Содержание

1 Понятие и виды  транспортно-экспедиционного обслуживания. 3

2 Формы транспортно-экспедиционного обслуживания. 5

3 Железнодорожный транспорт. 6

3.1 Роль железнодорожного транспорта в единой транспортной системе. 6

3.2 Перспективы развития железнодорожного транспорта. 6

4 Роль автомобильного транспорта в единой транспортной  системе. 7

5 Обеспечение международных экономических связей единой транспортной системы   8

6 Дальнейшее развитие и повышение эффективности работы.. 9

7 Морской транспорт. 11

7.1 Роль и значение морского транспорта. 11

7.2 Состояние и перспективы развития морского транспорта. 11

8 Воздушный транспорт. 12

8.1 Роль и значение воздушного транспорта. 12

8.2 Перспективы развития воздушного транспорта. 12

Список литературы.. 15

1 Понятие и виды  транспортно-экспедиционного обслуживания

Транспорт – удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении. Однако практически ни один вид транспорта (кроме автомобильного, и то не всегда) не может самостоятельно обеспечить полный цикл перемещения по схеме «от двери до двери» или «от дома к дому». Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса. Организация работы такого комплекса, как единая транспортная система России, является единовременной и сложной задачей, и насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально-экономического развития человечества, достижением научно-технического прогресса и стратегическим интересам. При этом единство транспортной системы России не должно означать ее обособленности от путей сообщения сопредельных государств и территорий, особенно стран СНГ, развитие и функционирование которых в течение столетий осуществляется в едином комплексе [1, с. 90].

Единая транспортная система представляет собой совокупность эффективно взаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности видов транспорта – путей сообщения и транспортных средств (с их производственно-управленческим персоналом), обеспечивающих погрузочно-разгрузные работы, перевозку людей и грузов с использованием современных прогрессивных технологий в целях наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги.

Сегодня на мировом рынке процесс доставки товаров сопряжен с процессом выполнения (помимо «чистой» перевозки) целого ряда работ, операций и услуг, комплекс которых обеспечит эффективное распределение товаров. И именно транспортно-экспедиционные предприятия призваны осуществить задачу такого распределения. Под экспедиционной услугой следует понимать сопутствующие перевозочному процессу операции и работы. Эти операции включают доставку материалов, складирование и хранение, упаковку и агрегирование, а также перевозку любым видом транспорта.

Сюда входят также сопряженные операции, такие, как фрахтование судов и расчеты по фрахту, расчетные операции по внешнеторговым контрактам, телексная информация, консультации по расчетным и экспедиторским операциям, таможенное декларирование грузов, выбор маршрута, разработка графика движения и техническое обслуживание транспортных средств, оформление транспортных документов, прием, сдача грузов, погрузочно-разгрузочные работы, подъем (спуск) грузов на этажи, информирование заказчика о поступлении в его адрес груза и т.п. Целью этих операций является ликвидация территориального разрыва между производством и потребителем. Они обеспечивают надежную доставку грузов от места производства к местам потребления, перевозку, которая обеспечивает сохранность их потребительских качеств в те места, где они требуются, и тогда, когда они требуются.

Транспортно-экспедиционная деятельность может быть частичной и полной. Частичное обслуживание имеет место, когда выполняются транспортно-экспедиционные операции только при отправлении или прибытии или перевалке грузов или только транспортные операции. Полное транспортно-экспедиционное обслуживание предусматривает выполнение всего комплекса операций без участия владельца груза. При этом организация берет на себя ответственность за доставку груза от склада отправителя до склада получателя.

Транспортно-экспедиционное обслуживание может осуществляться как при перевозках грузов внутри страны, так и в международном сообщении.

Транспортно-экспедиционное обслуживание может осуществляться в зависимости от объема и характера операций средствами специализированных и неспециализированных предприятий и организаций. К числу неспециализированных организаций железнодорожного транспорта относятся станции, механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ, расчетные конторы, отделения дорог, узловые расчетные конторы и другие. Эти организации могут взять на себя выполнение всех или части транспортно-экспедиционных операций. При необходимости железные дороги могут создавать в установленном порядке специализированные транспортно-экспедиционные организации и предприятия, городские товарные станции, дистанции контейнерных перевозок и транспортно-экспедиционных операций, транспортно-экспедиционные конторы, агентства и др. К специализированным организациям автомобильного транспорта относятся транспортно-экспедиционные конторы, комбинаты, тресты, управления и др.

2 Формы транспортно-экспедиционного обслуживания

В сети железных дорог применяют следующие формы организационного осуществления транспортно-экспедиционных операций [3, с. 87]:

1.    транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется железнодорожными станциями и автомобильный транспорт для их выполнения принадлежит также железным дорогам;

2.    транспортно-экспедиционное обслуживание возложено на железнодорожные станции, но автотранспорт находится в ведении автомобильных организаций и доставка грузов происходит на договорных условиях;

3.    специализированная транспортно-экспедиционная организация находится  введении городской организации, ей же принадлежат и автомобильные предприятия, осуществляющие завоз и вывоз грузов;

4.    транспортно-экспедиционная организация принадлежит министерству транспорта, которое прикрепляет к ней специализированные автомобильные хозяйства;

5.    транспортно-экспедиционное обслуживание при любых его формах предусматривает обязательный централизованный завоз грузов на станции и вывоз прибывших грузов автомобильным транспортом.

В рыночных условиях наиболее эффективной формой транспортного обслуживания становятся специализированный фирмы.

Применение наиболее совершенной формы организации транспортно-экспедиционной деятельности способствует повышению качества и культуры грузовой и коммерческой работы транспорта, направленной на наиболее полное удовлетворение запросов потребителей в перевозках, страховании грузов, контроле их передвижения, современной погрузке, выгрузке  и доставке.

3 Железнодорожный транспорт

3.1 Роль железнодорожного транспорта в единой транспортной системе

Железнодорожный транспорт в России является ведущим в транспортной системе с точки зрения выполняемой перевозочной работы. Общая протяженность мировой железнодорожной сети составляет 1,2 млн.км. Эксплуатационная длина магистральных железных дорог в России составляет примерно 7% протяженности железных дорог мира. Они выполняют 35 % мирового грузооборота и 18% мирового пассажирооборота [4, с. 12].

Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он является основным звеном транспортной системы страны и большинства стран СНГ. Особенная роль железных дорог РФ определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях восток-запад, прекращении навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей.

Основной сферой применения железнодорожного транспорта  являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межрайонном, междугороднем и пригородном сообщении. Велико значение железных дорог России в развитии межгосударственных связей со странами СНГ и международных перевозках.

3.2 Перспективы развития железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны, однако темпы его развития могут быть меньшими, чем автомобильного, трубопроводного и воздушного ввиду его недостаточного развития в нашей стране. Кроме того, следует учитывать усиливающуюся конкуренцию на транспортном рынке, технический прогресс и некоторые недостатки железной дороги, также пока невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемый клиентам. Вместе с тем хорошая техническая оснащенность и прогрессивные технологии железных дорог России позволяет оставаться им вполне конкурентоспособным видом транспорта.

Развитые страны Западной Европы стремятся к разработке и реализации единой политики в области транспорта. Одним из направлений этой политики является перенос центра тяжести на развитие видов транспорта наиболее благоприятных для окружающей среды, в частности железнодорожного. Это прежде всего связано с ужесточением стандартов в области экологического воздействия транспорта. И поскольку мощности национальных транспортных систем ряда стран, в первую очередь автомобильных дорог, недостает для удовлетворения перспективных транспортных потребностей, предлагается ликвидация этого дефицита за счет приоритетного развития железнодорожного транспорта. [1, с.21]

4 Роль автомобильного транспорта в единой транспортной  системе

Большая роль автомобильного транспорта в стране обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем:

·       высокая маневренность и подвижность, которая позволяет быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте;

·       способность обеспечить доставку «от двери до двери» без дополнительных пересадок;

·        высокая скорость доставки и обеспечения сохранности грузов;

·       широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозок.

В России этим видом транспорта выполняется более 86% всего объема перевозок грузов внутри страны и более половины всех перевозок пассажиров. При этом важное значение занимает автомобильный транспорт общего пользования. Им перевозится в 9 раз больше пассажиров, чем железнодорожным, речным и авиационным транспортом вместе взятыми. Главным образом, это перевозки автобусами городского и пригородного сообщения. По пассажирообороту автомобильный транспорт уступает только железнодорожному, который как известно, перевозит пассажиров в среднем на значительно большие расстояния, чем автотранспорт. [1, с.23]

Автотранспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет централизованные перевозки от железнодорожных станций и портов и обратно.

Прогнозы показывают, что этот вид транспорта в России может расширить свою долю на рынке транспортных услуг, особенно в связи с неизбежностью развития дорожного строительства в стране.

5 Обеспечение международных экономических связей единой транспортной системы

Стратегические интересы России связаны с увеличением ее экспортного потенциала. Существенное увеличение объемов внешней торговли привели в возникновению дефицита специализированных мощностей морских портов и к нехватке пропускных возможностей железнодорожных подходов к ним. Одновременно переориентация экономики с импорта на экспорт, выход России на новые международные рынки предполагают системную диверсификации инфраструктуры всех видов транспорта, обеспечивающих внешнеторговую деятельность. Отставание в решении этой проблемы может создать реальные ограничения реализации потенциала внешней торговли России.

Прежде всего – это модернизация и развитие действующей системы магистральных трубопроводов и  транспортной инфраструктуры, которая обеспечивает экспорт нефти, нефтепродуктов, угля и газа.

Строительство новых, расширение и увеличение производительности действующей системы магистральных нефтепроводов позволит поставку нефти на новые перспективные рынки сбыта – как в Западной Европе, на Дальнем Востоке, на странах азиатско-тихоокеанского региона, так и в Северной Америке.

При этом необходимо увязать развитие системы магистральных трубопроводов с программами развития морских портов, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Рост международных и грузовых пассажирских перевозок, возрастающая зависимость от мирового рынка транспортно-экспедиционных услуг, требует выработки нового подхода к внешнему аспекту транспорта.

В условиях развития международного сотрудничества и углубления производственной кооперации формированию сети международных транспортных коридоров принадлежит центральная роль. Ему отводится особое место в решении транспортных проблем, связанных с расширением межгосударственных транспортно-экономических, культурных и других связей, с созданием междугородной транспортной инфраструктуры, имеющей единые технические параметры и обеспечивающие применение единой технологии перевозок как основы интеграции национальных транспортных систем в единую мировую транспортную систему.

6 Дальнейшее развитие и повышение эффективности работы

Последствия глубокого экономического кризиса, в котором оказалась Россия, не может рассчитывать на новое крупномасштабное транспортное строительство, по крайней мере в ближайшие 10-15 лет. Основное внимание должно быть уделено реконструкции и техническому перевооружению транспорта.

Единство транспортной системы России не должно означать ее отчленение от путей сообщения сопредельными территориями. Россия не может эффективно реализовывать программы развития своего транспорта без участия в ней ближайших соседей, с которыми ее транспортная сеть в течении веков находилась в органическом единстве.

Главными чертами перспективного развития транспортной системы России являются:

1.  переход на качественно новый уровень организации перевозок. На данном этапе основной объем работы  по перевозке грузов выполняет железнодорожный транспорт. В настоящее время все виды транспорта общего и не общего пользования не составляют единого целого. Научные основы перехода к новой организации транспортного обеспечения экономики и населения страны в известной степени подготовлены. Решены многие научные задачи, обеспечивающие повышение эффективности и качества грузовых перевозок в России.

2.  изменение  функций государственного регулирования. Функции централизованной организации управления транспортом меняются. Переход от директивного планирования к индикативному определяют такие рычаги воздействия на предприятия, как налоговые, бюджетные, таможенные и юридические. Тарифы будут  одним из основных рычагов новой системы управления транспортом. Должны устанавливаться не фиксированные тарифы, а две границы – верхняя и нижняя, в пределах которой по договоренности перевозчиков устанавливается тариф.

3.    определение принципиальных основ транспортной политики. Самого серьезного внимания заслуживают вопросы приватизации и  создания конкретной среды на  транспортном рынке. Конкуренция и рынок на транспорте возможны при различных сочетаниях форм собственности [1, с.282]

Необходимо ускорить разработку транспортного законодательства. Наконец, наилучшим средством повышения эффективности транспортной системы России и обслуживания грузовладельцев и населения является использование автоматизированных систем управления (АСУ) взаимодействием видов транспорта, обеспечивающих формирование единого транспортного комплекса страны.

7 Морской транспорт

7.1 Роль и значение морского транспорта

Морскому транспорту принадлежит особая роль в транспортной системе страны. Это объясняется, прежде всего, благоприятными физико-географическими условиями России. Этот вид транспорта выполняет следующие функции:

·       он обеспечивает морские международные связи страны. Грузовая работа в заграничном плавании складывается из перевозок грузов российского экспорта и импорта, доставка которых по условиям внешнеторговых сделок является обязанностью российской стороны;

·       морской транспорт удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании;

·       морской транспорт выполняет перевозки грузов иностранных фрахтователей, включает в себя экспортные и импортные перевозки, а также перевозки грузов между иностранными портами, не связанными с внешней торговлей, в порядке попутной загрузки или специфическими рейсами.

В работе транспортной системы РФ морской транспорт составляет относительно небольшую долю, но имеет большое значение для обеспечения транспортно-экономических связей в северном и восточном районах страны.

Средняя дальность перевозок грузов на морском транспорте самая высокая – примерно 4000 км. Это объясняется долей дальних внешнеторговых перевозок, выполняющих морским торговым флотом.

7.2 Состояние и перспективы развития морского транспорта

Несмотря на необходимость данного вида транспорта,  объемы его перевозок  в последние годы падают.

В связи со значительным старением транспортного флота, недостатка пропускной способности портов России для перегрузки экспортно-импортных грузов и необходимостью развития промышленной базы в конце 1992 года принят указ «О мерах по возрождению торгового флота. На возрождение флота требуются огромные средства. Существуют пути пополнения флота.

·        государственные капиталовложения;

·        выручка от обязательной продажи (50% чистой валютной выручки предприятий морского транспорта);

·        задержка списания старых судов;

·        строительство новых судов за счет иностранных кредитов.

По различным причинам в настоящее время реален только один путь – третий.

8 Воздушный транспорт

8.1 Роль и значение воздушного транспорта

Воздушный транспорт  России играет значительную роль в пассажирских перевозках. Значительная роль воздушного транспорта в перевозке пассажиров объясняется большим расстоянием перевозок, недостаточной развитостью транспортной инфраструктуры в некоторых районах, особенно на Востоке.

Протяженность воздушных линий гражданкой авиации России составляет примерно 800 тыс.км., в том числе более 200 тыс. км. – международные линии. Авиаперевозки выполняют примерно 400 российских авиакомпаний, что значительно больше, чем в любой развитой западной стране. При этом 18 авиакомпаний из 400 выполняют 3/4 пассажирооборота. В стране функционируют 845 аэропортов, в том числе 49 – международных.

Воздушный транспорт пока мало используются для грузовых перевозок (его доля в общем грузообороте 0,05%). Основное его назначение – пассажирские перевозки. Воздушный транспорт перевозит относительно небольшие объемы грузов (менее 1 млн. тонн в год), однако это ценные и требующие особой срочной доставки грузы – медикаменты, гуманитарная помощь, скоропортящиеся грузы, ценные металлы, почта, а также продовольственные и промышленные товары для труднодоступных районов.

8.2 Перспективы развития воздушного транспорта

Последствия глубокого социально-экономического кризиса, в котором оказалась Россия, не дают надеяться на быстрый рост или развитие воздушного транспорта, однако в перспективе, учитывая огромные просторы России и недостаточную развитость дорожной инфраструктуры, особенно в восточных районах страны, возможен определенный рост.

Разработана специальная программа  технического переоснащения самолетного парка, поскольку оборудование большинства российских самолетов устарело, а установленные на них двигатели по крайней мере на 20% менее эффективны с точки зрения потребления топлива, чем самолеты западных стран, а авиационное радиоэлектрическое оборудование технологически устарело.

В рамках конверсии утверждена государственная программа, предусматривающая значительное расширение предприятий по выпуску самолетов разных типов. Ведутся работы по подготовке к эксплуатации новых самолетов, имеющие расходные характеристики топлива, соответствующие мировому уровню. Разрабатываются и реализуются проекты по реконструкции  аэропортов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что транспортная система не будет единой без какого-либо вида транспорта. Так как каждый вид транспорта, помимо каких-то общих функций,  играет свою определенную роль в общем процессе.

Особенная роль железных дорог РФ определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях восток-запад, прекращении навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей.

Автотранспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет централизованные перевозки от железнодорожных станций и портов и обратно.

В работе транспортной системы РФ морской транспорт имеет большое значение для обеспечения транспортно-экономических связей в северном и восточном районах страны.

Воздушный транспорт  России играет значительную роль в пассажирских перевозках. Значительная роль воздушного транспорта в перевозке пассажиров объясняется большим расстоянием перевозок, недостаточной развитостью транспортной инфраструктуры в некоторых районах, особенно на Востоке.

Так как для каждого вида транспорта отведена особая роль в единой транспортной системе, то для ее нормального функционирования необходимо развитие и модернизация всех видов транспорта.

 

Список литературы

1.                Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. - М.: Наука, 1985.- 176с.

2.                Афанасьев Л.Л. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. Учебник для студентов вузов. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1984. – 333 с.

3.                Галабурда В.Г., Персианов В.А. Единая транспортная система. Учебник для вузов. 2-е изд. с измен. и дополн. – М..: Транспорт, 2001. – 303с.

4.                Сухова А.Ф. Транспортное обслуживание международных экономических связей. – Алматы: Казак университети, 1998.- 194с.

5.                Транспортные перевозки. – М.: Приор, 1996. – 160с.