Содержание
Введение. 3
1.Сущность и правовые основы функционирования территориальных финансов РФ 5
2. Состав территориальных финансовых ресурсов. 13
3. Сводное финансовое планирование территорий. 15
Заключение. 19
Список литературы.. 21
1.Сущность и правовые основы функционирования территориальных финансов РФ
Федеративное государственное устройство России предполагает наличие двух уровней власти: федерального и территориальных. Органы власти каждого уровня для осуществления своих функций обеспечиваются определенными финансовыми ресурсами. Источниками этих ресурсов являются государственные финансы соответствующего уровня, в основном, федеральный бюджет и территориальные бюджеты соответственно, а также средства внебюджетных фондов и кредитные ресурсы.
Таким образом, к территориальным финансам можно отнести средства бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований, территориальных внебюджетных фондов и т. п., которые обеспечивают финансирование социально-культурных мероприятий в регионах, коммунально-бытовое обслуживание населения и осуществление мероприятий по некоторым другим направлениям.
Из этого следует, что территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется часть стоимости валового внутреннего продукта неэкономическое и социальное развитие территорий.
Сущность территориальных финансов проявляется в их функциях.
Территориальные финансы – это одна из составных частей финансов государства. Следовательно, на них переносится часть функций государственных финансов. Различные экономисты выделяют разное количество таких функций (как и в случае с государственными финансами). К основным функциям, которые выделяются во всех источниках, относятся:
Распределительная функция, т. е. с помощью территориальных финансов распределяется и перераспределяется стоимость валового внутреннего продукта с целью обеспечения территорий финансовыми ресурсами.
Контрольная функция, которая позволяет контролировать пропорции в распределении средств между центральными и местными органами власти, формирование территориальных фондов денежных средств, достаточность финансового обеспечения территорий, эффективность использования денежных средств и т. п.
Иногда к этим функциям добавляют еще две:
Стимулирующую функцию, которая проявляется в том, что маневрируя различными финансовыми инструментами, государство, территориальные органы власти и органы местного самоуправления создают условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств и этим способствуют решению актуальных для общества проблем.
Фискальную функцию, которая связана с изъятием части доходов организаций и граждан в пользу государства в виде налогов и сборов через систему региональных и местных бюджетов.
Однако эти две функции необязательно рассматривать отдельно – их можно включить в состав распределительной функции. Действительно, стимулирующую функцию финансы выполняют лишь после распределения средств по некоторым направлениям, т. е. выполнение этой функции можно считать лишь последствием выполнения распределительной функции. Фискальная функция может рассматриваться как частный случай распределительной функции, т. к. органы власти разного уровня также являются субъектами хозяйствования.
Посредством территориальных финансов государство осуществляет свою политику в регионах; исходя из особенностей этой политики, определяются направления расходования средств и источники их получения.
Например, через территориальные финансы государство проводит социальную политику. Через территориальные бюджеты осуществляется финансирование большей части образования, здравоохранения, охраны окружающей среды и т. п.
С помощью территориальных финансов государство регулирует экономическое развитие территорий путем проведения соответствующей территориальной налоговой, бюджетной и инвестиционной политики, а именно: предоставления субъектам хозяйствования налоговых льгот, бюджетных ассигнований, введения финансовых санкций и др. Кроме того, используя территориальные финансы, государство может выравнивать уровни экономического и социального развития территорий. Для преодоления отсталости регионов разрабатываются специальные целевые программы, которые финансируются в основном за счет средств территориальных бюджетов.
В целях пропорционального экономического и социального развития территорий финансы используются для экономического стимулирования развития отраслей и предприятий. Инструментами такого регулирования являются средства специально создаваемых фондов, применение налоговых льгот и санкций.
Таким образом, назначение территориальных финансов, основные направления использования средств тесно связаны с осуществлением рассмотренных выше функций финансов. Т. к. функции территориальных финансов можно считать частью функций органов власти субъектов федерации и местного самоуправления, то возникает следующая связь между рассмотренными категориями: для осуществления территориальными органами власти возложенных на них функций необходимы определенные финансовые средства. В ходе мобилизации этих средств в бюджеты возникают отношения между администрациями, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований.
Основы и направления этих отношений определяются финансово-бюджетной политикой региона.
Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Цели и задачи в области государственных финансов определяются именно финансово-бюджетной политикой. Так, территориальная финансово-бюджетная политика обычно выражается в следующих действиях:
- обеспечение детерминированных расходов территориального бюджета;
- участие территориального бюджета в эффективных инвестиционных проектах;
- финансовая поддержка организаций, продукция и услуги которых необходимы территории;
- размещение территориальных заказов на поставку продукции и выполнение услуг;
- оказание помощи малоимущим слоям населения.
Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.
С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).
Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов – финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).[1]
На современном этапе в Российской
Федерации постоянно повышается роль территориальных органов власти в
хозяйственном и культурном строительстве. В известной мере это нашло отражение
в изданном 6 июня
В Законе "О местном самоуправлении в РСФСР" сформулировано и закреплено новое понятие – самоуправление, призванное обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально-экономического развития территорий, охраны окружающей среды, реализации гражданских прав. В нем отражена также экономическая основа местного самоуправления, которую составляют природные ресурсы территории, коммунальная собственность (собственность административно-территориальных образований), а также и иная собственность, служащая источником получения доходов местного бюджета.
Законом регламентируются взаимоотношения территориальных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории. Эти взаимоотношения строятся на договорной основе. Все предприятия обязаны участвовать своими средствами в формировании местного бюджета, передавая в них часть своей прибыли (дохода).
В Законе определены права территориальных органов власти в области планирования и материально-технического снабжения. Территориальные органы власти самостоятельно разрабатывают планы социально-экономического развития территории в пределах имеющихся полномочий. При этом не допускается вмешательство вышестоящих органов власти и управления в процесс формирования и выполнения планов.
В числе новых прав территориальных органов власти следует отметить право на их участие во внешнеэкономических связях. Такие связи осуществляются ими на принципах валютной самоокупаемости.
В Законе "О местном самоуправлении в РСФСР" вопросы финансов местного самоуправления выделены в отдельный раздел, в котором зафиксирован ряд новых положений. В частности, определен состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюджетных и внебюджетных средств территориальных органов власти, кредитных ресурсов, валютных средств самоуправления.
Впервые в Законе записано, что для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на соответствующей территории, территориальными органами власти составляется территориальный сводный финансовый баланс.
В Законе закреплены очень важные положения о том, что территориальные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается.
В целях социальной защищенности населения в Законе закреплено за территориальными органами власти право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов. Впервые минимальный размер местных бюджетов определяется, исходя из сохранения обеспеченности расходов по местному бюджету в предыдущем году с учетом увеличения расходов, вызванных решениями вышестоящих органов власти.
Впервые в Законе признано право территориальных органов на создание и использование внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение финансовых ресурсов территориальных органов власти и предприятий для финансирования общерегиональных мероприятий.
В Законе РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов" конкретизированы и развиты права территориальных органов власти в области финансово-бюджетных отношений. В общих положениях Закона сформулированы новые понятия консолидированного, минимального бюджета, минимальных социальных и финансовых норм, средней финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности бюджетов и регулирования финансовых отношений.
Отдельный раздел Закона посвящен доходам территориальных бюджетов. В нем отражены вопросы определения уровня закрепленных доходов, который должен быть не менее 70% доходной части минимальных бюджетов, порядок предоставления и использования дотаций и субвенций.
Раздел "Расходная часть бюджетов" определяет права территориальных органов власти по формированию расходов своих бюджетов, при этом впервые зафиксировано не только положение о бюджете текущих расходов и бюджете развития, но и содержание этих бюджетов.
В Законе регламентируется бюджетный процесс. В отдельном разделе даны общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов и утверждения бюджетов. При этом определяется взаимодействие исполнительных органов власти разных уровней в обеспечении исходными данными для составления проектов бюджетов.
В заключительных разделах Закона регламентируется исполнение бюджета, контроль за использованием внебюджетных и валютных фондов, определены гарантии бюджетных прав территориальных органов власти, их ответственность за принятые ими решения по бюджетным вопросам.
Вопросы, касающиеся территориальных финансов, отражены в Законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991г. Все налоги, входящие в налоговую систему Российской Федерации, разделены на три группы:
1. Федеральные налоги.
2. Налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов.
3. Местные налоги.
Установлена компетенция каждого органа власти, в том числе и территориальных органов, по отношению к соответствующим налогам, т.е. право этих органов вводить на подведомственной территории налоги, устанавливать ставки налогов, предоставлять плательщикам налоговые льготы, контролировать взимание налогов и т.д.
В Законе "О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербурге" от 15 июня 1992г. определены права территорий на получение финансовой помощи в виде целевых субвенций из вышестоящих бюджетов и внебюджетных фондов.
Дальнейшим шагом в развитии финансово-бюджетных прав стал Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995г. В Законе зафиксировано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают территориям минимальные местные бюджеты, и минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.[2]
2. Состав территориальных финансовых ресурсов
Основная составная часть территориальных финансов – территориальные бюджеты. В настоящее время полномочия и задачи территориальных органов власти расширяются, следовательно, растет и их финансовая база. Т. е. сумма средств, аккумулируемых в территориальных бюджетах, возрастает, то повышает их роль в бюджетной системе страны.
К средствам субъектов хозяйствования относятся:
- средства предприятий и учреждений, находящихся в собственности территориальных органов власти, т. к. результаты их финансовой деятельности становятся собственностью этих органов;
- финансовые ресурсы коммерческих организаций, используемые ими для финансирования социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов, т. к. эти средства направляются на удовлетворение потребностей населения и в этом случае играют роль государственных финансов.
Другие компоненты территориальных финансов составляют незначительную долю в общей сумме средств. К ним относятся:
- территориальные внебюджетные фонды, которые, как правило, имеют целевое назначение и формируются за счет добровольных взносов организаций и населения или законодательно установленных сборов;
- территориальные кредиты и займы, т. е. средства, полученные или предоставляемые субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам;
- финансовые ресурсы, создаваемые населением в рамках домашнего хозяйства.
Из всех перечисленных источников средств к централизованным финансам можно отнести только бюджетные средства. Остальные компоненты территориальных финансов являются децентрализованными.
Финансы территориальных органов власти – это, по сути, те же территориальные финансы, но с несколько другой точки зрения.
Рассмотрим составные части территориальных финансов в контексте их принадлежности органу власти. Бюджетные средства полностью находятся в распоряжении органа власти и, как правило, составляют основную часть его финансовых ресурсов. Органы власти также оказывают значительное влияние на территориальные внебюджетные фонды, поэтому средства этих фондов тоже можно считать принадлежащими территориальным органам власти.
Территориальные кредиты и займы в данном случае называются долгом органа власти и включают в себя сумму текущей задолженности и проценты, подлежащие уплате органом власти. Кроме того, в состав финансовых ресурсов органа власти входят различные денежные резервы: страховые фонды, сбережения, дебиторская задолженность.
Что касается финансов предприятий и организаций, то в распоряжении органов власти и местного самоуправления находятся только средства, полученные в результате деятельности государственных и муниципальных предприятий. На финансы других хозяйствующих субъектов и населения органы власти могут влиять лишь косвенно, поэтому в состав финансов органов власти включают не сами эти финансовые потоки, а только право влияния на них.[3]
Таким образом, можно считать, что территориальные финансы в целом соответствуют финансам территориальных органов власти. Это вполне закономерно, т. к. большая часть финансовых потоков, поступающих в регион, находится под контролем территориальных органов власти и органов местного самоуправления. Поэтому в дальнейшем будем считать эти понятия тождественными.
3. Сводное финансовое планирование территорий
Финансовой базой органов власти субъектов РФ являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Территориальные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Кроме того, из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;
- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют территориальные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется в значительной мере с помощью бюджетной системы. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из территориальных бюджетов выделяется более 60% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации, на здравоохранение – около 55%, на социальное обеспечение – более 70%, на жилищно-коммунальное хозяйство – свыше 90%.
На органы власти субъекта федерации возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств его бюджета.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации исполнение территориального бюджета субъекта Российской Федерации – функция органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.[4]
В процессе исполнения бюджета финансовый орган исполнительной власти:
- организует работу отраслевых органов исполнительной власти по исполнению бюджета;
- принимает меры по обеспечению поступления доходов и своевременного финансирования расходов бюджета;
- ведет учет исполнения бюджета;
- осуществляется контроль за целевым использованием организациями бюджетных средств;
- организует и проводит проверки и ревизии в отраслевых органах исполнительной власти, в организациях, являющихся получателями средств бюджета по вопросам, связанным с исполнением бюджета и принимает необходимые меры по результатам проведенных проверок и ревизий;
- разрабатывает нормативно-методические указания, оказывает методологическую помощь организациям, финансируемым из бюджета, по исполнению бюджета;
- организует взаимодействие с налоговыми органами, территориальным органом федерального казначейства, территориальным управлением Центрального банка Российской Федерации.
Порядок зачисления доходов в территориальный бюджет субъекта РФ. Порядок зачисления доходов в территориальный бюджет субъекта РФ в текущем году устанавливается финансовым органом исполнительной власти по согласованию с соответствующим налоговым органом, организациями, являющимися согласно действующему законодательству сборщиками отдельных видов доходов бюджета, и доводится до сведения территориального управления Центрального банка РФ, учреждений банков, плательщиков.
Финансовый орган исполнительной власти открывает текущий счет по исполнению бюджета субъекта Федерации в учреждении Центрального банка РФ (в случае его отсутствия или невозможности осуществления им кассового исполнения бюджета, по согласованию с соответствующим представительным органом власти, – в другом банке) для зачисления налоговых и неналоговых доходов, подлежащих в соответствии с действующим законодательством зачислению в территориальный бюджет субъекта Федерации.
При невозможности производить исполнение бюджета самостоятельно финансовый орган исполнительной власти вправе заключить соглашение с территориальным органом федерального казначейства об осуществлении последним сбора и учета доходов бюджета.
Все платежи, поступающие в бюджет в течение года, зачисляются в доходы соответствующих бюджетов текущего года.
Финансовый орган ежемесячно производит сверку поступивших в бюджет в течение месяца доходов в целом и по каждому виду доходов с соответствующим налоговым органом, другими организациями.
Взаимодействие органов федерального казначейства, налоговых и финансовых органов при исполнении доходной части бюджета направлено на:
- обеспечение достоверности данных по учету и отчетности по доходам, поступающим в бюджет;
- правильное распределение федеральных регулирующих налогов по различным уровням бюджетов;
- устранение расхождений отчетных данных и приведение к сопоставимости учета и отчетности по налогам и другим обязательным платежам, зачисляемым в бюджет;
- усиление контрольных функций в целях увеличения собираемости налогов и других обязательных платежей;
- использование оперативной и текущей информации для глубокой проработки и прогнозной оценки исполнения доходной части бюджета.
Финансирование расходов бюджета. Средства бюджета перечисляются только на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным бюджетом.
Для осуществления расходов, финансирование которых предусмотрено в бюджете, соответствующие средства предоставляются распорядителям бюджетных средств. Распорядителем текущего счета (счетов) по исполнению бюджета является руководитель финансового органа.
Распорядителями бюджетных средств являются руководители организаций, которым предоставлено право распоряжаться утвержденными бюджетными ассигнованиями.
Финансирование осуществляется финансовым органом в пределах ассигнований, предусмотренных в годовой (с поквартальным распределением) росписи доходов и расходов соответствующего бюджета.[5]
Список литературы
1. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Российская Федерация. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ
3. Финансы./Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Финансовое право./Под ред. О.Н. Горбунковой. - М.: Юрист, 2004.
5. Финансы./Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2003.
[1] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 285
[2] Финансовое право./Под ред. О.Н. Горбунковой. - М.: Юрист, 2004. – С. 172
[3] Финансы./Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 196
[4] Российская Федерация. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ.
[5] Финансы./Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 205