Содержание

1. Требования к качеству  материальных ресурсов. 3

2. Определение поставщиков материально- технических ресурсов. 4

3. Понятие входного контроля и управление им. 10

Список литературы.. 15

1. Требования к качеству  материальных ресурсов

Качеством продукции   называется совокупность таких ее свойств, которые обуславливают пригодность  данной продукции удовлетворять определенные  потребности в соответствии с ее назначением.

Качество материальных ресурсов является  одной из наиболее важных характеристик. Поэтому именно тема  исследования   показателей качества выбрана  для изучения в рамках данной работы.

Постоянное увеличение используемых в производстве орудий труда, расширение объемов производства, ввод в действие новых основных фондов и капитальное строительство требуют все большего и большего количества сырья, материалов, топлива и энергии. Сырье, материалы, топливо и энергия объединим в данном контексте общим понятием - материальные ресурсы  хотя данное понятие гораздо шире.

Основой для принятия управленческих решений при определении требований к качеству является информация о том, кто может быть потенциальным потребителем предлагаемых ресурсов, какие их виды, какое их качество, за какие деньги и в какие сроки могут его заинтересовать, какова его удовлетворенность качеством ресурсов, присутствующих на рынке. Отсюда необходимость непрерывного изучения потребительского спроса и удовлетворенности потребителей с позиций качества, поиск новых секторов рынка, новых потребителей[4,с .109].

Реализация целей в отношении требований к качеству материальных ресурсов начинается с ясного, детального, документированного понимания того, что такое качество данного ресурса (чем придется управлять) и в чем оно выражается.

Дискуссии на тему, «что такое качество», начаты давно и не прекращаются до сей поры. С точки зрения практической работы по обеспечению качества ресурса наиболее приемлемым является определение, приведенное в известном международном стандарте ИСО 8402, по которому качество - это совокупность свойств (характеристик) ресурса, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Сегодня понятие качества ресурса включает и качество услуг, связанных с его поставками и послепродажным обслуживанием (доступность приобретения, сервисное и гарантийное обслуживание, легкость утилизации и т.п.).

Свойства (характеристики), выражающие качество материального ресурса, в отечественной практике принято называть показателями качества.

К показателям качества ресурса можно отнести только те свойства и характеристики, которые можно измерить, оценить, проверить. Только в этом случае их можно прогнозировать, выбирать, планировать, нормировать, контролировать, а следовательно, воздействовать на них, ими управлять, а значит, и обеспечивать.

Отсюда следуют следующие требования:

1.     качество любого ресурса только тогда может стать объектом управления и обеспечения, если его можно выразить через измеряемые показатели качества;

2.     обнаруживая, предугадывая, предлагая потребителю, заказчику, клиенту новое свойство ресурса, разработчик должен сразу же найти для него свои показатели качества;

3.     требования к качеству выражаются через состав и значения показателей качества.

2. Определение поставщиков материально- технических ресурсов

Каждый предприниматель стремиться получить максимальную прибыль за счет расширения своего бизнеса, увеличения рынка сбыта и наращивания объемов производства. Основу успеха бизнеса будет составлять выпускаемая продукция, отвечающая запросам потребителей. Основным критерием повышенного спроса на продукцию является качество продукции. Невозможно добиться производства качественной продукции без использования качественного сырья. Интеграция производства и заготовительной деятельности начинается задолго до самого процесса производства. При этом инициативной стороной является именно система производства[3, с.1 98].

В самом начале создания структуры заготовительной логистики и в дальнейшем должен регулярно проводится анализ вариантов поставок.

Данный анализ начинается с изучения и использования потенциальных и фактических возможностей собственного производства. В связи с этим большое значение имеет определение натуральных показателей самообеспечения, правильный расчет внутрисистемного (внутризаводского) оборота, т.е. той части промышленной продукции, которая в данном периоде должна быть произведена и употреблена для производственных нужд предприятия.

Руководствуясь расчетным показателем, разрабатывается программа логистического внутрисистемного отпуска, которая должна быть многовариантной и во всех случаях экономически обоснованной, опираясь на динамику внешних и внутренних факторов производства. Установление структуры поставляемых ресурсов за счет собственного производства должно зависеть от определенных разумных приделов. Последние рассчитываются в натуральном и системном выражении путем сопоставления совокупных затрат по самообеспечению и осуществлению закупок. Поэтому в заготовительной логистики особое место отводится процессу закупок.

Главной целью управления процессом закупок является адекватное и полное удовлетворение потребностей производства.

Организация процесса закупок имеет свои этапы[2,с .1 66]:

1.     Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.

2.     Выбор формы и источников материально-технического снабжения.

3.     Размещение заказов и их реализация.

4.     Организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности.

5.     Поддержание отношений с поставщиками.

В организационном отношении исследование рынка, как с целью реализации готовой продукции, так и с целью осуществления закупок на предприятии, часто осуществляется одним подразделением.

Для производителей при изучении товарного рынка используют два основных подхода, определяемый стратегией и тактикой предприятия:

1.     как поставщика готовой продукции;

2.     как потребителя материальных ресурсов.

Статус поставщика обязывает предприятие в первую очередь учитывать интересы покупателей.

Статус же потребителей дает возможность предприятию учитывать собственные интересы и строить свои взаимоотношения с поставщиками на основе моделирования условий материально-технического обеспечения. С этих позиций предприятие выступает конечным звеном логистической цепи, в которой действуют поставщики, посредники, перевозчики.

На любом предприятии выполняются служебные обязанности связанные с закупкой сырья и материалов, а для торговых предприятий готовой продукции. В зависимости от объема работ выполнение функции снабжения предприятия возлагается на отдел (службу) снабжения, состоящий из одного или нескольких человек. Эффективная работа отдела напрямую зависит от результатов деятельности связанной с отслеживанием ситуации на рынке поставщиков, выявлению потенциальных и реальных поставщиков. Выполнение данной работы носит не разовый, а постоянный характер, так как производство имеет тенденцию к расширению и на рынке появляются новые компании, а также материалы. Для поиска поставщиков используется стандартная схема, состоящая из четырех этапов:

1 этап — поиск потенциальных поставщиков. Для поиска потенциальных поставщиков используется следующий механизм действий:

1.     проведение конкурсов (тендеров);

2.     изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.);

3.     посещение ярмарок, выставок;

4.     личные контакты с возможными поставщиками (переписка, телефонные обзвоны, деловые встречи).

Конкурсные торги (тендеры) — распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Тендеры проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую денежную сумму или наладить долгосрочные связи. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель решает проблему получения требуемого предложения, одновременно, выбирая наилучшего поставщика. Проведение тендера осуществляется по следующей схеме[5, с. 98]:

1.     формирование условий тендера;

2.     разработка и публикация тендерной документации;

3.     рекламная кампания;

4.     проверка оценочной квалификации участников тендера;

5.     проведение анализа тендерных предложений;

6.     определение победителя тендера.

По итогам первого этапа формируется список потенциальных поставщиков, который может постоянно дополняться.

2 этап — проверка поставщиков. Одним из условий долгосрочной работы с новым поставщиком, является надежность, финансовая ликвидность компании. Компания, которая готова стать вашим долгосрочным поставщиком, становиться вашим партнером. Именно на стадии знакомства происходит проверка потенциального партнера, а не на стадии сотрудничества. Если поставщик окажется недобросовестным, то у потребителя могут возникнуть проблемы в налаженной работе производства и может привести к финансовым потерям. Поэтому важно выявить надежность поставщиков до заключения договора. Для проверки надежности поставщика может быть получена информация из следующих источников:

1.     личная встреча с руководством компании;

2.     финансовая отчетность поставщика;

3.     местные источники (действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов);

4.     банки и финансовые институты;

5.     конкуренты потенциального поставщика;

6.     торговые ассоциации;

7.     информационные агентства;

8.     государственные источники (регистрационные палаты, налоговая и др., обладающие открытой для ознакомления информацией).

В большинстве своем отечественные предприятия при выборе поставщика руководствуются собственной информацией, не прибегая к другим источникам информации. Итогом второго этапа является список поставщиков с проверенной репутацией.

3 этап — анализ потенциальных поставщиков. Получив список потенциальных поставщиков после второго этапа необходимо провести анализ производственных возможностей этих предприятий. Составленный перечень поставщиков анализируется на основании различных критериев, позволяющих осуществить отбор реальных поставщиков. Количество таких критериев может быть достаточно велико, более 60. Критерии, на которых осуществляется анализ потенциальных поставщиков является ценой и качеством продукции, а также надежностью поставок. Надежность поставщика включает выполнение обязательств по срокам поставок, ассортименту, комплектности, и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям относятся следующие[1, 6 и др.]:

1.     финансовое положение поставщика;

2.     сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

3.     наличие резервных мощностей;

4.     повышение качества выпускаемой продукции;

5.     удаленность поставщика от потребителя;

6.     организация управления качеством у поставщика;

7.     способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

8.     профессиональный уровень персонала;;

9.     текучесть кадров и др.

В результате проведенного анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договоров.

4 этап — оценка надежности поставщика. По результатам работы с поставщиками проводится оценка результатов работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценки, позволяющая насчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле — к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика будет являться надежность поставки.

Алгоритм определения надежности поставок[1, с.1 77]:

1.     Сопоставление даты поставки плановой и фактической.

2.     Определение времени опоздания.

3.     Сопоставление объемов поставки: планового и фактического. Выявление случаев недопоставки продукции.

4.     Определение объема недопоставки продукции

5.     Определение условного опоздания в случае недопоставки

6.     Определение общей величины опозданий

7.     Определение количества случаев отказа.

8.     Определение общей величины отказов где Т - общее число дней в периоде.

9.     Определение интенсивности отказов

10.                       Определение коэффициента готовности поставок

11.                       Надежность снабжения чем выше этот коэффициент, тем надежнее снабжение.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку

3. Понятие входного контроля и управление им

Важнейшей функций в заготовительной логистике является контроль входных потоков — поставок. Процесс контроля заключается в отслеживании движения материальных потоков, начиная с подтверждения источников генерации получения заказа, согласования условий поставки и завершения проверкой отгрузки и доставки заказанной продукции. В ходе осуществления контроля за выполнением заказа проверяется соблюдение поставщиком своих договорных обязательств по ассортиментной структуре, мощности материального потока и качеству продукции. Проверка транспортно-экспедиционных посредников заключается в соблюдении сроков доставки, отсутствии повреждений, недостач и т.д. Выполняемая на предприятии функция контроля позволяет регулировать интенсивность материальных потоков и делать выводы о надежности и ответственности поставщика.

Произошедшие непредвиденные сбои в поставках могут привести к временной остановке производства или сокращении объемов производства. При надлежащей организации контроля предприятие сможет оперативно получать информацию об объеме и сроках ожидаемых поставках товаров и оперативно принимать соответствующие меры при возможных отклонениях от условий заказа.

Логистическая система контроля за выполнением заказа предусматривает прямой постоянный контакт между отправителем и получателем товара. Данное взаимодействие обоюдовыгодно, так как позволяет выявить недостатки в работе поставщик, а для потребителя иметь надежного поставщика позволяющего работать предприятию без сбоев. При таком взаимодействии формируются массивы информации о параметрах и структуре материальных потоков, о развитии деловых взаимоотношений с поставщиками. Необходимость координированного контроля за ходом выполнения поставок в условиях расширения хозяйственных связей, динамичности рынка и дальнейшей интеграции с производством привела к широкому применению компьютерных и информационных технологий.

Как правило, установленная на предприятии система контроля предназначена не только за соблюдением условий заказа, но также для выявления на начальной стадии брака, позволяет тем самым избежать попадания в производственный процесс некачественного сырья и материалов. Непосредственная взаимозависимость между качеством сырья и готовой продукции заставляет предпринимателей уделять повышенной внимание качеству исходного сырья.

Сложность осуществления контроля за выполнением заказа обусловлена номенклатурой, ассортиментом поставляемого товара. Чем шире ассортимент, тем больше времени будет уходить на проверку поставляемой партии товара. Партия товара — это регламентируемый договором объем и ассортимент одноразовой поставки продукции. Формирование партии товара происходит на основе потребности заказчика в конкретном материальном потоке,

Параметры, по которым предприятие-получатель будет осуществлять контроль за выполнением заказа целиком и полностью зависит от самого предприятия. Как правило, перечень требований к партии товара формируется на основе производственной необходимости, обусловленной конечным продуктом и технологическим процессом. С другой стороны партия поставки зависит от возможности поставщика, вида используемого транспорта, условий хранения продукции и многих других факторов.

Так например, если предприятие производит одноразовую пластмассовую продукцию, то получаемое для производства сырье — пластмасса должна быть предназначена для пищевых продуктов, иметь соответствующий сертификат. Предприятие использует станки, которые работают на сырье определенной формы и массы. В противном случае предприятию нужно иметь специальное подразделение, специализирующееся на подготовке сырья нужных форм и размеров или искать посредника специализирующегося на выполнении этих функций.

При размещении заказа и его реализации потребитель должен обязательно согласовать с поставщиком интервалы материальных потоков. Если интервал отгрузки является ориентиром для поставщика, то и интервал поставки является ориентиром для потребителя. Интервал отгрузки — это время между двумя следующими друг за другом поставками. Интенсивность интервала отгрузки зависит от транзитной нормы, наличия складских мощностей у грузополучателя и других факторов.

Категория интервала отгрузки в заготовительной логистике используется при планировании норм запаса, осуществлении контроля за поставками, регулировании производственно-хозяйственной деятельности. При заключении договорных обязательств рассчитывают также частоту поставок (число поставок в отчетном периоде), а через данный показатель — средний интервал поставки.

В случае возникновения отклонения от планового хода процесса поставки соответствующая логистическая служба осуществляющая контроль за выполнением заказа принимает оперативные меры по розыску потерянных грузов, ускорению продвижения материальных потоков, оформлению претензий к виновным. Возникшие недопоставки, срывы поставок, нарушения сроков доставки могут быть компенсированы различными видами страхования и возмещения убытков со стороны поставщика, перевозчика. При обнаружении несоответствия входного материального потока условиям договора поставки составляется двусторонний акт о выявленных нарушениях (по ассортименту, количеству, качеству и т.д.).

Для оценки результатов выполнения договорных обязательств по поставкам продукции применяется комплексный показатель, определяемый как произведение трех частных показателей выполнения плана поставок: по срокам, ассортименту и качеству. При этом частные показатели необходимо согласовать между собой. Это означает, что при анализе выполнения обязательств по ассортименту следует учитывать лишь те материальные потоки, которые достигли назначения в срок, а долю ресурсов, соответствующую требованиям по качеству, определять только по продукции, зачтенной в счет поставок по ассортименту.

Комплексный показатель выполнения обязательств по поставкам материальных ресурсов (Ккомпл) рассчитывается по формуле:

Ккомпл. = (1 – Кн) х Касс х Кк,                       (1)

где    Кн — коэффициент невыполнения обязательств по поставкам в установленные сроки,

Касс — коэффициент выполнения обязательств по ассортименту,

Кк — коэффициент выполнения обязательств по качеству продукции.

В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.

1. Основой для принятия управленческих решений при определении требований к качеству является информация о том, кто может быть потенциальным потребителем предлагаемых ресурсов, какие их виды, какое их качество, за какие деньги и в какие сроки могут его заинтересовать, какова его удовлетворенность качеством ресурсов, присутствующих на рынке. Отсюда необходимость непрерывного изучения потребительского спроса и удовлетворенности потребителей с позиций качества, поиск новых секторов рынка, новых потребителей.

2. Одним из условий долгосрочной работы с новым поставщиком, является надежность, финансовая ликвидность компании. Компания, которая готова стать вашим долгосрочным поставщиком, становиться вашим партнером. Именно на стадии знакомства происходит проверка потенциального партнера, а не на стадии сотрудничества. Если поставщик окажется недобросовестным, то у потребителя могут возникнуть проблемы в налаженной работе производства и может привести к финансовым потерям. Поэтому важно выявить надежность поставщиков до заключения договора.

3. Важнейшей функций в заготовительной логистике является контроль входных потоков — поставок. Процесс контроля заключается в отслеживании движения материальных потоков, начиная с подтверждения источников генерации получения заказа, согласования условий поставки и завершения проверкой отгрузки и доставки заказанной продукции. В ходе осуществления контроля за выполнением заказа проверяется соблюдение поставщиком своих договорных обязательств по ассортиментной структуре, мощности материального потока и качеству продукции. Проверка транспортно-экспедиционных посредников заключается в соблюдении сроков доставки, отсутствии повреждений, недостач и т.д. Выполняемая на предприятии функция контроля позволяет регулировать интенсивность материальных потоков и делать выводы о надежности и ответственности поставщика.

Список литературы

1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.:   ИНФРА-М, 2001.

2.  Васильев А.Л. Стандартизация для всех. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2000.

3. Гисин В.И. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. – Ростов-         на-Дону: Феникс, 2000.

4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

5.     Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – М.: Юрайт-издат, 2002.

6.       Мальков Г.В. Законодательство РФ об ответственности за нарушение требований к качеству и безопасности товаров (работ, услуг) // Стандарты и качество. – 2001. – №12. – С. 72 – 75.

7.       Мишин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

8.       Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – Минск: Знание, 2001.

9.     Розова Н.К. Управление качеством. – СПб.: Питер, 2002.

10.  Федюкин В.К. и др. Методы оценки и управления качеством  промышленной продукции: Учебник. – М.: Филин, 2000.

11.  Управление качеством: Учебник для вузов / Д.С. Ильенкова,               Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др., Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002