Восточный акцент российского рынка трикотажа

Сложно назвать точную дату, когда человечество создало первые метры полотна из нитей путем их взаимного переплетения, поскольку сохранить нити и трикотаж непросто. Археологические находки трикотажных изделий датируются III–I вв. до н. э. и представляют собой детские египетские чулки, учитывающие форму сандалий с ремешком после большого пальца, который вязался отдельно, как на варежках. В музеях Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом.

Едва появившись, ручное вязание быстро превратилось из утилитарной необходимости в своего рода искусство, причем привилегированное. Только очень состоятельные люди могли позволить себе такую роскошь, как вязаные шелковые чулки. Среди таких людей был шведский король Эрик XIV, заплативший за них сумму, соразмеримую с годовым жалованием придворного сапожника.

В Европе XV–XVI вв. вязание быстро превращается не только в домашнюю работу, но и в доходную отрасль производства. Особым спросом среди аристократии пользовались чулки, введенные в моду сначала при английском дворе Елизаветы I и получившие затем широкое применение по всей Европе. В 1589 г. помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок, чтобы облегчить нелегкий труд своей возлюбленной, которая была вязальщицей. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились изделия, изготовленные вручную, а особенно изделия, связанные крючком, ведь их невозможно было повторить. И до сих пор нет вязальных машин, которые бы могли вязать полотно, похожее на связанное крючком.

Можно с уверенность сказать, что производство трикотажных полотен имеет давнюю и славную историю. Прошедшее столетие было поистине «золотым веком» трикотажа. Он стал модным фетишем благодаря легендарной Коко Шанель, которая ввела практичные свитера-водолазки и джерси в моду в середине 20-х гг. ХХ в., хотя и не была их изобретателем. С тех пор трикотаж уверенно шагает по самым престижным подиумам мира. Сегодня в трикотажной моде доминирует увлечение стилем ретро, который вернул из небытия те самые «водолазки» с высоким воротом, трикотаж крупной, объемной вязки, имитирующей ручное изготовление, и трикотажные изделия «с чужого плеча». Для европейских модельеров по-прежнему остаются актуальными так любимые нашими бабушками кофточки «на пуговках» из тонкого трикотажа нежных оттенков. Трудно представить себе модный показ коллекций прет-а-порте, демонстрируемых на подиумах Милана или Нью-Йорка, без этого легендарного материала-хамелеона, которому подвластно все — от фривольных предметов для узкого круга пользователей до туалетов, предназначенных для элитных приемов.

Само производство трикотажных полотен и в наше время является одной из основных отраслей легкой промышленности как отечественной, так и зарубежной. Трикотажные полотна используются не только для изготовления различных видов одежды, но и успешно применяются в обувном производстве, при создании интерьерных решений. Эти широкие сферы применения обусловлены прежде всего специфическими свойствами трикотажных полотен. Благодаря своей петельной структуре трикотаж способен значительно вытягиваться, обладает теплозащитными свойствами и, как правило, не мнется.

Сырьем для вязания трикотажных полотен служат различные текстильные нити и пряжа растительного (хлопчатобумажная, льняная и др.) и животного (натуральный шелк, шерсть) происхождения, а также искусственная (вискозная, медно-аммиачная, ацетатная), синтетическая (полиэфирная, полиолефиновая, полиамидная), смешанная (полушерсть, капроно-хлопковая, лавсано-хлопковая). Их применение в производстве обуславливается прежде всего назначением будущих изделий. Необходимые свойства трикотажному полотну придают различные добавки в виде металлической нити из алюминиевой фольги (люрекс или алюнит), биокомпонентных нитей и высокообъемной пряжи, а также использование различных переплетений. В настоящее время во всем мире применение хлопкового волокна при производстве трикотажа сокращается, поскольку хлопок, как и шерсть, является дорогостоящим сырьем, значительно увеличивающим себестоимость полотна и, как следствие, будущих изделий. К тому же искусственные добавки к хлопку и шерсти придают трикотажным изделиям прочность и долговечность. Разные виды изделий требуют различных трикотажных полотен, например, для белья идут полотна из хлопчатобумажной, шерстяной и смешанной пряжи, а также из искусственных и синтетических нитей. Для чулочно-носочных изделий, в свою очередь, используются хлопчатобумажная, смешанная и шерстяная пряжа, искусственные и синтетические нити различной структуры, а также резиновые, латексные и полиуретановые нити. Трикотажным способом можно также изготовить полотно, имитирующее натуральный мех, каракуль, цигейку, мех котика и др. В настоящее время в основном производятся и используются т. н. кулирная гладь, интерлок, футер, пике, джордан, велюр, вискоза, капитония, рибана и селаник, отличающиеся поверхностной плотностью, линейной плотностью сырья, переплетением (комбинированное «велле», футерованное, комбинированное «пике», гладь, интерлочное), составом сырья, числом петельных столбиков на 1 см2, числом петельных рядов на 1 см2 и технологиями производства.

Что касается оборудования для изготовления трикотажного полотна, то на современном рынке представлены плосковязальные машины фирм STOLL, EMM, SISMS, FUSAN, TECHNOTEX и кругловязальные машины значительного числа производителей (примерно с 1976 по 2003 гг.) — ALBI, CAMBER, JUMBERCA, LEBOCEY, MARCHISIO, MAYER, MECMOR, MONARCH, MORAT, ORIZIO, PAI LUNG, SANTONI, TERROT, имеющие по сравнению с плосковязальными большую производительность.

Лидерами производства трикотажных полотен в России являются АО «Нефтекамское объединение искусственных кож» (Республика Башкортостан), акционерная промышленно-торговая фирма «Тривел» (Псковская обл.), АО «Чебоксарский трикотаж» (Чувашская Республика), АО «Фирма Русь» (Ульяновская обл.), АООТ «Фабрика Парижская коммуна» (Тверь), «Декор-Авто» (Самарская обл.).

Советским фабрикам-гигантам было сложно запустить в производство не только новые технологии, но и просто новую коллекцию одежды. Современная ситуация на рынке такова, что производитель постоянно нуждается в обновлении ассортимента выпускаемой продукции для привлечения потенциального покупателя и в современных условиях не может себе позволить роскошь длительного выполнения заказа потребителя. С другой стороны, небольшие современные фирмы-производители остро нуждаются в поддержке государства, его гибкой налоговой политике и льготных таможенных пошлинах на ввоз оборудования и технологий.

Для увеличения уровня рентабельности многие отечественные производители трикотажных полотен были вынуждены переоборудовать свои цеха и добавить в ассортимент выпускаемой продукции готовые изделия из трикотажных полотен. В настоящее время большой популярностью среди торговых посредников и потребителей пользуются изделия АО «Ишимбайская фабрика трикотажных изделий» (Республика Башкортостан), ООО «Орская трикотажная фирма Ника» (Оренбургская обл.) и АО «Новокуйбышевская фабрика трикотажного полотна», которые по праву гордятся широким ассортиментом и качеством своей продукции. АО «Череповецкое трикотажное объединение» (Вологодская обл.), перешедшее также на выпуск готовой продукции, пользуется популярностью у населения. Орская трикотажная фабрика, в свою очередь, является крупнейшим предприятием Урала и Сибири по выпуску бельевого трикотажа, причем более 80% всего выпуска приходится на детский трикотаж, предназначенный для потребителей ясельного, дошкольного и школьного возраста. Среди ведущих производителей готовых трикотажных изделий стоит также отметить ЗАО «Ивантеевский трикотаж», «Чебоксарский трикотаж», Смоленскую чулочно-трикотажную фабрику, ЗАО СПТО «Ника» (Санкт-Петербург), «Андовер».

Сегодня трикотаж — предмет самой передовой и высокой моды. К примеру, его активно использует в своих коллекциях Модный Дом «Клавдия Смирнова», существующий на рынке 15 лет. Здесь разрабатывают сезонные коллекции одежды pret-a-porter, которые выпускают небольшими партиями. Модельер Клавдия Смирнова работает с высококачественным сырьем производства Ziche Peci Filati (Италия). Ее стиль можно охарактеризовать как смесь классики с романтикой; модели отличаются легкостью, воздушностью, женственностью. Изделия выполняются из натурального сырья (хлопка, вискозы).  Продукция Модного дома продаются в собственном салоне, магазинах Петербурге, Москвы, Тюмени.

Успешно работают на российском трикотажным рынке белорусские фирмы, широкий ассортимент и качество изделий которых давно знакомы отечественному потребителю и не нуждаются в широкой рекламе.

Распад Советского Союза создал ситуацию, при которой многие фабрики оказались на территории соседних государств, как, например, казахская трикотажная фабрика «Акку» с уникальным оборудованием по выпуску качественного трикотажного полотна, которая сейчас является одним из ведущих предприятий легкой промышленности в Казахстане. Технология оборудования на этом предприятии предусматривает многовариантность выпускаемой продукции и позволяет быстро реагировать на изменения спроса и технологических условий производства. Созданная в 80-е гг. ХХ в., эта фабрика сейчас является одним из крупнейших и наиболее перспективных производителей как трикотажного полотна, так и трикотажных изделий в своем регионе и успешно экспортирует свою продукцию.

Испытания временем и бурным натиском рыночной экономики выдержали далеко не все предприятия легкой промышленности Литвы, счастливым исключением стала фирма Utenos trikotaћas, чья продукция популярна во Франции, Германии, Швеции, Англия, Финляндия и Дания. Более 80% продукции Ute­nos trikotaas ориентировано на экспорт, хотя в числе VIP-клиентов значится семья премьер-министра Литвы.

Темпы роста производства трикотажного полотна в России в натуральном выражении за январь-сентябрь 2004 г. составляют, по данным «Текстильного вестника», 95,74% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, однако показатели по отдельным фабрикам-производителям значительно ниже.

Текстильная и легкая промышленность в России на настоящий момент представлена семнадцатью подотраслями и объединяет более 16 тыс. предприятий и организаций, в том числе 3 тыс. средних и крупных предприятий. Всего в отрасли занято около 900 тыс. работающих, преимущественно женщин. Текстильная промышленность в этом комплексе занимает 48,2%, насчитывает 9 подотраслей, 990 крупных и средних предприятий с численностью занятых свыше 300 тыс. человек. Доля товаров российского производства на внутреннем рынке по швейным и трикотажным изделиям составляет 12–19%. В Европе Россия уступает только Турции и занимает 7 место в мире, при этом она удерживает европейское первенство по ткацким станкам (около 110 тыс. станков) и второе место по количеству перерабатываемого сырья.

За годы реформ российская легкая промышленность понесла большие потери в объемах производства и, как результат, сейчас оказалась в условиях жесткой конкуренции импорта. Сегодня она располагает производственными мощностями, достаточными для выпуска продукции в объемах потребления на внутреннем рынке. Научно-производственный потенциал сохранен в объемах, необходимых чтобы обеспечить дальнейшее развитие всех ее отраслей. Имеется надежная сырьевая база, почти полностью удовлетворяются потребности в льноволокне, шерсти, искусственных волокнах, кожевенном и меховом сырье. Турция имеет лишь одно преимущество перед Россией — собственное производство хлопка, важнейшего сырья для легкой промышленности. Россия не только вынуждена импортировать хлопок, в основном благодаря сотрудничеству с компанией «Пауэр Интернейшлн», но и в 2001 г. подняла НДС на ввоз этого сырья. Но, несмотря на это, сейчас производство практически во всех отраслях продолжает неуклонно расти. Этому способствует и благоприятный инвестиционный климат, установившийся в нашей стране, и относительная экономическая стабильность государства, что является немаловажным фактором для потенциальных зарубежных инвесторов.

По-прежнему серьезной проблемой для российских производителей остается высокая насыщенность внутреннего рынка дешевыми товарами т. н. «серого» экспорта, в основном китайского и турецкого происхождения. По официальным данным, сегодня «челноки» завозят из Китая товаров широкого потребления на сумму $1 млрд., по неофициальным — в 10–15 раз больше.

Россия по-прежнему входит в десятку крупнейших производителей трикотажного полотна в мире, занимая там почетное 7 место. Однако сейчас нашими конкурентами являются уже не только такая сверхдержава, как США, занимающая лидирующее место и производящая 922 тыс. т трикотажного полотна, но и Индия (550 тыс. т) и Бразилия (430 тыс. т). В Европе главными соперниками российских компаний являются турецкие фабрики. И хотя производством текстиля в Турции занимались давно, однако те кустарные мастерские и немногочисленные текстильные фабрики с примитивным оборудованием, которые существовали в Османской империи в начале ХХ в., едва ли можно назвать текстильной индустрией. Индустриальное производство в полном смысле этого слова началось в Турции лишь в 70-х гг. ХХ в., но масштабные государственные инвестиции, внедрение модели экономического развития, ориентированной на экспорт, поиск новых возможностей — все это стимулировало экспортные производства и привело к формированию совершенно новой концепции современной текстильной промышленности. Именно на базе этих мелких и средних фирм, занимавшихся поначалу лишь торговлей текстильными товарами, постепенно выросли производственные текстильные компании, специализировавшиеся, как правило, на выпуске определенного вида одежды или другой текстильной продукции. Это способствовало насыщению внутреннего рынка Турции настолько, что к середине 60-х гг. Турция сумела почти полностью отказаться от импорта готовой одежды. Вновь возникавшие частные текстильные фабрики располагались преимущественно в Измире, Айдыне, Денизли, Бурсе, Адане, хотя Стамбул до сих пор сохранил свое лидирующее положение как в производстве, так и в экспортной торговле готовыми текстильными изделиями и трикотажными полотнами.

Таким образом, к концу 90-х гг. ХХ в. на продукцию текстильной отрасли приходилось до 9% общего объема продукции промышленного производства и до 12% продукции обрабатывающей промышленности. Производство текстиля и готовой одежды дает треть общего производства потребительских товаров, а в отрасль привлечена четверть рабочей силы, занятой в обрабатывающей промышленности. За относительно короткий период экспорт текстильной продукции и готовой одежды страны резко увеличился — от $130 млн. в 1980 г. до $2,8 млрд. в 1990 г. (т. е. в 21,5 раза). Ориентированность турецкой экономики на экспорт способствовала пре­одолению сложного финансового кризиса 1994 г., когда производство сокращалось, но экспорт продукции продолжал расти. Сегодня турецкий трикотаж имеет широкую популярность на мировых рынках благодаря оптимальному сочетанию показателей «цена — качество».

Сейчас Турция занимает второе место после Китая среди стран-экспортеров текстильных изделий в ЕС. Стратегия и тактика развития текстильной промышленности привели к тому, что в настоящее время (по данным турецкой стороны) Турция входит в пятерку крупнейших поставщиков готовой одежды и текстиля в мире и вторая среди 15 стран — членов Европейского Союза. Экспорт текстильной продукции и готовой одежды составляет на данный момент около 40% от общего объема экспорта. Наибольшая часть поставок приходится на Германию и Великобританию. Другими приоритетными рынками являются Франция и Нидерланды. Турецкие производители снабжают своей продукцией относительно недавно возникшие рынки в Польше, Венгрии и Румынии. Кроме того, сегодня Турция является одним из трех основных поставщиков всех видов трикотажа в мире. О перспективах турецкой легкой промышленности говорит тот факт, что эта отрасль является наиболее привлекательной для инвесторов — как турецких, так и иностранных.

Сами турецкие компании придают особое значение быстро развивающемуся оте­чественному рынку и поэтому активизируют свою маркетинговую деятельность в России. Интенсивно развиваются торгово-экономические связи между Россией и Турцией. Значительных объемов достигла в России деятельность турецких строительно-подрядных компаний. За последние 15 лет осуществлены или находятся в стадии реализации несколько сотен контрактов на сумму $13,2 млрд. Общий объем накопленных турецких инвестиций в России достиг уже $1,5 млрд.

Российский интерес к продукции турецких фирм стал с начала 90-х гг. ХХ в. традиционным. Турция и по сей день выступает одним из крупнейших партнеров России в так называемой «челночной» торговле благодаря российским мелким торговцам, которые закупают в Турции различные потребительские товары не самого высокого качества на миллионы долларов. Интерес российских производителей к турецкой легкой промышленности, в свою очередь, объясняется прежде всего тем, что развитие производства текстиля в Турции проходило по тем направлениям, по которым в последнее время развивается российская текстильная промышленность. Кроме того, турецкая продукция должна заинтересовать отечественные фирмы-производители в преддверии вступления России в ВТО благодаря высокому качеству изделий, которым традиционно гордятся турецкие экспортеры. Современные турецкие производители трикотажных изделий в курсе самых современных течений, включающих постоянно возрастающую потребность в производстве экологически чистой, сертифицированной продукции. Особо нужно отметить уникальное качество турецкой легкой промышленности — возможность изготовления товаров различных типов, стилей, качества и дизайна, ориентированных на любые рынки сбыта. Легкая промышленность Турции мгновенно реагирует на все новые рыночные веяния, стремится максимально соответствовать уже существующим в мире технологическим и техническим требованиям, которые могут быть приняты за образцы и отечественными компаниями.

Таким образом, у двух стран имеются серьезные предпосылки для расширения официальных поставок машин, оборудования и других промышленных изделий, а также природного газа, черного металла и других видов сырья. Товарооборот между Россией и Турцией в ближайшие два-три года превысит $10 млрд. благодаря поставкам российских энергоресурсов, и в первую очередь, природного газа по трансчерноморскому трубопроводу «Голубой поток». За прошедшие 300 лет сотрудничества сформирована хорошая правовая база и сложились теплые партнерские отношения между двумя странами.

Эра «диких» российских челноков, отправляющихся в Турцию на поиски дешевого «ширпотреба», ушла в прошлое навсегда. Теперь сами фирмы-производители ищут возможность продемонстрировать свой товар российским компаниям. Многие из турецких фирм уже имеют российские дочерние компании или официальных дистрибьюторов в России, другие только планируют завязать контакты с оте­чественными фирмами. Ясно одно, для легкой промышленности обеих стран начинается новая эпоха деловых отношений. Такая крупная держава, как Россия, не может и не должна быть «сырьевым придатком» Европейского Союза. Обладая огромным интеллектуальным потенциалом и сырьевой базой, она должна равноправно сотрудничать с остальными странами.