Содержание
Введение. 3
1. Правовые акты, регламентирующие воздушные перевозки. 4
1.1. Международные правовые акты.. 4
1.2. Российские правовые акты.. 11
2. Договор международной авиаперевозки. 13
3. Ответственность авиаперевозчика. 15
4. Страхование международных авиаперевозок. 19
Заключение. 21
Список литературы.. 22
Введение
При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях.
В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров.
Авиационный транспорт является самым скоростным и мобильным, но не рассчитан на перемещение огромных грузов, но тем не менее является самым дорогим и пользуется высоким спросом у потребителей. В связи с этим существуют международные акты регламентирующие международные авиаперевозки.
Международной перевозкой называется всякая перевозка, при которой, согласно определению Сторон, место определения и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух Договаривающихся Сторон, либо на территории одной и той же Договаривающейся Стороны, если остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это Государство не является Договаривающейся Стороной. Перевозка без подобной остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одной и той же Договаривающейся Стороны, не рассматривается как международная.
Целью данной работы является рассмотрение сущности международных воздушных перевозок.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть правовые акты устанавливающие правовой режим международных авиаперевозок;
- Описать сущность договора авиаперевозки;
- Рассмотреть ответственность авиаперевозчика перед потребителями;
- Раскрыть сущность страхования международных авиаперевозок.
1. Правовые акты, регламентирующие воздушные перевозки
1.1. Международные правовые акты
Обычно воздушные международные перевозки осуществляет одна авиакомпания. При выполнении договора воздушной перевозки несколькими авиакомпаниями применяют, как правило, договор прямой перевозки, по условиям которого транспортировка осуществляется несколькими перевозчиками на основании одного договора перевозки и оформляется одним перевозочным документом. Однако возможно оформление нескольких самостоятельных договоров и соответственно нескольких перевозочных документов, что создает определенные трудности, учитывая множественность правовых режимов заключенных договоров воздушной перевозки. С целью их устранения были разработаны положения Варшавской конвенции 1929 г. для унификации некоторых правил, касающихся воздушных международных перевозок. Сегодня это основное международное соглашение об условиях воздушных перевозок пассажиров и грузов, участниками которого являются свыше 100 государств, включая Россию.
Итак, международные воздушные перевозки в регулярном сообщении регулируются Варшавской конвенцией 1929 г. с учетом принятых позднее Гаагского 1955 г. и Монреальского 1975 г. протоколов. Нерегулярные (чартерные) сообщения регулируются Гвадалахарской конвенцией 1961 г. Внутрироссийские воздушные перевозки регулируются Воздушным кодексом РФ, принятым в 1997 г., с изменениями и дополнениями.[1]
Варшавская конвекция 1929 унифицирует некоторые правила, касающиеся международных воздушных перевозок. Подписана в Варшаве 12 октября 1929. На 1 января 1990 ее участниками были 123 государства (СССР с 1934).
Варшавская конвенция 1929 - основной международно-правовой документ, регулирующий международные воздушные перевозки и ответственность перевозчика. Конвенция применяется при международной перевозке, если место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется ли перерыв в перевозке или перегрузка, расположены на территориях двух государств - участников конвенции или на территории одного и того же государства - участника конвенции, если предусмотрена остановка на территории другого государства независимо от того, является ли это государство участником Варшавской конвенции 1929.
Воздушная перевозка, выполняемая несколькими последовательными перевозчиками, рассматривается как единая перевозка. Конвенция предусматривает, что договор перевозки оформляется соответствующими перевозочными документами, она содержит положения о некоторых условиях перевозок - в основном это касается грузов (право распоряжения грузом, порядок его выдачи и т.п.).
Главным в Варшавской конвенции 1929 является определение порядка и пределов ответственности перевозчика за вред, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесного повреждения, в случае уничтожения, утери или повреждения багажа и груза, а также за просрочку в их доставке. Так, максимальный размер ответственности авиационного перевозчика за груз ограничивается 250 золотыми франками (около 20 Usd) за килограмм утраченного или поврежденного груза.
В 1955 был заключен Гаагский протокол о поправках к Варшавской конвенции 1929 (его участниками на 1 января 1990 являлись 106 государств, в т.ч. СССР). Протокол внес в Варшавскую конвенцию 1929 ряд поправок, направленных на упрощение формы перевозочных документов и порядка их использования. В протоколе предусматривается, что перевозчик не может ссылаться на положения Варшавской конвенции 1929, освобождающие его от ответственности или ограничивающие ее, если в билете будет отсутствовать уведомление о применимости к данной перевозке Варшавской конвенции 1929 (аналогичные положения в самой конвенции относились только к багажу и грузу).[2]
Уточнены сроки предъявления претензий к перевозчику. Некоторые государства являются одновременно участниками Варшавской конвенции 1929 и Гаагского протокола. Варшавская конвенция 1929 и Гаагский протокол образуют т.н. Варшавско-Гаагскую систему ответственности при международных воздушных перевозках, носящую, по существу, универсальный характер. Для государств - участников обоих этих актов Варшавская конвенция 1929 и Гаагский протокол должны рассматриваться как единый документ "Варшавская конвенция и изменениями, внесенными в Гааге в 1955".
Гаагский протокол применяется только к международной перевозке, которая осуществляется между пунктами на территории одного государства-участника, если предусмотрена остановка в другом государстве. Если перевозка начинается или заканчивается в государстве являющемся участником только Варшавской конвенции 1929, то она применяется без учета изменений, внесенных Гаагским протоколом.
Основные положения Варшавской конвенции и Гаагского протокола можно свести к следующему.[3]
1. Воздушная перевозка считается международной, если вне зависимости от того, имеется или нет перерыв в перевозке или перегрузка, место отправления и место назначения расположены либо на территории двух сторон, либо на территории одной стороны, если остановка предусмотрена на территории третьей стороны, даже если последняя не является участницей конвенции. Перевозка без подобной остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одной и той же стороны не рассматривается как международная.
2. Положения конвенции не применяют при перевозке почтовой корреспонденции и почтовых посылок.
3. При перевозке пассажиров проездной билет должен содержать следующие данные:
- пункты отправления и назначения;
- указание хотя бы одной остановки, если места отправления и назначения находятся на территории одной и той же стороны, а одна или несколько предусмотренных остановок расположены на территории другого государства; уведомление о том, что при совершении пассажиром поездки, место окончательного назначения которой или остановка находятся не в стране отправления, к такой перевозке могут применять положения Варшавской конвенции, определяющие и, как правило, ограничивающие ответственность перевозчика в случае смерти или ранения лица, а также при утере или повреждении багажа.
4. При перевозке зарегистрированного багажа необходимо получить багажную квитанцию, которая (если она необъединена с проездным билетом или не включена в проездной билет) должна указывать:
1) место отправления и пункт назначения;
2) не менее одной остановки, если места отправления и назначения находятся на территории одной и той же стороны, а одна или несколько предусмотренных остановок расположены на территории другого государства;
3) информацию о том, что если совершается перевозка, место окончательного назначения которой или остановка находятся не в стране отправления, к такой перевозке могут применять положения Варшавской конвенции, определяющие и в большинстве случаев ограничивающие ответственность перевозчика при утере или повреждении багажа.
5. Согласно статье 5 конвенции каждый перевозчик товаров имеет право требовать от отправителя составления и вручения ему особого документа, именуемого «воздушно-перевозочный документ». Всякий отправитель имеет право требовать от перевозчика принятия данного документа.
Воздушно-перевозочный документ составляют в трех экземплярах и вручают вместе с товаром. Первый экземпляр носит пометку «для перевозчика» и подписывается отправителем. Второй экземпляр имеет пометку «для получателя», подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с товаром. Третий экземпляр подписывает перевозчик и возвращает его отправителю по принятии товара.
6. Перевозчик должен поставить свою подпись до погрузки товара на борт воздушного судна. Подпись перевозчика может быть заменена штемпелем; подпись отправителя может быть печатная или заменена штемпелем.
7. Перевозчик имеет право требовать от отправителя составления отдельных воздушно-перевозочных документов, если существует несколько мест.
8. Отправитель отвечает за правильность сведений и объявлений, касающихся товара, которые он вносит в воздушно-перевозочный документ. Он несет ответственность за всякий вред, причиненный перевозчику или всякому другому лицу, перед которым перевозчик несет ответственность, по причине неправильности, неточности или неполноты данных им сведений.
9. Перевозчик отвечает за вред в случае смерти, ранения или всякого другого телесного повреждения, понесенного пассажиром, если несчастный случай, причинивший вред, произошел на борту воздушного судна или во время действий по посадке и высадке.
10. Перевозчик отвечает за вред в случае уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или товара, если происшествие, причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки.
11. Воздушная перевозка охватывает период времени, в течение которого багаж или товар находятся под охраной перевозчика (на аэродроме, борту воздушного судна или в каком-либо ином месте при посадке вне аэродрома).
Период времени воздушной перевозки не включает в себя наземную, морскую или речную транспортировку вне аэродрома. Однако если подобную перевозку осуществляют во исполнение договора воздушной перевозки, в целях погрузки, сдачи или перегрузки, всякий ущерб считают вытекающим, до доказательства противного, из происшествия, имевшего место во время воздушной перевозки.
12. Перевозчик несет ответственность за вред, наступивший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа или товаров.
13. Перевозчик не несет ответственности, если докажет, что им и его доверенными лицами были приняты все необходимые меры, чтобы избежать вреда, или невозможность их принятия.
14. При перевозке товаров и багажа перевозчик не несет ответственности, если докажет, что причиненный вред произошел вследствие ошибки в пилотаже, управлении воздушным судном или навигации, при этом им и его доверенными лицами были предприняты все необходимые меры для избежания вреда.
15. При перевозке пассажиров ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой 250 тысяч франков. Однако посредством особого соглашения перевозчик и пассажир могут установить и более высокий предел ответственности.
16. При перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков с килограмма, за исключением случаев, когда пассажир или отправитель в момент передачи перевозчику делает специальное заявление о заинтересованности в доставке к месту назначения и уплачивает при необходимости дополнительный сбор. Тогда перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только не докажет, что данная сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к пункту назначения.
17. В отношении предметов, оставляемых пассажиром при себе, ответственность перевозчика ограничивается суммой в 5 тысяч франков с пассажира.
18. Всякая оговорка, предусматривающая освобождение перевозчика от ответственности или устанавливающая предел ответственности меньше, чем оговорено в конвенции, является недействительной.
19. В случае причинения вреда лицо, имеющее право на получение груза, должно направить перевозчику возражение немедленно, по обнаружении вреда, или не позднее семи дней со дня получения багажа и четырнадцати дней со дня получения товаров. В случае опоздания протест должен быть предъявлен не позднее, чем через двадцать один день, считая со дня, когда багаж или груз были переданы в его распоряжение.
20. Срок исковой давности в соответствии с положениями конвенции составляет два года с момента прибытия по назначению или со дня, когда воздушное судно должно прибыть, или с момента остановки перевозки.
В 1961 была заключена Гвадалахарская конвенция, дополняющая Варшавскую конвенцию 1929. На 1 января ее участниками являлись 66 государств (СССР с 1983). В Гвадалахарской конвенции под Варшавской конвенцией понимается либо Варшавская конвенция 1929, либо Варшавская конвенция 1929 с изменениями, внесенными Гаагским протоколом 1955 (в зависимости от того, каким из этих документов регулируется та или иная перевозка по договору перевозки).
Гвадалахарская конвенция вводит понятия "перевозчик по договору" и "фактический перевозчик", имея в виду перевозчика, заключившего договор перевозки, и перевозчика, уполномоченного им осуществлять всю перевозку или ее часть. Фактический перевозчик приравнивается к перевозчику по договору (например, при аренде воздушных судов, по некоторым видам чартеров); устанавливается их солидарная ответственность перед пассажирами, отправителями и получателями. Действия или бездействие перевозчика по договору не могут налагать на фактического перевозчика ответственность, превышающую пределы, предусмотренные Варшавской конвенцией 1929, в т.ч. в случае заключения перевозчиком по договору особых соглашений по этому вопросу.[4]
1.2. Российские правовые акты
Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Основным нормативным актом в воздушном российском праве служит Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ., устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в сфере авиации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации в соответствии с кодексом направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Также, существуют и другие федеральные законы, устанавливающие режим международных авиаперевозок:
- Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084);
- Федеральный закон «О ратификации Договора об обеспечении полетов авиации вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств аэронавигационной информацией» от 28 октября 2002 года N 128-ФЗ;
- Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ (ред. от 12.03.2002). Данный Федеральный закон определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансирования расходов на выплату указанной доплаты.
- Федеральный закон «О ратификации Договора по открытому небу» от 26 мая 2001 года N 57-ФЗ;
- Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов от 3 января 1986 г. N 1/И и другие нормативные акты.
Воздушное законодательство РФ регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, связанные с деятельностью в области авиации на территории РФ, а также отношения, возникающие во время нахождения воздушных судов РФ за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором РФ.
2. Договор международной авиаперевозки
Суть договоров воздушной международной перевозки пассажиров и грузов заключается в том, что на основании соглашения сторон транспортная организация — авиакомпания берет на себя обязательства по доставке пассажиров (груза) в определенный пункт назначения, за что пассажир (грузовладелец) обязуется внести установленную плату (возмещение).
Международный характер договора воздушной перевозки обусловлен фактом следования пассажира (груза) за пределы государственной границы
Внешним признаком договора воздушной международной перевозки, отличающим его от договора внутренней перевозки, является составление надлежащей транспортной документации, применяемой в соответствии с международными правилами, которые действуют в стране отправления пассажира или груза.
По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.
Перевозочные документы:
- Договор воздушной перевозки пассажира,
- договор воздушной перевозки груза или
- договор воздушной перевозки почты
удостоверяют соответственно:
- билетом,
- багажной квитанцией,
- грузовой или почтовой накладной.[5]
Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира (груза) в следующих случаях:
1) нарушения пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством РФ требований в части, касающейся воздушной перевозки, при воздушных международных перевозках, а также правил, определенных соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
2) отказа пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждают медицинские документы, а также создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
4) отказа пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;
5) отказа пассажира воздушного судна оплатить перевозку следующего с ним ребенка, если последний не имеет права на бесплатный проезд;
6) нарушения пассажиром воздушного судна правил поведения на борту, создающего угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также не выполнения распоряжений командира воздушного судна;
7) наличия в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных для воздушной перевозки предметов или веществ.[6]
При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузовладельцу, грузоотправителю возвращают сумму, оплаченную за воздушную перевозку, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6.
Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно оплату за воздушную перевозку.
При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно внесенные за воздушную перевозку деньги с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
3. Ответственность авиаперевозчика
Если грузополучатель не востребовал прибывший груз в срок, предусмотренный федеральными авиационными правилами, установленными перевозчиком требованиями воздушных перевозок или договором воздушной перевозки груза, либо отказался от него, перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, оставить груз у себя на хранение за счет средств грузоотправителя и на его риск.
Груз, не полученный в течение срока, предусмотренного федеральными авиационными правилами, установленными перевозчиком требованиями воздушных перевозок или договором воздушной перевозки груза, считают невостребованным и реализуют в порядке, определенном федеральными авиационными нормами.
Хранение груза, подлежащего таможенному контролю, и распоряжение им осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством России.
Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу, в случае если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.
Перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие умысла пассажира либо обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.
За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:
1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности; за воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимают дополнительную плату, размер которой установлен договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;
2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза;
3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а при невозможности ее установления - в размере не более десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.[7]
За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, в случае воздушных международных перевозок перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами РФ.
За опоздание с доставкой пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что задержка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Перевозчик несет материальную ответственность перед организациями почтовой связи за утрату, повреждение (порчу) или доставку почты с опозданием по вине перевозчика в соответствии с законодательством РФ.
Перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с установленными кодексом или международными договорами РФ.
Порядок предъявления требований.
В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты следует предпринять следующие действия:
1. По требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя. Коммерческий акт составляют при выдаче багажа или груза для подтверждения:
а) несоответствия фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе;
б) повреждения (порчи) груза;
в) недостачи или повреждения (порчи) багажа;
г) обнаружения багажа или груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа или груза.
2. До предъявления перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляют претензию.
3. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику подают заявление или предъявляют претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.
4. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска.[8]
Право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеет:
- пассажир или уполномоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также задержки его доставки;
- пассажир в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира.
Претензия перевозчику при воздушных внутренних перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
В случае повреждения (порчи) багажа или груза при воздушных международных перевозках лицо, имеющее право на его получение, должно уведомить перевозчика о причиненном вреде в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза. В случае просрочки доставки багажа или груза претензия должна быть предъявлена в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта. В случае утраты багажа, груза или почты претензия перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки. Перевозчик обязан в течение тридцати дней с момента поступления претензии рассмотреть ее и письменно уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.
4. Страхование международных авиаперевозок
Страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.
При выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве РФ минимальная страховая сумма не должна быть меньше двух минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна. При выполнении международных полетов и авиационных работ в воздушном пространстве иностранных государств минимальный размер страховой суммы определяют согласно законодательству соответствующего иностранного государства.[9]
Страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей является обязательным. Размер страховой суммы на каждого члена экипажа воздушного судна не должен быть менее тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования.
Перевозчик обязан страховать ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам. Страховую сумму на каждого пассажира воздушного судна, предусмотренную договором страхования жизни и здоровья пассажира, определяют в размере не менее, чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день продажи билета. Страховая сумма, предусмотренная договором страхования багажа, должна быть в размере не менее, чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом, за килограмм веса багажа. Страховая сумма, предусмотренная договором страхования вещей, находящихся при пассажире, — в размере не менее, чем десять минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.[10]
При выполнении международных полетов воздушным судном страхование ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного судна, в том числе ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажирах, является обязательным. Размер страховой суммы не должен быть менее размера, предусмотренного международными договорами РФ или законодательством соответствующего иностранного государства.
Перевозчик обязан страховать ответственность перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на страховую сумму, размер которой не должен быть менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент выдачи грузовой накладной, за каждый килограмм груза.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности международных воздушных перевозок.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Рассмотрены правовые акты устанавливающие правовой режим международных авиаперевозок;
- Описана сущность договора авиаперевозки;
- Рассмотрена ответственность авиаперевозчика перед потребителями;
- Раскрыта сущность страхования международных авиаперевозок.
Воздушный транспорт, имея неоспоримое преимущество перед другими видами транспорта в скорости доставки пассажиров при дальних маршрутах поездок, прочно занял лидирующее положение в международных пассажирских сообщениях. Только в течение 80-х годов перевозная способность воздушного транспорта на международных линиях удвоилась за счет ввода в эксплуатацию большого числа широкофюзеляжных реактивных самолетов с высоким уровнем комфортности для пассажиров, с одной стороны, и с улучшенными показателями энергетической эффективности и себестоимости перевозок - с другой.
Этот вид транспорта приобретает сегодня все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся продукты (такие, как свежая рыба, живые цветы) и негромоздкие изделия высокой стоимости (такие, как приборы, ювелирные изделия). Фирмы убеждаются, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.
Список литературы
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ (ред. от 08.07.99). – Справочная система Гарант.
2. Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084) . – Справочная система Гарант.
3. Федеральный закон «О ратификации Договора об обеспечении полетов авиации вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств аэронавигационной информацией» от 28 октября 2002 года N 128-ФЗ. – Справочная система Гарант.
4. Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ (ред. от 12.03.2002). – Справочная система Гарант.
5. Федеральный закон «О ратификации Договора по открытому небу» от 26 мая 2001 года N 57-ФЗ. – Справочная система Гарант.
6. Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов от 3 января 1986 г. N 1/И. – Справочная система Гарант.
7. Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное частное право. – М.: Международные отношения, 2004.
8. Иващенко Л.А. Основы международного права. – М.: Международные отношения, 2005.
9. Раминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний. - М: Международные отношения, 2004.
10. Транспортное право: Сборник лекций для вузов / под ред. Стрельцова Н.К. – М.: МГУПРАВ, 2003.
[1] Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное частное право. – М.: Международные отношения, 2004. – с. 219.
[2] Раминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний. - М: Международные отношения, 2004. – с. 116.
[3] Иващенко Л.А. Основы международного права. – М.: Международные отношения, 2005. – с. 167.
[4] Раминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний. - М: Международные отношения, 2004. – с.117.
[5] Раминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний. - М: Международные отношения, 2004. – с. 233.
[6] Транспортное право: Сборник лекций для вузов / под ред. Стрельцова Н.К. – М.: МГУПРАВ, 2003. – с. 157.
[7] Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное частное право. – М.: Международные отношения, 2004. – с.231.
[8] Транспортное право: Сборник лекций для вузов / под ред. Стрельцова Н.К. – М.: МГУПРАВ, 2003. – с. 164.
[9] Транспортное право: Сборник лекций для вузов / под ред. Стрельцова Н.К. – М.: МГУПРАВ, 2003. – с. 169.
[10] Иващенко Л.А. Основы международного права. – М.: Международные отношения, 2005. – с. 178.