Получать помощь и подарки станет выгоднее

Т. А. Васильева, обозреватель «Федеральной бухгалтерской газеты»

Федеральными законами от 30 июня 2005 г. № 71-ФЗ законодатель внес очередные изменения в 23-ю главу Налогового кодекса. Подробно о новых поправках рассказали эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера».

Основные нововведения таковы. По налогу на доходы физических лиц: увеличивается порог «лимитируемых» доходов (подарков, призов, материальной помощи налогоплательщика), с которых налог не взимается, а также расширен перечень необлагаемых налогом доходов. Все принятые поправки начинают действовать в разное время.

Новый перечень необлагаемых доходов

Начиная со следующего года увеличивается сумма доходов налогоплательщика, не подлежащих налогообложению (п. 28 ст. 217 НК), с 2000 до 4000 рублей. Для налоговых агентов это повышение не несет никаких экономических последствий, так как данная индексация отразится лишь на конечном доходе физического лица.

Также претерпел изменения и сам перечень не облагаемых налогом доходов. В него включены доходы в виде подарков и помощи (в денежной и натуральной формах) такой «заслуженной» категории налогоплательщиков, как ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией и т. д. Таким образом законодатели решили выделить доходы этой группы граждан среди уже существующих «одноименных» доходов, поскольку для них установили отличное по сумме ограничение. А именно – 10 000 рублей за налоговый период. Это нововведение также вступает в силу с 1 января 2006 года.

Льготные подарки

Отдельного внимания заслуживает статья 2 Федерального закона от 30 июня 2005 г. № 71-ФЗ. Ее положения устанавливают, что доходы в виде подарков и помощи (в денежной и натуральной формах), полученные ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией и т. д., освобождаются от налогообложения в 2005 году. Данная поправка действует задним числом, поскольку действие второй статьи распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Из этого следует, что налоговым агентам, которые выплачивали указанной категории граждан в течение 2005 года доходы в виде помощи или же подарков, придется вернуть излишне удержанный налог. Причем сделать это надо в двухмесячный срок с момента вступления настоящего закона в силу.

Устанавливая жесткие рамки по срокам возврата налога, принятый закон не диктует какого-либо особого порядка его возврата. Обычно зачет или возврат излишне уплаченного налога производится налоговой инспекцией. Но в рассматриваемом нами случае, когда налогоплательщик – физическое лицо хочет вернуть себе излишне удержанный подоходный налог, ему следует руководствоваться пунктом 1 статьи 231 Налогового кодекса, в соответствии с которой возврат возлагается на налогового агента. Причем независимо от того, являются ли физическое лицо и организация сторонами трудового договора. По письменному заявлению физического лица бухгалтерия обязана вернуть ему «переплаченные» суммы налога. Если налогоплательщик работает в данной организации, то по заявлению работодатель сможет зачесть переплаченную сумму налога в счет будущих платежей. Тем не менее остается непонятным практическое применение пункта 2 статьи 2 Закона в случае когда физическое лицо не работает в организации. Зачет излишне удержанного налога фирма в этом случае произвести не может. Но в то же время налогоплательщик может самостоятельно обратиться за переплатой в налоговую инспекцию, поскольку Налоговый кодекс прямо этого не запрещает.