Содержание
1. Краткая характеристика предприятия................................................ 3
2. Создание исходной структуры таблицы.............................................. 4
3. Проведение расчетов............................................................................. 5
3.1. Вычисление объемов производств по периодам........................... 5
3.2. Задание цен и постоянных расходов............................................. 5
3.3. Вычисление переменных и итоговых расходов............................ 5
3.4. Вычисление итоговых расходов по периодам.............................. 6
3.5. Вычисление себестоимости производимой продукции................. 6
3.6. Вычисление выручки...................................................................... 6
3.7. Определение прибыли.................................................................... 7
3.8. Вычисление суммарных значений................................................. 7
4. Итоговый вид таблицы.......................................................................... 8
5. Построение графиков............................................................................ 9
5.1. Зависимость расходов от объема выпускаемой продукции......... 9
5.2. Зависимость себестоимости от объема выпускаемой продукции 10
5.3. Зависимость выручки от объема выпускаемой продукции........ 11
5.4. Зависимость прибыли от объема выпускаемой продукции........ 12
Используемая литература....................................................................... 15
1. Краткая характеристика предприятия
В настоящей контрольной работе рассматривается Хабаровское предприятие ЗАО «Федоров и Ко».
ЗАО «Федоров и Ко» занимается производством и продажей мягкой мебели: диван-кроватей; кресел-кроватей; кресел для отдыха; детских кроватей. Фирма действует на рынке мягкой мебели с апреля 1994 года. На протяжении четырех лет продукция фирмы пользуется устойчивым спросом несмотря на большое количество конкурентов. Продукцию фирмы выгодно отличает от продукции конкурентов: низкие цены, возможность выбора комплектации и материала обивки. Руководство фирмы в своей деятельности ориентируется на изучение потребностей и запросов потребителей.
Визитная карточка предприятия
Название предприятия: ЗАО «Федоров и Ко».
Дата создания фирмы: 18.03.1994г.
Руководитель фирмы: генеральный директор Федоров О.В.
Главный бухгалтер: Шубина Н.И.
Основные менеджеры с указанием их квалификации, образования, стажа работы:
главный дизайнер - Лесков Д.С. (высшее образование (Лесотехническая академия); стаж работы - 8 лет (4 года - фабрика «Мягкая мебель», 4 года - «Альфа-Мебель»);
коммерческий директор - Иванов Ю.С. (высшее образование (Финансово-экономический институт); стаж работы - 7 лет (4 года - специалист по сбыту фабрики «Мягкая мебель»;3 года- «Альфа-Мебель»).
Приведем организационную структуру фирмы с указанием основных организационных, производственных и управленческих подразделений:
Руководит фирмой совет учредителей. Ему подчиняется генеральный директор, в подчинении которого находится бухгалтерия во главе с главным бухгалтером; отдел дизайнеров во главе с главным дизайнером (разработка продукции; производство продукции (склад; заготовительный цех; цех сборки мебели)); коммерческий отдел (разработка рекламы; маркетинг; сбыт продукции); гараж.
На предприятии используется поквартальная система учета произведенной продукции и полученной прибыли.
2. Создание исходной структуры таблицы
Решение задачи будем выполнять при помощи табличного процессора Microsoft Excel.
В ячейки таблицы A2-I2 введем номера столбцов таблицы от 1 до 9.
В ячейки таблицы A3-I3 введем следующие заголовки столбцов таблицы: Период плана, Объем, Цена, Пост., Перем., Итого, сб.ст., Выручка и Прибыль.
В диапазон ячеек A4-A15 введем названия периодов плана, начиная с 1 кв. 2002 и заканчивая 4 кв. 2004.
В ячейки B4-B15, C4-C15, D4-D15 и E4-E15 введем значения Объемов, Цен, Постоянных и Переменных расходов за каждый период плана.
После этого лист Microsoft Excel будет иметь следующий вид:
3. Проведение расчетов
3.1. Вычисление объемов производств по периодам
Так как до начала работы не было произведено ни одно изделие, следовательно, объем в 1 квартале 2002 г. нулевой.
Пусть во 2 кв. 2002 г. было произведено 212 изделий, тогда в 3 кв. 2002 г. этот показатель составил 212 * 120% = 254, в 4 кв. 2002 г. – 254 * 120% = 305 и т.д. А в заключительный 4 кв. 2004 г. – 1313.
3.2. Задание цен и постоянных расходов
Так как в первый рассматриваемый период плана продукция не производилась, соответственно Цена нулевая.
Для удобства, возьмем Цену постоянной и равной 3800 рублей для всех периодов плана.
Постоянные расходы также зададим постоянными и равными 1000000 для всех периодов.
3.3. Вычисление переменных и итоговых расходов
Переменные расходы определяются умножением Средних переменных затрат на Объем продукции.
Средние переменные расходы принимаем условно, сутки – 4, недели – 10, месяцы – 20, кварталы – 130 и года 135 рублей.
Так как в нашем случае за интервал принят квартал, следовательно, средние переменные расходы принимаем равными 130.
Например, для 2 квартала 2002 г. этот показатель рассчитывается как объем произведенной продукции за 2 квартал 2002 г. (30), умноженный на 130, т.е. получим 3900.
Таким же способом вычисляются переменные расходы по остальным периодам плана. Поэтому, для занесения формул в соответствующие ячейки, воспользуемся автозаполнением[1].
3.4. Вычисление итоговых расходов по периодам
Итоговые расходы за квартал складываются из постоянных и переменных расходов в этом квартале.
Например, для 1 квартала 2002 г. в ячейку F4 введем формулу =D4+E4.
Аналогичные формулы будут использованы для каждого из исследуемых периодов.
Для их ввода воспользуемся Автозаполнением[2]. Подведем указатель мыши к правому нижнему углу ячейки F4 и, когда он примет вид черного крестика, расширим выделение на диапазон F5-F15. При этом ссылки на исходные ячейки для каждой строки будут обновляться автоматически.
3.5. Вычисление себестоимости производимой продукции
Для вычисления себестоимости продукции за каждый квартал, необходимо суммарный расход за этот квартал разделить на объем произведенной продукции. Так, для 2 квартала 2002 г. в ячейку G5 нужно ввести формулу =F5/B5.
Себестоимость продукции по остальным периодам поместим в ячейки G6-G15. Для этого воспользуемся Автозаполнением.
3.6. Вычисление выручки
Расчет выручки за определенный период выполняется путем умножения Объема произведенной продукции за период на его цену за этот период.
Например, для 2 квартала 2002 г. введем в ячейку H5 формулу =B5*C5.
Для определения выручки за остальные периоды, при помощи Автозаполнения скопируем полученную формулу во все ячейки с H6 по H15.
3.7. Определение прибыли
Прибыль за каждый из рассматриваемых периодов определяется как разность между полученной за этот период выручки и суммарных расходов.
Например, для 2 кв. 2002 г. для расчета прибыли нужно в ячейку I5 ввести формулу =H5-F5.
Для расчета прибыли за остальные периоды в ячейках I6 – I15 воспользуемся Автозаполнением.
3.8. Вычисление суммарных значений
Для вычисления суммарных значений каждого из параметров, воспользуемся Автосуммированием[3]. Для этого нажмем на панели инструментов кнопку ∑ на панели инструментов.
Например, для определения суммарного объема произведенной продукции, перейдем в ячейку B16 и нажмем кнопку Автосумма. При этом требуемый диапазон суммирования B4:B15 будет выделен автоматически.
Аналогичным образом просуммируем во всех остальных столбцах таблицы.
4. Итоговый вид таблицы
После проведения всех описанных выше действий, таблица в расчетном режиме будет иметь вид:
Для просмотра этой таблицы в режиме просмотра формул выберем в главном меню пункт Сервис > Зависимости формул > Режим проверки формул[4].
При этом лист Microsoft Excel примет вид:
5. Построение графиков
5.1. Зависимость расходов от объема выпускаемой продукции
Для построения графика воспользуемся Мастером диаграмм, нажав одноименную кнопку на панели инструментов.
На первом шаге Мастера диаграмм выберем стандартный тип диаграммы – график[5].
На втором шаге зададим 1 ряд, для которого в качестве имени зададим ячейку B3, в которой записано «Объем», в качестве значений зададим диапазон ячеек F4:F15, в которых хранятся итоговые расходы по каждому периоду.
Для подписей оси Х зададим ячейки A4 – A15, в которых записаны названия периодов плана.
На 3 шаге мастера введем название графика «Зависимость расходов от объема выпускаемой продукции», подпись оси Х – «Периоды», а подпись оси Y – «Расходы (руб.)».
Сохраним полученный график на новом листе, которому присвоим имя «Зависимость расходов от объема».
Получим график следующего вида:
5.2. Зависимость себестоимости от объема выпускаемой продукции
Этот график также построим с помощью Мастера диаграмм.
На первом шаге мастера выберем тип графика График с маркерами, помечающий точки данных.
Затем на вкладке Ряд имя ряда из ячейки G3, т.е. «сб.ст», значения для ряда укажем G4:G15, в которых заданы значения себестоимости в каждый период плана. Для подписей оси Х зададим значения из ячеек A4:A15, в которых перечислены периоды плана.
Название графика введем «Зависимость себестоимости от объема выпускаемой продукции». Подпись оси Х зададим «Объем (шт)», а для подписи оси Y – «Себестоимость (руб)».
Сохраним полученный график на новом листе, присвоив ему имя «Зависимость себестоимости от объема». Получим график:
5.3. Зависимость выручки от объема выпускаемой продукции
Построение графика выполним при помощи Мастера диаграмм. Выберем тип графика График с маркерами.
Для диапазона зададим H4:H15, на вкладке Ряд зададим имя из ячейки B3 (Объем). Для подписей оси Х зададим из ячейки A4:A15.
Зададим название диаграммы «Зависимость выручки от объема выпускаемой продукции». Подпись оси Х – «Период», подпись оси Y – «Выручка (руб)».
Получим график следующего вида:
5.4. Зависимость прибыли от объема выпускаемой продукции
Данный график построим аналогично предыдущим.
Для имени ряда зададим значение «Прибыль» из ячейки I3. Для значений зададим диапазон I4:I15, а для подписей оси Х – B4:B15.
Название диаграммы зададим «Зависимость прибыли от объема выпускаемой продукции». Подпись оси Х – «Объем выпускаемой продукции», подпись оси Y – «Прибыль (руб.)».
Получим следующий график:
5.5. Зависимость между выручкой и расходами
Построим график, на котором будут одновременно отображаться данные о выручке и расходах по каждому периоду.
Добавим два ряда – для отображения выручки и расходов.
Название диаграммы введем «Зависимость между выручкой и расходами». Подпись оси Х – «Период», подпись оси Y – Сумма (руб.).
Получим следующий график:
Как видно из графика, выручка начинает превосходить расходы с 3 квартала 2002 года.
Следовательно, этот месяц и является точкой безубыточности.
Используемая литература
1. Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа: Office XP. Издательский дом «Питер», 2004. – 1072 с.
2. Козырев А.А. Самоучитель работы на персональном компьютере. Учебное пособие. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 – 304 с.
3. Конрад Карлберг. Бизнес-анализ с помощью EXCEL. Издано: 2001, – М., Издательский дом "Вильямс", 480 стр.
4. Эд Ботт, Вуди Леонард. Использование Microsoft Office 2000. Специальное издание. Издано:2000, Вильямс, 1024 стр.
5. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 920 с.: ил.
6. Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа: Office XP. Издательский дом «Питер», 2004.
[1] Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа: Office XP. Издательский дом «Питер», 2004. – стр. 433
[2] Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - стр. 234
[3] Козырев А.А. Самоучитель работы на персональном компьютере. Учебное пособие. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 – стр. 112
[4] Эд Ботт, Вуди Леонард Использование Microsoft Office 2000. Специальное издание. Издано:2000, Вильямс, 1024 стр. 711
[5] Д-р Конрад Карлберг Бизнес-анализ с помощью EXCEL. Издано: 2001, М., Издательский дом "Вильямс", стр. 211.