Содержание
Введение 3
1. Финансовая политика М.Рейтерна, Н.Бунге и И.Вышнеградского_ 5
2. Финансовая реформа С.Ю.Витте. Банковская система России_ 10
3. Структура доходной и расходной частей государственного бюджета России 16
Заключение 19
Список литературы_ 20
Введение
Крымская война расстроила денежное обращение России, и в полосу буржуазных реформ страна вступила с неразменным бумажно-денежным обращением. Курс кредитного рубля в 60-70-х гг. все время стоял ниже паритета и был подвержен колебаниям (до 1877 г. был на 14 -24 % ниже паритета) . Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. правительство выпустило в обращение значительное количество кредитных билетов, вследствие чего курс кредитного рубля сильно упал. В 1879 г. он равнялся 63 коп. золотом.
В дореформенную эпоху сделки в кредит имели широкое распространение в оптовой торговле. Но не было сети учреждений капиталистического кредита. Казенные банки привлекали в качестве вкладов очень большие суммы, но они или употреблялись на выдачу ссуд помещикам под залог “крестьянских душ” , или использовались для кредитования государства. Правда, один из казенных банков - Коммерческий - занимался кредитованием торговли, но он обращал на это лишь небольшую часть собираемых им вкладов, а основную их массу передавал казенному же Заемному банку также для оказания кредита помещикам.
На всю Россию существовало лишь несколько городских общественных банков. Их средства были незначительны, а район деятельности весьма ограниченным.
Таким образом, финансово-кредитная система нуждалась в серьезном реформировании.
Целью анной работы является рассмотрение финансовой и денежно-кредитной системы России во второй половине XIX века.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть финансовую политику Рейтерна, Бунге и Вышнеградского;
- Описать финансовую реформу Витте и банковскую систему России;
- Рассмотреть расходную и доходную часть государственного бюджета России.
1. Финансовая политика М.Рейтерна, Н.Бунге и И.Вышнеградского
Михаил Христофорович Рейтерн, 1820-1890. Министр финансов в 1862-1878. Ко времени прихода Рейтерна уже не все русские выступали за восстановление паритета между рублём ассигнационным и металлическим. Некоторые экспортёры осознали выгодность для себя понижения рубля. Таково всеобщее правило: снижение курса национальной валюты выгодно экспортёрам и убыточно импортёрам; повышение - напротив, выгодно импортёрам, а экспортёрам - невыгодно.
Рейтерн, однако, принадлежал к числу сторонников сильной валюты как показателя, повышающего доверие к правительству на мировой арене. "По уменьшении числа обращающихся бумажных денег можно с осторожностью приступить к размену их на звонкую монету. Размен этот будет служить мерилом, по которому можно судить о достаточности выкупа билетов. Выкуп, очевидно, возможно делать только посредством займов" - так сформулировал свою программу по этому вопросу сам Рейтерн.
Разменный металлический фонд ко времени его прихода составлял 80 млн руб., или 11,2 % ассигнационного обращения. Чтобы увеличить его до размеров, достаточных для размена, Рейтерн сделал зарубежный заём на 100 млн. Причём больше половины его ушло на текущие расходы, так что разменный фонд повысился лишь до 120 млн. Тем не менее, с мая 1862 г. размен был начат по курсу 1,1 руб. асс. за 1 руб. сер. При этом заранее было объявлено, что с августа цена золота и серебра понизится, а в дальнейшем будут происходить новые понижения, с тем чтобы довести цену до паритета.[1]
То, что произошло дальше, нельзя назвать даже игрой. В игре конечный результат неизвестен. Здесь же государство твёрдо сказало: через несколько месяцев ассигнации будут стоить больше, чем сейчас. Только ненормальный либо кристально честный человек в таких условиях не взял бы деньги, раздаваемые государством. Большинство взяло. Обладатели металлических капиталов ринулись скупать ассигнации. А министр финансов - писать императору победные доклады об успешном размене. Однако с конца года те, кто скупал ассигнации, стали предъявлять их к обратному размену, желая получить свою прибыль. Всю первую половину 1863 года выдачи звонкой монеты из разменной кассы значительно превосходили металлические поступления. В августе выдачу золота из кассы приходится остановить. После этого резко возрастает спрос на валюту, из-за чего МФ приходится увеличивать расходы на поддержку рубля на заграничных биржах. Однако после отказа Ротшильдов от новых займов становится ясно, что размен не удержать. В ноябре 1863 прекращается сначала размен, а затем и поддержка рубля на биржах против иностранных валют (трассировка), курс идёт вниз. В итоге разменный фонд уменьшился на 35 млн. Нельзя сказать, что Рейтерн получил тот же результат, что и Гурьев (тот всё же не объявлял свободного размена), но в любом случае исход его попытки оказался неудачным.
В следующие несколько лет вопрос о денежной реформе отошёл на второй план. Надо было бороться с бюджетными дефицитами, резко возросшими из-за чрезвычайных расходов (Польское восстание, ликвидация старых кредитных учреждений; выкуп земли крестьянами, проведение реформ). Дыры закрывают печатным станком и заграничными займами. Влияет и неспокойная международная обстановка (австро-прусская и другие войны). В результате всего этого вексельный курс рубля опустился с 36,5 пенсов в 1863 г. до 29,7 в 1866-м (на 33,7 % ниже паритета).
В заслугу Рейтерну следует поставить то, что в этих условиях он смог признать ошибочность курса, проводившегося им изначально, и предложить новый план действий. Исходит из того, что "невозможно рассчитывать на скорое и совершенное улучшение нашего финансового положения"; восстановить размен по номинальному курсу не получится; необходимо остановить курс на существующей отметке, не допуская колебаний ни в какую сторону. Предлагает отказаться от уничтожения бумажных рублей как средства поднятия их курса, т.к. это может повредить внутренним денежным оборотам; поощрять экспорт; привлекать иностранные капиталы, ускорить строительство железных дорог.
Таким образом, Рейтерн соединил в своей программе достоинства взглядов Канкрина, первым отошедшего от слепого стремления к восстановлению курса ассигнаций любой ценой и указавшего, что не только падение курса, но и его повышение может быть вредным для экономики. И достоинства последней программы Княжевича, составленной им перед уходом из МФ и увязывавшей твёрдый курс рубля с успешным положением дел в российском народном хозяйстве. [2]
Начиная с новой программы Рейтерна, выдвинутой в 1866 г., отсчитывается новый этап в правительственной политике, основное содержание которой в этот период можно свести к двум положениям. Правительство перестало действовать в области экономики арифметическими методами, поняв, что курс рубля есть не просто результат биржевой игры, но показатель развития народного хозяйства страны и состояния её бюджета. В то же время, царь и общество по-прежнему считали конечной целью валютной политики восстановление свободного размена ассигнаций на звонкую монету по курсу 1:1.
Рейтерн, за долгие годы своего министерства успевший попробовать разные способы борьбы за твёрдый рубль, в своём "финансовом духовном завещании" предлагал согласиться на девальвацию. То есть признать существовавшее после Крымской войны неравенство курсов бумажного и металлического рублей.
Став министром, Бунге продолжил прежнюю линию, изложенную в сентябрьской записке 1880 года. Часть предложений той записки воплотилась в указе 1 января 1881 года. Однако осталось невыполненным самое главное: разрешение оборота металлических денег по биржевому (вексельному) курсу. Николай Христианович попробовал предложить соответствующий законопроект. Однако Госсовет бдительно следил за тем, чтобы не допустить девальвации, и законопроект не пропустил.
Не удалось Бунге добиться успеха и по другим направлениям борьбы за крепкий рубль. Бюджет постоянно сводился с дефицитом, который покрывается новыми займами; долг Госбанку из казначейства не погашался; кредитных билетов изъято менее, чем на 90 млн, что никак не повысило курс рубля.
В итоге в 1885 году Бунге пришлось признать, что "понижение цены кредитного рубля после Восточной войны представляется свершившимся фактом и, сообразно с ценою кредитного рубля, установились цены всех произведений земледелия и промышленности. Если бы даже возвышение вексельного курса и последовало от дальнейшего уничтожения кредитных билетов, то оно вызвало бы новое колебание цен, а главным образом их понижение, что нисколько не желательно при современном стеснённом положении торговли промышленности". Поэтому борьбу за повышение курса Бунге решил прекратить.
Как видим, и Бунге повторил эволюцию своих предшественников: если в начале министерства у него ещё сохранялись надежды на восстановление (хотя бы в будущем) паритета, то со временем он был вынужден признать, что восстановление размена возможно только на основе девальвации. Однако сделать в этом направлении он ничего не смог. К тому же на посту министра финансов он не задержался, так как его либеральные взгляды (и в области налоговой системы, и кредитной, и рабочего законодательства) слишком сильно раздражали консерваторов. В 1887 году он вынужден был уступить своё место 56-летнему Ивану Алексеевичу Вышнеградскому.
Иван Алексеевич Вышнеградский, 1831-1895. Сын провинциального священника. Руководитель нескольких крупных акционерных компаний. На министерский пост пришёл прямо из частного предпринимательства.
В вопросах денежного хозяйства Вышнеградский в основном придерживался тех же взглядов, что и его предшественник. В частности, он тоже предложил восстановить металлическое обращение на условиях девальвации. Как и аналогичный проект Бунге, это предложение было отклонено Госсоветом, однако сутью всей дальнейшей деятельности Вышнеградского стало накопление золотого запаса для восстановления размена. Это было сделано, во-первых, посредством усиления ввозных таможенных пошлин, по сравнению с которыми даже протекционистский тариф Бунге стал восприниматься как мягкий. Во-вторых, увеличением налогового давления на население (прежде всего за счёт косвенного налогообложения). В-третьих, поощрением вывоза основного товара русского экспорта - хлеба (посредством введения экспортных премий и льготных железнодорожных тарифов на некоторых направлениях). В итоге Вышнеградскому удалось повысить сальдо внешнеторгового баланса в среднем с 50 до 300 млн. руб. в год. Одновременно он широко использовал и займы, как внутренние, так и внешние: государственный долг при нём вырос с 6,5 до 7,5 млрд. руб. Всё это позволило активизировать накопление золотого запаса, так что к 1893 году он повысился по сравнению с 1888 годом с 210 до 360 млн. руб. Это составило 30 % суммы ассигнаций в обращении.[3]
Таким образом, Вышнеградский, можно сказать, занимался рутинной работой по подготовке реформы, однако в деле борьбы за рубль его министерство отметилось ещё одним важным событием. Событием, положившим конец спорам о допустимости девальвации. Дело в том, что в 1888 году под воздействием хорошего урожая стал расти курс кредитного рубля. Всего с 1887 до 1890 год он увеличился с 56 до 73 металлических копеек, причём в отдельные периоды зашкаливал и за 80 копеек. То есть сам собой, безо всяких дополнительных затрат госбюджета на уничтожение ассигнаций, начался процесс, о котором так долго мечтали царь и министры. И здесь не в теории, а на практике выяснилось, насколько вредно для народного хозяйства любое резкое изменение курса национальной валюты - не только понижательное, но повышательное. Русские экспортёры, а это прежде всего дворяне, стали терпеть убытки на вывозе своих товаров. В результате Вышнеградскому в 1890 году было предоставлено право производить дополнительные выпуски бумажных денег для восстановления того курса, который был до повышения, т.е. до уровня в 62,5 коп., на основании которого Вышнеградский и предполагал в дальнейшем начинать золотой размен.
2. Финансовая реформа С.Ю.Витте. Банковская система России
Преемнику Н.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте, предстояло устранить все эти финансовые затруднения и довести до конца разрешение основных задач финансового управления России: восстановление металлического обращения, улучшение кредитной системы, развитие и упорядочение железнодорожного хозяйства.
В конце 1892 г. одно за другим были проведены повышения налога с пива на 50%, спичечного налога вдвое, питейного акциза со спирта - с 9 1/4 копеек до 10 копеек, с фруктовых водок - с 6 копеек до 7 копеек, с нефтяного акциза - на 50%, патентного табачного сбора - на 50% (установлен также дополнительный табачный акциз), налога с недвижимых имуществ и дополнительных торгово-промышленных сборов. В 1893 г. установлен государственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую совокупность доходов плательщиков и представляющий собой важное в принципиальном отношении нововведение. В 1 894 г. утверждено положение о казенной продаже питей в четырех восточных губерниях.[4]
Вместе с этими мерами, направленными на устранение причиненного голодным годом ущерба государственным доходам, С.Ю. Витте должен был заняться и созданными политикой своего предшественника финансовыми затруднениями: развившейся отчасти на почве кредитных и биржевых мероприятий Вышнеградского спекулятивной игрой на курсе кредитного рубля и торговыми осложнениями с Германией, вызванными высокопокровительственным таможенным тарифом 1891 г.
Энергично введенная таможенная война повела к взаимным уступкам, заставила Россию отказаться от принципа автономности таможенного тарифа, и закончилась торговыми договорами с Германией и другими государствами. Для борьбы с биржевой спекуляцией был установлен ряд законодательных и административных мероприятий, завершившихся полным успехом и достижением устойчивого курса рубля.
Возобновленные С.Ю. Витте конверсии отличались колоссальными размерами и сопровождались почти полным преобразованием наших государственных займов в 4-процентные и унификацией большей части внутреннего долга в тип государственной 4-процентной ренты. Усиленный выкуп железных дорог сосредоточил в руках казны важнейшие магистрали; наиболее важным фактом в этой области является решение правительства соорудить на средства казны великую Сибирскую дорогу и исполнение значительной части этого. Затрата больших средств на это предприятие и необходимость постройки целого ряда крупных новых железнодорожных линий заставили правительство сделать отступление от прежней политики и предоставить сооружение новых дорог наиболее солидным из оставшихся частных железнодорожных обществ.
Наиболее важным финансовым событием настоящего царствования является восстановление металлического обращения.
Добившись устойчивости курса кредитного рубля, правительство приступило к тому законодательному шагу, перед которым вынуждены были остановиться Бунге в Вышвеградский: Высочайше утвержденными 8 мая и 6 ноября 1895 г. мнениями Государственного совета дозволено было заключение сделок на золото и взнос золотой монеты во все правительственные кассы по курсу (на 1896 г.) 1 рубль золотом равен 1 рубль 50 копеек кредитом. Высочайшим повелением 8 августа 1 896 г. курс на золотую монету был фиксирован на неопределенное время и на государственный банк фактически возложен размен кредитных билетов по этому курсу. Комитет финансов выработал законопроект о законодательном утверждении за кредитным рублем определенной цены на золото, путем возложения на государственный банк постоянной обязанности размена кредитных билетов и установления точных правил для выпуска билетов в обращение; этот проект был отклонен Государственным советом. Указом З января 1 897 г. установлена чеканка империалов и полуимпериалов, с означением на них 15 рублей и 7 рублей 50 копеек, и таким образом, нарицательное достоинство золотой монеты приведено в соответствие ее цены, определенной для обмена на кредитные билеты. Этой мерой закончена была девальвация и фактически установлено обращение кредитных билетов и золота на равных основаниях. Указом 29 августа 1897 г. установлены основания выпуска кредитных билетов государственным банком под обеспечение золотом; указами 14 ноября повелено чеканить пятирублевую золотую монету достоинством в одну третью часть империала и кредитные билеты, путем утверждения новых надписей для них, объявлены разменными на звонкую монету. Этими мероприятиями завершен переход к золотому основанию денежной системы; российской денежной монетой установлен золотой рубль, с содержанием 17,424 долей чистого золота, а серебряная монета получила название лишь вспомогательного орудия, роль которого в денежном обращении окончательно определена указом 27 марта 1898 г.
Денежная реформа завершилась перечислением в 1 899 г. таможенных пошлин на новую валюту и изданием Высочайшего утверждения 7 июня 1899 г. нового монетного устава. Он представляет собой, с одной стороны, кодификацию указов, касавшихся установления новой денежной единицы на золотом основании, с другой - повторение, а частью необходимое изменение оставшихся в силе постановлений прежнего устава.[5]
В общих чертах денежное обращение России в начале ХХ века выглядело следующим образом. Монетной единицей служил рубль, содержавший 0,7742 гр. (17,424 доли) чистого золота, разделенный на 100 копеек. Главной монетой являлась золотая, выпуск которой был не ограничен, и владелец золотого слитка мог свободно представить его для чеканки монеты. Она изготавливалась обязательно 900 пробы, а достоинство определялось в 15 рублей (империал, равноценный сорока франкам), в 10 рублей, в 7 рублей 50 копеек и в 5 рублей. Вспомогательной монетой в платежах служили серебряные и медные монеты; первая изготавливалась двоя кой пробы: 900-и достоинством в рубль, 50 и 25 копеек и 500-и - в 20, 15, 10 и 5 копеек. Медная же монета чеканилась достоинством 5, 3, 2, 1, 1/2 и 1/4 копейки. Чеканка серебряной монеты за счет частных лиц не допускалась, и выпуск ее был ограничен определенным пределом: количество ее в обращении не должно было превышать суммы в З рубля на каждого жителя империи. Закон требовал производить все расчеты на золотую монету и счетную единицу (рубль) и устанавливал обязательный прием полновесной золотой монеты во всех платежах на неограниченную сумму. Монетное дело в империи находилось в ведении Министерства финансов, а сама монета чеканилась на Монетном дворе в Петербурге.
Государственные кредитные банкноты выпускались Государственным банком в размере, ограниченном потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом. Металлическое обеспечение устанавливалось в следующем соотношении: до 600 млн. рублей билеты обеспечивались золотом наполовину, а сверх этого предела - в соответствии рубль за рубль. Государственный банк разменивал кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы. Размен билетов как государственных денежных знаков обеспечивался независимо от металлического покрытия выпусков всем достоянием государства, а кредитные билеты обращались на тех же основаниях, что и золотая монета, символом которой они служили. Достоинства кредитных билетов установлены были в 500, 100, 25, 10 рублей, а также в 5, 3 и 1 рубль. На первое января 1900 года металлическое обеспечение составляло 189% суммы кредитных билетов, а на золотую монету уже приходилось 46,2% всего денежного обращения.
Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце ХIХ века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер достиг колоссального размера - З млрд. рублей золотом. В конце ХIХ - начале ХХ века золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. внесли коррективы в эту тенденцию, и с 1905 года эмиссия кредитных рублей опять стала возрастать. Однако вплоть до перовой мировой войны России удалось сохранить в неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы: свободный обмен бумажных денег на золото.
Проведенная в России в 1895-1898 гг. стабилизация рубля послужила образцом для других государств. Внимательно изучив опыт России, к денежной реформе приступила Япония. По образцу России провела реформу Австро-Венгрия, после первой мировой войны - Франция.
До 1914 г. российский рубль стал одной из наиболее устойчивых валют мира.
Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обуславливали в основном торговлю. Клиентами банков были торговцы. Постепенно, с развитием промышленного производства возникли операции по кредитованию производственного цикла. Термин «коммерческий банк» стал означать «деловой» характер банка, т. е. банк, обслуживающий все виды хозяйственной деятельности.
Созданный в 1860 г. Государственный банк положил начало развитию капиталистической кредитной системы. В процессе реформирования банковской сферы Госбанк в новых исторических условиях был призван сыграть ключевую роль. Госбанк возник на развалинах старых казенных кредитных банков в обстановке повышенного спроса на капиталы и кредиты. При его учреждении имелось в виду прежде всего организовать Центральный банк европейского образца, но по русскому варианту: с подчинением министру финансов. Если в европейских странах Центральные банки как эмиссионные организации являлись самостоятельными, независимыми от государства, то в России все было наоборот.
Как центральный кредитный орган страны Госбанк выполнял три основные функции: регулировал денежно-кредитное обращение; содействовал развитию промышленности и торговли; оказывал поддержку частным учреждениям во время финансовых затруднений, кризисов в экономике. По новому Уставу 1894 г. Госбанк получил право выпуска банковых билетов, стал эмиссионным банком. К 1914 г. Государственный банк России имел 10 контор в наиболее крупных торгово-промышленных центрах и 127 отделений.
Наряду с государственной банковской системой в России существовали частные кредитные учреждения. К ним он относились банки акционерные, общественные и корпоративные.
По определению Витте, коммерческие банки в России были банками краткосрочного кредита. Их операциями являлись: учет векселей и других обязательств, ссуды под залоги, покупка и продажа ценных бумаг, прием и выдача вкладов.
Витте С.Ю. подробно рассматривал вопрос о границах кредитования и условиях предоставления коммерческими банками ссуд. Он подчеркивал обязательность соответствия актива и пассива банка, прежде всего, в количественном отношении, так как “не все средства банка могут быть розданы в ссуду: необходимо, чтобы известная их часть была свободна и находилась в кассе как для производства дальнейших ссуд, так и на случай такого истребования вкладов, которое не покрывалось бы поступлениями”. То же в отношении сроков ссуд. По его мнению, чем больше в банке вкладов до востребования, тем краткосрочнее должны быть ссуды, чтобы обеспечить возврат кредитов на случай истребования вкладов. Долгосрочный же кредит, считал он, следует предоставлять за счет постоянных средств банка и срочных вкладов.
Кроме акционерных коммерческих банков, в России функционировали акционерные ипотечные банки. Витте делил их на две группы. К первой группе относились поземельные акционерные банки, которые выдавали кредит под залог сельскохозяйственных имений и выпускали в качестве своих обязательств закладные листы. Ко второй группе автор причислял городские и губернские кредитные общества, которые предоставляли ссуды под городскую недвижимость и выпускали облигации. Уставами ипотечных акционерных банков предусматривалась продажа имений или городских строений неисправных заемщиков по истечении льготных сроков возврата кредита. Городские и губернские общества, предоставляя ссуды под залог земельных участков, активно содействовали городскому и уездному строительству.
В связи с активизацией России в мировом рынке, расширением торгово-экономических отношений с европейскими странами в 1871 г. был создан “Русский для внешней торговли банк”.
Банк осуществлял следующие операции: выдача ссуд под проценты бумаги; выдача ссуд под товары; получение платежей по векселям и другим документам; выдача переводов в Россию; выдача переводов за границу; получение и продажа % бумаг, акций, облигаций и закладных листов; покупка и продажа переводных платежей, звонкой монеты; прием денег на текущие счета и вклады, а также прием на хранение % бумаг и других ценностей.
3. Структура доходной и расходной частей государственного бюджета России
Основные статьи доходов (косвенные налоги: акцизы, таможенные пошлины, поступления от казенной винной монополии; прямые налоги: поземельный, государственный промысловый, сбор с доходов от денежных капиталов, доходы от железных дорог; доходы от государственных имуществ, внутренние и внешние займы) и расходов (военные и морские, платежи по займам, содержание аппарата, расходы ведомств, "землеустройство" и "переселение" и пр.).
Таблица 1.
Роспись государственных доходов и расходов России на 1896 г.[6]
Приход
Наименование сборов |
По прежним окладам |
Прибавлено |
Итого |
Окладных непременных |
|||
1. С купеческих капиталов |
3 753 272 |
1 502 076 |
5 255 348 |
2. Подати с крестьян, торгующих в столице |
439 790 |
439 790 |
|
3. С мещан и цеховых |
1 772 915 |
1 241 809 |
3 014 724 |
4. с иностранных ремесленников в столицах |
380 280 |
380 280 |
|
5. С однородцев и казенных крестьян |
28 462 401 |
15 185 538 |
43 647 939 |
6. С крестьян удельных |
1 390 177 |
576 596 |
1 966 773 |
С них же единовременно |
315 664 |
315 664 |
|
7. С крестьян помещичьих и дворовых людей |
13 220 193 |
5 135 791 |
18 355 984 |
С них же единовременно по 50 коп. с души |
5 075 276 |
5 075 276 |
|
8. Подымных в литовских губерниях |
738 533 |
369 266 |
1 107 799 |
С них же офяры16 |
789 354 |
789 354 |
|
9. Арендных в казенных имениях |
4 263 416 |
4 263 416 |
|
Итого |
84 612 354 |
||
Окладных переменяющихся |
|||
10. Откупных и за вино |
36 916 209 |
36 916 209 |
|
11. С оброчных статей |
1 022 560 |
1 022 560 |
|
12. С частных горных заводов |
998 911 |
за медь 336 423 |
1 335 334 |
13. С иезуитских имений и капиталов |
429 158 |
429 158 |
|
14. Полупроцент с домов в столицах |
930 000 |
930 000 |
|
Итого |
40 633 262 |
||
Неокладных |
|||
15. Таможенных сборов |
6 000 000 |
4 858 785 |
10 858 785 |
16. От продажи соли |
9 560 000 |
7 390 000 |
16 950 000 |
17. С золота, серебра, железа и меди на казенных заводах |
1 217 147 |
1 217 147 |
|
18. Лесных доходов |
728 094 |
728 094 |
|
19. Подорожного сбора |
445 165 |
445 165 |
|
20. За паспорты |
1 834 456 |
1 021 750 |
2 856 206 |
21. За гербовую, вексельную и заемную бумагу |
1 717 747 |
450 936 |
2 168 684 |
22. Долговых от с.-петербурских магазинов |
1 175 000 |
1 175 000 |
|
23. Рекрутских денег вместо рекрут |
129 320 |
129 320 |
|
24. Остатков от почтового дохода |
1 000 000 |
1 000 000 |
|
25. Пошлинных, штрафных и других |
6 632 138 |
6 632 138 |
|
Итого |
45 330 443 |
||
Всего доходов |
170 576 060 |
Сверх того причислены к доходам 1896 г. подкрепления из особых источников[7]:
а) Ожидаемые от разных мест и лиц |
19 211 990 руб. |
б) Остатков от водяных сообщений |
481 571 |
Экономические суммы |
|
в) Морского департамента |
2 000 000 |
г) Мальтийского ордена |
1 000 000 |
д) Поступившие по внутреннему займу |
2 638 000 |
е) Золото и серебро, хранящиеся в ассигнационном банке |
5 383 694 |
ж) Ожидаемого займа из Воспитательного дома |
8 000 000 |
Итого |
38 715 255 руб. |
Всего вообще |
209 291 316 руб. |
Расходы
1. На высочайший двор |
10 341 199 руб. |
2. На духовный штат |
1 897 098 |
3. на военное министерство |
91 978 180 |
4. На морское |
15 929 733 |
5. Иностранных дел |
1 578 549 |
6. Юстиции |
2 986 474 |
7. Внутренних дел |
24 622 683 |
8. Финансов |
29 181 760 |
9. Коммерции |
1 146 052 |
10. Народного просвещения |
2 508 725 |
11. По части водяных и сухопутных сообщений |
2 546 952 |
Всего расходов |
184 717 411 руб. |
Затем должно остаться |
24 573 904 |
Баланс |
209 291 315 руб. |
Заключение
В результате проделанной работы была рассмотрена финансовая и денежно-кредитная система России во второй половине XIX века.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Рассмотрена финансовая политика Рейтерна, Бунге и Вышнеградского;
- Описана финансовая реформа Витте и банковскую систему России;
- Рассмотрена расходная и доходная часть государственного бюджета России.
Вся история русского ассигнационного рубля до революции сводится к тому, что в тяжёлую годину прижатое к стенке правительство печатает много бумажных денег, курс их падает, затем оно пытается его поднять, но в конце концов убеждается, что механическими мерами (сокращение ассигнаций) курс поднять невозможно, и соглашается с мыслью о девальвации.
Однако восстановлением размена 1:1 правительство добивалось лишь формального улучшения - если сравнивать финансовое здание с обычным архитектурным сооружением, то равенство между бумажной и металлической валютой - это подкраска фасада, никак не характеризующая состояние несущих конструкций. Тот же российский опыт XIX века показывает, что даже при сильной разнице курса бумажных и металлических денег финансовое положение государства может быть вполне устойчивым. Потрясения происходят лишь непосредственно в момент обесценения денег. Если же курс устоялся, путь и на низкой отметке, то извлечение из оборота "лишних" денег не приводит ни к каким положительным последствиям.
Конечно, применять исторический опыт в изменившихся условиях нужно очень осторожно. Лучше даже сказать, его нужно не применять, а учитывать, потому что экономика - это переплетение очень многих составляющих, и предвидеть все последствия изменения любой из них невозможно. Тем не менее, исторический опыт тем и ценен, что позволяет установить некоторые общие правила, применимые к разным периодам, и поэтому, говоря о прошедшем, надо всегда пытаться применить это к настоящему.
Список литературы
1. Атлас М.С., С.Ю. Витте Витте о кредитной системе России // Деньги и кредит, 1999. №9
2. История экономических учений: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2005.
3. История экономических учений: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2004.
Кондратьев Н.С. История экономических учений. – С-Пб.: Питер, 2001.
4. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учеб. Пособие/ Под ред. М.Н Чепурина. М.: Инфра-М, 2003.
5. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XIX - XX век.: Учебник для ВУЗов. – М.: ОАО Мелтон-2000.
[1] Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XIX - XX век.: Учебник для ВУЗов. – М.: ОАО Мелтон-2000. – с. 113.
[2] История экономических учений: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2004. – с. 247.
[3] Кондратьев Н.С. История экономических учений. – С-Пб.: Питер, 2001. – с. 251.
[4] Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XIX - XX век.: Учебник для ВУЗов. – М.: ОАО Мелтон-2000. – с. 124.
[5] Кондратьев Н.С. История экономических учений. – С-Пб.: Питер, 2001. – с. 257.
[6] История экономических учений: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2005. – с. 157.
[7] История экономических учений: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2005. – с. 158.