Содержание

Вопрос №6. Содержание миссии (основного предназначения) потребительской кооперации: цели, задачи, конкретные преимущества. 3

Вопрос №19. Материально-техническое снабжение производственных предприятий потребительской кооперации. 7

Вопрос №25. Перспектива закупочной деятельности потребительской кооперации  10

Вопрос №32. Оптово-розничное объединение в кооперативной торговле. 15

Вопрос №47. Усиление социальной направленности деятельности предприятий массового питания потребительской кооперации. 18

Список используемой литературы.. 22

Вопрос №6. Содержание миссии (основного предназначения) потребительской кооперации: цели, задачи, конкретные преимущества

 

В настоящее время перед российской экономикой стоит задача обеспечения устойчивого экономического роста. В этих целях проводится административная реформа. Повышается ответственность и значимость потребительской кооперации как социально-ориентированной системы в решении государственных задач.

Сила и значимость потребительской кооперации состоит в том, что она выступает как форма объединения населения и берет на себя часть социальных функций государства - социальную защиту сельского населения. Таким образом, цели потребительской кооперации совпали с заботами государства и стали частью государственной политики.

Последние 5 лет были периодом обновления и реформирования потребительской кооперации. Впервые была разработана кооперативная модель хозяйствования, которая состоит в неразрывном единстве хозяйственной деятельности и социальной миссии.

Стратегической целью деятельности кооперации является борьба с бедностью, решение широкого круга бытовых проблем на селе, обустройство жизни деревни, иначе говоря - весь круг вопросов, объединяемых понятием социальная миссия.

Несмотря на небольшой пока удельный вес потребительской кооперации в системе показателей области, рынок потребкооперации в сущности является рынком самой бедной и обездоленной части общества - сельского населения.

В настоящее время потребительская кооперация области обслуживает 42 населенных пункта, четверть из которых имеют численность от 50 до 500 человек. И в таких населенных пунктах потребительская кооперация продолжает содержать 18 заранее убыточных магазинов, продает в них товары по единым ценам, что и на центральных усадьбах. По законам рынка такие магазины надо закрывать, но тогда деревня погибнет. Ведь именно в таких селах не осталось ни школы, ни клуба, ни аптеки, ни учреждений социальной сферы, а магазин является единственным очагом жизни на селе, поэтому мы продолжаем их содержать.

Существенно изменились функции магазина в XXI веке. Сельский магазин сегодня не только торговая точка, но и приемо-заготовительный пункт, центр кооперативного участка, это корни потребительской кооперации на которых держится вся система. Именно через магазины реализует кооперация и свою социальную миссию. К сожалению далеко не все магазины у нас отвечают этим требованиям. В настоящее время в системе действует лишь 12 магазинов изоготовительных пунктов.

А ведь одной из составляющих борьбы с бедностью является закупка сельскохозяйственной продукции, которую люди вырастили на своих подворьях и предлагают на реализацию. Для многих - это прибавка в семейные бюджеты, а для кого-то и единственный источник жизнеобеспечения. Поэтому и ставится задача - дать людям возможность заработать. В прошедшем году за сданную сельскохозяйственную продукцию выплачено населению почти 7 млн. рублей. Это не просто цифра, за ней - помощь конкретному человеку, забота о нем. Если за закупленную продукцию кооперативными организациями выплачено 7 млн. рублей - значит, на такую сумму пополнен кошелек сельских жителей. Но следует отметить, что эта цифра пока чрезвычайно мала. Объемы необходимо увеличить в десятки раз. На предыдущей конференции обсуждался вопрос коренной перестройки заготовительной отрасли. Нельзя больше мириться с тем, что многие потребительские общества не занимаются этим видом деятельности.[1]

Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям - пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков — безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.

Во многих кооперативных организациях наблюдается тенденция сокращения числа пайщиков. Это гибельно для любого кооператива.

Другая негативная тенденция характеризует структуру пайщиков: соотношение в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиков сокращается. В отдельных кооперативах не работающих в системе пайщиков не осталось, что означает перерождение потребительских кооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации в целом.

Потребительский кооператив отличается от кооператива производственного.

Потребительский кооператив - некоммерческая социально ориентированная организация пайщиков, объединившихся для обеспечения нормальных условий сбыта своей продукции, торговли товарами высокого качества по справедливым ценам.

Производственный кооператив - коммерческая организация работников, объединившихся для совместной трудовой деятельности и имеющих целью получение дополнительных материальных выгод от своей трудовой деятельности.

Таким образом, потребительское общество - это кооператив пайщиков, функционирующий в их интересах, а производственный кооператив - это кооператив работников, предоставляющий материальные выгоды своим членам-работникам.

Производственный кооператив как коммерческая организация не может рассчитывать на режим благоприятствования в налоговом законодательстве. Преимущества, которые сейчас извлекают работники-пайщики потребительской кооперации, временные. Кооперативы без неработающих пайщиков теряют покупателей, их экономическую, поддержку имидж социально-ориентированной системы (следовательно, помощь органов местного самоуправления), собственность, а в конечном итоге - рабочие места персонала.

Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого - коммерческая организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С нарастанием конкуренции выживает только тот субъект рынка, который имеет своего покупателя. Исходное преимущество потребительской кооперации состоит в том, что она изначально имеет своего покупателя в лице пайщика. Необходимо поддержать пайщиков и как производителей, а следовательно, сдатчиков сельскохозяйственных продуктов, сырья, заготовителей дикорастущих и продавцов этой продукции своему кооперативу. Задача потребительского кооператива проста по сравнению с другими субъектами рынка, которым еще нужно найти своего покупателя. Потребительской кооперации достаточно сохранить своего покупателя и своего сдатчика продукции - пайщика, сделать все, чтобы он остался своим покупателем и сдатчиком своей продукции.

 

Вопрос №19. Материально-техническое снабжение производственных предприятий потребительской кооперации

Кооператив приобретает необходимые ему нецентрализованно распределяемые ресурсы (сырье, материалы, инструменты, комплектующее оборудование и иное имущество):

·        в порядке оптовой торговли;

·        у государственных и иных предприятий, учреждений и организаций, в государственной розничной торговой сети системы потребительской кооперации в порядке, установленном законодательством;

·        на рынках, аукционах, выставках-продажах и у населения.

Кооператив вправе также использовать материальные ресурсы, полученные  от заказчиков (граждан, предприятий и организаций) по заключаемым договорам.

В случае приобретения кооперативом в государственной розничной торговой сети и в торговой сети системы потребительской кооперации товаров с нарушением действующего законодательства и производства из них продукции все доходы, полученные от ее реализации, подлежат изъятию в местный бюджет.

Кооператив обеспечивается централизованно распределяемыми ресурсами, если он заключил договор:

·        на выполнение государственного заказа - в объеме, необходимом для выполнения государственного заказа;

·        на участие в реализации государственных программ социально-экономического развития - через органы материально-технического снабжения в объеме, необходимом для выполнения обязательств по реализации указанных программ;

·        на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг с государственными и иными предприятиями, органами и организациями материально-технического снабжения - этими предприятиями, органами и организациями в объеме, необходимом для выполнения соответствующих договорных обязательств.

3. Кооператив вправе приобретать, обменивать, арендовать, брать взаймы, получать в соответствии с законодательством (в том числе переводить с баланса на баланс) у кооперативных или иных предприятий, организаций и граждан неиспользуемые здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и другое имущество.

Расчеты кооператива за материально-технические ресурсы осуществляются по ценам, установленным в соответствии с законодательством. Особенности деятельности потребительских кооперативов в сфере обращения

Потребительские кооперативы и их объединения пользуются всеми правами, предусмотренными настоящим Законом, и вместе с тем имеют особенности, связанные со спецификой их деятельности.

Потребительские кооперативы могут объединяться на добровольных началах в объединения.

Потребительские кооперативы и их объединения вправе для достижения своих уставных целей создавать промышленные, строительные, транспортные, торговые и иные предприятия, приобретающие права юридического лица с момента государственной регистрации.

Полное наименование созданного предприятия должно содержать указание  на основной вид его деятельности и включать слова "предприятие потребительского кооператива" или "предприятие объединения потребительских кооперативов" c указанием наименования основавшего это предприятие кооператива или объединения. 

Потребительские кооперативы и их объединения имеют право самостоятельно или по договоренности с потребителем устанавливать цены (тарифы):

·        на реализуемые ими как в собственной торговой сети, так и предприятиям, учреждениям и организациям-потребителям сельскохозяйственные продукты и сырье, закупаемые по договорным ценам у населения, сельскохозяйственных предприятий или произведенные в собственных подсобных хозяйствах и заготавливаемые ими самостоятельно, а также на выработанную из них продукцию;

·        на промышленные товары народного потребления, производимые кооперативными предприятиями, продукцию предприятий общественного питания и на и на выполняемые ими работы и оказываемые услуги.

Потребительские кооперативы могут предоставлять своим членам преимущества в форме скидок с розничных цен (тарифов) на реализуемые им товары (работы, услуги), а также льготы при приобретении товаров в кредит. Эти преимущества и льготы предоставляются за счет доходов (прибыли), получаемых от производственной, торговой и других видов деятельности предприятий потребительской кооперации.

Вопрос №25. Перспектива закупочной деятельности потребительской кооперации


Закупочная деятельность обществ потребительской кооперации не только помогает решать вопросы обеспечения продовольственными товарами сельского населения, но и способствует развитию личных подсобных хозяйств, повышению благосостояния жителей села и пайщиков потребкооперации, а значит, вносит и свой вклад в подъем сельского хозяйства.

Размещение государственных заказов, распределение поставляемой по ним продукции, установление договорных цен на нее, заключение соответствующих генеральных договоров осуществляют органы Государственной контрактной системы, создаваемой с осени 1990 года на уровне союзных республик и Союза Сер на базе органов Госснаба, Минторга и Агроснаба. Она выполняет в течение переходного периода функции государственного посредника и обладает необходимыми для этого полномочиями.

Органы Государственной контрактной системы отделяются от коммерческих оптовых предприятий, действующих независимо. Взаимоотношения с этими предприятиями строятся на коммерческой основе.

В составе Государственной контрактной системы создаются территориальные органы с товарными отделами, непосредственно ведущими размещение госзаказов и распределение продукции, а также подразделения, координирующие их деятельность по материальному обеспечению госзаказов.

Объемы и состав госзаказов определяются республиканскими и союзными органами контрактной системы.

Предлагается следующая схема организации работы органов Государственной контрактной системы.

Предприятия, пользуясь услугами посреднических оптовых предприятий, самостоятельно формируют портфели заказов и планы производства, размещают заказы и заключают хозяйственные договоры. Если в итоге этой работы обнаруживается, что невозможно разместить заказы на какие-либо виды продукции или не удается загрузить мощности, то есть не срабатывают рыночные отношения, они обращаются в территориальные органы Государственной контрактной системы, сообщая им соответствующие данные.

Таким образом. Государственная контрактная система работает по принципу отклонений, не препятствуя развитию рыночных связей.

На уровне республиканских органов на основе этих данных определяется объем и состав госзаказов, потребности республик во взаимных поставках. Исходя из них, подготавливаются двухсторонние и многосторонние межреспубликанские договоры.

На этой основе республиканские и территориальные органы осуществляют работу по размещению госзаказов, установлению договорных цен и распределению лимитов на материальные ресурсы. Работы проводится с участием производителей, основных потребителей и оптовых посредников, представляющих интересы мелких потребителей. Объем госзаказов должен быть, возможно, меньшим, чтобы не угнетать развитие рыночных отношений.

На 1991 год органы контрактной системы наделяются правом в особых случаях прекращать или приостанавливать действий заключенных ранее договоров между предприятиями, когда в интересах народного хозяйства возникает необходимость переориентации складывающихся товарных потоков.

Чтобы предотвратить необоснованные решения такого рода, предприятиям предоставляется право оспорить их в арбитраже, который может либо отменить решение органов контрактной системы, либо взыскать с них ущерб, причиненный ими предприятию.

В первый период договорные цены, по которым реализуется продукция, производимая по госзаказам, будет ниже рыночных, хотя и не должны отрываться от них намного. Соответственно, для потребителей эта продукция тоже может быть несколько дешевле, что будет заинтересовывать их в обращении к Государственной контрактной системе. Но она может затем увеличить надбавку к цене за оказываемые услуги вплоть до того, что для потребителя дешевле окажется приобрести необходимые ресурсы на рынке.

Таким образом, описанный выше механизм формирования госзаказов “по отклонениям” плюс политика договорных цен будут стимулировать расширение сферы рыночных отношений и сокращение объема госзаказов, в конечном счете, до величины закупок, необходимых непосредственно государству и финансируемых из бюджета.

Через Государственную контрактную систему может также осуществляться контроль за производителями-монополистами посредством регулирования цен на их продукцию и принудительного прикрепления потребителей.

Сферой, наиболее чувствительной к перебоям в поставках и нуждающейся в особых мерах по их предупреждению в переходный период, является потребительский рынок.

Поэтапная либерализация цен на потребительские товары и услуги может привести к тому, что определенные группы населения могут быть лишены возможности приобретения ряда жизненно необходимых товаров. Это также потребует принятия соответствующих мер со стороны республиканских и местных органов.

В связи с этим необходимо действовать по следующим основным направлениям:

1) Ускоренная демонополизация и разгосударствление розничной и оптовой торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также значительной части предприятий, поставляющих им товары.

В торговле имеется самое большое число мелких предприятий, но монополизация здесь носит ярко выраженный организационный характер. Она создает особо благоприятную почву для теневой экономической деятельности.

Ныне действующие в среднем звене административные структуры, ведущие по всей подчиненной им сети бухгалтерских учет, расчеты и планирование, подлежат реорганизации или ликвидации с учетом требований антимонопольного законодательства.

2) Мобилизация товарных резервов и создание условий для регулирования потребительского рынка посредством товарных интервенций.

По непродовольственным товарам, а также ряду продуктов питания возможно в течение 4-5 месяцев до либерализации цен на соответствующую группу товаров резервировать от 3 до 7 процентов товарооборота.

Определенные резервы можно накопить за счет сокращения выездной торговли и иных форм распределения непродовольственных товаров народного потребления. В 1989 году по этим каналам было реализовано: обуви - 1 1 процентов, холодильников- 14, швейных машин-31,5, цветных телевизоров- 10,5, стиральных машин- 19, мебели - 14 процентов. За последние 4 месяца 1990г. за счет этих источников можно накопить значительный объем резервов.

Необходимо максимально использовать в этих же целях иностранную помощь.

В современных условиях концентрация резервов, доставка товаров и их хранение могут потребовать специальных каналов и средств. В эту работу могли бы включиться народные депутаты всех уровней, рабочий контроль.

3) Использование механизмов госзаказов и цен, контрактной системы может обеспечить поддержание объемов производства и не допустить значительного снижения выпуска потребительских товаров, для того чтобы обеспечить достаточно равномерное распределение товарных ресурсов по стране, целесообразно создать на союзном уровне Государственной контрактной системы межреспубликанский товарный Совет из полномочных представителей союзных республик.

4) Применение в случае нужды на уровне городов, регионов, республик нормированного распределения ограниченного набора товаров первой необходимости как гарантии минимума их потребления.

За последние годы местные органы накопили немалый опыт этой области. Представляется, что в переходный период в целях недопущения значительного ущерба населению или отдельным его слоям накопленный опыт придется использовать с учетом местных условий в дополнение к индексации доходов.

Целесообразно рекомендовать применение нормированного распределения только узкого круга продуктов питания и других предметов первой необходимости по минимальным нормам в случае их дефицита с тем, чтобы сверх этих норм товары приобретались по рыночным ценам в коммерческой торговой сети. При нормированном распределении могут применяться твердые цены, дотации к которым выплачиваются торговым предприятиям из местного бюджета. Другой, более гибкий вариант - продовольственные талоны на приобретение со скидкой на определенную сумму набора товаров с правом выбора. Скидка в размере 50-70 процентов к рыночной цене также возмещается из местного бюджета. Для покрытия расходов на эти цели местные органы власти могут вводить целевой налог с доходов населения или использовать другие источники. Выдача продовольственных талонов производится только отдельным группам населения.

5) Стимулирование деятельности потребительской кооперации, торгово-закупочных кооперативов, других предприятий торговли по завозу и реализации товаров в регионах, в которых возникают проблемы со снабжением населения. [2]

Вопрос №32. Оптово-розничное объединение в кооперативной торговле

Перестройка всей системы политических и экономических отношений, развернувшаяся в России на рубеже тысячелетий, способствовала адаптации старых традиционных и поиска новых форм и методов хозяйствования во всех секторах и отраслях экономики, в том числе и в потребительской кооперации.

Российская потребительская кооперация прошла сложный исторический путь от добровольного и социально необходимого соединения имущества мелких производителей и потребителей к созданию мощных и независимых региональных и отраслевых объединений кооперативов. В начале XX в, кооперативы наращивали свою собственность, используя ее в частных, коллективных и общественных интересах, объединяя сотни тысяч своих членов. Однако позднее (в 1930-х гг.) наступило время ее огосударствления и номинального владения предприятиями, падения роли потреби­тельских основ кооперации. Вплоть до 1980-х гг, функция производства оставалась доминирующей по отношению к личному потреблению.

До начала радикальных экономических реформ потребительской кооперации отводилась лишь второстепенная, подчиненная роль по отношению к государственному сектору. При этом в отличие от колхозной системы потребительская кооперация изначально функционировала в режиме полного хозрасчета и самофинансирования.

Потребительская кооперация переживает сегодня трудный период своего возрождения, напряженно восстанавливая присущие ей качества и ценности, трудовые и собственнические отношения. Как составная часть обшей кооперативной системы с граны и как элемент рыночной экономики она может успешно существовать только в условиях широкого развития частой собственности на средства производства, правовых и общественно-политических гарантий, предпринимательства и конкуренции. Одновременно перед ней встает ряд актуальных специфических проблем, таких, как взаимоотношение между потребительским обществом и пайщиками, общий и частный характер собственности, оптово-розничное объединение и др.

В соответствии с п. 1 ст. 116 Гражданского кодекса РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив" или слова "потребительский союз" либо "потребительское общество" (п. 3 ст. 116 ГК РФ).

Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются законами о потребительских кооперативах (п. 6 ст. 116 ГК РФ).

Организации и предприятия потребительской кооперации (потребительские общества, союзы потребительских обществ (ассоциации), их предприятия (оптовой, розничной торговли, общественного питания и заготовок, учреждения и др.) осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

Ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и уплату налогов кооперативы в сфере производства продукции и оказания услуг осуществляют в общеустановленном порядке.

Порядок отнесения на издержки производства и обращения затрат и формирования финансовых результатов для предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания и заготовок потребительской коопераций (далее - предприятий потребительской кооперации) определен Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях потребительской кооперации (утвержденными Правлением Центрсоюза РФ 6 июня 1995 г. № ЦСЦ-27 и согласованными с Минфином РФ).

В соответствии с п. 1.3 Методических рекомендаций в организациях потребительской кооперации, осуществляющих многоотраслевую деятельность, в состав которых входят структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса, издержки обращения и производства учитываются раздельно по каждому виду деятельности: оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья и др.

При этом к издержкам обращения и производства относятся:

·                    в торговых предприятиях - расходы, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, рекламой и реализацией товаров;

·                    в предприятиях общественного питания - расходы, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением продуктов, товаров, производством собственной продукции (кроме затрат сырья, стоимость которого учитывается обособленно от издержек обращения и производства), рекламой, продажей изделий собственного производства и покупных товаров, а также с организацией их потребления;

·                    в заготовительных предприятиях - расходы, связанные с закупкой сельскохозяйственных продуктов и сырья, их переработкой, транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией.

Для целей налогообложения произведенные организациями потребительской кооперации затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.В продолжение разобранных выше бухгалтерских и налоговых моментов по правильности исчисления налога на прибыль разберем также отдельные аспекты правильного ведения бухгалтерского учета основных средств, а также типичные ошибки, ведущие к искажению бухгалтерской и налоговой отчетности.[3]

Вопрос №47. Усиление социальной направленности деятельности предприятий массового питания потребительской кооперации

Направленность – изучение в массовых и узких социальных группах субъективных пред-ставлений об устройстве, событиях и явлениях "повседневного мира (обыденные представле-ния) и "внешнего" мира (умозрительные представления).

Финансовое положение большинства организаций общественного питания стается сложным. По итогам 2003 г. и I кв. 2004 г. рентабельными были только предприятия крупнейших городов России. 84% предприятий общественного питания частные и 16% – государственные. В какой стране вы видели частника, который будет себе в убыток вести бизнес? А в России сколько угодно. Но это только на бумаге, которая, как известно, все стерпит.

По негласной договоренности с местными властями убыток фиксируется только на бумаге. Большие ресурсные и финансовые потоки идут мимо официального бухгалтерского баланса. Работать без «черной кассы» сегодня в секторе общественного питания (СОПе) практически невозможно. Само государство толкает владельцев и менеджеров кафе и ресторанов на то, чтобы большая часть работы шла в «черную». Взятки для чиновников и проверяющих, бесплатное питание начальников разного калибра, наличные на закупку товаров и услуг, наконец, зарплата в конверте управляющим и себе – все это берется как раз из «черной кассы».

По оценкам экспертов, оборот СОПа в 2004 г. в России составит1400 – 1450$ млн. С учетом «серой» составляющей он доходит до $1600 млн. На первый взгляд, оборот кажется большой, но при либерализации сектора общественной торговли, отмене десятков торговых ограничений в течение 2-3 лет он мог бы превысить $1 млрд. В России оборот СОПа на душу населения составляет примерно $345. В той же Чехии он почти в 10 раз больше. Неужели гостеприимство русских заканчивается на пороге их собственных квартир и домов? [4]

В СОПе работает 8700 предприятий на 617 тысяч мест. Из них 19% расположены в производственных организациях, 35% – в учебных заведениях и 41% – в общедоступной сети. Рабочих, студентов и детей продолжают кормить государственные предприятия. Частный бизнес в эти выгодные ниши рынка не впускают. Минобразования совместно с местными органами власти предпочитают в тиши кабинетов делить субсидии, закрывать глаза на низкое качество. Ведь никто не ставит им задачу создать конкурентную среду и привлечь в СОП частный капитал и предпринимательский талант.

При учреждениях образования работают 13300 объектов общественного питания на 1354 тыс. рабочих мест. Они обслуживают 1,5 млн. студентов, поддерживает олигополию и запрещает вход на данный рынок частным структурам. В городах страны создано 1380 комбинатов школьного и студенческого питания, которые, собственно, и занимаются приготовлением пищи для столовых. Все эти предприятия, естественно, находятся в государственной собственности.

Прозрачности в финансовых потоках данного сектора нет. Мы знаем, что бюджет должен доплачивать учащимся школ (около 760 рублей в учебный день на одного учащегося 1-3 (4) классов, а также ученикам 4 (5)-11 (12) классов сельских школ). Учебные заведения могут принять решение о полностью или частично бесплатном питании школьникам из малообеспеченных и неблагополучных семей. Студенты ПТУ, которые учатся не менее 10 месяцев, получают за счет бюджета одноразовое горячее питание, а иногородние и из малообеспеченных семей питаются за государственный счет три раза в день.

Поскольку нормы денежных расходов на питание учащихся чрезвычайно низки, то ожидать высокого качества питания от государственных столовых и пищевых комбинатов не приходится. Где вы видели в наше тяжелое время сотрудников этих заведений, которые бы не старались увести часть ресурсов лично для себя? Ситуацию усугубляют цены на продукты питания. По многим позициям они у нас (из-за торгового протекционизма) в два раза выше мировых (к примеру, мясо в Германии или мука в России). В итоге столовые и комбинаты вынуждены лепить из имеющихся ингредиентов продукт, который, помимо всего прочего, должен быть съедобен. Далеко не во всех случаях это получается. Экономия на детском питании – невероятный государственный цинизм.

Русские власти по обыкновению видят решение проблемы детского питания и СОПа в целом в модификации бюрократических процедур. Совет Министров создал Межведомственную комиссию по организации общественного питания стране. Она активно думает над тем, как, не пуская в данный сегмент рынка частный бизнес, т.е. инвестиции и новые технологии, получить более высококачественный продукт. Рекомендации чиновников предсказуемые. Местные исполкомы должны компенсировать государственным предприятиям, занятым в СОПе, часть затрат, чтобы снизить цены на завтраки и обеды в учебных заведениях. Поскольку на уровне райисполкомов и облисполкомов денег хронически не хватает, то ситуация с качеством услуг на данном сегменте рынка едва ли улучшится.

Чиновники банально стараются спихнуть решение этой проблемы на директоров школ и ПТУ. Активно идет процесс передачи столовых на баланс самих учебных заведений. В 40% общеобразовательных школ, 16% ПТУ, 65% вузов, 15% техникумов это уже произошло.

Директора школ не имеют права самостоятельно организовать систему питания. Они должны жить по «Рекомендациям по организации питания учащихся общеобразовательных школ, средних специальных и студентов высших учебных заведений», а также выполнять десятки других технологических нормативных документов. Честнее и эффективнее было бы передавать деньги непосредственно в школы. Пусть директор вместе с родительским комитетом самостоятельно решают, как организовать питание в школе или ПТУ.

С другой стороны, зачем учебным заведениям иметь на своем балансе столовые, если можно просто объявить тендер среди частных компаний на организацию питания? Наверняка многие предприниматели с удовольствием занялись бы таким бизнесом – спрос-то гарантирован. С них можно было бы спросить за качество. Стало бы меньше коррупции, но такие простые рыночные схемы в голову чиновникам не приходят.

Если бы Минторг не мешал, то данный сектор развивался бы гораздо быстрее. Трудно объяснить смысл существования ценовых категорий для частных ресторанов или кафе. В России же получается, что частный инвестор открывает бизнес всегда в партнерстве с Минторгом. Помимо регулирования цен чиновник определяет «требования к архитектурно-планировочным решениям, мебели, столовой посуде, приборам, белью, персоналу, методам обслуживания потребителей, фирменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию, ассортименту кулинарной продукции, оформлению меню и другие». Это далеко не все: «В целях защиты внутреннего потребительского рынка предусмотрена обязательная реализация в объектах общественного питания алкогольных напитков и табачных изделий отечественного производства». Окончательно добивают СОП. Они наделены полномочиями устанавливать предельный размер наценок. Так кто, в конечном счете, владеет русскими ресторанами и кафе?[5]

Список используемой литературы

 

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1и 2; п. 1 ст. 116

2.     Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» //Экономика и жизнь. – №31

3.     Коммерческая деятельность в кооперативной торговле: Учебное пособие / Под ред. Ф.Г.Панкратова. – М., 2003

4.     Потребительская кооперация в переходной экономике России. Ч.1. – Новосибирск, 2003

5.     Прижигалинский В.П. Рынок: проблемы предпринимательства и кооперации. – Ставрополь: АО «Пресса», 2002


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1и 2 (стр. 57-59)

[2] Коммерческая деятельность в кооперативной торговле: Учебное пособие / Под ред. Ф.Г.Панкратова. – М., 1992.(стр. 200-204)

[3] Коммерческая деятельность в кооперативной торговле: Учебное пособие / Под ред. Ф.Г.Панкратова. – М., 1992.(стр. 123-130)

[4] Прижигалинский В.П. Рынок: проблемы предпринимательства и кооперации. – Ставрополь: АО «Пресса», 2002(стр. 80-84)

[5] Потребительская кооперация в переходной экономике России. Ч.1. – Новосибирск, 2003(стр. 75-77)