СОДЕРЖАНИЕ

1. Гражданское общество: понятие, признаки, составные элементы…………….3

2. Верховный суд Российской Федерации: правовое регулирование деятельности, состав, полномочия………………………………………………….5

3. Уголовный кодекс Российской Федерации – источник уголовного права: структура, юридические характеристики…………………………………………10

Список использованной литературы…………………………………………..16

1. Гражданское общество: понятие, признаки, составные элементы

Гражданское общество – это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность, автономность, «застрахованность» от произвольного вмешательства государства.

В последнее время очень много говорится о правовом государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования. Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.1

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Признаки гражданского общества:

- сообщество свободных индивидов;

- открытое социальное образование;

- сложноструктурированная плюралистическая система;

- саморазвивающаяся и самоуправляемая система;

- правое демократическое общество.

Элементы гражданского общества:

- совокупность негосударственных (неполитических) экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений;

- производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;

- сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденная законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики;

- средства массовой информации.

Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане». 1 Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, то есть, например, в России невозможно построение правового государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель – глава исполнительной власти.

2. Верховный суд Российской Федерации: правовое регулирование деятельности, состав, полномочия

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом. (ст. 19 Федерального конституционного закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). 1

Содержащееся в ч. 1 статьи 19 положение вытекает из ст. 126 Конституции РФ. Оно определяет предназначение Верховного Суда РФ как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Юридическое значение понятия «высший судебный орган» заключается в окончательности решений Верховного Суда РФ по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, а также в его праве проверять в порядке надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела, рассмотренные военными и специализированными судами.

Судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции осуществляется в предусмотренных федеральным процессуальным законодательством формах.

Вновь принятый УПК РФ предусматривает, что пересмотр дел в порядке надзора осуществляется коллегиями Верховного Суда РФ, кроме судебных постановлений, вынесенных этими коллегиями.

Пересмотр судебных постановлений коллегий Верховного Суда РФ, вынесенных по первой, второй инстанциям и в порядке надзора, осуществляется Президиумом Верховного Суда РФ. Решения Президиума являются окончательными и не могут быть обжалованы.

В таком же порядке рассматриваются заключения Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре дел, рассмотренных Верховным Судом РФ, по вновь открывшимся обстоятельствам.

Коллегии Верховного Суда РФ в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством, рассматривают в качестве суда второй инстанции уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции областными, военными окружными и приравненными к ним судами.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские дела по первой инстанции. Вынесенные при этом приговоры, решения и другие судебные постановления могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

Особое место в деятельности Верховного Суда РФ занимает его Пленум. В его состав входят все судьи Верховного Суда, а задачей является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства.

В отличие от нормативных актов разъяснения Пленума не носят обязательного характера, но они ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.

В соответствии с компетенцией Верховного Суда РФ формируется его внутренняя структура. 1

В состав Суда входят три судебные коллегии: по гражданским, по уголовным делам и Военная коллегия.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей: Председатель Суда, его заместители, шесть судей, представляющих судебные коллегии.

Внутри судебных коллегий по гражданским и уголовным делам образованы судебные составы, как правило, по зональному принципу.

Работу судей обеспечивает аппарат Суда, общей численностью свыше 500 работников, объединенных в управления и отделы.

Значительное количество работников аппарата Суда позволяет справляться с большими объемами работы.

Ежегодно в Верховном Суде РФ рассматривается свыше 6,6 тыс. дел по первой и второй инстанциям, пересматривается около 5 тыс. дел в порядке надзора, кроме того, в Верховном Суде РФ разрешается свыше 100 тыс. жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения судов Российской Федерации. В соответствии с требованиями Закона о статусе судей судьей Верховного Суда РФ может стать гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Основываясь на заключении этой Коллегии, Председатель Верховного Суда РФ вносит представление Президенту РФ о кандидатах на иные судейские должности в Верховном Суде РФ (заместителей Председателя Суда и судей). Если Президент РФ согласен с предложениями Председателя Верховного Суда, он вносит предложенные кандидатуры для их назначения на должности в Совет Федерации.

Судьи Верховного Суда РФ, включая Председателя и его заместителей, назначаются на свои должности без ограничения срока и могут быть лишены своих полномочий лишь Высшей квалификационной коллегией судей РФ в предусмотренных федеральным законодательством случаях, что является одной из гарантий обеспечения независимости судей.

Председатель Верховного Суда РФ и его заместители входят в состав Президиума Суда по должности, остальные члены Президиума назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

В соответствии с ГПК РФ (ст. 383) Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в порядке надзора в суд надзорной инстанции. В этом случае Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения его по существу в суд надзорной инстанции. Вместе с тем ГПК РФ допускает пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя. Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель имеет право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности (ст. 389 ГПК РФ).

Помимо рассмотрения уголовных и гражданских дел, осуществления судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции и дачи разъяснений по вопросам судебной практики Верховный Суд РФ имеет ряд других полномочий.

Статья 104 Конституции РФ наделила Верховный Суд РФ правом законодательной инициативы. Вопрос о внесении в Государственную Думу соответствующих законопроектов решается Пленумом Верховного Суда РФ.

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Верховный Суд РФ может направить в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других перечисленных в этой статье правовых актов.

По сложившейся практике такие запросы осуществляются Президиумом Верховного Суда РФ.

Согласно ст. 93 Конституции РФ в случае выдвижения Государственной Думой против Президента РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления и постановки в связи с этим вопроса об отрешении Президента РФ от должности на Верховный Суд РФ возложена обязанность дать заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, что является основанием для принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности.

Механизм дачи такого заключения пока законодательно не урегулирован, но в проекте федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» предлагается возложить эту функцию на Пленум Верховного Суда РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ должны быть установлены федеральным конституционным законом (ст. 128 Конституции РФ). 1

В связи с тем что такой закон до настоящего времени не принят, работа Верховного Суда РФ строится в соответствии с требованиями Конституции РФ, комментируемого Закона, процессуального законодательства РФ и других федеральных законов, регулирующих функционирование Верховного Суда РФ.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации – источник уголовного права: структура, юридические характеристики

Уголовный кодекс является единым и единственным актом уголовного законодательства Российской Федерации. Все новые законы, устанавливающие уголовную ответственность, должны включаться в УК - в качестве поправок, дополнений или новых его статей. Самостоятельно, вне Уголовного кодекса они применяться не могут. Это способствует укреплению законности, унификации уголовного законодательства, облегчает для работников правоохранительных органов пользование нормативным материалом и улучшает правовую информированность населения. При подготовке и издании новых уголовно-правовых норм законодательные органы должны формулировать их таким образом, чтобы они становились конструктивными элементами Кодекса, органически вписываясь в положения Общей и Особенной частей. 1

Часть 2 ст. 1 указывает, что УК РФ основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Напомню, что ряд положений Конституции имеет прямое отношение к уголовному законодательству. Это, прежде всего, ст. 71 (п. «о»), относящая уголовное законодательство к ведению Российской Федерации. Далее, это закрепление в Конституции прав и свобод граждан, которые, как говорится в ст. 18, обеспечиваются правосудием; принцип равенства перед законом и судом (ст. 19); заключение под стражу только по решению суда (ст. 22); ограничение применения смертной казни (ст. 20); недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50); правило об обратной силе закона (ст. 54) и др.

Что касается общепризнанных норм и принципов международного права, то согласно ст. 15 Конституции РФ они являются составной частью нашей правовой системы. Многие положения Общей и Особенной частей УК основаны на международных соглашениях, участницей которых является Россия; таковы международные пакты о правах человека, международные конвенции о борьбе с геноцидом, наемничеством, распространением наркотиков, терроризмом, угоном самолетов и др.

Положения новых международных соглашений, которые будут в дальнейшем подписаны и ратифицированы Российской Федерацией, если в них затрагиваются уголовно-правовые вопросы, не могут действовать в сфере уголовного права самостоятельно; на их основе необходимо принимать поправки или дополнения в текст УК путем издания соответствующих федеральных законов.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Субъекты РФ и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность, а также регулирующие вопросы амнистии и помилования. 1

Уголовный кодекс является единственным источником уголовного права, что следует (исходя из ч. 1 ст. 3 УК) понимать как формальное сосредоточение всех уголовно-правовых запретов в едином кодифицированном акте. Иные нормативные правовые акты, хотя бы они и раскрывали содержание признаков конкретных составов преступлений, источниками уголовного права в указанном смысле не являются.

Единственным исключением из постулата единства уголовного закона является ч. 3 ст. 331 УК, допускающая принятие отдельного от УК федерального закона.

Не являются источниками уголовного права в указанном смысле нормы Конституции РФ и международного права (поскольку они не могут применяться самостоятельно, т.е. без включения в УК), а также судебная практика.

В соответствии со ст. 71 Конституции принятие уголовного законодательства относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Часть 1 статьи 1 конкретизирует указанную конституционную норму, определяя, что уголовное законодательство РФ предполагает его полную кодификацию и что действующее уголовное законодательство существует лишь в форме УК. Правда, из ч. 1 статьи 1 вытекает, что возможно принятие и других законов, содержащих уголовно-правовые нормы. В этом случае предполагается принятие комплексных законов, содержащих нормы не одной, а двух или более отраслей права (например, проектов законов об организованной преступности).

Во многих странах Запада (например, Франции, Германии, Нидерландах) наряду с уголовным кодексом существует обширное законодательство, содержащее уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность, например, за экономические, экологические, транспортные преступления и применяемые самостоятельно.

Российский законодатель не пошел по этому пути, и в соответствии с ч. 1 статьи 1 в случае принятия новых законодательных актов, содержащих уголовно-правовые нормы, последние в обязательном порядке должны включаться в УК и, следовательно, не могут применяться самостоятельно. Такое решение продиктовано стремлением законодателя сохранить определенные гарантии законности в сфере отправления правосудия по уголовным делам. 1

Исходя из ст. 54 и п. «о» ст. 71 Конституции, а также ст. 8 УК уголовной ответственности в Российской Федерации подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного только УК.

В ч. 2 статьи 1 сформулирован принцип приоритета конституционных норм над любыми другими правовыми нормами. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции последняя имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Это означает, что любые законы (в том числе и уголовные) и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции: «Норма уголовного закона не может противоречить положениям, закрепленным в... Конституции Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Пленума ВС РФ от 31.10.95 N 8 суд, разрешая дело (в том числе и уголовное), применяет непосредственно нормы Конституции, в частности в том случае, когда он придет к убеждению, что федеральный закон (например, нормы УК) находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона.

Такой запрос может быть сделан судом первой кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела. О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд РФ суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа. В связи с обращением в Конституционный Суд РФ производство по делу или исполнение принятого решения приостанавливается до разрешения запроса Конституционным Судом, о чем должно быть указано в названном выше определении (постановлении) суда. 1

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.03 N 5 указывается, что под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного, а под общепризнанными принципами международного права - основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Пленум ВС РФ в постановлении от 31.10.95 N 8 конкретизировал, что судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях, иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и в Протоколах к ней и др.) и международных договорах РФ.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. 1

Однако специфика правоприменительной практики в уголовно-правовой сфере такова, что приоритет принципов и норм международного права по отношению к внутригосударственным нормам уголовного права может быть и неабсолютным (безусловным). Исходя из того, что нормы международно-правовых конвенций не имеют санкций, они могут быть реализованы только в случае, если нормы о соответствующих преступлениях (обычно международного характера) стали нормами внутригосударственного уголовного права.

И в тех случаях, когда это не сделано, никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден за соответствующее деяние, которое не предусмотрено внутренним уголовным законодательством, даже если оно предусмотрено нормами международного права. В этом случае следует говорить о приоритете внутригосударственных уголовно-правовых норм по отношению к нормам международного права.

Данный вопрос конкретизирован в постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.03 N 5, в котором говорится, что международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом (например, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.). В связи с этим международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами РФ в тех случаях, когда норма УК прямо устанавливает необходимость применения международного договора РФ (например, ст. 355 и 356 УК). 1

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г.).

3. Дмитриев Ю. А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994 . № 7.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.И. Рарог). – «Проспект», 2004 г.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004 г.

6. Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955 г.

7. Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. (под ред. Наумова А.В.) - М., «Гардарика», Фонд «Правовая культура» 1996 г.


1 Дмитриев Ю. А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994 . № 7. С. 34.

1 Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955 г. С. 289.

1 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г.).

1 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г.).

1 Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).

1 Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. (под ред. Наумова А.В.) - М., «Гардарика», Фонд «Правовая культура» 1996 г. С. 18.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.И. Рарог). – «Проспект», 2004 г. С. 15.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004 г. С. 14.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004 г. С. 14.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004 г. С. 14.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004 г. С. 14.