СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ.. 5
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 13
ВВЕДЕНИЕ
На всех исторических этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.
Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономические связи воздействуют на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производительных сил.
Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что непосредственное участие во внешнеэкономической деятельности принимают сегодня десятки тысяч предприятий и сотни тысяч предпринимателей и государственных служащих.
К сожалению, многие из участников не знакомы с основами, тем более с тонкостями внешнеэкономической деятельности. В этих условиях литература по внешнеэкономической деятельности — учебники, учебные пособия — выполняет важнейшую полезную функцию.
Чрезвычайно актуальным является в настоящее время изучение способов оценки эффективности проведения экспортных операций, их динамики, но не все специалисты, работающие на предприятии, которое занимается экспортом продукции, обладают необходимыми навыками проведения анализа.
Исходя из этого, целью работы является изучение анализа эффекта и эффективности экспортных операций предприятия, а также динамики абсолютных и относительных показателей.
В соответствии с основной целью, выделены следующие задачи:
· определение порядка организации внешнеэкономической службы предприятия;
· изучение анализа динамики экспортных операций;
· рассмотрение анализа эффективности экспортных операций предприятия;
· проведение расчёта эффективности экспорта.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
В современных условиях демонополизации внешнеэкономической деятельности предприятие — основное звено внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с действующим законодательством предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Согласно действующему законодательству предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке [6, с. 10].
Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия определяется, прежде всего, теми целями и задачами, которые она призвана решать.
Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО) МВЭС;
Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определенными товарами либо с группой стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объема работы — несколько его заместителей.
Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы.
· Группа отделов и служб, осуществляющих планирование;
· Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом;
· Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений [2, с. 86-88].
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Внешнеэкономическая деятельность фирм развивается во времени. Поэтому время можно рассматривать как признак-фактор, определяющий развитие социально-экономических процессов. Следовательно, для выявления статистических закономерностей необходимо знать характеристики изменения и тенденции их развития. Достигается это при построении, анализе и расчете аналитических показателей соответствующих рядов динамики.
Ряд динамики (динамический ряд, временной ряд) - статистическое описание изменения явлений во времени. Более точно: динамическим рядом называют ряд числовых характеристик изучаемого явления за последовательно взятые отрезки или моменты времени [9, с. 45].
Выбор соответствующих приемов представления и способов анализа таких рядов определяется характером исходных данных и зависит от задач исследования. Поэтому отнесение ряда динамики к тому или иному виду имеет важное значение. Каждый ряд динамики содержит:
1) показатель времени;
2) уровень развития явления.
В качестве показателей времени используют либо определенные даты (моменты) времени, либо отдельные периоды (годы, кварталы, сутки и т.д.), которые характеризуют последовательность изменения значений показателя, фиксирующего состояние явления или процесса. Статистические, показатели, характеризующие изучаемый объект во временном аспекте, называются уровнями ряда, т.е. уровни ряда отображают значение показателя явления, соответствующее определенному времени [1, с. 58-72].
В зависимости от способа выражения уровней (в виде абсолютных, относительных или средних величин) ряды динамики подразделяются на ряды абсолютных, относительных или средних величин [8, с. 243].
В зависимости от того, выражают ли уровни ряда состояние явления на определенные моменты времени (на начало месяца, квартала, года и т.п.) или его величину за определенные интервалы времени (например, за сутки, месяц, год и т.п.), различают моментные, или интервальные ряды.
Отображение развития процесса во времени может быть представлено в виде ряда динамики с нарастающими итогами. Такое представление позволяет отобразить результаты развития не только за текущий, но и за предшествующие периоды времени (табл. 2.1.).
Таблица 2.1.
Динамика экспорта предприятия в 1994 - 2000 гг.
Год |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Экспорт, млн. руб. |
67,8 |
82,9 |
90,6 |
89,0 |
74,9 |
75,7 |
105,6 |
Экспорт, в % к предшествующему году |
100,0 |
122,2 |
109,2 |
98,3 |
84,1 |
101,0 |
139,5 |
Из таблицы 2.1. видно, что за последние 7 лет объём экспорта предприятия существенно возрос, в 1994 году он составлял 67,8 млн. руб., а уже в 2000 году 105,6 млн. руб., т.е. увеличился на 63 % (105,6/67,8). Но в 1997 – 1999 гг. наблюдалось существенное снижение объёма экспорта, например, в 1998 году оп снизился до 74,9 млн. руб.
Это интервальный ряд динамики абсолютных и относительных величин с равноотстоящими по времени уровнями. Его уровни характеризуют суммарный итог за определенный отрезок времени - за каждый год. Уровни интервального ряда могут суммироваться, так как не содержат элементов повторного счета, например, доходы фирмы за ряд лет.
Например, за 7 лет объём экспорта предприятия составил 586,5 млн. руб.
С помощью рядов динамики решаются вопросы:
· характеристики уровней, развития процессов во времени;
· измерения динамики изучаемых процессов с помощью системы показателей;
· выявления и количественной оценки основной тенденции развития;
· изучения периодических колебаний;
· прогнозирования рядов динамики [10, с. 331-334].
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
Участие в международном разделении труда позволяет достигать поставленные экономические цели при меньших затратах производственных ресурсов.
Международный обмен товарами (услугами, работами) может быть выгоден всем участникам внешних экономических отношений при условии правильного оформления структуры экспорта и импорта, необходимых документов, а также проведения анализа эффекта и эффективности вышеуказанных поераций.
Теоретическое обоснование этих очевидных сейчас положений было впервые сформулировано еще в начале XIX в. выдающимся английским экономистом Давидом Рикардо. Эти положения лежат в основе оценки экономической эффективности внешнеэкономической деятельности на любом уровне.
Особое значение имеет оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия в современных условиях, когда хозяйственная самостоятельность и независимость организации неизбежно должны привести к повышению ответственности и обоснованности принимаемых управленческих решений.
Экономическое обоснование принимаемых решений по управлению внешнеэкономической деятельностью предприятий производится путем расчета различных показателей экономической эффективности.
Всю систему показателей экономической эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия можно разделить на две группы.
1. Показатели эффекта, определяемые как абсолютные величины, выражаются в соответствующих денежных единицах как разница между результатами и затратами.
2. Показатели эффективности, определяемые на основе отношения результатов к затратам, как правило, относительны и выражаются в относительных единицах; %, долях единицы и др.
Под затратами следует понимать денежную, стоимостную оценку привлекаемых производственных ресурсов: стоимость сырья, материалов, энергии, трудовых ресурсов, услуг сторонних организаций, обязательные отчисления в различные государственные фонды и другие затраты, без которых сделка, операция была бы не осуществлена.
Под результатами следует понимать денежную, стоимостную оценку полученной выгоды для предприятия:
· денежные средства за поставленную продукцию;
· выполненные работы и услуги;
· стоимость полученного товара, работ, услуг и т.д.
При расчете показателей важно соблюдать следующие принципиальные методологические положения:
· принцип наиболее полного учета всех составляющих затрат и результата. Неполный учет затрат и полученных результатов может исказить выводы об оценке эффективности того или иного мероприятия, решения;
· принцип сравнения с базовым вариантом. Всё познается в сравнении, в том числе и эффективность. За базовый вариант может быть принято положение дел до принятия решения, один из вариантов принятия решения, или состояние дел на рынке, у конкурента. Неправильный выбор базы сравнения также может привести к искажению оценок;
· принцип приведения затрат и результатов в сопоставимый вид. Сравниваемые показатели должны быть сопоставимы. Например, следует приводить их в сопоставимый вид по объему, качеству, периоду времени и другим параметрам;
· принцип приведения разновременных затрат и результатов к одному моменту времени. Соблюдение данного принципа — одно из важнейших положений теории оценки эффективности. Методы приведения разновременных затрат к одному моменту времени достаточно хорошо разработаны в экономике.
Конкретный расчет показателей эффективности будет в значительной степени зависеть от вида операции на внешнем рынке, ее целей, условий и других особенностей конкретной сделки.
Рассмотрим общие положения и примеры расчета показателей эффективности применительно к экспортным операциям.
Показатель экономического эффекта от экспорта товаров, продукции, работ или услуг определяется следующим образом (формула 3.1):
ЭЭЭКС=ОВФ+ВР-ЗЭКС, (3.1)
где ЭЭЭКС — показатель экономического эффекта экспорта, руб.;
ОВФ — рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый пересчетом валютной выручки (за вычетом подлежащей обязательной продаже государству) в рубли по курсу наг дату поступления валюты, руб.;
ВР — рублевая выручка от обязательной продажи части валюты государству, руб.;
ЗЭКС - полные затраты предприятия на экспорт, которые включают: затраты на производство и реализацию продукции (реклама, маркетинг, транспорт, страхование, пошлины, сборы и др.).
По экономическому содержанию показатель эффекта соответствует понятию прибыли.
Показатель экономической эффективности экспорта рассчитывается следующим образом (формула 3.2):
ЭЭКС=(ОВФ+ВР)/ЗЭКС, (3.2)
где ЭЭКС — показатель экономической эффективности экспорта, руб./руб.
Экономический смысл показателя эффективности состоит в том, что он показывает, какое количество выгоды, результата имеется на каждый рубль затрат. Необходимым условием эффективности экспорта является то, чтобы этот показатель был больше единицы.
Для принятия более обоснованного решения по экспорту продукции показатель эффективности экспорта ЭЭКС сравнивается с показателем эффективности производства и реализации продукции на внутреннем рынке ЭВН (формула 3.3).
ЭВН=ОЭКС/(СП.ЭКС+ЗР.ВН), (3.3)
Где ЭВН — показатель эффективности производства и реализации продукции на внутреннем рынке, руб./руб.;
ОЭКС — объем экспорта во внутренних ценах, руб.;
СП.ЭКС — производственная себестоимость экспортных товаров (затраты на производство);
ЗР.ВН — затраты на реализацию экспортной продукции внутри страны, руб.
Необходимым условием эффективности экспорта является выполнение соотношения:
ЭЭКС > ЭВН > 1.
Рассмотрим пример расчета эффективности экспорта.
У предприятия есть возможность реализовать 1000 единиц продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Необходимо определить, в каком случае выгоднее реализовать продукцию на внутреннем рынке, а в каком - на внешнем (табл. 3.1.).
Причем, расчёт должен проводится в двух вариантах:
1 вариант - курс 5 руб./долл.;
2 вариант - 6 руб./долл.
Таблица 3.1.
Определение эффективности экспорта
№ |
Показатели |
1 вариант |
2 вариант |
1 |
Объем продаж, единиц |
1000 |
1000 |
2 |
Производственная себестоимость единицы изделия, руб. |
4000 |
1000 |
3 |
Цена единицы изделия |
||
3.1 |
на внутреннем рынке, руб. |
5000 |
5000 |
3.2 |
на внешнем рынке, долл. |
1000 |
1000 |
4 |
Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внешнем рынке, руб./ед. |
350 |
350 |
5 |
Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внешнем рынке, долл./ед. |
200 |
200 |
6 |
Курс валюты, руб./долл: |
5 |
6 |
7 |
Затраты, тыс.руб. |
||
7.1 |
при реализации на внутреннем рынке |
4350 |
4350 |
7.2 |
при реализации на внешнем рынке |
5000 |
5200 |
8 |
Результат, тыс.руб. |
||
8.1 |
при реализации на внутреннем рынке |
5000 |
5000 |
8.2 |
при реализации на внешнем рынке |
5000 |
6000 |
9 |
Эффект, тыс.руб. |
||
9.1 |
при продаже на внутреннем рынке (8.1-7.1) |
650 |
650 |
9.2 |
при продаже на внешнем рынке (8.2-7.2) |
0 |
800 |
10 |
Эффективность, руб./руб, |
||
10.1 |
при продаже на внутреннем рынке (8.1/7.1) |
1,15 |
1,15 |
10.2 |
при продаже на внешнем рынке (8.2/7.2) |
1,00 |
1,15 |
Как показывают данные и расчет эффективности по предложенной методике (табл. 2.1.) в первом варианте при курсе в 5 руб./долл. выгоднее реализовать продукцию на внутреннем рынке, а при курсе в 6 руб./долл., наоборот, выгоднее реализовать продукцию на внешнем рынке. Таким образом, снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте повышает эффективность экспортной операции [2, с. 74-86].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:
· определен порядок организации внешнеэкономической службы предприятия;
· изучен анализ динамики экспортных операций;
· рассмотрен анализ эффективности экспортных операций предприятия;
· проведен расчёт эффективности экспорта.
В результате можно с уверенность утверждать, что основная цель работы: изучение анализа эффекта и эффективности экспортных операций предприятия, а также динамики абсолютных и относительных показателей, достигнута.
В результате работы выявлено, сто с помощью рядов динамики решаются вопросы:
· характеристики уровней, развития процессов во времени;
· измерения динамики изучаемых процессов с помощью системы показателей;
· выявления и количественной оценки основной тенденции развития;
· изучения периодических колебаний;
· прогнозирования с помощью продолжения рядов динамики
Из рассмотренного примера анализа динамики экспортных операций видно, что за последние 7 лет объём экспорта предприятия существенно возрос, в 1994 году он составлял 67,8 млн. руб., а уже в 2000 году 105,6 млн. руб., т.е. увеличился на 63 % (105,6/67,8). Но в 1997 – 1999 гг. наблюдалось существенное снижение объёма экспорта, например, в 1998 году оп снизился до 74,9 млн. руб.
Данные расчета эффективности показывают, что в первом варианте при курсе в 5 руб./долл. выгоднее реализовать продукцию на внутреннем рынке, а при курсе в 6 руб./долл., наоборот. Таким образом, снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте повышает эффективность экспортной операции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник / Под ред. М.И. Баканова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 536 с.: ил.
2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник/ Под ред. Л.Е. Стровского.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 1999.- 823 с.
3. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: [Учебник].- изд. 2-е.- СПб.: Питер, 2004.- 560 с.: ил.
4. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей.- М.: Прогресс, 1992.
5. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник.- М.: Юристъ, 2000.- 456 с.
6. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Данилов и Ко», 2005.- 424 с.
7. Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинг: Учеб. Пособие.- изд. 2-е, доп.- М.: Издательство «Ось - 89», 1999.- 288 с.
8. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): [Учебник].- М.: «Финансы и статистика», 2003.- 536 с.: ил.
9. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник.- 10-е изд., испр.- М.: Новое знание, 2004.- 640 с.
10. Шимко П.Д., Власов М.П. Статистика: Учебник.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 448 с.