Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Учет товаров материально ответственными лицами........................... 5

2. Особенности документооборота в торговых организациях................ 7

3. Организация аналитического учета товаров в бухгалтерии............ 10

Заключение.................................................................................................. 13

Список использованной литературы....................................................... 15

Введение

Торговля - это вид предпринимательской деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже.

Обратимся к Гражданскому кодексу РФ. Согласно ст. 492 предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным (семейным, домашним и т. д.) использованием. Отношения продавца покупателя товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки.

Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства торговля подразделяется на виды в зависимости от цели приобретения товара и характера его дальнейшего использования.

Согласно письму Госкомстата РФ от 8 ноября 1995 года № 17-1-17/1947 "Об отнесении торговых предприятий к розничным или оптовым" идентификация сфер оптовой и розничной торговли для решения учетно-статистических задач осуществляется Госкомстатом России на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. В соответствии с положениями классификатора оптовая торговля включает деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам.

Широко известной формой осуществления оптовой торговли сегодня является оптовый рынок. Заметим, что идеальная модель оптового рынка не предусматривает реализацию товаров населению.

Распространение оптовых рынков обусловлено повышенным вниманием к данной форме торговли со стороны органов исполнительной власти как на государственном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Правительством Москвы установлен ряд льгот и мер, стимулирующих развитие оптовых рынков. Законодательство субъектов содержит нормы, применение которых позволяет контролировать деятельность участников торговых операций на рынках.

На федеральном уровне документом, устанавливающим правила продажи товаров на оптовом рынке, является совместный приказ Минсельхозпрода России и Роскомторга от 01.12.94 №№ 292, 95 "Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке".

Законодательные органы субъектов РФ используют указанные Правила в качестве основы для разработки документов, регламентирующих деятельность оптовых рынков, расположенных на территории субъекта. Так, правительством Москвы 25 ноября 1997 года одобрен проект закона города Москвы "Об оптовых продовольственных рынках".

И федеральный нормативный акт, и проект закона города Москвы регулируют правила продажи на оптовых рынках только продовольственных товаров. Деятельность оптовых рынков непродовольственных товаров на сегодняшний день остается не урегулированной законодательством[1].

1. Учет товаров материально ответственными лицами

Учет хранения товаров осуществляется материально ответственными лицами (кладовщик, заведующий складом), с которыми заключается соответствующий договор.

Материальная ответственность наступает с момента оприходования поступившего товара на склад на основании приходных товаросопроводительных документов и длится до момента выбытия, передачи товаров по расходным документам. При любом способе хранения ответственные лица ведут учет товаров в натуральном измерении на основании соответствующих приходных и расходных документов. Кроме того, возможно учитывать движение товаров одновременно и в стоимостном измерении.

Следует отметить, что организация складского учета товаров зависит от выбранного торговым предприятием способа хранения товаров - партионного, партионно-сортового, сортового или по наименованиям.

При партионном и партионно-сортовом способах хранения товаров на каждую партию товаров выписывается партионная карта в двух экземплярах. Один экземпляр остается на складе и является регистром складского учета, а второй - передается в бухгалтерию.

Партионная карта заполняется по унифицированной форме N МХ-10 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 9 августа 1999 г. N 66). Заполненная форма N МХ-10 приводится на странице 452 приложения.

Одной партией считают:

- товары, поступившие одним видом транспорта, независимо от количества транспортных документов;

- товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам от одного поставщика.

Учет товаров в партионных картах ведется на основании приходных и расходных товарных документов. При заполнении партионной карты в ней указывают:

- номер партионной карты и дату ее составления;

- наименование товара;

- номер и дату акта о приеме товара;

- номер и дату накладной, по которой товар поступил;

- реквизиты поставщика, вид транспорта, место отправления;

- наименование, сорт и количество (массу) товара.

По мере отпуска товаров в партионной карте указывают:

- дату отпуска;

- номер расходного товарного документа;

- наименование получателя;

- вид транспорта, место отправления;

- наименование, сорт и количество (массу) отпущенного товара.

Полный расход партии товаров оформляют в партионной карте подписями заведующего складом и товароведа. После этого партионную карту передают в бухгалтерию для проверки. Если при проверке по данной партии выявляется недостача товаров, то недостачу в пределах норм естественной убыли списывают в расходы на продажу:

Дебет 44 Кредит 41-1

Недостачу сверх норм естественной убыли взыскивают с материально ответственного лица:

Дебет 94 Кредит 41-1,

Дебет 73-2 Кредит 94

При этом инвентаризация не проводится. Излишки товаров, выявленные при проверке, приходуют с отнесением на внереализационные доходы:

Дебет 41-1 Кредит 91-1

По окончании месяца остатки товаров в натуральном выражении из регистров складского учета заносятся материально ответственными лицами в "Ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения" унифицированной формы N МХ-19. Ведомости заводятся на год по каждому материально ответственному лицу. Путем подсчетов исчисляется общая стоимость товаров по ведомости учета, которая сверяется с данными синтетического учета по балансовому счету 41 субсчет 1 "Товары на складах".

Ведомость подписывают работник бухгалтерии и материально ответственное лицо. Заполненная форма МХ-19 приводится на странице 454 приложения.

При сортовом способе хранения товаров и хранении по наименованиям для складского учета применяются "Журнал учета движения товаров на складе" унифицированной формы N ТОРГ-18 и карточки количественно-суммового учета формы N ТОРГ-28.

В зависимости от количества приходных и расходных документов на каждое наименование и сорт товаров в журнале открывается одна или несколько страниц. При сортовом способе хранения однородные товары различного наименования, имеющие одинаковую учетную цену, могут учитываться на одной странице журнала. Например, на одной странице можно учитывать кофе или макаронные изделия разного наименования, но одинаковой цены.

Журнал открывают на год. В начале года перед внесением записей в журнале отражают остатки товаров на начало года.

2. Особенности документооборота в торговых организациях.

В розничную торговлю товары для продажи поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, ведущих внешнюю торговлю, со складов и т. д.

Товары, поступающие на предприятия розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.), предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется приемным актом.

В основном товар розничные предприятия торговли получают от предприятий-поставщиков. Товары, отпускаемые поставщиками со своих складов и баз, материально ответственные лица розничных предприятий получают по доверенности.

Материально ответственные лица расписываются в приемке товаров в товарно-транспортной накладной, оформленной поставщиком, и отвечают за его сохранность в процессе доставки.

Приемка товаров по количеству и качеству на розничных предприятиях осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами на основании сопроводительных документов. При этом правила приемки товаров в розничной торговли такие же, как в оптовой торговле. Однако с учетом того, что товары в розничной торговле доходят до конечного потребителя, особое внимание уделяется проверке качества товара.

Реализуемые через розничную торговую сеть пищевые продукты, продовольственное сырье, должны сопровождаться соответствующим документом предприятия-изготовителя, подтверждающим качество и безопасность продукции для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения (гигиенического сертификата), выданного учреждениями Госсанэпидемслужбы. Документы на импортную продукцию должны содержать отметку учреждений Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации о прохождении гигиенической оценки пищевого продукта в установленном порядке. Реализация продуктов питания и продовольственного сырья без наличия указанных документов, подтверждающих их качество и безопасность, запрещается.

Качество пищевых продуктов, поступающих на предприятия продовольственной торговли, проверяется материально ответственными лицами (товароведами, кладовщиками, заведующими или директорами предприятий). Приемку продуктов начинают с проверки сопроводительных документов, качества упаковки, соответствия пищевых продуктов сопроводительным документам и маркировке, обозначенной на таре (упаковке). Экспертиза нестандартных продуктов, а также недоброкачественных, испорченных продуктов, не требующая специальной медицинской компетентности, осуществляется товароведами или инспекцией по качеству, а при наличии специальных санитарно-эпидемиологических показаний — центрами санэпиднадзора.

Количество принимаемых скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно определяться объемом работающего холодильного оборудования (для хранения данного вида продуктов), имеющегося на предприятии. Тара и упаковка пищевых продуктов должны быть прочными, чистыми, сухими, без постороннего запаха и нарушения целостности. 

Товары, поступающие в розничную торговлю, приходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.

Поставщиком товара в розничное торговое предприятие может выступать и физическое лицо. Оформление поступления товаров рекомендуется проводить с заключением договора между торговым предприятием и лицом, предлагающим товар.

Приемка товара сопровождается составлением материально ответственным лицом накладной на фактически принимаемый товар. Форма и условия расчетов за товар могут быть различны, они указываются в договоре. Однако необходимо отметить, что в том случае, когда оплата товара производится наличными деньгами (одновременно с приемкой товара или после его реализации), может оформляться в установленном порядке расходный кассовый ордер на имя материально ответственного лица с указанием в графе "Основание": "В подотчет для приобретения товара" и суммы выданных денег прописью.

Товарно-транспортные накладные, акты и другие документы, на основании которых материально ответственные лица приняли товар, вместе с товарными отчетами передаются в бухгалтерию, где их используют для контроля за правильностью оприходования товара и записей в учетные регистры.

3. Организация аналитического учета товаров в бухгалтерии

Аналитический учет товаров в бухгалтерии ведется раздельно по материально ответственным лицам, наименованиям, сортам. При этом могут быть применены различные методы натурально-стоимостного учета товаров:

1)  сортовой;

2)  оперативно – бухгалтерский;

3)  партионный.

При сортовом способе учет ведется в карточках количественно-суммового учета (открываются на каждый сорт, артикул и т. д.), в которых записывают приход, расход и остаток товаров (тары) в количественном и стоимостном выражении на основании первичных документов: актов приемки, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других документов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги оборотов за месяц, определяют остатки и составляют оборотную ведомость, при этом переносятся месячные итоги по приходу, расходу товара и остатки на конец месяца из карточек. Итоговая строка оборотной ведомости (по сумме) должна быть тождественна оборотам и сальдо синтетического счета 41 "Товары" (по каждому складу в отдельности).

С помощью оборотной ведомости сверяют данные бухгалтерского и складского учета, что подтверждается актом сверки или подписями бухгалтера и материально ответственного лица на оборотной ведомости.

При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) способе учета материально ответственные лица заносят в базу данных записи или ведут карточки количественно-сортового учета. Бухгалтерия же аналитический учет товаров ведет только в суммовом выражении по материально ответственным лицам или по товарным группам. (Не реже одного раза в неделю бухгалтер на складе проводит сплошную проверку записей в карточках складского учета (товарных книгах). При этом сопоставляются записи, сделанные материально ответственными лицами в карточках складского учета, с данными приходно-расходных документов, представленных в бухгалтерию в качестве приложения к реестру или товарному отчету. Правильность определения остатка товара на день проверки бухгалтер подтверждает проставлением даты проверки и своей подписью в карточках.

На первое число месяца и на день инвентаризации на основании проверенных карточек складского учета составляют сальдовые ведомости по складам и материально ответственным лицам с подсчетом в них промежуточных итогов по товарным группам (для удобства сверки с суммовыми карточками бухгалтерии).

В сальдовой книге записывают остатки по каждому товару в количественном выражении по наименованиям, на основе регистров складского учета с указанием цены. Затем определяют общую стоимость товаров. Общий итог по сальдовой ведомости сверяют с товарным отчетом склада и с сальдо счета 41 "Товары".

Партионный учет товаров в бухгалтерии применяется в том случае, если товар на складе хранится по партиям. Учет ведется на компьютере или и партионных картах. Порядок занесения записей в базу данных или в партионные карты такой же, как на складах, только учет ведется не в количественном, а в количественно-суммовом выражении.

В бухгалтерии на каждую партию открывается отдельная карточка. Данные бухгалтерского учета сверяются с товарными отчетами материально ответственных лиц и с партионными картами склада. Расхождения, выявленные при сверке, фиксируют в акте. На начало месяца итоговые данные из партионных карт заносят в оборотную ведомость которые целесообразно составлять не по отдельным наименованиям сортам товара, а по отдельной партии в целом с указанием ее номера и суммы. Итог ведомости должен совпадать с данными синтетического счета 41 "Товары".

По мере реализации партий товара бухгалтер без проведения инвентаризации выявляет результаты по партиям (недостачи или излишки товаров). По недостающим товарам рассчитывают и списывают естественную убыль по нормам, засчитывают пересортицы товаров, обнаруженные внутри партии (пересортицы товаров в разных партиях засчитывать запрещается), выявляют окончательные результаты и отражают их на счетах. Недостачи, превышающие установленные нормативы, подлежат взысканию с виновных лиц. Излишки приходуются в доход предприятия.

Заключение

Важное звено, обеспечивающее необходимую интенсивность и ускорение процесса товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям, — оптовая торговля. Организуя движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствует синхронизации производства и потребления товаров.

Являясь неотъемлемым звеном единой системы товародвижения, оптовая торговля требует коренной перестройки. Поэтому одна из важных долговременных задач государственной политики в области развития оптовой торговли — ее структурная перестройка, предусматривающая распространение таких форм ее организации, которые должны быть максимально сориентированы на малое предпринимательство в среде пользователей услугами оптового звена.

Сложившийся потенциал оптового звена должен быть активно использован для стимулирования и всемерного поддержания межрегиональных интеграционных процессов на потребительском рынке.

Сложившаяся материально-техническая база оптовой торговли создавалась на протяжении многих десятилетий. Требует обновления складское хозяйство. Это должно происходить не только за счет строительства новых современных складов, оснащенных прогрессивным технологическим оборудованием, но и за счет реконструкции и технического переоснащения действующих складов, рационализации имеющейся материально-технической базы.

Среди других задач государственной политики в области развития оптовой торговли необходимо отметить развитие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке оптовой торговой деятельности, а также стимулирование работы оптового звена по внедрению активных форм продвижения на рынке отечественных товаров.

В связи с выдвигаемыми перед оптовой торговлей новыми задачами целями ее развития должны стать:

создание развитой структуры каналов товародвижения;

поддержание должной интенсивности товаропотоков;

формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения;

обеспечение экономии совокупных издержек обращения.

В рыночно -ориентированной системе хозяйственных отношений изменяются и функции оптовой торговли. Так, по отношению к оптовым -покупателям ее функции должны сводиться к:

оценке потребностей и спроса;

преобразованию производственного ассортимента в торговый;

накоплению и хранению товарных запасов;

доставке товаров;

кредитованию;

информационному и консалтинговому обслуживанию. Функции оптовой торговли по отношению к поставщикам товаров должны состоять в следующем:

концентрация коммерческой деятельности;

поддержка процесса перехода прав собственности на товар;

инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;

минимизация коммерческого риска;

маркетинговое обслуживание.

Переориентация оптовой торговли в целевом и функциональном отношении позволит не только создать условия для углубления реформ в торговле, но и обеспечит стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.

Список использованной литературы

1.                      Брагин Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. – М.,

2.                      Николаева Г.А., Щур Д.Л. Оптовая торговля. – М., 1998. – 336с.

3.                      Памбухчиянц О.В. Технология оптовой торговли: Учеб. М.: Маркетинг, 2001.

4.                      Пигунова О.В. Ассортиментная стратегия пердприятия оптовой торговли //Современная торговля. - 2002.– № 3.-С. 16-18.

5.                      Райсберг Б.А. Современный экономический словарь – М., 1999.

6.                      Кожинов В.Я. Учет в торговле. Проблемы налогового учета. - СПС "Гарант", 2002 г.

7.                      Документальное оформление движения товаров в торговле (В.В. Патров, М.Л. Пятов, "Бухгалтерский учет", N 8, апрель 2003 г.)

8.                      Учет продажи товаров в оптовой торговле (М.Б. Чиркова, "Бухгалтерский учет", N 5, март 2001 г.)

9.                      Учет товаров по продажным ценам в оптовой торговле (В.В. Патров, Т.М. Курицына, "Бухгалтерский учет", N 4, февраль 2001 г.)

10.                 Книга продаж в оптовых организациях (У.Ш. Ташиш, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в торговле", N 3, III квартал 2001 г.)

11.                 Расходы на упаковку и хранение товаров (И.В. Иванцов, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в торговле", N 3, III квартал 2001 г.)

12.                 Складской учет товаров (М.Г. Морозова, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в торговле", N 2, II квартал 2001 г.)

13.                 Товарный отчет (М.Г. Шортамбаева, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в торговле", N 2, II квартал 2001 г.)

14.                 Основные правила составления первичных документов в торговле (Н.В. Абрамова, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в торговле", N 1, I квартал 2001 г.)

15.                 Инвентаризация товаров. Как оформить документы? (В.И. Макарова, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в торговле", N 4, IV квартал 2000 г.)

 


[1] Памбухчиянц О.В. Технология оптовой торговли: Учеб. М.: Маркетинг, 2001. – С. 129.