Содержание

1. Классификация предпринимательской деятельности. 3

1.1 Классификация предпринимательской деятельности по виду и назначению деятельности, а также по формам собственности. 3

1.2 Многокритериальная классификация предпринимательской деятельности  10

2. Этика деловых отношений. 12

Список использованных источников. 17

1. Классификация предпринимательской деятельности

Понятие предпринимательской деятельности дается в п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которой предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1].

В экономической литературе распространено несколько подходов к классификации предпринимательской деятельности. Опишем два из них, а именно:

1) классификацию предпринимательской деятельности по виду и назначению деятельности, а также по формам собственности;

2) многокритериальную классификацию.

1.1 Классификация предпринимательской деятельности по виду и назначению деятельности, а также по формам собственности

По виду или назначению предпринимательская деятельность классифицируется [6, с. 31]:

1.     производственная;

2.     коммерческая;

3.     финансовая;

4.     консультативная.

По формам собственности:

5.     имущество может быть частным;

6.     государственным;

7.     муниципальным;

8.     находиться в собственности общественных объединений.

Для наглядности представим классификационную схему в графическом виде (рис. 1).

Рис. 1. Классификация предпринимательской деятельности по виду и назначению деятельности, а также по формам собственности

Опишем эту классификацию подробнее, по каждой позиции.

1) Производственное предпринимательство

Производственное предпринимательство является ведущим видом предпринимательства. К нему относится инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях.

Таблица 1. Этапы производственного предпринимательства

Что делает?

Для чего?

Предприниматель приступает к маркетинговой деятельности

Решает, какие товары он будет производить, какие услуги оказывать

Вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товара

Для выявления потребности в товаре, спроса на него

Заключает контракт с будущими покупателями товара

Свести к минимуму предпринимательский риск

Приобретает или арендует факторы производства

Для производства товара, оказания услуг

Таблица 2. Факторы производства

Производственные фонды

Рабочая сила

Информация

Основные производственные фонды (орудия труда)

Оборотные производственные фонды (предметы труда)

Образование кандидата, уровень профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества

О возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта товара или услуги

Таблица 3. Потребность в финансовых средствах

Потребность в финансовых средствах ДП

Источники финансовых средств

Оплата наемных работников

1.     Свой стартовый капитал

2.     Кредит банка

3.     Лизинг - долгосрочная аренда основных фондов

4.     Денежные субсидии государственных структур

Оплата стоимости приобретаемых сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий топлива, энергии

Приобретение и использование средств труда

Оплата приобретаемой информации

Оплата услуг сторонних организаций и лиц (транспортные услуги, услуги связи и др.)

Косвенные участники производственной предпринимательской деятельности:

  • федеральные и муниципальные финансовые органы
  • налоговая инспекция
  • налоговая полиция

2) Коммерческое предпринимательство

Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации [6, с. 96].

Товарная биржа - разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций. Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками, на товарных биржах широко распространено заключение фьючерсных сделок. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Товарные биржи выполняют следующие основные функции:

·                     оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

·                     упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

·                     сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.

Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (кассовые сделки), а сделки с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки).

Операции по купле-продаже товаров и услуг. Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной схеме аналогична схеме производственно - предпринимательской - деятельности. Однако в отличие от не здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции здесь имеет место получение готового продукта.

Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка.

Модель-программа маркетинговой работы в торговой фирме представлена в виде схемы  [6, с. 99]:

Рис. 2. Схема предпринимательской деятельности в коммерческом предпринимательстве

3) Финансовое предпринимательство

Финансовое предпринимательство – сфера его деятельности – обращение, обмен стоимостей  [6, с. 98].

Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.

Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи.

Коммерческий банк – это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющие прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиента.

Операции коммерческих банков делятся на три группы:

·                     пассивные (привлечение средств);

·                     активные (размещение средств);

·                     комиссионно - посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).

Фондовая биржа - организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов.

Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. На фондовой бирже проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируются на световом табло и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности - своеобразных барометров экономической конъюнктуры.

4) Консультативное предпринимательство

Слово "консультант" происходит от латинского - советующий. Под этим словом понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг  [6, с. 106].

По определению Европейской Федерации Ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы:

·                     выявление проблем (диагностика);

·                     разработка решений, проекта;

·                     осуществление решений, проекта.

Методы консультирования

·                     экспертное консультирование - пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией;

·                     процессное консультирование - специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения;

·                     обучающее консультирование - главная задача специалистов - подготовить почву для возникновения идей, для выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя тем самым необходимую теоретическую и практическую информацию.

1.2 Многокритериальная классификация предпринимательской деятельности

Второй подход к классификации предпринимательской деятельности, который будет описан в настоящей работе – классификация по как можно большему набору критериев. Для краткости критерии классификации с пояснениями к ним сведем в таблицу (таблица 4).

Таблица 4. Классификация предпринимательской деятельности

Основание для группирования

Виды предпринимательской деятельности

Формальность

Регистрируемые (формальные) виды предпринимательской деятельности

 

Нерегистрируемые (неформальные) виды

Легальность деятельности

Легальные виды предпринимательской деятельности

 

Нелегальные виды

Масштабы

Крупный

 

Средний

 

Мелкий бизнес

Организационно-правовая форма

Акционерные общества

 

Кооперативы

 

Товарищества

 

Фермерские хозяйства

 

Частные предприятия

 

Индивидуально-трудовая деятельность

Тип деятельности

Сельскохозяйственные виды деятельности

 

Несельскохозяйственные виды деятельности

Конкретные виды деятельности

Швейное производство

 

Ремонт бытовой техники

 

Медицинские услуги и др.

Способ взаиморасчетов

Бартер

 

Обмен трудом

 

Обмен услугами

 

Смешанные формы взаиморасчетов

 

Денежная форма

Формы получения доходов

Денежные доходы

 

Натуральные доходы

Способ осуществления деятельности

Индивидуально-трудовая деятельность

 

Семейный бизнес

 

Труд коллектива коммерческой организации

 

Использование наемного труда

 

Кооперация с партнерами

Способ получения финансовых ресурсов для организации и функционирования дела

Заемные средства банков и других кредитных организаций

 

Заемные средства частных лиц

 

Собственные средства

 

Помощь родственников

 

Поддержка благотворительных организаций и фондов

Регулярность деятельности

Постоянная

 

Сезонная

 

Временная

 

Нерегулярная, от случая к случаю

Эффективность, рентабельность

Рентабельный бизнес

 

Нерентабельный бизнес

2. Этика деловых отношений

Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой [10, c. 19].

Соблюдение принципов деловой этики весьма важно в процессе общения с партнерами, так как служит для партнера наиболее достоверным подтверждением истинного имиджа компании. Первое впечатление от общения с сотрудниками компании весьма сложно (и дорого) исправить. Отсюда - особый подход к найму персонала, непосредственно общающемуся с клиентом.

В свою очередь, этика деловых отношений может рассматриваться в более широком контексте – в контексте профессиональной этики и нравственноq культуры человека вообще. Профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в про­изводстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.). Одним из основных элементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведение базируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах — уважении человеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, корректности, чувстве долга, точности и др. Собственно, они составляют нравственную основу деловых  отношений [7, c. 65].

Рассмотрим принципы, нормы, требования, составляющие основу этики деловых отношений нашей организации.

Принципы - это абстрагированные, обобщенные представле­ния, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.

Применительно к принципам этики деловых отношений вы­шесказанное формулируется следующим образом: принципы эти­ки деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конк­ретному сотруднику нашей, да и в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимо­действий и т.п. [2, c. 207].

Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики - отдельных сотрудников, так и для коллек­тивных носителей этических начал - организаций.

Общепринятым является центральное положение так называ­емого золотого стандарта: "В рамках служебного положения ни­когда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руко­водству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе". Порядок рассматриваемых далее принципов этики деловых отношений не обусловливается их значимостью [10, c. 97].

Второй принцип: необходима справедливость при наделении  сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.). Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено. Согласно четвертому принципу, называемому принципом мак­симума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения. Логическим продолжением четвертого принципа является пя­тый - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным ус­тоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индиви­дуального релятивизма и этического релятивизма с требования­ми общечеловеческой этики.

Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллектив­ное начало равно признаваемы за основу при разработке и при­нятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип - никакого насилия, т.е. "нажима" на под­чиненных, выражающегося в различных формах, например, в при­казной, командной манере ведения служебного разговора.

Когда речь идет о реализации принципов деловой этики на практике, то принято говорить о деловом этикете. Любой предприниматель должен овладеть навыками корректного поведения, а для этого следовать этикету делового человека. Последний включает [8,с . 198]:

  • правила представления и знакомства;
  • правила проведения деловых контактов;
  • правила поведения на переговорах;
  • требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
  • требования к речи;
  • культуру служебных документов;
  • значение международного протокола и т.п.

Стиль обращения к коллегам определяется общим стилем отношений в коллективе. Предпочтительнее обращаться к сослуживцам по имени и отчеству (Вы обязаны их знать) либо по фамилии (но тогда обязательно с добавлением слов "господин" или "товарищ"). Не пытайтесь искусственно возвышать "господин" в ущерб "товарищу" - это будет свидетельствовать о культурной неразвитости произносящего. Не злоупотребляйте обращением только по имени, да еще в сокращенном варианте - на американский манер, это будет свидетельствовать лишь о легковесном подражательстве. В нашей стране испокон веков принято уважительно называть людей по имени и отчеству, такова наша традиция. Не следуйте примеру бойких тележурналистов, называющих панибратски Президента страны только по имени и фамилии.

         По именам можно обращаться к ближайшим сотрудникам, если они молоды и не возражают против такого обращения.

         В деловой обстановке обращайтесь к подчиненным только на "вы". Обращение на "ты" допустимо лишь тогда, когда оно может быть взаимным, либо обусловлено неформальными отношениями[5,с . 165].

         При деловой встрече с незнакомыми людьми представьтесь сами или через посредство человека, устраивающего встречу. Если Вы гость, то представьтесь первым. Помните, что мужчина всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту мужчин и женщин следует представлять более старшим, а не наоборот. Прежде чем кого-либо познакомить, полезно убедиться, что обе стороны желают знакомства.

Излишняя доступность руководителя не способствует созданию нормальной деловой обстановки, ведет к панибратству. Максимально ограничьте число лиц, имеющих право входить в Ваш кабинет без уведомления. Создайте порядок, при котором входить в кабинет нельзя, если там уже кто-то находится (особенно строго нужно соблюдать это правило в часы приема). Желательно, чтобы все лица, которым необходим прямой контакт с Вами, имели четко фиксированное время визита и были уверены в его осуществимости.

Правила вежливости предписывают руководителю умение выслушивать людей, не перебивая их, не прерывая, не отвлекаясь на другие дела и других людей. Не следует во время разговора без нужды перебирать бумаги, демонстрируя занятость, поглядывать на часы, допускать приветствия третьих лиц, подписывать документы, разговаривать по телефону и т. п. Если при разговоре все-таки пришлось отвлечься, попросите извинения, после вынужденного перерыва предложите продолжить, показав при этом, что помните, о чем шла речь. Если Ваш собеседник слишком разговорчив, попросите его быть точнее и ближе к сути дела [4, c. 93-94].

Список использованных источников

1.            Гражданский кодекс Российской Федерации. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Справочная система Гарант.

2.            Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Эконом, 2003.

3.            Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс. - М.: Инфра-М, 2002.

4.            Деловой этикет: учебное пособие // Р.Д. Маслова. – Киев: Луч, 2003.

5.            Кузин Ф. А. Делайте бизнес красиво: Этические и социально-психологические основы бизнеса. - М.: Люди дела, 2001.

6.            Петров А.Д. Основы предпринимательства: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2004.

7.            Семёнов А. К. Психология и этика менеджмента и бизнеса. - М.: Инфра-М, 2000.

8.            Хизрич Р., Питере М. Этика делового общения. – М. Инфра-М, 2002.

9.            Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000.

10.       Честара Дж. Деловой этикет. - М.: Дело, 2004.

11.       Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. –  М.: Инфра-М, 2004.