КЛИПА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА магистр факультета экономики и маркетинга группа ЭПМ-99а Тема магистерской работы - "Оценка и управление конкурентоспособностью промышленного предприятия" Руководитель - к.э.н., доцент Л.В.Тарасьева
Cодержание автореферата диссертации
РАЗДЕЛ1 РАЗДЕЛ2 РАЗДЕЛ3 ПОДРАЗДЕЛЫ 4.1,4.2 ПОДРАЗДЕЛ 4.3 РАЗДЕЛ5
4.4 Методы оценки конкурентоспособности товаров
Конкурентоспособность товаров является мерой прибыли предприятий-изготовителей или исполнителей, так как увеличение конкурентоспособности обусловливает возрастание объема продаж. Поэтому оценка конкурентоспособности играет важную роль в определении и достижении запланированной прибыли как одной из целей организации.
Оценка конкурентоспособности товаров — совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению действительных значений этих показателей для товаров-конкурентов и сопоставлению значений показателей анализируемых товаров с товарами, принятыми в качестве базовых.
Существует несколько методик оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.
1. Методика оценки конкурентоспособности товаров по объему их продаж. Сущность этой методики основана на косвенном измерении конкурентоспособности по объему продаж. При этом делается предположение, что объем продаж конкурентных товаров, свидетельствует о потребительских предпочтениях и поэтому может служить критерием конкурентоспособности. Кроме того, маркетинговые службы торговых организаций используют и другие косвенные показатели конкурентоспособности: уровень реализации и скорость розничной продажи.
Единственным достоинством этой методики является относительная простота и доступность. К недостаткам относится невозможность применения для оценки межфирменных товаров-конкурентов, так как отсутствуют достоверные данные об объеме продаж конкретных товаров у фирм-конкурентов. Поэтому сфера применения этой методики ограничена внутрифирменной конкуренцией товаров. К тому же ее достоверность невелика, так как массовость продаж может объясняться не сильной конкурентоспособностью товаров, а 1 слабой конкурентной средой и отсутствием или недостаточностью товаров-конкурентов.
2. Определение комплексного показателя конкурентоспособности по методике Долинской М.Г. и Соловьевой И.Н. согласно которой расчет конкурентоспособности осуществляется через несколько последовательных операций.
2.1. Определение единичных показателей конкурентоспособности (q.) как отношение величины 1-го параметра для анализируемого товара (Р) к величине 1-го параметра базового образца (Р10).
2.2. Из формул (1) и (2) выбирается та, согласно которой рост показателя соответствует улучшению параметра показателей. Далее рассчитывают групповые показатели (индексы) конкурентоспособности (Imn), которые характеризуют соответствие товара потребности в нем.
где п — число технических параметров, участвующих в оценке;
ai — вес г-го параметра в общем наборе;
qi — единичный показатель по г-му техническому параметру;
Imn — групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам не должен превышать 100%.
2.3. Расчет уровня конкурентоспособности (К) с помощью групповых показателей по одной группе параметров:
где Imn (1), Imn (2) — показатели конкурентоспособности |для первого и второго товаров-конкурентов.
2.4. Расчет групповых показателей конкурентоспособности по (Экономическим критериям, которые характеризуются через затраты потребителя на приобретение, послепродажную деятельность и эксплуатацию (потребление) товара в течение всего срока службы (годности).
2.5. Определение интегрального показателя конкурентоспособности (К) товара по отношению к образцу (базовому товару) по формуле:
где С — групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.
Достоинством указанной методики является комплексный подход при оценке конкурентоспособности, а недостатком — отсутствие учета степени значимости разных потребительских и экономических параметров.
3. Методика оценки интеграционного показателя уровня конкурентоспособности предложена Андреевой О.Д. и предусматривает следующие операции.
3.1. Расчет цены потребления (ЦП), которая складывается из цены рынка и расходов, связанных с эксплуатацией изделия в период его жизнедеятельности:
ЦП = Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р6+Р7+Р8+О9+С10+С11,
где Ц1 — цена рынка;
Р2 — расходы на транспортировку;
С3 — стоимость установки;
С4 — стоимость хранения;
С5 — стоимость технической информации и прочей документации;
P6 — расходы по обслуживанию изделия;
Р7 — расходы на топливо и электроэнергию;
P8 — расходы на ремонт;
О9 — оплата налогов, таможенных расходов и сборов;
С10 — стоимость страхования;
С11 — стоимость утилизации.
3.2. Расчет показателя конкурентоспособности (К):
где Q — качество товара;
С — качество послепродажного обслуживания или сервиса.
3.3. Определение уровня конкурентоспособности как относительного показателя, отражающего отличие анализируемого товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности.
Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, Андреева О.Д. подразделяет на три группы: нормативные (патентная чистота, соответствие стандартам и нормам), технические и экономические. Учет нормативных параметров предлагается обеспечить путем введения специального показателя, который соответствует обязательным нормам и стандартам (при соответствии показатель равен 1, при несоответствии — 0). Общий показатель по нормативным параметрам (Iнп) представляет собой произведение частных показателей по каждому из них. Если хотя бы один из параметров будет равен 0, Iнп = 0, что свидетельствует о не конкурентоспособности товаров.
Достоинством этой методики является учет трех важнейших параметров (критериев) конкурентоспособности: качества товаров и послепродажного обслуживания, а также цены потребления. К недостаткам относится сокращение области применения указанного способа до оценки только товаров, обладающих разной ценой потребления. Однако ранее отмечалось, что не все товары обладают ею (например, многие продукты питания).
4. В связи с тем, что ранее предложенные методики оценки конкурентоспособности, основанные на измерениях по шкале отношений и расчетном методе, наряду с достоинствами имеют и определенные недостатки, нами предложена четвертая комплексная методика оценки конкурентоспособности товаров. При ее разработке нами были учтены достоинства изложенных второй и третьей методик, а также основные принципы (комплексность, относительность) и показатели (качество, ассортимент, цена), характеризующие конкурентоспособность.
5. Расчет интегрального индекса конкурентоспособности товаров осуществляется в несколько этапов.
5.1. Расчет единичных индексов конкурентоспособности по показателям качества, выбранным на втором этапе (операция 2.1).
где lк+ — единичный индекс конкурентоспособности по каждому выбранному показателю, улучшающему качество и увеличивающему конкурентные преимущества;
I.к- — единичный индекс конкурентоспособности по каждому выбранному показателю качества, снижающему качество и отражающему слабые стороны товара;
Xia — действительное значение 1-го показателя качества анализируемого товара;
Хib — действительное значение показателя качества базового товара-конкурента;
КBi — коэффициент весомости 1-го показателя качества.
5.2. Расчет группового индекса по показателям (n), улучшающим качество и усиливающим конкурентные преимущества товаров (Q+), и группового индекса по показателям(m), снижающим качество и составляющим слабые стороны товара (Q -).
Обобщенный групповой индекс по показателям качества товаров-конкурентов (Q) определяется как сумма Q+ и Q -.
Q = Q+ +Q -
5.3. Расчет индекса конкурентоспособности по ассортиментным характеристикам товаров, определяющим степень их привлекательности по сравнению с товаром-конкурентом (Ia).
При ранжировании ассортиментной принадлежности товаров и установлении рангов анализируемого (Ra) и базового (Rb) товара расчет производится по формуле:
При балльной оценке привлекательности торговой марки и/или страны происхождения Ra и Rb выражаются соответственно в баллах.
5.4. Расчет индекса конкурентоспособности по экономическим показателям (I).
где Сa и Сb — цены на анализируемый и базовый товары.
О возможности выбора одного из трех видов цен отмечалось ранее.
5.5. Расчет интегрального индекса конкурентоспособности (IK) анализируемого товара по отношению к базовому:
где Квк — коэффициент весомости качества;
Ква— коэффициент весомости ассортиментной характеристики;
Квс — коэффициент весомости цены.
Приведенная формула расчета интегрального уровня конкурентоспособности отличается от ранее предложенных тем, что в ней степень значимости каждого выбранного показателя конкурентоспособности учитывается путем определения соответствующих коэффициентов весомости.
Рассчитанные интегральные индексы конкурентоспособности нескольких анализируемых товаров могут быть использованы для определения их конкурентных преимуществ (КП) по разности индексов конкурентоспособности.
КП = IK1, - IK2
Можно определить и коэффициент конкурентного преимущества:
Коэффициент конкурентного преимущества — относительный показатель, характеризующий степень привлекательности для потребителей одного анализируемого товара по отношению к другому.
6. Разработка маркетинговых мероприятий по поддержанию или повышению достигнутого уровня конкурентоспособности анализируемого товара. Результатом проведенной оценки конкурентоспособности могут стать маркетинговые мероприятия по обеспечению, поддержанию или повышению интегрального индекса конкурентоспособности. Эти мероприятия должны дозироваться не только на интегральном индексе конкурентоспособности, но и на результатах анализа данных, выявляющих слабые и сильные стороны товаров-конкурентов. При этом возможен выбор следующих направлений маркетинговых мероприятий:
• корректирующие воздействия на товарную политику фирмы (организации) а также стратегию маркетинга, если оценка конкурентоспособности произведена на большей части производимых и/или реализуемых товаров;
• пересмотр и внесение изменений в производственные программы, и учетную политику фирмы (организации);
• управление ассортиментом в целях его оптимизации и увеличения в структуре доли наиболее конкурентоспособных товаров;
• выбор и применение методов обеспечения конкурентоспособности.
В зависимости от результатов оценки конкурентоспособности в отношении анализируемого товара могут быть приняты решения о расширении выпуска и реализации при высоком интегральном индексе конкурентоспособности или, наоборот, о сокращении — при его низком значении, а также об усилении информационного и/или организационного подкрепления.
6.1. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг в сфере производства и обслуживания
В сфере производства важнейшими путями повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров являются: обеспечение заданного уровня их качества или проектирование и разработка новых видов продукции, упаковывание в привлекательную по внешнему виду и размерам упаковку, уменьшение издержек производства.
В отличие от производства, где возможны значительные изменения при формировании основополагающих характеристик потребительной стоимости товаров, в сфере обслуживания усилия исполнителей направлены на сохранение достигнутого уровня качества, предотвращение количественных и качественных потерь. Однако за счет этого нельзя повысить конкурентоспособность реализуемых товаров или предоставляемых услуг.
В то же время существуют определенные пути повышения их конкурентоспособности, связанные с экономическими критериями: уменьшение торговых надбавок на товары и снижение тарифов на услуги за счет использования внутренних резервов, экономии затрат на процессы обслуживания без снижения уровня его качества, что позволит установить более низкие цены при реализации товаров и оказании услуг.
Ограничение активного воздействия на повышение конкурентоспособности товаров и услуг в сфере обслуживания требует обоснованного отбора и применения методов обеспечения конкурентоспособности, которые необходимо рассматривать как наиболее эффективные пути повышения конкурентоспособности.
Одним из путей повышения конкурентоспособности товаров и услуг в сфере обслуживания является обеспечение их организационного и информационного подкрепления в форме предоставления дополнительных сервисных услуг, а также доведение до потребителей необходимой и достоверной информации. Кроме того, повысить конкурентоспособность товаров и услуг в сфере производства и обслуживания можно путем разработки и внедрения систем обеспечения конкурентоспособности.
Система обеспечения конкурентоспособности (СОК) — совокупность систем управления организаций, направленных на создание потребительских предпочтений.
Данный термин предложен Фахрутдиновым Р.А. по его мнению, СОК состоит из внешней среды (вход, выход, связь с внешней средой, обратная связь) и внутренней структуры (подсистемы научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая).
Компонентами "входа" СОК товаров и услуг являются материальные и нематериальные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, информация), которые необходимы для производства и получения на выходе готовой продукции или результата услуги. Для обеспечения конкурентоспособности таких товаров или услуг необходимо, чтобы на "входе" были конкурентоспособные ресурсы (по качеству и цене). Вероятность получения таких ресурсов тем больше, чем выше конкуренция среди поставщиков.
Оценка конкурентоспособности товара методом бальной экспертной оценки.
Данная методика оценки конкурентоспособности товара предприятия разработана на основе опросных листов или анкет. Опрошенные респонденты (эксперты) отбирались по следующим принципам: по принадлежности к данной отрасли (специалисты предприятия КОЗ «Грань») и по принадлежности к данной дисциплине (студенты – будущие специалисты экономики предприятия). Анкетные данные были сведены в табл. 4.2. (в которой были отобраны наиболее важные и весомые показатели относительно данного вида продукции).
Таблица 4.1. - Бальная оценка товара относительно показателей ДП КОЗ "Грань"
Наименование показателя |
Показатель |
Плита облицовочная |
Плита модульная |
Архитектурные изделия |
Гипоте тический товар |
Вес важности |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Цена |
эконом. |
4 |
0,112 |
4 |
0,112 |
5 |
0,14 |
5 |
0,14 |
2. Объем выпуска продукции |
эконом. |
5 |
0,15 |
4 |
0,12 |
5 |
0,15 |
5 |
0,15 |
3. Количество приобретаемого товара |
эконом. |
4 |
0,14 |
4 |
0,14 |
4 |
0,14 |
4 |
0,14 |
4. Упаковка |
технич. |
5 |
0,13 |
3 |
0,078 |
5 |
0,13 |
5 |
0,13 |
5. Качество |
технич. |
4 |
0,096 |
5 |
0,12 |
3 |
0,072 |
5 |
0,12 |
6. Сервисное обслуживание |
технич. |
5 |
0,16 |
5 |
0,16 |
5 |
0,16 |
5 |
0,16 |
7. Форма расчета |
эконом. |
3 |
0,12 |
4 |
0,16 |
4 |
0,16 |
4 |
0,16 |
ИТОГО: |
0,908 |
0,89 |
0,952 |
Таблица 4.2. - Экспертная оценка (сделанная на основе анкетирования по показателям, приведенным в таблице 4.1)
Показатели Эксперты |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
1 |
10 |
9 |
9 |
7 |
8 |
7 |
9 |
2 |
9 |
7 |
6 |
7 |
9 |
10 |
7 |
3 |
5 |
6 |
7 |
9 |
4 |
10 |
8 |
4 |
6 |
10 |
9 |
6 |
5 |
9 |
10 |
5 |
8 |
8 |
8 |
6 |
6 |
9 |
9 |
ИТОГО: |
7,6 |
8 |
7,8 |
7 |
6,4 |
9 |
8,6 |
Суммарная оценка экспертов |
54,4 |
где I – первый показатель (цена);
II – второй показатель (объем выпуска продукции);
III – третий показатель (количество приобретаемого товара)
IV – четвертый показатель (упаковка);
V – пятый показатель (качество);
VI – шестой показатель (сервисное обслуживание);
VII – седьмой показатель (форма расчета);
1,2,3,4,5 – эксперты;
1-10 – балльные оценки экспертов (1-наименьшая оценка, 10-наибольшая).
Для дальнейшего расчета конкурентоспособности гранитной плитки просуммируем все веса важности каждого изделия соответственно экономических и технических показатели и найдем их коэффициенты по следующим формулам:
Кэ = Кэ1 + Кэ2 +…+Кэп
Кт = Кт1 + Кт2 +…+Ктп
Плита облицовочная:
Кэ = 0,112 + 0,15 + 0,14 + 0,12 = 0,522
Кт = 0,13 + 0,096 + 0,16 = 0,386
Плита модульная:
Кэ = 0,112 + 0,12 + 0,14 + 0,12 = 0,372
Кт = 0,078 + 0,12 + 0,16 = 0,358
Архитектурные изделия:
Кэ = 0,14 + 0,15 + 0,14 + 0,16 = 0,59
Кт = 0,13 + 0,072 + 0,16 = 0,362
Затем рассчитывается интегральный показатель по следующей формуле:
Ки = Кэ*Кт
Плита облицовочная:
Ки = 0,522*0,386 = 0,201
Плита модульная:
Ки = 0,372*0,358 = 0,133
Архитектурные изделия:
Ки = 0,59*0,362 = 0,213
Из выше приведенных расчетов можно сделать следующий вывод, что наибольшей конкурентоспособностью среди изделий из гранита ДП КОЗ «Грань» обладают архитектурные изделия, т. к. их интегральный показатель равен 0,213 и соответственно наименьшей конкурентоспособностью обладает плита модульная: Ки = 0,133
РАЗДЕЛ1 РАЗДЕЛ2 РАЗДЕЛ3 ПОДРАЗДЕЛЫ 4.1,4.2 ПОДРАЗДЕЛ 4.3 РАЗДЕЛ5
Cодержание автореферата диссертации
В начало