Содержание

1.   Коммерческое предпринимательство. Коммерческий расчет. 3

2.   Процесс создания новой стоимости. 6

3. Экономические и правовые условия производственного бизнеса. 9

4. Тесты.. 13

5. Задача. 13

Список литературы.. 14

1.     Коммерческое предпринимательство. Коммерческий расчет

Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации.

Товарная биржа - разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций. Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками, на товарных биржах широко распространено заключение фьючерсных сделок. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Товарные биржи выполняют следующие основные функции:

-оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

-упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

-сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.

Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (кассовые сделки), а сделки с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки).[4]

Операции по купле-продаже товаров и услуг. Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной схеме аналогична схеме производственно - предпринимательской - деятельности. Однако в отличие от не здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции здесь имеет место получение готового продукта.

Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка.

Организация хозрасчета в любой отрасли (в том числе и в строительстве) основана на ряде принципов:

Окупаемость затрат и рентабельность. Хозрасчет обеспечивает каждой нормально работающей организации возмещение издержек производства и получение прибыли. Каждое предприятие должно получать доходы, достаточные для покрытия издержек производства и получения достаточной прибыли.

Хозяйственно-оперативная самостоятельность. Каждое предприятие получает полную хозяйственную самостоятельность: самостоятельно распоряжается своим имуществом, планирует и реализует готовую продукцию, нанимает работников.

Каждое предприятие имеет свой расчетный счет в банке, может получать в банках и других кредитных учреждениях ссуды. Также оно имеет самостоятельный баланс и законченную систему бухгалтерского учета.

Материальная ответственность. Предприятие и его работники материально отвечают за невыполнение своих обязательств, за нерациональное использование трудовых, материальных, финансовых ресурсов и другие действия, осуществляемые ими в рамках хозяйственной деятельности.

Если предприятие не выполняет плана производства продукции, ухудшается ее качество, допускаются брак, простои, неудовлетворительно используются материальные ресурсы и техника, то это вызывает уменьшение доходов. Это немедленно сказывается на отношениях с потребителями (заказчиками), поставщиками, банками и др.; происходят    задержки в расчетах, поставках, платежах в бюджет, что вызывает соответствующую реакцию (пени, штрафы, административная и, при очень тяжких обстоятельствах, уголовная ответственность).

Наряду с ответственностью предприятия в целом, существует и индивидуальная ответственность его работников. Причем она может быть не только административной, но и материальной.

Материальная заинтересованность. Следующим важным принципом хозрасчета является материальная заинтересованность. Она достигается тем, что все свои текущие расходы (приобретение сырья и материалов, выдача заработной платы и др.) предприятие ведет исключительно за счет собственных средств. Тем самым его расходы и платежеспособность ставятся в зависимость от поступления доходов. Таким образом, чем лучше работает предприятие, тем устойчивее его финансовое положение и платежеспособность.

Хорошая работа предприятия – выгодна, прежде всего, его персоналу, так как за счет прибыли формируется фонд материального поощрения, за счет которого осуществляется стимулирование работников за лучшие результаты труда. Таким образом, повышение заработной платы, материальное стимулирование работников зависит, прежде всего, от роста производства, улучшения качества продукции, увеличения массы прибыли и повышения рентабельности производства. [3]

Контроль рублем. Этот принцип означает, что результат работы предприятия должен зависеть от вклада его самого, а не от прочих причин, например, инфляции, наличия неденежного рынка.  

2.     Процесс создания новой стоимости

Показатель экономической добавленной стоимости Из всех существующих показателей, предназначенных для оценки процесса создания стоимости компании, показатель экономической добавленной стоимости (EVA) является самым известным и распространенным. Причина этого кроется в том, что EVA сочетает простоту и возможность определения стоимости компании, а так же позволяет оценивать эффективность как предприятия в целом, так и отдельных подразделений. EVA является индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, тогда как отрицательная - о ее снижении.

Логика показателя EVA заключается в следующем: чистая операционная прибыль после налогообложения (NOPAT) - это доход, полученный после вычитания расходов и амортизации. Часть данного дохода идет  на оплату расходов за пользование ресурсами (выражается в затратах на собственный и заемный капитал), а другая часть составляет созданную стоимость, которую измеряет EVA. Данная концепция исходит из того, что для компании мало иметь положительный финансовый результат или приемлемый уровень дохода на одну акцию, любая хозяйствующая единица в ходе своей экономической жизни должна достигать такого уровня развития, при котором возможно создание новой стоимости. Новая стоимость создается лишь тогда, когда компания получает такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.

EVA = NOPAT - CAPITAL COST Û EVA = NOPAT - COST OF CAPITAL  X  CAPITAL EMPLOED

где NOPAT - чистая операционная прибыль за вычетом налогов, но до выплаты процентов;

COST OF CAPITAL - средневзвешенная цена капитала (WACC);

CAPITAL EMPLOYED - стоимостная оценка капитала.

Если ставка доходности есть отношение чистой операционной прибыли за вычетом налогов к капиталу, то формула (1) может быть записана в следующем виде:

EVA = (RATE OF RETURN - COST OF CAPITAL) X CAPITAL

где RATE OF RETURN = NOPAT/CAPITAL

CAPITAL - сальдо баланса за вычетом беспроцентных займов (non-interest bearing debt) по состоянию на начало года. Иногда показатель CAPITAL в данной формуле заменяют показателем совокупные активы (TОTAL ASSETS), который состоит из заемного и собственного капитала.

Кроме того, приведенную формулу можно записать как:

EVA = (ROI - WACC) X CAPITAL EMPLOYED

где ROI - доход на вложенный капитал.

EVA может быть рассчитана по следующей формуле:

EVA = NOPAT - WACC X TA

где ТА - совокупные активы;

WACC - средневзвешенная стоимость капитала.

В качестве альтернативного варианта расчета EVA может быть предложен следующий вариант расчета:

EVA=NOPAT - WACC X (TA - Net Profit)

где Net Profit - чистая прибыль.

Привлекательность показателя экономической добавленной стоимости заключается в том, что он строится на основе откорректированных данных бухгалтерской отчетности. Для его построения достаточно формы № 1 "Бухгалтерский баланс и формы" № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Можно сказать, что одной из целей EVA является пересмотр так называемого "бухгалтерского" подхода к принятию управленческих решений. Показатель EVA - разница между чистой операционной прибылью после налогообложения (NOPAT) и затрат на капитал, т.е. базируется на трех основных составляющих: доход на капитал, затраты на капитал, величина инвестированного капитала. Строится на основе откорректированных данных бухгалтерской отчетности. Для его построения достаточно формы № 1 "Бухгалтерский баланс" и формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках". [3]

В принципе, EVA идентична категории остаточного дохода, которая определяется как операционная прибыль за вычетом затрат на капитал. Важным отличием EVA от показателя остаточного дохода является то, что при расчете экономической добавленной стоимости вносятся многочисленные поправки (150-160) к бухгалтерской отчетности, благодаря чему устраняется существующие в традиционной бухгалтерской отчетности искажения.

К достоинствам показателя EVA относят тот факт, что он сочетает простоту и возможность определения стоимости компании, а так же позволяет оценивать эффективность как предприятия в целом, так и отдельных подразделений. EVA - индикатор качества управленческих решений. В качестве недостатков EVA рассматривают тот факт, что он рассчитан для краткосрочной и среднесрочной перспективы, и вовсе не нужен компаниям, осуществляющим долгосрочные вложения и работающим на долгосрочную перспективу.

EVA может быть рассчитан для любой компании, независимо от того, обращаются ли ее акции на фондовом рынке или нет. Для тех компаний, чьи акции котируются на рынке, был разработан показатель MVA. Данный показатель рассчитывается как разница между рыночной оценкой капитала и первоначально инвестированным капиталом. Он позволяет учесть не только добавленную стоимость от инвестиций, размещенных в активах, но и добавленную стоимость от возможных проектов в будущем.

Между EVA и MVA существует очевидная взаимосвязь. Рыночная стоимость, выраженная в показателе MVA, является, по сути, дисконтированной суммой всех будущих EVA.

Помимо EVA и MVA существует целый ряд показателей, отражающих процесс создания стоимости. Наиболее известные из них SVA, CVA, CFROI, EBO.

3. Экономические и правовые условия производственного бизнеса

 

Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.[1]

Многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в  условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию производства, без чего немыслима ее высокая эффективность.

Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны. Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий  обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят  в них возможность успешной деятельности и получения прибыли.[2]

Перечислим важнейшие условия и факторы, в той или иной степени влияющие на развитие малого бизнеса:

-        политическая обстановка в обществе;

-        состояние экономики страны;

-        политика государства в области экономики;

-        меры поддержки малого бизнеса;

-        правовое обеспечение малого бизнеса;

-        налоговая политика;

-        финансово-кредитная политика;

-        уровень жизни населения;

-        цивилизованность предпринимательства.

В настоящее время в России отсутствуют условия для развития производства вообще - и малого, и среднего, и крупного. Поэтому в такой ситуации приоритетное выделение малого бизнеса, принятие специальных мер и создание благоприятных условий может дать только кратковременный эффект или вообще не дать такового. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными мерами не создаст условия для формирования предпринимательской среды с приоритетом производственного предпринимательства, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере и будет развиваться однобоко (например, только в торгово-посреднической сфере). А малые по размеру предприятия будут оставаться таковыми и не перерастут в малое предпринимательство, в малый бизнес без изменения роли государства в социально-экономических преобразованиях.

Согласно новому Гражданскому кодексу (ГК) РФ, Закон РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" утратил силу, в то же время в перечне организационно-правовых форм, утвержденном ГК РФ, определение статуса малого предприятия вообще отсутствует, как, впрочем, и таких форм малого бизнеса, как индивидуальные, семейные частные предприятия, потребительская кооперация. Такая форма малого бизнеса, как промысловая кооперация, тоже предана забвению. В то же время отказ от перечисленных организационно-правовых форм не соответствует практике рыночных преобразований, свойственных национальным традициям России. Исторически эти формы имели широкое распространение, отвечали духу россиян, их менталитету и нравственным устоям.

Для развития малого бизнеса в стране большое значение имеет разработка комплексной государственной программы намечаемых преобразований в экономической и правовой сферах.

В этой связи можно констатировать, что к настоящему времени, во-первых,  накоплен всесторонний опыт создания условий развития малого предпринимательства, и можно обоснованно выбрать наиболее эффективные направления и формы его развития. Во-вторых, создан производственный потенциал, который сейчас используется недостаточно, но может быть востребован малым предпринимательством не во всех, но в очень многих сферах хозяйственной деятельности. В-третьих, остаются неразвитыми многие сферы экономики, которые могли бы стать перспективными именно в малом бизнесе.  В-четвертых, созрел довольно значительный слой населения, способный и желающий заниматься малым бизнесом.

Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке малого предпринимательства (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, разработка и принятие законов об инвестициях, о земле, о кооперации, о банках, новый специальный раздел  Налогового кодекса РФ по налогообложению субъектов малого предпринимательства, правовых программ борьбы с криминальными структурами и др.), государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом предпринимательстве, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы.

Только в этом случае государственная поддержка малого предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.[1]

4. Тесты

1.     а

2.     б

3.     1. да

2.нет

3.да

5. Задача

Номинальный ВВП в 1994г составил 400 млрд долл, а в 1995 г – 440 млрд дол. Индекс – дефлятор ВВП в 1995 г был равен 125%. Как изменится реальный ВВП 1995 г по сравнению с реальным ВВП в 1994г?

 

Решение

1994 – 400 м.д.

1995 – 440 м.д /125% =3,52%

Реальный ВВП повысится по сравнению с 1994 г на 3,52%

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., Юрайт, 2000 т.8,12-п4, т.13 п3

2. Колтунов В.М. Основы рыночной экономики. Н.Новгород, 1993 вып 2

3. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Феникс, Ростов – на –Дону, 1999 раздел 5 л. 13,20,28

4. Липсиц И.В. Экономика М., Вита-пресс, 2000 ч 1 гл 10  ч 2 гл 5,8