1.2. Формирование новых моделей у персонала, способствующих формированию социальной и профессиональной мобильности

В современном, основанном на знаниях обществе резко возрастает значение профессионально-образовательного личностного ресурса. Условием адаптации к требованиям рынка труда, к жесткой конкурентной среде является пожизненное повышение профессиональных навыков и знаний. Мобильность является ключевым понятием, наиболее точно отражающим особенности современного этапа развития общества. Быстро меняющийся технологический базис определяет необходимость постоянного приспособления человека к динамичной социальной и профессиональной среде. Адаптивные возможности личности включают три основных составляющих – индивидуальные способности, приобретенные навыки и знания, наследуемый социальный статус. Общество способно влиять на индивидуальный человеческий капитал прежде всего через образование. Образование, обеспечивающее стартовые возможности через базовый запас знаний и способность к их постоянному обновлению, можно рассматривать как паспорт мобильности конкретного человека.

Многолетнее исследование рынка труда г. Лянтор подтверждает преимущества высокого образовательного уровня в обеспечении потенциала мобильности человека. Сложная ситуация в экономике снижает востребованность квалифицированных кадров. Реальная картина социально-профессиональной мобильности на рынке труда крайне противоречива. С одной стороны, высокий образовательный статус расширяет возможности трудоустройства, с другой стороны, именно для лиц с высшим образованием, потерявших работу, характерна более высокая доля случаев нисходящей социально-профессиональной мобильности.

Профессиональная мобильность – форма социальной мобильности; изменение трудовой позиции или роли работника, обусловленное переменой места работы или профессии. В понятии профессиональной мобильности различают объективную, субъективную и характерологическую стороны. Объективная сторона включает научно-технические и социально-экономические предпосылки, а также сам процесс изменения профессии. Субъективная сторона означает процесс изменения интересов работника и акт принятия решения о перемене места работы или профессии, С характерологической точки зрения, профессиональная мобильность рассматривается как более или менее устойчивое свойство личности, как подготовленность или предрасположенность к перемене вида профессиональное деятельности. Движение работника по ступеням служебной лестницы, передвижение от низших уровней к высшим и, наоборот, определяется понятием вертикальной мобильности. Перемена индивидом вида работы в пределах одного и того же круга профессий или должностей определяется как горизонтальная мобильность. В содержании понятия П.м. можно выделить: выбор профессии, повышение квалификации, определение условий перемены места работы или профессии, текучесть кадров и др.

Социальная мобильность - это процесс перемещения людей (личности) в обществе, в ходе которого изменяется социальный статус личности (или группы), их место в социальной структуре.

Под удар безработицы в критические для экономики годы попадали люди самых разных профессий и различного уровня образования. Наиболее устойчивой оказалась категория специалистов с высшим экономическим образованием, три четверти из которых в результате поиска работы сохранили и профессиональный, и социальный статус. В то же время лица из категории инженеров только в 30% случаев сохранили профессиональный статус, но при этом социальный статус не понизился у 70% инженеров, потерявших работу.

Изменения спроса и предложения на рынке труда сформировали новый заказ на уровень и качество образования со стороны не только молодого поколения, вступающего в жизнь, но и более старшей работающей части населения. Несмотря на сложности переходного периода в экономике страны потребности значительной части населения в образовании возросли. Региональные системы профессионального образования обеспечили реализацию этих потребностей, прежде всего за счет услуг на коммерческой основе (первое среднее специальное и высшее образование, второе высшее, высшее после профильного среднего специального, различные виды курсов и т.д.).

Размытость социально-экономических перспектив развития общества выдвигает на первый план вопрос улучшения качества жизни работников предприятия НГДУ «Лянторнефть» и повышения эффективности работы организации. В рамках этого предполагается на базе НГДУ «Лянторнефть» организовать клуб молодых семей, в котором будет осуществляться подготовка специалистов готовых к быстрой смене в области профессиональной деятельности, создающих при необходимости свою собственную профессиональную нишу, свое рабочее место, т.е. обладающих профессиональной мобильностью.

Клуб молодых семей как важнейшие социальные институты отражают состояние и тенденции развития общества и в то же время влияют на него. В свою очередь изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа.

Образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны. Исходя из этого главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственно жизненных интересах, так и в интересах общества. Профессиональное образование рассматривается как процесс, направленный на рост социальной и профессиональной мобильности личности, расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на развитие личности. За основу мы взяли понятие, социально-профессиональной мобильности, данное Лесохиной Людмилой Николаевной в ст. "К обществу образованных людей", которая рассматривает данное понятие с 2-х точек зрения:

1. С одной стороны, это смена позиций, обусловленная внешними обстоятельствами такими как отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата, бытовая неустроенность и т.д. В данном случае социальная мобильность продиктована необходимостью адаптироваться к реальным жизненным ситуациям.

2. С другой стороны, социально–профессиональную мобильность можно рассматривать как внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в самосовершенствовании. В основе этой социальной мобильности лежат такие понятия как грамотность, образованность и профессиональная компетентность. Как результат – внутренняя свобода и раскрепощенность личности, способная быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, в педагогической науке и практике, умеющая перестроиться (при необходимости) в педагогической деятельности, личности, адекватной к изменяющейся ситуации.

На наш взгляд вне ценностной подпитки социально-профессиональная мобильность превращается в сумму бесконечных и часто неоправданных действий. Одним из путей формирования социально-профессиональной мобильности будущего учителя является практическое обучение. За основу нами взято деление социально-профессиональной мобильности на два вектора по П.Сорокину:

- вертикальная: совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида из одного социального слоя в другой, в нашем случае - служебное повышение: экономист – ведущий экономист – начальник бюро – заместитель начальника отдела – начальник отдела.

- горизонтальная: совершенствование педагогического мастерства; повышение компетентности и эффективное использование личностных качеств в профессиональном развитии; гибкость профессиональных взглядов и действий, способность личности к самовыражению в конкретных изменяющихся профессиональных условиях (Пазюкова М.А.)

Формирование горизонтальной мобильности в клубе осуществляется в следующих направлениях:

1. Повышение уровня образованности молодых семей: дополнительная подготовка и специализация в различных областях потребовали углубления и расширения различных видов профессиональной практики.

2 Усиление исследовательской составляющей теоретической подготовки молодых семей через внедрение новых видов учебных курсов.

3. Усиление психолого-педагогического компонента всех видов курсов позволяет, на наш взгляд, развивать у молодых семей способность быстрого реагирования на происходящие изменения в социуме, в педагогической науке и практике; овладевать критериями оценки социальных и природных явлений, феноменов культуры, а также способами добывания и интерпретации научной информации, ее обработки и хранения; учить умению видеть целостный образовательный процесс.

Условиями формирования профессиональной мобильности являются:

-       развитие профессиональной мотивации;

-       создание современной модели профессии в сознании сотрудников НГДУ «Лянторнефть»;

-       внутреннее приятие требований профессии;

-       адекватная самооценка своих личностных качеств, возможностей, способностей, положительное отношение к себе как субъекту-будущему профессионалу;

-       овладение вербальными и невербальными средствами общения;

-       накопление опыта выполнения профессиональных задач.

Для формирования этих качеств нами был введен в образовательный процесс НГДУ «Лянторнефть» клуба молодых семей курса «Основы профессиональной мобильности» и курса «Основы социальной мобильности».

В дидактическом смысле курс решает задачу развития профессиональной самореализации и самоопределения в терминах собственных способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений и ценностей.

Курс «Основы профессиональной мобильности» рассчитан на 1 год обучения, в рамках которого предусматривается как теоретическая работа по усвоению системы знаний, умений, представлений о содержании, методах, средствах планирования будущей профессиональной деятельности, так и активная преобразовательная проектно-исследовательская деятельность сотрудников НГДУ «Лянторнефть» (молодых семей предприятия) по проектированию траектории своего профессионального развития.

В рамках курса молодые семьи НГДУ «Лянторнефть» осваивают техники краткосрочного планирования и формирования индивидуального стиля деятельности, конкретизируют представления о себе как о потенциально-ценном субъекте рынка труда. Уточняют способы организации своей деятельности по реализации траектории профессионального развития. В ходе работы молодые семьи НГДУ «Лянторнефть» используют психодиагностические и проектные методики; в рамках аудиторных занятий и в системе самостоятельной работы организуются встречи с профессионалами, людьми, обладающим опытом преодоления профессиональных кризисов, умеющими успешно работать в условиях нестабильности и неопределенности рынка труда.

Результатом образовательной деятельности молодых семей на второй год обучения становится разработка траектории своего профессионального развития с учетом её нелинейности и непредсказуемости и защита проекта в ходе деловой игры.

Цель курса достигается за счет интеграции различных форм организации аудиторных занятий: лекции, практические занятия, занятия-беседы, психолого-педагогические тренинги, консультации, деловые игры, защиты проектов.

Однако, наибольшая эффективность формирования основ профессиональной мобильности достигается при использовании специально разработанной тетради для практических и самостоятельных занятий молодых семей НГДУ «Лянторнефть». В ней собраны задачи, содержащие проблемные ситуации, материалы по самодиагностике мотивационной и эмоционально-волевой готовности к профессиональной мобильности, задания, способствующие развитию профессиональной рефлексии и др.

Согласно анкетирования выпускников данных курсов в других клубах, около 63 % опрошенных указывают на «полезность» введения такого курса, 24% считают, что он «крайне необходим» для их дальнейшей профессиональной деятельности. Приведем некоторые высказывания выпускников: «данный курс позволил мне не паниковать при выборе места работы…», «я поняла, что можно найти нормальную работу в этом сумасшедшем мире, главное быть готовым к этому», «меня всегда пугала неопределенность с моей дальнейшей работой, но сейчас я смотрю на это более оптимистично».

Курс «Основы социальной мобильности» предполагает рассмотрение и проведения анализа социальной стратификации, так как именно социальная стратификация сопровождается социальной мобильностью, индивидуальной и групповой.

В российском обществе при переходе к рынку резко усилилась как вертикальная, так и горизонтальная социальная мобильность. Однако преобладающей является нисходящая вертикальная мобильность, сопровождающаяся снижением социального статуса больших групп населения и конкретных социально-профессиональных групп и общностей. Восходящая мобильность, сопровождающаяся повышением социального, профессионального или должностного статусов, проявилась среди ограниченного круга специалистов. Если восходящая мобильность протекает, как правило, в соответствии со стремлением человека и потому является процессом добровольным, не противоречащим интересам личности, то напротив - нисходящая социальная мобильность в России начала - середины 90-х годов в подавляющем большинстве случаев развивалась против желания специалистов, являлась принудительной, психологически тяжело переживаемой, так как ее причинами стали банкротства предприятий и безработица, инициированные форсированной приватизацией.

Так, по данным всероссийских опросов общественного мнения (ВЦИОМ) среди российских женщин-тружениц за годы рыночных реформ смогли повысить свой социальный и профессиональный статус немногим более 10%, сохранить его на прошлом уровне - около 17%. Понизили - 47% респонденток.

Горизонтальная мобильность отражает переход личности (или группы) из одной страты или социальной группы в другую на том же уровне. В процессе социальной мобильности меняется уровень доходов и качество жизни, социально-психологический настрой личности или социальных групп.

Если иллюстрировать возможности индивидуальной мобильности в западном мире, то, например, из рабочих поднимаются в верхний средний класс до 10% американцев, 7% - японцев и голландцев, 9% - англичан, 2% - французов, немцев, датчан, 1% - итальянцев.

Как показывают социологические исследования научного коллектива "ГАЛСИ", проведенные среди студентов Финансовой академии при Правительстве РФ, молодые специалисты финансово-банковской сферы отличаются высоким уровнем индивидуальной вертикально-восходящей мобильности. Темпы социальной и профессиональной мобильности в сфере экономики и финансов во многом обусловлены влиянием тендерного признака. Профессиональная мобильность мужчин выше, чем женщин.

Удельный вес женщин в сферах управления, в том числе в банковских институтах, во много раз ниже, чем мужчин.

В финансово-банковском секторе экономики социальная мобильность имеет несколько тенденций:

Тенденция первая - перераспределение трудовой занятости на финансовом рынке в пользу частного сектора экономики.

Тенденция вторая - ориентация финансово-банковской страты экономической интеллигенции на частный сектор экономики усиливает ее профессиональную и социальную мобильность. В итоге происходит перераспределение финансово-банковских специалистов по различным секторам и сферам экономической жизни.

Тенденция третья - качественные структурные изменения в самой базе финансово-банковской страты экономической интеллигенции, связанные с особенностями безработицы и перераспределением трудовых ресурсов на рынке труда и занятости, который из года в год сокращается.

Таким образом, пытаясь найти свою новую профессиональную нишу на рынке труда и занятости, представители технической и гуманитарной интеллигенции, отличающиеся более высокой социальной мобильностью, стремятся к получению в качестве второго высшего образования именно финансово-банковское, пользующееся высокой социальной престижностью. При этом готовность к приобретению новой специальности и к смене модели социальной адаптации к новым экономическим условиям у специалистов с высшим техническим образованием выше, чем у гуманитариев.

Основными побудительными мотивами обучения в институтах повышения квалификации и получения второго высшего образования стало не столько "желание получить новые знания по своей специальности", сколько желание приобрести "необходимые знания для смены профессии", то есть адаптационной мотив.

Такие мотивы, как "производственная необходимость", "желание не отстать от времени" у ныне повышающих квалификацию специалистов, получающих второе высшее образование по финансово-банковским специальностям, стали менее значимыми по сравнению с выпускниками прошлых лет. Практически потеряла свое былое значение мотивация "примера преуспевающих коллег".

Список литературы

1.     Коньков А.Т. Профессиональная мобильность как фактор социальной дифференциации молодежи: Дис. канд. социол. Наук. – М.: 1995.

2.     Реутова М.Н. Направления и интенсивность межпоколенной мобильности молодежи //Социологические исследования. – 2004. – № 6. – С. 139-142.

3.     Силласте Г. Социальная и профессиональная мобильность женщин на рынке труда и занятости. СОЦИС. 2000. № 5.