2. философско-этические предпосылки дисциплины д.о. Филос-этич предпос: по Аристотелю принципы основаны на справедливости. Деловое общение – принцип «распределительной справедливости». «Потративший большие труды, должен иметь и большие вознаграждения». Принципы неоклассического принуждения (феодализм). М.Вебер «Протестантизм и протестантская этика и дух капитализма. Основные принципы: честность, обязательность, ответственность, трудолюбие, экономия. Кант «Критика практичного разума». Всеобщий нравственный закон: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Джон Хоманс проповедует практический подход. Общение должно подчиняться формуле: поведение = выгода - издержки. |
7. типы акцентуализации характера по Леонгарду Типы акцентуированных личностей по Леонарду: демонстративный: демонстрация своего поведения; педантичный: инертные люди, несгибаемые, жесткие; застревающий: основная черта, чрезмерная стойкость аффекта или сильных переживаний; возбужденный: люди с повышенной импульсивностью, ослабление контроля над влечениями и побуждениями; гипертимический: постоянно повышенный тон, высокая активность, восприимчивость; дистимический: пониженное настроение, вялость, пассивность; тревожно-боязливый: склонность к страхам, робость, пугливость; Циклотический: постоянная смена… ; Эмотивный тип – глубокие эмоции, тонкие чувство, ранимый, обидчивый. |
8. причины и проявление неуверенности в себе. Причины неуверенности в себе: кризисная жизненная ситуация, пережитая трагедия, предательство друга, оскорбление; Внутренний кризис личности, потеря смысла, суицид; Неправильное восприятие (условная любовь); Постоянное оценивание и обязывание ребенка в семье, чтение морали, чрезмерное захваливание, подчеркивание недостатков); Отсутствие наставника; Кризис в обществе, кризис морали. Проявление неуверенности в себе в д.о.: боязнь попробовать, бездействие, нежелание добиться своих целей; потерять свое лицо, неправильная самооценка; Приспособленчество, приспособление к др людям, стремление быть как все; Бравада и ленивость – стремление произвести впечатление лучшее, чем заслужил. Суетливость – боязнь опоздать, влияние внешних условий. Формула самоуважения: успех/притязания (цели). |
14. деловое общение. Его цели, содержание функции. Д.о. – это взаимодействие людей в сфере д.о. и ролей. Обусловлено ролью и статусом чела. Цель: специфика д.о. заключ в том, что эта цель находится не в самом общении. Общ цель: организация определенного вида совместной деятельности, направленная на достижение какого-л общего результата. Личные цели: стремление к личной выгоде, к власти, к престижу, к личной безопасности. Функции д.о.: соответствуют 3м основным и взаимосвязанным сторонам д.о.: 1. восприятие людьми друг друга. Регуляция эмоц сферы человека. 2. Коммуникация. Информационно-коммуникативная функция д.о., обмен информацией между людьми. 3. Интеракция (взаимодействие) функция регуляции поведения. Стороны д.о.: восприятие, коммуникация, взаимодействие. |
22. типичные ошибки выступающего перед аудиторией. 1.Чрезмерное волнение. 2.Потеря естественного общения выступления (монотонность общения, невыразительный взгляд и голос) 3.Неуверенность в себе 4.Неискренность 5.Монолог вместо диалога 6.Отсутствие хорошего начала и хорошего конца 7.Неправильный выбор языка изложения и отсутствие образов в речи 8.Отсутствие жестов в речи, но и их излишнее присутствие тоже мешает 9.Неправильное произношение, неправильная постановка ударения 10.Эмболофразия (повтор слова, добавление лишних фраз, звуков и т.д. «большой выбор ассортимента») |
25. зоны и территории в общении. Зона – это расстояние, кот принято соблюдать во время д.о. каждый человек имеет свою территорию. Под территорией понимаетсятакже пространство, которое человек считает своим, как будто это пространство является продолжением его физического тела. каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собственность, например, его дом, окруженный забором, машину во дворе, его спальню, стул, и, как обнаружил доктор Холл, он имеет также четко обозначенное воздушное
пространство вокруг своего тела. Интимная зона (15- |
26. невербальное общение . Общение посредством мимики.. Ладони: открытые ладони – демонстрация открытости; спрятанные ладони – симптом обмана, лжи; потирание рук – ожидание; сцепленные пальцы рук – разочарование в чем-л; шпилеобразные пальцы рук – уверенность; Придерживает пожатие рук второй рукой (перчатки) – доверие; Руки в качестве барьеров – желание спрятаться. Нога на ногу – барьер. Во время разговора теребит что-то или дотрагивается до лица – врёт. Глаза: что-то интересует – зрачки расширяются; злость – зрачки сужаются. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Невербальные средства: 1) кинесика: мимика, взгляд, жесты, поза, походка. 2) просодика и экстралингвистика: голос, включение в речь.( интонация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, плач, кашель) 3) такесика: рукопожатие, поцелуй, похлопывания. 4) проксемика: дистанция, личное пространство, ориентация в пространстве. |
30. основные ограничения( недостатки) руководителя. К типичным ошибкам относятся случаи, когда: • руководитель не дает конкретных заданий, но постоянно досаждает подчиненных большим количеством вопросов общего характера; • "зациклен" на одной теме в общении с персоналом, например, трудовой дисциплине; • ежедневно формулирует новые идеи для выполнения задания; • постоянно проповедует свои замыслы; • не доверяет своим сотрудникам, злоупотребляет мелочным контролем; • увлекается бумаготворчеством; • малодоступен территориально и во времени; • не имеет готовых решений производственных задач, предлагаемых персоналу. Типичная ошибка молодых руководителей — стремление стать "своим" среди подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства. |
34. защитный механизм соц.-псих. Конфликта в группе. Защитные механизмы начинают свое действие тогда, когда человек терпит неудачу в достижении поставленной цели и под угрозой оказывается его душевное равновесие. Способы психолог. защиты -отступление, которое выражается в молчании, обособленности -ругающая информация, она выражается в критике, ругательстве, демонстрации своего превосходства. -жесткий формализм – демонстрация формальной вежливости во всем поведении. Корить себя, либо обвинять коллектив. |
35. способы предупреждения и разрешения конфликта. Способы разрешения и предупреждения конфликтов: -взять под контроль эмоции и осознать причину своего страха, гнева и т.д. -осознать истинные причины и цели самого конфликта. -локализовать конфликт -не выдвигать сразу несколько причин и не вспоминать прошлых обид -нужно внимательно выслушивать оппонента и понимать его позицию. -доброжелательный тон общения. -разобрать конфликт пункт за пунктом. -не нужно стремиться переубедить оппонента -необходимо найти общие точки соприкосновения -прибегнуть к услугам третьей стороны - судьи (авторитет для обеих сторон) |
38. Этикет и культура д.о. Этикет дел. отн- – это свод правил поведения в бизнесе, кот. предст. внешнюю сторону ДО. Культура поведения в ДО немыслима без собл. правил вербального этикета, связ. с формами и манерами речи, словарным запасом и т.п., важно собл. опред. правила в отношении одежды и внешнего вида, правила поведения в разл. видах транспорта. Очень важно – культура переписки и телеф. переговоров. Этикет – это богатство, и его надо умело исп-ть как ср-во эквивалентного обмена. Тот, у кого хорошие манеры, кто умеет быть любезным, может извлечь из этого большую пользу, укрепить свою репутацию, а это равносильно обладанию рекомендациями на все случаи жизни. (Ф. Бэкон). |
36. переговоры как наиболее эффективный способ разрешения конфликта. Пер-ры — это ср-во, взаимосвязь между людьми, предназн. для достиж. соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоп. интересы. В связи с разнообр. пер-ров невозм. предложить их точную модель. Обобщ. схема их провед. имеет след. вид: 1. подготовка, 2. проведение, 3. решение проблемы (завершение пер-ры), 4. анализ итогов. В жинзнен. практике чаще встречаются малоэффективные стратегии поведения в спорн. вопросах, такие как: 1)жесткое доминирование (жесткий подход) 1-ой стороны и соот-но вынужден. подчинение др. стороны, либо открыт. конфронтация сторон; 2) «мягкая уступчивость» (мягкий подход), направленная на избегание конфронтации и приводящая к компромис. решению, либо к выигрышу «жесткого» участника. Максимально эффективны принципиал. переговоры (по существу дела), направленные на сотрудничество и поиск разумн. принцип. соглашения. |
1. объективные условия делового общения. Вопрос раскрыт в концепции Эмиля Дюрктейма в конце 1867 «Самоубийство» (суицид). Развитие общества проходит через 2 стадии: 1.механическая среда (традиц общество). Отнош-я основывается на уважении, человечности, соседских связей и др. 2.органическая среда. Основано на разделении труда. Антигуманизм связи с конкуренцией. Рынок диктует. Аномия – состояние общественно-индивид сознания при котором утрачивается значимость и ценность социальных и правовых норм, декламируемых официальными органами. К.Хорни: «Культура и невроз», «Невротическая личность нашего времени». Влияние рынка ведет к расстройству психики, появлению невроза. Живет только своим миром, остальные для него враги. Успех других им переживается как личное поражение. Чувство неполноценности. Типы поведения невротиков: убеждение в своей собственной исключительности; стремление демонстрировать превосходство; убеждение в своей никчемности. Причины невроза в рыночных отношениях. Э.Фромм анализирует капиталистическое общество. Приходит к выводу, что человек отчужден, развивается рыночный хар-р. Человек вынужден действовать по принципу маркетинга. Рынок дает эк свободу для эк деятельности. Дает возможности развивать инициативу, возм творчества. Рын отнош-я влияют на противоречивые отнош-я, предлагают правила делового общения. |
5. понятие личности, ролевая теория личности. Психология личности и д.о. Философская и ролевая концепция личности. Личность – в общем смысле – это социальная индивидуальность. Всякая личность носит общественный хар-р. Индивидуальность – это совокупность неповторимых, прежде всего социальных качеств человека. Личность есть результат диалога культур современности. Качественные хар-ки личности выражаются в таких понятиях, как свобода, ответственность, самосознание. Ролевая концепция личности: Эта концепция объясняется через 2 основных категории – социальный статус и роль. Соцстатус – это позиция человека в обществе (группе), связанная с его правами и обязанностями. Статус бывает двоякого рода: приписанный. Этот статус дается от рождения. И приобретенные, т.е. достигнутый. Соцроль – это ожидаемое поведение личности, обусловленное ее статусом. Именно через соцроль реализуется деловое общение. Ролевой набор – это совокупность ролей соответствующих данному статусу. Ролевые ожидания бывают формальные и неформальные. Формальные регулируются законами, официальными нормами. Неформальные регулируются этикетом. Ролевой конфликт – это ситуация, когда роли человека противоречат друг другу. Бывает внешний и внутренний. |
10. художественные и мыслительные типы личностей. Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия. Художественный тип отличается эмоциональностью, впечатлительностью, ведущими в его поведении являются чувства, а не рассудок.Мыслительный тип, наоборот, более руководствуется рассудком, нежели чувствами, менее эмоционален, более склонен к абстрагированию и математическим рассуждениям. Отличия накладывают своеобразный отпечаток и на выбор профессиональной деятельности, степень успешности овладения той или иной специальностью. Например, представители художественного типа легче осваивают профессии, требующие эмоционального отношения, живости представления, фантазии, а представителям мыслительного типа более соответствуют профессии, требующих длительных размышлений, оперирования абстрактным материалом, теоретизирования. |
11. понятие общения и его функции. Взаимодействие людей друг с др и взаимодействие через это с обществом: способ познания других людей; способ обмена информацией; способ социализации личности; способ самоактуализации (самоутверждения); взаимное понимание и переживание; способ формирования образцов поведения. Общение – это процесс взаимодействия общественных субъектов (личностей и соц групп), в кот происходит обмен информацией и способностей. Это одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Виды общения: выделяемые в зависимости от используемой техники общения и цели. 1. Контакт масок – это формальное общение, в кот используются маски вежливости, строгости, подхалимства, превосходства. При этом истинное отнош-е к собеседнику скрывается. 2. Формально-ролевое – имеется регламентация поведения, обусловлен. Соц статусом и ролью человека. 3. Светское – формальная вежливость. Властвует ритуал. 4. Манипулятивное общение. Манипуляция – скрытое воздействие на поведение партнера в общении с целью получения односторонней пользы и использованием манипулятивной техники воздействия на партнера. 5. Духовное общение – связано с обменом духовных ценностей. Искреннее. |
12. виды общения. Выделяют след. виды общения: 1) «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.д.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику; 2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, - то активно вступают в контакт, если мешает, - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики; 3)Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли; 4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интереса дела более значимы, чем возможные личностные расхождения; 5) Духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации; 6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыль в глаза», обман, демонстрация доброты и т.д.) в зависимости от особенностей личности собеседника; 7) Светское общение, Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то что думают, а то, что положено потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. |
13. манипулирование в д.о. «Психология влияния». 1. Принцип взаимного общения (включ в себя укоренившиеся стереотипы: ты – мне, я – тебе). 2. Принцип последовательности (не отказываться от своих принципов). 3. Социального доказательства (в условиях неопред ситуациях, мы действуем по принципу: делай как все»). 4. принц авторитета (каждый человек в ситуации неопределенности часто полагается на авторитет. 5. прин благорасположения и сходства (всем нравится больше знакомое и приятное). 6. прин дефицита (при помощи дефицита всегда можно манипулировать). Манипулитивные приемы воздействия на массовое сознание: обращение к традициям; навешивание ярлыков; ссылка на авторитеты; «подтасовка карт»; «обращение к общей платформе»; «правило эксклюзивности». Способы и приемы манипулирования в д.о.: 1. организационно процедурные приемы (выбор место и времени того или иного мероприятия; определение повестки дня; подбор и очередность выступления; управление дискуссией). 2. Логико-риторические приемы: неприемлемая альтернатива; приемы, связанные с воздействием на психологию личности (выведение оппонента из равновесия путем унижения). Защита от манипуляции: Распознать манипулятора (преувеличенная лесть). Не следует принимать решение в спешке. Бывает пассивная и активная защита. |
15. общение как восприятие. Восприятие – это формирование целостного образца партнера на основе оценки его внешнего вида и поведение, а так де его понимание в процессе общения. Ситуации: я и он; я и мы; я и они. Впервые термин перцепция ввел в науч оборот Джером Брунер. На основе 2х родов психол механизмов, а именно: 1. психологические механизмы д.о., общение с незнакомыми ранее людьми. 2. психологические механизмы межличностного общения, общение со знакомыми людьми. 1. Социальная стереотипизация – это общение на основе ранее выработанных соцстереотипов. Соц стереотип – это устойчивое представление о людях принадлежащих к определенным соц группам. Создание образа партнера обращения при первой встрече. 2 основных источника: одежда, знаки отличия, атрибуты; манеры поведения. Ошибки восприятия при межгрупповом обращении: фактор превосходства в чем-л; ф. привлекательности; ф. отнош-я к нам. 2. Межличностное: 1. идентификация, эмпатия, рефлексия. Идентификация – уподобление партнера самому себе. Эмпатия – сочувствие, самопереживание. Войти внутрь личного мира, ценностей человека, осмыслить правильность понимания этого человека. Рефлексия – осознание индивидуума, того, как он воспринимается другими людьми. |
16. психологический механизм д.о. психологический механизм - подражание, заражение, внушение, убеждение. Подражание — самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Внушение (сугге́стия) — психологическое воздействие на сознание человека при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции, часто также называемые внушением. Убеждения — представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивации. О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека серьезными препятствиями. Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию. |
17.психологический механизм межличностного общения. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики. С точки зрения характеристики общения как идентификация, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, понимать меня. Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга. |
19. слагаемое умение слушать. Умение слушать. Требует учета двух аспектов: 1) лучшим собеседником считается тот, кто умеет хорошо слушать; 2) слушающий становится тот, кто добровольно первый берет на себя эту роль. Коммуникативный барьер характерный для процесса слушающих: - занятость собственными мыслями - эмоциональная неуравновешенность - уязвленное самолюбие - невладение правилами слушания. В социальной психологии выделяют следующие правила слушания: 1) нерефлексивное слушание, предполагает умение внимательно молчать. Правила: минимум ответов; слушающий должен поддерживать акт коммуникации различными сигналами (невербальные сигналы, краткие речевые вставки, поддакивание). Ситуация, в которых не достаточно нерефлексивного слушания: - если у собеседника мало желания говорить - если молчание может будет воспринято как знак согласия, которого нет - когда говорящему необходимо более весомое выражение одобрения. |
23. общение как взаимодействие. Воздействие на партнера. Факторы: позиции партнеров относительно друг друга. Э.Берн сформулировал 3 позиции партнера: позиция, сходная с образом родителя (я – родитель); поз, сходная с образом взрослого человка (я – взрослый); поз, сх с образом ребенка (я – ребенок). Основные хар-ки по Берну: Родитель: хар-ны слова и выражения, интонация критическая, снсходительная; состояние надменное, сверхправильное; выражение лица нахмуренное; «Я ребенок» - эмоц слова и выражения, интонации эмоциональные, радостные, игривое состояние или угнетенное, выражение лица удивленное, спонтанные движения. «Я взрослый» - проблематичные слова и выражения, интонации связаны и с реальной проблемой, состояние внимательности, поиска информации, выражение лица спокойное, доброжелательное, поза – наклон к собеседнику. Ориентация на контроль – стремление контролировать ситуацию, управлять поведением людей; ориентация на понимание – стремление понять поведение др и избежать конфликтов. |
24. этапы общения и их соц.-псих. Характеристики. В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения: 1.Установление контакта с партнером. Задача: побуждение собеседника к общению (продемонстрировать доброжелательность, активность, улыбка, наклон головы, наклон корпуса, выражение глаз, тон разговора). Не следует вступать в контакт, если собеседник не готов. 2.Ориентация в ситуации. Определить стратегию и тактику д.о., выяснить длительность д.о., необходимо вызвать интерес партнера к теме и вовлечь его в обсуждение, выяснить самооценку собеседника. 3.Обсуждение проблемы и принятие решения. Выяснить единство позиций, связываться с объективными факторами, умение убеждать, уверенность в себе. 4.Выход их контакта в д.о. (приветливость, доброжелательность, не демонстрировать возмущение, недовольство). |
9. идеальные типы индивидуальностей по Шпрангеру. Основные характеристика личности, по Шпрангеру, – это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Э. Шпрангер выделяет шесть типов личности: теоретический, экономический, политический, социальный, религиозный и эстетический. 1) теоретический человек – тот, кто стремится к познанию, т. е. для которого гл. ориентация в жизни – осмысление в теоретическом плане того, что происходит, установление каких-то закономерностей; 2) экономический – ищущий пользу в познании; 3) эстетический – стремящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстет, форме; 4) социальный – тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к др. людям; 5) политический – стремящийся к духовной власти над другими; 6) религиозный – ориентирующийся прежде всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину |
27. способы размещения участников за столом. Искусственное повышение статуса человека. Существует определенная норма размещения участников беседы за столом. Деловая беседа происходит обычно за квадратным столом. 1.Позиция А1 – угловое расположение, принимается тогда, когда необходимо вызвать подчиненного для дружеской беседы – здесь непринужденное расположение руководителя, а позиции не удалены друг от друга, а принимают треугольную позицию. 2.Позиция деловой взаимосвязи. 3. Конкурентная позиция. Напряженная ситуация, т.к. подчиненному никуда не деться от взора руководителя. Эта позиция демонстрируется, когда нужно вызвать подчиненного на ковер, с этой позиции нужно обращаться осторожно (напр сделать выговор и т.д.) 4. Независимая позиция. Свидетельствует о нежелании взаимодействовать, когда человеку неинтересно. Для неофициальной беседы используется круглый стол. Искусственное повышение статуса человека: Посредством манипулирования с предметами, окружающими руководителя. Можно либо повысить свой статус, либо понизить. Чем солидней кресло, тем выше статус человека. Чем массивнее стол, тем выше статус. |
31. понятие, структура, типы конфликтов. Conflictus – столкновение. Конфликт – это столкновение противоположно направленных тенденций, интересов и мотивов (сопровождающееся отрицательными эмоциями). Конфликт – это противоречие внутри одного и более массового явления. В основе каждого конфликта лежит противоречие, доведенное до напряженности, по общему для сторон вопросу. Всякий конфликт включает след: 1.Объект конфликта – то, чем вызван конфликт. Объект может быть иллюзорный и реальный. Объект конфликта всегда связан с его недостаточностью, количественной и/или качественной. 2.Причины конфликта – это то противоречие между противоположными интересами. 3.Субъекты – стороны, участники конфликта. 4.Повод конфликта – влияния, причина (фактор, служащий предпосылкой для начала конфликта. Типы/виды конфликтов: Для делового общения наиболее веская классификация – по субъектам или по сторонам конфликта. 1.Внутриличностный конфликт (психологический) – конфликт, который происходит между мотивами одной и той же личности, причем эти мотивы имеют для нее одинаковое значение. 2.Межличностный – между сторонами, являющимися отдельными личностями (имеют свои основные производственные мотивы). 3.Конфликт между личностью и группой. 4.Межгрупповой. 5.Между группой и более широкой общностью. 6.Межгосударственный конфликт. |
32. психологический конфликт и его виды. К. Левин – немецкий психолог: «Это конфликт, который характеризуется ситуациями, в которые на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. 1 вариант конфликта: когда на индивида действуют две положительные силы равной величины (когда представляется возможность выбирать – ситуация буриданова осла).2 вариант: когда действуют две отрицательные силы равной величины.3 вариант: одна - отрицательная, другая – положительная: и хочется, и колется. Психологический конфликт по Фрейду: своя концепция внутриличностного конфликта. Запретные механизмы по Фрейду. Психологический конфликт по К. Хорни: с одной стороны нормы рыночных отношений, с другой человеческие ценности, которые требуют другого типа. Псих. Конфликт в гуманитр. Психологии (Роджерс) противоречия между я-реальным и я-идеальным. Положение индивида в группе всегда объективно конфликтно:-с одной стороны конфликтный человек стремится к утверждению своей индивидуальной свободы, а с другой стороны группа его ограничивает, контролирует. Внешние (деловые) причины конфликта в группе.-несогласованность (противоречивость) целей разных групп работников и разных личностей в группе.-нечеткое распределение прав и обязанностей в группе.-чрезмерная защищенность работника-несоответствие занимаемой должности -неблагоприятный стиль руководства -плохие условия труда -неопределенность личных целей, неопределенность перспектив роста -психологическая несовместимость членов коллектива -нахождение коллектива в стадии реформирования/распада. |
33. стратегия и тактика поведения в конфликте. Для того, чтобы разрешить конфликт, необходимо правильно выбрать стратегию и тактику поведения в конфликте. Выделяют две стратегии и пять тактик: (стратегия – это общая линия поведения в конфликте, связанная с долговременными целями, а тактика – поведение участников конфликта на данном этапе) Партнерство и напористость. Партнерство – ориентация на учет интересов партнеров, стратегия согласия, поиск общих интересов – «наш интерес состоит в том, чтобы обеспечить выполнение вашей цели). Напористость – заключается в продолжении отстаивания своих собственных целей. 1 тактика – избегание (уклонение). Стремление не видеть конфликта, он сам по себе решится. 2 тактика – уступка/приспособление. Уступка делается, когда человек действует в интересах другой стороны. Тактика применяется, когда цели/интересы другой стороны важнее, чем свои собственные. 3 тактика – конкуренция/противоборство. Когда человек ставит себе задачу достичь целей любой ценой, когда занимает жесткие позиции. Всё пускается в ход, т.к. цели очень важны. 4 тактика – компромисс. Стремление урегулировать разногласия путем взаимных уступок (интересы каждой из сторон не раскрываются). 5 тактика – сотрудничество – характеризуется важностью для обеих сторон, обе стороны заинтересованы в эффективном решении проблемы, обе стремятся к наиболее полному удовлетворению своих интересов путем открытого обсуждения разногласий, который привели к конфликту. |
37. этика делового общения. Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин "этика" впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики. Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия ~ между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон. |
4. Предмет и методы дисциплины д.о. Объект и предмет делового общения. О и п до являются деловые отнош-я и деловая деятельность людей во всем многообразии ее вида. Сферы жизни общества: религиозная, политическая, правовая, искусство, наука, мораль. Предметом являются 3 основные проблемы: 1.социально-психологические; 2.ценности; 3.организационно-технические. 1 состоит из 3ех: 1.Психология общения: совокупность устойчивых психич качеств участников д.о., кот образуют их индивидуальность. 2. Психология общения – совокупность псих качеств людей, возникающих в процессе их взаимодействия, между я и ты, я и мы, мы и они. 3. Психология рабочей группы: включ в себя групповые интересы и мотивы, групповые цели и потребности, корпоративную мораль. 2: этика делового общения; деловой этикет; эстетические, нравственные, политич ценности, ориентации людей в д.о. 3: процедурные вопросы; средства и приемы д.о.; пространственно-временные параметры д.о. Предметом д.о. явл изучение 3х проблем общения людей в профессиональной деятельности .Методы д.о. Диалектический; Системный (необходимость рассматривать д.о. как систему разнообразных факторов, определяющих хар-р д.о.); Исторический метод (рассмотрение объекта с точки зрения того, как он возник, какие исторические этапы в своем развитии прошел, что он представляет на сегодняшний день и какие перспективы развития он содержит). Метод наблюдения (целенаправленное, активное восприятие явлений и процессов, интересующее исследователя); Наблюдение бывает включенное и внешнее. Эксперимент – это активное, контролируемое и целенаправленное воздействие исследователя на изучаемый объект. Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Классификация – это разделение изучаемых явлений на отдельные группы в соответствии с каким-л признаком, важным для исследователя. Класс-я бывает 2х видов: по существенным признакам и несущественным. |
6. базовые характеристики личности. Важность их учета в д.о. 2 основные оси базовых хар-к личности: 1.экстроверсия – интроверсия. 2. эмоц неустойчивость – эм стабильность. Экстроверт обращен наружу, интроверт внутрь. Экстраверт требует постоянной стимуляции от внешней среды, общительны, стремятся к повыш впечатления, склонны к риску, любят перемены, путешествия, готовы к быстрым реакциям, раскованность поведения, оптимистичность, вспыльчивость, достаточно поверхностны в восприятии людей. Интроверт: живет своим внутренним миром, замкнуты, малообщительны, медлительны, серьезны, сдержанны, любят порядок, склонны к самосозерцанию, дружат преданно, избегают шумных компаний. Эмоц нестабильность хар-ся постоянным эмоц напряжением, повышенная чувствительность к неудачам, ошибкам, самобичевание, самосовершенствование. Эм.стабильность – уравновешенность, на способность сочувствовать, холодность, негибкость. Комбинация этих 4х параметров дает нам конкретных хар-р: меланхолик (высокая чувствительность, эмоц ранимость, заторможенность, робость, невыразительность, стеснительность, богатый внутренний мир), холерик (обидчивый, не спокойный, агрессивный, возбужденный, переменчивый, импульсивный, активный, несдержанный), сангвиник (общительный, открытый, разговорчивый, доступный, живой, беззаботный, инициативный, работоспособный), флегматик (малая чувствительность, эмоциональность, спокойствие, медлительность, упорство, настойчивость, работоспособность, инертноть). |
28. стили руководства, общая характеристика, основные виды. Руководство- это частный случай управления, совокупность процессов взаим-ия между руководителем и подчиненным, деятельность, направленная на побуждение сотрудников к достижению поставленной цели путем взаим-ия на индивидуальное и коллективное сознание. Авторитарный, или директивный стиль руков-ва основывается на предположении, что люди по своей природе ленивы, не любят брать на себя ответственность и управлять ими можно только при помощи денег, угроз и наказания. Он харак-ется высокой централизацией руко-ва, единоначалием в принятии решений, жестким контролем за деят-тью подчиненных. Сотрудники должны исполнять только то, что им приказано. Демократический, или коллегиальный стиль харак-ся стремлением руков-ля к выработке решений, распределением полномочий и ответственности между руководителем и подчиненными. Руков-ль этого стиля обсуждает с заместителями и сотрудниками наиболее важные производственные проблемы и на основе обсуждения вырабатывается решение. При этом всячески стимулирует инициативу со стороны подчиненных. Либеральный, или попустительный стиль руков-ва харак-ся минимальным участием руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель обычно пускает дело на самотек , действует от случая к случаю или когда на него оказывают давление либо сверху, либо снизу. Такой руков-ль предпочитает не рисковать, отойти от выполнения сложного дела, переложив сои фун-ии и ответственность на других. |
3. психологические предпосылки д.о. Психол и социал-псих предпос-ки. Возникает в конце 19-20 вв. Осн психолог школы: 1.психоанализ. Основатель – З.Фрейд (1856-1939). Осн мысль: поведение чела обусловлено природным бессознательным влиянием. Влечение играет глав роль. Представляет психику след образом: бессознат, предсознание, сознание. Оно (бессозн), Я, сверхЯ (мир культуры, морали). Конфликт между Оно и Сверх Я. Чтобы его избежать, человек принимает определенные способы психологической защиты: вытеснение, рационализация, сублимация, идентификация (отождествление себя с кем-л), регрессия, отрицание, проекция. 2. Бихевиоризм (поведение). Нужно изучать внешние стимулы. Э.Торидайк: «Изучение поведения животных». Человеческая психика и поведение есть сумма реакций на внешние раздражители. Д.Уотсон: При анализе человеческого поведения следует опираться не на интроспекцию, а на объективный метод, каждому стимулу соответствует определенная реакция. Стимул рождает реакцию. Цель психологии: предсказание поведения людей на основе исследования их стимулов. 3. Когнитивная психология (сознание, познание). Келли, Бандура, Нейсер. 1950-60-е. Предмет исследования: внутренняя мотивация личности, обусловленная ее познавательным опытом. Решающая роль в поведении субъекта принадлежит знанию индивидуума. Дальнейшее развитие психологии связано с гуманистической психологией. Оллпорт, Роджере, Маслоу. Изучают: целостность мира человека, его потребности, мотивы и интересы. Осн противоречие в развитии личности связано с утверждением «я концепции». Делится на идеальное (что видит) и реальное (что достиг). Точка зрения Маслоу состоит в том, что самый глубокий мотив поведения личности – это удовлетворение самой высшей потребности (самоактуализации). Маслоу делит все потребности на первичные (физические) и вторичные (в любви, в уважении). |
18. общение как коммуникация. Общение выступает в 2х основных видах: 1. вербальное, осущ посредством речевых средств; невербальное (язык жестов). Вербальное – прием и передача информации, эффективный. Происходят значительные потери информации (80%). Услышано 70%, понято 60%, остается в памяти только 25%. Что мешает слушать: обремененность собственными проблемами, отвлечение на свои мысли в процессе разговора; торопливость суждения, поспешность реакции, примерно 80% слушают внимательно только 1-2 мин; критичность восприятия и мышления (негативность); установка и предубеждение против говорящего; стремление самоутвердиться в разговоре. Слагаемые умения слушать: внимание (уважайте говорящего, цените его желание то-то сказать новое); необходимо установить контакт с говорящим; наберитесь терпения и дайте человеку высказаться; дружелюбие: старайтесь не подавлять собеседника своим авторитетом, информированностью, не давайте волю эмоциям, не спешите возражать, не следует демонстрировать пренебрежение; активность: не будьте молчуном, не старайтесь прослыть умником. Умение говорить: общие условия: учет уровня интеллекта и компетентности слушателей; умение говорить на профессиональном языке; полнота изложения информации; логичность и краткость изложения; внимание и заинтересованность слушателя. Выступление перед аудиторией: Чрезмерное волнение; Потеря естественности обращения (монотонный голос, невыразительный взгляд, неискренность); монолог вместо диалога; отсутствие хорошего начала и конца выступления; неправильный выбор языка изложения, отсутствие образов в речи и отсутствие жестов, голосовое воздействия; |
20. психологические факторы мешающие слушать. Неумение слушать — основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. При кажущейся простоте (некоторые думают, что слушать — значит просто помалкивать) слушание — сложный процесс, требующий значительных психологических Энергозатрат, определенных навыков и общей коммуникативной культуры. 1.Обремененность собственными проблемами, отвлеченность на собственные мысли во время разговора. 2.Торопливость суждения, поспешность реакции на речь. 3.Критичность восприятия и мышления (негативность) 4. Установка и предубеждение против говорящего. 5.Стремление самоутвердиться в разговоре. Нужно избегать типичных ошибок слушания, среди которых можно выделить следующие. Перебивание собеседника во время его сообщения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, а мужчины — женщин. При перебивании нужно постараться тут же восстановить ход мыслей собеседника. Поспешные выводы заставляют собеседника занять оборонительную позицию, что сразу же возводит преграду для конструктивного общения. Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что собеседник пытался сказать то же самое. Непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказывать реальную помощь. Прежде всего нужно установить, что хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить конкретную помощь. Формулирование коммуникативных навыков требует и времени, и терпения. |
21. слагаемое умение говорить. Умению говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в античности. Оно предполагает умение точно сформулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться в общении на реакцию собеседника. Конечно, разговор по канонам античной риторики сейчас будет выглядеть экстравагантно, но тем не менее для успешного делового общения жизненно необходимо овладеть основами культуры речи.Речь в деловом общении направлена на то, чтобы убедить собеседника в своей точке зрения и склонить к сотрудничеству. Убедительность определяется следующим: психологическими факторами, самой атмосферой беседы, которая может быть благоприятной или неблагоприятной, доброжелательной или недоброжелательной; культурой речи. Культура речевого общения включает в себя прежде всего свободное владение языком. Любой естественный язык имеет сложную структуру, составными частями которой являются: литературный язык, в котором выражена языковая норма; просторечье; профессиональная лексика; ненормативная лексика. Если в общении мы ориентированы на себя, а не на собеседника, то мы: •не организуем свои мысли перед тем, как их высказываем, а говорим спонтанно, надеясь, точнее требуя, чтобы другие "поспели" за нами; •из-за небрежности или неуверенности не выражаем свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмысленность; •говорим слишком длинно, так что слушатель к концу нашего высказывания уже не помнит, что было вначале; • продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слушатель или нет. Высказывания без ориентации на собеседника носят форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом общении может достигать 50%, а в некоторых случаях — и 80% от объема исходной информации. Наиболее эффективной формой общения является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы. |
29. соц. Психология и этические критерии эффективности руководителя. Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. Способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности. Сильного руководителя отличает высокая степень разнородности используемых приемов и методов управления, управленческих умений. Черты и умения, присущие руководителям: - Умение решать "нестандартные" управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями. - Умение мыслить масштабно. Масштабность мышления руководителя тесно связана с его должностным рангом. Чем способней руководитель, тем ему легче изменить масштаб своего мышления, а чем он сильнее, тем лучше сумеет реализовать свои способности. Чтобы стать хорошим руководителем высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, нужно, как правило, пройти все ступени должностной лестницы. - Сильный руководитель творчески подходит к распоряжениям вышестоящего начальства, и если он не согласен с ним, то свои контраргументы тщательно обосновывает. - Умение обеспечить положительную саморегуляцию управленческой системы. - Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель - слабых. - Умение улучшить функциональную расстановку кадров. Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчиненных. Он старается не привлекать слабых подчиненных к решению сложных или важных вопросов. В числе других важных личностных черт и характеристик руководителя следует выделить: * Способность его доминировать в коллективе; * Уверенность в себе; * Эмоциональную уравновешенность; * Ответственность;* Общительность и независимость; |
|