Содержание

Введение................................................................................................................... 3

1. Социально-экономические последствия инфляции.........................................     4

2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики.... 10

3. Особенности антиинфляционной политики в России................................... 19

Заключение............................................................................................................    24

Список используемой литературы......................................................................     25

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.

В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем.

Поэтому приоритетной задачей экономической политики правительства России на ближайшую перспективу является не только восстановление докризисного уровня реальных  доходов населения, но и его превышение, которое возможно только при поступательном развитии экономики.

Радикальным способом стабилизации денежного обращения являются денежные реформы. Однако для их успешного проведения в стране должны быть созданы необходимые экономические и политические предпосылки, которые зависят от состояния инфляционного процесса и конкретных условий для укрепления денежного обращения в стране.

Не имея объективных предпосылок для проведения денежной реформы, правительство Российской Федерации для укрепления денежного обращения, снижения социально-экономической напряженности в стране предпринимает различные антиинфляционные меры.

1. Социально-экономические последствия инфляции

     Проблемы и последствия, создаваемые инфляцией почти полностью связаны с неопределенностью. Они возникают не потому, что ценность денег падает, а потому, что будущая ценность денег непредсказуема. Высокий, но постоянный темп инфляции, на который каждый мог бы с уверенностью рассчитывать, вызвал бы меньше проблем, чем более низкий, но менее предсказуемый темп. Так же дело обстоит и с дефляцией, которая представляет собой повышение ценности или покупательной способности денег. Она так же вносит неопределенность в расчеты тех, кто планирует свое будущее.

     Последствия инфляции могут быть как позитивные, так и негативные.

     Положительное действие инфляции проявляется, например, при небольшом ежегодном повышении цен (3-4%), так как рост денежной массы стимулирует производство.

     При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользованных факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности.

     В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен.[1]

     Процесс этот, конечно же, противоречив, с одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают в этой ситуации не все, а, прежде всего наиболее сильные производители, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются и социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

     От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в долг, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, 1 млн. рублей, дебитор должен вернуть через оговоренный срок взятую сумму с процентами. Но если за это время покупательная способность рубля упадет вдвое, то сумма, которая будет возвращена кредитору, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).

     Наименьший ущерб несут так же те, кто успел вложить сбережения в твердую валюту или материальные ценности (например - золото или недвижимость), которые в принципе могут только дорожать.  Однако, предложения на рынке, например, золота, по понятным причинам ограничены. В сочетании с инфляционным спросом это приводит к высоким ценам, недоступным для большинства обладателей сбережений.

     Но все же, каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний.

     Жертвами негативных последствий инфляции в первую очередь становятся потребители, которым приходится страдать от падения уровня жизни. Это происходит в разных формах.

     Если инфляция носит открытый характер, проявляется в непрерывном общем повышении цен, то падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на банковских счетах. Каждый новый виток роста цен неумолимо сокращает массу товаров, которую способны приобрести владельцы таких сбережений.

     В период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей, свидетельствуя об ухудшении  ежедневных показателей их благосостояния. Падение уровня жизни наиболее заметно при подавленной инфляции, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции относятся к денежным доходам и не влияют на дефицит товаров и услуг.

     Внешне кажется, что в условиях открытой инфляции положение потребителей более благополучно, чем при подавленной инфляции – нет дефицита товаров, и осуществляются компенсационные меры. В действительности благосостояние населения все равно снижается.

     Во-первых, противоинфляционные выплаты не могут поспеть за динамикой цен, поскольку последние растут ежедневно, а пересмотр ставок заработной платы и фиксированных доходов происходит через определенное время. Чем больше это запаздывание, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреблению.

     Во-вторых, предугадать возможное повышение цен, особенно при неуправляемой гиперинфляции крайне сложно. Борясь с дефицитом бюджета и стремясь экономить на любых статьях расходов, правительство обычно недооценивают инфляционную опасность. Поэтому противоинфляционные компенсации редко бывают достаточными.

     В-третьих, подобные компенсации в принципе не могут быть полными. В обстановке инфляции издержек государство вынуждено идти на компромиссные решения, когда противоинфляционные добавки не полностью покрывают потери доходов от роста цен. При этом уменьшение реальных доходов неминуемо.

     Таким образом, открытая и подавленная инфляция отрицательно влияют на сбережения и текущее потребление, ухудшая благосостояние населения.

     В этом же направлении действует эффект инфляционного налога (bracket creep effect). Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения. Регулярно получая денежные компенсации при открытой инфляции, налогоплательщик превращается в группу лиц с более высокими доходами и соответственно большей ставкой налогообложения. При этом он отдает государству возрастающую часть своего дохода. Нельзя исключить варианты, когда сумма, оставшаяся после вычета налога, по своей покупательной способности окажется меньше той, что была до начала инфляционного роста заработной платы.

     Инфляция влечет за собой социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения. Постоянное подорожание товаров, входящих в любой потребительский набор оборачивается прямым снижением жизненного уровня малообеспеченных слоев населения. Для состоятельных людей текущее потребление при открытой инфляции может не измениться или даже возрасти, сокращая сбережения. Следовательно, во время инфляции происходит перераспределение доходов, которое явно несправедливо.[2]

     Попытки государства снизить неравенство с помощью компенсаций чреваты проявлением другой несправедливости. Поскольку такие выплаты предназначаются малообеспеченным лицам, то наибольшие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев населения. Отмечу, что средний класс является самой массовой и экономически активной частью современного общества и ущемление его интересов отнюдь не безопасно.

     Рассматривая проблему инфляции для потребителя в целом нужно сказать, что она приводит к усилению неравенства и несправедливости, деформирует структуру доходов, повышает социальную напряженность. Судя по мировой практике, проблема неразрешима до тех пор, пока идет неконтролируемая инфляция.

     Инфляция отрицательно сказывается не только на благосостоянии людей, страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции ослабевают стимулы к труду. Это объясняется тем, что товарный дефицит ведет к уравнительному распределению предметов потребления, не связанному с эффективностью труда. Это обрекает экономику на низкую эффективность и технологическую отсталость.

     Цены в период открытой инфляции обычно растут быстрее номинальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее  затрат на приобретение средств производства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и сравнительно дешевого оборудования, чем замену его  новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.

     В обстановке открытой инфляции повышению эффективности производства препятствует инфляционное налогообложение, отнимающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса.

     И, наконец, в периоды активной инфляции наблюдается общее замедление экономического развития. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительным сроком окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясными перспективами в отношении инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться с ними.

     Главное же последствие инфляции состоит в том, что она делает плохо управляемым все народное хозяйство. Организуя регулирование рыночной экономики, государство полагается в основном на косвенные методы (налог на прибыль, бюджетные субсидии, процент за кредит Центрального Банка и др.) Объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности фирмы, банка, потребителя – доход, прибыль, сбережения и т.п. Управление может принести желаемые результаты, если денежная система достаточно устойчива. Дестабилизируя ее, инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию административных способов воздействия. Тем самым  инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства.

     Инфляция – весьма распространенный экономический недуг, от которого пострадали многие развитые страны. Однако справиться с нею можно, о чем свидетельствует мировая практика. Это вселяет надежду, что и в нашей стране удастся обуздать инфляцию, которая десятилетиями пребывала в подавленном состоянии, а с переходом к открытому типу протекает в острых формах.

2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики

     Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.

     Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в различных странах, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах.

     Итак, как уже отмечено выше цель антиинфляционной политики  состоит в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен. Для достижения этой цели разработан и многократно проверен на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования.

     Реакция государства на разрастающуюся инфляцию может быть двоякой:

1)      формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения;

2)      выработка системы мер, способных ей противостоять. В этом случае

государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией. Например, затормозить вызванное инфляцией падение курса национальной валюты или усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее нарастанием цен. Одновременно со смягчением последствий от инфляции должна быть продумана система мер, гасящих источники инфляции.

     Умеренная инфляция (до 10% в год) не считается опасной, поэтому современные правительства в этом случае выбирают тактику не противоборства с ней, пытаясь заглушить ее негативные последствия для населения.

     При сильной инфляции, погасить которую за короткий срок невозможно, государство вынуждено оценивать величины ожидаемых потерь из-за ухудшения рыночной конъюнктуры. Эти потери в значительной степени несут потребители, у которых снижается жизненный уровень. Поэтому правительство обычно проводит политику амортизации ударов инфляции. Она включает два направления:

1)    индексация потерь доходов;

2)    компенсация потерь от инфляции.

     Коэффициент индексации должен строиться с учетом темпов инфляции. Поскольку инфляция не прекращается, время от времени приходится проводить индексацию. Достоинством адаптивной антиинфляционной политики является смягчение социальной напряженности, устранение предела падения жизненного уровня. Но достигаются эти результаты тяжелой ценой. Затягивается период выхода из инфляционной волны. Компенсации проводятся в государственном секторе за счет бюджета, который уже находится в состоянии дефицита. Следовательно, дефицит бюджета углубляется. Причины инфляции не устраняются, временно сглаживаются ее последствия.[3]

     Борьба с инфляцией имеет место лишь тогда, когда снимаются вызвавшие ее причины. Как известно, инфляция связана с деформацией на товарных и денежных рынках, которые приводят к устойчивому превышению совокупного спроса над совокупным предложением. Поэтому антиинфляционная политика государства должна обязательно включать два блока:

1) регулирование совокупного спроса;

3)    регулирование совокупного предложения.

     Эволюция рыночного мировоззрения сформировала два направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское.

     Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателей должен стать внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Фирмы, связанные со смежниками, делают им тоже соответствующие заказы. В результате создается мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий. Таким образом, спад сокращается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит, в конечном счете, к падению цен и сокращению инфляции.

     Особенностью кейнсианских рецептов является углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительный государственный расход. Общественные работы, которые Кейнс рекомендовал в качестве условия выживаемости для безработных, так же становились дополнительными расходами.

     Дефицит государственного бюджета как неизбежное следствие кейнсианских программ ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Последняя – самая разрушительная форма инфляции, ибо мгновенно распространяется и имеет самый большой сектор действия. Кейнс считал целесообразным другой путь – прибегнуть к государственным займам, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна переборет экономические болезни.

Увеличение государственных

расходов

                                      Рост инвести-               Рост предложения

Дешевый                      ционного спроса      

кредит                                                                        Снижение цен[4]

 

     Монетаристские антиинфляционные концепции появились несколько позже, когда кейнсианское регулирование экономики было достаточно апробировано.

     Монетаристы во главе с Милтонам Фридманом (Чикаго) обратили внимание на то, что кейнсианские рецепты не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию – освободить на какой-то срок экономику от хозяйственных диспропорций и восстановить  в стране экономическое равновесие. Поэтому страна, следуя за кейнсианской политикой, досрочно выходит из кризиса, но при этом старые диспропорции в значительной мере сохраняются. В дальнейшем на них накладываются новые, и за сравнительно короткий срок  экономика вновь вползает в кризис и инфляцию. Поэтому кейнсианцы причины инфляции окончательно устранить не могут.

     Недостаточность кейнсианских программ с годами делалась более очевидной в связи с тем, что во многих странах стал значительно расти государственный долг, и увеличивать его не представлялось возможным.

     Кроме, того, в странах с неразвитой инфраструктурой экономика не может задействовать мультипликационный эффект любого регулятора, используемого банком или государством, так как нет возможности использовать оздоравливающий передаточный механизм взаимодействия предприятий.

     В начале 70-х годов инфляция приняла острые формы, в отдельных странах она стала перерастать в гиперинфляцию. В этих условиях ждать, когда задействуют стимулы предложения, невозможно. Необходимы срочные, «пожарные» меры, гасящие источники инфляции. Такая политика опирается на сокращение совокупного спроса.

     Новое течение, предлагающее радикальный способ борьбы с инфляцией, получило название «монетаризм». Его родоначальник – Милтон Фридман, он был советником президента США Рейгана при проведении им стабилизационной программы. Ее реализация позволила всего за 6 месяцев не только выйти из кризиса, но и войти в фазу подъема. Заслуги Фридмана отмечены Нобелевской премией.

     Фридман считает, что инфляция есть чисто денежный феномен, вызванный необоснованным вмешательством государства в ход  экономических процессов. В условиях дефицита государственного бюджета последний нельзя перегружать. Следует искать рецепты, которые не требовали бы от государства дополнительных расходов. Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не требовал дополнительных инвестиций.

     Для этой цели они рекомендуют продавать все, что можно – ресурсы, информацию и т.д. Вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация. Рынки следует либерализовать, убрать всяческие барьеры притоку капиталов.

     Безусловно, факторы, воздействующие на рост предложения, должны дать эффект не сразу, а по истечении довольно значительного срока. Поэтому процесс подтягивания предложения относится к долгосрочной антиинфляционной стратегии. Самое мощное наступление на инфляцию, связано с ограничением спроса. Эти меры быстро ударят по инфляционной волне, поэтому использование этого блока относится к мерам тактического свойства.

     Сократить совокупный спрос можно и денежной реформой конфискационного плана. Ее цель – уменьшить количество денег у населения. Это сразу значительно сократит спрос. Такое действие относится к самым  сильным средствам. Но возможны и не столь радикальные меры, уменьшающие возможность населения предъявлять спрос. Это замораживание сбережений, которое снижает уровень их ликвидности, поощрение покупок недвижимости и драгоценностей. В этом случае сбережения не должны усиливать давление спроса на потребительском рынке.

     Сокращения совокупного потребительского спроса связывается с уменьшением бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ и поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства.

     Итак, задействовано два антиинфляционных блока: стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса.

     Монетаристы считают, что меры, сдерживающие спрос, тяжело переносятся населением. Поэтому антиинфляционная программа должна дать эффект за относительно небольшой срок, иначе она станет слишком изнурительной.

     Монетаристы применяют рецепты, противоречащие теории Кейнса. Они предлагают ввести дорогой кредит. В этом случае для малоэффективного производства он станет недоступным и оно разорится. На рынок выходят самые сильные производители, которых производство поощряет более низкой ставкой налогов. Они быстро наполняют рынок, цены начинают падать. Монетаристские рецепты были широко использованы в США (рейганомика), в Великобритании (тэтчеризм) и в других станах. В развитых странах борьба с инфляцией таким методом привела к последующему сравнительно длительному и эффективному подъему.

     Итак, монетарные программы осуществляются в три этапа:

-                     на первом проводится конфискационная денежная реформа;

-                     на втором сокращается бюджетный дефицит и удорожается кредит;

-                     на третьем снижаются налоговые ставки.

     На первом и втором этапе используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем – рычаги, стимулирующие рост товарной массы.

     Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики.

Безусловно, подобные рецепты стабилизации отличаются сильным радикализмом. Однако успехи от их применения требуют больших жертв и испытаний. Первые шаги реформы углубляют спад и усиливают безработицу. Жизненные лишения, которые давят на население, становятся гораздо ощутимее в странах с невысоким жизненным уровнем. Возможности его дальнейшего падения легко уходят вниз от планки прожиточного минимума, что делает сомнительным выживание такого вида рыночной экономики. Она делается подверженной социальной нестабильности, что ведет к частой смене правительств и возможных  политических переворотов.

     На таком фоне ухудшается криминальная обстановка, что угнетающе действует на экономический рост. Инвестиции не вкладываются, иностранный капитал из страны уходит, что еще больше сокращает предложение, усугубляя ситуацию. Монетарные программы в таком случае не приводят к желанному эффекту даже и в том случае, если удается перебороть гиперинфляцию. Падение спроса так понижает емкость рынка, что становится невыгодным организовывать новое производство, ибо новая продукция может не найти спроса. В такую ситуацию попала Боливия. По-видимому, для таких стран антиинфляционная программа не должна опираться на рецепты, резко усиливающие спад производства. Нужно искать и другие комбинации мероприятий, обуздывающие инфляцию. Считается возможным на короткий срок проводить политику замораживания цен и заработной платы.

                                                Сокращение спроса

 

1 этап      Денежная реформа

 

2 этап     Сокращение бюджетного                            Удорожание кредита

                           дефицита

 

Следствия

 

Уменьшение потребительского и инвестиционного спроса

 

Банкротство неэффективного производства: рост спада производства

Формирование рыночных ниш                                  Сохранение на рынке сильных

от разорившихся производителей                              производителей

 

3 этап      Сохранение ставок налогов

 

Следствия

 

Рост                                       Рост товарного                                   Снижение

инвестиций                             предложения                                        цен[5]

В этом случае правительство получает передышку, что позволяет основательнее отработать соразмерность различных рычагов и с их помощью подавить уже открытую инфляцию. Надолго задерживаться на политике замораживания цен и заработной платы не рекомендуется, ибо подобная политика переводит открытую инфляцию в ее подавленную форму, разрушает механизм саморегуляции и снижает возможности справиться с проблемой.

     Инфляции последних лет протекают на фоне чрезмерного бюджетного дефицита, который инфляция и порождает, и резко усиливает. Поэтому необходимо этот дефицит убирать. Здесь возможны два пути: увеличить доходную часть бюджета за счет роста налогов или сократить расходы государства. Если нельзя отказаться от государственных расходов, приходится ужесточать налоговый процесс, однако, эту меру можно использовать лишь в очень короткий период. В условиях дефицитной экономики бремя налога легко перекладывается на цену, что только подхлестывает инфляцию. В долгосрочной перспективе большие налоги угнетают инвестиции, что тормозит рост предложения. Борьба с инфляцией становится бесперспективной, тем более что государство лишается возможностей роста налоговых поступлений в бюджет из-за замедления инвестиционных процессов.

     Современные правительства в борьбе с инфляцией ориентируются больше на другие направления, уменьшающие бюджетный дефицит – сокращение государственных расходов. Для нашей страны – это, прежде всего военные расходы, сокращение дотаций на неэффективное производство и, к сожалению, приходится идти на сокращение социальных программ.

3. Особенности антиинфляционной политики в России

     Специалисты не могут однозначно ответить, какую форму примут инфляционные процессы в  современной России и  как это отразится  на экономике государства и жизненном уровне населения.

     А ведь уровень инфляции - один из важнейших макроэкономических пока показателей  состояния   государства,  его экономической   безопасности.  От

него  зависят покупательная способность и качество жизни  населения,  доверие к  экономической политике  государства. Фактически  она является  барометром  социально-экономического  положения  страны. Не  случайно  такую озабоченность в правительстве вызвало  известие о том,  что  за  январь  2002  года уровень инфляции составил свыше 3 процентов, против ожидавшегося 1 процента.

     В чем же причины того, что  доходы не успевают за ценами? Что  инициирует рост индекса потребительских цен?  Специалисты  выделяют  несколько причин.  В  стране, характеризующейся высокой степенью  естественных  монополий,  на   высокий  уровень  инфляции  влияют  формируемые ими цены. Поднимая тарифы на железнодорожные перевозки, плату за коммунальные и почтовые услуги, ведомства-монополисты создают и используют такой механизм цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а  повышением затрат. То есть на  плечи населения перекладываются затраты нефтяников, газовиков и др. на строительство офисов, проведение отпусков, обучение детей  в  престижных  зарубежных  вузах,  высокие  оклады  менеджеров.

Другой   составляющей  инфляции  является  повышение  уровня  заработной

платы работникам бюджетной сферы и пенсий, что приводит к  росту  денежной массы и провоцирует  рост  цен  на продовольственные и промышленные товары. А рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы и пенсий. Это делалось в 1992-1996 гг., а затем в 1999-2001 гг.

     Специфической для России причиной инфляции следует считать жесткую                                                                        

привязку  рубля  к  доллару  и свободное хождение доллара в стране. Ведь государству  при  проводимой  экономической   политике   выгодно   сохранять "слабый" по отношению к доллару рубль, что позволяет  при  тех же объемах экспорта  обеспечивать  большие  (с ударением на первом слоге)  внутренние выплаты. В то же время,  ориентация  производителей на   стоимость импортной продукции вызывает рост индекса розничных цен.

Инфляционные  процессы, в  которые оказалось вовлеченным все население страны, сформировали  определенную психологию "человека, ожидающего худшего".  Идет  закупка  и  заготовление "про запас". В зависимости от уровня доходов и сбережений закупаются  мешки  муки  и  сахара,  наличные доллары, строятся коттеджи, выводятся за границу  миллиарды  долларов. То есть  само  население  становится   источником  инфляции.  Немалую  роль  в инфляционных процессах  сыграло руководство страны, которое все годы реформ   проводило   девальвационно-инфляционную  политику.  В  результате обесценивание   рубля   имело  катастрофические  последствия  для   отечественной экономики и основной массы населения. Обращает на себя внимание, что практически ни разу за последние годы  фактический  уровень  инфляции не соответствовал прогнозируемому правительством. При этом, отклонения в сторону  увеличения  составляли  до  1,5  раза (не рассматривая 1998 г., когда расхождение составило 15 раз).[6]

Как утверждает  доктор  экономических  наук, советник первого  заместителя председателя  правительства  РФ В.Андрианов, относительно высоких темпов роста экономики можно достичь лишь при снижении годового уровня инфляции как минимум до 5 процентов.  За последние десять лет в стране та- кого  уровня  не было.  И как  следствие,  по  оценке  Госкомстата,  мощности  промышленных предприятий по выпуску  отдельных видов продукции загружены  от  14 до 60  процентов,  средний  возраст оборудования в промышленности  составляет  17,92 года.  Размер  задолженности  предприятий промышленности по  заработной  плате  на  конец  1997  года  составлял  22 930 млрд. руб.,  1998 года - 26 607 млн. руб., 1999 года - 32 471 млн. руб.  Коэффициент обновления  (ввод в действие  основных  фондов  в процентах от общей стоимости  основных  фондов на  конец  года, в сопоставимых ценах) в 1997-2000 гг. - 1,4; 1,1; 1,0; 1,1 соответственно. Износ основных фондов, в процентах от общей стоимости фондов  промышленности на конец года за этот же период - 50,5; 52,4; 52,9; 51,9.[7]

Каким   же   видится   уровень    инфляции  в текущем   году?  Согласно Программе  социально-экономического развития  Российской  Федерации  на среднесрочную  перспективу (2002-2004 годы), он должен составлять 12 процентов, т.е.  снизиться  по  отношению  к 2001 году. Планируя подобный уровень, правительство,  очевидно, исходило из показателей, отражавших экономический рост, наблюдавшийся в стране. Но,  рассмотрев  причины,  которые оказывают непосредственное влияние  на уровень  инфляции,  можно сделать несколько выводов.

Первый.  Несмотря  на  определенные попытки правительства сдержать рост цен,  диктуемых  естественными монополиями, на бытовом уровне население уже столкнулось с  единовременным повышением тарифов на железнодорожные  перевозки,   тенденцией роста  платы за коммунальные услуги. На уровне промышленности повышение цен на энергоносители скажется на всех технологических цепочках и соответственно  на себестоимости  и  отпускной цене товаров и услуг.

Второй.  Многомесячное  обещание  повысить заработную плату работникам  бюджетной сферы, силовым структурам, государственным служащим, преувеличенные рассказы о значительном  повышении  пенсий у всех категорий пенсионеров повлияли  на рост  рыночных цен на продовольствие и товары повседневного  спроса. Причем само повышение уже практически «съедено» инфляцией. А  ведь цены  на коммунальные  услуги продолжают расти, и не наступила пора отпусков, когда население  столкнется  с  тарифами желез- ной дороги.

Третий.  Заканчивается  положительное  для отечественной промышленности действие  августовского кризиса  1998 года.  Увеличится приток иностранных  товаров,  следующих  не  по  государственным  каналам,  а  значит, у государства появится необходимость в  печатании  наличных денег. Без этого могут возникнуть проблемы с выплатой заработной платы.

Четвертый.   Инфляционные   ожидания  населения   могут  привести  к дальнейшему росту цен на товары длительного пользования - жилье, автомашины, сложную бытовую технику, стоимость  которых жестко связана с долларом. А это вызовет дополнительный рост цен на эти товары.

Пятый.  При   прогнозировании   уровня инфляции   правительством  не учитывался ряд факторов мировой экономики и геополитики. И прежде всего - поведение США, которые  постараются  переложить  бремя последствий национального экономического кризиса  на государства с зависимой от доллара валютой,  и  возможные  сценарии  «борьбы с мировым терроризмом»,  когда могут   быть  затронуты  экономические  интересы   России.  Таким  образом, трудно говорить  о  сколько-нибудь  значимых  причинах,  способных  уменьшить уровень  инфляции  по  отношению к 2001 году. Скорее, наоборот, в за- висимости от комбинации  рассмотренных  факторов в 2002 году можно ожи- дать инфляцию не менее 20-24 процентов.

      Вместе с тем необходимо  отметить, что,  рассматривая  инфляцию  как барометр  социально-экономического  положения страны, надо представлять, за  счет  чего  государство  может  улучшить  свое экономическое положение. Видится, что основой этого  может  быть  только  устойчивое  развитие,  опирающееся на развитие  субъектов  промышленной деятельности и промышленности.

Заключение

Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Важно признание необходимости государственного регулирования экономики в дополнение к рыночным регуляторам.

Известно, что монетаризм, утверждающий, будто рынок лучше осуществит экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско и в чистом виде ни в одной стране (кроме России до последнего времени) не возведен в ранг официальной доктрины. Во всем мире его постулаты сочетаются с кейнсианскими рецептами государственного вмешательства в экономику.

В России в период перехода к рыночной экономике до конца 1998 г. преобладала поляризация двух направлений: либо безоглядный либерализм (пусть рынок сам регулирует), либо кейнсианские рецепты государственного регулирования экономики. Некоторые необоснованно предсказывают конфликт этих двух подходов в деятельности Правительства.

Между тем односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы (в трудных условиях шокового перехода к рынку) способствовала десятилетнему экономическому спаду в экономике, оставшейся без надзора и регулирования. Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с рыночными регулирующими механизмами вселят надежду, что инфляция в России будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной экономики. 

Список литературы

Учебники, монографии, сборники научных трудов

1.     Амбрацумов А., Стерликов Ф. 1000 терминов рыночной экономики. - М., 2004.

2.     Введение в рыночную экономику: Учебник. / Под ред. А.Я. Лифшица, И.Н. Никулина. – М., 2004.

3.     Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2005.

4.     Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика.- М., 2004.

5.     Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России: Учеб. пособие. / Под ред. М.М. Загорулько. – М., 2004.

6.     Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика: глобальный подход. — М., 2005.

7.     Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 2002.

Статьи из журналов и газет

8.     Амосов А.А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Экономист. 2004. № 1.

9.     Братищев И.А., Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм реализации // Экономист. 2005. № 3.

10.           Голубев С.В. Проблемы антиинфляционной стратегии и политики в России // Российский экономический журнал. 2005. № 12.

11.           Шенаев В.Н. Особенности инфляционного процесса в России // Деньги и кредит. 2004. № 10.


[1] Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России: Учеб. пособие. / Под ред. М.М. Загорулько. – М., 2004. С.154.

[2] Амосов А.А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Экономист. 2004. № 1. С.31.

[3] Братищев И.А., Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм реализации // Экономист. 2005. № 3. С.34.

[4] Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика: глобальный подход. — М., 2005. С.376.

[5] Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика.- М., 2004. С.258.

[6] Шенаев В.Н. Особенности инфляционного процесса в России // Деньги и кредит. 2004. № 10. С.37.

[7] Амосов А.А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Экономист. 2004. № 1. С.33.