Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
Глава 1. История благотворительности с древности до начала 20 века 6
1.1. Благотворительность и меценатство в истории России........................................ 6
1.2. Меценаты Третьяковы................................................................................................... 20
Глава 2.Благотворительность с 20 века до начала 21 века.................. 23
2.1. Земская благотворительность в России на рубеже ХIХ-ХХ веков......................... 23
2.2. Благотворительность на примере Алтайского края................................................ 26
Заключение.................................................................................................. 30
Список литературы..................................................................................... 32
Введение
Необычайный интерес к проблемам прошлого своей страны и народа сегодня связан по крайней мере с двумя основными причинами. Первая заключается в появлении неизвестной информации об исторических событиях, и эта информация требует осмысления на уровне современных понятий. Вторая причина обуславливается первой: получая более полные и объективные сведения по истории своего отечества, люди хотят через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь.
Всякое явление имеет свою историю и всякая деятельность людей непременно опирается на опыт предшествующих поколений. Исходя из этого, главной задачей данного исследования является знакомство с таким сравнительно неизученным и остающимся без объективной исторической оценки явлением, как предпринимательство в истории России.
Предпринимательство понимается здесь в достаточно широком смысле слова. Это самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, то есть имеющих свое дело, которое приносит им определенный доход. Включается сюда и деятельность мелких производителей - крестьян, ремесленников, кооператоров, если она связана с товарным производством и обменом. Носители этой деятельности -так называемое третье сословие: купцы, промышленники, фабриканты, мелкие и крупные торговцы и производители, получившие ранее общее название "буржуазия".
В современных условиях нашей страны более употребимым является определение "предприниматели", которым мы и будем пользоваться в дальнейшем.
Исторический путь развития предпринимательства большинство народов мира прошло в поступательном развитии. В истории России этот путь пытались пройти неоднократно на витке предпринимаемых реформ, но по ряду исторических причин не довели ни один цикл этих реформ (а собственно, и развитие предпринимательства) до конца. В работе анализируются эти причины. Среди них выделяются особенности действия геополитического фактора, своеобразие политического устройства России, влияние выбора религиозной конфессии, особенности психологического склада народов, проживающих на территории России, влияние контактов с другими странами и народами. Такие исследования дают возможность понять, почему наряду с другими, не развитыми в результате этих реформ явлениями и процессами, предпринимательство оказалось и сегодня в эмбриональном состоянии. Поэтому все, что связано с историей предпринимательства, имеет практическое значение сегодня, так как в состоянии объяснить некоторые перспективы современного его развития.
Тема предпринимательства достаточно актуальна сегодня и по другой причине, имеющей скорее не практическую, а моральную окраску. В условиях разложения своеобразной, достаточно организованной формы общественного сознания, сложившейся в последние десятилетия в нашей стране, мы должны искать новые точки опоры в своем прошлом, так как именно на основе прошлого формируется настоящее и будущее. Сегодня рушатся прежние кумиры и идеалы, и, чтобы не остаться совсем без истории, необходимо воссоздать те события, факты, имена исторических личностей, которыми в самых сложных обстоятельствах укреплялось государство, которые помогали народу возродиться и двигаться дальше по своему историческому пути.
Российских предпринимателей мы прежде представляли по пьесам А. Н. Островского, Д. Мамина-Сибиряка, А. Мельникова (Печерского) и других, пропуская подчеркнутые великими писателями основательность, предприимчивость, справедливость, доброту, отзывчивость на чужие страдания, которые в такой же мере были присущи этим людям, как и всем другим; и даже более того, не осознавая, что в этом общественном слое хорошие качества могут скорее найти выражение, так как идеи добра здесь подкрепляются большими возможностями что-то сделать для униженных и оскорбленных.
Предпринимательство в нашей стране имеет сложную судьбу с самого начала образования Российского государства и более древнего его предшественника - Киевской Руси. Обстоятельства, влияющие на предпринимательство и торговлю, оказывали на них в основном негативное влияние, поэтому особенно интересно, что эта деятельность все же развивалась и достигала определенных высот в различные исторические периоды.
Глава 1. История благотворительности с древности до начала 20 века
1.1. Благотворительность и меценатство в истории России
Преодолевая сложности исторической судьбы, третье сословие в России формировало традиции своей среды, ориентиры одобряемого поведения, сословные идеалы. Среди этих традиций наиболее заметными за недолгий срок существования русской буржуазии сумели стать благотворительность и меценатство. Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы существовали также в мусульманстве и в других религиях. Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения. Добро ближнему делают многие, в ком есть эта потребность, но у состоятельных людей всегда больше для этого возможностей. Среди этих людей известны и такие, кто и работал-то для того, чтобы эти возможности были. Достаточно спорным является вопрос -нужно ли забирать деньги у одних, обеспечивая себе как бы нетрудовую прибыль, когда деньги делают деньги и т. д., и раздавать на благотворительные цели в виде милостыни? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Действительно, с точки зрения оплаты по труду, некоторых норм морали в такой благотворительности есть спорные моменты, но предпринимательство, прибыль, накопление состояний больших, чем требуется для жизни человека - это реальности уже существующие. И вопрос заключается в том, как сделать их более цивилизованными.
Осуществлять помощь нуждающимся должно правительство, общественные организации: их задача и состоит в том, чтобы этих нуждающихся в частной благотворительности не было. Экономическая политика должна принимать меры, чтобы вывести труд и хозяйство народа из неблагоприятных условий.
Правительственные ссуды должны помочь нуждающимся найти заработки, так как даровые пособия оказывают деморализующее влияние. И еще должны быть решены многие вопросы просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. Государство и берет налоги с граждан на эти цели; а в условиях обобществления производства у людей забиралось практически все, кроме прожиточного минимума, вроде бы на полное обеспечение социальных потребностей людей. Народ теперь мог рассчитывать в беде только на государство.
Что же на практике? У государства никогда не хватает средств на социальные нужды. Деньги идут на военные расходы, административный аппарат, грандиозные проекты и памятники, и так будет всегда. Люди же, не накопившие собственности и рассчитывающие только на помощь государства при непредвиденных событиях личной жизни, стихийных бедствиях, попадают в очень сложные обстоятельства. Поэтому никто не должен мешать частным благотворителям проявлять свое желание помочь попавшим в беду. А такие запрещения были. Например, было запрещено М. Горькому организовать, обращаясь к западным писателям, кампанию помощи голодающим в Поволжье в 1921 г., не разрешалось американским благотворительным организациям оказывать помощь людям продуктами и медикаментами, а во время голода 1933 г. отправлялись обратно грузы, посланные европейской общественностью в виде помощи.
Частная благотворительность, как отмечалось, имеет глубокие исторические корни в России, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую i| из основных заповедей - о любви к ближнему. Свое выражение это получило в раздаче милостыни. Идея этой милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики.
Любить ближнего - это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья. Древнерусский благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, а более о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. "В рай входят святой милостыней, говорили в старину, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается". Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего благодетеля, чтобы знать, за кого молиться. Как и повсюду в Европе, в Древней Руси дело призрения бедных находилось в руках Церкви и особенно монастырей, располагавших обширными фондами (в том числе благодаря обычаю князей давать Церкви "десятину" - одну десятую со всех княжеских доходов). Именно при монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Через Церковь, куда передавали свои пожертвования доброхоты, благотворительность осуществлялась фактически до конца XVII в.
Древнерусские цари накануне больших праздников, рано по утрам, делали тайные выходы в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавали милостыню арестантам и призреваемым, также посещали и отдельно живших убогих людей.
Нищенство считалось в Древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из средств нравственного воспитания народа. Как живое орудие душевного спасения, нищий нужен был древнерусскому человеку во все важные минуты его личной и семейной жизни, особенно в минуты печальные. Трудно сказать, в какой степени такой взгляд на благотворительность содействовал улучшению древнерусского общества.
Никакими методами социологического изучения нельзя вычислить, какое количество добра вливала в людские отношения эта ежедневная, молчаливая тысячерукая милостыня, насколько она приучала людей любить человека и отучала бедняка ненавидеть богатого. Явственнее всего обнаруживалось значение такой личной милостыни, когда нужда в благотворительной помощи вызывалась не горем отдельных несчастливых людей, а народным бедствием. Природа нашей страны издавна была доброй, но иногда бывала своенравной матерью своего народа, который, может быть, сам же и вызывал ее своенравие своим неумением обращаться с ней. Недороды и неурожаи были нередки в Древней Руси. Недостаток экономического общения и административной распорядительности превращал местные недоборы продовольствия в голодные бедствия.
Такое бедствие случилось во время трехлетнего голода 1601 -03 гг. при Борисе Годунове. Царь не жалел казны, щедро раздавал в Москве милостыню, предпринял обширные постройки, чтобы доставить заработок нуждающимся. Прослышав об этом, народ толпами повалил в Москву из неурожайных провинций, чем усилил нужду в столице, началась сильная смертность.
Правда, голод создан был в значительной мере искусственно. Хлеба оставалось довольно от прежних урожаев, и его хватило бы на несколько лет. Однако при первых же признаках неурожая началась хлебная спекуляция. Царь принимал строгие и решительные меры против зла: скупщиков били кнутами на рынках нещадно, переписывали их запасы и продавали понемногу, предписывали обязательные цены, но помогало это мало. Благотворительность власти, - хорошо, что она была, но в период такого бедствия помогала мало. Смягчить положение голодающих могли бы накопленные людьми частные средства, но население было чрезвычайно бедно, и, возможно, помогла бы свободная продажа хлеба по вольным ценам, так как никакие реквизиции все равно народ не накормили.
От этого времени сохранился памятник, который показывает, что благотворительность была распространена в различных слоях русского общества.
Ульяна Устиновна Осорьина, вдова-помещица, жена зажиточного провинциального дворянина, отличалась чрезвычайной скромностью и жалостью к бедным и убогим. Еще до замужества, живя у тетки после смерти родителей, она обшивала всех сирот и немощных вдов в ее деревне, часто работая всю ночь до утра. В замужестве она тоже не забывала христианскую заповедь о тайной милостыне. Когда мужа отсылали на 2 - 3 года на царскую службу куда-нибудь в Астрахань, Ульяна Устиновна шила и пряла, рукоделье свое продавала и выручку тайком раздавала нищим. Как писал ее сын в биографии матери, в один из нередких в Муромском краю неурожаев Осорьина, не считая себя вправе брать что-нибудь из домашних запасов, раздавала еду, которая полагалась ей в доме.
Эта любовь к ближнему помогла Ульяне Устиновне легко переступить через самые закоренелые общественные предрассудки Древней Руси. Глубокая юридическая и нравственная пропасть лежала между барином и его холопом: последний был для первого по закону не лицом, а простой вещью. Даже за убийство холопа господин не привлекался к ответственности. Десятками наполняющая дворы зажиточных домовладельцев, плохо одеваемая и всегда содержимая впроголодь, челядь составляла толпу домашних нищих, даже более жалких сравнительно с вольными, публичными нищими. Древнерусская церковная проповедь указывала на них господам как на ближайший предмет для сострадания.
Частная благотворительность таких людей, как Ульяна Осорьина, Федор Ртищев, боярыня Морозова, не останавливала голода и не прекращала несчастий, но улучшала нравы. Общество, благодаря им, делало еще один шаг в сторону гуманности отношений, благотворители помогали многим людям в жизни не пропасть. Благотворительность эта примечательна и в другом отношении. Нерасчетливая частная благотворительность Древней Руси создала ремесло нищенства, стала средством поддержания праздности и сама нередко превращалась в холодное исполнение церковного приличия, в раздачу копеечек просящим, вместо помощи нуждающимся. Ртищев и Ульяна восстанавливали истинное христианское значение милостыни, источник которой - теплое сострадательное чувство, а цель -уничтожение нужды, нищеты, страдания.
В этом же направлении после Ртищева начинает действовать и законодательство.
Со времени царя Федора Алексеевича (1661 - 1682 гг.) идет длинный ряд указаний против праздного ремесленного нищенства и частной ручной милостыни. В то же время устраиваются благотворительные заведения. Была произведена разборка московских нищих: действительно беспомощных ведено содержать на казенный счет в особом приюте, а здоровым лентяям - дать работу, может быть, в задуманных тогда же работных домах. Предложено было построить в Москве больницу и богадельню для бродящих и лежащих по улицам нищих, подобно тем заведениям, что устраивал Ртищев. На Церковном соборе 1681 г. царь предложил патриарху и архиереям устроить такие убежища для нищих и в провинциальных городах, и Собор принял предложение.
Предприниматели Древней Руси - купцы и промышленники, жертвовали деньги больше на строительство храмов и сами строили церкви. Мечтой жизни почти каждого русского предпринимателя было стремление построить храм. Они и строились на пожертвования купцов и промышленников, - так в сознании русских отражалась идея искупления за богатство, которое всегда было связано с грехом. Образ их жизни оставался простым, они и сами не выделяли себя из народа, отличаясь только зажиточностью. В их действиях была не столько благотворительность в виде помощи ближнему, эта помощь на их пожертвования шла опосредованно через Церковь, сколько желание спасти свою душу в той жизни, которую православие считало главной и которая начиналась после физической смерти.
Петр Великий стал первым, кто попытался запретить частную благотворительность, считая, что она только плодит бездельников. Желая привести в производительное движение весь наличный запас рабочих сил народа, Петр стал бороться против праздного нищенства, поддерживаемого частной милостыней. В 1705 г. он указал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами ловить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать, милостыни им не подавать, а подающих хватать и подвергать штрафу; благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах. Петр вооружился против частной милостыни во имя общественной благотворительности как учреждения, как системы богоугодных заведений. Но эта борьба не увенчалась успехом, так как велась насильственными средствами и пыталась искоренить следствие, а не причину бедственного положения людей.
Благотворительность снова входит в моду при императрицах - Елизавете и Екатерине II. В это время частная благотворительность развивается в высших слоях общества. Например, на этом поприще приобрел известность И. И. Бецкой - внебрачный сын "последнего боярина" генерала-фельдмаршала Трубецкого и баронессы Вреде. Он получил образование в Париже и всю жизнь посвятил воспитательской работе в России. В Петербурге по инициативе Бецкого был заложен по проекту Стасова Смольный институт для благородных девиц.
Особое развитие получает частная благотворительность в период расцвета либерализма, во время Александра I. Большей частью благотворительностью занимались женщины, в первую очередь императрицы. Императрица Мария Федоровна, жена Павла I, основательница благотворительной организации "Ведомства учреждений императрицы Марии" (существовало до 1917 г.), выступала за женское просвещение.
Жена Александра I - императрица Елизавета Алексеевна создала общества: Императорское Человеколюбивое и Женское Патриотическое. На счету Императорского Человеколюбивого общества находились богадельни, дома бесплатных и дешевых квартир, ночлежные приюты, народные столовые, швейные мастерские, амбулатории и больницы. Первейшей заботой общества было "выводить из нищеты тех, кто трудами своими и закреплялись в морали православной религии. Бедность считалась праведной - "блаженны нищие", за такую жизнь праведники должны были получить по заслугам на другом свете. Российское протестантство в виде старообрядчества, которое освящало богатство, приобретенное честным путем, даже более того, побуждало к неустанному труду для получения достойной жизни, не могло открыто провозгласить: "блаженны имущие", так как было почти всегда запрещено и преследовалось по закону. Примечательно, что старообрядчество, одобряя приобретенное упорным трудом богатство, очень строго спрашивало за бесчестность, нарушение моральных норм, жизненные излишества и даже некоторые удобства. Это ставило предпринимательство в определенные рамки, ограничивало возможности приобретать богатство обманным путем: кто-то боялся Божьей кары за неправедные поступки, кто-то уважал Божий закон.
Практическая ситуация в России складывалась так, что честный, но на беду хорошо обеспеченный человек любыми способами старался скрыть следы своего благополучия, мораль не позволяла подниматься над уровнем нищеты. Если же появлялась возможность демонстрировать свое богатство, то разгулу и роскоши не было предела. Но рано или поздно нужно было подумать о своей душе и об общественном мнении. Жертвование, благотворительность - при всем различии побуждающих к ним причин - являлись искуплением за нажитое богатство. Представление любого богатства как неправедно полученного и в то же время допускавшегося как бы санкционировало обманный путь, за который можно было потом отмолиться и пожертвовать. Непризнание праведности богатства, но широкое распространение его создавали в обществе заметный нравственный изъян, который и пытались сгладить за счет благотворительности и милостыни. М. И. Салтыков-Щедрин говорил устами своего героя об этом так: "...управы никакой на тебя нет, потому что и градоначальник и вся подьячая братия твою руку тянет. Таким-то родом и наживали капиталы, а под старость грехи перед Богом замаливали".
Интуитивная тяга к грамоте, книге, знанию вообще, возникнув в начале XIX в. у переселившихся в город крестьян, через два-три поколения породила в среде купечества не только покровителей искусств и науки, но и ученых, врачей, художников, публицистов. Необходимость же благотворения становилась одним из ценностных и поведенческих стереотипов, постепенно закреплявшихся в пореформенные десятилетия в сознании российской буржуазии.
Та роль, которую купечество, в частности московское, играло в общественной жизни и главным образом в благотворении, уже давно отмечалась выдающимися русскими людьми.
В одном из нарядных изданий, посвященных уходу старого и наступлению нового века, отмечалось: "Ни в каком другом городе России, даже в Петербурге, нельзя найти столько благотворительных учреждений, созданных на частные средства, как в Москве. Сотни тысяч ежегодно жертвуются московским купечеством на дела благотворения. Клиники, больницы, богадельни, приюты с каждым годом приумножаются в Москве. Знаменитый Ермаков, израсходовавший на благотворительность свыше 5 млн. рублей... Имена Боевых, Бахрушиных, Морозовых, Алексеевых, Солдатенковых, Хлудовых увековечены в сооружениях, воздвигнутых на их средства"...
Благотворительность тесно связана с предпринимательством еще и потому, что при переходе России к капиталистическому способу производства происходит важный сдвиг в структуре народонаселения: крестьянство, переселявшееся в города, порождало как богатейших капиталистов-фабрикантов, банкиров, домовладельцев, так и наиболее обездоленных людей, часть которых неизбежно пополняла ряды воров, проституток и бродяг.
На этом этапе исторического развития благотворительность стала приобретать характер частных и общественных добровольных пожертвований, известный нам сейчас. Одновременно изменялась политика государства по отношению к неимущим, не только оттого, что репрессиями уже не удавалось удержать нищавшие слои населения в спокойном состоянии, но и в связи с укоренением в общественном сознании гуманистических идей, порожденных эпохой Просвещения, в частности, таких, как природное равенство людей, пробуждение достоинства личности и искоренение грубости нравов через распространение образования и правильного воспитания. Именно при капитализме, который свободу предпринимательства должен был сочетать со свободой идей, благотворительность стала значительным общественным явлением.
При капитализме усиливалась зависимость рабочего от работодателя. Зависимость в первую очередь выражалась в риске остаться без работы, причем не столько по прихоти капиталиста, сколько по воле экономических законов, регулирующих общественное производство. Безработица была неизбежна, размеры ее увеличивались, во-первых, вследствие прогрессирующего применения машин, от которых прогресс не мог отказаться, и, во-вторых, из-за периодических промышленных кризисов. Потерявшие работу люди вынуждены были идти в работные дома, богадельни, нищенствовать.
В этих условиях, при крайней поляризации богатства и бедности, благотворительность становилась неким регулятором социального равновесия, часто неосознанным средством устранения общественного эмоционального дискомфорта, возникавшего в результате несправедливого соотношения труда и присвоения.
Состоявшийся в марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению отметил, что лишь 25 % всего бюджета этой системы исходило из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, а 75 % - из средств частной благотворительности, добровольных пожертвований. Щедрость российских предпринимателей на благотворительность поражала соотечественников и иностранцев своим размахом. Кому, конечно, было и жертвовать, как не купцам? Дворяне после реформы 1861 года, в большинстве своем сохранившие свое имущество в землях и домах, не имели, как правило, наличных денег, и тем более денежных оборотов. Интеллигенция, потенциально чуткая к идее милосердия и сострадания, была бедна и зачастую сама нуждалась в благотворительности.
Но дело было не только в том, что купечество обладало большими деньгами. Немалую роль сыграла повышенная религиозность купечества, желание обрести благодать в жизни вечной через добродетели в жизни земной, следуя евангельской формуле: "Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел. Меня накормил. Меня посетил".
Еще одной причиной была отстраненность купечества от насыщенной идейной жизни, которой с таким пылом отдавалась большая часть интеллигенции - особенно с появлением на исторической арене противоречивой фигуры разночинца. Демократическая часть русского общества 1860 - 70 гг., захваченная социалистическими идеями, полагала, что нищенство, бедность и убожество народной жизни могут исчезнуть лишь при коренных социальных преобразованиях, где частная благотворительность не будет нужна. Роль, уготованная историей купечеству, не предусматривала увлечения революционными идеями, поэтому предприниматели выполняли свой общественный долг так, как они его понимали - через частные пожертвования в пользу тех, кто не может сам устроиться в жизни.
С конца XVIII в. открываются и другие проявления благотворительности в виде меценатства - покровительства искусству, наукам, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т. д., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. Культура во все времена оказывалась тесно связанной с богатством и без его поддержки не могла полноценно существовать. Меценатство на Западе - это явление, которое, наряду с нравственным, имело и юридические основания (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Можно рассматривать меценатство как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги. А можно и иначе. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения.
Сначала молельни и домашние церкви русских купцов превращались в настоящие музеи. Да и само музейное дело в России было поставлено купцами-промышленниками. Благодаря им были созданы в течение XIX в. сотни музеев - в краевых, губернских, уездных городах России.
Внуки крестьян и мещан - отпрыски богатейших купеческих семей, пройдя через университет, а также деловые и увеселительные путешествия по Европе, становились ценителями литературы и искусства.
Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды: Третьяковская галерея. Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А. В. Морозова, собрания икон С. П. Рябушинского, собрания картин В. С. Гиршмана, Е. И. Лосевой и М. П. Рябушинского, Частная опера С. И. Мамонтова, Опера С. И. Зимина, Художественный театр К. С. Алексеева-Станиславского и С. Т. Морозова. Связаны В. А. Морозов и "Русские ведомости", М. К. Морозова и Московское философское общество, С. И. Щукин и Философский институт при Московском университете, Найденовские собрания и издания по истории Москвы, Московии и, в частности, московского купечества.
Клинический городок и Девичье поле в Москве созданы главным образом семьей Морозовых... Солдатенков - и его издательство, и "Щепкинская" библиотека... Больница имени Солдатенкова, Солодовниковская больница," Бахрушинские, Хлудовские, Мазуринские, Горбовские странноприимные дома и приюты; Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых;
Шелапутинская и Медвединская гимназии; Александровское Коммерческое училище; Практическая академия коммерческих наук; Коммерческий институт Московского общества распространения коммерческого образования, где каждая аудитория, каждый кабинет или лаборатория были сооружены либо какой-то семьей, либо в память какой-то семьи... Много было и других, и можно ли вообще припомнить все те памятники жертвенности представителей "темного царства", того "чумазого", который неустанно шел вперед и не хотел только торговать миткалем, а интересовался категорическим императивом, Штейнеровской антропософией и картинами Матисса Ван Гога и Пикассо.
Наибольшего размаха достигла меценатская деятельность со второй половины XIX в. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь, стала искать свое место в общественной жизни. Поскольку от политической деятельности царское правительство держало предпринимателей на расстоянии, а профессиональной деятельностью заслужить общественное признание было трудно, учитывая усиливающиеся настроения против эксплуататоров, буржуазия пыталась уходить в иные области, пользовавшиеся большим общественным престижем: занятие благотворительностью и меценатством.
Поскольку меценаты хотели не только спасти свою душу, сделать добро людям, но и оставить память о себе среди людей, закрепляя в названиях свои имена, необходимо назвать каждого поименно, вернуть в историю память об этих людях.
Одно из первых дошедших до нас сведений о купеческой благотворительности находим в семейной хронике Крестовни-ковых. Пришедший в Москву из Переславля-Залесского основатель династии Козьма Васильевич (1753 - 1814) был одним из первых коммерческих деятелей в Москве. Он имел сахарорафинадный завод на Шипке, завод для производства свинцовых белил, вел торговлю по всей России и с заграничными фирмами, в том числе участвуя в Макарьевской, Ирбитской и Лейп-цигской ярмарках. Внук его сообщал, что дед весьма горячо отозвался в 1812 году на воззвания к пожертвованию. Им и его детьми было пожертвовано на Отечественную войну 50 тыс. руб., о чем было записано на стене храма Христа Спасителя, на 28-й мраморной доске. Такие же суммы пожертвовали князь Н. Б. Юсупов и три представителя московского купечества: городской голова Алексей Куманин, коммерц-советник Семен Алексеев и Григорий Абрамович Кирьяков. В 1812 г. всего было пожертвовано москвичами на снаряжение армии 1 млн. руб., из них 500 тыс. руб. собрало богатое московское купечество.
Со второй половины XIX в. все крупнейшие российские предприниматели занимались благотворительностью и меценатством.
1.2. Меценаты Третьяковы
Павел и Сергей Третьяковы происходили от старого, но небогатого купеческого рода. Павел с ранних лет помогал отцу торговать в лавке, бегал по поручениям, выносил мусор и учился вести записи в торговых книгах, а после смерти отца вел вместе с братом все торговые дела. Отец дал детям полное домашнее образование.
Торговые и промышленные дела Третьяковых шли очень успешно, им принадлежала Новая Костромская мануфактура льняных изделий, но эта семья никогда не считалась одной из самых богатых. Тем не менее при создании Третьяковской галереи и на другие пожертвования Павел Михайлович тратил огромные по тому времени деньги, может быть в ущерб семье. В частности, им было создано в Москве Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых. Сергей Михайлович занимался общественной деятельностью, много работал по городскому самоуправлению, был городским головой, собирал картины как любитель. Павел Михайлович отдал себя целиком собиранию картин.
П. М. Третьяков (1832 - 1898) начал свою деятельность по собиранию картин русских художников в 1856 г. и сразу решил, что подарит свою коллекцию городу, сделает ее народным достоянием. В завещательном письме еще в 1860 г. Третьяков пишет, что капитал он завещает "на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи", и добавлял, что "желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников".
Первой покупкой Третьякова было собрание картин старых голландцев. Картины эти украшали комнаты в Толмачах, доме, который был приобретен по случаю в 1851 г. и стал первоосновой Третьяковской галереи. Дом стоял в глубине двора. По обеим сторонам двора вдоль Лаврушинского переулка были подсобные флигели, которые стоят и теперь. В одном из них помещалась кухня, кладовые. В другом - каретный сарай, конюшни. За домом был тенистый сад с фруктовыми деревьями и беседкой, в которой пили чай и варили варенье.
Когда Третьяков начал собирать картины русских художников, он их развешивал сначала в своем кабинете. Со временем, когда там стало тесно, картины развешивались в столовой, потом в гостиной, а картины старых голландцев Павел Михайлович отправил в Ильинский переулок. В связи с увеличением количества картин, в 1872 г. было принято решение о постройке галереи. Весной 1874 г. произошло переселение картин в новое помещение. Картины в галерее размещались хронологически, начиная с самых старых от входа. Галерея расширялась, новые залы пристраивались до самой смерти ее основателя.
Первой картиной, которую заказал Третьяков русским художникам, было "Искушение" Шилдера. По документальным же данным первой покупкой Павла Михайловича является картина Худякова "Финляндские контрабандисты". Огромная историческая заслуга Третьякова - это его вера в торжество русской школы живописи. В одном из писем в феврале 1865 г. он писал: "Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства... а я как-то невольно верую в свою надежду, наша русская школа не последнею будет". В наступившем в конце XIX в. триумфе русской живописи личная заслуга П. М. Третьякова исключительно велика и неоценима.
В начале 1872 г. в собрание Третьякова поступили две замечательные картины, получившие премии на конкурсе Общества поощрения художеств: "Мокрый луг" Васильева и "Сосновый бор" Шишкина. Перед второй передвижной выставкой Павел Михайлович приобрел "Христа в пустыне" Крамского, на самой выставке - "Устье Невы" Боголюбова, "Ручей в лесу", "Полдень" Шишкина. Это теперь лучшие картины. В ближайшие годы появляются картины Маковского, Куинджи, Ярошенко.
В 1869 - 70 гг. у Третьякова возникает мысль о создании галереи портретов великих русских писателей, композиторов и ученых, которые он заказывает лучшим художникам. Так появились портреты Писемского, Гончарова, Островского, Герцена, Рубинштейна, Шевченко, Антокольского, Клодта, Л. Н. Толстого.
Постепенно Третьяков расширяет рамки своей коллекции, начиная собирать древнерусское искусство и портретную живопись XVIII в. Он не только собирал картины, но становился как бы историком русской живописи, а также активным участником ее истории.
В жизни Павел Михайлович был скромным и трудолюбивым человеком, всю жизнь не изменял своим привычкам. Днем он работал в конторе, а вечер посвящал различным заседаниям, бывал в театре или в концерте. Третьяков состоял членом многих учреждений, другие поддерживал материально. В течение восьми лет он был членом Комитета для оказания помощи изувеченным на поле брани, членом Общества любителей художеств, членом Попечительского совета в Александровском коммерческом училище и других. Служащие жили у Третьякова десятки лет, их было довольно много.
В своем заявлении в Московскую городскую думу о передаче его галереи Москве он писал, что делает это, "желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и, вместе с тем, сохранить на вечное время собранную мной коллекцию".
Глава 2.Благотворительность с 20 века до начала 21 века
2.1. Земская благотворительность в России на рубеже ХIХ-ХХ веков
Земство являлось принципиально новым для российской традиции учреждением. Прежде всего это был всесословный представительный орган самодержавия на уровне уезда и губернии, обладавший определенной долей власти и компетенции.
Земские учреждения были введены в 1864 г. в 34 губерниях Европейской России: Бессарабской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Вятской, Екатеринославской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Орловской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Самарской, Санкт-Петербургской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Таврической, Тамбовской, Тверской, Тульской, Уфимской, Харьковской, Херсонской, Черниговской, Ярославской. Они имели четко зафиксированную в законе структуру: распорядительный органы - губернские и уездные земские собрания и исполнительные органы - губернские и уездные земские управы.
Земские учреждения формировались на основе трехкуриальной избирательной системы. В каждом уезде для выборов гласных создавалось три избирательных съезда землевладельцев, городских избирателей и сельских обществ. Земельный ценз для первого съезда колебался от 200 до 500 дес. Вторая курия включала избирателей, располагавших гильдейским свидетельством или промышленным и торговым предприятием с оборотом в 6000 р. В состав городских избирателей входили владельцы недвижимости. Минимальный ценз в уездном городе составлял 500 р., а в столицах - 3 000 р. Первая и вторая курии не носили сословного характера, тогда как третья курия - крестьянская - была сословной. Для третьей курии устанавливалась многостепенная система выборов (сельских сход, волостной сход, уездный съезд). Съезды, согласно регламентации МВД, выбирали гласных в уездное земское собрание, а они, в свою очередь, выбирали гласных из своей среды в состав губернского земского собрания. Губернские и уездные земские собрания простым большинством голосов избирали председателя и членов управы.
В 1890 г. избирательная система была изменена. По новому закону в первый съезд входили только дворяне-землевладельцы (минимальный ценз - 125 дес.). Второй съезд - городское население (ценз вырос в 2 раза: с 6000 р. оборота до 12000 р.). Третья курия упразднялась. Гласные от крестьян назначались губернатором из списка кандидатов, составленного на волостных сходах. (Королева Н.Г. Земство на переломе (1905-1907 гг.) - М, 1995, с. 25).
Круг деятельности земских учреждений строго регламентировался хозяйственными делами: строительством и заведыванием местными дорогами, школами, больницами, приютами, организаций попечения, благотворительности, продовольственного дела, санитарного наблюдения, земской статистики, ветеринарного контроля, поземельного кредита, противопожарной службы, а так же пропагандой агрономических знаний и улучшением кустарной промышленности. В их компетенцию передавались функции, ранее осуществлявшиеся приказами общественного призрения и больничными советами. В ведение земств поступило: 113 богоделен и домов для неизлечимых больных, 23 сиротских дома, 791 фельдшерский пункт и 519 небольших городских лечебниц. К 1880 г. на земской работе находилось 1021 врач, а в 1897 г. - 2492. Из общего числа врачей 60 % трудились в сельской местности, 28% - в уезде и 12 % - в губернском земстве. (Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе. - М, 1986, с. 20, 48) Строительство сельских больниц, акушерских пунктов, психиатрических лечебниц, амбулаторий требовало серьезных капиталовложений. В начале ХХ в. земства тратили на медицину 14 -13 земского бюджета. (Веселовский Б.Б. История земства за 40 лет. Т.1. - СПб, 1914, с. 393).
Согласно Положению 1864 г. (ст.2) земствам предоставлялось право участия в организации народного образования. К 1888 г. было открыто около 10 тыс. школ, к 1902 - 18700, в которых работало 29 тыс. учителей. (Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе. - М, 1986, с. 118, 142) Строительство, ремонт, оборудование осуществлялось за счет сельских обществ. Средний расход на 1 школу составлял 350 р., из них 45-50% приходилось на долю самих крестьян
Для выполнения своих хозяйственных задач земство имело право облагать местное население налогом - земским сбором, составлявшим основную доходную часть земского бюджета, который включал в себя обложение земель, лесов, городских недвижимых имуществ, торгово-промышленных помещений, жилых домов в уездах, патентов на владение торгово-промышленными предприятиями. Все перечисленные объекты обложения относились к окладным доходам. Категория неокладных доходов включала: сборы с сельскохозяйственных, книжных и прочих складов, "судебную пошлину и сбор с бумаг по делам гражданским, производящимся у земских начальников, городских судей, уездных членов окружного суда и в окружных судах
В 60-е годы, доля дохода с неокладных сборов возросла до 20%. Наибольший доход земский бюджет вплоть до начала ХХ в. получал от обложения земель и лесов. По подсчетам Б.Б.Веселовского, он составлял в 1868 г. 23 бюджета большинства земств, 1880 г. - 61%, в 1890 г. - около 73%. (Пирумова н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала ХХ в. - М, 1986, с. 75-78).
Итак, земство стало в России тем учреждением, которое взяло на себя основную тяжесть расходов по содержанию и помощи нуждающимся и социально незащищенным. И в первую очередь в сельской местности, в которой в конце Х!Х - начале ХХ вв. проживало 80 % населения страны. В это время на грани бедности и нищеты находилось 29,6 млн. крестьян. (Кабытов П.С. Русское крестьянство в начале ХХ в. - Саратов, 1990, с. 17) Деятельность земств, а так же сельских обществ и многочисленных общественных, частных и церковных благотворительных обществ компенсировала в какой-то степени отсутствие организованной помощи бедным со стороны государства.
2.2. Благотворительность на примере Алтайского края
Практически все (98%) предприятия города Барнаул в той или иной форме получали предложения оказать благотворительную помощь и около 80% организаций оказывают/оказывали подобную помощь.
За период с июля 1998 по июль 1999 гг. в прессе было встречено 164 названия фирм, упоминающихся в связи с благотворительностью. Из них:
(5 %) - отказались предоставить информацию;
(10,3 %) фирм не занимаются благотворительностью в связи с нехваткой средств или считают это не своим делом.
Проведенный телефонный опрос среди коммерческих фирм на тему благотворительности позволил сделать ряд определенных выводов.
1. большинство (подавляющее) коммерческих фирм так или иначе оказывает или хоть раз оказывало благотворительную помощь.
2. большинство фирм охарактеризовали свое отношение к благотворительности как положительное. Всего одна из опрошенных фирм сказала, что отрицательно относится к этому явлению, две - нейтрально. Вопросы снижения размера налогообложения волнуют 63% фирм.
Всего лишь в двух фирмах Барнаула решение вопроса о благотворительности поставлен на достаточно профессиональную ногу: в Барнаульском аэропорту существует специальная комиссия по благотворительности, а на КФ "Алтай" предусмотрен специальный сотрудник, занимающийся вопросами благотворительности. В большинстве же фирм города работа по благотворительности организована не достаточно профессионально, подготовку и решение вопросов по оказанию благотворительной помощи берут на себя только директора, отделы маркетинга информацию о возможном участии в благотворительных акциях не рассматривают как одну из технологий построения образа компании.
Материалы, касающиеся благотворительности чаще всего публикуются на первой полосе в подборке новостного материала. За период с июля 1998 по июль 1999 года было опубликовано 49 материалов о благотворительности, в основном в жанре заметки.
С указанием страниц 37 материалов, из них: 56 % на 1 стр., 18% на 3 стр., 13 % на 4 стр., 10 % на 2 стр. В материалах в жанре статьи или интервью благотворительность не является основной темой, т.к. ей уделяется пара строк (например, как ответ на вопрос журналиста). Иногда встречается (в конце материала) подзаголовок СПАСИБО СПОНСОРАМ.
Из авторов, которые в своих материалах затрагивают вопросы благотворительности, можно выделить наиболее часто встречающиеся фамилии: В.Дворянкин, О.Серикова, А. Герасимов, А.Лужников.
Периодически газета публикует приходящие в редакцию письма о помощи, а также письма-благодарности тем, кто на них откликнулся. Нужно отметить, что газета сотрудничает с В.Шадриной - заведующей методкабинетом комитета по социальной защите населения. Заведующая предоставляет "Алтайская правда" информацию о благотворительных акциях (кому и кто чем помог).
"Свободный курс"
За период с июля 1998 по июль 1999 года было опубликовано 43 материала так или иначе касающихся благотворительности.
С указанием страниц 36 материалов, из них: 25 % на 21 стр., 19 % на 2 стр., 13,8 % на 18 стр., по 8,3 % на 23 и 31 стр., а остальные 25,6 % были расположены на 1, 7, 10, 13, 19, 32 страницах. Это говорит о том, что основное количество материалов расположено в новостных подборках (2 и 21 стр.), а значит это короткие заметки, носящие нерегулярный, случайный характер.
Следует сказать, что, как и в "Алтайская правда", больших материалов, посвященных полностью теме благотворительности нет. Лишь как исключение можно отметить интервью А. Никитина с И. Зиминым и А. Старыгиным ("Байт") под названием "Дай миллиончик!" (27.08.98), где обсуждается проблема благотворительности как таковой.
Из авторов, затрагивающих в своих работах вопросы благотворительности, можно обозначить наиболее часто встречающиеся фамилии: Л.Горбунова, С.Зюзин и М.Угловой (в основном о благотворительности (о спонсорстве) в области спорта), Т. Дмитриенко.
Из сравнительного анализа этих двух газет видно, что "Свободный курс" предпочитает освещать мероприятия, которые спонсируются (чаще всего спортивные). Общее отношение журналистов к теме благотворительности можно охарактеризовать как профессионально-равнодушное (как к повседневной новостной информации).
Газета "Алтайская правда" имеет краевой формат, поэтому часто встречается информация о благотворительной помощи, оказываемой районными хозяйствами, совхозами, колхозами, безвозмездно выделяющими свою продукцию нуждающимся.
По нашему мнению, газета "Алтайская правда" более расположена к размещению информации о благотворительности, т.к. количество материалов о благотворительности в "Алтайская правда", хоть не на много, но превышает количество материалов в "Свободный курс". Журналисты "Алтайская правда" тепло отзываются о благотворителях и спонсорах, что менее заметно в "Свободный курс".
Заключение
Предпринимательство как способ активной экономической деятельности людей играет существенную роль в развитии общества. Не только и не столько классовая борьба и разрешение социальных противоречий, а именно предприимчивость достигающих поставленные цели людей является движущей пружиной общественного развития. В данном случае на первый план выступают не разрушительные, а созидательные элементы движения, хотя предпринимательство предполагает и конкуренцию, и неравенство людей, и разорение. Общество тем быстрее движется по пути цивилизации, чем больше свободы предпринимательской деятельности в нем существует.
Замедленный темп движения России, возвратно-поступательный характер общественного развития ее истории связаны именно с постоянным недостатком и даже подавлением элемента предпринимательской деятельности. Причинами были и особенности географического положения, и иноземные вторжения, и догмы нереформированной религии. Подчиняясь логике внутреннего экономического развития, исследуя требованиям мирового рынка, Россия постепенно освобождала предпринимательскую активность своих граждан, но этот процесс постоянно сдерживался исторически утвердившейся функцией государственно-бюрократических структур по "защите интересов масс", опекой деятельности самих предпринимателей. В результате буржуазия не смогла определиться в своих интересах и сорганизоваться в отдельный социальный слой, а "массы" поддавались гипнозу утопических идей и теорий о путях преобразования общества. Такая охранительная, регулирующая политика государства направляла силы нарождающегося третьего сословия на достижение его частных, деструктивных в отношении общества интересов, а народ провоцировала на иждивенчество, поддержку застоя и даже регресса. Чем больше государство стремилось упорядочить, сделать "справедливым" общественное развитие (по провозглашенным целям, а на практике выходило гораздо хуже), тем более парадоксальный и противоположный результат получался. Вместо контроля над ситуацией общество оказывалось втянутым сначала в спекуляцию, а потом в уравнительную регрессию. В конечном итоге, в проигрыше остается и бюрократический аппарат, и само государство.
Свобода предпринимательской деятельности реализуется только тогда, когда прежний механизм управления исчерпывает себя. В России процесс хозяйственного раскрепощения затянулся. В 1913 г. предпринимательство было запрещено под страхом смертной казни. Был ликвидирован целый слой людей, профессиональных организаторов экономики. Потеря предпринимательского слоя непоправимо отразилась на России, и не только на ее экономическом состоянии. Русские купцы и промышленники в большей степени, чем другие слои, являлись носителями российской социальности и культуры, многое делали для ее сохранения. Необходимо восстанавливать традиции русского предпринимательства, в которых сочетались национальные черты и экономическая эффективность. Следует искать не разъединяющие, а объединяющие моменты развития слоев и групп российского общества.
Список литературы
1. Аксенов А. И. "Генеалогия московского купечества XVIII в.". М., 1988. 188 с.
2. Бурышкин Б. А. "Москва купеческая". М., 1991.
3. Бурышкин П. Москва купеческая. М., 1991. С. 95 - 96.
4. Василенко А. Полемические заметки о кустаре (из истории кустарной промышленности России). Наш современник, 1989. № 3.
5. Власов П. В. "Обитель милосердия". М., 1991.
6. Где вы, Третьяковы и Мамонтовы?. Слово, 1990. № 10. С. 2 - 4.
7. Голубев В. "В пользу бедных (о благотворительности в России)". Родина, 1991. № 3. С. 79 - 90.
8. Голубев В. В. В пользу бедных. Родина, 1991, № 3. С. 79. 446
9. Гранин Д. "Братья Елисеевы". Огонек, 1989. № 23. С. 20 - 23. Губин Д. "Инородное достояние (современные меценаты)". Огонек, 1992. № 3. С. 15 - 17.
10. Иловайский Д. История России. М., 1876. История России в XIX веке. В 8 т. XIX в. Источники по истории освоения Сибири в период капитализма. Новосибирск,1989.
11. Ключевский В. С. Добрые люди Древней Руси. Исторические портреты. М., 1990. С. 78.
12. Крепостная мануфактура в России. М., 1984.
13. Культура и рынок. Круглый стол. Свободная мысль, 1991. № 8. С. 108.
14. Миронов Б. Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX в. Л., 1981.
15. Нифонтов А С. Фабрично-заводская промышленность в пред-реформенной России. История СССР, 1983. № 1.
16. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1937.
17. Проблемы социально-экономического развития России. М., 1991.
18. Семенова А. В. Декабристы и купечество. Город и горожане России в XVII - XIX вв. 1991.
19. Таланты в неволе. Очерки о крепостных архитекторах, артистах, музыкантах. М., 1962.
20. Хорькова В.П. История предпринимательства и меценатства в России. – М., 1998.
21. Ценципер И. "Продажное искусство (современные меценаты)". Огонек, 1991. № 44. С. 16 - 17.