№ заказа

47.2

Вариант, тема

21

Дисциплина

адвокатура

Исполнитель

Лещенко Н.А.

                                                            Содержание

Введение. 3

Глава 1: Общее понятие  адвокатуры.  Статус адвоката. 5

Глава 2: Задачи адвокатуры. 7

Глава 3. Перспективы развития адвокатуры на современном этапе. 9

Заключение. 14

Библиография. 15

Введение

Современное Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. Наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь является залогом демократического развития общества в целом.

Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения положения #M12293 20 9004937 1265885411 25204 77 1472345703 357202589 4224782998 2822 1102504357ст. 48 Конституции РФ, #Sчасть I которой гласит: «Каждому гарантируется #M12291 841500049право#S на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных #M12291 841500600законом#S, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Адвокатура – демократический правовой институт, призванный на профессиональной основе обеспечивать конституционное право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Значение адвокатуры состоит в защите прав и свобод человека, укреплении режима конституционной законности в обществе.

В Российской Федерации вопрос о правовом положении адвокатуры на различных этапах существования этого института решался по-разному. Положение об адвокатуре от 20 ноября 1980 г.[1] устанавливало, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляют Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы, как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов. Таким образом, подобные нормы допускали непосредственное вмешательство органов государственной власти в деятельность адвокатских объединений, что, конечно, плохо сочеталось с независимостью адвокатов при осуществлении их профессиональной деятельности. Часто адвокаты лишь изображали защиту, становясь еще одним орудием государства.

В последние годы данные положения фактически не применялись, но их законодательная отмена – это несомненный шаг вперед в развитии законодательства, регулирующего деятельность адвокатуры. В то же время попытки сохранить рычаги давления Министерства юстиции РФ на адвокатуру предпринимались и при принятии Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре)[2], однако резкий протест адвокатского сообщества возымел свое действие, и самые спорные положения в закон не вошли. Роль Министерства юстиции и территориальных органов юстиции в новом законе несколько изменилась, а их полномочия в полном соответствии с демократическими принципами построения государства, провозглашенными Конституцией РФ, уменьшились. Министерство юстиции РФ сохранило функцию контроля над соблюдением адвокатурой законности, но теперь оно не имеет права непосредственно вмешиваться в дела адвокатского сообщества.

Цель написания данной работы дать общую характеристику адвокатуру, раскрыть статус адвоката, показать стоящие задачи и перспективы развития адвокатуры на современном этапе.

Глава 1: Общее понятие  адвокатуры.  Статус адвоката.

 Общая характеристика адвокатуры, ее взаимоотношения с государством раскрыты в ст. 3 Федерального закона «Об ад­вокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера­ции».

Адвокатура   является   профессиональным   сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости,   самоуправления,   корпоративности,  а также принципа равноправия адвокатов.

  В целях обеспечения доступности для населения юриди­ческой помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры.

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приоб­рести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию обра­зовательном учреждении высшего профессионального образо­вания, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридиче­ской специальности.

Решение о присвоении статуса ад­воката принимает квалификационная комиссия при адвокат­ской палате субъекта Российской Федерации после сдачи ли­цом, претендующим на приобретение статуса адвоката, ква­лификационного экзамена. Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о при­своении либо отказе в присвоении претенденту статуса адво­ката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. С этого момента претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской па­латы. О присвоении претенденту статуса адвоката квалифика­ционная комиссия в семидневный срок со дня принятия соот­ветствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведом­ления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Удостовере­ние является единственным документом, подтверждающим статус адвоката. Адвокат может одновременно являться чле­ном адвокатской палаты только одного субъекта Российской Федерации, сведения о нем вносятся только в один региональ­ный реестр. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, учрежденном в соот­ветствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельно­сти и адвокатуре в Российской Федерации» (ч. 1, 3 ст. 9, ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 13, ч. 1, 3 и 4 ст. 15 названного закона).

Адвокатской деятельностью является квалифициро­ванная юридическая помощь, оказываемая на профессиональ­ной основе лицами, получившими статус адвоката, физиче­ским и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Глава 2: Задачи адвокатуры.       

Гарантия государственной защиты прав и свобод человека, за­крепленная в ст. 45 Конституции, обусловливает гарантии на по­лучение квалифицированной правовой помощи. Конституцион­ная норма по поводу защиты своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, требует не только знаний об этих за­претах, но и о механизмах защиты прав и свобод человека. Ква­лифицированная помощь юристов может выражаться в опреде­лении органа, полномочного разрешить жалобу или заявление, в помощи гражданину составить соответствующий документ, в участии в судах в качестве представителей, например, истцов, от­ветчиков, третьих лиц в гражданском судопроизводстве и т. п.

Юридические службы стали необходимой структурной еди­ницей министерств и ведомств, органов государственной власти и местного самоуправления, многих предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений. В них работают юри­сты, специализирующиеся в конкретных сферах, вопросах.

Часть потребностей в юридическом обеспечении удовлетво­ряются через нотариат. Основы законодательства РФ о нотари­ате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 предписывают нотариату защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных зако­нодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариусы, например, удостоверяют сделки, выдают свиде­тельства о праве собственности на долю в общем имуществе су­пругов, свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подписей на документах, перевода документов с одного языка на другой, принимают на хранение документы.

Оказание квалифицированной юридической помощи граж­данам и организациям является приоритетной задачей ад­вокатуры. Она отделена от государства, чем обеспечивается ее независимость: адвокат может противостоять интересам и стремлениям публичных структур и их должностных лиц; не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации.

Ст. 48 ч. I Конституции РФ гарантирует каждому право на по­лучение квалифицированной юридической помощи и реальное наполнение этой статье на настоящем этапе может дать только адвокатура. Это достигается рядом установленных законом тре­бований к кандидату на право стать адвокатом. Наличие опреде­ленного стажа работы по юридическим специальностям, сдача квалификационного экзамена, наличие рекомендаций других адвокатов и другие предъявляемые требования, особенно мо­рально-этического плана. Причем корпорации адвокатов тре­буют от своих членов их соблюдения при выполнении адвокат­ских функций и наказывают за их нарушения.

Это в значительной степени гарантирует то, что оказывае­мая адвокатами юридическая помощь является квалифициро­ванной.

Велика и социальная роль адвокатуры. В условиях, когда мы стремимся к построению правового государства, адвокатура и ее представители должны формировать у граждан правильное представление о праве и его роли в гражданском обществе и го­сударстве, недаром адвокатура считается инструментом граж­данского общества и не входит в систему органов государствен­ной власти и органов местного самоуправления.[3]

Глава 3. Перспективы развития адвокатуры на современном этапе.

Конституция РФ в статье 48 гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи (а в определенных случаях и бесплатной юридической помощи).

До принятия Закона об адвокатуре в РФ вообще не существовало документально зафиксированных, формализованных в виде нормативно-правовых актов процедур оказания данной помощи. С принятием указанного нормативно-правового акта ситуация некоторым образом улучшилась, но остались нерешенными многие вопросы в области оказания гражданам задекларированной в Конституции юридической помощи. Так, если сам процесс судопроизводства или, допустим, предварительного следствия и дознания строго регламентирован, что исключает возможность спекулирования судом своим процессуальным положением, то процедура оказания юридической помощи формально не привязана ни к одному нормативно-правовому акту. Возможно, именно поэтому сегодня лишь немногие граждане страны могут с уверенностью сказать, что они смогли получить квалифицированную юридическую помощь. Число же лиц, имеющих представление о процедуре получения данной юридической помощи (за исключением самих оказывающих данную помощь), знающих, какие они имеют гарантии того, что получаемая ими помощь окажется именно квалифицированной, стремительно сокращается.

В связи с отсутствием регламентации в области деятельности российских адвокатов за границей и получатели юридической помощи, и сами адвокаты находятся в равном положении субъектов, чье поведение не урегулировано правом.

Из-за отсутствия правового регулирования деятельности адвокатов на территории других государств, а иностранных адвокатов – в Российской Федерации (в последнем случае ситуация не столь запущенна) российский институт адвокатуры является территориально и нормативно локализованным образованием.

В настоящее время в указанном направлении адвокатские образования уже начали предпринимать определенные шаги. В частности, в Российской Федерации действует Международный Союз (Содружество) адвокатов, образованный еще в 1992 году как правопреемник Союза адвокатов СССР, Армении, Беларуси, Молдавии, России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Украины, а также группа адвокатов Западной Европы. Основной задачей Союза является обеспечение солидарности, сотрудничества и взаимопомощи адвокатов стран СНГ и других государств. Во исполнение этой задачи Президиум Международного Союза (Содружества) ежегодно организует научно-практические конференции в иностранных государствах с целью изучения опыта работы адвокатов зарубежных стран, установления деловых контактов и сотрудничества адвокатов[4]. Например, в сентябре 2004 г. на Украине, в Киеве, президиумы Международного Союза (Содружества) и Союза адвокатов Украины провели совместное совещание, посвященное укреплению деловых связей между адвокатами России и Украины. Участники совещания поддержали соглашение Президентов Беларуси, Казахстана, России и Украины о создании в этих странах Единого экономического пространства и пришли к выводу, что важнейшим условием претворения в жизнь этого соглашения является образование Единого правого пространства. При подготовке Концепции этого правового пространства участники совещания пришли к выводу о необходимости разработки единой системы правового регулирования экономических и финансовых отношений для всех участников соглашения, а также гармонизации законодательства этих стран в той мере, в какой это необходимо для формирования Единого экономического пространства[5].

Таким образом, адвокатские объединения Российской Федерации уже предпринимают попытки (пусть даже только двусторонние) унифицировать правила оказания юридической помощи адвокатами и правила деятельности адвокатов на территории иностранных государств. Вместе с тем двусторонние соглашения не могут коренным образом изменить ситуацию. Необходимы конкретные меры федерального законодателя для приобщения к мировым стандартам и принципам адвокатской деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать процедуре интеграции российской адвокатуры в мировую правоохранительную систему.    

 Следующая предпосылка, – отсутствие непрерывной и целостной системы подготовки и переподготовки профессиональных и научно-педагогических кадров адвокатуры. Адвокат должен постоянно повышать свой профессиональный уровень и кругозор, участвовать в семинарах и конференциях, повышать квалификацию, стажироваться, выезжать за рубеж, в страны СНГ. Однако, из-за нехватки финансирования адвокаты не имеют доступа к обучению и образованию в сфере прав человека, механизмов защиты и не имеют возможности знакомиться с новациями законодательства, развития правоприменительной практики и рациональной организации адвокатской деятельности.

Представляется, что вопрос обязательной профессиональной подготовки и переподготовки адвокатских кадров в Российской Федерации должен быть решен положительно по следующим причинам:

1. Законодательство Российской Федерации подвержено постоянным изменениям. Один человек не в состоянии соотнести эти изменения законов с нормативно-правовыми актами. Кроме того, не секрет, что большую роль в деятельности адвоката играет знание судебной практики и умение ее применять. Важно и то, что в дальнейшем поток информации будет только нарастать и ее систематизация и усвоение могут отнимать немало времени у адвоката в ущерб его основной деятельности.

2. Почти все субъекты правоохранительной системы – суды, прокуратура, органы внутренних дел – обладают серьезной системой переподготовки своих кадров. Тем самым эти органы признают ценность обязательной профессиональной подготовки и переподготовки и широко используют ее в своей деятельности. В то же время российская адвокатура до сих пор оставляет вопросы профессиональной подготовки и переподготовки на усмотрение самих адвокатов, придерживаясь принципов децентрализованности и необязательности.

Таким образом, в Российской Федерации для поддержания необходимого уровня профессиональной подготовки, подтверждения адвокатом знаний законодательства и правоприменительной практики, для непрерывного образования необходимо учредить институт повышения квалификации адвокатов (либо Центр) или организовать специализированные курсы повышения квалификации адвокатов. Необходимо раз в три года повышать квалификацию адвокатов в институте или центре повышения квалификации. Из-за отсутствия финансирования нужно взаимодействовать с международными организациями, разработать Положение об учебном центре, написать проект обучения адвокатов, создать научно-методический совет, который разработает единую методику профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, помощников и стажеров, поможет привлечь научные организации и учебные заведения[6].

В настоящее время российская адвокатура, признавая профессиональную подготовку и переподготовку кадров адвокатов одной из самых острых корпоративных проблем, самостоятельно в рамках различных адвокатских образований проводит мероприятия, направленные на разрешение названной проблемы. В частности, Международный Союз (Содружество) адвокатов ежегодно организует научно-практические конференции в иностранных государствах. По состоянию на январь 2005 года было в странах Европы, Америки, Азии и Северной Африки проведено 24 научно-практических конференции, которые способствовали изучению опыта работы адвокатов зарубежных стран, установлению деловых контактов и сотрудничества адвокатов, организации интересного и полноценного отдыха адвокатов и их семей. На конференциях обсуждались вопросы о роли и незаменимости адвокатов в демократическом обществе, об организации деятельности адвокатуры в иностранных государствах, нравственных основах адвокатской деятельности, о регламенте и практике Европейского Суда по правам человека. В 2005 году Международный Союз (Содружество) адвокатов организовал две научно-практические конференции в Индии и в Германии. В Индии изучались организация и опыт работы адвокатов штата Гоа, а в Германии – социальные права адвокатов, страхование профессиональной деятельности и условия работы иностранных адвокатов в государствах Европейского Союза[7].

Вместе с тем, признавая проблему и решая ее подобными локальными способами, российские адвокатские образования не могут, да и не стремятся, лишить ее актуальности. Думается, необходимо внести определенные изменения в российское законодательство об адвокатуре, причем не только поставить во главу угла организационные аспекты профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, но и формализовать в законе обязательность данных мероприятий для лиц, желающих оставаться в статусе адвоката.

Кроме того, следует признать в качестве обязательной характеристики этой подготовки и переподготовки ее системность, непрерывность и целостность. Иными словами, в Российской Федерации необходимо создать целую сеть филиалов института повышения квалификации адвокатов, каждый из которых будет обслуживать ограниченный территориальным признаком «набор» адвокатских образований.

Можно так же выделить и другие предпосылки реформирования института адвокатуры в Российской Федерации:

1. Наличие зависимости адвокатских образований от деятельности органов государственной власти субъектов РФ: например, закрепление за региональным бюджетом обязанности материально-технического и финансового обеспечения юридической помощи, оказываемой адвокатами (пусть даже и в труднодоступных и малонаселенных местностях), предоставление субъектам РФ полномочий в области формирования квалификационных комиссий.

2. Недостаток самостоятельного, корпоративного регулирования адвокатских образований. Этот вопрос пересекается с проблемой огосударствления института адвокатуры в Российской Федерации. Как уже было сказано выше, в пику международным принципам институт адвокатуры в РФ не является институтом гражданского общества, это до сих пор институт государства, государством созданный и существующий благодаря воле государства. Данный тезис обосновывается огромным количеством нормативно-правовых актов, регулирующих адвокатскую деятельность, Министерства юстиции РФ, из-под патронажа которого пытались высвободить адвокатуру авторы принятого Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

3. Отсутствие реальной независимости адвокатов. В настоящее время национальное законодательство не содержит пояснений, гарантирующих адвокатам независимость от неуместного вмешательства государства. Проведение всех процессуальных действий в отношении адвоката регулируется общими нормами уголовно-процессуального законодательства и не предполагает дополнительных процессуальных гарантий, которые учитывали бы публичный характер адвокатской деятельности.

4. Разобщенность, отсутствие единой федеральной системы адвокатских объединений, единого представительного и исполнительного органа, способных осуществлять общее руководство институтом адвокатуры на уровне Федерации. Если предыдущие предпосылки реформирования не носили системного характера, то данную предпосылку следует признать основной причиной необходимости дальнейшего реформирования института адвокатуры в Российской Федерации.

Таким образом, реформирование адвокатуры – требование сегодняшнего дня и дальнейшее игнорирование названных выше предпосылок может привести к тому, что российская адвокатура превратится либо в обеспечительный придаток системы правоохранительных органов, который будет на формальной основе демонстрировать наличие в российской правоохранительной системе института оказания юридической помощи, а на деле – быть подчиненным и подотчетным органом государственной власти; либо в разрозненный набор юридических консультаций, основное предназначение которых будет заключаться в оказании не юридической помощи населению (как то провозглашено в ст. 48 Конституции РФ), а неких юридических услуг, что, безусловно, нивелирует значимость института адвокатуры, низводит его до уровня еще одной коммерческой организации.

Заключение

Таким образом, рассмотрев в данной работе стоящие перед институтом адвокатуры задачи и проанализировав перспективы ее дальнейшего развития в заключении хочу отметить следующее:

Игнорирование приведенных предпосылок может привести к тому, что российская адвокатура либо превратится в подчиненный элемент системы правоохранительных органов, который будет на формальной основе демонстрировать наличие в российской правоохранительной системе института оказания юридической помощи, а на деле быть подчиненным и подотчетным органом государственной власти; либо станет разрозненным набором юридических консультаций, основное назначение которых будет заключаться в оказании не юридической помощи населению, а неких юридических услуг, что нивелирует значимость института адвокатуры, низводит его до уровня еще одной коммерческой организации.

Основными направлениями развития института российской адвокатуры следует признать следующие:

·                    имплементацию в российскую правовую систему международно-правовых стандартов, касающихся оказания юридической помощи и деятельности института адвокатуры;

·                    реформу процессуального законодательства, направленную на совершенствование независимости адвокатов, на увеличение гарантий их защищенности, обеспечение равноправия сторон в судебном процессе и на стадии предварительного следствия;

·                    реформирование российского законодательства в целях создания самостоятельной, независимой и единой системы адвокатских объединений России, чья деятельность регулируется в основном корпоративными нормами;

·                    реформирование российского законодательства в целях обеспечения деятельности российских адвокатов за рубежом и иностранных адвокатов на территории Российской Федерации;

·                    создание нормативной базы, организационного и материально-финансового обеспечения обязательной профессиональной подготовки и переподготовки российских адвокатов.

Библиография.

1.                 Закон РСФСР от 20.11.1980 «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР»//правовая система «Гарант»

2.                 Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (в ред. от 20.12.2004) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»//правовая система «Гарант»

3.                 В.Н. Буробина «Адвокатская деятельность», М.2003г.

4.                 М.Б. Смоленский «Адвокатская деятельность в России», Москва- Ростов - на – Дону, 2004г.

5.                 Воскресенский Г.А. Адвокаты должны зависеть только от Закона//Адвокат. 2005. № 2.

6.                 Г. Павлова «Перспективы развития адвокатуры в Российской Федерации», М.2005г.


[1]  Закон РСФСР от 20.11.1980 «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР»//правовая система «Гарант»

[2]  Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (в ред. от 20.12.2004) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»//правовая система «Гарант»

[3] М.Б. Смоленский «Адвокатская деятельность в России», Москва- Ростов - на – Дону, 2004г.

[4]  Воскресенский Г. А. Адвокаты должны зависеть только от Закона//Адвокат. 2005. № 2.

[5] Воскресенский Г.А. Адвокаты должны зависеть только от Закона//Адвокат. 2005. № 2.


[7] Воскресенский Г.А. Адвокаты должны зависеть только от Закона//Адвокат. 2005. № 2.