КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПАНИИ НА РЫНКЕ (исследование оценочных организаций на рынке оценки имущества и бизнеса)

Развитие экономики России в значительной степени ускорило распространение конкурентных отношений на российском рынке. Государство, компании, потребители услуг стали активнее влиять на конкурентную ситуацию. Профессиональным участникам рынка оценки хорошо известно, что РАО "ЕЭС России" сформировало требования к оценочным организациям на проведение работ по оценке имущества/бизнеса этой компании. Усиление конкуренции требует поиска новых методов и форм адекватного реагирования компаний.

Переход от конкуренции за ресурсы и товары к конкуренции за потребителя услуг ужесточают отношения в этой сфере и приводят к необходимости формировать новые рыночные факторы. К объективным предпосылкам усиления конкуренции можно отнести следующие:

Макроэкономические предпосылки усиления конкуренции, которые связаны с факторами структурного характера и которые радикально влияют на приоритеты ведения бизнеса.

1.Увеличение количества и разнообразия оценочных компаний, действующих на российском рынке, приводит к расширению предложений от компаний и вытеснению с рынка некачественных услуг. При ограничении платежеспособного спроса это сказывается на уменьшении и последующей стабилизации рентабельности бизнеса, что в свою очередь ведет к усилению конкуренции.

2. Либерализация цен и сокращение платежеспособного спроса. Отмена прямых ценовых ограничений коснулась рынка оценочных услуг и на первых этапах повлияла на увеличение цены на услуги. Но более важным итогом либерализации цен с точки зрения влияния на конкуренцию стало приближение (или желание приблизить) цены на оценочные услуги к мировым.

3. Либерализация внешнеэкономических отношений позволила в той или иной форме присутствовать на рынке иностранным конкурентам.

Финансовая стабилизация и инфляционные процессы, обеспечение конвертируемости рубля, приватизация и формирование негосударственного сектора экономики, демонополизация экономики и создание рыночных институтов (бирж, страховых компаний и т.д.) - вот перечень целого ряда макроэкономических предпосылок усиления конкуренции, которые на различных этапах развития оценочного бизнеса влияли и влияют на усиление конкуренции.

Микроэкономические предпосылки усиления конкуренции связаны с изменением в рыночном поведении потребителей услуг и самих оценочных компаний.

В ходе реализации экономических реформ было получено большое количество уроков, как нельзя вести бизнес в условиях меняющегося рынка, в результате чего участники рынка оценки медленно, но верно начали обращаться к приемам и методам работы в условиях конкуренции, тем самым создавая конкурентные преимущества своих компаний.

Роль государства в регулировании конкурентных отношений имеет многосторонний характер и реализуется путем разработки и осуществления национальной промышленной политики, а также разработки требований к участникам рынка.

Проблемы развития конкуренции на отраслевых рынках обусловлены действием ряда факторов, зачастую весьма осложняющих работу компаний:

  • экономические;
  • административные;
  • организационные;
  • структурные;
  • факторы неправового порядка.

Конкурентные преимущества компании являются концентрированным проявлением превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности компании. Конкурентные преимущества можно измерить экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокие рентабельность, доля рынка, объем продаж).

Необходимо особо подчеркнуть, что конкурентное преимущество нельзя отождествлять с потенциальными возможностями компании. В отличие от возможностей, это факт, который фиксируется в результате реальных и очевидных предпочтений покупателей услуг. Именно поэтому в практике бизнеса конкурентные преимущества являются главной целью и результатом деятельности компании.

Конкурентное преимущество носит сопоставительный, а следовательно, относительный, а не абсолютный характер, так как оно может быть оценено только путем сравнения характеристик, которые влияют на экономическую эффективность продаж. Другой характеристикой конкурентного преимущества является его подверженность неоднозначному влиянию множества разнородных факторов. Для того, чтобы добиться конкурентного преимущества, необходимы усилия, направленные на комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентное преимущество компании.

Предлагаемое маркетинговое исследование конкурентных преимуществ компаний, работающих на рынке оценки имущества/бизнеса направлено на следующие моменты:

1. Формирование у потребителей оценочных услуг такого уровня информированности, который позволяет принимать решение о выборе услуг компании на основании достаточного количества критериев, характеризующих конкурентные преимущества компании.

Критерии, положенные в основу исследования, разработаны, в том числе, на основе "Требований к оценочным организациям на проведение работ по оценке имущества/бизнеса РАО "ЕЭС России" и ДЗО и перечня необходимых документов для прохождения аккредитации", а также других источников.

Предполагается публикация в журнале "Антикризисное управление" результатов исследования в виде таблиц по ключевым характеристикам конкурентных преимуществ оценочных компаний.

2. Данные, полученные в процессе маркетингового исследования, могут быть использованы оценочными компаниями для анализа своих конкурентных преимуществ, оценки положения на конкурентном рынке и формирования конкурентной стратегии развития компании.

Разработчики программы маркетингового исследования, понимая сложность и новизну информации для участников рынка оценки, предлагают обсуждение конкурентных преимуществ оценочных компаний. Разработчики маркетингового исследования рассчитывают на обсуждение информации и получение рекомендаций для проведения исследования. Проведение обсуждения возможно, как на страницах бумажной версии журнала "Антикризисное управление", так и в его электронной версии.

Конкурентные преимущества оценочных компаний

  • на уровне компании
  • на уровне услуги

НА УРОВНЕ КОМПАНИИ

1. Основанные на экономических факторах:

1) экономический потенциал фирмы: численность штатных сотрудников валовая выручка от реализации услуг по оценке фондовооруженность на одного сотрудника (отношение остаточной балансовой стоимости и МБП к численности оценщиков)

2) эффект опыта: год создания компании кол-во отчетов за год кол-во тендеров, выигранных за отчетный период

3) эффект масштаба (более низкие удельные затраты при более высоких объемах производства);

4) возможность изыскания и эффективного использования источников финансирования

2. Основанные на нормативно-правовых актах (законы, постановления, особые привилегии в отрасли) или вызванные административными мерами: наличие федеральной лицензии наличие аккредитации при Федеральных органах управления наличие аккредитаций при местных органах управления участие в выборных органах саморегулируемых организаций оценщиков членство штатных сотрудников в работе саморегулируемых организаций оценщиков

3. Технические/технологические конкурентные преимущества (определяются более высоким развитием науки и техники): кол-во сотрудников, прошедших обучение в образовательных учреждениях, включенных в перечень Минимущества РФ по программам профессиональной переподготовки или имеющих высшее и второе высшее образование в указанных образовательных учреждениях кол-во сотрудников, прошедших обучение по оценке наличие в штате оценщиков, имеющих квалификационные уровни, аналогичные квалификационным уровням Российского общества оценщиков наличие и кол-во сотрудников, имеющих ученые степени наличие и кол-во публикаций по оценочной деятельности в прессе и специализированных печатных изданиях

4. Конкурентные преимущества, определяемые хорошей информированностью: наличие банка данных о клиентах наличие информации об инфраструктуре рынка оснащенность средствами связи, электронной почты, Интернетом, наличие сайта

НА УРОВНЕ УСЛУГИ

1. Интегральный показатель уровня качества услуги или оценка качества услуги по атрибутам: доступность (услугу легко получить в удобном месте, в удобное время); коммуникабельность (описание услуги выполнено на языке клиента и является точным); компетентность; безопасность (предоставляемые услуги не несут риска и не дают повода для сомнений); осязаемость (осязаемые компоненты услуги отражают ее качество); понимание/знание клиента.

2. Ассортимент услуг: указание в федеральной лицензии видов выполняемых работ (приоритет - более 4 видов)

3. Цена: уровень и динамика цен, гибкость ценовой политики.

4. Продвижение (маркетинговые коммуникации): уровень рекламной деятельности, уровень и методы стимулирования сбыта, использование персональных продаж, использование методов PR.

Т.А. КОМИССАРОВА, профессор маркетинга ГУ-Высшая школа экономики Директор некоммерческой организации "Национальный Центр человеческих ресурсов", Информационно-аналитическое издание "Антикризисное управление, № 11-12, 2001 год

Обсудить материал вы можете по адресу: http://www.appraiser.ru/discuss/messages/90/239.html


Реклама на сервере