Содержание

Введение. 3

1. Общие вопросы кредиторской задолженности и реструктуризации долга. 4

1.1.     Кредиторская задолженность и её виды.. 4

1.2.     Способы реструктуризации долга. 6

2. Порядок и преимущество реструктуризации долга в соответствии с постановлением  Правительства от 03.09.99 N 1002. 10

2.1. Возможности и условия реструктуризации согласно постановлению Правительства от 03.09.99 N 1002. 10

2.2.  Положительный эффект реструктуризации для предприятия. 14

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение

Экономическая сущность кредиторской задолженности состоит в том, что это не только часть имущества организации, как правило денежные средства, но и товарно-материальные ценности, например в обязательствах по товарному кредиту (ст.822 ГК). Как правовая категория кредиторская задолженность - особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют права требования на нее. Данная часть имущества суть долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации-должника.

Рассмотрим теперь общее понятие реструктуризации долга это пересмотр сроков выплаты процентов по займам и/или погашения основной суммы долга. Условия реструктуризации долга могут также предусматривать списание части долга и уменьшение ставки процентов. Реструктуризация долга обычно проводится при ухудшении платежеспособности заемщика, когда возникает угроза его банкротства.

Итак, цель работы рассмотреть способы реструктуризации кредиторской задолженности предприятия согласно постановлениям Правительства РФ.

Задачи:

1. Рассмотреть общие положения о кредиторской задолженности и способах реструктуризации долга;

2. Рассмотреть порядок и преимущества реструктуризации долга в соответствии с постановлением  Правительства от 03.09.99 N 1002.

1. Общие вопросы кредиторской задолженности и реструктуризации долга

1.1.  Кредиторская задолженность и её виды

Кредиторская задолженность имеет двойственную юридическую природу: как часть имущества она принадлежит организации на праве владения или даже праве собственности относительно полученных заимообразно денег или вещей, определенных родовыми признаками; как объект обязательственных правоотношений - это долги организации перед кредиторами, то есть лицами, управомоченными на истребование или взыскание от организации указанной части имущества.

С учетом отмеченных признаков кредиторскую задолженность можно было бы определить как часть имущества организации, являющуюся предметом возникших из различных правовых оснований долговых обязательств организации-дебитора (должника) перед управомоченными лицами кредиторами, подлежащую бухгалтерскому учету и отражению в балансе в качестве долгов организации-балансодержателя[1].

Рассмотрим виды кредиторской задолженности:

Первая - это задолженность организации пред бюджетом и социальными фондами. Задолженность перед бюджетом - это, прежде всего, недоимки, то есть не уплаченные своевременно налоги; начисленные налоговыми органами финансовые санкции; задолженность по платежам приравненным с точки зрения их обязательности к налогам, например, по платежам в дорожные фонды, таможенным сборам и иным видам платежей, поступающих непосредственно на казначейские счета в федеральный, региональный или местный бюджет (например, платежи по государственной пошлине зачисляют в федеральный бюджет на счета федерального казначейства). К этой же группе относится задолженность по обязательным платежам во внебюджетные финансовые фонды.

Вторая группа - задолженность организации перед ее персоналом: долги по выплатам работникам заработной платы, компенсациям, платежам в порядке возмещения вреда, причиненного здоровью работников или вследствие смерти работника на производстве.

Третья группа - задолженность перед партнерами и контрагентами по договорным и корпоративным обязательствам: долги по платежам поставщикам за поставленные товары, подрядчикам - за выполненные работы по возврату полученных, но неотработанных авансов, оплата векселей. Здесь же задолженность организации перед участниками (учредителями) по выплате им доходов (дивидендов) и задолженность холдинга или фирмы-учредителя перед дочерними обществами по оплате вкладов в уставный капитал, по компенсации убытков, причиненных дочернему обществу по вине основного общества. Долги третьей группы довольно разнообразны, поэтому далеко не все их виды указаны в Положении по бухгалтерскому учету (они охвачены одним отвлеченным термином - "Прочие кредиторы").

Итак, кредиторская задолженность это вид обязательств, характеризующих: 1) сумму долгов, причитающихся к уплате организацией в пользу других юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними; 2) счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку. Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности - задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленные ими товары, материалы, услуги, выполненные и неоплаченные в срок работы. Кредиторская задолженность отвлекает средства из оборота организации, ухудшает ее финансовое положение. Своевременное погашение кредиторской задолженности - важнейшая задача бухгалтерии организации. По истечении сроков исковой давности кредиторская задолженность подлежит списанию на финансовые результаты в составе внереализационных доходов[2].

        

1.2.    Способы реструктуризации долга

 В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности;

проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций;

осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу;

обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий;

проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

осуществляет иные направленные на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций меры[3].

Реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз.

Решение об одновременной реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней принимается налоговыми органами с согласия на ее проведение органа (органов), уполномоченного принимать такие решения от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.

Правительство Российской Федерации принимает решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, при наличии заключения Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по программе финансового оздоровления организации.

В целях реализации пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом",  Минэкономики РФ и ФСФО РФ  Приказом от 19 ноября 1999 г. NN 497, 136 утвердили  Порядок подготовки заключений Министерства экономики Российской Федерации и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по программам финансового оздоровления организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость  и Типовую структуру программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации

Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом устанавливает условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица (далее именуется - организация) перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам (далее именуется - задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет):

задолженности по налогам и сборам, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности…

задолженности по начисленным пеням и штрафам, в том числе признанным юридическим лицом к взысканию, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности, независимо от даты подачи заявления.

Указанная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком.

В сумму подлежащей реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет не включается задолженность, отсроченная ко взысканию в соответствии с принятыми решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты обязательных платежей, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Настоящий Порядок не распространяется на задолженность организации по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также на пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов[4].

Ранее действовавшее Постановление Правительства РФ от 14 апреля 1998 г. N 395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом" устанавливало, что решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам может быть принято в отношении юридических лиц при предоставлении ими обеспечения, достаточного для покрытия задолженности по обязательным платежам. То есть не устанавливалось ограничений в зависимости от рода деятельности организации.

Предъявление иных требований при принятии решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам не допускается.

В качестве обеспечения, предоставляемого при реструктуризации задолженности по обязательным платежам, могут выступать:

передаваемое в залог имущество организации (ее учредителей, участников или собственников);

банковские гарантии, предоставляемые в установленном порядке.

В залог может быть передан имущественный комплекс, как он определен статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Порядок и преимущество реструктуризации долга в соответствии с постановлением  Правительства от 03.09.99 N 1002.

2.1. Возможности и условия реструктуризации согласно постановлению Правительства от 03.09.99 N 1002.

Принимая во внимание невозможность единовременной уплаты организациями образовавшейся задолженности по платежам в бюджет, Правительством РФ в целях урегулирования проблемы неплатежей принято постановление от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".

Но чрезмерно жесткие условия, установленные данным постановлением и обязывающие организации своевременно и в полном объеме уплачивать текущие платежи, не позволили большинству налогоплательщиков провести в 1999-2000 гг. реструктуризацию образовавшейся задолженности по платежам в бюджет.

Однако возможность реструктуризации дает  предприятию определенные преимущества.

Реструктуризация осуществляется путем предоставления налогоплательщикам рассрочки уплаты задолженности по налогам и сборам на 6 лет, пеням и штрафам - на 4 года после погашения задолженности по налогам и сборам.

Если организация не имеет задолженности по налоговым платежам, она получает право реструктуризации задолженности по пеням и штрафам на 10 лет.

Погашение образовавшейся задолженности должно осуществляться организацией ежеквартально равными долями. При этом предприятия и организации энергетики (в том числе атомной и коммунальной) и угольной промышленности имеют право производить погашение задолженности по налогам и сборам начиная со второго года после принятия решения о реструктуризации долгов.

С рассроченных сумм задолженности по налогам и сборам уплачиваются проценты в размере одной десятой годовой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дату вступления в силу постановления Правительства РФ от 03.09.99 N 1002, которая составляла на указанную дату 55%.

Проценты начисляются на сумму непогашенной задолженности и уплачиваются не позднее 15 числа последнего месяца квартала. При исчислении процентов по первому сроку уплаты необходимо учитывать количество дней, прошедших с момента принятия решения.

Предприятия и организации энергетики и угольной промышленности осуществляют уплату процентов на общих основаниях, т.е. ежеквартально начиная с первого года.

С рассроченной задолженности по пеням и штрафам проценты не уплачиваются.

Однако порядок проведения реструктуризации задолженности, утвержденный постановлением N 1002, не распространяется на нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие организации, кроме открытых акционерных обществ "Ангарская нефтехимическая компания", "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод", "Московский нефтеперерабатывающий завод", "НОРСИ".

Указанное исключение имеет своей целью, помочь стратегически важным российским предприятиям справится с кризисом. Например "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" это предприятие нефтеперерабатывающей отрасли, которая в отличие от нефтедобывающей в 90-е годы переживала кризис. Большая часть добываемых нефтепродуктов в виде сырья поступает за рубеж на продажу и последующую переработку, если ситуация в  нефтеперерабатывающей отрасли не изменится в положительную сторону, то Россия будет продавать за низкую цену нефтепродукты и покупать за границей по высоким ценам готовый бензин, керосин, дизельное топливо и др.

Таким образом,  для  "Хабаровского нефтеперерабатывающего завода" реструктуризация долга является возможностью для реабилитации в экономике.  

Для рассмотрения вопроса о возможности проведения реструктуризации задолженности организация представляет в налоговый орган следующие документы:

1) заявление о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам;

2) заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам;

3) дополнительное заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням, начисленным за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию, и штрафам;

4) документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек (рассрочек) по платежам в федеральный бюджет, в том числе в виде налогового и инвестиционного налогового кредитов, срок действия которых не истек к моменту подачи заявления;

5) справку налогового органа, подтверждающую фактическое поступление текущих платежей по федеральным налогам и сборам в сумме обязательных начислений;

6) справку налогового органа по месту регистрации организации о задолженности по налогам и сборам на первое число месяца подачи заявления о реструктуризации задолженности;

7) справку налогового органа по месту регистрации налогоплательщика о задолженности по пеням и штрафам на первое число месяца подачи заявления о реструктуризации задолженности;

8) проект графика погашения задолженности по федеральным налогам и сборам. Если федеральный налог либо его часть подлежит зачислению в региональный бюджет, то график погашения задолженности должен быть согласован с органом, уполномоченным принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации. При составлении графика погашения задолженности организация должна иметь в виду, что при принятии налоговым органом решения в первом и втором месяцах квартала первый срок погашения задолженности будет приходиться на третий месяц этого же квартала.

Соответственно, при вынесении налоговым органом решения в последнем месяце квартала первый срок погашения рассроченной задолженности перейдет на следующий квартал;

9) проект графика погашения задолженности по пеням и штрафам.

Кроме того, организация имеет право одновременно с реструктуризацией задолженности по федеральным налогам реструктурировать задолженность по региональным и местным налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом". Для этого к вышеуказанным документам следует приложить:

1) ходатайство органа, уполномоченного принимать решения от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, о проведении реструктуризации кредиторской задолженности этой организации по обязательным платежам в бюджеты соответствующих субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования одновременно с реструктуризацией ее задолженности по федеральным налогам, начисленным пеням и штрафам;

2) проекты графиков погашения задолженности организации по региональным налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам, согласованные с органом, уполномоченным принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования;

3) справку о размере задолженности по региональным и местным налогам, начисленным пеням и штрафам по состоянию на первое число месяца подачи заявления о реструктуризации задолженности.

В целях формирования пакета документов, необходимых для решения вопроса о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, организации до подачи заявления следует обратиться в налоговый орган по месту учета за предоставлением соответствующих справок.

В случае несоблюдения организацией требований, предъявляемых к вышеназванным документам, налоговые органы обязаны не позднее 15 рабочих дней с момента получения от организации заявления возвратить ей документы с указанием причины отказа в рассмотрении.

Налогоплательщики должны иметь в виду, что подача заявления не является основанием для приостановления применения к организациям предусмотренных законодательством мер принудительного взыскания образовавшейся задолженности.

В то же время, если в отношении должника налоговым органом принято и направлено судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании задолженности за счет имущества, налогоплательщик может включить в пакет документов обращение о приостановлении исполнительных действий на период вынесения налоговым органом решения о реструктуризации задолженности в случае, если к моменту подачи заявления имущество не реализовано[5].

2.2.  Положительный эффект реструктуризации для предприятия

С момента принятия решения о реструктуризации задолженности налоговый орган приостанавливает применение к должнику мер принудительного взыскания, а также начисление пеней на рассроченную задолженность по налогам и сборам.

Организация, получив рассрочку по уплате задолженности, обязана ежеквартально уплачивать текущие налоговые платежи в полном объеме, погашать рассроченную задолженность в соответствии с установленным графиком, а также уплачивать проценты на непогашенную задолженность по налогам и сборам. При наличии задолженности по уплате текущих платежей, а также причитающихся сумм погашения задолженности по установленному графику по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом, организация утрачивает право на реструктуризацию образовавшейся задолженности по обязательным платежам в бюджет. Соответствующий налоговый орган в месячный срок принимает решение о прекращении действия ранее принятого решения о реструктуризации задолженности и принимает меры по взысканию задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.

При погашении реструктурированной задолженности организациям необходимо учитывать, что излишне уплаченные суммы в счет погашения задолженности в одном квартале не уменьшают сумму долга, причитающуюся к уплате в следующем квартале, а засчитываются в погашение задолженности по последнему сроку (последним срокам) графика.

Постановление N 1002 предусматривает стимулирование досрочного погашения задолженности. Так, если организация погасит половину реструктурированной задолженности по налогам и сборам в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации задолженности и обеспечит своевременную и полную уплату текущих платежей в федеральный бюджет в данном периоде, то Минфин России по представлению МНС России или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым налогоплательщиком ко взысканию).

При погашении реструктурированной задолженности за 4 года, а также полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в указанном периоде производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении в федеральный бюджет текущих налоговых платежей в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации задолженности производится списание половины оставшегося непогашенным долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым налогоплательщиком ко взысканию). При обеспечении полной и своевременной уплаты текущих налоговых платежей в течение 4 лет производится списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым налогоплательщиком ко взысканию).

Заключение

            Итак, реструктуризация долга перед федеральным бюджетом  это своего рода поддержка предприятий со стороны государства, а также желание государства вернуть хотя бы часть долгов и в будущем регулярно  получать налоговые отчисления от предприятий.

Правительство Российской Федерации принимает решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, при наличии заключения Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по программе финансового оздоровления организации.

Постановления Правительства о реструктуризации долгов  имеют своей целью, помочь стратегически важным российским предприятиям справится с кризисом. Реструктуризация долга является возможностью для предприятия  избежать банкротства и восстановить свою платежеспособность, что выгодно как самому предприятию, так и государству.  

Однако если предприятие подало заявление на реструктуризацию долгов, значит, оно их  автоматически их признает. Следовательно, если предприятие намерено оспаривать начисленные долги, то не о какой реструктуризации не может идти речь. Поэтому воспользоваться или отказаться от возможной реструктуризации решается индивидуально с учетом положения каждого конкретного  предприятия.

           

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301

2.     Гражданский кодекс Российской  Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410

3.     Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

4.     Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом"

5.     Постановление Правительства РФ от 14 апреля 1998 г. N 395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом" (прекратило действие)

6.     Бакаев А.С. Бухгалтерские термины и определения. "Бухгалтерский учет", 2003 г.

7.     Спицына О.М.  Реструктуризация кредиторской задолженности: условия и порядок проведения // "Бухгалтерский учет", N 20, октябрь 2001 г.

8.     Френкель А.А. Экономика России в 1992-1997гг.: тенденции, анализ, прогноз.// Экономика и жизнь. 1998. №50.


[1] Лебедев К. Понятие, состав и правовой режим кредиторской задолженности // "Хозяйство и право" 1998   N 11

[2] Бакаев А.С. Бухгалтерские термины и определения. "Бухгалтерский учет", 2002 г.

[3] Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ст. 191

[4] Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом"

[5]  Спицына О.М.  Реструктуризация кредиторской задолженности: условия и порядок проведения // "Бухгалтерский учет", N 20, октябрь 2001 г.