Благова С.О.

Анализ методик оценки конкурентоспособности изделия

Тульский государственный университет, г. Тула, Россия

Одним из способ оценки является интегральная оценка качественных факторов, характеризующих конкурентоспособность изделия, на основе коэффициентов весомости, определяемых экспертным путем. Недостатком этого метода является неучет эксплуатационных показателей, нормативно-правовых, экономических, эргономических параметров оцениваемого товара.

Наряду с интегральной оценкой с помощью коэффициентов весомости существует интегральный показатель качества. Он основан на выборе так называемого ключевого показателя качества товара. Эксперты определяют основные характеристики товара и выделяют наиболее важный их них, т.е. тот, которому потребитель отдает большее предпочтение, чем остальным показателям товара. Основным недостатком этих методов является то, что не учитывается дисконтирование денежных потоков.

На основе интегрального показателя качества конкурентоспособность товара можно определить еще одним способом. Для этого необходимо определить соотношение интегрального показателя качества рассматриваемого товара и интегрального показателя качества сравниваемого товара. В данном методе не учитывается фактор времени при определении конкурентоспособности товара.

Как интегральная оценка с помощью коэффициентов весомости, так и анализ конкурентоспособности с помощью интегрального показателя качества осуществляется экспертным методом, при котором не исключена субъективность оценки, ограниченность принимаемых в расчет показателей.

Наиболее полно с экономической точки зрения, конкурентоспособность товара характеризуется оценочным критерием - чистая текущая стоимость (ЧТС), которая определяется как разность суммарных дисконтированных чистых денежных потоков и инвестиций, связанных с этим товаром. ЧТС учитывает результаты от эксплуатации инвестиционного товара, единовременные и текущие издержки, связанные с этим товаром за весь жизненный цикл изделия, показывает прирост капитала хозяйствующего субъекта. Естественно, чем больше этот прирост, тем выше конкурентоспособность товара на рынке.

Тем не менее, критерий ЧТС при оценке конкурентоспособности изделия имеет ряд недостатков. При ее расчете ряд показателей, характеризующих конкурентоспособность товара, таких, как эстетичность, дизайнерское решение, безопасность, остаются вне поля зрения.

В некоторых случаях оценкой конкурентоспособности может служить отношение объема реализованной продукции к общему объему продаж всей аналогичной продукции на рынке. Для разных производителей затраты по реализации, как правило, являются различными, но в любом случае они не могут быть невыгодными. Поэтому этот показатель не является сопоставимой оценкой конкурентоспособности продукции различных производителей, полезен для конкретного изготовителя при разработке мер по увеличению объемов выпускаемой продукции.

Анализируя некоторые методы оценки конкурентоспособности продукции, можно сделать вывод.

Некоторые исследователи не отражают в своих методиках тот факт, что конкурентоспособность товара можно рассматривать с двух сторон: с точки зрения покупателя и производителя. Покупателя оценивает товар как конкурентоспособный, если он является достаточно качественным с высоким уровнем послепродажного обслуживания и по доступной цене потребления. Производитель оценивает товар, начиная с процесса производства. Покупателя мало интересует, на каком оборудовании, с использованием каких технологий осуществляется производство товара. Его интересует конечный результат, т.е. сам товар. Если производитель оценивает конкурентоспособность товара с точки зрения покупателя, то это может привести к успеху только на текущий момент, но не на перспективу. Поэтому, чтобы удержать рынок, необходимо оценивать свои не только реальные, но и потенциальные возможности.