Содержание
1. Понятие «иностранные инвестиции», их формы, причины и следствия для принимающей страны.. 3
2. Динамика иностранного инвестирования в РФ (структура, тенденции) 9
3. Характеристика инвестиционного климата в России и роль государства в его регулировании. 19
4. Формы привлечения иностранных инвестиций на ДВ России. 24
Список литературы.. 30
1. Понятие «иностранные инвестиции», их формы, причины и следствия для принимающей страны
Международный переток капитала – многосторонний процесс. Одной из составляющих этого перетока являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации - инвестору.
В наиболее общем виде инвестиции могут быть определены как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения прибыли.[1]
В экономической теории выделяются следующие основные функции инвестиций:
1. Регулирующая. Инвестиции способны корректировать процессы воспроизводства капитала и поддержание темпов их роста, развитие наиболее важных ключевых отраслей хозяйства, структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса и улучшать социальное благосостояние. Их регулирующая функция, фактически, распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывать все уровни и сферы жизнедеятельности общества.
2. Распределительная. Посредством инвестирования, в сущности, осуществляется распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности. Характер распределительных процессов непосредственно зависит от целевых ориентиров, приоритетов, поставленных государством задач. При этом инвестирование, как реализация отношений распределения, соответствует целям жизнедеятельности общества, выражает форму присвоения экономических благ, а также используется как способ разрешения общественных противоречий.
3. Стимулирующая. Инвестирование ориентировано на обновление средств производства, на активизацию самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, на развитие науки и техники. В этой своей роли инвестиции, по сути, обслуживают развитие как таковое, определяют его темпы роста и качественные характеристики.
4. Индикативная. Реализация этой функции инвестиций позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы.[2]
Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов.
В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования:
- Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия).
- Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги). Портфельные инвестиции – основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).
- Прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям).[3]
Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют своего дальнейшего изучения. При этом, важной особенностью инвестиционной деятельности можно считать возможность обеспечения с ее помощью устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в конечном счете, всей жизнедеятельности общества – как для стран-доноров, так и стран-реципиентов.
Зарубежные инвестиции играют большую роль в экономическом развитии любого государства независимо от уровня его экономического развития — будь-то промышленно развитая или наименее развитая страна.
Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту принимающей экономики на основе более эффективного использования национальных ресурсов. Можно выделить два канала эффективности:
- выход зарубежных фирм на национальный рынок ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний, что приводит к перераспределению внутренних ресурсов между более и менее рентабельными компаниями и способствует росту среднего уровня производительности труда и среднедушевых доходов в принимающей стране.
- второй канал эффективности иностранных инвестиций связан с ростом конкуренции на местных рынках за счет зарубежных компаний. Деятельность последних побуждает национальные фирмы работать эффективнее. Аналогичным образом деятельность зарубежных фирм содействует более быстрой передаче новой и передовой технологии и усовершенствованной практики менеджмента местным фирмам на основе вертикально интегрированных связей и т.н. показательного (или демонстрационного) эффекта.
Инвестиционная политика осуществляется в рамках национальной внешнеэкономической стратегии. Ее специфика зависит как от содержания и целей преобладающего направления внешнеторговой политики — импортной или экспортной политики, так и от соотношения между тенденциями внешнеторговой политики — между протекционизмом и либерализацией.
При разработке национальной политики регулирования инвестиционных потоков государство учитывает их возможное негативное влияние. По мнению зарубежных аналитиков, следует выделить три момента:
1) вложение иностранного капитала в производство происходит одноразово, а вывоз прибыли — постоянно. Это ведет к выравниванию объема ранее ввезенного (в форме капиталовложений) и вывезенного капитала (в форме прибыли и доходов). Таким образом, осуществляется «старение» инвестиций. Однако далеко не всегда инвестор полностью вывозит полученную прибыль. Чтобы стимулировать реинвестирование полученной прибыли в принимающей стране, необходим стабильный и благоприятный инвестиционный климат,
2) как известно, капитал (иностранный или национальный) вкладывается в отрасли, обеспечивающие наиболее быструю и эффективную отдачу, что может привести к диспропорциональному развитию национальной экономики, если государство не будет регулировать направления капиталопотоков. Сказанное относится также к экологически грязным отраслям производства, переносимым из промышленно развитых стран в развивающиеся государства и в страны с переходной экономикой со сравнительно мягкими стандартами защиты окружающей среды;
3) выделяют и психологический момент, а именно отрицательное отношение частнопредпринимательского сектора, отдельных граждан принимающей страны к владению иностранным капиталом прибыльными отраслями, компаниями, влиянием, которые они оказывают на определение стратегии развития той или иной отрасли экономики и др.[4]
Таким образом, стабильная политическая и макроэкономическая ситуация в стране, открытость национальной экономики, наличие адекватной инфраструктуры и коммуникаций, сохранение предсказуемой и эффективной правовой и институциональной среды лежат в основе инвестиционной привлекательности страны.
2. Динамика иностранного инвестирования в РФ (структура, тенденции)
Приступая к анализу динамики и структуры поступления иностранных инвестиций в Россию, необходимо отметить, что в общем объеме доля прочих инвестиций не всегда превалировала над другими их видами: прямыми, и портфельными. Однако с 1996 года, когда на рынок ГКО-ОФЗ были допущены нерезиденты, объемы прочих инвестиций резко пошли вверх в силу появившейся возможности зарабатывать «легкие» деньги, рискуя при этом минимально.
Соответственно, это
повлекло за собой значительное сокращение средств, направляемых в прямое
инвестирование. Так, если в 1995 году структура иностранного капитала,
привлеченного в Россию из-за рубежа, по данным Госкомстата выглядела следующим
образом: прямые инвестиции – 67,7 %, портфельные
– 1,3 % и прочие – 31 %, то по уже итогам 1998 года это соотношение составило: прямые – 28,6 %,
портфельные – 1,6 %, прочие –69,8 %, а в
Как известно, перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику той или иной страны зависят, наряду с прочими факторами, от наличия у нее тех или иных конкурентных преимуществ. Россия несомненно обладает ими, хотя в ходе рыночных реформ ряд их был утрачен. Это относится прежде всего к внутренним ценам, приблизившимся к мировым, стагнирующей промышленной базе, эрозии научно-квалификационного потенциала. Иностранцев отпугивает российская политическая и правовая нестабильность, суровый налоговый климат, усиление криминальных тенденций в обществе.
И, тем не менее, иностранные инвестиции поступают в Россию (см. табл. 1 и рис. 1-4).
Таблица 1
Объем иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США[5]
Год |
Прямые |
Портфельные |
Прочие |
Всего |
1995 |
1876,7 |
30 |
889,8 |
2 796,5 |
1996 |
2090 |
45,4 |
4 307,7 |
6 443,1 |
1997 |
3897,3 |
342,8 |
6 257,9 |
10 498 |
1998 |
3361 |
191 |
8 221 |
11 773 |
1999 |
4260 |
31 |
5269 |
9560 |
2000 |
4429 |
145 |
6 384 |
10 458 |
2001 |
3980 |
451 |
9 280 |
14251 |
2002 |
4000 |
472 |
15300 |
19772 |
2003 |
6782 |
401 |
22515 |
29699 |
2004 |
9420 |
333 |
30756 |
40509 |
Рис. 1. Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США
Рис.2. Динамика портфельных иностранных инвестиций в экономику
России, млн. долл. США
Рис.3. Динамика прочих иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США
Рис. 4. Общая динамика иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США
Данные таблицы 1 и рисунков 1-4 показывают, что общий объем иностранных инвестиций в экономику России ежегодно растет. Исключение составляет
только
Наибольший рост
иностранных инвестиций произошел в 2003-2004 гг. В
Приведенные цифры,
с одной стороны, дают основания для оптимизма: в целом произошел значительный
рост притока иностранных инвестиций. С другой стороны, следует отметить, что в
российской практике уже был период, когда объемы иностранных инвестиций резко
возросли (в
Таблица 2
Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в 2004 г., по видам[6]
|
|
||||
млн. долл. США |
в % к |
||||
|
итогу |
|
итогу |
||
Инвестиции, всего |
40509 |
136,4 |
100 |
150,1 |
100 |
из них |
|||||
прямые инвестиции |
9420 |
138,9 |
23,3 |
169,4 |
22,8 |
в том числе: |
|||||
взносы в капитал |
7307 |
в 3,3р. |
18,0 |
131,0 |
7,5 |
лизинг |
23 |
117,4 |
0,1 |
70,2 |
0,1 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
1695 |
80,5 |
4,2 |
161,9 |
7,1 |
прочие прямые инвестиции |
395 |
16,4 |
1,0 |
в 2,5 р. |
8,1 |
портфельные инвестиции |
333 |
83,0 |
0,8 |
84,9 |
1,4 |
в том числе: |
|||||
акции и паи |
302 |
81,8 |
0,7 |
130,5 |
1,2 |
долговые ценные бумаги организаций |
31 |
96,7 |
0,1 |
24,6 |
0,1 |
прочие инвестиции |
30756 |
136,6 |
75,9 |
147,1 |
75,8 |
в том числе: |
|||||
торговые кредиты |
3848 |
129,4 |
9,5 |
132,6 |
10,0 |
прочие кредиты |
26416 |
137,4 |
65,2 |
148,7 |
64,7 |
из них: |
|||||
на срок до 180 дней |
3790 |
95,0 |
9,3 |
105,8 |
13,4 |
на срок свыше 180 дней |
22626 |
148,6 |
55,9 |
166,3 |
51,3 |
прочее |
492 |
151,5 |
1,2 |
в 2,4 р. |
1,1 |
Рассмотрим структуру иностранных инвестиций в экономику России в 1995-2004 гг. (табл.3).
Таблица 3
Структура иностранных инвестиций в экономику России, %
Год |
Прямые |
Портфельные |
Прочие |
Всего |
1995 |
67,1 |
1,1 |
31,8 |
100 |
1996 |
32,4 |
0,7 |
66,9 |
100 |
1997 |
37,1 |
3,3 |
59,6 |
100 |
1998 |
28,5 |
1,6 |
69,8 |
100 |
1999 |
44,6 |
0,3 |
55,1 |
100 |
2000 |
42,4 |
1,4 |
61,0 |
100 |
2001 |
27,9 |
3,2 |
65,1 |
100 |
2002 |
20,2 |
2,4 |
77,4 |
100 |
2003 |
22,8 |
1,4 |
75,8 |
100 |
2004 |
23,3 |
0,8 |
75,9 |
100 |
Рис. 5. Структура
иностранных инвестиций в экономику России в
Рис. 6. Структура иностранных инвестиций в экономику России
в
Сравнивая данные в
таблице 3 и рис. 5 и 6, нетрудно заметить, что структура иностранных инвестиций
в 2001-
Доля прямых
иностранных инвестиций по итогам
Для России по-прежнему актуальна проблема «бегства капитала». Происходящий рост иностранных инвестиций происходит на фоне прогрессирующего бегства капитала.
Крупнейшие государства-инвесторы в экономику Российской Федерации по итогам 2004 года представлены в таблице 4.
Таблица 4
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам на конец 2004 года, млн.долларов США[7]
Накоплено |
В том числе |
Поступило в |
||||
всего |
в % к итогу |
прямые |
портфельные |
прочие |
||
Всего инвестиций |
81997 |
100 |
36147 |
1593 |
44257 |
40509 |
из них по основным странам-инвесторам |
71150 |
86,8 |
30450 |
1372 |
39328 |
35088 |
в том числе: |
||||||
Кипр |
13790 |
16,8 |
10094 |
585 |
3111 |
5473 |
Нидерланды |
11996 |
14,6 |
8805 |
43 |
3148 |
5107 |
Люксембург |
11880 |
14,5 |
263 |
1 |
11616 |
8431 |
Германия |
9324 |
11,4 |
2550 |
8 |
6766 |
1733 |
Великобритания |
8673 |
10,6 |
1602 |
142 |
6929 |
6988 |
США |
6624 |
8,1 |
4310 |
418 |
1896 |
1850 |
Франция |
3874 |
4,7 |
433 |
0,3 |
3441 |
2332 |
Виргинские о-ва (Брит.) |
1902 |
2,3 |
1144 |
59 |
699 |
805 |
Швейцария |
1684 |
2,1 |
957 |
95 |
632 |
1558 |
Австрия |
1403 |
1,7 |
292 |
21 |
1090 |
811 |
Из таблицы 4 и рис.7 видно, что основные страны-инвесторы - Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходится 80,7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 77,6% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
Рис. 7. Структура
иностранных инвестиций в экономику России в
Обращает на себя внимание, что оффшорные зоны Кипр и Виргинские острова являются одними из главных стран-инвесторов России. Их доля в объеме накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику на конец 2004 года равнялась 19,1%, при этом Кипр занимает первое место в структуре накопленных инвестиций. Эти данные позволяют говорить о том, что значительная часть инвестиций из-за рубежа не совсем иностранные, поскольку имеют российское происхождение. По этой причине они обладают некоторыми преимуществами (прежде всего, в сфере защиты капиталов), и потому привлекаются на условиях более благоприятных, чем остальные иностранные инвестиции.
Отличительной особенностью инвестиций развитых стран является их секторальная направленность – большая доля инвестиций направляется в высокотехнологичные и финансовые сектора.
В России же в настоящий момент наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются, прежде всего, те отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления) (см. рис. 8).
Рис. 8. Структура
иностранных инвестиций в экономику России в
Традиционно в российскую нефтегазовую отрасль вкладывается больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.
В нефтегазодобывающей промышленности наибольшую активность проявляют американские, французские, английские, немецкие, канадские, австралийские и южнокорейские инвесторы. С участием американских фирм "Conoco", "Exxon", "Underman Smith", "Oxidental", "Fibro Energy", "Petrohunt", "O'Connor", "Bintone Oil&Gaz", французской фирмы "Total", немецкой фирмы "Deminex", канадской фирмы "Canadian Frackmaster" и ряда других уже создано более 30 совместных предприятий по добыче нефти.
Одной из самых привлекательных отраслей для иностранных инвесторов является алюминиевая промышленность.
Некоторые отрасли химической промышленности, благодаря богатым природным ресурсам, обладают хорошим экспортными перспективами (например, производство минеральных удобрений). Это делает их потенциально привлекательными для иностранных инвесторов.
Большой интерес проявляют зарубежные инвесторы к лесной отрасли. Лесоматериалы – традиционная статья российского экспорта с хорошо очерченными перспективами.
Помимо динамики и структуры иностранных инвестиций, важное
значение имеет также оценка его уровня. А он, несмотря на положительную
динамику остается очень низким - чуть больше одного процента ВВП. Для сравнения
– в других развивающихся странах или странах Восточной Европы приток
иностранных инвестиций эквивалентен 6-7 % ВВП. В Бразилии (сопоставимой по
населению стране) ежегодно привлекаемый объем прямых иностранных инвестиций
находится на уровне 25 млрд. долларов США, в то время как в России в
На наш взгляд, низкий уровень привлечения иностранных инвестиций в Россию во многом связан с особенностями сложившегося инвестиционного климата.
3. Характеристика инвестиционного климата в России и роль государства в его регулировании
Эффективность практической реализации инвестиционной политики в современных условиях во многом определяет судьбы российской экономики, является важнейшим условием на пути успешного перехода страны к новому этапу — периоду устойчивого экономического роста.
Российская экономика в последние десятилетия развивалась в условиях острейшего инвестиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с катастрофической нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии. Топливно-энергетический комплекс, в значительной мере ориентированный на экспортную деятельность, не является в этом смысле исключением. И это при том, что он в силу своей природы относится к числу исключительно высококапиталоемких отраслей.
Наличие в России огромных разведанных и доказанных геологических запасов нефти, а также стремление развитых стран в целях диверсификации поставок нефти и снижения зависимости от стран Ближнего Востока организовать новые дополнительные стабильные поставки нефти из России делает нефтедобывающую промышленность последней исключительно привлекательным объектом для привлечения иностранных инвестиций.
К настоящему времени прямое государственное финансирование производственных и социальных объектов сохранилось преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для страны может считаться чрезвычайным. В производственной сфере, например, речь идет о таких инвестиционных программах, как оборона, безопасность ядерных объектов, некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, частично агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и привлекаемых средств.
Представляет интерес как сами иностранные инвесторы
оценивают инвестиционный климат в России. В начале марта
Результаты опроса показали следующее (рис.9).
Рис. 9. Оценка иностранными инвесторами существующего в России инвестиционный климата и его отдельных составляющих, %
Данные рис. 9 показывают, что макроэкономическая ситуация в России и доступность квалифицированного персонала были расценены позитивно. В числе факторов, оказывающих негативное воздействие, были названы коррупция, а также недостатки в процедурах лицензирования и администрирования, в правоприменении, в соблюдении законов и работе судебной системы, в обеспечении безопасности и защите прав частной собственности, в таможенном режиме. Деловая инфраструктура, политическая среда, существующий налоговый режим и инвестиционный климат в целом получили нейтральную оценку.
Итак, анализ современной инвестиционной деятельности в России свидетельствует, что имеется целый ряд факторов, препятствующих активизации процесса инвестирования в российскую экономику, среди которых необходимо отметить следующие:
1. Коррупция и беззаконие.
2. Политическая нестабильность.
3. Проблемы с государством напрямую связаны с неэтичным поведением властей, «дырами» в законодательстве, излишним администрированием.
4. Сырьевая зависимость экономики.
5. Недоверие к банковской системе и ее неэффективность.
6. Неудовлетворительная инфраструктура.
7. Неразвитое корпоративное управление.
8. Низкий уровень бизнес-культуры в отношениях с инвесторами.
9. Неуверенность в том, что российский бизнес заинтересован в западных инвестициях.
10. Недоверие к русскому бизнесу в целом.
Главными привлекательными факторами российского рынка для иностранных инвесторов являются:
- очевидный масштаб страны и ее рынка (население, ресурсы, площадь);
- распространенное мнение о высокой образованности населения;
- представление о выдающихся навыках и талантах в определенных отраслях науки и инжиниринга, основанное на достижениях в производстве оружия, аэрокосмической сфере;
- природные ресурсы, которые рассматриваются как неоднозначное благо, поскольку они в собственности монополистов, с которыми трудно вести бизнес, а, кроме того, пример других стран (Саудовская Аравия, Венесуэла, Ирак) показывает, что изобилие ресурсов может препятствовать развитию предпринимательства;
- «нераскрытые секреты» - убеждение, что существуют открытия, разработки, новые технологии и какие-то новые направления бизнеса, которые таинственным образом еще не сообщили окружающему миру о своем существовании. Существуют, мол, и предприниматели-самородки, которых произвела на свет выдающаяся российская культура и которым западные инвесторы могли бы оказать поддержку.[8]
Эти выводы подтверждают и результаты опроса инвесторов, проведенного
в марте
Рис. 10. Основные преимущества инвестирования в Россию, %
Что касается такого фактора, как ускорение темпов роста российской экономики, на наш взгляд, прямых инвесторов не столько волнует, насколько вырос ВВП - на 2% или на 4 - 7%, им скорее важно, что дочерние компании крупных западных транснациональных корпораций в России развиваются очень быстро, минимум, в 5 раз быстрее, чем в Европе.
4. Формы привлечения иностранных инвестиций на ДВ России
Дальний Восток - один из наиболее привлекательных регионов России в плане иностранных инвесторов. Его геополитическое, географическое, территориальное положение определяет значение, состояние «моста», соединяющего европейскую часть России со странами АТР; богатые, но неосвоенные природные ресурсы, огромный энергетический потенциал и другие уникальные возможности, необходимые данному региону для его динамичного развития, отмечают многие ученые и практики мира и страны.
В регионе используются разнообразные формы привлечения капитала в экономику: прямые и косвенные инвестиции, размещение за рубежом облигаций региональных администраций и займы по государственной линии. По оценке журнала «Эксперт» (№ 41 от 30.10.2004 г.), Приморский край относится к группе регионов со средним инвестиционным потенциалом при умеренном риске. Ранее этот журнал оценил край как «потенциальный полюс роста российской экономики» (вместе с Новгородской, Белгородской, Волгоградской, Саратовской, Самарской, Новосибирской, Иркутской областями, Краснодарским краем и Республикой Татарстан).
По инвестиционным возможностям Приморский край занимает 20-е место среди 89 российских регионов, поднявшись на три пункта по сравнению с прошлым годом и на 14 пунктов по сравнению с 1996 г. Подобная тенденция позволила определить Приморье как наиболее подвижный, динамично развивающийся регион по инвестиционному потенциалу среди субъектов Российской Федерации.
Край привлекателен для иностранных инвесторов районов ДВ по многим позициям: близости к японскому, корейскому, китайскому рынкам, наличию сети железных дорог и незамерзающих портов, выходом транспортной инфраструктуры на Транссибирскую магистраль, высокообразовательным уровнем населения и специальной подготовкой рабочих и инженеров, развитой судостроительной, судоремонтной, авиастроительной и оборонной промышленностью, высоким потенциалом рыбодобывающей и рыбообрабатывающей индустрии, большими запасами деловой древесины, значительными возможностями добычи полезных ископаемых, включая драгоценные металлы, алмазы и др.[9]
Иностранными инвесторами в экономику Приморья (по данным Приморского комитета госстатистики) к концу сентября 2004 г. было вложено около 800 млн. долл. США (сравните: до 1997 г. - около 170 млн. долл. США). После успешного возвращения долга - кредитов компаниями Приморья объем иностранных инвестиций в экономику края, накопленный к первому января 2004 г., составил почти 340 млн. дол. США.
Стабильное поступление инвестиций наблюдалось в Приморье до 1997 г., а в августе 1998 г. в связи с дефолтом произошел их краткосрочный спад, но уже в 2001 г. инвестиционные долларовые поступления возросли на 4%, а рублевые - на 48%. В 2002 г. и особенно в 2003 г. растут инвестиции, т. е. прослеживается тенденция их роста с определенными, не существенными по времени, колебаниями. Приморский край медленно, постепенно в этом плане идет по пути подъема.
География иностранных инвестиций показывает, что в территориальном плане Сахалинская область занимает 51%, Саха (Якутия) - 19%, Приморский край - 14%, Камчатская область - 10% и Хабаровский край - 3%, т. о. по объему иностранных инвестиций, поступивших в течение 2002-2003 г.г. Приморье среди регионов ДВ стабильно занимает 3-е место, уступая лишь Сахалинской области и республике Саха (Якутия), богатейшим нефтегазовым и алмазным регионам.
Однако наибольшее же число предприятий с иностранными инвестициями сосредоточено в Приморском (около 50%), Хабаровском (21%) краях и Сахалинской области (14%), из них в Приморском крае более 50% приходится на предприятия с китайскими инвестициями, в Хабаровском - около 40%, в Амурской области - 90%.
На Дальнем Востоке России лидером в привлечении иностранных инвестиций стала Сахалинская область за счет разработки нефтегазовых ресурсов шельфа.
Также на этом фоне наблюдается тенденция предпочтения инвесторами создания предприятий со 100% зарубежным капиталом. За три года таких предприятий на Дальнем Востоке России стало в два раза больше. Основными инвесторами стали Китай - 40%, Республика Корея - 11%, Япония - 10%.
Ведущими инвесторами на Дальнем Востоке являются Южная Корея, Япония, США, Швейцария. Максимальные инвестиции (почти 97%) в последние годы были направлены в развитие промышленности (около 40%), гостиничное хозяйство (32%), связь (15%), транспорт (около 5%), торговлю и общественное питание (3,3%), операции с недвижимостью. В натуральном плане это ООО «Владивостокский бизнес-центр», ОАО «ХК ДМП», ОАО «Дальполиметалл», ЗАО «АКОС», ОАО «НТК», ЗАО «СМС Техновуд» и др.
Распределение накопленных к 01.01.2004 г. в Приморском крае иностранных инвестиций в территориальном плане представляет следующую картину:
- во Владивостоке - 71%;
- Находке - 10%;
- Дальнегорске - 6%;
- Тернейском районе - 6%;
- Артеме - 2% и 5% в остальных. [10]
Недостаточный приток иностранных инвестиций заставляет искать новые организационные формы совместной предпринимательской деятельности. К ним можно отнести создание зон экспортного производства и свободных таможенных зон на территории крупных морских портов Сахалина и Приморского края, в районах, прилегающих к российско-китайской границе в Амурской области и Хабаровском крае, а также в г. Находка с целью более активного включения этих территорий в сферу торгово-экономического сотрудничества со странами АТР.
Изучая опыт стран, где различные формы инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов.
Прежде всего, необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране и, как следствие, развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для коллективного инвестирования, в частности, о развитии рынка корпоративных ценных бумаг. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере нужно учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы коллективного инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений. Необходимо отказаться от двойного налогообложения корпоративных бумаг.
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных, но и для своих национальных инвесторов. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы.
Список литературы
1. Инвестиции.: Учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. - М.: КРОКУС, 2004.
2. Политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / Под ред. А.З. Астаповича, С.А. Афонцева, Л.М. Григорьева, Е.Л. Яковлевой, - М: ТЕИС, 2005.
3. Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 1.
4. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике // Вопросы экономики. - 2003. - № 7.
5. Вишняков В.Г. Дальний Восток России: проблемы привлечения инвестиций // Журнал российского права. - 2004. - № 11.
6. Воронина Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе // Финансы и кредит. - 2004. - № 4.
7. Дзедзичек М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа. - 2004. - № 52.
8. Мозиас П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 1.
[1] Инвестиции.: Учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. - М.: КРОКУС, 2004. – с. 44.
[2] Политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / Под ред. А.З. Астаповича, С.А. Афонцева, Л.М. Григорьева, Е.Л. Яковлевой, - М: ТЕИС, 2005. – с. 48.
[3] Политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / Под ред. А.З. Астаповича, С.А. Афонцева, Л.М. Григорьева, Е.Л. Яковлевой, - М: ТЕИС, 2005. – с. 49.
[4] Инвестиции.: Учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. - М.: КРОКУС, 2004. – с. 57.
[5] Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 1. – с. 15.
[6] Мозиас П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 1. – с. 37.
[7] Дзедзичек М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа. - 2004. - № 52. – с. 51.
[8] Дзедзичек М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа. - 2004. - № 52. – с. 69.
[9] Вишняков В.Г. Дальний Восток России: проблемы привлечения инвестиций // Журнал российского права. - 2004. - № 11. – с. 17.
[10] Вишняков В.Г. Дальний Восток России: проблемы привлечения инвестиций // Журнал российского права. - 2004. - № 11. – с. 19.