Содержание

1. Понятие «иностранные инвестиции», их формы, причины и следствия для принимающей страны.. 3

2. Динамика иностранного инвестирования в РФ (структура, тенденции) 9

3. Характеристика инвестиционного климата в России и роль государства в его регулировании. 19

4. Формы привлечения иностранных инвестиций на ДВ России. 24

Список литературы.. 30

1. Понятие «иностранные инвестиции», их формы, причины и следствия для принимающей страны

Международный переток капитала – многосторонний процесс. Одной из составляющих этого перетока являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации - инвестору.

В наиболее общем виде инвестиции могут быть определены как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения прибыли.[1]

В экономической теории выделяются следующие основные функции инвестиций:

1. Регулирующая. Инвестиции способны корректировать процессы воспроизводства капитала и поддержание темпов их роста, развитие наиболее важных ключевых отраслей хозяйства, структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса и улучшать социальное благосостояние. Их регулирующая функция, фактически, распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывать все уровни и сферы жизнедеятельности общества.

2. Распределительная. Посредством инвестирования, в сущности, осуществляется распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности. Характер распределительных процессов непосредственно зависит от целевых ориентиров, приоритетов, поставленных государством задач. При этом инвестирование, как реализация отношений распределения, соответствует целям жизнедеятельности общества, выражает форму присвоения экономических благ, а также используется как способ разрешения общественных противоречий.

3. Стимулирующая. Инвестирование ориентировано на обновление средств производства, на активизацию самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, на развитие науки и техники. В этой своей роли инвестиции, по сути, обслуживают развитие как таковое, определяют его темпы роста и качественные характеристики.

4. Индикативная. Реализация этой функции инвестиций позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы.[2]

Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов.

В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования:

-             Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия).

-             Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги). Портфельные инвестиции – основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

-             Прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям).[3]

Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют своего дальнейшего изучения. При этом, важной особенностью инвестиционной деятельности можно считать возможность обеспечения с ее помощью устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в конечном счете, всей жизнедеятельности общества – как для стран-доноров, так и стран-реципиентов.

Зарубежные инвестиции играют большую роль в экономическом раз­витии любого государства независимо от уровня его экономического раз­вития — будь-то промышленно развитая или наименее развитая страна.

Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту при­нимающей экономики на основе более эффективного использования национальных ресурсов. Можно выделить два канала эффективности:

-             выход зарубежных фирм на национальный рынок ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний, что при­водит к перераспределению внутренних ресурсов между более и менее рен­табельными компаниями и способствует росту среднего уровня произво­дительности труда и среднедушевых доходов в принимающей стране.

-             второй канал эффективности иностранных инвестиций связан с ростом конкуренции на местных рынках за счет зарубежных компаний. Деятельность последних побуждает национальные фирмы работать эф­фективнее. Аналогичным образом деятельность зарубежных фирм со­действует более быстрой передаче новой и передовой технологии и усо­вершенствованной практики менеджмента местным фирмам на основе вертикально интегрированных связей и т.н. показательного (или демон­страционного) эффекта.

Инвестиционная политика осуществляется в рамках национальной внешнеэкономической стратегии. Ее специфика зависит как от содер­жания и целей преобладающего направления внешнеторговой полити­ки — импортной или экспортной политики, так и от соотношения меж­ду тенденциями внешнеторговой политики — между протекционизмом и либерализацией.

При разработке национальной политики регулирования инвестици­онных потоков государство учитывает их возможное негативное влияние. По мнению зарубежных аналитиков, следует выделить три момента:

1) вложение иностранного капитала в производство происходит одноразово, а вывоз прибыли — постоянно. Это ведет к выравниванию объема ранее ввезен­ного (в форме капиталовложений) и вывезенного капитала (в форме прибыли и доходов). Таким образом, осуществляется «старение» инвестиций. Однако дале­ко не всегда инвестор полностью вывозит полученную прибыль. Чтобы стиму­лировать реинвестирование полученной прибыли в принимающей стране, не­обходим стабильный и благоприятный инвестиционный климат,

2) как известно, капитал (иностранный или национальный) вклады­вается в отрасли, обеспечивающие наиболее быструю и эффективную отдачу, что может привести к диспропорциональному развитию нацио­нальной экономики, если государство не будет регулировать направле­ния капиталопотоков. Сказанное относится также к экологически гряз­ным отраслям производства, переносимым из промышленно развитых стран в развивающиеся государства и в страны с переходной экономикой со сравнительно мягкими стандартами защиты окружающей среды;

3) выделяют и психологический момент, а именно отрицательное от­ношение частнопредпринимательского сектора, отдельных граждан при­нимающей страны к владению иностранным капиталом прибыльными отраслями, компаниями, влиянием, которые они оказывают на опреде­ление стратегии развития той или иной отрасли экономики и др.[4]

Таким образом, стабильная политическая и макроэкономическая ситуация в стране, открытость национальной экономики, наличие адек­ватной инфраструктуры и коммуникаций, сохранение предсказуемой и эффективной правовой и институциональной среды лежат в основе ин­вестиционной привлекательности страны.

2. Динамика иностранного инвестирования в РФ (структура, тенденции)

Приступая к анализу динамики и структуры поступления иностранных инвестиций в Россию, необходимо отметить, что в общем объеме доля прочих инвестиций не всегда превалировала над другими их видами: прямыми, и портфельными. Однако с 1996 года, когда на рынок ГКО-ОФЗ были допущены нерезиденты, объемы прочих инвестиций резко пошли вверх в силу появившейся возможности зарабатывать «легкие» деньги, рискуя при этом минимально.

Соответственно, это повлекло за собой значительное сокращение средств, направляемых в прямое инвестирование. Так, если в 1995 году структура иностранного капитала, привлеченного в Россию из-за рубежа, по данным Госкомстата выглядела следующим образом: прямые инвестиции – 67,7 %, портфельные – 1,3 % и прочие – 31 %, то по уже итогам 1998 года это соотношение составило: прямые – 28,6 %, портфельные – 1,6 %, прочие –69,8 %, а в 2004 г. соотношение стало следующим: прямые – 23,3 %, портфельные – 0,8 %, прочие –75,9 %.

Как известно, перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику той или иной страны зависят, наряду с прочими факторами, от наличия у нее тех или иных конкурентных преимуществ. Россия несомненно обладает ими, хотя в ходе рыночных реформ ряд их был утрачен. Это относится прежде всего к внутренним ценам, приблизившимся к мировым, стагнирующей промышленной базе, эрозии научно-квалификационного потенциала. Иностранцев отпугивает российская политическая и правовая нестабильность, суровый налоговый климат, усиление криминальных тенденций в обществе.

И, тем не менее, иностранные инвестиции поступают в Россию (см. табл. 1 и рис. 1-4).

Таблица 1

Объем иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США[5]

Год

Прямые

Портфельные

Прочие

Всего

1995

1876,7

30

889,8

2 796,5

1996

2090

45,4

4 307,7

6 443,1

1997

3897,3

342,8

6 257,9

10 498

1998

3361

191

8 221

11 773

1999

4260

31

5269

9560

2000

4429

145

6 384

10 458

2001

3980

451

9 280

14251

2002

4000

472

15300

19772

2003

6782

401

22515

29699

2004

9420

333

30756

40509

Рис. 1. Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США

Рис.2. Динамика портфельных иностранных инвестиций в экономику

России, млн. долл. США

Рис.3. Динамика прочих иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США

Рис. 4. Общая динамика иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США

Данные таблицы 1 и рисунков 1-4 показывают, что общий объем иностранных инвестиций в экономику России ежегодно растет. Исключение составляет только 1999 г., что связано с финансовым кризисом августа 1998г.

Наибольший рост иностранных инвестиций произошел в 2003-2004 гг. В 2003 г. рост иностранных инвестиций, по сравнению с 2002 г., составил 150,1%. В 2004 г. в экономику России поступило 40,5 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 36,4% больше, чем в 2003 году (см. табл. 2).

Приведенные цифры, с одной стороны, дают основания для оптимизма: в целом произошел значительный рост притока иностранных инвестиций. С другой стороны, следует отметить, что в российской практике уже был период, когда объемы иностранных инвестиций резко возросли (в 1997 г.), что дало повод для разговоров о прорыве в сфере привлечения зарубежного капитала. В итоге дело, как известно, закончилось финансовым кризисом 1998 г. и резким падением объемов иностранных инвестиций.

Таблица 2

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в 2004 г., по видам[6]

2004 г.

2003 г. в % к

млн. долл. США

в % к

2003 г.

итогу

2002 г.

итогу

Инвестиции, всего

40509

136,4

100

150,1

100

из них

прямые инвестиции

9420

138,9

23,3

169,4

22,8

в том числе:

взносы в капитал

7307

в 3,3р.

18,0

131,0

7,5

лизинг

23

117,4

0,1

70,2

0,1

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

1695

80,5

4,2

161,9

7,1

прочие прямые инвестиции

395

16,4

1,0

в 2,5 р.

8,1

портфельные инвестиции

333

83,0

0,8

84,9

1,4

в том числе:

акции и паи

302

81,8

0,7

130,5

1,2

долговые ценные бумаги организаций

31

96,7

0,1

24,6

0,1

прочие инвестиции

30756

136,6

75,9

147,1

75,8

в том числе:

торговые кредиты

3848

129,4

9,5

132,6

10,0

прочие кредиты

26416

137,4

65,2

148,7

64,7

из них:

на срок до 180 дней

3790

95,0

9,3

105,8

13,4

на срок свыше 180 дней

22626

148,6

55,9

166,3

51,3

прочее

492

151,5

1,2

в 2,4 р.

1,1

Рассмотрим структуру иностранных инвестиций в экономику России в 1995-2004 гг. (табл.3).

Таблица 3

Структура иностранных инвестиций в экономику России, %

Год

Прямые

Портфельные

Прочие

Всего

1995

67,1

1,1

31,8

100

1996

32,4

0,7

66,9

100

1997

37,1

3,3

59,6

100

1998

28,5

1,6

69,8

100

1999

44,6

0,3

55,1

100

2000

42,4

1,4

61,0

100

2001

27,9

3,2

65,1

100

2002

20,2

2,4

77,4

100

2003

22,8

1,4

75,8

100

2004

23,3

0,8

75,9

100

Рис. 5. Структура иностранных инвестиций в экономику России в 1995 г., %

Рис. 6. Структура иностранных инвестиций в экономику России

 в 2004 г., %

Сравнивая данные в таблице 3 и рис. 5 и 6, нетрудно заметить, что структура иностранных инвестиций в 2001-2004 г. не претерпела принципиальных изменений и продолжает оставаться неблагоприятной. По-прежнему в ней заметно преобладают «прочие инвестиции», в состав которых входят разного рода кредиты, чья меньшая привлекательность детерминируется платностью – кредиты надо отдавать с процентами. В этом контексте Россия сильно отличается от большинства развитых экономик, где примерно 90% совокупных иностранных инвестиций занимает портфельный капитал и прямые инвестиции.

Доля прямых иностранных инвестиций по итогам 2004 г. в сравнении с 2003 г. имела незначительную тенденцию к росту – с 22,8% до 23,3% – и по-прежнему не может считаться удовлетворительной. Доля портфельных инвестиций продолжала оставаться очень незначительной и имела тенденцию к уменьшению (в 2004 г. – 0,8%; в 2003 г. - 1,4%, в 2002 г. – 2,4%).

Для России по-прежнему актуальна проблема «бегства капитала». Происходящий рост иностранных инвестиций происходит на фоне прогрессирующего бегства капитала.

Крупнейшие государства-инвесторы в экономику Российской Федерации по итогам 2004 года представлены в таблице 4.

Таблица 4

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам на конец 2004 года, млн.долларов США[7]

Накоплено

В том числе

Поступило в 2004 г.

всего

в % к итогу

прямые

портфельные

прочие

Всего инвестиций

81997

100

36147

1593

44257

40509

из них по основным странам-инвесторам

71150

86,8

30450

1372

39328

35088

в том числе:

Кипр

13790

16,8

10094

585

3111

5473

Нидерланды

11996

14,6

8805

43

3148

5107

Люксембург

11880

14,5

263

1

11616

8431

Германия

9324

11,4

2550

8

6766

1733

Великобритания

8673

10,6

1602

142

6929

6988

США

6624

8,1

4310

418

1896

1850

Франция

3874

4,7

433

0,3

3441

2332

Виргинские о-ва (Брит.)

1902

2,3

1144

59

699

805

Швейцария

1684

2,1

957

95

632

1558

Австрия

1403

1,7

292

21

1090

811

Из таблицы 4 и рис.7 видно, что  основные страны-инвесторы - Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходится 80,7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 77,6% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

Рис. 7. Структура иностранных инвестиций в экономику России в 2004 г. по странам, %

Обращает на себя внимание, что оффшорные зоны Кипр и Виргинские острова являются одними из главных стран-инвесторов России. Их доля в объеме накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику на конец 2004 года равнялась 19,1%, при этом Кипр занимает первое место в структуре накопленных инвестиций. Эти данные позволяют говорить о том, что значительная часть инвестиций из-за рубежа не совсем иностранные, поскольку имеют российское происхождение. По этой причине они обладают некоторыми преимуществами (прежде всего, в сфере защиты капиталов), и потому привлекаются на условиях более благоприятных, чем остальные иностранные инвестиции.

Отличительной особенностью инвестиций развитых стран является их секторальная направленность – большая доля инвестиций направляется в высокотехнологичные и финансовые сектора.

В России же в настоящий момент наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются, прежде всего, те отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления) (см. рис. 8).

Рис. 8. Структура иностранных инвестиций в экономику России в 2004 г. по отраслям экономики, %

Традиционно в российскую нефтегазовую отрасль вкладывается больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.

В нефтегазодобывающей промышленности наибольшую активность проявляют американские, французские, английские, немецкие, канадские, австралийские и южнокорейские инвесторы. С участием американских фирм "Conoco", "Exxon", "Underman Smith", "Oxidental", "Fibro Energy", "Petrohunt", "O'Connor", "Bintone Oil&Gaz", французской фирмы "Total", немецкой фирмы "Deminex", канадской фирмы "Canadian Frackmaster" и ряда других уже создано более 30 совместных предприятий по добыче нефти.

Одной из самых привлекательных отраслей для иностранных инвесторов является алюминиевая промышленность.

Некоторые отрасли химической промышленности, благодаря богатым природным ресурсам, обладают хорошим экспортными перспективами (например, производство минеральных удобрений). Это делает их потенциально привлекательными для иностранных инвесторов.

Большой интерес проявляют зарубежные инвесторы к лесной отрасли. Лесоматериалы – традиционная статья российского экспорта с хорошо очерченными перспективами.

Помимо динамики и структуры иностранных инвестиций, важное значение имеет также оценка его уровня. А он, несмотря на положительную динамику остается очень низким - чуть больше одного процента ВВП. Для сравнения – в других развивающихся странах или странах Восточной Европы приток иностранных инвестиций эквивалентен 6-7 % ВВП. В Бразилии (сопоставимой по населению стране) ежегодно привлекаемый объем прямых иностранных инвестиций находится на уровне 25 млрд. долларов США, в то время как в России в 2004 г. – только 9,42 млрд. долл. США. Если же приводить показатель объема ПИИ в расчете на душу населения, то Польша и Чехия будут заметно превосходить российские показатели (Чехия – 560 долл. США, Польша – 180 долл. США против примерно 60 долл. в России).

На наш взгляд, низкий уровень привлечения иностранных инвестиций в Россию во многом связан с особенностями сложившегося инвестиционного климата.

3. Характеристика инвестиционного климата в России и роль государства в его регулировании

Эффективность практической реализации инвестиционной политики в современных усло­виях во многом определяет судьбы российской экономики, является важнейшим условием на пути успешного перехода страны к новому этапу — пе­риоду устойчивого экономического роста.

Российская экономика в последние десяти­летия развивалась в условиях острейшего инвес­тиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с катастрофической нехваткой ин­вестиционных ресурсов не только для расширен­ного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производствен­ного потенциала в нормальном рабочем состоя­нии. Топливно-энергетический комплекс, в зна­чительной мере ориентированный на экспорт­ную деятельность, не является в этом смысле ис­ключением. И это при том, что он в силу своей природы относится к числу исключительно высококапиталоемких отраслей.

Наличие в России огромных разведанных и доказанных геологических запасов нефти, а также стремление развитых стран в целях диверсифика­ции поставок нефти и снижения зависимости от стран Ближнего Востока организовать новые до­полнительные стабильные поставки нефти из Рос­сии делает нефтедобывающую промышленность последней исключительно привлекательным объек­том для привлечения иностранных инвестиций.

К настоящему времени прямое государствен­ное финансирование производственных и соци­альных объектов сохранилось преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для стра­ны может считаться чрезвычайным. В производ­ственной сфере, например, речь идет о таких ин­вестиционных программах, как оборона, безопас­ность ядерных объектов, некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, час­тично агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собствен­ных и привлекаемых средств.

Представляет интерес как сами иностранные инвесторы оценивают инвестиционный климат в России. В начале марта 2005 г. действующих в нашей стране инвесторов просили оценить различные экономические и политические факторы, влияющие на инвестиционный климат в России.

Результаты опроса показали следующее (рис.9).

Рис. 9. Оценка иностранными инвесторами существующего в России инвестиционный климата и его отдельных составляющих, %

Данные рис. 9 показывают, что макроэкономическая ситуация в России и доступность квалифицированного персонала были расценены позитивно. В числе факторов, оказывающих негативное воздействие, были названы коррупция, а также недостатки в процедурах лицензирования и администрирования, в правоприменении, в соблюдении законов и работе судебной системы, в обеспечении безопасности и защите прав частной собственности, в таможенном режиме. Деловая инфраструктура, политическая среда, существующий налоговый режим и инвестиционный климат в целом получили нейтральную оценку.

Итак, анализ современной инвестиционной дея­тельности в России свидетельствует, что имеется целый ряд факторов, препятствующих активиза­ции процесса инвестирования в российскую эко­номику, среди которых необходимо отметить сле­дующие:

1. Коррупция и беззаконие.

2. Политическая нестабильность.

3. Проблемы с государством напрямую связа­ны с неэтичным поведением властей, «дырами» в законодательстве, излишним администрировани­ем.

4. Сырьевая зависимость экономики.

5. Недоверие к банковской системе и ее неэф­фективность.

6. Неудовлетворительная инфраструктура.

7. Неразвитое корпоративное управление.

8. Низкий уровень бизнес-культуры в отноше­ниях с инвесторами.

9. Неуверенность в том, что российский бизнес заинтересован в западных инвестициях.

10. Недоверие к русскому бизнесу в целом.

Главными привлекательными факто­рами российского рынка для иностранных инвес­торов являются:

-             очевидный масштаб страны и ее рынка (насе­ление, ресурсы, площадь);

-             распространенное мнение о высокой образо­ванности населения;

-             представление о выдающихся навыках и талан­тах в определенных отраслях науки и инжини­ринга, основанное на достижениях в производ­стве оружия, аэрокосмической сфере;

-             природные ресурсы, которые рассматривают­ся как неоднозначное благо, поскольку они в собственности монополистов, с которыми трудно вести бизнес, а, кроме того, пример дру­гих стран (Саудовская Аравия, Венесуэла, Ирак) показывает, что изобилие ресурсов может пре­пятствовать развитию предпринимательства;

-             «нераскрытые секреты» - убеждение, что существуют открытия, разработки, новые технологии и какие-то новые направления бизнеса, которые таинственным образом еще не сооб­щили окружающему миру о своем существо­вании. Существуют, мол, и предприниматели-самородки, которых произвела на свет выда­ющаяся российская культура и которым запад­ные инвесторы могли бы оказать поддержку.[8]

Эти выводы подтверждают и результаты опроса инвесторов, проведенного в марте 2005 г. (рис. 10). Два основных преимущества инвестирования в Россию - это объем российского рынка (88%) и ускорение темпов роста российской экономики (77%). Участники опроса считают также высокое качество и низкую стоимость рабочей силы (55%), макроэкономическую стабильность (46%) и общую политическую стабильность (40%) важными преимуществами при инвестировании в Россию.

Рис. 10. Основные преимущества инвестирования в Россию, %

Что касается такого фактора, как ускорение темпов роста российской экономики, на наш взгляд, прямых инвесторов не столько волнует, насколько вырос ВВП - на 2% или на 4 - 7%, им скорее важно, что дочерние компании крупных западных транснациональных корпораций в Рос­сии развиваются очень быстро, минимум, в 5 раз быстрее, чем в Европе.

4. Формы привлечения иностранных инвестиций на ДВ России

Дальний Восток - один из наиболее привлекательных регионов России в плане иностранных инвесторов. Его геополитическое, географическое, территориальное положение определяет значение, состояние «моста», соединяющего европейскую часть России со странами АТР; богатые, но неосвоенные природные ресурсы, огромный энергетический потенциал и другие уникальные возможности, необходимые данному региону для его динамичного развития, отмечают многие ученые и практики мира и страны.

В регионе используются разнообразные формы привлечения капитала в экономику: прямые и косвенные инвестиции, размещение за рубежом облигаций региональных администраций и займы по государственной линии. По оценке журнала «Эксперт» (№ 41 от 30.10.2004 г.), Приморский край относится к группе регионов со средним инвестиционным потенциалом при умеренном риске. Ранее этот журнал оценил край как «потенциальный полюс роста российской экономики» (вместе с Новгородской, Белгородской, Волгоградской, Саратовской, Самарской, Новосибирской, Иркутской областями, Краснодарским краем и Республикой Татарстан).

По инвестиционным возможностям Приморский край занимает 20-е место среди 89 российских регионов, поднявшись на три пункта по сравнению с прошлым годом и на 14 пунктов по сравнению с 1996 г. Подобная тенденция позволила определить Приморье как наиболее подвижный, динамично развивающийся регион по инвестиционному потенциалу среди субъектов Российской Федерации.

Край привлекателен для иностранных инвесторов районов ДВ по многим позициям: близости к японскому, корейскому, китайскому рынкам, наличию сети железных дорог и незамерзающих портов, выходом транспортной инфраструктуры на Транссибирскую магистраль, высокообразовательным уровнем населения и специальной подготовкой рабочих и инженеров, развитой судостроительной, судоремонтной, авиастроительной и оборонной промышленностью, высоким потенциалом рыбодобывающей и рыбообрабатывающей индустрии, большими запасами деловой древесины, значительными возможностями добычи полезных ископаемых, включая драгоценные металлы, алмазы и др.[9]

Иностранными инвесторами в экономику Приморья (по данным Приморского комитета госстатистики) к концу сентября 2004 г. было вложено около 800 млн. долл. США (сравните: до 1997 г. - около 170 млн. долл. США). После успешного возвращения долга - кредитов компаниями Приморья объем иностранных инвестиций в экономику края, накопленный к первому января 2004 г., составил почти 340 млн. дол. США.

Стабильное поступление инвестиций наблюдалось в Приморье до 1997 г., а в августе 1998 г. в связи с дефолтом произошел их краткосрочный спад, но уже в 2001 г. инвестиционные долларовые поступления возросли на 4%, а рублевые - на 48%. В 2002 г. и особенно в 2003 г. растут инвестиции, т. е. прослеживается тенденция их роста с определенными, не существенными по времени, колебаниями. Приморский край медленно, постепенно в этом плане идет по пути подъема.

География иностранных инвестиций показывает, что в территориальном плане Сахалинская область занимает 51%, Саха (Якутия) - 19%, Приморский край - 14%, Камчатская область - 10% и Хабаровский край - 3%, т. о. по объему иностранных инвестиций, поступивших в течение 2002-2003 г.г. Приморье среди регионов ДВ стабильно занимает 3-е место, уступая лишь Сахалинской области и республике Саха (Якутия), богатейшим нефтегазовым и алмазным регионам.

Однако наибольшее же число предприятий с иностранными инвестициями сосредоточено в Приморском (около 50%), Хабаровском (21%) краях и Сахалинской области (14%), из них в Приморском крае более 50% приходится на предприятия с китайскими инвестициями, в Хабаровском - около 40%, в Амурской области - 90%.

На Дальнем Востоке России лидером в привлечении иностранных инвестиций стала Сахалинская область за счет разработки нефтегазовых ресурсов шельфа.

Также на этом фоне наблюдается тенденция предпочтения инвесторами создания предприятий со 100% зарубежным капиталом. За три года таких предприятий на Дальнем Востоке России стало в два раза больше. Основными инвесторами стали Китай - 40%, Республика Корея - 11%, Япония - 10%.

Ведущими инвесторами на Дальнем Востоке являются Южная Корея, Япония, США, Швейцария. Максимальные инвестиции (почти 97%) в последние годы были направлены в развитие промышленности (около 40%), гостиничное хозяйство (32%), связь (15%), транспорт (около 5%), торговлю и общественное питание (3,3%), операции с недвижимостью. В натуральном плане это ООО «Владивостокский бизнес-центр», ОАО «ХК ДМП», ОАО «Дальполиметалл», ЗАО «АКОС», ОАО «НТК», ЗАО «СМС Техновуд» и др.

Распределение накопленных к 01.01.2004 г. в Приморском крае иностранных инвестиций в территориальном плане представляет следующую картину:

-             во Владивостоке - 71%;

-             Находке - 10%;

-             Дальнегорске - 6%;

-             Тернейском районе - 6%;

-             Артеме - 2% и 5% в остальных. [10]

Недостаточный приток иностранных инвестиций заставляет искать новые организационные формы совместной предпринимательской деятельности. К ним можно отнести создание зон экспортного производства и свободных таможенных зон на территории крупных морских портов Сахалина и Приморского края, в районах, прилегающих к российско-китайской границе в Амурской области и Хабаровском крае, а также в г. Находка с целью более активного включения этих территорий в сферу торгово-экономического сотрудничества со странами АТР.

Изучая опыт стран, где различные формы инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов.

Прежде всего, необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране и, как следствие, развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для коллективного инвестирования, в частности, о развитии рынка корпоративных ценных бумаг. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере нужно учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы коллективного инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений. Необходимо отказаться от двойного налогообложения корпоративных бумаг.

Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных, но и для своих национальных инвесторов. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы.

Список литературы

1.           Инвестиции.: Учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. - М.: КРОКУС, 2004.

2.           Политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / Под ред. А.З. Астаповича, С.А. Афонцева, Л.М. Григорьева, Е.Л. Яковлевой, - М: ТЕИС, 2005.

3.           Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 1.

4.           Берзон Н.  Формирование инвестиционного климата в экономике  // Вопросы экономики. - 2003. - № 7.

5.           Вишняков В.Г. Дальний Восток России: проблемы привлечения инвестиций // Журнал российского права. - 2004. - № 11.

6.           Воронина Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе  // Финансы и кредит. - 2004. - № 4.

7.           Дзедзичек М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа. - 2004. - № 52.

8.           Мозиас П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 1.


[1] Инвестиции.: Учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. - М.: КРОКУС, 2004.  – с. 44.

[2] Политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / Под ред. А.З. Астаповича, С.А. Афонцева, Л.М. Григорьева, Е.Л. Яковлевой, - М: ТЕИС, 2005. – с. 48.

[3] Политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / Под ред. А.З. Астаповича, С.А. Афонцева, Л.М. Григорьева, Е.Л. Яковлевой, - М: ТЕИС, 2005. – с. 49.

[4] Инвестиции.: Учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. - М.: КРОКУС, 2004. – с. 57.

[5] Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 1. – с. 15.

[6] Мозиас П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 1. – с. 37.

[7] Дзедзичек М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа. - 2004. - № 52. – с. 51.

[8] Дзедзичек М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа. - 2004. - № 52. – с. 69.

[9] Вишняков В.Г. Дальний Восток России: проблемы привлечения инвестиций // Журнал российского права. - 2004. - № 11.  – с. 17.

[10] Вишняков В.Г. Дальний Восток России: проблемы привлечения инвестиций // Журнал российского права. - 2004. - № 11. – с. 19.