Томас Моэ ПОЗИЦИЯ ПО ДЕЛУ
Что такое позиция по делу? Позиция по делу — это просто логичная и убедительная история о том, "что произошло на самом деле". Она должна соответствовать заслуживающим доверия доказательствам и представлению присяжных о том, как устроен мир. В вашей позиции по делу должны использоваться неопровержимые доказательства и ваша версия опровержимых доказательств, которые вы будете представлять в форме рассказа во время процесса. Когда вы должны выработать свою позицию по делу? Выработка версии того, что произошло на самом деле, — это процесс, начинающийся с того момента, когда вы начинаете работу над делом, и продолжается по мере его изучения. Когда изучение завершается, вы должны твердо знать, какие доказательства неопровержимы, какие из них оспоримы и какие факты будут предметом спора. К этому времени — до того, как вы начнете прочие приготовления к процессу, — вы должны решить, какова будет ваша позиция, так как ваша подготовка к процессу должна в основном заключаться в доказывании своей позиции и опровержении позиции противной стороны. Как выработать позицию по делу? Выработка позиции по делу состоит из нескольких этапов: Первое: рассмотрите элементы каждого эпизода по делу. Второе: продумайте, каким образом вы собираетесь доказывать или опровергать каждый из этих элементов с помощью допустимых свидетельских показаний или вещественных доказательств. Третье: проанализируйте противоречивые факты, имеющиеся в распоряжении противной стороны, чтобы определить основные проблемы, которые будут обсуждаться в процессе; подумайте, каких свидетелей и какие вещественные доказательства будет использовать противная сторона для доказывания своей версии по этим проблемам в процессе. Четвертое: проанализируйте все возможные вопросы, касающиеся допустимости доказательств, чтобы иметь возможность реалистично определить, какие из имеющихся у вас доказательств будут допущены в процессе. Наконец, проанализируйте все допустимые доказательства, имеющиеся у вас и у противной стороны по основным спорным вопросам, чтобы определить сильные и слабые места каждой стороны. Именно здесь развернется борьба на процессе. Затем вы должны подумать, как укрепить свои слабые места и как убедительно атаковать слабые места противника. Процесс — это по большей части состязание, в ходе которого выясняется, чью версию спорных событий присяжные воспримут как истину и чья версия того, "что произошло на самом деле", более правдоподобна. Такой постоянный процесс выработки логичной и последовательной позиции по спорным фактам и их гармоничным сочетанием с бесспорными фактами с целью создания убедительной истории о том, что произошло на самом деле, и называется выработкой позиции по делу. Пример: В деле об убийстве обвинение собирается показать, что после ссоры с применением насилия потерпевший был застрелен человеком, которого некоторые свидетели идентифицируют как обвиняемого. Ваша позиция как адвоката могла бы заключаться в одной из следующих версий: 1. Обвиняемый не стрелял в потерпевшего (неверное опознание). 2. Обвиняемый стрелял в потерпевшего, но делал это в порядке самообороны (необходимая самооборона). 3. Обвиняемый стрелял в потерпевшего, но обстоятельства не позволяют считать это предумышленным убийством (неосторожное убийство или иное менее тяжкое деяние). Очевидно, что ваша позиция по фактам, как спорным, так и бесспорным, должна быть проанализирована и избрана так, чтобы соответствовать вашей общей позиции по делу. Только после этого можно переходить к следующим стадиям подготовки к процессу. Исход большинства процессов со сходными проблемами обычно зависит от нескольких центральных моментов. Иногда это вопрос допустимости самого важного вещественного доказательства или показаний основного свидетеля. Иногда это впечатление, производимое основным свидетелем на присяжных. Иногда это эффективность вашего опроса основного свидетеля. Каковы бы ни были основные проблемы, в ходе подготовки к процессу вы должны определить, какие это проблемы, и решить, как донести их до присяжных таким образом, чтобы они истолковали их в вашу пользу. Как донести вашу позицию по делу до присяжных Пользуйтесь общими темами и "ярлыками" Присяжные не способны усвоить всю информацию, возникающую по ходу процесса, поэтому они пользуются подсознательными стратегиями для нейтрализации сенсорных перегрузок. Один из подходов, рекомендуемый исследованиями психологов, состоит в том, чтобы выявить основные моменты или "общие темы", которые помогают присяжным быстрее усваивать информацию. Общая тема -это просто легко запоминаемая фраза или слово, в которых сконцентрирована ваша позиция по ключевому вопросу. Адвокат должен выявить ключевые вопросы по делу, выработать для них общие темы и умело пользоваться ими, так чтобы присяжные использовали ваши темы, размышляя о спорных фактах и принимая решения по спорным вопросам. Общие темы должны быть эмоционально убедительными. Они должны обращаться к чувству справедливости присяжных и универсальным истинам. Они должны быть простыми и значимыми. Они должны говорить о людях, а не о "вопросах". Проще говоря, темы должны переводить с юридического жаргона на язык простых, убедительных, общечеловеческих утверждений, находящихся в соответствии с уже сложившимися у присяжных представлениями о людях, событиях и жизни в целом. Возьмем для примера дело о смерти в результате противоправных действий. Если истец хочет сфокусировать внимание на понесенном ущербе, то темой для супруга истца могла бы стать фраза "в этом деле речь идет об одиночестве" или "с возрастом мы начинаем больше всего бояться одиночества". Если присяжные будут оперировать вашими темами во время обсуждения, у вас будет гораздо больше шансов получить нужный вам вердикт. С такой же тщательностью следует подходить и к выбору "ярлыков". Что такое ярлыки? Ярлыки — это то, как вы говорите о людях и событиях во время процесса. Ярлыки доносят до присяжных нужные вам смыслы и ценности, ибо то, как мы характеризуем вещи, влияет на то, как их воспринимают другие. Проиллюстрируем, каким образом слова могут воздействовать на восприятие. Когда вы называете столкновение двух машин "столкновением", "катастрофой" или "аварией", это создает совсем иное впечатление, чем вопрос "с какой скоростью двигалась эта машина?". Когда вы обращаетесь к свидетелю "Миша", это свидетельствует об ином отношении, чем когда вы называете его "господин Васильков". Когда вы называете сторону "обвиняемый", присяжные получают иные сигналы, чем когда вы говорите "господин Лютиков". Адвокат, тщательно подготовившийся к процессу, выбирает "ярлыки" для сторон, фактов и действий таким образом, что они посылают присяжным сигналы о том, как они должны воспринимать эти стороны, факты и действия. Выбрав "ярлыки", их нужно последовательно использовать на каждой стадии процесса. Драматизация, очеловечивание, визуализация Большинство людей перестают учиться, выходя из стен учебных заведений. Большая часть того, о чем они узнает после этого, приходит к ним с экрана телевизора. Поэтому люди изначально настроены на драму, на акцент на личности, на сложные визуальные эффекты. Они настроены на получение информации быстро, в простых, легко усваиваемых блоках. Они настроены на привлекающие внимание "наглядные пособия". И они хотят, чтобы все это было легко и интересно. Значение такой ситуации для адвоката очевидно: Во-первых, старайтесь находить интересные, драматические и разнообразные методы представления своей версии. Присяжные ждут от адвокатов и свидетелей определенного энергетического уровня. Постарайтесь воссоздать случившееся с помощью "словесных картин", а не просто сообщайте присяжным, что произошло. Поместите присяжных в центр этих картин, чтобы они не просто увидели, а почувствовали то, что произошло. Во-вторых, концентрируйте внимание на людях, а не просто на событиях. Люди совершают поступки по каким-то причинам. Присяжные хотят знать не только что произошло, но что стало причиной определенного поведения людей в определенных событиях. Присяжные хотят знать об основных действующих лицах, чтобы решить, кому мысленно аплодировать. В-третьих, как можно чаще пользуйтесь наглядными пособиями. Обратите внимание, как в программах новостей визуальный ряд комбинируется с рассказом. Обратите внимание, как эффективно привлекают внимание и доводят до зрителя простые утверждения рекламные щиты на шоссе. Эти методы очень эффективны в работе с людьми. Наконец, делайте все быстро и просто. Присяжные ждут от вас информации в блоках по пять-десять минут. Сконцентрируйте внимание на своих темах и ключевых фактах и повторяйте их. Зал судебных заседаний ничем не отличается от университетской аудитории. Люди лучше поддаются обучению, когда им время от времени повторяют несколько основных идей. Теперь вы готовы использовать свою систему организации и свое понимание психологии убеждения, чтобы наконец спланировать, разработать и выполнить различные задачи, из которых состоит подготовка к процессу с участием присяжныхДОПРОС В СУДЕ Наталья Сперанская, адвокат ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА 1. Не спрашивайте только для того, чтобы спросить. 2. Никогда не задавайте вопроса, если не знаете на него ответа. 3. Получив нужный Вам ответ, остановитесь. Управление информацией для эффективного опроса свидетелей Управление информацией состоит в том, чтобы помочь вашим свидетелям во время опроса показать, а не просто рассказать присяжным, что произошло, таким образом, чтобы событие было воссоздано в сознании присяжных. Стратегическое мышление при подготовке к процессу и выработке позиции по делу Суть стратегического мышления при подготовке к процессу и выработке позиции по делу - это организация вашего времени и материалов и работы по продуманному плану, чтобы увеличить ваши шансы на победу. Цели: Узнать, каким образом: - решить, кого вызывать в качестве свидетелей; - определить, что эти свидетели будут говорить; - подготовить свидетеля к процессу; - опрашивать свидетелей умело и эффективно. Необходимые навыки - задавать целенаправленные вопросы; - выбирать нужного свидетеля и нужную информацию; - контролировать показания свидетеля. Оценочная форма для наблюдателей Прокомментируйте действия представителей истца и ответчика, обратив внимание на то, каким образом: 1. Представители истца при опросе истца: - формулировали вопросы; - выстраивали логическую последовательность вопросов; - вызвали доверие к своему свидетелю; - получили максимальный объем информации, подтверждающей позицию стороны; - задавали уточняющие вопросы; - вовремя прекратили задавание вопросов. 2. Представители ответчика при опросе истца: - формулировали вопросы - выстраивали логическую последовательность вопросов - вызвали доверие к своему свидетелю; - получили максимальный объем информации, подтверждающей позицию стороны; - задавали уточняющие вопросы; - вовремя прекратили задавание вопросов. 3. Представители ответчика при опросе свидетеля: - формулировали вопросы; - выстраивали логическую последовательность вопросов - вызвали доверие к своему свидетелю; - получили максимальный объем информации, подтверждающей позицию стороны; - задавали уточняющие вопросы; - вовремя прекратили задавание вопросов. 4. Представители истца при опросе свидетеля - формулировали вопросы - выстраивали логическую последовательность вопросов - вызвали доверие к своему свидетелю; - получили максимальный объем информации, подтверждающей позицию стороны; - задавали уточняющие вопросы; - вовремя прекратили задавание вопросов. Выступление в прениях содержание 1. Позиция по делу 2. Анализ фактов 3. Обращение к эмоциям 4. Повторение позиции 5. Характеристики свидетелей 6 Объяснение закона 7. Что можно сказать, если сказать нечего 8. Реплика Форма 1. Собственный стиль адвоката 2. Как добиться внимания 3. Доверие 4. Язык 5. Жесты и мимика 6. Наглядные пособия 7. Истории, аналогии 8. Сильный финал
Анализ и планирование по делу. |
||||
Гур-Ари, М. |
||||
|
|
|
|
|
|
||||
Полный текст документа: |
||||
АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДЕЛУ |
||||
Мира Гур-Ари |
||||
Анализ и планирование работы по делу |
||||
Важнейшим элементом работы юриста, а следовательно, и работы студента, представляющего интересы клиентов в юридической клинике при университете или правозащитной организации, является анализ и планирование работы по делу. Хорошо подготовленный адвокат четко понимает позицию своего клиента как по вопросам факта, так и по вопросам права, собирает информацию, важную для обоснования иска и (или) защиты, производит анализ нормативного материала и, в результате проведения всей этой работы, способен привести ясные и убедительные аргументы в интересах клиента. |
||||
Путем включения анализа и планирования по делу в учебный курс клинического образования студенты получают следующие навыки: |
||||
Как проводить анализ позиции клиента по вопросам права и по вопросам факта; |
||||
Различные методы сбора фактической информации; |
||||
Творческие подходы к правовой аргументации; |
||||
Как применять закон к фактическим обстоятельствам и разрабатывать творческую и убедительную линию аргументации; |
||||
Значение подготовки.* |
||||
Для обучения каждому из этих навыков могут применяться дискуссии, мозговые атаки и различные типы ролевых игр. |
||||
Весьма полезной представляется практика, когда еще до начала интервьюирования студентами реальных клиентов в юридической клинике они вместе с преподавателем проводят анализ и планирование по учебному делу. Занятие можно начать с обсуждения концепции о том, что большинство дел разрешается на основе фактов, а не на основе правовых норм. Преподаватель может провести мозговую атаку, в ходе которой студентам предоставляется возможность подумать о (1) «источниках» фактической информации — клиенте, свидетелях, документах, протоколах, месте происшествия, экспертах; (2) о методах сбора информации — составление списка свидетелей, эффективная работа со свидетелями, использование фотографий и схем; (3) различных вариантах анализа нормативного материалы; (4) как выработать позицию по делу. |
||||
Стадии подготовки по делу** |
||||
Первоначальное интервьюирование клиента — это первая возможность юриста узнать о сущности дела и установить отношения с клиентом. После интервьюирования у юриста должно сложиться общее представление о позиции клиента, и он может начать продумывать в общих чертах те шаги, которые необходимо предпринять; сбор фактической информации, ознакомление с документами, контакты с другими сторонами (государственными органами, врачами и т.д.), анализ нормативного материала. |
||||
Сбор фактической информации |
||||
Основные элементы дела клиента — кто, что когда, как и почему — часто являются наиболее важными. Именно поэтому адвокаты уделяют много внимания выявлению и сбору допустимых доказательств, которые подтверждают позицию клиента и опровергают позицию противной стороны. |
||||
Лучше всего начинать анализ по делу и подготовку к работе немедленно, особенно в делах, основанных на показаниях очевидцев. Свидетели (лица, обладающие информацией о событии, которые могут описать, как что-то выглядело, или сообщить информацию о важном разговоре) часто забывают события или теряют желание разговаривать с юристом. Свидетели нередко переезжают или просто исчезают. Подобным же образом вещественные доказательства нередко утрачиваются, изменяются или уничтожаются. Необходимо также собрать относящиеся к делу документы, письма и протоколы, а также любые иные доказательства, необходимые для работы по делу клиента. |
||||
Правовой анализ |
||||
Для полного понимания того, какую дополнительную фактическую информацию необходимо получить, адвокат должен знать и понимать правовые элементы иска или защиты: какие юридические вопросы должны быть доказаны клиентом, чтобы решение по делу было вынесено в его пользу; какова будет юридическая аргументация противной стороны; какие процессуальные нормы (включая бремя доказывания) могут оказать влияние на исход дела. |
||||
Если позиция вашей стороны основывается на конкретном законодательном акте, подзаконном акте или Конституции, их необходимо прочесть и проанализировать на предмет элементов состава или иска. Иногда бывает необходим дополнительный анализ нормативного материала, включая ознакомление с доктринальными положениями по данному вопросу. |
||||
Схема подготовки по делу |
||||
Чтобы помочь студентам «организовать» фактические обстоятельства и спланировать дальнейшие шаги для завершения исследования фактических обстоятельств и анализа нормативного материала, рекомендуется попросить их составить схему подготовки по делу, выглядящую следующим образом: |
||||
|
||||
Правовые элементы иска или защиты |
Источники доказательств |
Неофициальное расследование по фактам |
Официальное следствие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Под «элементами иска» подразумевается просто то, что должно быть доказано истцом по гражданскому делу для обеспечения вынесения решения в его пользу, или, если речь идет об уголовном деле, элементы состава преступлений, в которых обвиняется клиент, — то есть что должно доказать обвинение для того, чтобы клиент был признан виновным. |
||||
Для каждого элемента иска существует свой «источник доказательств» — откуда можно взять фактические обстоятельства для поддержки правовой позиции истца по гражданскому делу; или, если речь идет об уголовном деле, в чем состоят фактические основания утверждений обвинения о совершении клиентом того или иного элемента состава. К источникам доказательств могут относиться сам клиент, документы, свидетели. |
||||
Затем необходимо определить, может ли адвокат получить доступ к этим источникам доказательств, и если может, то каким образом — путем встреч с теми или иными лицами, ознакомления с документами, имеющимися у клиента, получения документов у других сторон, встреч со специалистами. Некоторые документы нельзя получить немедленно, но можно официально истребовать. |
||||
Существует много различных методов планирования по делу, которые помогают юристу добиться эффективной организации работы по делу, включая создание «записных книжек» по каждому делу, методы ведения документации и корреспонденции, методы планирования процесса или слушания. Эти вопросы обсуждаются более подробно в статье Томаса Моэ (см. далее). |
||||
Позиция по делу* |
||||
«Позиция» по делу или «теория» дела (в некоторых случаях ее также называют «версия дела») — это формулирование сути правопритязания клиента. Позиция по делу помогает «направить» подготовку адвоката, вне зависимости от того, разрешается ли проблема клиента вне суда или заканчивается слушанием или полноценным процессом. Позиция помогает адвокату исследовать фактические обстоятельства дела, проводить анализ нормативного материала, заявлять суду устные или письменные ходатайства, проводить допрос свидетелей на процессе и выступать в прениях сторон. |
||||
Позиция по делу имеет фактический и правовой аспекты. «Фактический» компонент позиции — это четкое и ясное изложение произошедшего. В гражданском деле правовой компонент позиции имеет отношение к элементам, или обязательным требованиям, которые необходимо доказать для выигрыша дела. В уголовном деле под правовыми аспектами имеются в виду те элементы состава, наличие которых необходимо оспорить для того, чтобы клиент был признан невиновным. Единая позиция (версия) необходима для того, чтобы поместить фактические обстоятельства дела в контекст закона — для того, чтобы объяснить, что произошло, и, если возможно, почему. |
||||
Позиция (версия) по делу — это НЕ ПРОСТО утверждение типа «Ответчик не выполнил условия договора и должен возместить убытки» или «Подсудимый невиновен». Позиция должна быть четким объяснением (не более чем в трех предложениях) того, ПОЧЕМУ ответчик не выполнил условия договора или почему клиент невиновен — с отсылкой как к фактическим обстоятельствам дела, так и к закону. |
||||
Как разработать позицию по делу |
||||
После первоначального интервьюирования и предварительного анализа нормативного материала бывает очень полезно на некоторое время остановиться и разработать «проект» позиции по делу. Слово «проект» здесь очень важно, так как адвокат всегда должен обладать гибкостью. Разработка позиции помогает наглядно увидеть, какую информацию необходимо собрать и как наиболее творчески и наиболее эффективно использовать правовые нормы. Это своего рода ориентирующая, организующая «точка отсчета» для всего процесса подготовки по делу и слушаний и/или процесса. Однако в процессе планирования по делу может возникнуть новая информация, которая потребует пересмотра позиции. |
||||
Эффективная позиция по делу обладает пятью качествами. Она должна: |
||||
быть простой; |
||||
не противоречить здравому смыслу; |
||||
не противоречить закону; |
||||
не противоречить доказательствам; |
||||
быть убедительной. |
||||
Юрист должен быть способен объяснить в нескольких емких предложениях, что произошло и почему. Ясность и простота желательны по той простой причине, что суд скорее примет такое объяснение событий из реальной жизни, которое легко понять. Позиция также не должна противоречить здравому смыслу, так как судья (а в некоторых случаях присяжные) будет скорее убежден таким объяснением случившегося, которое логично и соответствует среднему взгляду на мир. Позиция, которая требует от суда изменения своих понятий о логическом развитии событий, не будет эффективна. |
||||
Фактический аспект позиции по делу должен соотноситься с правовым аспектом. Суд обязан следовать закону, и позиции, расходящаяся с применимыми в данном случае правовыми принципами, потерпит неудачу. По очевидным причинам, позиция не должна противоречить доказательствам — так как они составляют основу аргументации клиента. Наиболее эффективны такие позиции, которые максимизируют имеющиеся выгодные доказательства и минимизируют невыгодные. |
||||
И наконец, позиция эффективна, если она убедительна. Людей проще всего убедить с помощью «истории», повествования — последовательного изложения фактов, которое доступно для восприятия и понимания. Выработка и, впоследствии, изложение позиции по делу — процесс творческий, в котором адвокат становится «рассказчиком». Закон предоставляет нам «основу», на которой должно строиться убедительное представительство в суде (и «рассказывание»). |
||||
Мозговая атака |
||||
Как и при преподавании анализа и планирования по делу, в занятии по выработке позиции по делу могут использоваться творческие методики преподавания — такие как мозговая атака и работа студентов в составе «команд».Процесс мозговой атаки идеально подходит для выработки позиции, так как он способствует свободному течению мысли и творческому мышлению. После внимательного ознакомления с материалами учебного дела студенты должны будут проанализировать дело с точки зрения фактов, выгодных для позиции клиента, и фактов, не выгодных для нее. Будут составлены два исчерпывающих списка, отражающих полный и тщательный анализ фактических аспектов дела. |
||||
Позитивные/выгодные факты |
Негативные/невыгодные факты |
|||
|
|
|||
|
|
|||
Каждая идея должна рассматриваться и фиксироваться. Наиболее убедительные факты будут затем соединены с нормами права с целью выработки позиции по делу. Негативные факты также должны приниматься во внимание и в некоторых случаях тем или иным образом опровергнуты в первоначальной формулировке позиции. Можно также предложить «командам» студентов составить списки позитивных и негативных фактов и представить единую позицию по делу, формулировка которой не должна превышать три предложения. |
||||
|
|
|
|
|
|
||||
* См.: Course Materials for Teachers, Clinical Legal Education Programme. Dhaka, Chittagong and Rajshahi Universities Faculties of Law, Tab 5, "“actual Investigation"” |
||||
** В части настоящего раздела были использованы материалы из сборника Даккского университета (см. предыдущую сноску). |
||||
* В части данного обзора была использована статья «Стратегия судебного разбирательства: позиция по делу» Гэри Гилдина, включенная в материалы для семинаров по выработке практических навыков работы адвоката ABA CEELI. |
||||
|
|
|
|
|
|
||||
Источник информации: |
||||
Сайт ¨Клиническое юридическое образование¨. ( http://www.lawclinic.ru/library.phtml?m=1&p=45&tex=72 ) |