Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
1. Организация бухгалтерского учета исполнения бюджета.................. 4
2. Классификация и оценка основных средств.......................................... 9
Заключение.................................................................................................. 14
Список литературы..................................................................................... 16
Введение
Своевременный финансовый механизм Российской Федерации, в том числе и бюджетный, невозможен без системы расчетов. Расчеты классифицируются по своему характеру на группы:
1) расчеты, осуществляемые внутри организации, учреждения, - внутренние расчеты; это расчеты администрации и персонала, возникающие в процессе экономической, управленческой, научной, учебной, производственной и иной деятельности, с целью осуществления которой создавалось учреждение или организация;
2) расчеты, осуществляемые между структурными подразделениями организации, учреждения, - внутрихозяйственные расчеты;
3) расчеты, осуществляемые между организациями и вышестоящим органом - ведомством, управлением и т.п. Такие расчеты называют внутриведомственными;
4) расчеты, возникающие между организациями, учреждениями за поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ, - межхозяйственные расчеты;
5) одногородние расчеты - расчеты, осуществляемые внутри города;
6) иногородние расчеты - расчеты между организациями, учреждениями и т.п., находящимися в разных городах;
7) международные расчеты - производимые между плательщиком и получателем, находящимися на территориях разных государств.
Приведенная классификация расчетов положена в основу построения синтетического учета расчетов в бюджетных учреждениях и организациях.
1. Организация бухгалтерского учета исполнения бюджета
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам, и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести: организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации; контроль исполнения сметы расходов; переход на казначейскую систему исполнения бюджетов; выделение в учете кассовых и фактических расходов; отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).
Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.
Учреждения осуществляют учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (1) и Инструкцией но бухгалтерскому учету в бюджетных организациях (4).
Инструкция предусматривает: план счетов бухгалтерского учета в учреждениях:
мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета: способ применения субсчетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций но исполнению сметы доходов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников; формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета; методы оценки активов и обязательств; корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям; другие вопросы организации бухгалтерского учета.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации несут руководители учреждений.
Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов учреждения в зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением (централизованной бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером, или главным бухгалтером (бухгалтером) в случаях отсутствия самостоятельного структурного подразделения.
Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится но функциональному признаку, т. е. за каждой группой работников или отдельным работником в зависимости от объема работ закрепляется определенный участок. В бухгалтериях, как правило, создаются следующие группы: финансовая, материальная, расчетов и т.д. В зависимости от объема работ из финансовой и материальной групп могут быть выделены следующие группы: оперативно-финансовая, расчетных операций, основных средств и малоценных предметов, продуктов питания. В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учстно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.
Все структурные подразделения, входящие в состав учреждений, а также учреждения, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые документы для бухгалтерского учета и контроля (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непосредственно к исполнению сметы доходов и расходов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ и др.).
Бухгалтерский учет в учреждении должен обеспечивать систематический контроль за ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.
В обязанности бухгалтерских служб входит: ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Инструкции (4) и других нормативных правовых актов; осуществление предварительного и последующего контроля за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов, или лимитам бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета; своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций; контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации; финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет доходов и расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета; начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, стипендий учащимся, студентам, аспирантам учебных заведений; своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения в пределах санкционированных расходов сметы доходов и расходов, с организациями и отдельными физическими лицами; ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников; контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно-материальных и других ценностей; участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете; проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении; широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ; составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности; составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов (при отсутствии планового отдела или другого аналогичного структурного подразделения); ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб; хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и т. п. как на бумажных, так и на машинных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации. План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план инвентаризации; план счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.
В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках.
2. Классификация и оценка основных средств
Согласно приказу Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" к основным средствам относятся: здания, сооружения и передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
В составе основных средств учитываются также: земельные участки; объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы); капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора амортизации и переносится на издержки производства и обращения.
Основные средства используются в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
Срок эксплуатации объектов основных средств характеризуется в ПБУ 6/01 как срок их полезного использования, т.е. период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
Для бухгалтерского учета и управления основными фондами на всех уровнях хозяйствования первостепенное значение имеет функционально - видовая классификация средств труда, установленная Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. В целях обеспечения единообразия группировки основных средств в учете и отчетности предприятий независимо от их отраслевой принадлежности и организационно - правовой формы Общероссийским классификатором конкретные наименования средств труда отнесены к соответствующим видам по их функциональной роли в производственно - хозяйственной деятельности предприятия.
В бухгалтерском учете и отчетности основные средства представлены, в частности, следующими видами (в соответствии с подразделами классификатора): находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, измерительные приборы и устройства, вычислительная техника, инструмент, капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.
Кроме того, основные средства подразделяются в зависимости от целей использования на производственные и непроизводственные.
К производственным относятся основные средства, участвующие в производстве промышленной, строительной и сельскохозяйственной продукции, а также в торговле, общественном питании и других являющихся обычными (основными) видах деятельности, в процессе которой создается основной доход предприятия (доход от продаж).
К непроизводственным относятся состоящие на балансе организации основные средства непроизводственного назначения, не участвующие в обычной (основной) деятельности организации, а обеспечивающие социально - бытовые и культурные потребности трудового коллектива.
Основные средства организации подразделяются также на используемые, т.е. находящиеся в эксплуатации, и неиспользуемые, находящиеся в запасе (резерве), в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и на консервации.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ст.258) для целей налогообложения амортизируемые основные средства объединяются в 10 амортизационных групп в зависимости от сроков их полезного использования:
1) от 1 года до 2 лет включительно;
2) свыше 2 лет до 3 лет включительно;
3) свыше 3 лет до 5 лет включительно;
4) свыше 5 лет до 7 лет включительно;
5) свыше 7 лет до 10 лет включительно;
6) свыше 10 лет до 15 лет включительно;
7) свыше 15 лет до 20 лет включительно;
8) свыше 20 лет до 25 лет включительно;
9) свыше 25 лет до 30 лет включительно;
10) свыше 30 лет.
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями предприятий - изготовителей.
Основные средства в текущем бухгалтерском учете отражаются по первоначальной стоимости, которая является базой для начисления амортизации основных средств. Первоначальная стоимость определяется на основе инвентарной стоимости, сформированной с учетом всех капитальных затрат в процессе вложения средств во внеоборотные активы.
В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости (еще не перенесенной на издержки производства и обращения), определяемой путем вычета из первоначальной стоимости суммы начисленной (накопленной) амортизации (износа).
Согласно ПБУ 6/01 первоначальная стоимость приобретенных за плату основных средств представляет собой фактические затраты организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и других возмещаемых налогов.
Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств включают:
-суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
-суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
-суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
-регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
-таможенные пошлины;
-невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
-вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
-иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. В частности, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.
Заключение
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам, и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости., учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести: организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации; контроль исполнения сметы расходов; переход на казначейскую систему исполнения бюджетов; выделение в учете кассовых и фактических расходов; отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).
Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.
Список литературы
1 Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. М.: Проспект, 2000.
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2000
4 Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н (зарегистрирована в Минюсте России 28 января 2000 г. N 2064).
5 Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов. Утверждена приказом Минфина России от 17 февраля 1999 г. N 15н (зарегистрирована в Минюсте России 22 апреля 1999 г. N 1765).
6 Правила кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации 19 апреля 2000 г. N 46н. Согласовано с Центральным банком Российской Федерации 20 апреля 2000 г.
7 Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г N 49.
8 Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30 октября 1997 г. N 71а.
9 Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью. Приказ Минфина России от 15 июня 2000 г. N 54н.
10 О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Приказ Минфина Российской Федерации от 10 июля 2000 г. N 65н.
11 Белов А. Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Финансы и статистика, 1998.
12 Жоромская Н.Н., Долгая В.М. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. Комментарий. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2002.
13 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М., 2003.
14 Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - "Проспект", 2003 г.