратном направлении.

Преимущества линии ЛС заключаются в том, что посуду, приборы и подносы загружают в тележки с выжимным устройством в моечной столовой посуды и доставляют к линии; первые блюда и гарниры поступают на линию без перегрузки в передвижных котлах, в которых осуществлялась их варка; вторые блюда и соусы загружают в передвижные мармиты в местах приготовления в функциональных емкостях, в которых они приготавливались, без перегрузки. Линии рассчитаны на обслуживание предприятий на 50 — 75 мест. Производительность линии можно увеличить путем привлечения дополнительного числа раздатчиц и изменения формы обслуживания. Схемы размещения раздаточных линий приведены на рис. 4.30.

Рис. 4.30. Схемы размещения раздаточных линий:

1 — фронтальное размещение, 2 — угловое размещение, 3 — размещение по периметру зала

Раздаточные линии отделяют от производственной зоны перегородками, от мест в зале — барьерами-поручнями на расстоянии 0,7 — 0,8 м. Для свободного обхода потребителей в очереди и увеличения пропускной способности раздаточных линий это расстояние может быть увеличено до 1,4 — 1,6 м. Ширина рабочей зоны за линией раздачи должна быть не менее 1 м. При установке за линией раздачи подсобных столов ширина рабочей зоны увеличивается на 0,8-0,9 м.

В предприятиях, работающих днем по методу самообслуживания, а вечером — с обслуживанием официантами (столовые, кафе), раздаточную линию размещают на границе производственной зоны и зоны для потребителей в нише или отделяют от зала трансформирующейся перегородкой или декоративным экраном на расстоянии от раздаточной линии 1,7 м и высотой не менее 1,8 м.

В предприятиях самообслуживания при обслуживании непрерывного потока потребителей и организации питания по комплексному меню с предварительной оплатой устанавливают механизированную линию комплектования и отпуска комплексных обедов ЛККО-2 («Поток»). Линия включает транспортер комплектации и передвижные раздаточные емкости для холодных закусок, первых блюд, вторых соусных блюд и гарниров, сладких блюд и горячих напитков. С одной раздаточной линии отпускают только один вид комплексного обеда. Производительность линии 300, 600, 800 обедов в час в зависимости от числа раздатчиков (соответственно 3; 5; 7 человек).

При установке линий «Поток» зоны комплектации обедов занимают часть площади горячего цеха, на которой размещаются транспортер и передвижное раздаточное оборудование. Для определения размеров горячего цеха на стадии проектирования необходимо прибавить к площади горячего цеха 0,2 м2 на каждое место в зале.

Площадь зала принимают без изменений в соответствии со СНиП. В зале предусматривают зоны получения обедов и подходы к ним, пункты предварительной оплаты стоимости обедов и контрольно-пропускные устройства.

Для комплектации и отпуска обедов со свободным выбором блюд в крупных предприятиях общественного питания устанавливают автоматизированные линии комплектации и раздачи обедов. Линия состоит из цепного пластинчатого транспортера комплектации с боковым расположением цепи и передвижного раздаточного оборудования. Вместо традиционной столовой посуды на линии используют специальные подносы с закрепленными емкостями, которые хранят на подвесном толкающем конвейере. После приема заказа от потребителя, сделанного в зале с помощью электронного терминала, сигнал подается на манипулятор-укладчик, который снимает спецподнос с конвейера и устанавливает его на первую платформу транспортера комплектации. Сигнал с терминала заказа о выбранных блюдах подается на соответствующие автоматические дозаторы и сигнальные лампы на тумбах у рабочих мест раздатчиков. Заполненный спецподнос подвигается к транспортеру, попадает в зал, где снимается потребителем. Столовые приборы и хлеб находятся в специальных подставках на обеденном столе. От момента приема заказа до момента получения обеда проходит 1,5 2 мин.

Для разовой раздачи и кратковременного хранения (до 30 мин) комплексных обедов применяют сквозные тепловые шкафы ШТС, которые представляют собой теплоизоляционные камеры с температурой воздуха в шкафу 60—70 "С. Шкафы устанавливают вплотную торцами между горячим цехом и залом таким образом, что их двери выходят с одной стороны в горячий цех, с другой — в зал. В каждый шкаф закатывают по две тележки-стеллажа.

Магазины кулинарии. Они предназначены для реализации полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий и сопутствующих товаров (горчица, хрен, соус и т. д.). Магазины проектируют в составе предприятий общественного питания (столовых, ресторанов, зданиях иного назначения, а также в отдельно стоящих зданиях).

Состав помещений магазина кулинарии зависит от числа рабочих мест и места его размещения: в здании предприятия общественного питания, отдельно стоящем здании или в здании иного назначения. С учетом этого предусматривают те или другие помещения: зал, отдел заказов, комплектовочную отдела заказов, подсобное помещение магазина (охлаждаемое и неохлаждаемое), приемочную продуктов, кладовую сопутствующих товаров и упаковочных материалов, моечную тары и инвентаря, административное помещение, помещение для персонала, гардероб для персонала, душевые и санузлы. Размеры площадей помещений зависят также от числа рабочих мест в магазине. Планировка магазина кулинарии на два рабочих места дана на рис. 4.31.

Рис. 4.31. Планировка магазина кулинарии на два рабочих места:

Помещения (номера позиций заключены в кружки). 1 — зал; 2— подсобное помещение.

Оборудование: 1 — охлаждаемый прилавок-витрина, 2 — холодильный шкаф; 3 — раздаточный прилавок; 4, 7 — производственные столы; 5— стеллаж, 6 — подтоварник; 8 — откидной прилавок; 9 — касса.

Форма обслуживания в магазинах — через продавцов.

Магазин кулинарии располагается на первом этаже здания с самостоятельным входом или входом из вестибюля предприятия, со стороны главного или бокового фасадов. Зал магазина должен иметь естественное освещение.

При проектировании магазина кулинарии, расположенного в здании предприятия общественного питания, предусматривают удобную связь с приемочной, если предприятие работает на полуфабрикатах высокой степени готовности, или со складскими помещениями — доготовочным, мясо-рыбным, овощным, горячим, холодным и кондитерским цехами при работе предприятия на сырье или полуфабрикатах.

При магазине кулинарии можно проектировать кафетерии с потреблением на месте горячих напитков, молока, кондитерских изделий, бутербродов и кисломолочных продуктов, а также отделы отпуска обедов на дом. В этом случае при магазине предусматривают подсобное помещение и моечную столовой посуды.

Отдел отпуска обедов на дом должен иметь удобную связь с горячим и холодным цехами, самостоятельный вход или вход из общего вестибюля предприятия. Обеды отпускают через специальное раздаточное окно. Площадь помещения отпуска обедов в составе общедоступных предприятий общественного питания должна быть не менее 20 м2.

Подсобные помещения магазина кулинарии и кафетерия могут быть объединены. Зал магазина оборудуют охлаждаемыми прилавками-витринами, раздаточными стойками, кассами, столами для упаковки товаров. Раздачу кафетерия оборудуют линией прилавков ЛСБ и включают в общую линию прилавков магазина.

Вестибюль. Входной частью предприятия служит вестибюль, который предусматривается в предприятиях круглогодичного и смешанного функционирования. В нем размещают тамбуры, холлы, гардероб для потребителей, лестничные клетки и санитарные узлы.

Вестибюль должен иметь четкую организацию потоков движения потребителей. С этой целью предусматривают свободные проходы между мебелью и отступы от стоек гардероба и зеркал. Гардероб располагают при входе в вестибюль, а далее по пути движения потребителей в зал или к лестничной клетке предусматривают санузлы.

Площадь вестибюля определяют по числу круглогодичных и сезонных мест и рассчитывают по нормам от 0,3 до 0,45 м2 на одно место. Помещение вестибюля целесообразно делать трансформирующимся для уменьшения его в летний период, чтобы иметь возможность увеличить площадь зала.

Площадь гардероба определяется из расчета 0,08 — 0,1 м2 на одно место или 0,17 м2 на одну вешалку. Число вешалок должно соответствовать числу потребителей при 100%-ной загрузке зала, включая банкетные залы, в часы пик — с 10%-ным запасом. Вдоль гардероба предусматривают свободное от основных потоков потребителей пространство шириной 1,5 — 2 м.

Для приема одежды в гардеробе устраивают окно (барьер) длиной 1 м на каждые 50 мест. Конструктивной основой барьера может служить металлический или деревянный каркас, отделанный слоистым пластиком.

Размещение гардероба может быть фронтальным, глубинным или угловым. Фронтально располагают большие гардеробы со значительной протяженностью барьера. Глубина гардероба от барьера должна быть не более 6,0 м.

Санитарные узлы запрещается располагать у наружных стен здания; их размещают внутри вестибюля одним блоком и обособляют двойными шлюзами. Шлюзами могут служить умывальные.

Умывальные в предприятиях до 100 мест устраивают открытого типа, при большем числе мест — закрытого.

При формировании интерьера вестибюля следует исходить из функциональных процессов, проходящих в нем, а также из транзитной роли этого помещения. Здесь устанавливают несколько кресел, диваны, журнальные столики, банкетки, цветочницы и стенды информации.

Объединение внутреннего пространства вестибюля с окружающей средой достигается с помощью больших остекленных наружных поверхностей и озеленения, которое способствует созданию комфортных условий и повышению художественной выразительности внутреннего пространства.

3.6. РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА И ЗАЛА

Для каждого цеха и помещения предприятия общественного питания определяют численность работников, выполняющих ту или иную работу, технологические операции, связанные с производством и реализацией продукции, мойкой посуды, тары и инвентаря, обслуживанием потребителей.

Численность производственных работников в цехах можно рассчитать по нормам времени (на единицу готовой продукции), а также по нормам выработки с учетом фонда рабочего времени одного работающего за определенный период и производственной программы цеха за тот же период.

Численность производственных работников, непосредственно занятых в процессе производства, определяют по нормам времени в соответствии с формулой

                                                                       (3.25)

где n — количество изделий (или блюд), изготавливаемых за день, шт , кг, блюд; t — норма времени на изготовление единицы изделия, с; t = К∙100; здесь К — коэффициент трудоемкости; значения коэффициентов трудоемкости К даны в Справочнике руководителя предприятия общественного питания (1981 г.); 100 — норма времени, необходимого для приготовления изделия, коэффициент трудоемкости которого равен 1 ,с; Т— продолжительность рабочего дня каждого работающего, ч (Т= 7—7,2 ч или 8—8,2 ч); λ — коэффициент, учитывающий рост производительности труда (λ = 1,14), применяют только при механизации процесса.

Численность производственных работников в столовых, а также в производственных цехах заготовочных предприятий по нормам времени находят по формуле

                                                                           (3.26)

где t — норма времени на полное приготовление блюда, включая отпуск его и мытье кухонной посуды, мин; значения t даны в Нормах времени и расценках для оплаты труда работников предприятий общественного питания за изготовление блюд, полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий.

Численность производственных работников по нормам выработки вычисляют по формуле

                                                                           (3.27)

где n количество изготавливаемых изделий или перерабатываемого сырья за день, шт (кг); Hв — норма выработки одного работника за рабочий день нормальной продолжительности, шт. (кг); значения Hв даны в Справочнике руководителя предприятий общественного питания (1981 г.); λ — коэффициент, учитывающий рост производительности труда; λ  = 1,14.

Количество изделий и норма выработки могут быть выражены в условных блюдах.

Численность производственных работников заготовочного предприятия может быть определена по укрупненным показателям:

                                                                                  (3.28)

где Gсуточный расход сырья, полуфабрикатов или готовой продукции, т, тыс.-шт.; N — численность работников на единицу перерабатываемой продукции (дается на 1 т сырья или готовой продукции, на 1 тыс. шт кондитерских изделий в ВНТП 04—86), чел/т, чел/тыс, шт.

Общая численность производственных работников с учетом выходных и праздничных дней, отпусков и дней по болезни

                                                                              (3.29)

где К1коэффициент, учитывающий выходные и праздничные дни; значения коэффициента K1 зависят от режима работы предприятия и режима рабочего времени работника (табл. 3.28).

Таблица 3.28

Значения коэффициента К1

Режим работы предприятия

Режим рабочего времени производственного

К1

7 дней в неделю

5 дней в неделю с двумя выходными днями

1,59

7 дней в неделю

6 дней в неделю с одним выходным днем

1,32

6 дней в неделю

6 дней в неделю с одним выходным днем

1,13

5 дней в неделю

5 дней в неделю с двумя выходными днями

1,13

Применение той или иной формулы зависит от специфики работы цеха, поэтому формулы (3.25), (3.26) чаще применяют при расчете численности работников доготовочного, холодного и горячего цехов, а формулы (3.27), (3.28) — мясного, рыбного, кондитерского и т.п.

Пример. Определить численность производственных работников столовой при заводе (табл. 3.29).

Таблицп 3.29

Расчет численности работников

Блюдо

Число блюд за день

Норма времени, мин

Количество времени, мин

Суп-лапша домашняя

150

2,72

408

Суп гороховый

180

0,75

135

Голубцы с мясом и рисом и соусом сметанным

150

0,7

105

Поджарка из свинины

280

2,35

423

Макароны отварные

180

0,62

111,6

Итого

 

 

1182,6

Подставляя полученные данные в формулы (3.26) и (3.29), получим

 человека;  человека.

Помещение моечной столовой посуды оборудуют посудомоечными машинами непрерывного действия, которые обслуживаются двумя операторами, или периодического, обслуживаемыми одним оператором. Если посуду моют в моечных ваннах, то численность операторов можно рассчитать по формуле (3.27). В этом случае норма выработки на одного оператора за день может быть принята равной 1000 при 7-часовом рабочем дне и 1170 при 8,2-часовом рабочем дне. Численность операторов с учетом выходных и праздничных дней определяют по формуле (3.29).

Численность мойщиков кухонной посуды и цехового инвентаря рассчитывают по формуле (3.28).

Норма выработки равна 2000 блюд при 7-часовом рабочем дне и 2340 при 8,2-часовом рабочем дне.

Численность мойщиков полуфабрикатной тары при ручной мойке

                                                                                   (3.30)

где nт — число единиц тары за день, подлежащих мытью, шт.; Hв норма выработки одного мойщика за рабочий день нормальной продолжительности; принимают равной 300 единицам тары.

Численность мойщиков кухонной посуды и полуфабрикатной тары с учетом выходных и праздничных дней находят по формуле (3.29).

Численность раздатчиков (комплектовщиков) зависит от типа и производительности принятой к установке раздаточной линии и определяется исходя из данных УкрНИИТОПа: для линии «Поток» (ЛККО-2) производительностью 300—400 обедов/ч — 3 человека, для этой же линии производительностью 600—800 обедов/ч — 6—7 человек.

Численность поваров-раздатчиков

                                                                             (3.31)

где п — количество блюд, реализуемых в час максимальной загрузки зала (принимают по таблице реализации блюд); t — средняя норма времени на отпуск одной порции блюда, с.

На отпуск одной порции супа в среднем затрачивается 8—11 с, второго горячего блюда — 11—14 с, обеда в целом — 25—30 с.

При расчете числа официантов рекомендуется принять в ресторане высшей категории 12 мест на одного официанта, первой и второй категории — 14—16; в кафе высшей категории — 16, первой — 18, второй — 20. При бригадном методе обслуживания число мест на одного официанта можно увеличить до 10 %.