Т.В. АТАПИНА

ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(на примере прощания)

Изучение комплекса теоретических вопросов, раскрывающих взгляд современной науки на обучение младших школьников речевому этикету на примере прощания на основе использования мультипликационных фильмов, позволило нам установить, что подготовка детей в этой области нужна и возможна, но в современной типовой начальной школе такая целенаправленная работа не проводится. В результате этого большая часть учащихся не осваивает в полной мере важных умений, нужных для успешного протекания коммуникативно-речевой деятельности на уроках по развитию речи, а следовательно, не получает необходимого качества знаний, возможностей для дальнейшего их совершенствования.

Чтобы осуществить деятельность младших школьников по усвоению речевого этикета на примере прощания, необходимо организовать учебный  процесс таким образом, чтобы он позволял видеть формулу речевого этикета как объект исследования, определять действия с ней задолго до того, как будет получен конечный результат. А для этого прежде всего и сам учитель должен уметь решать эти задачи. Проанализируем  особенности использования речевой этикетной формулы прощания в мультипликационных фильмах.

 В мультфильме «Винни Пух идет в гости» (авторы сценария Б.Захо-дер, Ф.Хитрук; режиссер Ф.Хитрук, художники С.Захаров, И.Вощин) в сцене прощания Винни Пуха и Пятачка с Кроликом представлен весь спектр стилистической специфики прощания: от нейтрального «До свидания» до дружеских пожеланий. Начинается диалог фразой-извинением:

Винни Пух:  Нам пора! Мы, конечно, могли бы еще немного посидеть…

Кролик:  Нет, по правде сказать, я и сам собирался уходить.

Здесь мы встречаемся со стандартной фразой, которая применяется в ситуации, когда гости «засиделись». Данную фразу нельзя отнести к позитивным явлениям этикета, но она имеет место быть в языковой норме русского языка.

Диалог продолжается фразами:

Винни Пух:  А, ну хорошо. Тогда мы пошли.

Это стандартная фраза, которая используется в акте прощания, несет в себе минимальную эмоционально-смысловую нагрузку.

Далее сцена прощания затягивается:

Кролик:  Всего хорошего!

Винни Пух:  Спасибо!

Кролик:  Что вы, что вы, не за что.

Звучит стандартная форма ответа на благодарность.

Винни Пух:  До свидания.

Кролик:  Будьте здоровы.

Диалог заканчивается традиционными пожеланиями, характерными для большинства ситуаций прощания: дружеской, деловой; эмоционально-нейтральной.

Возможен и менее насыщенный акт прощания. Например, в мультфильме «Двенадцать месяцев» (сценарий С.Маршака и Н.Эрдмана, постановка И.Иванова-Вано, режиссер М.Ботов, художники-мультипликаторы Е.Хлудов, Т.Федорова и др.) есть такая сцена:

Девочка:  Прощай, Апрель-месяц!

Апрель: Прощай, милая, жди нас в гости. Все мы к тебе придем, каждый в свою пору.

Девочка:  Спасибо, братья-месяцы! Не забуду я вашего новогоднего костра.

Месяцы: В добрый путь! Зеркалом дорога!

 

В этом отрывке представлена форма прощания с обращением к собеседникам, участвующим в разговоре (Апрель-месяц, милая, братья-месяцы): «Прощай, милая!», «Прощай, Апрель-месяц». Затем идут: обещание вернуться, представленное традиционной фразой «Жди в гости» и конкретизированное предложением о временной специфики визита; благодарность, осложненная обращением и местом назначения будущей встречи. Заканчивается диалог репликой-пожеланием традиционного содержания, но с фольклорно-литературной спецификой – «Зеркалом дорога!» (в значении «доброго пути!», аналог: «скатертью дорога!»).

Порой в мультфильмах встречается косвенная форма прощания. В мультфильме «Малыш и Карлсон» (автор сценария Б.Ларин, режиссер Б.Степанцев, художники-мультипликаторы А.Савченко, Ю.Бутырин) картины прощания как таковой нет, но из монолога Фрекен Бок мы узнаем о том, что «Карлсон улетел», попрощался через нее и «Обещал вернуться». Здесь через косвенную речь иного лица мы узнаем о факте прощания. Карлсон передал свои пожелания Малышу через третье лицо. В данном фрагменте мультфильма имеет место прощание с обещанием вернуться.

Итак, как видно из приведенных  примеров, в мультипликационных фильмах акт прощания многоаспектен, представлен в различных ситуационных контекстах, но объединяют все эти ситуации лексически стандартные речевые формы с непременным семантическим отягощением фразой прощания. Для мультфильма, как эмоционально насыщенного жанра, несвойственно односложное прощание (например, в форме «До свидания»). Это не соответствует законам жанра – в мультфильме фраза-прощание сопровождается лексически или эмоционально неким комментарием (эмоционально – сожалением, радостью, огорчением, надеждой и пр.; лексически – обещанием вернуться, пожеланием благополучно добраться, надеждой на будущую встречу и пр.). Кроме того, в мультфильмах прощание характеризуется композиционным построением и языковыми средствами (номинацией, пожеланием, алгоритмом предполагаемого действия, обращением и др.), позволяющими героям мультфильмов выразить свои чувства по отношению к адресату и факту предполагаемого действия при помощи норм речевого этикета.

Таким образом, прощание в мультипликационных фильмах употребляется как приветствие при расставании надолго или навсегда; это финальная ситуация общения, следовательно, средством выражение речевого этикета здесь служат финальные реплики.

Проведенный нами анализ особенностей использования  прощания в мультипликационных фильмах может лечь в основу методических разработок  уроков по обучению младших школьников речевому этикету. На уроках детям могут быть предложены следующие задания:

Задание №1.

Просмотрите отрывок из мультфильма  «Винни Пух идет в гости» (авторы сценария Б.Заходер, Ф.Хитрук; режиссер Ф.Хитрук, художники С.Захаров, И.Вощин) сцену прощания Винни Пуха и Пятачка с Кроликом, и ответьте на вопросы:

1.Что происходит в просмотренном отрывке?

2.Что каждый из участников события говорит?

3.Вежливо ли ведет  себя Винни Пух? А Кролик? Какие слова свидетельствуют нам об этом?

4.Какие слова позволяют  нам понять, что Винни Пух собирается уходить?

Задание №2.

Посмотрите отрывок  из мультфильма «Винни Пух идет в гости» еще раз:

1.Запишите слова, которые относятся только к акту прощания.

2. Какие еще слова говорят Вини Пух и Кролик прощаясь?

3. Что выражают эти слова?

Таким образом, использование мультипликационных фильмов в обучении речевому этикету на примере прощания позволяет организовать деятельность младших школьников по решению этой проблемы совсем иначе, по-новому.