Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Изобретение челнока-самолета и прялки «Джен­ни».

    Начало технической революции. Двигатель Джеймса Уатта………...5

2. Изобретения механика Модели. Техническая рево­люция

     в производстве. Изобретение конвейера………………………………8

3. Научные открытия и технические изобретения. Идеи дизайна

    в эпоху промышленных революций…………………………………..11

Заключение………………………………………………………………..21

Список литературы……………………………………………………….22

Введение

Если архитектура по праву считается каменной ле­тописью мира, запечатленной в многочисленных творе­ниях зодчих, то дизайн можно считать летописью инду­стриального общества, отраженной в окружающем нас мире предметов и вещей.

Дизайн - один из самых молодых видов проектно-художественной деятельности. Его история берет свое начало на рубеже XIX и XX веков, когда после триум­фального шествия по многим европейским странам промышленной революции были созданы все необходимые условия для зарождения и развития новой сферы худо­жественного формообразования массовых индустриаль­ных изделий. Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, пришедшие в индустриальное производство, не побоявшиеся заняться новым и незнакомым для себя делом, еще не сформировавшимся, но привлекательным своей необычностью и новизной.

Прошло чуть больше ста лет, и дизайн превратился в самостоятельный и один из самых влиятельных видов проектного и художественного творчества. Сегодня труд­но себе представить какую-либо сферу человеческой де­ятельности,  в  которой  бы  не  трудился  дизайнер.  Дизайн создает привлекательную и комфортную для чело­века среду, облегчая человеку работу и быт, воспитыва­ет его эстетический вкус, ориентируясь на новейшие научно-технические достижения, технологии и материа­лы, самые современные веяния моды, самые изысканные запросы потребителей.

Современный дизайн занимает активную позицию, все больше и больше влияя на своих старших собратьев по цеху - архитектуру и монументально-декоративное искусство. Появляются неведомые раньше стили высо­ких технологий, ориентированные на новейшие техни­ческие достижения, авангардные течения. Еще недавно незнакомое нам иностранное слово «дизайн» все активнее входит в наш обиход, становясь популярной приставкой. Вместо привычных «парикмахер», «модельер» или «фото­граф», мы все чаще встречаем такие названия как «ди­зайн прически», «дизайн одежды», «фотодизайн», «фито­дизайн», «графический дизайн». Этот ряд понятий можно продолжить.

Сто лет дизайна для истории - очень небольшой срок, в отличие от архитектуры и монументально-деко­ративного искусства, история которых насчитывает уже не одно тысячелетие. Однако, это не простые сто лет. Многие исследователи считают, что наша цивилизация за последние сто лет проделала путь, соизмеримый в своих открытиях и научно-технических достижениях со всей остальной историей человечества. А, значит, и лето­пись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, несмотря на свои скромные временные рамки становится сопоставимой с традиционными и знакомыми нам всем историями живописи, архитектуры, градостроительства, декоративного искусства и нуждается в серь­езном   и   скрупулезном   рассмотрении.   И   не   случайно сегодня во многих странах уже появились специальные музеи современного искусства и дизайна. А в дизайне появились свои иконы, свои вехи и памятники - репликационные воспроизводства изделий мебели и быта, став­шими выдающимися произведениями.

В данной работе будет рассмотрен один из периодов истории дизайна – зарождение промышленного производства.

Промышленная революция конца XVIII - начала XIX вв. привела к замене мануфактурного и ремесленного производства крупной машинной промышленностью, появлению нового, по сути дела технического мира, к массовому производству наукоемкой тех­ники, разнообразных дешевых и высококачественных товаров. Историки выделяют три основных этапа в промышленной революции:  появление машин в тек­стильном производстве,  изобретение паровой маши­ны, применение машин в машиностроении.

С промышленной революции, по мнению многих искусствоведов, берет свое начало дизайн как осо­бый вид проектно-художественной деятельности в условиях массового индустриального производства.

1. Изобретение челнока-самолета и прялки «Джен­ни».

Начало технической революции. Двигатель Джеймса Уатта

Первое изобретение, давшее толчок технической революции, было сделано в 1733 году в текстильном про­изводстве Англии. Им стала конструкция механического (самолетного)   челнока   для   ткацкого   станка   Джона Клея (1704-1764), освободившего ткача от ряда ручных операций (рис. 1) [5].

Применение ткацких станков с челноком-самолетом вдвое повысило производительность труда и позволило значительно увеличить объем выпуска шерстяных и льня­ных тканей. В свою очередь, это вызвало повышенный спрос на пряжу, необходимость увеличения производи­тельности существовавших в то время ручных прядиль­ных машин. В 1765 году Джеймс Харгривс изобрел меха­ническую прядильную машину, способную прясть «без руки человека» и назвал ее в честь своей дочери «Дженни».

На первых прядильных фабриках в Англии в каче­стве механической силы использовали водяные двигате­ли, а прядильные машины получили название «ватерма­шины» (от голл. water – «вода») [1; 2].

Начало промышленной революции зачастую связы­вают с изобретением паровой машины, позволившей осу­ществить переход от использования мышечной силы лю­дей и животных, кинетической энергии воды и ветра к энергии пара. Ветряные и водяные мельницы уже не могли обеспечивать нужды быстро развивающегося про­изводства. Кроме того, обязательное расположение ману­фактур, оснащенных водяными мельницами, вблизи во­доемов было не всегда удобным. Для дальнейшего разви­тия промышленности требовался другой источник энергии - надежный, дешевый и не привязанный к конкретно­му месту. Им стал паровой двигатель, изобретенный и по­строенный Джеймсом Уаттом (1736-1819) в 1765 году.

Рис. 1 Схема устройства челнока-самолета. Механическая прядильная машина. Ткацкий цех

В 1769 году Уатт получил патент на универсальный паровой двигатель, пригодный для практической эксплуатации (рис. 2) [5].

Рис. 2 Паровой двигатель вращения. Трехколесная паровая повозка

О движущей силе пара люди знали издавна. Извест­ны идеи пароатмосферного двигателя французского фи­зика Дени Папена (1647-1714). В 1696 г. английский инже­нер  Томас  Севери  (1650-1715)  изобрел  паровой  насосдля подъема воды. В 1705 году английский механик Томас Ньюкомен (1663-1729) создал паровую машину для от­качки воды из шахт.

Паровой двигатель Дж. Уатта был принципиально нового типа. Его машина могла не только откачивать воду, но и приводить в движение станки, корабли и экипажи.

Паровой двигатель сразу же получил широкое вне­дрение. В 1769-70 гг. французский изобретатель Никола Жозеф Кюньо (1725-1804) создал паровую повозку - пред­шественницу автомобиля. Ирландец Роберт Фультон (1765-1815) в 1803 году сконструировал первый пароход, а в 1807 г. его колесный пароход «Клермонт» совершил путешествие по реке Гудзон. В 1803 году Ричард Тревик построил паровоз для рельсового пути, 25 июля 1814 г. локомотив английского изобретателя Джорджа Стефенсона (1781-1848) протащил по узкоколейке 30 т груза в 8 вагонах со скоростью 6,4 км/ч. В 1823 году Д.Стефенсон основал первый паровозостроительный завод. В 1825 году начала действовать первая железная дорога от Стоктона до Дарлингтона, а в 1830 г. - железнодорожная линия общего пользования между промышленными цен­трами Ливерпулем и Манчестером [3; 5].

2. Изобретения механика Модели. Техническая рево­люция в производстве. Изобретение конвейера

Значительный вклад в развитие промышленного про­изводства внес мастер-механик Генри Модели (1771-1831). Два его знаменитых изобретения позволили перейти от ремесленного ручного труда к изготовлению машин ма­шинами.

Первое из них был «механический суппорт» - уст­ройство для жесткого и в то же время подвижного креп­ления резца в токарном станке, позволившее кардиналь­но повысить точность обработки изделий. До этого изоб­ретения резец токарь держал в руке, опираясь на специальные подставки. При такой технологии трудно было изготовить строго правильные округлые форм. Изобрете­ние механического суппорта привело к технической ре­волюции в производстве. Кроме того, впервые в истории обработки материалов механическое устройство замени­ло руку человека.

Второе великое изобретение механика Модели - ста­ночная линия для поточного производства однотипной продукции. В 1807 г., выполняя заказ Британского коро­левского военно-морского флота для производства кора­бельных блоков, он выстроил в одну технологическую цепочку 43 дерево- и металлообрабатывающих станка, каждый из которых выполнял только одну простую опе­рацию. В результате такого подхода экономилось время, так как не требовалась переналадка оборудования, и го­товые блоки выходили из цеха непрерывным потоком. Придуманная станочная линия пережила своего создате­ля и просуществовала до начала XX в. [9].

Революционным изобретением, кардинально повли­явшим на развитие производства, стал конвейер (рис. 3) [5]. Обычно открытие конвейерного производства связывают с именем американского промышленника Генри Форда (1863-1947), который первый организовал конвейерное производство автомобиля. Идея разделения труда на отдельный, опера­ции и выполнение однотипных изделий по специальным лекалам появилась гораздо раньше. Американский пред­приниматель Эли Уитни в 1801 г. таким образом органи­зовал производство большой партии мушкетов, открыв дорогу массовому производству сложной техники. Форд развил эту идею, когда решил поставить на поток произ­водство дешевого «народного автомобиля». Он соединил рабочие места движущейся лентой – «конвейером».

Рис. 3 Конвейерная линия Генри Форда

Начи­нался сборочный конвейер с автомобильного шасси, кото­рое по мере движения по конвейеру «обрастало»  деталями, и заканчивался полностью собранным автомобилем. После появления конвейера стал возможен массо­вый выпуск самой сложной техники с максимальной иден­тичностью всех экземпляров. По такому принципу сегод­ня работают конвейеры на всех предприятиях мира.

3. Научные открытия и технические изобретения. Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Изобретение парового двигателя и первых механиз­мов, заменивших человеческую руку, положило начало развитию машиностроения. Чем сложнее становились машины, тем труднее было их совершенствовать. В ре­зультате в XIX веке возникли специальные технические науки, изучающие процессы, происходящие в механиз­мах, решающие технические задачи. Они развиваются и по сей день.

В конце XIX в. немецким ученым Вильгельмом Рент­геном (1845-1923) были открыты рентгеновские лучи, французскими физиками Пьером Кюри (1859-1906) и Марией Склодовской-Кюри (1867-1934) - радиоактивность. Это привело к изучению строения атома. В 1911 году английским ученым Эрнестом Резерфордом (1871-1937) предлагается планетарная модель строения атома, а в 1913 году датским физиком Нильсом Бором (1885-1962) квантовая теория строения атома. Все эти открытия венчала общая теория относительности, разработанная в 1907-1916 гг. Альбертом Энштейном (1879-1955) [4; 10].

Вслед за великими открытиями в физике и химии начинается новый этап в развитии технических наук, инженерных методов создания техники. Появляется фи­зика диэлектриков, разрабатываются новые способы по­лучения сплавов.

Применение в технике научных открытий, получен­ных на рубеже XIX и XX вв., привело к созданию тех­нических устройств и технологий, которые назвали нау­коемкими (рис. 4-6) [5].

Производство, основанное на ручном труде, посте­пенно уступает место индустрии. При этом рабочие ме­ханизмы все больше начинают изготавливаться машин­ным способом. На первый план выходит развитие техно­логий.

Рис. 4 Научные достижения на рубеже XIX-XX вв. (1)

 Рис. 4 Научные достижения на рубеже XIX-XX вв. (2)

Рис. 5 Научные достижения на рубеже XIX-XX вв. (3)

Возникают все новые и новые машины-двигатели, машины-передатчики, машины-орудия. Технический про­гресс все больше входит в жизнь людей и все заметнее начинает влиять на их мировоззрение.

К концу XVIII в., когда уже достаточно очевидно проявились результаты первой промышленной револю­ции, стало ясно, что без освоения новых технических форм и созданных промышленным способом новых ве­щей невозможен дальнейший ни материальный, ни ду­ховный прогресс. Первые образцы промышленных изде­лий были далеко несовершенными и, как правило, усту­пали качеством продукции мануфактурного и ремеслен­ного производств, обладающих опытом и традициями, на­копленными веками, секретами, передаваемыми из поко­ления в поколение. Одновременно, со снижением каче­ства индустриально выпускаемых форм, по сравнению с продукцией традиционного ремесленного производства и простых мануфактур, обнаружилась эстетическая ино­родность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм, а также са­мой мысли о массовом тиражировании - изготовлении сотен и тысяч, похожих друг на друга как две капли воды, изделий [5; 7].

Новые открытия, технические достижения, индуст­риальное производство требовали и новых технических решений, новых принципов формообразования.

Освоение новых пространств дало дизайну новый порядок проектных объектов: летательные аппараты, подводные корабли. Особую роль здесь начинают играть вопросы технологии производства и эксплуатации, эргономики.

Первым пилотом считается немецкий инженер Отто Лилиенталь, совершивший в 1893-96 гг. целый ряд полетов на планере собственной конструкции.

Первый в мире самолет с паровым двигателем был построен русским морским офицером А.Ф. Можайским. В 1878 г. им были разработаны чертежи, а в 1883 г. был построен самолет. Однако на испытаниях 1884 г. самолет ждала неудача: он отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Причина была в том, что самолет Можайского имел двигатель втрое меньшей мощности, чем требовалось для полета (рис. 6) [5].

Полет на моторном аэроплане «Флайер» впервые совершили американцы Орвилл и Уилбер Райт 14 декабря 1903г. Пер­вый полет продолжался 3,5 секунды на высоте около 3 м, дальностью 32 м. В 1908 году по заказу военного министер­ства США братья Райт постро­или двухместный аэроплан. В этом же году он демонстриро­вался во Франции, где произ­вел настоящий фуррор. Про­державшись в воздухе 2 часа 20 минут, он побил все суще­ствовавшие на то время ре­корды.

1909 г. стал годом всеобщего триумфа аэропланов: прошли международные состязания, выдающийся французский авиатор Блерио на своем аэроплане «Блерио 11» совер­шил перелет через Ламанш, его соотечественник Вуазин создал первый серийно вы­пускаемый аэроплан «Фарман 3» (рис. 7) [5; 6].

На рубеже XIX-XX вв. был создан первый дирижабль (рис. 8). Выдающийся немецкий конструктор дирижаблей жесткой конструкции «цеппелин» - Фердинант Цеппелин – родился в Констанце. Обучался в Политехнике в Штудгарде, затем в военной школе в Тюбинге. С 1858 г. – офицер кавалерии. После военной службы генерал Цеппелин с 1891 г. занимается строительством воздушных кораблей. 2 июля 1900 г. стартовал первый дирижабль Цеппелина LZ-1 . С 1905 г. всего при жизни графа Цеппелина было построено 130 дирижаблей LZ.

Первые сигналы тревоги за судьбы человеческой культуры в связи с развитием техники прозвучали во времена Великой французской революции, в выступлени­ях художника Жак-Луи Давида в  1790 г. Предчувствие кризиса культуры с развитием техники встречается в высказываниях Гете. В беседе с Эккерманом он призна­вался: «Эта все расширяющаяся машинность мучает меня и страшит; надвигается как гроза, медленно-медленно; но ход ее   начат,

Рис. 6 Испытательные полеты на планере. Чертежи самолета

А.Ф. Можайского

Рис. 7 Биплан Вуазин. Испытательный полет У. Райта

Рис. 8 Строительство и запуск дирижаблей Цеппелина

она подкрадется и настигнет». Отмечал это и Шиллер. В своих «Письмах об эстетическом воспи­тании человека» он писал, что одна из величайших задач культуры состоит в том, чтобы в физическом, матери­альном окружении людей форма была подчинена эстети­ческим законам, ибо только из эстетического, а не чисто утилитарного, может развиться «моральное состояние» [2].

Чтобы решить возникающую угрозу конфликта меж­ду машинным производством и эстетическими воззрени­ями общества, предотвратить вандализм рабочих по от­ношению к новой технике, в Англии стали создавать специальные комитеты поощрения связи искусства, по­вседневной жизни и техники. В 1836 г. был основан с этой целью комитет Эверта, а существовавшее Англий­ское общество искусств было преобразовано в Общество поощрения искусств, мануфактуры и коммерции. Все больше статей и книг стало посвящаться влиянию куль­туры на развитие техники. С 1849 г. в Лондоне стал выходить первый специальный журнал по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию – «Journal of Design and Manufactures». В это же время стало входить в употребление понятие «industrial art» («промышленное искусство») [8]. До этого понятия «искусст­во» и «художественное творчество» практически никогда не употреблялись по отношению к проектированию ря­довых сооружений, созданию бытовых вещей, одежды.

Заключение

Зарождение промышленного производства стало эпохой формирования дизайна. Первым изобретением была конструкция механического (самолетного) челнока для ткацкого станка Д. Клея (1733 г.).

Начало промышленной революции также связывают с изобретением паровой машины. Паровой двигатель был изобретен Д. Уаттом в 1765 г. и сразу же получил широкое внедрение. Была создана паровая повозка, первый пароход, паровоз.

Дизайнерские идеи видны и в работе Г. Модели, изобретения которого позволили перейти от ремесленного ручного труда к изготовлению машин машинами. Им был создан, так называемый, «механический суппорт», т.е. устройство для жесткого, но подвижного крепления резца в токарном станке. Работе мастера также принадлежит станочная линия для поточного производства однотипной продукции.

Революционными изобретениями времен зарождения промышленного производства также стали: конвейер; 15-ти дюймовая гаубица; первая российская подводная лодка; пулемет; фотокамера; телеграф; радиоприемник; телефонный аппарат; дирижабль и т.д.

Однако, столь мощное развитие техники повлекло за собой назревание кризиса культуры. Дабы избежать подобного развития событий в Англии стали создавать специальные комитеты, поощряющие связи искусства, повседневной жизни и техники. В обиходе появилось понятие «промышленное искусство».

Список литературы

1. Аронов В.Р. Дизайн и искусство. – М., 1984. – 328с.

2. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. -   М.: ВНИИТЭ, 1992. – 322с.

3. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. – М., 2005. – 450с.

4. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. – М.: ВНИИТЭ, 1987. – 172с.

5. Михайлов С.М. История дизайна. Т.1: Учеб. для вузов.- М.: «Союз Дизайнеров России», 2002. – 270с.

6.  Рыжов К.В. Сто великих изобретений. - М.: Вече, 2000. - 528с.

7. Стивен А. Движение искусств и ремесел. – М.: Радуга, 2000. – 128с.

8.  Харенберг Б. Хроника человечества.- М.: Большая энциклопедия, 1996. - 1200с.

9. Шухов В.Г. Искусство конструкции: Пер. с нем. / Под ред. Р. Грефе. – М.: Мир, 1995. – 192с.

10. Энциклопедия для детей / Под ред. М. Аксеновой. - Т.14. «Техника». -М.: Аванта+, 2000. - 688с.