Содержание

1. Налог на добавленную стоимость: порядок и условия получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика 3

2. Права налогоплательщиков 7

3. Определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц_ 12

Список литературы_ 19

1. Налог на добавленную стоимость: порядок и условия получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 143 НК РФ признаются: [1]

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Механизм освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика предусмотрен ст.145 НК РФ, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 1миллион рублей. С 7 января 2006 года возможность не уплачивать НДС появится и у тех налогоплательщиков, выручка которых не превышает 2 миллиона рублей.

Данное положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Освобождение от уплаты НДС не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации и подлежащих налогообложению.

Лица, использующие право на освобождение от уплаты НДС, должны представить соответствующее письменное уведомление и следующие документы: [1, п.6 ст.145]

- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

- выписка из книги продаж;

- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

- копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 статьи 145 НК РФ.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы: [1]

- документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей;

- уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила один миллион рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 статьи 145 НК РФ (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 статьи 145, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются: [1]

- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

- выписка из книги продаж;

- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

- копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ до использования им права на освобождение, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Налогового Кодекса.

Освобождением от уплаты НДС можно пользоваться в течение года. Право на освобождение от уплаты НДС сохраняется, если выручка предприятия (предпринимателя) от реализации товаров (работ, услуг) в течение этого времени за каждые три последовательных календарных месяца не превышает 1000000 рублей. Кроме того, в период действия освобождения нельзя продавать подакцизные товары и сырье. Если же хотя бы одно из названных условий нарушено, плата НДС возобновляется начиная с того месяца, в котором произошло превышение показателя в 1 000 000 руб. либо были проданы подакцизные товары.

Если срок действия освобождения истек, и предприятие намерено его продлить еще на 12 месяцев, необходимо представить в налоговую инспекцию уведомление и документы в том же порядке, что и при первоначальном получении освобождения. В противном случае предприятию следует направить в налоговую инспекцию уведомление об отказе от использования освобождения.

Статистика свидетельствует, что количество желающих получить освобождение от уплаты НДС не превышает 1% от общего числа плательщиков налога. Причинами этого являются:

- необходимость представления в налоговую инспекцию большого числа документов;

- необходимость постоянно отслеживать сумму поступающей выручки (с тем, чтобы за три месяца она не превысила установленный предел в 1 000 000 рублей).

Однако главная причина заключается в том что, если большинство клиентов предприятия являются плательщиками НДС, получать освобождение от уплаты налога им просто невыгодно. Дело в том, что если покупатель-плательщик НДС приобретает товары у предприятия, имеющего налоговое освобождение, он не имеет возможности принять НДС по приобретенным ценностям к вычету. Следовательно, ему не имеет смысла работать с таким предприятием, если только оно не снизит цену себе в убыток.

2. Права налогоплательщиков

В Налоговом кодексе РФ закреплены права и обязанности налогоплательщика, определяющие по существу все его возможные действия, осуществляемые в рамках налоговых правоотношений. В соответствии с п. 1 ст. 21 НК РФ у налогоплательщиков и плательщиков сборов существует 14 прав: [1]

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Однако число таких прав не ограничивается ст. 21 НК РФ. Так, в п. 2 этой статьи определено, что налогоплательщики (а на основании п. 3 ст. 21 НК РФ и плательщики сборов) имеют также иные права, установленные Налоговым кодексом РФ и другими  актами законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщики имеют право на получение социальных и имущественных налоговых вычетов, которые предусмотрены ст. 219 и 220 НК РФ.

С момента вступления в действие с 1 января 2001 года главы 23 НК РФ позиция налоговых органов по некоторым вопросам предоставления вышеуказанных вычетов несколько раз менялась, что нередко приводило к конфликтным ситуациям между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками.

Из подпункта 2 п. 1 ст. 219 НК РФ следует, что социальный налоговый вычет по суммам, уплаченным за свое обучение и обучение своих детей, предоставляется налогоплательщику в сумме, уплаченной за свое обучение, но не более 38 000 руб., или налогоплательщику-родителю в сумме, уплаченной за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию или иной документ, который подтверждает статус учебного заведения, но не более 38 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения вышеуказанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика.

В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговый орган имеет право требовать у налогоплательщика, заявляющего социальный налоговый вычет в связи с расходами на оплату своего обучения, или у налогоплательщика-родителя, заявляющего социальный налоговый вычет в связи с расходами на оплату обучения своего ребенка (детей), следующие документы, подтверждающие фактические расходы за обучение:

- справку о доходах налогоплательщика (форма 2-НДФЛ), подтверждающую полученный доход и сумму удержанного налога;

- копию договора с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг, заключенного между образовательным учреждением и налогоплательщиком (в случае оплаты налогоплательщиком своего обучения), или заключенного между образовательным учреждением и учащимся, либо между образовательным учреждением и налогоплательщиком-родителем учащегося дневной формы обучения (в случае оплаты налогоплательщиком обучения своего ребенка);

- справку образовательного учреждения, подтверждающую обучение детей на дневной форме обучения, если в договоре на оказание образовательных услуг дневная форма обучения не оговорена;

- справку образовательного учреждения (дополнительное соглашение к договору), определяющую плату за обучение, если в течение обучения размер платы за обучение изменился;

- копии платежных документов, подтверждающие внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств образовательному учреждению за свое обучение или за обучение своего ребенка (детей), в которых должны быть указаны персональные данные налогоплательщика, оплатившего обучение;

- копию документов, подтверждающих факт опекунства или попечительства;

- копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика.

Документы, подтверждающие внесение денежных средств в оплату за обучение, должны быть оформлены в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Согласно ст. 9 указанного Закона N 129-ФЗ первичный учетный документ составляется в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. При этом внесение исправлений в такие документы не допускается.

С учетом положений п. 8 ст. 78 НК РФ, предусматривающего подачу заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы, налоговые декларации с заявлениями о предоставлении социальных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 219 НК РФ, могут быть представлены налогоплательщиками в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были произведены соответствующие расходы. [2, c.12]

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в соответствии с п. 1 ст. 22 НК РФ. Порядок гарантируемой защиты прав и законных интересов налогоплательщиков может быть установлен даже в тех законах, которые не входят в систему законодательства о налогах и сборах.

В Налоговый кодекс РФ включен раздел VII «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц», в котором указан не только порядок такого обжалования (гл. 19 НК РФ), но и порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков и принятие по ним решения (гл. 20 НК РФ).

Возможность обжалования неправомерных действий или бездействия налоговых органов является основной, но не единственной гарантией обеспечения защиты прав налогоплательщиков. Так, в соответствии с п. 2 ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Любой предприниматель может совершенно бесплатно получить в инспекции МНС информацию, касающуюся налогообложения своего бизнеса. Например, потребовать справку об отсутствии задолженности по налогам, копию акта проверки или какой-то важной инструкции. Законное право любого налогоплательщика - попросить чиновников предоставить формы отчетности, образцы их заполнения и разъяснения по неясным вопросам применения налогового законодательства.

Главное тут - по всем правилам оформить запрос. А они таковы. Информация предоставляется налогоплательщикам только по месту постановки на учет и на основании письменного заявления. В заявлении указываются ИНН налогоплательщика, Ф.И.О. руководителя либо главного бухгалтера (для юридических лиц), фактическое местонахождение, номер контактного телефона. В противном случае запрос не будет рассмотрен и вернется назад без ответа. Право на бесплатное получение информации важно с различных точек зрения.

Во-первых, можно сэкономить на приобретении литературы и оплате услуг консультантов. Во-вторых, это самый надежный путь уяснить требования налогового законодательства. В-третьих, четкое выполнение письменных разъяснений органов МНС - самая надежная защита на тот случай, если проверяющие заподозрят вас в каких-то налоговых грехах. В этом случае будет считаться, что налогоплательщик не виновен в совершении налогового правонарушения и его нельзя привлекать к ответственности (ст. 109 Налогового кодекса - НК).

Универсальным вариантом защиты является направление жалобы или заявления о принесении протеста в органы Прокуратуры Российской Федерации.

Независимо от характера сложившейся ситуации, налогоплательщик либо его должностное лицо вправе обратиться для защиты своих интересов в органы Прокуратуры Российской Федерации. Как правило, обращение носит характер жалобы. В ситуации 4 (вынесение налоговым органом постановления по делу об административном правонарушении) в прокуратуру направляется заявление о принесении протеста. Обращение в прокуратуру не обусловлено определенной формой и не оплачивается государственной пошлиной.

3. Определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц

Налогообложение любых видов доходов, получаемых физическими лицами как в денежной, так и в натуральной форме, производится в соответствии с положениями главы 23 “Налог на доходы физических лиц” Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), вступившей в силу с 1января 2001года.

В связи с тем, что НК РФ является актом прямого действия, вопросы, связанные с исчислением и уплаты налога на доходы физических лиц, регулируется только нормами части 1 НКРФ и главой 23 НКРФ, основные положения которой приведены в таблице 1.

Таблица 1

Налог на доходы физических лиц

Налогоплательщики

Объект налогообложения

Налоговая база

Налоговый период

Срок уплаты:

физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации

доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации

определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки:

кален- дарный год

     налоговыми агентами;      индивидуальными предпринима- телями и другими лицами, занимающимися частной практикой;

физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации

доход, полученный от источников в Российской Федерации

    при получении доходов в натуральной форме;      при получении доходов в виде материальной выгоды;      по договорам страхования и договорам негосударст- венного пенсионного обеспечения;      доходы от долевого участия в организаций;      доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;      доходы отдельных категорий иностранных граждан.

 

     в отношении отдельных видов доходов.

Ставки налога

Виды дохода

Ставка налога, %

Доходы, за исключением приведенных ниже

13

Стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации

35

Страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 213 Налогового Кодекса Российской Федерации

35

Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте

35

Суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового Кодекса Российской Федерации, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств

35

Доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации

30

Доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов

9

Доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года

9

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов.

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:

1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;

3) оплата труда в натуральной форме.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 - 221 НК РФ, не применяются.

Доходы налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов

1. Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются:

1) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты;

2) материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;

3) материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.

При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, налоговая база определяется как:

1) превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;

2) превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком в сроки, определяемые подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 НК РФ- дата фактического получения дохода определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг.

При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды в натуральном виде, налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику.

При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды ценными бумагами, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

Порядок определения рыночной цены ценных бумаг и предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг устанавливается федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг.

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Список литературы

1.     Налоговый кодекс РФ (в ред. от 01.07.2005)

2.     Гейц И.В. Комментарии к новой редакции глав 23 «Налог на доходы физических лиц» и 24 «Единый социальный налог» НК РФ. – М.: Дело и сервис, 2005. – 240 с.

3.     Гейц И.В. Налог на доходы физических лиц. - М.: Дело и сервис, 2004. – 208 с.

4.     Грисимова Е.Н. Налогообложение: Учебное пособие.- СПб.: ОЦЭиМ, 2003.-204с.

5.     Евстигнеев Е., Викторова Н. Основы налогообложения и налогового законодательства. Краткий курс. – СПб: Питер, 2005. – 256 с.

6.     Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 635с.

7.     Ракитина М.Ю., Арутюнова О.Л., Шарова С.В. Комментарий к Налоговому кодексу РФ для торговых организаций. – М.: Статус-Кво 97, 2003. – 352 с.

8.     Букач Е. Поправки в главу 21 НК РФ // Приложение к еженедельнику "Экономика и жизнь" - "Бухгалтерское приложение" №31, 2005 г.

9.     Воронин И.И. О предоставлении социальных и имущественных налоговых вычетов // Налоговый вестник, N 8, 2004 г. – С. 12

10.                       Назарова Т.В. О налоге на доходы физических лиц // Налоговый вестник. №7 2005.