Содержание

Введение. 3

1. Понятие и основные субъекты внешнеэкономической деятельности. 4

2. Государственное воздействие на осуществление внешнеэкономической деятельности. 6

3. Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования  9

4. Тарифное регулирование экспорта-импорта. 10

5. Валютное регулирование. 11

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обеспечивает им экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках. Оно направлено на качественное совершенствование экспортного потенциала и реализацию стратегии экспортной экспансии на международных рынках товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности преследует цель поддержания устойчивого положительного сальдо внешнеторгового баланса и обеспечения хозяйственной безопасности в национальном масштабе. В современной международной практике используется экономический (тарифный) инструментарий. Он бывает прямой и косвенный. Применяются и неэкономические (нетарифные) методы. К мерам экономического прямого характера относятся государственные заказы, государственные программы развития НИР, НИОКР, поддержки и развития экспорта, прогнозирование и индикативное планирование и т. д.

Целью данной работы является рассмотрение механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Рассмотреть понятие и субъектов внешнеэкономической деятельности;

-             Описать сущность государственного воздействия на осуществление внешнеэкономической деятельности;

-             Раскрыть особенности регулирования экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования;

-             Рассмотреть сущность тарифного регулирования экспорта и импорта;

-             Раскрыть особенности валютного регулирования.

1. Понятие и основные субъекты внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Основной правовой формой такого сотрудничества являются международные договоры. Это могут быть многосторонние договоры, устанавливающие основные принципы и направления взаимодействия государств в названных сферах.[1] Примером может служить Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности государств-участников СНГ от 15 мая 1992 г.

Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся специфическим видом хозяйственного договора. В качестве примера можно назвать договоры по экспорту или импорту продукции, договор о строительстве какого-либо объекта на территории иностранного государства. Кроме традиционных видов внешнеэкономической деятельности (обмен товарами, оказание услуг и т.д.), появляются и новые виды, такие как передача высокого качества телефонных, радио- и телевизионных сигналов с помощью спутников и кабелей, купля-продажа программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, топологий интегральных микросхем.

Объектами правового регулирования внешнеэкономической деятельности являются отношения по экспорту-импорту между хозяйствующими субъектами, а также отношения, связанные с оказанием слуг и выполнением работ на территории иностранных государств. Экспортно-импортные отношения возникают по поводу поставки товаров (продукции) за рубеж или на территорию России. Отношения, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, могут также касаться, перемещения капитала (финансовых средств) на территорию иностранного государства при осуществлении инвестирования или проведении расчётов.

Внешнеэкономическую деятельность могут осуществлять как физические лица, имеющие статус предпринимателя, так и юридические лица, зарегистрированные для ведения предпринимательской деятельности. Среди юридических лиц можно назвать предприятия, принадлежащие российским гражданам и юридическим лицам, предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, совместные предприятия, государственные предприятия, предприятия, созданные органами местного самоуправления.

Наряду с общим положением, согласно которому все хозяйствующие субъекты обладают правом на ведение внешнеэкономической деятельности, установлен и особый порядок осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено тем значением, которое государство придает отдельным видам внешнеэкономической деятельности. Так, в целях защиты национальных Интересов установлен специальный порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров.

Субъекты внешнеэкономической деятельности могут непосредственно выходить на зарубежные рынки, оказывать услуги за рубежом, импортировать продукцию (товары), а также могут вести внешнеэкономическую деятельность через посредников. Причем одно и то же предприятие может как самостоятельно выходить на внешние рынки, так и через посредников. Например, при экспорте продукции (товаров), среди которых имеются стратегически важные сырьевые товары, экспорт этих товаров, если предприятие не имеет правового статуса экспортера стратегически важных сырьевых ресурсов, осуществляется через посредников, имеющих такой статус (зарегистрированных должным образом). Причем для посредников в данном случае установлена обязанность заключать договоры на оказание посреднических услуг.

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются также предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью в тех сферах внешнеэкономической деятельности, где не требуется специальной регистрации. Такие посредники могут непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором комиссии, действовать от своего имени и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической деятельностью. И посредники, и предприятия, ведущие свою деятельность через посредников, являются субъектами внешнеэкономической деятельности.

2. Государственное воздействие на осуществление внешнеэкономической деятельности

Государство с целью защиты своих национальных интересов, интересов всего общества осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности, а также воздействует тем или иным способом на участников возникающих при этом отношений, оказывая им поддержку или создавая неблагоприятные условия для осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности.

Государственное воздействие на субъектов внешнеэкономической деятельности может быть прямым, например, предоставление конкретным экспертам льгот по уплате таможенных пошлин или косвенным, например, путем установления высоких импортных тарифов на какую-либо продукцию, с тем, чтобы побудить участников внешнеэкономической деятельности импортировать не эти, а другие товары.[2]

Такое воздействие осуществляется путем принятия законодательных и иных нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, и имеет своей целью защиту как публичных, так и частных интересен.

Государственное воздействие осуществляется по следующим направлениям:

а) обеспечение упрочения экономики, ее стабильности и развития

Все государственное регулирование направлено на эти цели, и частности государство планирует экспортно-импортные операции, осуществляет таможенный, а также валютный контроль, обеспечивая репатриацию валютной выручки с тем, чтобы не допустить оттока капитала из страны и, следовательно, защитить свои экономические интересы.

б) обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды. Государство устанавливает специальные требования к ввозу определенных товаров, предусматривая наличие у импортера сертификата качества, ветеринарных, санитарных свидетельств.

в) обеспечение возможности доступа отечественных хозяйствующих субъектов на зарубежные рынки. Повсеместно в практике мировой торговле применяются ограничения по импорту ряда товаров. Эти ограничения могут быть как временными, так и постоянными. Обладание информацией по вопросам условий осуществления экспорта является необходимой предпосылкой для успешного ведения внешнеэкономической деятельности, для достижения должного уровня конкурентоспособности российских предпринимателей.

В этих целях российскому правительству необходимо по примеру других государств создать систему по оказанию информационный и консультационных услуг отечественным экспортерам, что обусловлено обязанностью государства содействовать развитию экономики, в том числе экспорту российских товаров. Соответствующая база для этого имеется в виде органов, представляющих Россию за рубежом и имеющих большие возможности по сбору необходимой информации.

г) обеспечение государственных нужд. Государственные нужды – это потребность Российской Федерации в продукции, необходимой для решения общенациональных проблем, реализации социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других целевых программ, а также иных задач.[3]

При поставке продукции для государственных нужд предусмотрено также льготное кредитование, освобождение предприятий, поставляющих такую продукцию на экспорт, от обязательной продажи части валютной выручки.

д) обеспечение конкурентоспособности отечественных предпринимателей. С целью защиты российских предпринимателей и недопущении нанесения им материального ущерба устанавливаются, в частности. Специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины им некоторые импортные товары, как это предусмотрено в ст. ст. 8, 9, 10,11 Закона “О таможенном тарифе” от 21 мая 1993 г., а также путем издания специальных институтов, осуществляющих поддержку российских экспортеров.

е) обеспечение стимулирования развития отдельных отраслей экономики и содействие научно-техническому прогрессу. В этих целях государство может проводить льготное кредитование покупок нового оборудования, осуществлять страхование экспортных кредитов, предусматривать ряд льгот по экспортно-импортным операциям с тем, чтобы обеспечить модернизацию производства, повысить конкурентоспособность как с целью обеспечения нужд отечественной промышленности, так и с целью продвижения российских товаров на зарубежные рынки.

ж) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики Обеспечение этих нужд может осуществляться государством различными способами. Например, чтобы обеспечить предприятия отдельных отраслей необходимым сырьем, государство может непосредственно через уполномоченные органы заключить договоры поставки продукции для государственных нужд, возможно, и содействие и обеспечении сырьем и оборудованием путем установления льготного режима импорта такой продукции, а также путем ограничения экспорта продукции, без которой не могут работать отечественные предприниматели.

3. Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования

Квотирование и лицензирование представляют собой нетарифный метод государственного регулирования экспортно-импортных операций.

Квотирование — это количественное ограничение какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами ни определенный срок.

Лицензирование — это выдача компетентными государственными органами разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров).

Регулирование экспорта и импорта путем квотирования предусмотрено Таможенным кодексом РФ. На ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения исходи из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономическим основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего и потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российским Федерации и международными договорами Российской Федерации.[4]

Российским законодательством установлена единая система квотирования и лицензирования. Это означает, что она распространяется на всех хозяйствующих субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами. Регулирование экспорта товаров и услуг путем квотирования и лицензирования осуществляется только в отношении товаров и услуг, экспортируемых в соответствии с международными обязательствами РФ.

Квоты устанавливаются Министерством экономики по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. На Министерство экономики возложено также ведение Федеральной банка квот экспорта товаров.

Отгрузка товаров, подлежащих лицензированию, до получения лицензии запрещена. Лицензии выдаются Министерством внешних экономических связей.[5]

Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Генеральные лицензии выдаются для осуществления экспортно-импортных поставок для государственных нужд сроком на один год. По общему правилу генеральная лицензия, как и разовая, оформляется на один вид товара, но в отдельных случаях, если товары входят в единую группу, возможна выдача генеральной лицензии на несколько видов товаров. Экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам.

Разовая лицензия оформляется на один вид товара, на совершение одной сделки сроком до 12 месяцев.

4. Тарифное регулирование экспорта-импорта

Тарифное регулирование осуществляется путем установления таможенных пошлин.

Правовой базой тарифного регулирования является Закон от 21 мая 1993 г. “О таможенном тарифе”.

На основе этого закона принимаются нормативные акты, устанавливающие ставки таможенных пошлин, порядок их взимания.

Режим тарифного регулирования импорта предусматривает, что ставки таможенных пошлин на ввозимые товары определяются дифференцированно.

Ввозные таможенные пошлины увеличиваются в два раза и отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия предоставила режим наибольшего благоприятствования.[6]

Такие же ввозные таможенные пошлины применяются к товарам, страна происхождения которых не установлена.

Ввозные таможенные пошлины уменьшаются в два раза в отношении товаров, происходящих из развивающихся государств, которым Россия предоставила преференции, т. е. особые льготы.

Ввозные таможенные пошлины вообще не взимаются с тех товаров, которые происходят из наименее развитых государств, пользователей преференциями России.

Постановлением Правительства России от 24 февраля 1994 г. № 150 “О выдаче сертификатов о происхождении товаров при их вывозе в государства-участники Содружества Независимых Государств” установлено, что сертификаты о происхождении российских товаров при их вывозе в названные выше государства-участники Содружества выдаются Торгово-промышленной палатой России и территориальными торгово-промышленными палатами.

В целях унифицированного подхода к содержанию сертификата Совет глав правительств Содружества Независимых Государств утвердил 24 сентября 1993 г. “Правила определения страны происхождения товаров”.

При выдаче сертификатов о происхождении российских товаров, ввозимых на территории участников СНГ, Торгово-промышленная палата и другие палаты будут руководствоваться названными Правилами.

5. Валютное регулирование

Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.

Это воздействие осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта.

Решение этих задач обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например, предусматривающие механизм контроля, за валютными операциями.

Основополагающим законодательным актом в сфере валютного регулирования является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (ред. от 29.06.2004).

В этом законе раскрыты основные понятия валютных отношений, такие как “валюта РФ”, “иностранная валюта”, “резиденты”, “нерезиденты” и т. д., а также установлены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного контроля, предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства.

Все субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, являются, с точки зрения валютного законодательства, резидентами.

Из Закона о валютном регулировании следует, что такими резидентами являются:

1) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами;

2) юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место деятельности которых — РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства;

3) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место деятельности которых — РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства.[7]

Резиденты при ведении внешней экономической деятельности осуществляют различные валютные операции. Под валютными операциями, как следует из п. 7 ст. 1 закона, понимаются:

а) операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов. Валютные операции могут быть текущими и связанными с движением капитала.[8]

Валютные операции, связанные с движением капитала, представляют собой:

а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

К текущим валютным операциям относятся, в частности, переводы в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней (п. 9 “а” Закона).

Под иностранной валютой понимаются денежные знаки виде банкнот, казначейских билетов, монеты, являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (п. 3 “а” Закона).

Операции с иностранной валютой регламентированы законодательством. Особенностями правового режима операций резидентов т иностранной валютой являются:

1. Ввоз, перевод и пересылка валютных ценностей (в состав которых входит иностранная валюта) в Россию может осуществляются без ограничений.

2. Вся иностранная валюта, получаемая резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, под которыми в соответствии с п. 11 Закона о валютном регулировании понимаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ России на проведение валютных операций.

3. Запрещение реализации товаров гражданам за иностранную наличную валюту. Однако из этого правила существуют изъятия. Которые заключаются в том, что ряду предприятий предоставлена право вести торговлю за наличную валюту. Это, в частности, относится к магазинам беспошлинной торговли, работающим в соответствии с полученными разрешениями и на условиях, установленных специальными нормативными актами.

Для реализации функций Правительства России по валютному контролю создан специальный орган — Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю в рамках своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций. Контролирует выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте, осуществляет контроль за поступлением средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям в уполномоченные банки, а также выполняет еще целый ряд различных функций в сфере контроля за осуществлением валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

Заключение

В результате проделанной работы был рассмотрен механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Рассмотрено понятие и субъекты внешнеэкономической деятельности;

-             Описана сущность государственного воздействия на осуществление внешнеэкономической деятельности;

-             Раскрыты особенности регулирования экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования;

-             Рассмотрена сущность тарифного регулирования экспорта и импорта;

-             Раскрыты особенности валютного регулирования.

Таким образом, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - совокупность законодательных норм и практики их применения, которые обеспечивают осуществление политики государства в отношении осуществления коммерческих операций в области международных экономических отношений, Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в отношении иностранных государств - торговых партнеров РФ, а также политика страны в рамках международных экономических организаций и системы многостороннего регулирования международной торговли.

Законодательную базу регулирования в РФ составляют федеральные законы, указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти, инструкции ЦБ. Наибольшее значение имеют Федеральные Законы "О таможенном тарифе", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой  деятельности", "О защите прав потребителей" и другие законы, связанные с охраной прав владельцев объектов интеллектуальной собственности, а также Таможенный Кодекс РФ. Среди подзаконных актов наибольшее значение имеют постановления правительства, документы Государственного таможенного комитета (ГТК), инструкции ЦБ РФ.

Список литературы

1.           Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант.

2.           Закон «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 года N 5003-1 (ред. от 07.05.2004). – Справочная система Гарант.

3.           Закон «О защите прав потребителей от 7 февраля 1992 года N 2300-1 (ред. от 30.12.2001). – Справочная система Гарант.

4.           Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (ред. от 29.06.2004). – Справочная система Гарант.

5.           Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой  деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ. – Справочная система Гарант.

6.           Постановление «О выдаче сертификатов о происхождении товаров при их вывозе в  государства - участники Содружества Независимых Государств» от 24 февраля  1994 г. N 150. – Справочная система Гарант.

7.           Постановление «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и  поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных  государственных нужд» от 23 апреля 1996 г. N 523. – Справочная система Гарант.

8.           Правила определения страны происхождения товаров (в ред. от 18.10.96) . – Справочная система Гарант.

9.           Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Правовые основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. – М.: Международные отношения, 2005.

10.      Иващенко Л.А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. – М.: Международные отношения, 2004.

11.      Лазарев М.И. Основы внешнеэкономической деятельности. – М.: Юридическая литература, 2004.


[1] Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Правовые основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. – М.: Международные отношения, 2005. – с. 15.

[2] Иващенко Л.А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. – М.: Международные отношения, 2004. – с. 157.

[3] Постановление «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и  поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных  государственных нужд» от 23 апреля 1996 г. N 523. – Справочная система Гарант.

[4] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.21.

[5] Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Правовые основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. – М.: Международные отношения, 2005. – с. 217.

[6] Лазарев М.И. Основы внешнеэкономической деятельности. – М.: Юридическая литература, 2004. – с. 168.

[7] Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (ред. от 29.06.2004). – Справочная система Гарант. – ст.1.

[8] Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (ред. от 29.06.2004). – Справочная система Гарант. – ст. 1.