Общественное питание Классификация предприятий Извлечение ГОСТ Р 50762-95

                          Общественное питание

                        Классификация предприятий

                               Извлечение

                             ГОСТ Р 50762-95

Дата введения 1995-07-01

                          1. Область применения

     Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий общественного

питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных типов

и классов.

     Положения настоящего стандарта распространяются на предприятия общественного

питания различных организационно-правовых форм.

     Стандарт пригоден для целей сертификации при присвоении и подтверждении

типа и класса предприятиям общественного питания.

     Требования безопасности изложены в 5.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.7, 5.13

                          2. Нормативные ссылки

     В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

     ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования;

     ГОСТ Р 50647-94 Общественное питание. Термины и определения;

     СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения;

     СНиП 11-4-79 Естественное и искусственное освещение;

     СанПиН 42-123-4117-86 Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо

скоропортящихся продуктов;

     СанПиН 42-123-5777-91 Санитарные правила для предприятий общественного

питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое.

     МБТ 5061-89 Медико-биологические требования и санитарные нормы качества

продовольственного сырья и продуктов, утвержденные Минздравом СССР 01.08.89

                             3. Определения

     В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими

определениями:

     3.1. Предприятие общественного питания - предприятие, предназначенное

для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий,

их реализации и (или) организации потребления (ГОСТ Р 50647).

     3.2. Тип предприятия общественного питания - вид предприятия с характерными

особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции

и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.

     3.3. Класс предприятия общественного питания - совокупность отличительных

признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых

услуг, уровень и условия обслуживания.

     3.4. Ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом

блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные,

табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании

с организацией отдыха.

     3.5. Бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее

смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки,

закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.

     3.6. Кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей

с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции.

Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.

     3.7. Столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент

потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее

блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

     3.8. Закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом

блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное

для быстрого обслуживания потребителей.

           4. Классификация предприятий общественного питания

     4.1. Настоящий стандарт предусматривает следующие типы предприятий общественного

питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

     При определении типа предприятия учитывают следующие факторы:

     - ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;

     - техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое

оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение

и т.д.);

     - методы обслуживания;

     - квалификацию персонала;

     - качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т.д.);

     - номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.

     4.2. Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых

услуг подразделяются на три класса - люкс, высший и первый, которые должны

соответствовать следующим требованиям:

     - "люкс" - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий

выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд,

изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей

- для баров;

     - "высший" - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный

ассортимент оригинальных, изысканных, заказных и фирменных блюд и изделий

для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей -

для баров;

     - "первый" - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный

ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления для

ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т.ч. заказных

и фирменных - для баров.

     4.3. Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.

     4.4. Рестораны различают:

     - по ассортименту реализуемой продукции - рыбный, пивной; с национальной

кухней или кухней зарубежных стран;

     - по месту расположения - ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха,

вагон-ресторан и др.

     4.5. Бары различают:

     - по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления - молочный,

пивной, винный, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар;

     - по специфике обслуживания потребителей - видео-бар, варьете-бар и др.

     4.6. Кафе различают:

     - по ассортименту реализуемой продукции - кафе-мороженое, кафе-кондитерская,

кафе-молочная;

     - по контингенту потребителей - кафе-молодежное, детское и др.

     4.7. Столовые различают:

     - по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и диетическая;

     - по обслуживанию контингенту потребителей - школьная, студенческая и

др.;

     - по месту расположения - общедоступная, по месту учебы, работы.

     4.8. Закусочные разделяют:

     - по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и специализированные

(сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная,

пиццерия, гамбургерная и т.д.).

     4.9. Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию

потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей.

        5. Общие требования к предприятиям общественного питания

     5.1. На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны

обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их

имущества при условии соблюдения "Правил производства и реализации продукции

общественного питания", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.93

N 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной

и электробезопасности.

     5.2. На предприятиях общественного питания должны выполняться требования

нормативных документов по безопасности услуг:

     - санитарно-гигиенические и технологические требования СанПиН 42-123-5777,

СанПиН 42-123-4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;

     - требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов - в

соответствии с требованиями МБТ 5061;

     - экологической безопасности - СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02;

     - противопожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004;

     - электробезопасности - СНиП 11-4.

     5.3. Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные

подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно-информационные

указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное

освещение в вечернее время.

     5.4. На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей,

не допускается:

     - проведение погрузочно-разгрузочных работ;

     - складирование тары;

     - размещение контейнеров с мусором;

     - сжигание мусора, порожней тары, отходов.

     Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений

предприятия не менее чем на 20 м.

     5.5. Архитектурно-планировочное решение и конструктивные элементы здания,

используемое техническое оборудование должно соответствовать СНиП 2.08.02.

     5.6. На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы,

инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства

защиты от пожара.

     5.7. Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными

системами и оборудованием, обеспечивающим необходимый уровень комфорта, в

том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция,

радио- и телефонная связь.

     5.8. Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух

встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством

мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы

для потребителей и персонала.

     5.9. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм

организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение

собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

     5.10. В строящихся и реконструируемых предприятиях для обслуживания инвалидов

должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных

колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в зале, специально

оборудованные туалеты.

     5.11. Состав помещений для потребителей на предприятиях различных типов

и классов должен соответствовать данным приложения А. В столовых в соответствии

со спецификой обслуживаемых контингентов должны предусматриваться специальные

зоны обслуживания: залы диетического, лечебно-профилактического питания и

др.

     5.12. Нормы площади на одно место в зале для различных типов предприятий

общественного питания должны соответствовать данным приложения Б.

     5.13. Размещение производственных помещений и оборудования в них должно

обеспечивать последовательность проведения технологического процесса производства

и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарных норм

и правил.

           6. Требования к предприятиям общественного питания

                        различных типов и классов

     6.1. Требования к предприятиям общественного питания различных типов

и классов подразделяются по следующим направлениям, приведенным в таблицах

1-4.

      Таблица 1 - Требования к архитектурно-планировочным решениям

             и оформлению предприятий общественного питания

                        различных типов и классов

+----------------------+------------------------------------------------+

|     Требования       |                 Тип предприятия                |

|   к предприятиям     +--------------+--------------+----+------+------+

|                      |   Ресторан   |     Бар      |Кафе|Столо-|Заку- |

|                      +--------------+--------------+    |вая   |сочная|

|                      |люкс выс- пер-|люкс выс- пер-|    |      |      |

|                      |     ший  вый |     ший  вый |    |      |      |

+----------------------+--------------+--------------+----+------+------+

|1. Внешний вид пред-  |              |              |    |      |      |

|   приятия            |              |              |    |      |      |

|                      |              |              |    |      |      |

|1.1. Вывеска          |              |              |    |      |      |

|                      |              |              |    |      |      |

|   световая с элемен- |              |              |    |      |      |

|   тами оформления    |  +    +    + |  +    +    + |  - |  -   |   -  |

|                      |              |              |    |      |      |

|   обычная            |  -    -    - |  -    -    - |  + |  +   |   +  |

+----------------------+--------------+--------------+----+------+------+

|2. Оформление залов и |              |              |    |      |      |

|   помещений для пот- |              |              |    |      |      |

|   ребителей          |              |              |    |      |      |

|                      |              |              |    |      |      |

|2.1. Использование    |              |              |    |      |      |

|   изысканных декора- |              |              |    |      |      |

|   тивных элементов   |  +    -    - |  +    -    - |  - |  -   |   -  |

|                      |              |              |    |      |      |

|2.2. Использование    |              |              |    |      |      |

|   оригинальных деко- |              |              |    |      |      |

|   ративных элементов |              |              |    |      |      |

|   (светильников,     |              |              |    |      |      |

|   драпировок и др.)  |  -    +    + |  -    +    + |  - |  -   |   -  |

|                      |              |              |    |      |      |

|2.3. Использование    |              |              |    |      |      |

|   декоративных       |              |              |    |      |      |

|   элементов, создаю- |              |              |    |      |      |

|   щих единство стиля |  -    -    - |  -    -    - |  + |  +*  |   +  |

+----------------------+--------------+--------------+----+------+------+

|3. Наличие эстрады и  |              |              |    |      |      |

|   танцевальной пло-  |              |              |    |      |      |

|   щадки              |  +    +    - |  +    -    - |  - |  -   |   -  |

+----------------------+--------------+--------------+----+------+------+

|4. Наличие банкетного |              |              |    |      |      |

|   зала, отдельных    |              |              |    |      |      |

|   кабин (кабинетов)  |  +    +    + |  -    -    - |  - |  -   |   -  |

+----------------------+--------------+--------------+----+------+------+

|5. Микроклимат        |              |              |    |      |      |

|                      |              |              |    |      |      |

|5.1. Система кондици- |              |              |    |      |      |

|   онирования воздуха |              |              |    |      |      |

|   с автоматическим   |              |              |    |      |      |

|   поддержанием опти- |              |              |    |      |      |

|   мальных параметров |              |              |    |      |      |

|   температуры и      |              |              |    |      |      |

|   влажности          |  +    +    - |  +    +    - |  - |  -   |   -  |

|                      |              |              |    |      |      |

|5.2. Система вентиля- |              |              |    |      |      |

|   ции, обеспечивающая|              |              |    |      |      |

|   допустимые парамет-|              |              |    |      |      |

|   ры температуры и   |              |              |    |      |      |

|   влажности          |  -    -    + |  -    +    + |  + |  -   |   +  |

|                                                                       |

|-----------------------------                                          |

|   *Диетические    отделения,    специальные    зоны   для обслуживания|

|преподавателей, учащихся младших классов                               |

+-----------------------------------------------------------------------+

    Таблица 2 - Требования к мебели, столовой посуде, приборам, белью

+----------------------+------------------------------------------------+

|     Требования       |                 Тип предприятия                |

|                      +--------------+--------------+----+------+------+

|                      |   Ресторан   |     Бар      |Кафе|Столо-|Заку- |

|                      +----+----+----+----+----+----+    |вая   |сочная|

|                      |люкс|выс-|пер-|люкс|выс-|пер-|    |      |      |

|                      |    |ший |вый |    |ший |вый |    |      |      |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|1. Мебель:            |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   повышенной комфорт-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ности, соответству-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ющая интерьеру по- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   мещений            |  + |  + |  - |  + |  + |  - |  - |   -  |   -  |

|   стандартная, облег-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ченных конструк-   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ций*(1), соответст-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   вующая интерьеру   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   помещений          |  - |  - |  + |  - |  - |  + |  + |   +  |   +  |

|1.1. Столы:           |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   мягкое покрытие    |  + |  + |  - |  + |  + |  - |  - |   -  |   -  |

|   полиэфирное покры- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   тие                |  - |  - |  + |  - |  - |  + |  + |   -  |   -  |

|   гигиеническое по-  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   крытие             |  - |  - |  - |  - |  - |  - |  - |   +  |   +  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   столы, кронштейны  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   для приема пищи    |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   стоя*(2)           |  - |  - |  - |  - |  - |  - |  - |   -  |   +  |

|1.2. Кресла (диваны,  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   банкетки и др.):   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   мягкие (в холле и  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   вестибюле)         |  + |  + |  - |  + |  + |  - |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   мягкие с подлокот- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   никами в обеденном |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   зале               |  + |  + |  - |  + |  + |  - |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   полумягкие         |  - |  - |  + |  - |  - |  + |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|1.3. Наличие столов   |     Определяется с учетом конкретных условий   |

|   различной вмести-  |                                                |

|   мости (2, 4, 6 мест|                                                |

|   и др.)             |                                                |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|2. Столовая посуда и  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   приборы            |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|2.1. Металлическая по-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   суда и столовые    |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   приборы:           |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   из мельхиора или   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   нейзильбера, или   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   нержавеющей стали  |  + |  + |  - |  + |  + |  - |  - |   -  |   -  |

|   из нержавеющей     |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   стали              |  - |  - |  + |  - |  - |  + |  + |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   из алюминия        |  - |  - |  - |  - |  - |  - |  - |   +  |   +  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|2.2. Фарфоро-фаянсовая|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   посуда с монограм- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   мой или художест-  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   венно оформленная  |+   |  + |  - |+   |  + |  - |  - |   -  |   -  |

|                      |*(3)|    |    |*(3)|    |    |    |      |      |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|2.3. Полуфарфоровая,  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   фаянсовая посуда   |  - |  - |  + |  - |  - |  + |  + |   +  |   +  |

|2.4. Сортовая стеклян-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ная посуда:        |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   хрусталь, художест-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   венно-оформленная  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   посуда             |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   из выдувного стекла|  + |  + |  - |  + |  + |  - |  - |   -  |   -  |

|   сортовая стеклянная|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   посуда             |  - |  - |  + |  - |  - |  + |  + |   -  |   -  |

|   без рисунка        |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   из прессованного   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   стекла             |  - |  - |  - |  - |  - |  - |  - |+*(4) |+*(4) |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|3. Столовое белье:    |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|3.1. Скатерти белые   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   или цветные        |    |+   |+   |+   |+   |+   |  - |   -  |   -  |

|                      |    |*(5)|*(5)|*(5)|    |*(5)|    |      |      |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   Скатерти фирменные |  + |  - |  - |  + |  - |  - |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|3.2. Салфетки индиви- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   дуального пользова-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ния (полотняные)   |  + |  + |+   |  + |  + |+   |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |*(6)|    |    |*(6)|    |      |      |

|   бумажные салфетки  |  - |  - |  - |  - |  - |  - |  + |   +  |   +  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|3.3. Смена столового  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   белья после обслу- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   живания потребителя|  + |  + |  - |  + |  + |  - |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|                                                                       |

+-----------------------------                                          |

|*(1) Может быть использована в отдельных видах закусочных              |

|*(2) Допускается в отдельных видах кафе                                |

|*(3) В тематических   ресторанах  и  ресторанах  с  национальной кухней|

|  классов люкс, высший  и  барах  класса люкс допускается использование|

|  посуды из керамики, дерева и т.п.                                    |

|*(4) Допускается применение посуды разового  пользования из алюминиевой|

|  фольги, картона и т.д.                                               |

|*(5) В специализированных ресторанах и барах классов высший, первый при|

|  наличии столов с полиэфирным покрытием или художественно оформленными|

|  крышками допускается  замена  скатертей индивидуальными салфетками из|

|  ткани                                                                |

|*(6) Допускается замена индивидуальных салфеток  бумажными  при отпуске|

|  скомплектованных завтраков и обедов                                  |

+-----------------------------------------------------------------------+

        Таблица 3 - Требования к оформлению меню и прейскурантов,

            ассортименту кулинарной продукции для предприятий

                        различных типов и классов

+----------------------+------------------------------------------------+

|     Требования       |                 Тип предприятия                |

|                      +--------------+--------------+----+------+------+

|                      |   Ресторан   |     Бар      |Кафе|Столо-|Заку- |

|                      +----+----+----+----+----+----+    |вая   |сочная|

|                      |люкс|выс-|пер-|люкс|выс-|пер-|    |      |      |

|                      |    |ший |вый |    |ший |вый |    |      |      |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|1. Меню и прейскурант |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   с эмблемой         |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   (фирменным знаком) |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   предприятия:       |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   на национальном и  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   русском языках     |+   |  + |  + |  + |  + |  + |  + |   +  |   +  |

|                      |*(1)|*(1)|    |*(1)|*(1)|    |    |      |      |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   типографским       |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   способом           |  + |  + |  - |  + |  + |  - |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   машинописным       |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   способом           |  - |  - |  - |  - |  - |  - |  + |   -  |   +  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   оформление другими |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   способами          |  - |  - |  - |  - |  - |  - |  + |   +  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   обложка из мелован-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ной бумаги, карто- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   на, кожезаменителя |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   и др.              |  + |  + |  - |  + |  + |  - |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   обложка с эмблемой |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   или рисунком       |  + |  + |  + |  + |  + |  + |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ценники            |  - |  - |  - |  - |  - |  - |  - |   -  |+*(2) |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|2. Печатная реклама   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   (пригласительные   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   карточки, буклеты  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   и др.)             |  + |  + |  - |  + |  + |  - |  - |   -  |   -  |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|3. Ассортимент        |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|3.1. Ассортимент, сос-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   тоящий преимущест- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   венно из оригиналь-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ных, изысканных за-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   казных и фирменных,|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   в т.ч. национальных|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   блюд, изделий и на-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   питков всех основ- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ных групп кулинар- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ной продукции      |  + |  + |  - |  + |  - |  - |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|3.2. Разнообразный ас-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   сортимент фирменных|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   блюд, изделий и на-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   питков сложного    |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   приготовления      |  - |  - |  + |  - |  + |  + |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|3.3. Разнообразный ас-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   сортимент блюд, из-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   делий и напитков, в|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   том числе фирмен-  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ных, заказных и с  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   учетом специализа- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ции                |  - |  - |  - |  - |  - |  - |  + |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|3.4. Ассортимент кок- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   тейлей, пуншей,    |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   грогов и других    |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   смешанных напитков,|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   соков, закусок,    |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   сладких блюд, кон- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   дитерских изделий, |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   преимущественно    |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   состоящий из заказ-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ной и фирменной, в |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   том числе нацио-   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   нальной продукции в|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   соответствии со    |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   специализацией     |  - |  - |  - |  + |  + |  - |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|3.5. Коктейли, напит- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ки, десерты, закус-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ки несложного при- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   готовления, заказ- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ные и фирменные на-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   питки, коктейли,   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   кулинарная продук- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ция                |  - |  - |  - |  - |  - |  + |  - |  -   |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|3.6. Широкий ассорти- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   мент кондитерских  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   изделий промышлен- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ного производства, |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   фруктов, винново-  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   дочных, табачных   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   изделий, фруктовых |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   и минеральных вод  |  + |  + |  + |  + |  + |  + |  - |  -   |   -  |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|3.7. Разнообразный ас-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   сортимент блюд и   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   изделий, покупных  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   товаров, с учетом  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   специфики обслужи- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   вания контингентов |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   и рационов питания.|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   Возможна реализация|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   фирменных и порци- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   онных блюд         |  - |  - |  - |  - |  - |  - |  - |+*(4) |+*(3) |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|3.8. Выполнение особых|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   пожеланий потреби- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   теля по изготовле- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   нию блюд на виду у |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   потребителей       |  + |  + |  - |  - |  - |  - |  - |  -   |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|3.9. Наличие скомплек-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   тованных рационов  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   питания (завтраки, |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   обеды, ужины)      |  - |  - |  - |  - |  - |  - |  - |+*(5) |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|                                                                       |

+-----------------------------                                          |

|*(1) При обслуживании иностранных граждан меню и прейскурант печатаются|

|  также не менее чем на одном иностранном языке                        |

|*(2) Допускается в отдельных видах закусочных                          |

|*(3) Для  кафе  и  закусочных, специализирующихся на приготовлении блюд|

|  из  определенного  вида  сырья,  обязательна  реализация   нескольких|

|  наименований этих блюд                                               |

|*(4) Для диетических  столовых  рекомендуется включение в меню не менее|

|  5-6 диет, в диетотделениях - не менее 3                              |

|*(5) В столовых-раздаточных  рекомендуется реализация  не  менее одного|

|  комплексного рациона питания                                         |

+-----------------------------------------------------------------------+

       Таблица 4 - Требования к методам обслуживания потребителей,

           фирменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию

                для предприятий различных типов и классов

+----------------------+------------------------------------------------+

|     Требования       |                 Тип предприятия                |

|                      +--------------+--------------+----+------+------+

|                      |   Ресторан   |     Бар      |Кафе|Столо-|Заку- |

|                      +----+----+----+----+----+----+    |вая   |сочная|

|                      |люкс|выс-|пер-|люкс|выс-|пер-|    |      |      |

|                      |    |ший |вый |    |ший |вый |    |      |      |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|1. Методы обслуживания|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   потребителей       |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|1.1. Обслуживание офи-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   циантами, бармена- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ми, метрдотелями,  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   имеющими специаль- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ное образование и  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   прошедшими профес- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   сиональную подго-  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   товку              |  + |  + |  - |  +*|  +*|  - |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|1.2. Обслуживание офи-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   циантами, бармена- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ми, метрдотелями   |  - |  - | +**|  - |  - |  + |  +*|   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|1.3. Обслуживание бар-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   меном за барной    |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   стойкой (прилавка- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ми-витринами)      |  - |  - |  - |  - |  - |  + |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|1.4. Самообслуживание |  - |  - |  - |  - |  - |  - |  + |   +  |   +  |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|2. Одежда и обувь     |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|2.1. Наличие у обслу- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   живающего персонала|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   форменной одежды с |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   эмблемой предприя- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   тия и обуви        |  + |  + |+***|  + |  + |+***|  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|2.2. Наличие санитар- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ной одежды         |  - |  - |  - |  - |  - |  - |  + |   +  |   +  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|3. Музыкальное обслу- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   живание            |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|3.1. Выступление во-  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   кально-инструмен-  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   тальных ансамблей, |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   солистов           |  + |  + |  - |  - |  - |  - |  - |   -  |   -  |

|                      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|3.2. Любые виды музы- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   кального обслужива-|    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   ния (с использова- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   нием музыкальных   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   автоматов, звуко-  |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   видеовоспроизводя- |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   щей аппаратуры и   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|   т.п.)              |  - |  - |  + |  + |  + |  + |  - |   -  |   -  |

|                                                                       |

+-----------------------------                                          |

|* В баре допускается обслуживание только барменами                     |

|** В ресторанах при  гостиницах,  аэропортах,  крупных  универмагах,  а|

|   также в кафе допускается самообслуживание                           |

|*** Допускается в ресторанах и барах класса "первый"  форменная  одежда|

|    без эмблемы предприятия                                            |

+-----------------------------------------------------------------------+

Примечание к таблицам 1-4 - Знак "+" -  предусматривается; знак "-" -  не

предусматривается

Приложение А

(обязательное)

             Таблица А1 - Состав помещений для потребителей

                  на предприятиях общественного питания

+----------------------+------------------------------------------------+

|     Требования       |     Тип предприятий общественного питания      |

| для потребителей     +--------------+--------------+----+------+------+

|                      |   Ресторан   |     Бар      |Кафе|Столо-|Заку- |

|                      +--------------+--------------+    |вая   |сочная|

|                      |            Класс            |    |      |      |

|                      +----+----+----+----+----+----+    |      |      |

|                      |люкс|выс-|пер-|люкс|выс-|пер-|    |      |      |

|                      |    |ший |вый |    |ший |вый |    |      |      |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|Вестибюль             |  О |  О |  О |  О |  О |  О | О  |  -   |  -   |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|Гардероб              |  О |  О |  О |  О |  О |  О | О  |  О*  |  -   |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|Зал                   |  О |  О |  О |  О |  О |  О | О  |  О   |  О   |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|Банкетный зал         |  О |  О |  О |  - |  - |  - | -  |  -   |  -   |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|Мужской туалет с      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|помещением для мытья  |  О |  О |  О |  О |  О |  О | О* |  О   |  -   |

|рук                   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|Женский туалет с      |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

|помещением для мытья  |  О |  О |  О |  О |  О |  О | О* |  -   |  -   |

|рук                   |    |    |    |    |    |    |    |      |      |

+----------------------+----+----+----+----+----+----+----+------+------+

|Курительная           |  О |  О |  - |  О |  - |  - | -  |  -   |  -   |

|                                                                       |

+-----------------------------                                          |

|* Для предприятий вместимостью свыше 50 мест                           |

+-----------------------------------------------------------------------+

О - наличие помещения обязательно

- - наличие помещения не обязательно

Приложение Б

(обязательное)

             Таблица Б1 - Площади помещений для потребителей

                  на предприятиях общественного питания

В квадратных метрах

+------------------------------------------------+----------------------+

|Тип предприятия общественного питания           |Площадь на одно место,|

|и площади для потребителей                      |       не менее       |

+------------------------------------------------+----------------------+

|1. Ресторан                                     |                      |

|                                                |                      |

|1.1. Зал с эстрадой и танцплощадкой             |           2,0        |

|                                                |                      |

|1.2. Зал                                        |           1,8        |

|                                                |                      |

|1.3. Курительная                                |       0,07-0,075     |

|                                                |                      |

|2. Бар                                          |                      |

|                                                |                      |

|2.1. Зал                                        |           1,8        |

|                                                |                      |

|3. Кафе, закусочные, пивные бары                |                      |

|                                                |                      |

|3.1. Зал                                        |           1,6        |

|                                                |                      |

|4. Столовые школ и школ-интернатов:             |                      |

|                                                |                      |

|   зал до 80 мест                               |           0,75       |

|                                                |                      |

|   зал свыше 80 мест                            |           0,65       |

|                                                |                      |

|   средних специальных учебных заведений        |                      |

|                                                |                      |

|   зал                                          |           1,3        |

|                                                |                      |

|   профтехучилищ                                |                      |

|                                                |                      |

|   зал                                          |           0,8        |

|                                                |                      |

|   общедоступные, при высших учебных заведениях |                      |

|                                                |                      |

|   зал                                          |           1,8        |

|                                                |                      |

|Примечание - Площадь залов специализированных предприятий общественного|

|             питания следует принимать по заданиям на проектирование   |

+-----------------------------------------------------------------------+