Содержание
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
1. Освоение дальневосточных земель в XVIII – XIX веках. 5
2. Превращение Дальнего Востока в РОссию.......................... 9
3. Региональные факторы формирования особенностей управления............................................................................................. 10
4. государственные учреждения на Дальнем Востоке в XVIII - начале XIX века..................................................................................... 14
5. Государственная служба на Дальнем Востоке в XIХ веке.............................................................................................................. 21
5.1. Административные реформы М. М. Сперанского............................ 21
5.2. Управление Сибирью со второй четверти XIX до начала XX века 22
5.3. Пограничные и приморские управления........................................... 26
5.4. Казачество........................................................................................... 29
5.5. Русская Америка................................................................................. 32
Заключение............................................................................................. 34
Список литературы............................................................................. 37
ВВЕДЕНИЕ
Государственная служба это деятельность личного состава государственных органов с властными полномочиями по реализации функций государства.
В самом общем смысле можно утверждать, что происхождение государственной службы, а также её характеристики связаны, обусловлены и отражают экономическую необходимость централизованного регулирования в первую очередь производственных отношений при разделении труда на определенной ступени развития производительных сил.
Со времени образования Древнерусского государства в 9 в. и вплоть до начала 20 столетия наблюдается постоянный рост территории России, сопровождающийся включением в ее состав новых окраинных земель, заселенных зачастую нерусскими народами. К началу 20 в. Россия охватывала гигантскую территорию в 18 млн. кв. верст, объединяющую два континента - Европу и Азию, с населением свыше 160 млн. чел., говорящим почти на 150 языках[1].
Российская империя формировалась на протяжении многих столетий, однако на всех этапах для московских, а затем петербургских Рюриковичей и Романовых на первом месте стояли задачи не столько хозяйственного освоения, сколько политического взаимодействия с вновь присоединенными землями, организация местного управления и административного устройства в соответствии с потребностями государства. В отличие от многих единых государств в Европе, которые складывались и развивались как мононациональные, Россия всегда была страной многонациональной. Народы России принадлежали к различным расам и языковым группам, находясь на разных ступенях развития, отличались религией и психологией. В Российской империи существовала огромная разница между территориями в экономическом развитии. Региональные особенности управления отдельными территориями вырабатывались правительством по мере вхождения этих регионов в состав России и упрочения власти и авторитета центрального правительства.
Восемнадцатый век ознаменовался попытками ликвидации остатков былой самостоятельности пограничных и окраинных земель. С конца XVIII века внутренняя политика характеризуется унификацией системы и методов административно-политического контроля за окраинами. С этого времени окраинная политика становится важной частью общероссийской системы управления.
История освоения окраин в Российской империи вовсе не сводится к проблемам земледельческой колонизации, колониальной эксплуатации. В истории России немаловажное значение играл и процесс интеграции окраинных земель в единое административное пространство и общероссийский хозяйственный механизм.
В каждом конкретном случае набор признаков, попадающих под понятие "окраина", сугубо индивидуален. "Окраина" - понятие не только экономическое, политическое, но и географическое, исторически сложившееся пространство. Это пространство может иметь отличное от центра, иных периферийных территорий административное устройство, особенности в экономическом развитии, этническом составе населения, его менталитете и т.д.
1. Освоение дальневосточных земель в XVIII – XIX веках
История заселения Дальневосточной Земли – это летопись мужественных усилий россиян по освоению этого огромного края.
Именно с этой территорий связаны имена знаменитых русских землепроходцев – Семена Дежнёва, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова. За короткий срок в XVII веке землепроходцы прошли всю огромную территорию Дальнего Востока. Это российская часть эпохи великих географических открытий.
Активное освоение Дальнего Востока Россией началось при Петре I практически сразу после Полтавской победы и окончания Северной войны с заключением мира со Швецией в 1721 году. Петр I интересовался морскими путями в Индию и Китай, распространением влияния России на восточную часть Тихого океана, достижением “незнаемой части” Северной Америки, куда еще не успели добраться французы и англичане.
Петр I собственноручно пишет наказ: «1) Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте сделать один или два бота с палубами. 2) На оных ботах плыть возле земли, которая идет на норд и по чаянью (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки. 3) И для того искать, где она сошлась с Америкой». Командовать экспедицией Петр повелел капитану-командору Витусу Берингу, помощниками ему назначались Алексей Чириков и Мартын Шпанберг. В июле 1727 года вся экспедиция собралась в Охотске. Еще год ушел на то, чтобы доставить грузы на Камчатку и построить корабль. 8 июля 1728 года его спустили на воду и дали имя «Гавриил», Вскоре корабль вышел в море. Первая камчатская экспедиция произвела опись северо-восточного берега Азии от реки Камчатка до мыса Дежнева и далее по параллели 67°19' северной широты. Результатом ее деятельности явилась карта северо-восточных берегов России. Она сразу же вошла во все атласы мира.
28 декабря 1732 г. указом Сената была организована вторая, получившая название Великой северной экспедиции. Весной 1735 г. в Охотске заложили два крупных корабля, и в июне 1740 г. пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» – были спущены на воду.
8 сентября 1740 года экспедиционные корабли покинули Охотск. Задержавшись в Большерецке-на-Камчатке, они почти через месяц прибыли в Авачинскую губу. С этого времени поселок на ее берегу стал называться Петропавловском. Простояв больше полугода в гавани, 4 июня 1741 года оба корабля вышли в Тихий океан, и 15 июля «Святой Павел», а 16 июля «Святой Петр» раздельно достигли берегов Америки, описав на обратном пути гряду Алеутских и Командорских островов.
Шлюпы «Надежда» и «Нева» прошли проливом Дрейка в Тихий океан и открыли морской путь на Российский Дальний Восток. Крупный океанский флот Китая в те времена был блокирован национальными междоусобными конфликтами и уже не совершал регулярных дальних походов на север Тихого океана.
С 1803 г. началась целая серия кругосветных и тихоокеанских плаваний русских моряков из Санкт-Петербурга. Небольшие парусники «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1803-1806 гг. обошли вокруг земного шара, открыли и описали многие острова Тихого океана.
Важной вехой по освоению этого региона можно также назвать деятельность Российско-Американской компании. Она начала работу в конце XVIII века по освоению огромной территории, в том числе в пределах Русской Америки – от Аляски до Калифорнии.
В начале 19 века начиналось постепенное освоение территорий Дальнего Востока. По верхнему течению реки Амур не существовало даже постоянного населения. Хотя ограничиваться районом Амура на этой территории конечно нельзя.
Главным событием того периода несомненно была экспедиция Г.И. Невельского в 1819 – 1821–х годах. Ему удалось не только исследовать побережье Сахалина, но и доказать, что он является островом. Дальнейшая работа по изучению Дальнего востока принесла ему ещё одну победу. Он открыл местоположение устья Амура. В его исследованиях ему представлялся крайне незаселенный берег. И действительно, согласно данным того периода численность местного населения на Дальнем востоке у разных народностей колебалась от одной до четырех тысяч человек.
Несомненно, что главными исследователями были казаки и переселяющиеся крестьяне. Именно они осваивали территорию Дальнего востока на суше.
В пятидесятых годах в низовьях Амура уже было образовано два округа – Николаевский и Софийский. Также был образован Уссурийский казачий и Южноуссурийский округи. На эти территории, к началу шестидесятых годов, переселилось более трех тысяч человек. В 50-х годах 19 века в состав России вошли Нижнее Приамурье, Уссурийский край, о. Сахалин. Были созданы Камчатская (1849-1856), Забайкальская (1851), Приморская (1856) и Амурская (1858) области.
В 1856 году на территории будущей Амурской области было поставлено три русских поста: Зейский, Кумарский и Хинганский, однако активное заселение этих областей началось лишь в 1857 году. Весной того года вниз по Амуру были двинуты первые три сотни вновь сформированного из забайкальцев Амурского конного завода.
Исследованиям Дальнего востока содействовал Н.Н. Муравьев-Амурский – генерал-губернатор Восточной Сибири.
Располагая сведениями о незаселенности дальневосточной территории и неподвластности местного населения, правительство России в пятидесятые годы девятнадцатого века возбудила перед Китаем вопрос о разграничении территорий. В 1854 году в Пекин были посланы предложения приступить к переговорам.
28 мая 1858 года в маньчжурском городе Айгунь между Россией и Китаем был подписан договор, согласно которому левый берег Амура отходил к Российскому государству. Это был очень важный этап в освоении Дальнего Востока в целом. Так как теперь любая экспедиция или даже просто переселенцы обязаны были учитывать принадлежность той или иной территории. За присоединение приамурских земель к России Н. Н. Муравьев был возведен государем-императором в графское достоинство с прибавлением к фамилии приставки Амурский.
С 1858 года начался процесс усиленного освоения и заселения Дальнего востока русскими переселенцами. С 1858 по 1869 года на Дальний восток переселилось более тридцати тысяч человек. Большую роль в освоении Дальнего Востока, в охране восточных территорий Русского государства сыграло казачье войско. В 1851 г. было образовано Забайкальское казачье войско, из которого затем выделилось Амурское казачье войско.
К середине XIX века русские уже широко расселились на Дальнем Востоке. Развивалось хозяйство, горнодобывающая промышленность, возникали новые города. В 1858 г. были основаны Благовещенск и Хабаровск, в 1860 г. – Владивосток.
Охрану Дальневосточного побережья несла Сибирская военная флотилия, созданная 10 (21) мая 1731 г. Главная база флотилии – Охотск, с 1849 – Петропавловск-на-Камчатке, с 1855 – Николаевск-на Амуре, с февраля 1871 – Владивосток. Во время Крымской войны 1853-56 корабли флотилии участвовали в Петропавловской обороне 1854 г.
Строительство транссибирской железной дороги, начатое в 1891г. и законченное в 1900 г. сыграло большое значение в экономическом развитии этих районов. Это особенно укрепило позиции российского государства на Дальнем Востоке.
Огромное значение для освоения Дальнего Востока имело переселенческое движение. Значительный импульс ему дала постройка транссибирской железной дороги.
2. Превращение Дальнего Востока в РОссию
Расширение империи на восток не ограничивалось только военно-политической экспансией, это был еще и сложный процесс превращения Дальнего Востока в Россию. С установлением новых государственных границ имперская политика не завершается, а только начинается, переходя в фазу длительного процесса интеграции новых территорий и народов в общеимперское пространство.
Успех переселенческой политики объясняется тем, что она опиралась на традиции вольно-народной колонизации, а правительство осуществляло свои планы, опираясь на стихийное народное движение. Так называемая вольнонародная колонизационная модель в XIX в. окончательно попадает под контроль государства, которое видит свою задачу в Азиатской России либо в сдерживании крестьянского стремления на восток, либо в подчинении его задачам имперского закрепления новых территорий, или решения политически опасных проблем аграрного перенаселения в центре страны. Закрепиться на естественных рубежах (на левом берегу Амура, на побережье Тихого океана), создать в стратегически важных пунктах военные укрепления, обозначив новый участок имперского периметра сетью казачьих станиц, связанных между собой непрерывной линией. Помимо использования казачества, традиционным была и принудительная целенаправленная, подчиненная военно-политическим целям, колонизация, в том числе и штрафная.
Крестьянская колонизация сознательно воспринималось как необходимое дополнение военной экспансии. Имперские власти стремились параллельно с военной службой, организовать переселенческую службу. По замыслу российских имперских политиков, именно крестьяне и должны создать скрепляющие конструкции имперского пространства.
3. Региональные факторы формирования особенностей управления
Важную роль в формировании административной системы Дальнего Востока сыграли политико-географические факторы. В основе многих особенностей управления лежали обширность территории и удаленность от столиц государства. Хотя экономические цели (прежде всего доходы от пушнины, торговля с Китаем, выход к Тихому океану) действительно являлись одним из основных стимулов учреждения российских властей за Уральским хребтом, но все же непосредственно на организацию управления влияли в первую очередь не соболиные "сорока", а стремление не допустить сепаратизма и казнокрадства со стороны многочисленных казацких и служилых начальников.
К политико-географическим факторам, несомненно, относилось соседство Дальнего Востока с тихоокеанскими странами; большая власть глав сибирской администрации содействовала передаче им дипломатических и торговых связей с сопредельными государствами. Через Сибирь и Дальний Восток шли купеческие караваны из Китая и Монголии, поэтому организация таможенной службы стала одной из основных внешнеэкономических прерогатив сибирских правителей еще в XVII в.
Важнейшей предпосылкой формирования системы управления явились особенности заселения края русскими. Дальний Восток заселялся, с одной стороны, служилыми людьми, выполнявшими функции государственного управления, обороны и "объясачивания"; с другой стороны, переселялись русские крестьяне, привлеченные местными просторами, богатыми угодьями и отсутствием здесь крепостного права. Сибирские власти не могли позволить себе превысить меру налогового и политического давления, поскольку у подданных всегда оставалась возможность перебраться подальше в глухомань и оказаться вне досягаемости казенного начальства. Крестьяне образовывали посадские и сельские сообщества, отличные от российских, так как в их основе уже не лежала традиционная община.
Посадское самоуправление практически отсутствовало, а административные органы посада превратились по существу в низшие полицейские инстанции, тогда как в европейской части страны они стояли на страже мирских интересов и прав. Отсутствовало и организованное дворянство. Не сложились поэтому необходимые условия для формирования представительных дворянских органов, составлявших основу местного управления в Европейской России.
В условиях дефицита кадров местная власть была вынуждена пополнять свои ряды из нетрадиционных для России слоев — из купцов, промышленников, иногда и крестьян. Именно нехватка квалифицированного управленческого персонала из дворян, кроме прочих причин, вынудила правительство оставить часть административных полномочий за аборигенной знатью. На Дальнем Востоке не было, как такового, крепостного права и все население являлось "казенным", центральное правительство, опираясь на региональные органы, имело возможность проводить там любые реформы и менять административное деление края — ведь высшей и единственной инстанцией для всего населения были государственные учреждения.
Наконец, среди характерных проявлений русского заселения Дальнего Востока следует назвать его малолюдность. Социально-политическое влияние этого заключалось в том, что, во-первых, в населенных пунктах не находилось достаточного количества жителей для образования каких-либо сословных, представительных, земских органов. Поэтому вместо выборов чаще практиковались назначения на должности (особенно в XVII — первой половине XIX в.).
Во-вторых, Дальний Восток как часть единого государства управлялся в общем теми же органами власти на местах, что и все государство. Однако малая населенность и нехватка квалифицированных кадров приводили к тому, что эти органы принимали зачастую упрощенный облик по сравнению с Европейской Россией[2], имели более компактное организационное устройство.
Наконец, важным социально-политическим фактором стали каторга и ссылка, требовавшие от местного начальства особого внимания, основные зоны каторжных работ выделялись в горнозаводские округа, формально подчиненные губернской администрации, но имевшие собственные порядок управления и связь с правительственным аппаратом.
Все это повлияло на формирование нескольких устойчивых традиций в Сибири (до начала XX века территории Западной и Восточной Сибири, а также Дальнего Востока имели общее название - Сибирь). Заложенные в XVII в., они продолжали действовать вплоть до падения империи в 1917 г. Одна из таких традиций — административное деление Сибири на крупные округа. В XVIII в. это были разряды, во второй половине XVIII в. — наместничества, в XIX — начале XX в. — генерал-губернаторства. Каждое из этих подразделений могло делиться на губернии и уезды по общероссийскому образцу, но именно особенности Сибири породили необходимость в организации дополнительной территориальной единицы, промежуточного звена между центральным правительством и непосредственно властями на местах (в уездах, губерниях, городах).
Другая сложившаяся традиция — сильная административная прерогатива сибирских властей. Как разрядные воеводы времен царя Алексея Михайловича, так и генерал-губернаторы начала XX в. сочетали обязанности и по гражданскому, и по военному управлению Сибирью. Прерогативы и разрядных, и генерал-губернаторских канцелярий были во многом аналогичны тем, которыми обладали центральные ведомства (приказы, коллегии, министерства) на территории к западу от Урала.
В качестве местной традиции управления можно рассматривать и внешнеполитические полномочия высших сибирских сановников, которые проистекали из географического положения края и его Удаленности от Москвы и Петербурга. С расширением границ России на восток многие территории в конце концов оказались в ее составе и соответственно под управлением сибирского наместника. Внешнеполитические отношения тем самым превращались во внутригосударственные — вся история объясачивания являла собой именно такую картину. После того как Россия вышла к Тихому океану и завершила присоединение сибирских и дальневосточных земель, этот фактор не утратил своего значения. В качестве примеров можно указать на то, что Русская Америка в административном отношении номинально подчинялась главному правлению Восточной Сибири.
Сочетание многих факторов породило явление "особенного управления" Сибирью[3]. Сам этот термин имел хождение в первой половине XIX в., но фактически управление этой восточной частью Российской державы было "особенным" с конца XVI в. вплоть до революции.
Итак, основными факторами, повлиявшими на специфику управления Дальним Востоком, были следующие: политико-географические — обширность территории, отсутствие старого административного деления, соседство с азиатскими странами; социально-политические — отсутствие корпоративных сословных организаций дворянства и посада, дефицит управленческих кадров, отсутствие частновладельческих земель, военно-административный характер организации населенных пунктов, стихийное переселение крестьянства и малочисленность населения; этносоциальные — необходимость привлечения к управлению туземной знати.
Существовало еще одно обстоятельство, вынуждавшее правительство периодически перекраивать систему управления: "каждая власть, какая только ни являлась в Сибири, немедленно же... преображалась, усваивала самовластие и предавалась наживе... Причины этого крылись не в отдельных личностях, но в том положении, какое предоставлялось правителям в этой отдаленной стране. Они немедленно приобретали привычки самовластия, вдали от контроля, при неограниченных уполномочиях...".
4. государственные учреждения на Дальнем Востоке в XVIII - начале XIX века
Финансовые соображения побудили правительство в 1730 г. восстановить Сибирский приказ. Непосредственными побудительными причинами были падение доходов от торговли с Китаем и ясачные недоимки. Сначала во главе Сибирского приказа стал генерал-прокурор Сената П. Ягужинский. В 1734 г. был введен пост прокурора Сибирского приказа, подчиненного генерал-прокурору Сената.
Правительство стремилось передоверить специализированному ведомству важнейшие на тот момент сибирские дела, в том числе назначение администраторов на места и их отчетность, контроль над казенными сборами и пушным промыслом, караванной торговлей. Вместе с тем многие вопросы оставались вне ведения Сибирского приказа: во-первых, о всех финансовых поступлениях и товарах он должен был информировать Штатс-контору, а счета посылать в Ревизион-коллегию; во-вторых, ему были абсолютно неподконтрольны военные вопросы, ими занималась Военная коллегия. То же относилось и к полицейскому надзору, ямской гоньбе, горным заводам, дипломатическим сношениям. Таким образом, деятельность рассматриваемого учреждения ограничивалась кадровыми и контрольно-финансовыми правами; при этом в отличие от Сибирского приказа XVII в. оно выступало как посредническая инстанция между центральными правительственными органами и местными властями.
Более трех десятилетий функционирования показали, что деятельность Сибирского приказа не внесла принципиальных улучшений в связи правительства с краем. В 1763 г. он был ликвидирован, а все находившиеся в его ведении вопросы, в том числе ясак, перепоручены соответствующим ведомствам и особому Кабинету, ставшим верховными органами власти для сибирской администрации.
До екатерининских реформ административное деление края менялось неоднократно[4] и к 1775 г. представляло собой такую картину: Тобольская губерния, включавшая провинции Тобольскую (уезды Верхотурский, Ирбитский, Кузнецкий, Тарский, Тобольский, Томский, Тюменский) и Енисейскую (уезды Енисейский и Красноярский); Иркутская губерния с провинциями Иркутской (уезды Балаганский, Иркутский, Киренский), Удинской (уезды Баргузинский, Нерчинский, Селенгинский, Удинский) и Якутской (уезды Алданский, Илимский, Олекминский, Якутский). Основанием для разграничения территории было по-прежнему приближение уездных центров к провинциальным, появление новых городов. Определение границ между губерниями и распределение городов по уездам возлагалось на губернаторов.
Принятие в ноябре 1775 г. "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" имело значение и для Сибири. Особую важность имело положение о том, что в отдельных случаях две-три губернии могут объединяться под управлением наместника или генерал-губернатора. При необходимости губерния или наместничество могли делиться на области либо провинции, а те, в свою очередь, на округа — по 20—30 тыс. душ населения.
Фактически объявленная реформа начала проводиться в Сибири только в 1782—1783 гг. Учреждалось три наместничества — Тобольское, Колыванское, Иркутское, которые делились на области, а области — на уезды. Тобольское наместничество состояло из Тобольской и Томской областей; Иркутское — из Иркутской, Якутской, Охотской, Нерчинской; Колыванское наместничество (иногда называвшееся губернией) делилось только на уезды. Все это вместе составляло Сибирскую губернию.
Павел I, как известно, стремился изменить внутреннюю и внешнюю политику, проводившуюся при Екатерине II. Это относилось и к территориальному размежеванию. Уже одно из первых распоряжений нового царя в 1796 г. предписывало отмену института генерал-губернаторов якобы из-за медленного делопроизводства и злоупотреблений на местах. В Сибири вновь вводились две губернии — Тобольская и Иркутская, наместничества упразднялись. А вся империя опять расчленялась по единому губернско-уездному принципу.
При следующем императоре, Александре I, в начале XIX в. обеими сибирскими губерниями управлял один генерал-губернатор, количество уездов в них было уменьшено, а оставшиеся разделены на комиссарства. Причина, вызвавшая эту акцию, была простой: огромная площадь и малонаселенность административных единиц Сибири. Так, колоссальный Якутский уезд Иркутской губернии включал в себя семь комиссарств[5] во главе с земскими частными комиссарами. В 1804 г. из Тобольской губернии была выделена Томская; по мере административных преобразований формировались Якутская и Камчатская области.
Бесконечные административные перестройки, преследовавшие цель облегчить управление огромной Сибирью и увеличить доходы от нее, были в общем безуспешны. Четкой и однозначной структуры административного деления во второй четверти XVIII — первой четверти XIX в. образовать так и не удалось. Многие правительственные распоряжения к тому же не могли быстро воплощаться в жизнь в специфических сибирских условиях и нередко отменялись последующими приказами.
В центре управления Сибирью в XVIII в. стояла фигура губернатора, наместника, генерал-губернатора. До 1736 г. из Тобольской губернской канцелярии рассылались наказы-инструкции всем местным администрациям — в Енисейск, Якутск, Иркутск, Нерчинск, на Камчатку; затем образовалась Иркутская провинция с независимым от Тобольска вице-губернатором, подчинявшимся Сибирскому приказу и Сенату.
При Петре III впервые вводится пост генерал-губернатора Сибири, на который был назначен генерал-фельдмаршал Миних. Однако при этом не было дано никаких разъяснений насчет полномочий и оставлении в должности с прежней полнотой власти сибирского губернатора и иркутского вице-губернатора. При губернской реформе екатерининской поры в Тобольск и Иркутск были назначены генерал-губернаторами Кашкин и Якоби, теперь уже с оговоренными обязанностями; Тобольское и Иркутское генерал-губернаторства просуществовали до 1797 г. Все сибирские генерал-губернаторы до М.М. Сперанского жили в Петербурге, а в места назначения наведывались наездами.
В руках губернатора в 30—60-х гг. XVIII в. сосредоточивались административные, полицейские, финансовые, хозяйственные и военные функции. Губернатор и вице-губернатор назначались по представлению Сената Верховным Тайным советом, затем — Кабинетом, а с 1741 г. подбор и утверждение их кандидатур производился Сенатом. Губернатор действовал через губернскую канцелярию во главе с ее секретарем; канцелярские отделы занимались казначейскими, судебно-полицейскими и хозяйственными делами, перешедшими к ней после ликвидации петровских местных учреждений (в 1726—1727 гг.); канцелярия присматривала также за провинциальными и уездными властями. Персонально на губернатора возлагалась ответственность за полноту сбора подушной подати, за денежные расходы местных властей; он выступал в качестве высшей судебной инстанции по отношению к провинциальным и городовым судам (выше губернатора в этом смысле была Юстиц-коллегия). С 1727 г. губернатору подчинялись военные силы, расквартированные на подведомственной территории. Его полномочия регулировались "Наказом губернаторам и воеводам" 1728 г. В дополнение к этому в 1764 г. появилось "Наставление губернаторам", еще более усилившее статус губернаторов, в том числе правителя Сибири; отныне он был подсуден только императрице и Сенату.
Распространение при Екатерине II концепции "просвещенного абсолютизма" причудливым образом отразилось на системе управления Сибирью: Тобольская и Иркутская губернии (бывшие провинции) были романтически объявлены Сибирским царством. Такая автономия, конечно, еще больше увеличила полновластие сибирского правителя.
Сибирский приказ практически не вмешивался в деятельность губернских властей. Более того, ему было запрещено напрямую обращаться с указаниями к военным, даже ямщикам и другим сибирским жителям; общение допускалось только через столичные коллегии и канцелярии. Совершенно самостоятельно действовало Сибирское соляное комиссарство, ведавшее добычей и перевозкой соли.
В соответствии с актом "Учреждения для управления губерний..." сибирские губернаторы возглавили губернские правления; в каждой губернии были заведены казначейство, казенная и судебная палаты, приказ общественного призрения. Казенные палаты отчитывались не перед губернатором, а перед центральными органами — Камер-коллегией и Ревизией-коллегией, являясь их представителями на местах. Но поскольку по должности председательствовал в этих палатах вице-губернатор, то и финансовые вопросы оказывались в поле зрения губернской администрации.
Павел I, как говорилось выше, ликвидировал наместничество и звание генерал-губернатора. Трон "Сибирского царства" увезли в столицу, а Тобольская и Иркутская губернии со всей организацией управления обрели тот вид, который они имели в начале 70-х гг.
Основанием для преобразований начала XIX в. можно считать необходимость учета географических и социальных особенностей Сибири. Из-за удаленности края, больших расстояний между административными центрами, этнической разнородности и прочих факторов правительству Александра I было затруднительно контролировать губернии по общегосударственной модели. Поэтому возобладала идея введения в Сибири "особенного правления". В ходе нововведений 1803—1806 гг. вновь учреждается должность генерала-губернатора с подчинением ему всей Сибири, с правом независимо от центральных властей решать вопросы охраны порядка и снабжения в крае. Губернское правление ("губернское правительство"), состоявшее теперь из исполнительной и казенной экспедиций, превратилось фактически в орган по претворению в жизнь решений генерал-губернатора. К тому же, несмотря на намерения правительства, специального наставления по работе "правительства" губернии так и не было написано.
Местное управление в Сибири в послепетровскую эпоху осуществлялось на провинциальном, уездном, городском и волостном уровнях. Провинциальные и городовые (уездные) воеводы, опиравшиеся на свои канцелярии и ратуши, обладали примерно теми же полномочиями, что и генерал-губернатор, но в пределах подведомственных местностей. На низшем уровне административные функции исполнялись приказчиками и волостными приказными избами. В деревнях выбирались сотские и старосты для распоряжения хозяйственными делами, раскладки податей и суда по малозначительным поводам. Органы самоуправления (магистраты) появились также в городах и порой довольно успешно занимались полицейским надзором, сбором налогов, организацией торгово-промышленных заведений, градостроительством и т. д. Однако серьезным тормозом в их деятельности было постоянное вмешательство губернской и провинциальной администрации, а также нечеткая разграниченность функций между городским, провинциальным и губернским звеньями управления[6].
Губернская реформа 70—80-х гг. XVIII в. на уездном, городском и сельском уровнях придала административным органам стереотипное устройство. На организации некоторых учреждений сказалась специфика Дальнего Востока. Поскольку дворянства на Дальнем Востоке не было, невозможно было и внедрение выборных дворянских органов — предводителей дворянства, сословных судов. Для контроля за исполнением чиновниками своих обязанностей в крайних восточных областях (Нерчинской, Якутской, Охотской) устанавливались комендантские должности. В помощь правителям уездов повсеместно назначались заседатели. Все эти модификации в российском законодательстве объяснялись невозможностью стандартного управления огромными территориальными подразделениями Дальнего Востока.
Административные преобразования Павла I на местах затронули более всего государственных крестьян. "Учреждения" 1775 г. лишь констатировали существование крестьянского самоуправления, не задевая его сущности.
Наиболее заметным нововведением начала XIX в. оказалось очередное учреждение комиссарств и территориальных подразделений уездов. В Европейской России правительство решало вопросы земского управления, опираясь на помещиков, а на Дальнем Востоке за отсутствием таковых пришлось вводить институт земских частных комиссаров, обязанных вершить суд в малонаселенных местностях и периодически осматривать, объезжать подведомственный округ.
Заключая обзор управления Дальним Востоком во второй четверти XVIII — первой четверти XIX в., можно сделать вывод о том, что администрация, с одной стороны, шла в русле общероссийского управления. Бюрократизация управления Дальним Востоком имела для правительства особое значение из-за отдаленности, широких возможностей для злоупотреблений, укрывательства незаконных доходов тамошним чиновничеством. Однако разрастание чиновного персонала и подчинение ему все новых сфер жизни и деятельности сибиряков, напротив, увеличивали базу коррупции.
Особенности управления в крае, с другой стороны, вызывали необходимость автономности. Пройдя через период ведомственной децентрализации, Сибирь вновь обрела единоличных правителей в лице генерал-губернаторов, а в первые годы царствования Александра I власть главы сибирской администрации расширилась настолько, что сравнялась по полномочиям со статусом допетровского разрядного воеводы.
5. Государственная служба на Дальнем Востоке в XIХ веке
5.1. Административные реформы М. М. Сперанского
Цели реформ М.М. Сперанского виделись в ограничении особым "установлением" единоличной власти высшего сибирского начальства, в приближении его к реальным потребностям хозяйственного управления, сведении воедино надзорных органов, четком разграничении функций многочисленных инстанций управления, приспособлении их к местным условиям. Принципиальная концепция реформы при этом базировалась на учете региональной географии, истории, бытовых и нравственных традиций населения.
В результате напряженной работы был составлен и в феврале 1822 г. "высочайше одобрен" пакет нормативных документов по управлению Сибирью: "Общее учреждение для местного управления Сибири" и частные правила об управлении некоторых областей; "Общий устав об управлении сибирских инородцев"; "Особенный устав об управлении сибирских киргизов"; "Устав о ссыльных"; "Устав о городовых казаках" и некоторые другие. Осуществление норм, заложенных в этих документах, регулировал Сибирский комитет — теперь уже во главе с самим М.М. Сперанским.
Сибирь разделили на две части (генерал-губернаторства) — Западносибирское с центром в Тобольске (с 1839 г. в Омске) и Восточносибирское с центром в Иркутске. Граница между ними проходила по Енисею, В результате административное устройство Сибири приобрело следующий вид: Западносибирское генерал-губернаторство включало Тобольскую и Томскую губернии и Омскую область, Восточносибирское — Иркутскую и вновь созданную Енисейскую губернию, Якутскую область и три особых управления — Троицкосавское пограничное, Охотское и Камчатское приморское.
Однако многие либеральные намерения М.М. Сперанского так и остались на бумаге, его реформа не во всем достигла своих целей. Идея бюрократического контроля над "номенклатурной машиной" не оправдала себя. Несмотря на детальное перечисление в законе их прав и обязанностей, местные органы не получили реальной самостоятельности и оказывались, как и прежде, жестко встроенными в традиционный механизм управления империей.
На судьбе реформы и ее отдельных положений неизбежно сказались и краткость пребывания М.М. Сперанского в Сибири, недостаточное знакомство с ее жизнью, и неспособность провинциального чиновничества воспринять его идеи. Тем не менее замыслы Сперанского в целом соответствовали вызову времени, так как установленная по его проектам структура территориально-административного деления продержалась несколько десятилетий. Это подчеркивает разумность предложенных им мер, поскольку в предыдущую эпоху, в XVIII в., нескончаемые преобразования в Сибири лишь усугубляли накопившиеся проблемы и не приводили к стабильному управлению.
5.2. Управление Сибирью со второй четверти XIX до начала XX века
Разделение Сибири на два генерал-губернаторства сохранялось более полувека. Изменения в административном районировании в дальнейшем касались главным образом Восточной Сибири, что было связано с освоением Дальнего Востока. В 1851 г. образовалась Забайкальская область с центром в Чите, составленная из двух округов Иркутской губернии. Тогда же Якутскую область выделили из Иркутской губернии, поставили там гражданского губернатора (в Забайкалье, как в других пограничных владениях, был назначен военный губернатор) и подчинили его напрямую генерал-губернатору.
Освоение Россией Приамурья вызвало необходимость проведения внутреннего разграничения. Тем более что после заключения Айгунского договора с Китаем в 1858 г. у империи в этом направлении оказались развязаны руки. Еще в 1856 г. была создана Приморская область, включавшая бывший Охотский округ, бывшую Камчатскую область, Чукотку и острова. Центр области располагался в г. Николаевске, резиденции военного губернатора. В 1858 г. область разделили на две части: за одной осталось название Приморской области, другая получила наименование Амурской (с центром в Благовещенске).
Военная активность России на Тихом океане, соседство с Китаем и Японией требовали усиления местной административной власти. Снова с подачи комиссии Министерства внутренних дел был принят план передела азиатской части России. Он касался в основном Дальнего Востока и сводился к идее об учреждении там нового генерал-губернаторства, что и было осуществлено в 1884 г. Приамурское генерал-губернаторство с центром в Хабаровске состояло из Амурской, Забайкальской и Приморской областей во главе с военными губернаторами.
На территориальной структуре Дальнего Востока отражались и политические события. Так, в преддверии войны с Японией на Дальний Восток был назначен наместник с чрезвычайными полномочиями, но после подписания мира наместничество было отменено.
В организации управления Дальним Востоком в середине XIX — начале XX в. просматривалась тенденция к увеличению объема полномочий исполнительной власти, что сопровождалось ростом количества уездов и соответственно администрации. Передача высшему звену управленцев большей власти компенсировалась личной ответственностью их перед монархом. В организации же управления на уровне генерал-губернаторства предпринятые М.М. Сперанским меры в основном привели к сохранению статуса администрации.
Будучи гражданскими и воинскими начальниками, сибирские генерал-губернаторы, как это ни странно, не имели детальной нормативной базы для своей деятельности. Основополагающие принципы их должностного ранга, заложенные еще в екатерининских "Учреждениях для управления губерний", сохранились и в XIX в. Уставы М.М. Сперанского и позднейшие инструкции не внесли радикальной новизны. Незначительные уточнения 1870-х гг. касались контроля над горнодобывающей промышленностью и учебными заведениями. Все большее внимание уделялось наблюдению за "состоянием умов" населения, что было связано с постепенным распространением либеральных и леворадикальных идей во второй половине XIX в. Пожалуй, единственным крупным нововведением оказалось то, что генерал-губернаторам поручалось командовать казачьими войсками на востоке страны. Генерал-губернаторы назначались императором, но входили в административную номенклатуру Министерства внутренних дел. Соответственно все обязанности по обеспечению правопорядка возлагались на главные управления Западной и Восточной Сибири. Кроме того, вся Сибирь составляла единый жандармский округ (один из пяти, по закону 1827 г., или из семи — по закону 1836 г.) с центром в Тобольске[7].
Подчиненные генерал-губернаторам полиция и жандармские силы III Отделения образовывали мощный механизм сохранения внутригосударственной стабильности. За генерал-губернаторами сохранялись также прежние, идущие от допетровских воевод функции дипломатических сношений с южными соседями.
К 1870—1880-м гг. окрепло общественное мнение об архаичности института генерал-губернаторства и главных управлений. Как писало "Восточное обозрение" в апреле 1882 г., "они не выполнили ни одной из своих задач... Бюрократические советы оказались слабыми, вялыми, заражались канцелярской рутиной и явились вполне бессильными". Генерал-губернаторство Восточной Сибири решили все-таки сохранить, изъяв из его юрисдикции несколько областей для формирования еще одного генерал-губернаторства в Приморье. В 1887 г. главное управление Восточной Сибири было заменено Канцелярией иркутского генерал-губернатора, разделенной на отраслевые делопроизводства: финансовое, медицинское, тюремное, полицейское и прочие.
Губернские и областные управления сохранялись и выполняли приблизительно те же функции на своих территориях. На Дальнем Востоке, в созданных вновь областях, основывались также канцелярии военных губернаторов.
В сибирских округах во второй половине XIX в. по-прежнему сохранялись исправники. Участки в округах управлялись земскими заседателями, которые являлись судебной и полицейской инстанцией и наблюдали за волостными и сельскими органами власти. В северо-восточных районах края, где преобладало коренное население, округа делились на улусы, а улусы — на наслеги.
Городская власть на Дальнем Востоке была реформирована так называемым городовым положением 1870 г.: городские думы избирались на четыре года по имущественному цензу, а не по сословному принципу. Обладая правом издания постановлений по вопросам городского благоустройства и торговли, они не располагали механизмом реализации своих решений и были в сущности хозяйственными филиалами губернских органов.
Общероссийская земская реформа не распространялась на дальневосточные земли, поскольку здесь отсутствовало сословие дворянства. Будь земские органы введены в крае, большинство их членов ("гласных") оказались бы крестьянами, а это противоречило социальной политике правительства. Среди дополнительных трудностей внедрения земства следует отметить довольно большой процент населения с особым статусом (коренных народов и казачества) и обширные, редко населенные пространства, почти недоступные для организации.
Специфика проявилась также и в предоставлении экстраординарных полномочий крестьянским начальникам. Эта должность пришла на смену должностей бывших окружных начальников — земского заседателя (1822—1890 гг.) и пристава (1890—1897 гг.). По "Временному положению о крестьянских начальниках и губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской" (1897 г.) пост крестьянского начальника вводился в русских волостях; ему предоставлялось право отмены решений сходов, наложения арестов и штрафов, рассмотрения дел о земельной аренде, в общем, вмешательства во все дела волости. Следует заметить, что судебные функции совпадали в данном случае с прерогативами мирового судьи, и именно для Сибири и Дальнего Востока правительство пошло на такое дублирование, ведь из иного места до ближайшего мирового судьи требовался месяц пути по болотам и лесам!
5.3. Пограничные и приморские управления
Установление особого режима пограничных управлений диктовалось спецификой раннего этапа освоения дальних восточных пределов континента, когда небольшие военные отряды оказывались подчас единственными представителями русского населения и российской государственности в присоединенных районах. Отдаленность и малонаселенность этих мест заставляла правительство передоверять управление ими местным воинским начальникам.
В 1731 г. из Якутского уезда Иркутской провинции было выделено Охотское приморское управление, которое распространялось на Охотское и Берингоморское побережья, Анадырский край, Камчатку и российские острова в Тихом океане. Оно подчинялось иркутской провинциальной канцелярии, и начальником его стал не уездный воевода, а администратор с придуманным в Сенате званием главного командира и с собственной канцелярией.
В результате нововведений в начале XIX в. статус охотского правителя был уточнен: он стал называться морским начальником, числился по морскому департаменту и управлял портом и округом по инструкциям от иркутского губернатора. Таким образом, были слиты гражданское и военное (в данном случае портовое, военно-морское) административные начала. Явное отличие от общероссийских порядков объяснялось временным характером этих мер, что официально обозначалось как "предварительное правление". Основательные же нормативные документы были выработаны только в 1812 г. "Положение" для Камчатки и Охотского порта, подчиненных Якутскому областному правлению, рассматривало местного администратора в качестве заведующего "морской частию" как морского чиновника, "земскою" — как исправника, "судною" — как уездного судью".
По предложению М.М. Сперанского в 1822 г. Охотское управление было переименовано в Приморское и получило руководящий штат из начальника, заместителя и канцеляристов. Кроме обычных административных функций начальник командовал портом, подчиняясь при этом Иркутскому губернскому правлению.
С основанием Петропавловска-Камчатского значение Охотского порта резко уменьшается, основные заботы, связанные с тихоокеанским флотом, оказываются сконцентрированными на Камчатке, и в 1849 г. Приморское управление закрывается. Его территория вливается в Якутскую область на правах округа и попадает под обычный надзор исправника.
Камчатка до 1731 г. подчинялась Якутску, откуда приезжал приказчик (комиссар). По приезде он рассылал по острогам казаков во главе с управителями — местной властью. С 1731 г. то Сенатом, то иркутским провинциальным воеводой, а иногда и главным командиром Охотского порта стали назначаться командиры Камчатки, резиденцией которых был поселок Большерецк, а затем — Нижнекамчатск. Удаленность камчатской администрации порождала бесконтрольность и злоупотребления, поэтому в 1783 г. начальство подчинило Камчатку сравнительно близкой Охотской области.
В ходе реализации реформы Камчатка была преобразована в отдельную область с центром в Верхнекамчатске, во главе с комендантом ("правителем области Камчатской") и областным правлением. Оказалось, однако, что ресурсов края недостаточно для поддержания областного статуса, и в 1812 г. областное правление было ликвидировано. За управляющих остались начальник Камчатки, его помощник, секретарь и объездной комиссар, находившиеся в подчинении сибирского генерал-губернатора. В 1822 г. начальник Камчатки получил права, аналогичные портовому начальнику Охотска.
По мере освоения Дальнего Востока возрастала стратегическая роль полуострова. Петропавловск, по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Муравьева, сделали главным портом России на Тихом океане. Поэтому в 1849 г., одновременно с упразднением Охотского приморского управления, Камчатка вновь стала самостоятельной областью, фактически губернией[8], во главе с военным губернатором из морского ведомства. Областные штаты определялись специальным "Положением" 1852 г. Область делилась на Петропавловский и Гижигинский округа, возглавлявшиеся исправниками. В сферу компетенции камчатского военного губернатора в то время было передано и Нижнее Приамурье. Позднее Нижнее Приамурье подверглось территориальному районированию и получило собственную администрацию. В 1889 г. Камчатская область была включена в Приамурское генерал-губернаторство, в составе которого пребывала до 1917 г.
В 1803 г. в Забайкалье, на границе с нынешней Монголией, в г. Троицкосавске, была учреждена пограничная канцелярия, которая в 1822 г. преобразовалась в пограничное управление (по "Учреждениям" М.М. Сперанского). Пограничный начальник и пограничное правление контролировали три территориальных участка, каждый из которых находился в ведении дистанционного начальника (пристава), назначаемого из казаков иркутским гражданским губернатором. Функции пограничной службы были обычными для местной администрации, но к ним добавлялась забота о вооруженной охране границы и обеспечении безопасности торговли. В 1851 г. Троицкосавск с близлежащими слободами объединились в особое градоначальство, подчиненное напрямую генерал-губернатору, а в 1863 г. вошли в состав области Забайкальского казачьего войска.
5.4. Казачество
В 1701 г. указом Петра I казаки малолюдной еще Восточной Сибири объединяются в Якутский полк, но в 1760-х гг. его расформировывают — теперь по уездным командам. Особо были выделены казаки пограничной службы, они распределялись по восьми дистанциям под командованием приставов и троицко-савского коменданта. Необходимость обороны государственных рубежей вынуждала принимать в казачье сословие и нерусское население.
Упорядочение статуса казачества, расселенного по разрозненным таежным острогам Восточной Сибири, произошло по инициативе М.М. Сперанского. "Устав о городовых казаках" объявлял о создании Тобольского городового и Сибирского Татарского казачьего полков в Тобольской губернии, Иркутского и Забайкальского казачьих полков в Иркутской губернии, Енисейского, Томского и Якутского в соответствующих губерниях и Якутской области. Полки состояли из сотен. Военно-административными отделениями полков являлись команды, дислоцированные в отдельных населенных пунктах (Томская, Кузнецкая и Нарымская команды Томского полка, Охотская, Якутская и Гижигинская команды Якутского полка и т. д.). Было также учреждено Троицкосавское пограничное управление.
"Устав о городовых казаках" действовал почти без изменений до 1870-х гг., но количество управлявшихся по уставу казаков постоянно уменьшалось. С 1851 г. начался перевод их из гражданского (полицейского) ведомства в военное. Иркутский и Енисейский полки в 1867 г. были расформированы, Тобольский, Сибирский Татарский и Томский полки включались в состав Сибирского линейного войска, командование которого находилось в Омске. Забайкальский полк (уже как конный казачий, а не городовой) вместе с полками бурят и эвенков составил Забайкальское казачье войско, куда также вошли Верхнеудинские станичные округа (они появились в начале XIX в.) и все пограничные казаки окрестных земель. Все вместе они выставляли шесть конных шестисотенных полков (четыре русских и два "инородческих"), объединенных в две конные бригады, которые рассредоточивались по всей монгольской границе. Войско не занимало сплошной территории: селения казаков перемежались с обычными крестьянскими деревнями. Сначала оно делилось на три отдела (округа), в 1895 г. прибавился четвертый. Отделы включали станицы и поселки, жители которых также служили в войске.
Военное управление в иерархическом отношении делилось на главную и местную ступени. К первой относился генерал-губернатор Восточной Сибири, ко второй — войсковой наказной атаман, бригадные и сотенные управления. Атаман распоряжался в военных делах через особый орган, называемый дежурством, в гражданских вопросах — через войсковое правление (на правах гражданского губернатора). Бригадные и сотенные управления во главе со своими командирами тоже соединяли военную и гражданскую власть. В ходе общероссийской военной реформы в устройстве войска произошли значительные изменения: контроль над финансами возлагался на Читинское областное казначейство; дела о правонарушениях, не связанных со службой, передавались общегражданским судам; школы переводились в компетенцию Министерства просвещения. Урезание автономии сопровождалось также изменениями в порядке призыва и комплектования частей. Звание наказного атамана соединялось с должностью военного губернатора Забайкальской области. Атаманская канцелярия и все прежние войсковые административные учреждения упразднялись, их место занимали соответствующие областные организации (областное правление и войсковое хозяйственное правление). Командование войском состояло теперь из штаба и управлений отделов.
В конце 1880-х гг. во главе всех казачьих войск империи был поставлен наследник престола цесаревич Николай. Непосредственно же забайкальские казаки подчинялись наказному атаману Приморских казачьих (Амурского и Забайкальского) войск, который являлся одновременно приамурским генерал-губернатором и командующим войсками Приамурского военного округа. Перед ним отчитывались областное и хозяйственное правления и штаб. Областное правление действовало посредством окружных исправников, а те — через земских заседателей. Штаб имел своими представителями на местах атаманов отделов и начальников частей. На низовом уровне управляли станичные и поселковые атаманы и правления вместе со станичными судами и поселковыми сходами. В бурятских полках были сотенные правления во главе с председателями.
В 1856 г. переселенный на Амур казачий полк взял под охрану береговую линию. По проекту генерал-губернатора Н. Муравьева в 1860 г. эти казаки составили отдельное Амурское войско[9]. В начале XX в. здесь насчитывалось 11 станичных округов, которые были разбиты на участки во главе с участковыми из войсковых офицеров, подчиненными войсковому правлению. Административная структура в основном соответствовала принятой в Забайкальском войске.
Обострение политической ситуации на Дальнем Востоке в 1880-х гг. потребовало усиления военного присутствия России в Приморье. Уссурийский полубатальон Амурского войска в 1889 г. был преобразован в Уссурийское казачье войско. Его область делилась на 3 участка и 6 станичных округов, а управление осуществлялось по изложенной выше схеме. Административным центром войска считался Владивосток, резиденция уссурийского наказного атамана — военного губернатора Приморской области[10].
Все казачьи войска Сибири подчинялись высшей гражданской власти в губерниях. Следовательно, несмотря на автономию, они представляли собой один из элементов административной структуры империи.
5.5. Русская Америка
В течение XVIII в. в результате морских экспедиций российские торговцы и промышленники начали закрепляться на островах северной части Тихого океана и северо-западном побережье Американского континента. После походов и открытий А. Чирикова в 1728—1741 гг. Россия объявила территорию Северной Америки севернее 55° с. ш., включая Алеутские и более северные острова, своей собственностью.
Впервые Русская Америка оказалась выделенной в самостоятельную единицу при изменении в 1796 г. системы сибирских наместничеств. Побережье Аляски с островами объявлялось особой частью Иркутской губернии. Однако восточносибирские власти не обрели реальной возможности осуществить свои полномочия, так как все вопросы, связанные с освоением американских владений, их управлением, находились в компетенции торгово-промышленной Российско-Американской компании.
Основатель ее Г. Шелихов составил план утверждения компании на новоприобретенных территориях — в "Славороссии" После одобрения в иркутской и столичной канцеляриях проектов началось административное обустройство. Частная по форме компания всегда контролировалась правительством и приравнивалась к государственному ведомству. Для контроля над ней в 1799 г. учреждается пост корреспондента (или протектора), а в следующем году создается правление компании в Петербурге. Для более жесткого правительственного контроля в 1804 г. был создан временный комитет (с 1813 г. — постоянный совет) из трех акционеров, один из которых назначался царем. В компетенции данного органа находились политические вопросы; коммерческими же делами всецело распоряжалось главное правление. Главным правителем с 1818 г. всегда становился морской офицер, что позволило, как об этом уже говорилось, военному ведомству прибрать к рукам управление в российских колониях. Таким образом, в конце XVIII и в первые десятилетия XIX в. Российско-Американская компания превратилась по существу из торгово-промышленной организации в государственное учреждение по освоению американских владений России.
Заключение
Становление и эволюция государственной службы российского Дальнего Востока определялись целым рядом объективных и субъективных причин. Доминирующее и приоритетное значение среди них имели природно-географические, общеисторические и этносоциальные факторы. Географическая среда оказывала главным образом влияние на пространственную конфигурацию и территориальные параметры административных единиц. Историческая ситуация, включая внутриполитический и геостратегичсский компоненты, воздействовала на особенности и статус местных форм временного и стационарного управления. Большую роль при этом нередко играли международные соглашения, причем вне зависимости от насильственного или мирного пути вхождения регионов в состав империи. Социально-этнический фактор в значительной мере определял характер взаимодействия общественно-экономических процессов с гражданским и военным устройством и территориальное размещение коренного и пришлого населения.
Формирование и развитие Дальнего Востока невозможно рассматривать как вне исторического времени, так и вне географического пространства. Присоединение к Российскому государству территорий Дальнего Востока и их колонизация проходили по великим речным и морским путям. Вдоль побережья и в бассейнах рек возводилась цепь военных линий с крепостями, острогами, зимовьями, дистанционными поселениями и городами, становившимися административными центрами того или иного края. Крупные реки становились границами новых политико-административных образований, а горные хребты и моря пограничными рубежами с сопредельными державами.
Природно-географическая среда влияла и на особенности местного территориально-административного устройства. При обширности и удаленности от центра органы местной власти оказывались либо рассредоточенными и слабыми, либо без эффективного государственного контроля, в результате чего особый размах обретали взяточничество, коррупция и разгул бюрократии.
Географическая среда в определенной степени влияла и на функции административных, в особенности провинциальных, учреждений. При этом, чем больше по территории была та или иная административная единица, тем более широкими полномочиями наделялись местные властные инстанции. Необходимость расширения их функций диктовалась многими причинами, из которых наиболее важными являлись громадные расстояния и отсутствие мобильных средств коммуникации, главным образом транспорта и связи.
Влияние естественных географических условий на административное устройство регионов проявлялось не только в опосредованной, но и в самой прямой форме. Наличие природных, в особенности рудных и минеральных, богатств обусловливало необходимость учреждения специальных отраслевых ведомств.
Природно-географические факторы проявлялись и в других сферах политико-административной системы окраин. Важное значение при этом имело их пограничное положение, что обычно вело к созданию государственных таможен с соответствующим штатом военных и гражданских чинов.
Административная система зависела также от экономического фактора, но его воздействие не было однозначным в многовековом процессе: прагматические расчеты и интересы не играли приоритетной роли на первоначальных этапах образования громадной Российской империи. Даже выгоды от сибирской пушнины и золота имели "незаметное значение", уступая внешнеполитическим и геополитическим целям государства.
Географическое, точнее, геостратегическое положение влияло в определенной степени и на крут полномочий высших административных органов власти в регионах. Особое значение при этом имело пограничное положение крупных провинций и областей на восточных рубежах империи. Известно, что сибирские воеводы и генерал-губернаторы обладали правом поддерживать с царского разрешения внешнеполитические связи с сопредельными государствами.
Формирование новых государственных и административных границ затрагивало многие стороны жизни народов, оказавшихся в составе Российского государства. В огромной Российской державе административные границы за редким исключением неполностью или совсем не совпадали с этническими территориями и поэтому не были четко обозначены. Особенностью некоторых окраин вместе с тем являлось тождество между административными и родоплеменными образованиями. В этом отношении наглядным примером служат охотничьи и кочевые народы Дальнего Востока, среди которых практиковалась так называемая "улусная система", опиравшаяся на вековые производственные традиции и выборное начало в практике общественно-политической жизни.
Этносоциальный фактор, несомненно, сказался на становлении и развитии политико-административного устройства Дальнего Востока, хотя его реальное воздействие проявлялось больше в завуалированной форме, поскольку российская административная система опиралась не на этнический, а территориальный принцип. Концептуальной базой такого подхода служила идея единого и неделимого централизованного государства.
Список литературы
1. "Открытие" Иркутской губернии. Л.Дамешек, И.Дамешек. - «Восточно-Сибирская ПРАВДА», 30 сентября 2000 года №193-194 (23821--23822)
2. Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. До конца XIX века. М., 1982.
3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.
4. Ерошкин Н.П. Местные учреждения дореформенной России (1800—1860 гг.). М., 1985.
5. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. 1917 г.). М., 1990.
6. История Российского Приморья. – Владивосток: Дальнаука, 1998.
7. Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления // Отв. Редакторы С.Г. Агаджанов, В.В. Трепавлов. – М.: «Славянский диалог», 1998.
8. Рабцевич В.В. Сибирский город в дореформенной системе управления. Новосибирск, 1984.
9. Сафронов Ф.Г. Русские на северо-востоке Азии в XVII середине XIX в. Управление, служилые люди, крестьяне, городское население. М., 1978.
10. Сергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. – М.: Наука, 1983.
[1] "Открытие" Иркутской губернии. Л.Дамешек, И.Дамешек. - «Восточно-Сибирская ПРАВДА», 30 сентября 2000 года №193-194 (23821--23822)
[2] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С. 136.
[3] Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления // Отв. Редакторы С.Г. Агаджанов, В.В. Трепавлов. – М.: «Славянский диалог», 1998. – с.65
[4] Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. До конца XIX века. М., 1982. С. 148, 149; История Сибири. Т. 2. С. 308, 309.
[5] Сафронов Ф.Г. Русские на северо-востоке Азии в XVII середине XIX в. Управление, служилые люди, крестьяне, городское население. М., 1978. С. 36.
[6] Рабцевич В.В. Сибирский город в дореформенной системе управления. Новосибирск, 1984. С. 40, 47, 59, 62, 63
[7] Ерошкин Н.П. Местные учреждения дореформенной России (1800—1860 гг.). М., 1985. С. 59.
[8] Сафроное Ф.Г. Русские на северо-востоке Азии в XVII — середине XIX в. М, 1978. С. 47.
[9] История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. 1917 г.). М., 1990. С. 229.
[10] Сергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII XIX вв. С. 50—56, 60.