Содержание
1. Классификация предпринимательской деятельности. 3
1.1 Классификация предпринимательской деятельности по виду и назначению деятельности, а также по формам собственности. 3
1.2 Многокритериальная классификация предпринимательской деятельности 10
2. Этика деловых отношений. 12
Список использованных источников. 17
1. Классификация предпринимательской деятельности
Понятие предпринимательской деятельности дается в п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которой предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1].
В экономической литературе распространено несколько подходов к классификации предпринимательской деятельности. Опишем два из них, а именно:
1) классификацию предпринимательской деятельности по виду и назначению деятельности, а также по формам собственности;
2) многокритериальную классификацию.
1.1 Классификация предпринимательской деятельности по виду и назначению деятельности, а также по формам собственности
По виду или назначению предпринимательская деятельность классифицируется [6, с. 31]:
1. производственная;
2. коммерческая;
3. финансовая;
4. консультативная.
По формам собственности:
5. имущество может быть частным;
6. государственным;
7. муниципальным;
8. находиться в собственности общественных объединений.
Для наглядности представим классификационную схему в графическом виде (рис. 1).
Рис. 1. Классификация предпринимательской деятельности по виду и назначению деятельности, а также по формам собственности
Опишем эту классификацию подробнее, по каждой позиции.
1) Производственное предпринимательство
Производственное предпринимательство является ведущим видом предпринимательства. К нему относится инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях.
Таблица 1. Этапы производственного предпринимательства
Что делает? |
Для чего? |
Предприниматель приступает к маркетинговой деятельности |
Решает, какие товары он будет производить, какие услуги оказывать |
Вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товара |
Для выявления потребности в товаре, спроса на него |
Заключает контракт с будущими покупателями товара |
Свести к минимуму предпринимательский риск |
Приобретает или арендует факторы производства |
Для производства товара, оказания услуг |
Таблица 2. Факторы производства
Производственные фонды |
Рабочая сила |
Информация |
|
Основные производственные фонды (орудия труда) |
Оборотные производственные фонды (предметы труда) |
Образование кандидата, уровень профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества |
О возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта товара или услуги |
Таблица 3. Потребность в финансовых средствах
Потребность в финансовых средствах ДП |
Источники финансовых средств |
Оплата наемных работников |
1. Свой стартовый капитал 2. Кредит банка 3. Лизинг - долгосрочная аренда основных фондов 4. Денежные субсидии государственных структур |
Оплата стоимости приобретаемых сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий топлива, энергии |
|
Приобретение и использование средств труда |
|
Оплата приобретаемой информации |
|
Оплата услуг сторонних организаций и лиц (транспортные услуги, услуги связи и др.) |
|
Косвенные участники производственной предпринимательской деятельности:
|
2) Коммерческое предпринимательство
Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации [6, с. 96].
Товарная биржа - разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций. Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками, на товарных биржах широко распространено заключение фьючерсных сделок. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.
Товарные биржи выполняют следующие основные функции:
· оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;
· упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;
· сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.
Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (кассовые сделки), а сделки с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки).
Операции по купле-продаже товаров и услуг. Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной схеме аналогична схеме производственно - предпринимательской - деятельности. Однако в отличие от не здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции здесь имеет место получение готового продукта.
Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка.
Модель-программа маркетинговой работы в торговой фирме представлена в виде схемы [6, с. 99]:
Рис. 2. Схема предпринимательской деятельности в коммерческом предпринимательстве
3) Финансовое предпринимательство
Финансовое предпринимательство – сфера его деятельности – обращение, обмен стоимостей [6, с. 98].
Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.
Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи.
Коммерческий банк – это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющие прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиента.
Операции коммерческих банков делятся на три группы:
· пассивные (привлечение средств);
· активные (размещение средств);
· комиссионно - посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).
Фондовая биржа - организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов.
Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. На фондовой бирже проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируются на световом табло и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности - своеобразных барометров экономической конъюнктуры.
4) Консультативное предпринимательство
Слово "консультант" происходит от латинского - советующий. Под этим словом понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг [6, с. 106].
По определению Европейской Федерации Ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.
Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы:
· выявление проблем (диагностика);
· разработка решений, проекта;
· осуществление решений, проекта.
Методы консультирования
· экспертное консультирование - пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией;
· процессное консультирование - специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения;
· обучающее консультирование - главная задача специалистов - подготовить почву для возникновения идей, для выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя тем самым необходимую теоретическую и практическую информацию.
1.2 Многокритериальная классификация предпринимательской деятельности
Второй подход к классификации предпринимательской деятельности, который будет описан в настоящей работе – классификация по как можно большему набору критериев. Для краткости критерии классификации с пояснениями к ним сведем в таблицу (таблица 4).
Таблица 4. Классификация предпринимательской деятельности
Основание для группирования |
Виды предпринимательской деятельности |
Формальность |
Регистрируемые (формальные) виды предпринимательской деятельности |
|
Нерегистрируемые (неформальные) виды |
Легальность деятельности |
Легальные виды предпринимательской деятельности |
|
Нелегальные виды |
Масштабы |
Крупный |
|
Средний |
|
Мелкий бизнес |
Организационно-правовая форма |
Акционерные общества |
|
Кооперативы |
|
Товарищества |
|
Фермерские хозяйства |
|
Частные предприятия |
|
Индивидуально-трудовая деятельность |
Тип деятельности |
Сельскохозяйственные виды деятельности |
|
Несельскохозяйственные виды деятельности |
Конкретные виды деятельности |
Швейное производство |
|
Ремонт бытовой техники |
|
Медицинские услуги и др. |
Способ взаиморасчетов |
Бартер |
|
Обмен трудом |
|
Обмен услугами |
|
Смешанные формы взаиморасчетов |
|
Денежная форма |
Формы получения доходов |
Денежные доходы |
|
Натуральные доходы |
Способ осуществления деятельности |
Индивидуально-трудовая деятельность |
|
Семейный бизнес |
|
Труд коллектива коммерческой организации |
|
Использование наемного труда |
|
Кооперация с партнерами |
Способ получения финансовых ресурсов для организации и функционирования дела |
Заемные средства банков и других кредитных организаций |
|
Заемные средства частных лиц |
|
Собственные средства |
|
Помощь родственников |
|
Поддержка благотворительных организаций и фондов |
Регулярность деятельности |
Постоянная |
|
Сезонная |
|
Временная |
|
Нерегулярная, от случая к случаю |
Эффективность, рентабельность |
Рентабельный бизнес |
|
Нерентабельный бизнес |
2. Этика деловых отношений
Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой [10, c. 19].
Соблюдение принципов деловой этики весьма важно в процессе общения с партнерами, так как служит для партнера наиболее достоверным подтверждением истинного имиджа компании. Первое впечатление от общения с сотрудниками компании весьма сложно (и дорого) исправить. Отсюда - особый подход к найму персонала, непосредственно общающемуся с клиентом.
В свою очередь, этика деловых отношений может рассматриваться в более широком контексте – в контексте профессиональной этики и нравственноq культуры человека вообще. Профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.). Одним из основных элементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведение базируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах — уважении человеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, корректности, чувстве долга, точности и др. Собственно, они составляют нравственную основу деловых отношений [7, c. 65].
Рассмотрим принципы, нормы, требования, составляющие основу этики деловых отношений нашей организации.
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.
Применительно к принципам этики деловых отношений вышесказанное формулируется следующим образом: принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику нашей, да и в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. [2, c. 207].
Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики - отдельных сотрудников, так и для коллективных носителей этических начал - организаций.
Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: "В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе". Порядок рассматриваемых далее принципов этики деловых отношений не обусловливается их значимостью [10, c. 97].
Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.). Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено. Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения. Логическим продолжением четвертого принципа является пятый - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.
Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
Десятый принцип - никакого насилия, т.е. "нажима" на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
Когда речь идет о реализации принципов деловой этики на практике, то принято говорить о деловом этикете. Любой предприниматель должен овладеть навыками корректного поведения, а для этого следовать этикету делового человека. Последний включает [8,с . 198]:
- правила представления и знакомства;
- правила проведения деловых контактов;
- правила поведения на переговорах;
- требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
- требования к речи;
- культуру служебных документов;
- значение международного протокола и т.п.
Стиль обращения к коллегам определяется общим стилем отношений в коллективе. Предпочтительнее обращаться к сослуживцам по имени и отчеству (Вы обязаны их знать) либо по фамилии (но тогда обязательно с добавлением слов "господин" или "товарищ"). Не пытайтесь искусственно возвышать "господин" в ущерб "товарищу" - это будет свидетельствовать о культурной неразвитости произносящего. Не злоупотребляйте обращением только по имени, да еще в сокращенном варианте - на американский манер, это будет свидетельствовать лишь о легковесном подражательстве. В нашей стране испокон веков принято уважительно называть людей по имени и отчеству, такова наша традиция. Не следуйте примеру бойких тележурналистов, называющих панибратски Президента страны только по имени и фамилии.
По именам можно обращаться к ближайшим сотрудникам, если они молоды и не возражают против такого обращения.
В деловой обстановке обращайтесь к подчиненным только на "вы". Обращение на "ты" допустимо лишь тогда, когда оно может быть взаимным, либо обусловлено неформальными отношениями[5,с . 165].
При деловой встрече с незнакомыми людьми представьтесь сами или через посредство человека, устраивающего встречу. Если Вы гость, то представьтесь первым. Помните, что мужчина всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту мужчин и женщин следует представлять более старшим, а не наоборот. Прежде чем кого-либо познакомить, полезно убедиться, что обе стороны желают знакомства.
Излишняя доступность руководителя не способствует созданию нормальной деловой обстановки, ведет к панибратству. Максимально ограничьте число лиц, имеющих право входить в Ваш кабинет без уведомления. Создайте порядок, при котором входить в кабинет нельзя, если там уже кто-то находится (особенно строго нужно соблюдать это правило в часы приема). Желательно, чтобы все лица, которым необходим прямой контакт с Вами, имели четко фиксированное время визита и были уверены в его осуществимости.
Правила вежливости предписывают руководителю умение выслушивать людей, не перебивая их, не прерывая, не отвлекаясь на другие дела и других людей. Не следует во время разговора без нужды перебирать бумаги, демонстрируя занятость, поглядывать на часы, допускать приветствия третьих лиц, подписывать документы, разговаривать по телефону и т. п. Если при разговоре все-таки пришлось отвлечься, попросите извинения, после вынужденного перерыва предложите продолжить, показав при этом, что помните, о чем шла речь. Если Ваш собеседник слишком разговорчив, попросите его быть точнее и ближе к сути дела [4, c. 93-94].
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Справочная система Гарант.
2. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Эконом, 2003.
3. Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс. - М.: Инфра-М, 2002.
4. Деловой этикет: учебное пособие // Р.Д. Маслова. – Киев: Луч, 2003.
5. Кузин Ф. А. Делайте бизнес красиво: Этические и социально-психологические основы бизнеса. - М.: Люди дела, 2001.
6. Петров А.Д. Основы предпринимательства: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2004.
7. Семёнов А. К. Психология и этика менеджмента и бизнеса. - М.: Инфра-М, 2000.
8. Хизрич Р., Питере М. Этика делового общения. – М. Инфра-М, 2002.
9. Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000.
10. Честара Дж. Деловой этикет. - М.: Дело, 2004.
11. Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. – М.: Инфра-М, 2004.