СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 2

1. СОЦИОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.. 3

2. СВЯЗЬ СОЦИОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК.. 5

3. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ.. 7

4. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.. 9

5. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ.. 12

6. ОТРАСЛЕВЫЕ СОЦИОЛОГИИ.. 15

7. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 21

ВВЕДЕНИЕ

В современной жизни мы часто сталкиваемся с термином «Социология». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам.

Социологические службы Парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д.

На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества.

В современном мире, по мере того как общество изменяется и приобретает новые формы, постоянно и закономерно возрастает потребность в социологических знаниях, то есть в знаниях об обществе.

1. СОЦИОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

В основе и науки, и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания. Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое сознание о мире. Познанием называют процесс поиска истины, а его результат именуют знанием. Знание – проверенный практикой результат познания действительности, вернее, ее отражение в мышлении человека. [1]

Социология включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество, но и отдельные его части, сферы, элементы.

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через  совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. Под статусом понимается позиции (положение) человека в группе или обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и прочее. Любой статус состоит из ролей, а те – из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Статусы дают статическую картину общества, а роли – динамическую.

Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Социология – это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.

Отличительными чертами социологии являются:

1. Системность (все стороны социальной жизни).

2. Социология изучает механизм функционирования системы или общности, то есть повторяющиеся циклы деятельности.

3. Единство теоретических и эмпирических основ.

4. Социология осмысляет противоречия современного общества.

5. Социология едина и не делима для всего человечества.

6. Социология начинает с изучения общества и приходит к индивиду через изучение социальных общностей, к которым он принадлежит.

 Область исследования социологии весьма обширна, так как в ее круг входят через социальные отношения самые разнообразные явления жизни. Такие важнейшие сферы человеческого бытия, как брак, семья, жизнь, работа, учеба, детские игры, проведение свободного времени, массовая информация, социальное обслуживание окрашены социальным отношением и относятся, таким образом, к существенным объектам социологии. [2]

В современной социологии преодолевается противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием возможностей преобразований объектов в соответствии с гуманистическими ценностями. Современная социология рассматривает личности, различные общности и социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности.

Таким образом, социология – не простая совокупность теорий, а единство теорий личности и теории общностей, теорий об обществе, об общественных отношениях и т.п.

2. СВЯЗЬ СОЦИОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Социология по области своих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы; учение о государстве – политические события и закономерности; психология – психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях.

Социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии – это ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом  социальная антропология и социология совпадают.

Исследованием культуры занимаются также археология и социология. Археология  касается духовной культуры прошлого. Одним из макрообъектов социологии является духовная культура современного общества.

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится  разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется, прежде всего, социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией.

Учение о государстве изучает, исходя из своих теоретических посылов, политическое поведение человека, общественное управление и феномен власти. Эти предметы интересуют также и социологию, поскольку они служат выражением  социальных отношений. Политическая социология рассматривает среди прочего политические отношения и движения, различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей на выборах.

Социология сравнивается часто с такими близкими к ней науками, как социальная психология и психология.

Психология изучает, прежде всего, индивидов, индивидуальные черты поведения и личность индивида. Социальная психология исследует человека как члена группы, взаимодействие между личностью и культурой. Социология изучает явления, относящиеся к социальной системе.

К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами, социальные науки – формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное знание. Другой критерий разграничения двух родов наук исходит из того, что для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных главным выступает элиминирование от ценностей культурных и духовных артефактов.

Однако социология имеет много общего с философией, культурологией, историей. В таком случае социологию следует зачислять в разряд гуманитарного знания, что соответствует не только отечественным, но и мировым, прежде всего, европейским традициям.

Социология занимает, благодаря своей универсальности центральное положение среди социальных наук. Социология специализируется, «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека является ведущим и определяющим фактором.[3]

3. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ

В современной социологии сосуществуют три подхода к  структуре данной науки.

1-й подход ─  содержательный. Он предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:

─ эмпирии, то есть комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

─ теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

─ методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

2-й подход ─  целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии выбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

3-й подход – масштабный. Он делит науку на микросоциологию и макросоциологию. Макросоциология исследует  крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы (этносы, государства, социальные институты, группы и другие). Микросоциология  изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии (процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).

Макросоциология изучает среди прочего союзы, организации, партии, шкалу профессий, церковь, общественные классы, социальные слои и меньшинства как относительно постоянные социальные системы. Объектами макросоциологии являются структура и закономерности возникновения, развития, изменения и взаимодействия больших образований или социальных процессов.

В микросоциологии уделяется особое внимание интересам, мотивам, отношениям, ожиданиям, чувствам и взаимодействиям в малых единицах в том случае, если они представляют собой социальную группу.

Граница между микро- и макросоциологией достаточно условна, однако методологически оправданна, способствуя большей четкости в систематизации объектов социологии.

Макросоциология и микросоциология тесно взаимосвязаны, так как непосредственное повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов. Своеобразной формой пересечения этих уровней (макро- и микроуровней)  выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: Социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология здравоохранения, социология образования, социология семьи и другие.

4. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяется, в первую очередь, функциями, которые она выполняет.

Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека. Таким образом, социология, изучая общественную жизнь, во-первых, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Во-вторых, изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.

Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная функция. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющей этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд других ее функций. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии.

Наука способна построить краткосрочный или долгосрочный прогноз на основе:

─ знания качества и сущности реальности;

─ знания законов функционирования этой реальности;

─ знания законов развития реальности.

Когда речь идет о социальных явлениях, то прогнозирование здесь особенно важно, так как оно показывает необходимость определенных изменений и возможность осуществления этих изменений. Социология в данном случае опирается с одной стороны на знание общих основ развития изучаемого общества, общих перспектив его, с другой стороны – на знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта.

Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна:

1) определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;

2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.

Выделяют два типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются экстраполяция (предсказание) и целеполагание:

1) поисковый. Он призван описать возможное состояние, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий.

2) нормативный. Он связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения.

К средствам и методам, используемым для прогнозирования, относятся:

─ статистический анализ;

─ построение динамических рядов с последующей экстраполяцией;

─ метод экспертных оценок основных тенденций;

─ математическое  моделирование и т.д.

Наилучший эффект – сочетание различных методов.

Социологи ведут прогнозные разработки по различным направлениям, например, таким как развитие социальной структуры общества; социальные проблемы труда; социальные проблемы семьи; социальные проблемы образования и другие.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Социология, несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое значение зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т.д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии. [4]

5. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ

Объектом социологического познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».

Каждая наука отличается от другой науки предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:

1) Свою особую сторону или среду объективной реальности.

2) Специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности.

3) Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей.

В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки – это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки – это результат исследовательских действий.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. С точки зрения российского социолога Осипова Г. В., социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) – независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии.

Так, основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе. Другой  выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, ─ это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов – личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое  распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология – это наука об обществе как социальной системе  в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

Таким образом, социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Специфика социологии как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, то есть во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы. [5]

6. ОТРАСЛЕВЫЕ СОЦИОЛОГИИ

Отраслевой социологией (конкретной социологией) называется совокупность отраслей социологической науки, изучающих социальные явления, системы и процессы в отдельных сферах общественной жизни.

Отраслей социологии ныне так много, что возникла потребность в их классификации. Чаще всего отраслевые социологии классифицируют по трем основаниям:

─ изучаемым субъектам социальной жизни;

─ сферам социальной жизни, в которых действуют исследуемые субъекты;

─ междисциплинарному характеру отраслей социологии, их связанности с другими науками.

По субъектам социальных действий различают следующие отраслевые социологии:

1. личности,

2. семьи,

3. малой группы,

4. коллектива,

5. профессиональных групп,

6. молодежи (ювиносоциология),

7. лиц зрелого возраста (акмесоциология),

8. пожилых людей (геронтосоциология),

9. женщин (феминосоциология),

10. гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола,

11. национальных образований (этносоциология),

12. организаций (социология армии, высшей школы и т.п.),

13. политических партий,

14. типов поселений (социология города, социология деревни и т.п.),

15. регионов страны,

16. органов власти и т.д.

Появление новых субъектов социальных отношений (безработных, предпринимателей, забастовщиков, вынужденных переселенцев, беженцев, массовых движений, религиозных течений и других) и необходимость их социологического анализа предраспределяют возникновение либо новых отраслей социологии, либо расчленения названных отраслей на подотрасли.

По второй типологии выделяют следующие отраслевые социологии:

1. труда,

2. свободного времени,

3.  быта,

4. управления,

5. индустриальную,

6. сельскохозяйственную (социологию сельского хозяйства),

7. военную,

8. науки,

9. образования,

10. воспитания (в том числе педагогическую социологию),

11. права,

12. религии,

13. моды,

14. спорта,

15. искусства,

16. литературы,

17. медицины и здравоохранения,

18. рекламы,

19. морали,

20. кино,

21. девиантного поведения людей (в том числе социологию преступности),

22. общественного мнения,

23. социальной работы.

Социология труда – это область социологии, изучающая: трудовую деятельность как социальный процесс; социальные факторы повышения эффективности труда; влияние технико-технологических и социальных условий на отношение к труду.

Социология управления – это отрасль социологии, изучающая закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе.

Индустриальная социология (социология промышленности) – представляет собой социологию труда, изучающую формы организации труда, структуру и функционирование различных социальных и профессиональных групп в сфере промышленного производства.

Социология сельского хозяйства – отрасль социологии, изучающая формы организации труда, структуру и функционирование различных социальных и профессиональных групп в сфере сельского хозяйства.

Этносоциология - это область социологии, изучающая генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические отношения и разрабатывающая основы и методологические принципы их исследования.

Социология культуры - отрасль социологии, изучающая: закономерности развития и функционирования культуры в обществе; формирование идей, представлений, культурных норм, ценностей, образцов поведения.

7. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Учебный курс «Социология» дает возможность познакомиться с основными закономерностями и формами регуляции социального поведения, научиться выделять и анализировать особенности социальных групп и общностей, овладеть основами социологического исследования, приобрести навыки социологического мышления. Изучение социологии позволяет человеку анализировать свою жизнь в контексте общественных явлений и событий, увидеть индивидуальные проблемы как часть общесоциальных процессов. Те, кто в ВУЗе изучил основы социологических знаний, стали иначе смотреть на окружающий мир, понимать его законы, успешнее строить свою карьеру и личную жизнь.

Социология порождает особый взгляд на мир, особый способ видения окружающей среды. Мировосприятие социолога регулируется категориальной структурой социологического мышления, создающей особый род интуиции – способности схватывать тонкую материю социального взаимодействия.

Социолог может рассчитать рейтинг популярности того или иного политического деятеля, с высокой долей вероятности предсказать итоги выборов, а после их проведения определить по специальной методике, сфальсифицированы они или нет. Он может рассчитать возможные варианты развития событий, предсказать социальные последствия принятия и реализации того или иного юридического закона, определить механизмы согласования интересов различных социальных групп.

Деятельность социолога исключительно многообразна, но в ней есть своя «изюминка»: способность увидеть проблему, порожденную социальным взаимодействием, сформулировать ее на языке социологии, найти пути и средства ее разрешения и предложить их обществу.[6]

Явления и проблемы социологических трансформаций становятся значимыми для представителей самых разных профессий, от дипломата до продавца, а социологические понятия и социологический подход все чаще являются исходным пунктом интерпретации общественной действительности в самых разных ее проявлениях.

Социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития.

Социология непосредственно связана с производством через проблематику его социального развития, совершенствования кадрового состава, улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его.

Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами, позволяет каждому человеку понять свою жизнь с точки зрения общеисторического процесса, с одной стороны, а с другой – увидеть общее в частном, индивидуальном. В этом состоит специфика социологической точки зрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены вопросы о социологии как науки, ее предмет и объект, структура и функции, а также значение знаний социологии.

Роль социологии в современном мире многообразна. Социология пытается изучить причины кризиса общества, а также найти пути выхода из этого кризиса. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.

Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и на микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.

Социология служит улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асп Э.К. Введение в социологию / Под общей редакцией А. О. Боронаева. – СПб.: издательство «Алетейя», 2000. – 248 с.

2. Бельский В. Ю.  и другие  Социология. – М.: ИНФРА-М, 2002. –       304 с.

3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Том 1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.

4. Кравченко А. И. Основы социологии: учебное пособие. – М.: изд. центр «Академия», 1997. – 368 с.

5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 1996. – 208 с.

6. Социология: основы общей теории / Под редакцией Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с.


[1] Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Том 1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2001. –с. 9

[2] Асп Э.К. Введение в социологию / Под общей редакцией А. О. Боронаева. – СПб.: издательство «Алетейя», 2000. –с. 56

[3] Асп Э.К. Введение в социологию / Под общей редакцией А. О. Боронаева. – СПб.: издательство «Алетейя», 2000. –с. 67

[4] . Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 1996. –с. 20

[5] Кравченко А. И. Основы социологии: учебное пособие. – М.: изд. центр «Академия», 1997. –с. 10

[6] Социология: основы общей теории / Под редакцией Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – с. 6