СОДЕРЖАНИЕ

                                  

Введение. 3

Социальные гарантии и компенсации. 4

для лиц расторгнувших трудовой договор. 4

Социальные гарантии по безработице. 11

Литература. 15

 

                                               Введение

         Согласно положениям Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

         В то же время  Конституция Российской Федерации гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленным законом.

         Согласно положениям  трудового законодательства Российской Федерации ее целями являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей

         Одним из принципов трудового законодательства является не только право на труд и свободный выбор труда, выбора профессии, но и защита от безработицы, содействие при трудоустройстве и обязательное социальное страхование.

         В то же время те же принципы отражены и развиты в Трудовом кодексе Российской Федерации и Федеральном Законе «О занятости населения В Российской Федерации», принятом в 1991 г.

Цель данной работы – рассмотреть социальные гарантии при потере работы и безработицы.

Социальные гарантии и компенсации для лиц расторгнувших трудовой договор

В Трудовом кодексе Российской Федерации, принятом 21 декабря 2001 г. и вступившим в законную силу 1 февраля 2002 г., предусмотрен ряд норм, регулирующих гарантии и компенсации работникам. Этому посвящен раздел 7  данного нормативного акта.

Согласно  ст. 164 ТК РФ, гарантиями являются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.[1]

         Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат связанных с выполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

         Согласно ст. 165 ТК РФ гарантии и компенсации  предусмотрены также при вынужденном прекращении работы в некоторых случаях прекращения трудового договора.

         Глава 27 Трудового кодекса регулирует гарантии и компенсации работникам связанные с расторжением трудового договора, которые нам надлежит рассмотреть.

         Наибольший объем гарантий и компенсаций предусмотрен при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) и сокращением численности или штата работников (п. 2 ст. 81 ТК РФ).

         Исследуем  социальные гарантии и компенсации при расторжении трудового договора вследствие ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем – физическим лицом (п.1 ст. 81), а также в случаях сокращения численности или штата работников ( п.2 ст. 81 ТК РФ).

         В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридиче6ского лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

         Порядок ликвидации юридического лица изложен в ст. 63 ГК РФ. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

         О предстоящем увольнении по рассматриваемым основаниям работодатель обязан персонально предупредить работников под расписку не мене чем за два месяца  до увольнения.

         Отказ работника поставить свою  подпись в таком уведомлении отражается в акте, и со следующего дня его составления начинаются отсчитываться сроки предупреждения.

         Работодатель имеет право с письменного согласия работника  расторгнуть трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца. При этом работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере двухмесячного заработка.

         При сокращении численности или штата работников работодатель несет обязанность по трудоустройству работника на другую имеющуюся в организации вакантную должность, соответствующей его квалификации. На практике, при отсутствии такой должности, работнику предлагается любая другая работа (в том числе нижеоплачиваемая) на вакантной должности, которую он может выполнять с учетом своего образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья. Возможно, также предложение работы временно отсутствующего работника. Перевод на другую работу в порядке трудоустройства осуществляется только с согласия самого работника, отказ от такого перевода не лишает его права на получение компенсация при увольнении по сокращении численности или штата работников. Другая работа должна предлагаться в течении всего срока предупреждения, вплоть до увольнения.

         Трудовой кодекс не обязывает работодателя трудоустраивать работников при ликвидации организации, как это ранее предусматривалось в ранее действовавшем КЗоТе в отношении беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, одиноких матерей. Эти функции возлагаются на органы государственной службы занятости населения.

         В отношении государственных служащих предоставляются повышенные гарантии, связанные с трудоустройством. Предлагается другая должность в другом государственном органе с учетом профессии, квалификации и занимаемой ранее должности. Эти положения предусмотрены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации».[2]

         При принятии решения о сокращении численности или штата работников работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий ( ст. 82 ТК РФ). Увольнение конкретного работника – члена профсоюза по сокращении численности или штата производится только с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации ( ст. 82 ТК РФ). В ранее действовавшие КЗоТе увольнение по данному основанию члена профсоюза было возможно исключительно в предварительного согласия выборного профсоюзного органа, что нередко являлось препятствием для работодателя в осуществлении уставной деятельности организации.

         Статья  179 Трудового кодекса РФ гарантирует работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата. На практике работодатель делает выбор между работниками, выполняющими сходные трудовые функции, на основе сравнительных характеристик их трудовой деятельности.

         При равной производительности труда и квалификации предпочтение на оставление на работе отдается семейным - при наличии двух и более

иждивенцев; лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком, то есть являющимися  единственными кормильцами в семье или одинокими; работникам получившими в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

         Однако, коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

         Статья 178  ТК РФ указывает выходные пособия, которые выплачиваются при расторжении трудового договора по основаниям сокращения численности или штата и при ликвидации организации.

         Этим работникам, в день увольнения, выплачивается в последний день работы выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также на период трудоустройства сохраняется средний месячный заработок за второй месяц после увольнения. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Этот срок может быть продлен, если гражданин, по уважительным причинам, не смог вовремя обратиться в службу занятости.

         Средний заработок на период трудоустройства за второй месяц, служба занятости выплачивает по предъявлению паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц – дополнительно справки службы занятости.

         При увольнении государственного служащего ему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течении трех месяцев без зачета выходного пособия.

         При смене собственника имущества организации (п. 4 ст. 81 ТК РФ) новый собственник  имеет право не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером ( ст. 75 ТК РФ). Этим лицам новый собственник должен выплатить компенсацию не  ниже трех средних месячных заработков (ст. 181 ТК РФ). Если в течении трех месяцев новый собственник не воспользовался правом увольнения указанных лиц, то в последующем увольнение допускается по другим основаниям.

         Прекращение трудового договора в связи с нарушением установленных трудовым и иными федеральными законами правил заключении трудового договора, если это исключает возможность продолжения работы,  предусмотрены п. 11 ст. 77 ТК РФ.

         Перечень этих нарушений приводится в ст. 84 ТК РФ.  К ним относятся: заключение трудового договора, если приговором суда работник лишен права занимать такую должность или выполнять такую работу; заключение трудового договора в отношении работы, которая противопоказана работнику по состоянию его здоровья в соответствии с медицинским заключением; отсутствие у работника документов об образовании, если выполняемая работа требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативно-правовым актом; в других случаях предусмотренных федеральным законом.

         Прекращение трудового договора в этих случаях производится, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую работу. Если такой работы в организации нет или работник не согласен переходить на другую работу,  трудовой договор прекращается по п. 11 ст. 77 ТК РФ. Статья 84 в этом случае  предусматривает выплату работнику выходного пособия в размере среднемесячного заработка при условии, что нарушение правил заключения трудового договора допущено не по его вине.

         При расторжении договора в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (п.п. «а» п.3 ст. 81 ТК РФ) увольнение допускается если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу, которая соответствует медицинским рекомендациям. Работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка. Трудовой кодекс не обязывает в данном случае работодателя учитывать мотивированное мнение профсоюзного органа.[3]

         При прекращении трудового договора вследствие несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, установленной результатами аттестации (п.п. «б» п.3 ст. 81 ТК РФ) увольнение возможно при отсутствии  другой работы или отказа от нее работника. Каких либо компенсаций Трудовой кодекс в данном случае не предоставляет.

         При восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п.2 ст. 83 ТК РФ) закон требует от работодателя предложить работнику другую имеющуюся у него работу. И только при ее отсутствии или отказе самого работника увольнение будет считаться правомерным с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного заработка.

         Призыв работника на военную службу или альтернативную службу, отказ от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность (п. 9 ст.77 ТК РФ) предполагают в качестве гарантии только выплату выходного пособия в размере двухнедельного заработка.

         Новый Трудовой кодекс значительно расширил договорной метод регулирования трудовых отношений, направленный на сбалансирование интересов работодателя и работника и обеспечение интересов государства.

         Поэтому могут быть другие дополнительные гарантии при увольнении работников и устанавливаться повышенные размеры выходного пособия и иных компенсационных выплат.

         Однако во всех случаях принятые нормативные акты не должны  ухудшать положение увольняемых работников по сравнению с действующим законодательством.

                         Социальные гарантии по безработице

         Впервые пособие по безработице было введено в СССР в 20-х г.г., но впоследствии оно не устанавливалось, поскольку считалось, что она фактически в стране отсутствует, и отсутствуют основания для ее наличия.

         После длительного перерыва пособие по безработице было введено в России в 1991 г.

         Основной нормативный акт, регламентирующий выплату пособия по безработице, - Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», принятый в 1991 г. и затем изложенный в редакции  от 20.04.1996 г. С тех пор он изменялся и дополнялся.[4]

         Первая из социальных гарантий поддержки безработных в этом законе названа выплата пособия по безработице. Есть и другие гарантии. Это  выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом для трудоустройства в другую местность по предложению органов службы занятости.

         Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Безработным признается и инвалид, имеющий трудовую рекомендацию и заключение о характере и условиях доступного для него труда, выданное в установленном порядке, но не имеющий работы, ищущий ее и готовый приступить к ней.[5]

         Решение о признании гражданина безработным принимает орган занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предоставления им соответствующих документов ( паспорта, трудовой книжки, документов удостоверяющих трудовую квалификацию, справку о среднем заработке и т.д.)

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении (включая  период временной нетрудоспособности) в течение 18 календарных месяцев. Однако для ряда граждан (впервые ищущих работу, возобновляющих работу после длительного перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и др. продолжительность выплаты пособия сокращена. Она не может превышать в каждом периоде безработицы 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

         Общая продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в течении 36 календарных месяцев.

         Законом предусмотрено продление сроков выплаты пособия гражданам, имеющих стаж работы, дающий право на пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях Продолжительность периода выплаты у них увеличивается сверх установленных 12 месяцев на 2 недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты в данном случае также не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течении 36 календарных месяцев.

         Размер пособия либо исчисляется из заработка, либо устанавливается в определенном процентном соотношении к прожиточному минимуму

         Размер пособия в процентах к среднему заработку составляет:

          в первые 3 месяца безработицы – 75 %,

         в следующие 4 месяца – 60%,

         в дальнейшем 45%, но всегда не выше величины прожиточного минимума, исчисляемого в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20% величины указанного прожиточного минимума. Пособие гражданам, у которых на содержании находятся иждивенцы, пособие увеличивается на 10% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ на каждого иждивенца, но не менее чем на 50 рублей в месяц на каждого иждивенца. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30% величины  прожиточного минимума в субъекте РФ.

         Для граждан подвергнувшихся радиации вследствие чернобыльской или других аварий и катастроф, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в размере 10, 20 или 40% прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, но не ниже соответственно 50,100, или 200 рублей в месяц.

         Законом предусмотрены случаи, когда органами службы занятости может быть выплата пособия по безработице прекращена, приостановлена или сокращен ее размер.

         Выплата пособия по безработице прекращается в случаях: признания гражданина занятым; прохождения подготовки повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в службу занятости без уважительных причин; переезда в другую местность; попытки или получения пособия обманным путем; осуждения лица к лишению свободы; назначении пенсии по старости или за выслугу лет.

         Выплата пособия может быть приостановлена на срок до 3 месяцев в случаях: отказа от двух вариантов подходящей работы; отказа по истечении 3 месяцев от  участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости; впервые ищущих работу, не имеющих профессии; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва; уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течении одного года, предшествовавшего началу безработицы; явки на регистрацию в состоянии алкогольного опьянения; увольнения с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие причины. Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработицы, засчитывается в общий период выплаты пособия и не засчитывается в общий трудовой стаж.

         Выплата пособия не производится в следующие периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва на военные сборы, привлечение к мероприятиям связанных  с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

         Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

         Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течении 3 дней со дня направления органами службы занятости; отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу ( учебу).

         Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижения ее размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

         Развитие и совершенствование нормативных актов о государственных гарантиях по социальной поддержке трудоспособного населения постоянно изменяются, дополняются и совершенствуются.

Заключение

Таким образом, социальные гарантии при потере работы работникам трудового возраста закреплены на законодательном уровне, которым предусмотрен механизм социальных выплат в случае потери работы.

Основную социальную миссию в предоставлении социальных гарантий при потере работы  осуществляет государственная служба занятости, важнейшими функциями которой является поиск работы для безработных и выплата пособий по безработице, а также оказание помощи в организации собственного дела или в обучении новой профессии, востребованной на рынке труда.

Пособие по безработице выплачивается лицам, вставшим на учет в государственную службу занятости. Период, в который выплачивается пособие по безработице, а также учета в службе занятости, дифференцирован в отношении различных категорий безработных.

Литература

1.     Конституция Российской Федерации.- М. «Юридическая литература», 1993.

2.     Гражданский кодекс РФ. М. «ПРОСПЕКТ» 2003.

3.     Трудовой кодекс РФ. Новосибирск. 2002

4.     ФЗ «О занятости населения» от 19.04.1991 г. Ведомости РФ 1991, № 18. Ст. 656; СЗРФ 1996, № 17, ст. 1915; 1998, № 30. Ст. 3613; 1999, № 18. Ст. 2211; № 295. Ст.3696

5.     Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. - М. «БЕК» 2002

6.     Рыбакова Е.Л. Гарантии и компенсации при расторжении трудового договора. Управление персоналом № 10 2003.

7.     СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563


[1] Трудовой кодекс Российской Федерации. Новосибирск. Издательство «РИПЭЛ плюс» 2002. ст.164

[2] Рыбакова Е.Л. Гарантии и компенсации при расторжении трудового договора // Управление персоналом. № 10 2003. - с. 47

[3] Рыбакова Е.Л. Гарантии и компенсации при расторжении трудового договора // Управление персоналом. № 10 2003. с. 46-49.

[4] ФЗ «О занятости населения» от 19.04.1991 г. Ведомости РФ 1991, № 18. Ст. 656; СЗРФ 1996, № 17, ст. 1915; 1998, № 30. Ст. 3613; 1999, № 18. Ст. 2211; № 295. Ст.3696.

[5] См. ст. 25 ФЗ от 24.11.1995 г. « О социальной защиты инвалидов в Российской Федерации»  СЗ РФ 1995. № 48 Ст. 4563