№ заказа

№20.2

Вариант, тема

В 6

Дисциплина

Правоведение

Исполнитель

Лещенко Н.А.

Содержание:

Введение. 3

Глава 1: Понятие источника права. 4

Глава 2:Нормативный акт как источник права. 6

Глава 3: Правовой обычай и  судебный прецидент как вид источника права. 9

Глава 4: Договор нормативного содержания, общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты. 12

Заключение. 15

Библиография: 16

Введение

Для понимания процессов правообразования, а также для пони­мания того, откуда брать право в решении юридических дел, необ­ходимо обратиться к источникам права. Об источниках права говорят, прежде всего, как о факторах, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность госу­дарства, воля господствующего класса (всего народа) и, в конечном счете — материальные условия жизни общества. Об источниках права пишут также в плане познания права и называют соответст­венно: исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судеб­ные речи, труды юристов и др.

В мировом юридическом пространстве, где сосуществуют и взаимно влияют друг на друга различные правовые систем, известны следующие виды источников права: право­вой обычай; нормативный акт государственного органа; судебный прецедент; договор нормативного содержания; общие принципы права; идеи и доктрины; религиозные тексты.

Каждая система права признает обычно одновременно не­сколько источников права. Однако их значение в каждый данный момент может быть неодинаково. Ответ на вопрос об источниках права применительно к конкретной стране может меняться в зависимости от исторических этапов, от специфических черт той или иной правовой системы, от особенностей национального права в рамках единой правовой семьи и даже от отрасли права, в отношении которой вопрос поставлен. В одни исторические периоды и в одних странах преобладает в качестве источника права закон (как вид нормативного акта), в другие периоды и в иных странах — судебная практика в виде так называемого су­дебного прецедента, в третьих странах — обычай и т.д.

Цель написания данной работы- раскрыть понятие источника права и  рассмотреть его выше названные виды.

Глава 1: Понятие источника права.

Понятие «источник права» трактуется в российской литературе по разному, Так, Н.М. Коркунов еще в начале века, определил его как форму, в которой объективировано правило поведения- юридическая норма.

С.С. Алексеев, соглашаясь с тем,  то источник права всегда институализирован в виде той или иной правовой формы, саму эту форму характеризует как результат правотворческой деятельности государства.

В современном понимании ис­точник права — процесс селективной эволюции культуры, ак­кумулирующей в своих нормах поведения социальный опыт человечества (или опыт того общества, в котором они дей­ствуют). Если нормы культуры обеспечивают существование социального целого, то они объективно становятся общеобя­зательными, т.е. правом. Роль государства в этом процессе ограничивается тем, что оно, будучи органом выполнения об­щих дел, населения страны, обеспечивает соблюдение обще­обязательных правил поведения принудительной силой. Го­сударство участвует лишь в правореализации, но не в право­творчестве, кроме, разумеется, тех случаев, когда оно изда­ет законы, санкционируя уже сложившиеся социальные нор­мы или пытаясь уловить и зафиксировать в законе потреб­ность (тенденцию) в правовом нормировании сформировав­шихся или формирующихся общественных отношений.

В современной трактовке источника права много неясно­стей. В частности, нет недвусмысленного ответа на вопрос, является ли источник права источником юридических норм или субъективных прав и обязанностей. Определеннее других по этому поводу высказался С. С. Алексеев. В его понимании источник права есть источник юридических норм. Но ведь ис­точник права, с его точки зрения, есть "объективированный в документальном виде акт правотворчества государства", и значит, сам является правовой нормой. И автора не смуща­ет, что правовая норма оказывается источником... правовой нормы, т.е. самой себя. Логичнее, видимо, было бы признать, что "объективированный в документальном виде акт право­творчества" — источник субъективных прав и обязанностей. Сама же юридическая норма, с точки зрения этой концепции, имеет своим источником государственную власть.

Итак, источник права— культура, ко­торая в процессе селективной эволюции вбирает в себя со­циальный опыт и выражается в общеобязательных правилах поведения.

Глава 2:Нормативный акт как источник права

Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократ­ное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически зна­чимой информации.

Нормативный акт рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается как от актов применения права (где речь идет о приложении нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (где речь идет о изъяснении того, как нужно понимать уже действующую норму).

Нормативный акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права. Во-первых, государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса. Во-вторых, в силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм. В-третьих, на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Нормативный акт является наиболее распространенным и, более того, даже классическим и первостепенным источником права для всех стран, объединяемых в систему «писаного права».

В этих странах нормативные акты составляют определенно-иерархическую систему, на верхней ступени которой стоят конституции и законы (конституционные и обыкновенные).

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выра­жающий государственную волю по ключевым вопросам регули­рования общественной и государственной жизни.

Законы — первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:

·        все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;

·        они не нуждаются в каком-либо утверждении другими орга­нами;

·        законы никто не вправе отменить кроме органа, их издававшего.

·        Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе рефе­рендума.[1]

 Конституция обладает наивысшей юридической силой, и законы ей противоречащие недействительны. В правовых государствах существует специальный механизм проверки их соответствия конституции конституционным законам.

В свою очередь, законы обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми остальными актами государства.

Нормативные акты органов государственного управления так же относятся к данной категории источников права. Они издаются исполнительной влсатью в пределах ее компетенции во исполнении действующих законов. Поэтому их называют подзаконными нормативными актами. Законность таких нормативных актов проверяется в судебном порядке. В правовом государстве любое действие должностного лица или органа управления может быть обжаловано в суд.

К данной категории источников права относятся так же нормативные акты общественных организации, за которыми государство признает юридическую силу. Примером могут служить нормативные акты профсоюзных организаций, кооперативных объединений. Юридической силой, например, обладают нормы, издаваемые профсоюзами Франции.

В теории права среди источников права называют также нормы, издаваемые частными организациями, юридическая сила которых в ряде случаев признается судами. Типовые договоры купли- продажи, правила эксплуатации сложной техники, нарушение которых исключает материальную ответственность фирмы изготовителя, формуляры и т.д. играют, несомненно, упорядочивающую роль в гражданском обороте и поэтому получают статус нормативных актов.

Таким образом, юридическая сила и сфера действия нормативного акта обу­словлены местом издавшего его органа в системе органов госу­дарства или в политической системе в целом. Поэтому становле­ние системы нормативных актов каждой из стран отражает общие закономерности развития ее политико-государственных структур.

Нормативный акт является источником права и в странах общего права. Но акценты применительно к значимости источ­ников здесь смещены в сторону судебной практики, в процессе которой создается единообразное решение аналогичных дел судами.

Глава 3: Правовой обычай и  судебный прецедент как вид источника права.

Под правовым обычаем понимается правило поведения, сло­жившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Известны были, например, такие перешедшие из родового строя обычаи, как талион (причинение виновному такого же вреда, который нанесен им), вира (штраф за убийство человека). Ряд юридичес­ких источников того времени представлял собой главным образом систематизированные записи наиболее важных правовых обыча­ев. Иллюстрацией этому может служить Русская Правда.

По мере развития централизации и укрепления государственной  власти сфера применения обычая сужается. Он начинает либо совсем вытесняться как регулятор поведения, либо интегрироваться в национальные системы права. Обычай, включенный в нормативный акт либо положенный в основу судебного прецедента, становится частью законодательства или прецедентного права и перестает быть юридическим источником права.

В современных условиях роль обычая невелика. Как источник права он сохраняет значимость лишь в той мере, в какой полезен для применения закона (в дополнение к закону) или в тех немногочисленных случаях, когда сам закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу.

Под судебным прецедентом понимается судебное решение, фактически используемое в качестве образца при аналогичных обстоятельствах. В странах, где судебный пре­цедент признан обязательным, он является источником права. Судебный прецедент признавался источником права еще в Древнем Риме. Решения преторов и других магистратов по конкретным делам считались там обязательными образцами (источниками права) для решения всех аналогичных дел.[2]

В настоящее время судебный прецедент — один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, то есть там, где воспринята система общего права. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты (law reports), из которых можно получить информацию о преце­дентах.

Следует, однако, подчеркнуть, что в разных странах даже одной правовой семьи судебный прецедент применяется по-раз­ному. Правило прецедента в Англии, например, связано следую­щими положениями:                   1) решения, вынесенные палатой лордов, обязательны для всех судов;                 2) решения, принятые апелляцион­ным судом, обязательны как для всех нижестоящих судов, так и для самого этого суда (кроме уголовного права). В США правило прецедента не действует так жестко в силу особенностей федера­тивного устройства страны. Во-первых, Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям, и могут таким образом изменить свою практику. Во-вторых, штаты независимы, и правило прецедента относится к компетен­ции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата.

Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Этот постулат характерен для всей системы общего права.

В странах романо-германской и примыкающих к ней систем права судебные решения обладают известным авторитетом. Однако, кроме чрезвычайных случаев, они не рассматриваются как фиксация норм права.

В правовом регулировании управленческой деятельности государства аналогичную роль играет административный прецедент- решение органа управления или должностного лица по конкретному административному делу, которому придана нормативная сила.

Критики признания судебного и административного прецедентов источниками права обычно ссылаются на то, что решений компетентных органов по конкретным казусам накапливается с течением времени такое количество, что неспециалист не в состоянии ориентироваться в море этих юридических документов, что здесь возможен произвол и даже злоупотребления должностных лиц, что если уж и включать в пратворческий процесс государство, то лучше это делать путем расширения функции законодательных органов, которые в целом подготовлены лучше, чем судьи т.д. Напротив, сторонники прецендетного, или, как его называют «свободного» права, критикуют нормативные системы за консерватизм, неспособность адекватно и вместе  с тем оперативно реагировать на события быстротекущей жизни и т.д. [3]

Глава 4: Договор нормативного содержания, общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты.

В некоторых случаях способом установления норма права может быть договор. Он представляет собой содержащее правовые нормы соглашения между различными субъектами права такие договоры не только устанавливают права и обязанности сторон, но могут быть направлены и на установление норм права, которым обязуются на будущее время подчиняться их участники.[4]

В развитом гражданском обществе договор становится едва не главной юридической формой, определяющей права и обязанности его субъектов. Договоры долговременного характера предпринимателей с профсоюзами, долговременные торговые договоры, соглашения о перевозках, порядке расчета и т.д. создают систему правоотношений, позволяющих учитывать взаимные интересы субъектов и обеспечивающих относительно бесконфликтное существование гражданского общества.

Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех системах права.

Общие принципы права. В некоторых странах своеобразным источником права признаются общие принципы, то есть отправные,   исходные  начала  правовой  системы.   Например,  юристы как континентального, так и общего права при отсутствии законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести,. социальной направленности права. Гражданским кодексом Гре­ции, например, осуществление какого-либо права, запрещается, ели оно «превышает пределы, установленные доброй совестью, и добрыми нравами или социальной и экономической целью права».   В Афганистане  в случае пробела в законе суд может разрешить дело в соответствии с принципами шариата, являющееся   основным   источником   права  в  ряде  стран   Востока

Указание на возможность апеллировать к общим принципам права как к его источнику иногда закрепляется в законодательном порядке. Гражданский кодекс Испании, например, среди источников права прямо называет общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов.

Общие принципы права отнесены к числу источников международного права статьей 38 Статута Международного суда. Эта статья   гласит:  «Суд,  который  обязан  решать переданные ему споры на основании международного права, применяет... общие принципы  права,  признанные  цивилизованными  нациями».   К  Общим принципам в праве относятся, например, такие положения как «специальный закон отменяет действие общего закона», позднейшим законом отменяется более ранний» и т.д.

Идеи и доктрины. Мнения ведущих ученых-юристов в боль­шинстве правовых систем не образуют право в собственном смыс­ле слова. Однако в формировании модели правового регулирова­ния значение научных работах области права всегда было доволь­но велико. Законодатель часто учитывал те тенденции, которые фиксировались в доктрине. В романо-германской правовой семье основные принципы права были выработаны именно в универ­ситетских стенах. Роль доктрины в современных условиях чрез­вычайно важна в совершенствовании законодательства, в созда­нии правовых понятий и в методологии толкования законов.

В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права. Так, в англоязычных странах судьи нередко обо­сновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи, с чем заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение. Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутых из трудов видных юристов, известны индусскому праву.

Религиозные тексты. Такие источники права наиболее харак­терны для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу. В первую очередь следует назвать Коран и Сунну. Коран — это священная книга, представляющая собой собрание поуче­ний, речей и заповедей Аллаха; Сунна — сборник жизнеописания пророка Мухаммеда.[5]

Заключение

Таким образом, под источником права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

Разновидностями источников  права являются: пра­вовой обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось истори­чески в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного; судебный прецедент — решение по кон­кретному делу, которому государство придает силу общеобязатель­ного в последующих спорах; договор — акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддерж­ку государства, общие принципы права- отправные, исходные начала правовой системы и т.д. Однако при их многообразии в современных условиях наиболее распространен­ным источником права являются нормативный акт под которым понимается акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права.

Каждая правовая система признает одновременно несколько источников права, однако их значение, в зависимости от нравственного и религиозного развития, от исторических условиях развития  может меняться.

Библиография:

1.     А.Б. Венгеров «Теория государства и права», М. 2000г.

2.     В.С. Нерсесянц «Общая теория права и государства», М.1999г.

3.     В.В. Лазарев «Основы права», М.2001г.

4.     Н.И. Матузов, А. В. Малько «Теория государства и права», М.2001г.

5.     Общая теория права, под ред. А.С, Пиголкина, М.1998г.


[1] В.В. Лазарев «Основы права», М.2001г. С.51.

[2] Л.И. Спиридонова «Теория государства и права», М.2000г.

[3] Л.И. Спиридонов «Теория государства и права», М.2000г. С.144

[4] А.С. Пиголкин «Общая теория права», М.1998г.С.167

[5] Общая теория права, под ред. А.С. Пиголкина, М.1998г. С.168