АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ: СВОТ, СТЕП И ФОРМЕРА
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален. Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать совей цели в долгосрочной перспективе.[1]
Для анализа стратегии компании наиболее часто используются 3 стратегии: SWOT, степ и Формера. Остановимся на каждой стратегии подробнее и рассмотрим применение каждой стратегии к созданному нами предприятию ООО «Гарант».
В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики впервые публично был озвучен акроним SWOT: Strengths (Cилы), Weaknesses (Слабости), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы). Этот акроним был представлен визуально в виде SWOT матрицы:
Strengths |
Weaknesses |
Opportunities |
Threats |
В ряде подходов структурированная информация по каждому из направлений - силы, слабости, возможности, угрозы - оценивается количественными мерами, на основе которых с помощью функций полезности вычисляется потенциал изучаемого объекта по каждому направлению (подход развиваемый в рамках Conjoint-анализа).[2]
Рассмотрим применение анализа SWOT на нашем предприятии. Построим SWOT матрицу предприятия «Гарант»:
Возможности предприятия «Гарант» – увеличение числа потребителей на рынке, улучшение технологий, демографические изменения |
Угроза предприятия «Гарант» – низкий покупаемый спрос, нестабильность цен, инфляция, конкуренция. |
|
Сила предприятия «Гарант» – теоретическое положение, высокий технологический уровень, развитая инфраструктура, высокая культура производства. |
Силы – возможности ( S-O ) |
Силы - угрозы ( S-T) |
Слабость предприятия «Гарант» – низкий технологический и организационный уровень, отсутствие информативного поля, низко-квалифицированный персонал, нерациональная структура управления. |
Слабости - возможности (W-O) |
Слабости - угрозы (W-T) |
В результате анализа показателей из каждой пары формируется набор стратегий. Стратегии именуются по названию анализируемых внутренних и внешних обстоятельств. Так при анализе пары факторов «Силы - возможности» формируется группа стратегий, которая относится к типу «стратегии SO». Для другой пары факторов «Силы - угрозы» создается группа «стратегии ST» и т.д
Метод СТЕП - анализ позволяет охарактеризовать внешнюю экономическую ситуацию комплексно, оценивая влияния факторов: общественных, технологических, экономических, политико - правовых. Анализ выполняется по схеме "фактор - предприятия". Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым - сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты СТЕП-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельностью. Главным для предприятия является: выделить угрозы, рассчитать рсики и принять меры по их снижению и предотвращению.[3] На примере нашего предприятия «Гарант» можно выделить основные угрозы - низкий покупаемый спрос и нестабильность цен. Меры по снижению и предотвращению данных угроз - увеличение числа потребителей на рынке, улучшение технологий.
Для выбора стратегии можно также использовать метод Формера, который лежит в основе анализа динамики рынка и служит ориентиром для выбора соответственной стратегии. Данная стратегия основана на различных фазах жизненного цикла товаров. На примере конкретного вида товара предприятия «Гарант», например, шоколадного батончика, разработаем фазы его жизненного цикла.
Фаза жизненного цикла товара |
Стратегия |
1) Рождение и выведение на рынок |
Ориентирована на рост: большой сбыт, большие издержки, минимальная прибыль |
2) Рост |
Ориентирована на быстрый рост: увеличение спроса на продукцию, рост прибыли |
3) Зрелости |
Ориентированная на стабильность, устойчивый сбыт, устойчивую прибыль |
4) Спада |
Сокращения: снижение объема производства, сбыта, прибыли |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Виханский О.С. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2000. – 528 с.
2. http://www.swot-analysis.ru/
3. http://www.uran.donetsk.ua/~masters/2002/fem/borodina/library/lib3.htm
[1] Виханский О.С. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2000. – стр. 15
[2] http://www.swot-analysis.ru/
[3] http://www.uran.donetsk.ua/~masters/2002/fem/borodina/library/lib3.htm