Содержание

1. Теоретическая часть. 3

1. Понятие  качества и управления качеством. 3

2. Основные функции управления качеством. 3

2.1. Состав, содержание и характеристика основных функций. 3

2.2. Показатели качества продукции. 11

2. Практическая часть. 13

Задание № 1. 13

Задание № 2. 16

Задание № 3. 17

Список литературы.. 24

1. Теоретическая часть

1. Понятие  качества и управления качеством

Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, направленные на управление и контролирование процесса, устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех стадиях петли качества (от проектных разработок или планирования до подведения итогов) для достижения требуемого результата. Управление качеством продукции - это подготовка и внесение в план по качеству, нормативную, техническую документацию значений показателей качества вновь осваиваемой или модернизируемой продукции или изменений показателей качества выпускаемой продукции, а также выполнение необходимых работ по достижению и поддержанию этих значений показателей.

Под управлением качеством понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование[5,с .190].

Из этих определений следует, что обеспечение качества представляет собой лишь часть работ по управлению качеством продукции. Они могут выполняться как в рамках управления качеством, так и автономно.

2. Основные функции управления качеством

2.1. Состав, содержание и характеристика основных функций

Функции управления качеством - классифицированные действия по управлению качеством продукции, соответствующие особенностям объекта и субъекта управления и целям управления.

Функции[3, 8 и др.]:

1.Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции (установление перспективного технического уровня и качества с учетом потребностей народного хозяйства), результаты прогнозирования являются исходными данными для планирования повышения качества продукции;

2.планирование повышения качества продукции (установление показателей работы предприятий в области повышения качества продукции, а также разработку планов, обеспечивающих достижение этих показателей);

3.аттестацию продукции предприятия;

4.разработку и постановку продукции на производство (создание конструкторской документации и опытных образцов продукции высокого технического уровня и качества, освоение выпуска этой продукции);

5.технологическую подготовку производства;

6.метериально-технического обеспечение производства;

7.метрологическое обеспечение (обеспечение единства, точности и достоверности измерения качества продукции и качества средств производства);

8.подбор, расстановку, воспитание и обучение кадров;

9.обеспечения стабильного уровня качества продукции (сохранение и поддержание ритмичности производства, соблюдение заданных технологических режимов и трудовых процессов);

10.организацию хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта;

11.стимулирование качества продукции (моральное и материальное стимулирование работников объединений (предприятий) с целью создания продукции высокого качества)

Для исследования функций управления качеством рассмотрим представленную в новом стандарте ИСО 9001 концептуальную модель процесса управления качеством (рис. 1).

Рис. 1. Модель управления качеством [7, с.1 76]

Согласно заявленному в стандарте подходу к управлению как к процессу, такая модель должна, наверное, наглядно отражать именно ПРОЦЕСС управления качеством. В соответствии с процессным подходом в науке управления [8] такой процесс понимается как непрерывная цепь логически взаимосвязанных управленческих функций, воздействующих на производство с целью обеспечения качества.

На модели же вместо управленческих функций представлены чрезмерно обобщённые элементы процесса (рис. 1), среди которых не нашлось места даже таким основополагающим функциям как контроль и принятие решений.

В модели  на рис. 2 более подробно представлены все функции, которые в совокупности образуют процесс управления качеством (рис. 2). При этом, поскольку управление качеством включает в себя вертикальный и горизонтальный процессы, все функции должны быть распределены по двум группам.

В первую группу необходимо включить функции:

·                    взаимодействие с внешней средой, в первую очередь – с клиентами

·                    (потребителями) и поставщиками;

·                    принятие решений стратегического и тактического характера;

·                    определение целей и политики в области качества;

·                    планирование качества;

·                    организация работ по качеству — создание или улучшение системы качества, обеспечение материальными ресурсами, создание необходимой инфраструктуры и рабочей среды;

·                    управление персоналом.

Эти функции, как представляется, относятся к общему руководству качеством (quality management) и образуют “вертикальную петлю качества”. Они организуют производственный процесс и задают ему необходимые параметры.

Во вторую группу включаются функции, которые относятся к оперативному управлению качеством (quality control) и образуют “горизонтальную петлю качества”:

·                    контроль качества в производственном процессе;

·                    информационное обеспечение качества;

·                    разработка мероприятий, направленных на повышение качества, а также – на устранение, предупреждение и профилактику дефектов;

·                    принятие оперативных решений по разработанным мероприятиям;

·                    реализация мероприятий при управлении производственным процессом.

Рис. 2. Функции  управления качеством в модели [7,с . 177]

Оперативное управление осуществляется путём реализации этих функций в соответствии с целями, планами и параметрами производственного процесса, установленными при выполнении функций, входящих в вертикальную петлю качества.

Кроме этого, на модели перед входом в процесс вместо заказчика, как это сделано на рис. 1,  представлен поставщик (рис. 2), который является одним из основных элементов в деятельности предприятия и всегда изображается на подобных схемах..

Таким образом, применяя процессный подход к управлению качеством, мы получаем другую модель (рис. 2), на которой представлены все перечисленные выше управленческие функции, составляющие содержание процесса управления качеством. И это не какие-то надуманные функции. Их постоянно приходится выполнять на практике при управлении качеством продукции на предприятиях [2; 7].

В отличие от модели, приведенной в стандарте на рис. 1, в предлагаемой модели (рис. 2) КЛИЕНТ (ПОТРЕБИТЕЛЬ) изображён только один раз. Отсутствие клиента непосредственно перед входом в производственный процесс не означает, что его требования не учитываются перед началом производства. Как показано на рис. 2, именно с потребителя начинается “вертикальная петля качества”. Это значит, что требования потребителя учитываются, начиная с анализа контракта при выполнении функции “взаимодействие с внешней средой”, и закладываются в производство при выполнении функций “планирование качества” и “организация работ”.

ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА на предлагаемой модели побуждается требованиями потребителей и информацией о достижениях конкурентов и научно-техническом прогрессе и обеспечивается реализацией всех функций управления качеством, в том числе — разработкой и внедрением мероприятий по повышению качества в конце каждого цикла управления. После успешной реализации необходимых мероприятий каждый последующий цикл управления проходит на более высоком уровне – по “спирали качества” [2; 7].

Сопоставление новой модели, изображенной на рис. 1 с моделью на рис. 2 показывает, что часть функций, представленных в модели (рис. 2), напрямую совпадает с рекомендуемыми элементами, указанными в тексте стандарта (политика качества, планирование качества, корректирующие меры, обучение персонала). Для полного соответствия с новой моделью необходимо распределить остальные элементы, приведенные в тексте стандарта, по функциям, указанным в новой модели.

Так, например, элементы “Измерение, анализ и улучшение” предлагается распределить по функциям “Контроль” и “Разработка мероприятий”, а элементы “Процессы, связанные с потребителем” и “Закупки” включить в функцию “Взаимодействие с внешней средой”. Элемент “Система управления качеством”, включающий разработку процедур системы качества и руководства по качеству и назначение представителя руководства, целесообразно переименовать в “Разработку системы качества” и включить его в функцию “Организация работ”. Элемент “Управление ресурсами” (кроме управления человеческими ресурсами и информацией) целесообразно включить в функцию “Организация работ”. Учитывая ключевую роль мотивации персонала в управлении качеством, её необходимо в обязательном порядке предусмотреть в составе функций управления персоналом.

Распределение элементов системы качества, приведенных в тексте стандарта, по управленческим функциям, указанным в новой модели (рис. 2), позволяет получить методологию, строго соответствующую процессному подходу, изображенному на новой модели. В результате содержание и структура основной части стандарта будут представлять собой последовательное изложение логически взаимосвязанных управленческих функций[6,с . 109]:

1.                Взаимодействие с внешней средой, в первую очередь — с потребителями и поставщиками.

2.                Принятие стратегических и тактических решений руководством предприятия в процессе управления качеством по вертикальной петле.

3.                Определение целей и политики в области качества.

4.                Планирование качества.

5.                Организация работ по качеству, в том числе – разработка системы качества, создание необходимой инфраструктуры и рабочей среды с обеспечением необходимыми материально-техническими ресурсами.

6.                Управление персоналом, в т.ч. обучение и мотивация персонала.

7.                Контроль качества на всех стадиях производственного процесса.

8.                Информационное обеспечение качества.

9.                Разработка корректирующих, предупреждающих и профилактических мероприятий, направленных на поддержание или повышение качества выпускаемых изделий.

10.           Принятие оперативных решений руководством предприятия по разработанным мерам в процессе управления по горизонтальной петле.

11.           Реализация мероприятий в производственном процессе или при корректировке планов и организации работ. При этом обеспечивается взаимодействие горизонтального и вертикального процессов управления.

Два основных понятия в контроле качества – это измерение контролируемых параметров и их распределение. Для того чтобы можно было судить о качестве продукции необязательно измерить такие параметры, как прочность материала, бумаги, масса предмета, качество окраски и т.д.

Второе понятие – распределение значений контролируемого параметра – основано на том, что нет двух совершенно одинаковых по величине параметров у одних и тех же изделий; по мере того, как измерения становятся все более точными, в результатах измерений параметра обнаруживаются небольшие расхождения.

Изменчивость «поведения» контролируемого параметра бывает 2 видов. Первый случай – когда значения его составляют совокупность случайных величин, образующихся в нормальных условиях; второй – когда совокупность его случайных величин образуется в условиях, отличных от нормальных под действием определенных причин.

Персонал, осуществляющий управление процессом, в котором формируется контролируемый параметр, должен по его значениям установить: во-первых, в каких условиях они получены (нормальных или отличных от них); и если они получены в условиях, отличных от нормальных, то каковы причины нарушения нормальных условий процесса.  Затем принимается управляющее воздействие по устранению этих причин.

2.2. Показатели качества продукции

Потребности обычно выражаются в свойствах, в их сравнении с аналогичными свойствами базового, или эталонного, образца[9, с. 155].

Такими свойствами могут быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др. Все свойства продукции выделены в группы: показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения); показатели надежности и технологичности; показатели унификации и стандартизации; эстетические показатели; эргономические показатели; показатели транспортабельности; патентно-правовые показатели; экологические показатели; показатели безопасности.

В зависимости от потребности используется тот или иной показатель. Так, например, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности; в целях экономии финансовых средств на проведение ремонтов – ремонтопригодность, а в целях снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии – долговечность.

Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие с точки зрения надежности эксплуатации – безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.

Показатели технологичности – показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все изделия могут быть подразделены на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше коэффициент стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.

Экономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность формы).

Показатели транспортабельности отражают степень возможности транспортировки изделия различным транспортом без нарушения его свойств.  Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции. Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.

Указанные показатели в совокупности создают базу для сравнения с другой аналогичной продукцией, позволяют оценить их технический уровень и качество.

2. Практическая часть

Задание № 1

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

         Дайте характеристику продукции по  13 показателям качества  в виде табл. 1.

РЕШЕНИЕ

         В качестве условного примера  в задании используем товар: сотовый телефон.

         Характеристику продукции представим в виде табл. 1

Таблица 1

Характеристика сотового телефона Samsung X480

Группа показателей качества

Характеристика группы

Показатели качества

1. Назначение

Характеризует природные или технические совершенства данной продукции и соответствие ее своему функциональному назначению

Сотовый телефон предназначен для обеспечения беспроводной  мобильной связи  между людьми и полностью отвечает  своему функциональному назначению, так как  обеспечивает доступность связи  между людьми в любой момент времени и в любом месте

2. Технологичность

Характеризует эффективность конструктивных и технологических  решений, обусловливающих  необходимую производительность  общественного производства

Высокотехнологичное средство связи большие технические возможности при  достаточно сложной,  но компактной конструкции

3. Сохраняемость

Характеризует приспособленность продукции  к сохранению показателей  ее качества в течении и после хранения и транспортирования

Телефон  (экран и кнопки) защищен  крышкой,  обеспечивающей значительную сохранность его функциональных элементов

4. Ремонтопригодность

Характеризует приспособленность изделия  к предупреждению, обнаружению и устранению отказов  и повреждений при  техническом обслуживании и ремонте

Сотовый телефон достаточно прост для специалиста при повреждениях, однако  не рекомендуется устранять недостатки и поломки  человека, не обладающему определенными знаниями

5. Безотказность

Характеризует способность изделия сохранять  работоспособность в  течение некоторой  наработки без вынужденных перерывов  вследствие возникновения  отказов

Сотовый телефон  при правильной эксплуатации работоспособен в течение длительного срока времени ( 2- 5 лет)

6. Долговечность

Характеризует способность изделия  сохранять работоспособность до наступления некоторого предельного состояния необходимыми перерывами для технического обслуживания и текущих ремонтов

При правильной эксплуатации сотовый телефон  характеризуется  значительной долговечностью

7. Эргономичность

Характеризует свойства изделия, которые проявляются в системе  «человек- изделие-  среда использования»  и влияют на эффективность деятельности человека при его взаимодействии с изделием (гигиенические, антропометрические, психофизиологические)

В плане гигиеничности абсолютно безвреден, психофизиологические свойства характеризуются исключительно положительно, особенно психоэмоциональные (обеспечивая мобильность и доступность, а также прочий сервис)

8. Стандартизация и унификация

Характеризует насыщенность изделия  стандартизованными и  унифицированными частями

Сотовый телефон  состоит из стандартных частей

9. Патентное право

Характеризует качество и весомость  новых изобретений, реализованных в данном изделии, а также возможность  беспрепятственной  реализации оцениваемого изделия внутри страны и за рубежом

Сотовые телефоны могут беспрепятственно реализовываться внутри страны и за рубежом

10. Эстетичность

Характеризует способность отдельных видов продукции  удовлетворять человеческие потребности в красоте

Сотовый телефон с точки зрения эстетики создает очень благоприятное впечатление

11.Транспортабельность

Позволяет количественно охарактеризовать  приспособленность данной продукции качества к ее перевозкам

В связи с очень маленькими размерами и объемами  транспортабельность  очень высокая

12. Безопасность

Характеризует особенность продукции , обуславливающих безопасность лиц, взаимодействующих с этой продукцией

Сотовый телефон абсолютно безопасен в эксплуатации

13. Экология

Характеризует степень воздействия на природу побочных явлений, сопровождающих  процесс использования данной продукции

Сотовый телефон не оказывает абсолютно никакого воздействия на окружающую среду

Задание № 2

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

         Разработать программу  повышения качества  своей работы, указав занимаемую должность. Программа  оформляется в виде таблицы 2. Сделать выводы о результатах повышения качества своей работы.

РЕШЕНИЕ

Таблица 2

Программа повышения качества работы налогового инспектора

Мероприятия

Сроки

Ресурсы, руб.

Ответственный исполнитель

1. Соблюдение графика регламентированных перерывов на отдых

Ежедневно

График регламентированных перерывов

Самостоятельно

2. Использование более прогрессивной техники (в частности, более совершенных моделей компьютера)

1- 2 месяца

Финансирование инспекции из бюджета

Заведующий  по хозяйственной части

3. Автоматизация, устранение «ненужной» бумажной работы

1-2 месяца

Использование компьютеров

Самостоятельно

4. Создание благоприятного интерьера рабочего помещения с целью повышения работоспособность и психологического удовлетворения окружающим пространством

2 недели

Финансирование  из склада строительными материалами и прочими предметами интерьера

Заведующий по хоз части

5. Продумать  рабочее место (расположение стола, стула, компьютера, предметов на столе)

1 день

Собственный талант

Самостоятельно

6.  Еженедельное проведение совместной учебы  по изменениям законодательства с участием начальства

1 день в неделю

Рабочее время начальника и всех сотрудников

Начальник отдела

7. Свободный доступ к Интернету

Ежедневно

Финансирование  из  ресурсов инспекции

Самостоятельно

8. Выдача справочников и книг по соответствующим  рабочим местам

1 раз в месяц

Финансирование из ресурсов инспекции

Заведующий по хоз части

Задание № 3

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

Дать описание методов сертификации, применяемых на предприятии.

РЕШЕНИЕ

         Исследование методов сертификации проводим на примере  строительной организации ЗАО «Стройка».

1. Определение сертификации, принципы и ее основные виды

В условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно только представив потенциальным потребителям достоверную информацию о качестве товара. Исходя из необходимости обеспечения потребителя объективной и достаточной информацией о качестве стал распространяться третий вид контроля - сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, независимой организацией.

Почти во всех странах Западной Европы, США и Японии обязательная сертификация получила значительное распространение и связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды. Во многих странах сертификация основывается на законах о безопасности, сертификации продукции, потенциально опасной для людей и окружающей среды.

Сертификация основывается на следующих основных принципах:

1.                 обеспечение государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве;

2.                 добровольности либо обязательности;

3.                 объективности, т.е. независимости от изготовителя и потребителя;

4.                 достоверности, т.е. использования профессиональной испытательной базы;

5.                 исключения дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей;

6.                 предоставления изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории;

7.                 установления ответственности участников сертификации;

8.                 правового и технического обеспечения, а также многофункциональности использования результатов сертификации (сертификатов и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребителями, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, арбитражем, судом;

9.                 открытости информации о положительных результатах сертификации или о прекращении действия сертификата;

10.            разнообразия форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.

Основные виды сертификации: обязательная сертификация и добровольная сертификация.

Обязательная сертификация - подтверждение соответствия продукции (процессов) требованиям технических регламентов (требованиям безопасности).

Добровольная сертификация - подтверждение соответствия продукции (процессов) любым требованиям, устанавливаемым заказчиком.

В случае если сертификация продукции (процессов) является обязательной, выдаваемый сертификат соответствия изготавливается на желтом бланке. Если сертификация является добровольной сертификат качества печатается на синем бланке.

Постановление Госстандарта РФ от 30 июля 2002 г. N 64 "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии" регламентирует необходимость получения сертификата соответствия на ту или иную продукцию (процесс), в случае, если продукция (процесс) входит в данную номенклатуру, она подлежит обязательной сертификации.

2. Основные документы по сертификации

Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России регламентируются Законом РФ "О сертификации продукции и услуг", принятым 10 июня 1993 г., он отвечает международным нормам в этой области. Организация и контроль работ по сертификации в РФ осуществляется Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Методическое руководство этой работой осуществляет ВНИИ сертификации.

Согласно этому закону сертификат соответствия (далее - сертификат) - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым, по правилам, установленным в данной системе сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

3. Этапы проведения сертификации

Организация сертификации включает в себя две стадии:

1.     обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;

2.     организация и проведение сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации.

Сертификация включает экономическую и организационно-технические аспекты.

4. Краткая характеристика ЗАО «Стройка»

Закрытое  акционерное общество ЗАО «Стройка- 2004»  было основано и зарегистрировано 6 июня 1997 года в Хабаровской Городской регистрационной палате (свидетельство № 123456). Юридический адрес организации: Проспект Ленина – 34. Банковские реквизиты: ИНН 5409165789/ КПП 5409100101, БИК 0453600, расчетный счет № 40708967800000012345 в Сибирском банке Сбербанка России.

Организация была зарегистрирована  в качестве открытого акционерного общества. Уставной капитал организации в размере 150000 рублей образован вкладами (долями)  100 участников (22 юридических и 78 физических лиц), каждый из которых владеет  10  обыкновенными акциями номинальной стоимостью 150 рублей. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Как прописано в Уставе ЗАО  «Стройка -2004» основной целью деятельности общества является получение прибыли и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей населения в жилье и бытовых услугах (строительно-монтажных).

Основной вид деятельности - оказание строительно-монтажных услуг по ремонту зданий и сооружений, оптовая реализация строительных материалов.

В последние два года организация ЗАО  «Стройка- 2004»  получила лицензию на право осуществления строительной деятельности (лицензия № 5678950). Таким образом, начиная с 2002 года  ЗАО  «Стройка - 2004» занялось возведением зданий и сооружений, преимущественно для частных лиц (коттеджи и частные дома). В 2004 году организация запланировала строительство трех многоквартирных домов, что является новым инновационным направлением деятельности организации.

На сегодняшний день организация относится к числу средних предприятий строительного рынка.

4. Виды сертификатов, используемых на ЗАО «Стройка»

Строительная продукция ЗАО  «Стройка» удовлетворяет основную потребность населения - потребность в жилье, она имеет ряд положительных характеристик:  относительная недорогая и вполне доступна по цене тем средним селения, которые имеют возможность приобрести жилье в Новосибирске. Кроме того, продукция ЗАО «Стройка-2004» отличается высоким качеством исполнения, использованием экологически чистых строительных материалов, отличной планировкой помещений, долговечностью и надежностью возводимых зданий и сооружений. Кроме того, возводимые здания создаются при работе архитекторов - специалистов и дизайнеров и потому имеют оригинальный внешний и эстетический вид, отличаются неповторимостью дизайна.

Реализуемая предприятием продукция отличается высоким качеством и надежностью использования. Более того, организация получила лицензию на право продажи товаров  строительного назначения. Вся предлагаемая продукция полностью соответствует по показателям и составу выдвигаемые требованиям ГОСТ к строительным материалам.

ЗАО «Стройка» на сегодня имеет сертификат на ведение строительно- монтажных работ (лицензия). Кроме того, все строительные материалы, используемые организацией в процессе СМР обязательно сопровождаются соответствующими сертификатами по каждому виду материал от производителя.

5. Структура сертификации на ЗАО «Стройка»

Сертификация продукции на ЗАО «Стройка»  проводится с целью оценки ее соответствия требованиям, установленным в стандартах и технических условиях на продукцию, включая область ее применения (соответствие назначению), а также приведенным в строительных нормах и правилах расчетным и другим характеристикам. Сертификация продукции на ЗАО «Стройка» может проводиться также на соответствие требованиям международных и национальных стандартов зарубежных стран.

Для наиболее полной оценки свойств сертифицируемой новой отечественной или импортируемой продукции, связанных с надежностью и долговечностью зданий и сооружений, и при отсутствии их в действующих нормативных документах сертификация  на предприятии может проводиться по специальным программам, устанавливающим порядок и правила проведения сертификации данной продукции, показатели, подтверждающие соответствие продукции ее функциональному назначению с учетом особенностей продукции, условий ее производства, эксплуатации и т.п., а также методики определения этих параметров. Сертификацию продукции, в том числе импортируемой в Россию, проводят органы по сертификации продукции, аккредитованные Минстроем России в Системе сертификации ГОСТ Р на право проведения сертификации.

Выбор схемы для проведения добровольной сертификации продукции  на ЗАО «Стройка» осуществляет заявитель по согласованию с органом по сертификации. Схему проведения обязательной сертификации устанавливает Минстрой России для продукции конкретного вида. При обязательной сертификации продукции на ЗАО «Стройка», введенной законодательством Российской Федерации, подтверждается ее соответствие обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья и имущества людей и охрану окружающей среды, которые установлены в государственных стандартах, строительных нормах и правилах, технических условиях на продукцию, относящуюся к номенклатуре продукции, закрепленную за Минстроем России, или в международных и национальных стандартах других стран в области строительства, введенных в действие на территории Российской Федерации в установленном порядке.

Обязательное условие для выдачи сертификата Госстроя для предприятия  - наличие санитарно-эпидемиологического заключения (гигиенический сертификат) и пожарного сертификата на продукцию, правда пожарный сертификат нужен не везде. Таким образом, получается, что сертификат Госстроя тянет за собой необходимость получения других, подчас весьма дорогих (пожарный сертификат) документов. Что касается испытаний для получения сертификата Госстроя, то они, как и пожарные, довольно дорогие, поэтому и сам сертификат получается дорогой.

Таблица 3

Схема проведения сертификации на ЗАО «Стройка»

№ п.п.

Объект сертификации

Испытание производства

Проверка

1

2

3

4

 

1

Здания и сооружения (приемка)

Испытание типа

 

2

Производство строительномонтажных работ

Сертификация системы качества производства работ

 

3

Здания и сооружения Конструкции для ответственных видов строительства

Испытание каждого образца

 

Список литературы

1)    ГОСТ 22851-77. Выбор номенклатуры показателей качества промышленной продукции. Основные положения.

2)    Гличев А.В. Основы  управления качеством продукции. – М.: Стандарты, 2002

3)    Горбашко Е.А. Управление качеством промышленной продукции за рубежом. – Л.: ЛФЭИ, 2003

4)    Качалов В.А. Разработка политики в области качества: анализ первого опыта//Стандарты и качество. – 2002. - № 3. – С. 43-48

5)    Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль. 5. – М.: ИНФРА-М, 2002

6)    Ноулер Л., Дж. Хауэлл. Статистические методы контроля качества продукции. – М.: Стандарты, 1989

7)    Статистические методы управления качеством/ Под ред. Х. Кума. – М.: Финансы и статистик, 2002

8)    Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник. – М.: Филинъ-Рилант, 2001