План
Введение_____________________________________________________ 3
Глава 1. Характеристика предприятия ЗАО «ЧЗОС»_________________ 6
1.1. Организационная структура ЗАО «ЧЗОС»______________________ 6
1.2. Структура бухгалтерского аппарата ЗАО «ЧЗОС»_______________ 7
1.3. Учетная политика ЗАО «ЧЗОС»_______________________________ 8
2. Система внутреннего контроля расчетов с поставщиками___________ 11
2.1. Объекты внутреннего контроля расчетов с поставщиками_________ 11
2.2. Процедуры внутреннего контроля расчетов с поставщиками______ 12
2.3. Схема процедур внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками 14
3. Организационная модель аудиторской оценки эффективности процедур внутреннего контроля расчетов с поставщиками____________________ 18
3.1. Направления внутреннего аудита расчетов с поставщиками_______ 18
3.2. Оценка состояния внутреннего контроля внутренним аудитором___ 22
3.3. Предложения и рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля расчетов с поставщиками_______________________________________ 24
Заключение__________________________________________________ 26
Список использованной литературы______________________________ 28
Введение
Рыночные отношения выдвинули объективную необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации контроля (внутреннего контроля, внутрихозяйственного контроля) на промышленных предприятиях. Именно на уровне предприятия, где создается нужная обществу продукция, сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологий. На предприятии с целью снижения до минимума издержек производства и реализации продукции разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент. Предприятие теперь выступает в роли собственника средств производства и продуктов труда, его дальнейшее развитие во многом зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования. Таким образом, контроль должен осуществляться в первую очередь в интересах самого предприятия, его собственников, а также непосредственно работников.
Внутрихозяйственный контроль осуществляют администрация предприятия, бухгалтерия, на крупных предприятиях - специально созданные службы внутреннего аудита, контрольно-ревизионного отдела, отдела управления затратами и другие подразделения. Развитие системы внутреннего контроля, построенной на отношениях между структурными подразделениями предприятия (отделы, службы, производственные цеха, участки, бригады), в значительной мере требует качественно нового теоретического осмысления сути контроля, его роли в управлении предприятием.
Рассматривая сложившуюся в рыночной экономике классификацию видов контроля, можно убедиться, что не система контроля должна зависеть от деятельности представляющих ее субъектов, а субъекты контроля должны осуществлять контрольные функции в пределах прав, обязанностей и ответственности для достижения целей представляемой ими системы. Это связано с тем, что наиболее существенным и устойчивым признаком вида контроля служат целевая установка и круг задач, от которых зависит компетенция органа, осуществляющего контроль.
Непосредственно к анализу содержания контроля примыкает проблема его действенности. Действенность контроля напрямую связана с его качеством. Контроль необходимо ориентировать не на выявление и фиксацию уже свершившихся потерь разного рода, а на их предупреждение. Посредством контроля на основе детального изучения финансово-хозяйственной деятельности предприятия разрабатываются мероприятия, направленные на предотвращение хищений и порчи выпускаемой продукции и материалов, на сбережение денежных средств и финансовых ресурсов, на предупреждение возникновения отклонений от законодательства, нормативных актов, оптимальных режимов функционирования предприятия.
Таким образом, контроль как неотъемлемая составная часть механизма управления в условиях рынка претерпевает серьезные изменения, в первую очередь связанные непосредственно с содержанием контроля и его местом в системе управления. Тесно взаимодействуя с другими функциями управления, контроль является основным источником информации для разработки и принятия оптимальных управленческих решений и, следовательно, занимает ведущее место в системе управления предприятием.
Объектом исследования курсовой работы является закрытое акционерное общество «ЧЗОС».
Предмет исследования – направления и методы внутреннего контроля расчетов с поставщиками.
Целью работы является определение основных направлений и методов внутреннего контроля расчетов с поставщиками.
Для достижения данной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
- определение объектов внутреннего контроля расчетов с поставщиками;
- проведение процедур внутреннего контроля расчетов с поставщиками;
- выявление основных направлений внутреннего аудита расчетов с поставщиками;
- оценка состояния внутреннего контроля внутренним аудитором;
- дать предложения и рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля расчетов с поставщиками.
Глава 1. Характеристика предприятия ЗАО «ЧЗОС»
1.1. Организационная структура ЗАО «ЧЗОС»
ЗАО «ЧЗОС» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об акционерных обществах».
Полное наименование организации: закрытое акционерное общество «ЧЗОС».
Основной целью деятельности общества является получение прибыли и распределение ее между акционерами.
Основными видами деятельности ЗАО «ЧЗОС» являются :
- производство органического стекла;
- научные, технические и исследовательские разработки различных технологий производства органического стекла и изделий из органического стекла;
- оказание услуг складского хозяйства;
- производство товаров народного потребления;
- торговая, торгово-закупочная и посредническая деятельность;
- прочие виды деятельности.
Размер уставного капитала ЗАО «ЧЗОС» определен в сумме 1 млн. руб.
Численность работников ЗАО «ЧЗОС» составляет 249 человек.
Организационная структура предприятия ЗАО «ЧЗОС» предоставлена в приложении 1.
Финансовое состояние предприятия характеризует бухгалтерская отчетность организации ЗАО «ЧЗОС» (Приложение 2)
1.2. Структура бухгалтерского аппарата ЗАО «ЧЗОС»
Структура бухгалтерии зависит от характера деятельности организации, количества филиалов и подразделений, от объема и уровня автоматизации учетных работ.
На рассматриваемом предприятии бухгалтерская служба состоит из пяти человек: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по учету оплаты труда, бухгалтер по учету основных средств, кассир. Организационная структура бухгалтерского аппарата предоставлена в виде схемы в приложении 3.
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия и подчиняется непосредственно руководителю. Заместитель главного бухгалтера в обязательном порядке согласовывает с главным бухгалтером и руководителем предприятия назначение, увольнение и перемещение работников бухгалтерии. При освобождении от должности главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру, в процессе которой производится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации.
Каждый бухгалтер обеспечивает выполнение возложенных на него обязанностей, организуя свою работу в соответствии с должностной инструкцией и разработанным планом. При организации системы документирования хозяйственных операций и документооборота на предприятии стремятся к тому, чтобы каждая операция оформлялась только одним документом, а ряд однотипных операций – одним сводным документом. На предприятии каждый бухгалтер стремится иметь полное представление о хозяйственной деятельности организации, то есть создаются условия для полной и равномерной загрузки каждого работника бухгалтерской службы. Это позволяет легче контролировать весь бухгалтерский процесс.
На ЗАО «ЧЗОС» бухгалтерский учет ведется с использованием бухгалтерских автоматизированных программ:
- 1С: Предприятие 7.7 «Производство»;
- 1С: Предприятие 7.7 «Зарплата и кадры»;
Налоговый учет ведется с применением регистров налогового учета:
- система регистров налогового учета, рекомендованная МНС РФ;
- программная настройка к продуктам фирмы «1С».
1.3. Учетная политика ЗАО «ЧЗОС»
Согласно положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», под учетной политикой понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета, первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
На ЗАО «ЧЗОС» учетная политика оформляется в виде комплекса взаимосвязанных документов, каждый из которых является ее неотъемлемой частью и утверждается в порядке, определенном для учетной политики в целом (Приложение 4).
Учетная политика формируется главным бухгалтером организации на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №129 – ФЗ утверждается :
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- форма первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности на предприятии;
- методы оценки активов и обязательств;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения необходимые для организации бухгалтерского учета на предприятии.
Все хозяйственные операции, проводимые ЗАО «ЧЗОС», оформляются первичными документами. Первичный учетный документ представляет собой письменное свидетельство о своевременной хозяйственной операции, имеющее правовое значение.
Для контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных документов составляются сводные учетные документы.
Под регистрами бухгалтерского учета понимают специальные ведомости, книги, разработки на отдельных листах и карточках в виде машинограмм.
На ЗАО «ЧЗОС» учет ведется с использованием бухгалтерских автоматизированных программ. С помощью автоматизации учета на ЗАО «ЧЗОС» составляются машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Эти машинограммы служат основанием для составления журнала-ордера по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Приложение 5), журнала-ордера и ведомости к нему по счету 51 «Расчетные счета» (Приложение 6), журнала-ордера по счету 50 «Касса» и ведомости к нему (Приложение 7).
Отличительной особенностью автоматизированной формы является возможность составления на основе компьютерной программы в автоматическом режиме регистров, обобщающих учетную информацию в разрезах, необходимых для управления, контроля, анализа и составления установленной бухгалтерской отчетности.
Движение документов от момента составления в данной организации или получения от других организаций до сдачи их в архив после их обработки и систематизации называется документооборотом.
Согласно пункту 15 Положения по ведению бухгалтерского учета №34 и создание первичных учетных документов, определение порядка и сроков их передачи для отражения в бухгалтерском учете производится в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.
На ЗАО «ЧЗОС» график документооборота составлен в виде таблице (Приложение 8).
Работники предприятия (начальники отделов, кладовщики, подотчетные лица, работники бухгалтерии и прочие) создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, согласно графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются : документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя; сроки предоставления документов; подразделения предприятия в которые должны сдаваться документы. Ответственность за соблюдением графика документооборота, а также за своевременность составления документов и достоверность содержания в них данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
2. Система внутреннего контроля расчетов с поставщиками
2.1. Объекты внутреннего контроля расчетов с поставщиками
Объектами управленческого аудирования, в частности, на стадии расчетов с поставщиками являются:
- участники расчетных отношений и их число;
- применяемые формы платежей (в безналичном порядке, с использованием наличных денежных средств, векселями, взаимозачетами, путем прямого обмена продукцией и товарами);
- порядок ведения аналитического учета (виды расчетов, участники, сроки возникновения и т. п.);
- нестандартные (нетипичные) бухгалтерские записи.
При большом числе участников расчетных отношений и разнообразии форм платежей возрастают аудиторские риски, что необходимо учитывать при определении выборки по данному участку.
Оценку состояния учета внешних расчетных операций проводят по видам расчетов. Непосредственную проверку начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Основными источниками информации для внутреннего контроля расчетов с поставщиками являются:
• договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
• счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях -таможенные декларации);
• накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;
• документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и проч.);
• журналы регистрации счетов-фактур;
• книга покупок;
• регистры аналитического и синтетического учета.
В целях проведения внутреннего контроля расчетов с поставщиками необходимо проверить и проанализировать следующие документы :
- Расходные кассовые ордера (Приложение 9);
- Платежное поручение (Приложение 10);
- журнал-ордер по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- журнал-ордер и ведомость по счету 51 «Расчетные счета»;
- журнал-ордер по счету 50 «Касса» и ведомость к нему;
- кассовая книга;
- Главная книга;
- Выписки банка;
- Бухгалтерский баланс.
2.2. Процедуры внутреннего контроля расчетов с поставщиками
Внутренний контроль по расчетам с поставщиками осуществляется выборочным методом. Проверка проводится, как санкционирование руководством предприятия оплаты счетов-фактур на покупку материальных ценностей, оплату услуг сторонних предприятий, сличение поступающих материальных ценностей по наименованиям, количеству и качеству в натуре с данными сопровождающих их документов.
Проверка арифметических расчетов осуществляется с помощью сличения счетов-фактур с журналом-ордером по счету 60 «Расчеты с поставщиками», главной книгой, бухгалтерским балансом.
К процедуре внутреннего контроля относится сверка на соответствие учетных и отчетных данных для установления тождества информации баланса и учетных регистров.
Если при выполнении процедуры сверки учетных и отчетных данных выявляются несоответствия, то их необходимо устранять.
Установив тождество учетных и отчетных данных, оценивается реальность сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками. С этой целью проверяется:
- имеются ли в регистрах аналитического учета данные о номерах и датах договоров и первичных документов;
- существуют ли указанные в регистре договоры и первичные документы (выборочно);
- соответствуют ли данные в первичных документах и учетных регистрах (выборочно).
Суммы обязательств, не подтвержденные документально, относятся к сомнительной задолженности. Реальность такой задолженности может быть подтверждена инвентаризацией расчетов.
При оценке реальности задолженности по расчетам с поставщиками контролируются сроки ее возникновения:
- нет ли задолженности с истекшими сроками исковой давности (подлежат списанию в порядке, предусмотренном п.77, 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности);
- нет ли неистребованной дебиторской задолженности, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам - 3 месяца (Указ Президента РФ от 20.12.94 N 2204 и постановление Правительства РФ от 18.08.95 N 817).
Важное значение для оценки реальности сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками имеет проверка материалов инвентаризации расчетов.
2.3. Схема процедур внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками
Наименование процедуры контроля |
Конечные задачи процедуры контроля |
Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии |
|
1. Контроль законности совершения операции и создания первичного документа |
1) Все хозяйственные операции совершаются и фиксируются в учете с письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц |
Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей службой внутреннего контроля |
|
Отказ в принятии документа в обработку работниками бухгалтерии без соответствующих подписей |
|||
Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без соответствующих письменных распоряжений |
|||
2) Все хозяйственные операции совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством |
Проверка службой внутреннего контроля соответствия произведенных и зафиксированных на носителе операций хозяйственным договорам и действующему законодательству |
||
Визирование договоров и прочих юридических актов главным бухгалтером или другим уполномоченным работником бухгалтерии |
|||
2. Формальная проверка документации на наличие всех обязательных реквизитов |
3) Весь массив первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете |
Систематическая проверка службой внутреннего контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах |
|
Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов |
Продолжение
3. Соответствие первичной документации регистрируемым оперативным фактам |
4) Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный оперативный факт |
Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первичных документов экономическому смыслу операции |
|
Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции оформленному оправдательному документу |
|||
Наименование процедуры контроля |
Конечные задачи процедуры контроля |
Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии |
|
4. Контроль полноты регистрации первичных документов |
5) Достижение уверенности, что все первичные документы на предприятии будут введены и обработаны |
Проверка службой внутреннего контроля полноты регистрации документов в учетных регистрах |
|
Единая нумерация первичной документации, контроль со стороны бухгалтерии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов |
|||
5. Контроль точности регистрации и обработки первичных документов |
6)Точный количественный и качественный перенос данных из документа в систему учета |
Проверка службой внутреннего контроля соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета |
|
Автоматический ввод бухгалтерской проводки с документа с помощью соответствующих программных продуктов |
|||
Обязательная контировка первичных документов бухгалтером, производящим их обработку |
Продолжение
6. Контроль своевременности регистрации и обработки первичных документов |
7) Достижение уверенности в том, что принцип временной определенности на предприятии соблюден |
Проверка службой внутреннего контроля соответствия даты документа дате его регистрации в учетном регистре |
Проведение инвентаризации и сверок расчетов с целью установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату |
||
Система поощрений и наказаний за выполнение бухгалтером — исполнителем своих обязанностей, в том числе за своевременность регистрации документов |
||
7. Контроль документопо-токов |
8) Достижение уверенности в том, что на предприятии исполняются действующие графики документооборота |
Проверка службой внутреннего контроля исполнения функций персонала, задействованного в системе документооборота в соответствии с действующими графиками |
Контроль со стороны бухгалтерии за сроками оборота документов |
||
8. Контроль организации обработки и регистрации документов(с точки зрения защиты информации) |
9) Достижение уверенности в том, что в процессе регистрации и обработки информации, вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа |
Проверка службой внутреннего контроля организации хранения документов в процессе текущей деятельности |
Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них на обработке |
||
9. Контроль системы защиты информации в условиях КОД |
Практика введения паролей на автоматизирован-: ных рабочих местах (АРМ), установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМа |
|
10. Контроль организации хранения документов |
10) Достижение уверенности в том, что в организованной на предприятии системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения |
Проверка службой внутреннего контроля соблюдения требований нормативных актов в части организации архивной службы |
Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной документации Инвентаризация дел в архивах |
Продолжение
11. Контроль за истребованием кредиторской задолженности |
11) Достижение уверенности в том, что с любой сомнительной или просроченной задолженностью на предприятии будет проводиться соответствующая работа по ее истребованию |
Систематическая проверка службой внутреннего контроля (В К) своевременности предъявления претензий поставщикам и своевременности подачи дел в арбитражные суды и отслеживание результатов проведенных мероприятий |
Контроль со стороны бухгалтерии за своевременностью истребования задолженности |
||
Контроль со стороны службы внутреннего контроля и главного бухгалтера (или другого ответственного лица) за правильностью произведенных на счетах учета записей |
||
Разработка типовых корреспонденции счетов без дальнейшего контроля за их соблюдением |
3. Организационная модель аудиторской оценки эффективности процедур внутреннего контроля расчетов с поставщиками
3.1. Направления внутреннего аудита расчетов с поставщиками
Проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится по следующим направлениям:
- проверка наличия и правильности оформления договоров;
- проверка полноты и правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг);
- проверка своевременности и правильности оплаты за материальные ценности (работы, услуги).
Аудитор устанавливает прежде всего наличие договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказание услуг и выполнение работ, а также правильность оформления договоров. Договоры должны соответствовать требованиям действующего законодательства.
Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяемой организации.
Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соответствующем периоде, правильно оценены и отражены в учетных регистрах.
Сопоставляя данные первичных документов с данными договора, заказа, счета-фактуры, проектно-сметной документацией, аудитор получает подтверждение о полноте, своевременности и правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг).
При проверке первичных документов обращается внимание на выделение отдельной строкой НДС во всех расчетно-платежных документах и недопустимость выделения сумм НДС расчетным путем (кроме случаев, обусловленных нормативными документами). Так, расчетным путем выделяются суммы НДС по горюче-смазочным материалам. Проверяя соблюдение этих требований, аудитор получает подтверждения обоснованности предъявления к зачету НДС по полученным материальным ресурсам и услугам. Его возмещение производится по оплаченным, оприходованным и использованным в производственных целях ценностям.
При проверке неотфактурованных поставок (расчетные документы не получены) выясняется, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность).
По расчетам за импортные поставки дополнительно требуется проверить правильность определения момента перехода права собственности, курса ЦБ РФ иностранной валюты на дату оприходования ценностей и оплату платежных документов, курсовых разниц, сумм НДС и условий франкировки.
При проверке оплаты счетов поставщиков и подрядчиков аудитор устанавливает:
- подтверждены ли операции по погашению задолженности соответствующими платежными документами (квитанциями к приходным кассовым ордерам, выписками банка и платежными поручениями, актами зачета взаимных требований, векселями, чеками и т. п.);
- подлинность и правильность оформления платежных документов (наличие всех обязательных реквизитов, выделение сумм НДС отдельной строкой, штампы банка, заверенный перевод документов на иностранных языках и т. п.);
- соответствие данных платежных документов данным учетных регистров по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
- соответствие данных регистров по счету 60 регистрам по счетам 50, 51, 52, 60, 61, 62, 71, 76.
Проверяя погашение задолженности в порядке взаимных расчетов, аудитор устанавливает наличие оснований для взаимных расчетов (договор, письмо одной из сторон с просьбой произвести оплату в порядке взаимных расчетов), сумму и дату погашения задолженности, а также правильность отражения в учетных регистрах.
Зачет взаимных требований оформляется актом сверки расчетов и письмом (заявлением) одной из сторон о зачете взаимных требований, оформленных в двухстороннем порядке. В актах кроме обязательных реквизитов должны быть указаны данные договоров и первичных документов, по которым возникла задолженность, с выделением НДС отдельной строкой. Не допускается зачет требований в отношении задолженности, срок исковой давности которой истек (ст.411 ГК РФ).
Проверяя законность проведенных взаимозачетов, особое внимание уделяют установлению обоснованности принятия к зачету НДС по оприходованным и оплаченным материальным ценностям (Д-т сч.68 "Расчеты с бюджетом", К-т сч.19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям") и полноты начисления НДС по реализованным товарам, работам, услугам (Д-т сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", К-т сч.68 "Расчеты с бюджетом").
При проверке расчетов с использованием товарного векселя обращается внимание на соблюдение следующих требований:
- форма векселя не должна быть нарушена;
- учет расчетов ведется на отдельном субсчете к счету 60 "Векселя выданные" (Д-т сч.10, 12, 19, 20, 41, К-т сч.60-3);
- процент по векселю, уплаченный за отсрочку платежа; разница между номинальной стоимостью векселя, которую векселедатель обязан оплатить поставщику, и суммой задолженности покупателя по договору включается в фактическую цену приобретения материальных ресурсов или себестоимость продукции (Д-т сч.10, 12, 20, 41, К-т сч.60-3) в соответствии с п.6 ПБУ 5/01 и п.4 письма Минфина РФ N 142;
- НДС по оприходованным материальным ценностям подлежит возмещению из бюджета только после оплаты векселя (Д-т сч.60-3 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", К-т сч.51 "Расчетный счет"; Д-т сч.68 "Расчеты с бюджетом", К-т сч.19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"), согласно п.2 ст.7 Закона РФ от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость";
Проверка расчетов по авансам выданным осуществляется по данным регистров по счету 61 "Расчеты по авансам выданным", выпискам банка и договорам. При этом устанавливается своевременность и правильность отражения выданных поставщикам авансов (Д-т сч.61 "Расчеты по авансам выданным", К-т сч.51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет") и зачета при расчетах за полученные ценности (Д-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", К-т сч.61 "Расчеты по авансам выданным"). Анализируя сальдо счетов 60 и 61 по регистрам аналитического учета, аудитор выясняет, по всем ли выданным авансам произведен зачет при выполнении поставки материальных ценностей (выполнении работ и услуг). Контроль за соблюдением этого требования необходим не только для реальности отражения дебиторской и кредиторской задолженности, но и своевременности предъявления к зачету НДС, правильности определения курсовой и суммовой разницы по авансам, выданным в иностранной валюте.
При расчетах с поставщиками с использованием условных единиц аудитор проверяет правильность отражения суммовых разниц и соблюдение следующих условий:
- суммовые разницы отражаются на дату признания расхода в бухгалтерском учете (п.6.6 ПБУ 10/99), т.е. влияют на формирование задолженности и ее изменения (записи по счету 60);
- фактической себестоимостью МПЗ и основных средств (ПБУ 5/01 и ПБУ 6/01) признается сумма фактических затрат, т.е. на суммовые разницы корректируется стоимость оприходованных материальных ресурсов:
положительные суммовые разницы увеличивают стоимость оприходованных ценностей (Д-т сч.08, 10, 12, 41, К-т сч.60 и Д-т сч.19, К-т сч.60 - НДС);
отрицательные суммовые разницы уменьшают стоимость оприходованных ценностей (Д-т сч.08, 10, 12, 41, К-т сч.60 красное сторно и Д-т сч.19, К-т сч.60 - НДС красное сторно);
ценности реализованы или переданы в производство (Д-т сч.20, 44, К-т сч.60 и Д-т сч.19, К-т сч.60 - НДС).
Завершая проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор обобщает выявленные отклонения и несоответствия и уточняет предварительную оценку реальности сальдо.
3.2. Оценка состояния внутреннего контроля внутренним аудитором
Для оценки состояния внутреннего контроля расчетов с поставщиками аудитор выясняет:
- порядок, сроки и результаты инвентаризации расчетов;
- наличие графика документооборота и контроль за его соблюдением;
- формы, сроки и исполнителей контроля за платежами и состоянием расчетов и др.
Аудиторские вопросы по проверке состояния внутреннего контроля и учета расчетов с поставщиками
Вопрос |
Ответ |
Информация или документ, который следует запросить |
1 |
2 |
3 |
Каким образом осуществляется учет на данном предприятии |
Автоматизировано |
|
Разработаны ли должностные инструкции для каждого работника бухгалтерии |
Нет |
|
Кому предоставляется право подписи приходных и расходных |
Руководитель предприятия и зам. руководителя |
Образец подписи руководителя |
Ведется ли на предприятии журнал регистрации расходных кассовых ордеров |
Да |
Журнал регистрации расходных кассовых ордеров |
Закреплен ли участок по учету расчетов с поставщиками за конкретным специалистом |
Да |
|
Ведется ли на предприятии кассовая книга |
Да |
Кассовая книга |
Ведется ли журнал регистрации платежных (расчетно-платежньгх) ведомостей |
Да |
Журнал регистрации платежных ведомостей |
Составляет ли кассир реестр выданных сумм |
Да |
По данным раздела 2 ф. N 5 "Приложение к бухгалтерскому отчету" устанавливается величина просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, списание дебиторской задолженности на финансовые результаты, а также перечень организаций-дебиторов, имеющих наибольшую задолженность. В ходе проверки необходимо получить подтверждение достоверности этих данных и реальности погашения просроченной дебиторской задолженности.
При проведении внутреннего аудита было выявлено, что сальдо счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в регистре аналитического учета меньше, чем сальдо по этому счету в регистре синтетического учета и Главной книге на сумму 50000 руб., равную 12% статьи баланса "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Величина отклонений для данной статьи может рассматриваться как существенная. При анализе данных регистра аналитического учета (оборотной ведомости) выявлено отсутствие записей по поставщику "Глар", с которым имеется заключенный договор. В ходе проверки установлено, что карточка учета расчетов с поставщиком "Глар" не включена в оборотную ведомость, так как была ошибочно помещена в картотеку другого счета. Таким образом, причина несоответствий выявлена и устранена.
3.3. Предложения и рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля расчетов с поставщиками
В целом систему внутреннего контроля на данном предприятии можно назвать эффективной, так как при проверке расчетов с поставщиками выявлена только одна ошибка, но с другой стороны данная ошибка является существенной, что может повлечь за собой неблагоприятные последствия для финансового состояния предприятия.
В целях обеспечения внутреннего контроля предлагается разработать должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии в которых определить порядок оформления и обработки первичных документов, а также заложить меру ответственности за несвоевременнность некачественность ведения учета.
На уровне каждого предприятия функции контроля заключаются главным образом в осуществлении мер, нацеленных на наиболее эффективное выполнение всеми работниками своих обязанностей. Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность совершения хозяйственных операций, их экономическую целесообразность.
Заключение
В рыночной экономике, когда важнейшая цель каждого хозяйствующего субъекта - достижение эффективности хозяйственной деятельности, получение максимально возможной прибыли, значение финансового контроля возрастает. Благодаря этому виду контроля обеспечиваются получение достоверной информации, ее соответствие реальному положению дел в каждом звене финансовой системы. С помощью финансового контроля руководство предприятия может осуществлять эффективное финансово-хозяйственное управление, а собственники - следить за управляющими их капиталов, что позволяет предоставить определенные гарантии для привлечения в экономику частных инвестиций и личных средств граждан.
Осуществление финансового контроля на предприятии также связано с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии. Это позволяет принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия, направленные на предотвращение таких нарушений в будущем.
Таким образом, предметом финансового контроля на предприятиях выступают процессы формирования и использования финансовых ресурсов, а объектом контроля - органы управления, деятельность которых непосредственно связана с данными процессами.
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
В целом, при проверке правильности расчетных операций следует обратить особое внимание на следующее:
на правильность оплаты или получения сумм за принятые или отгруженные материальные ценности;
на наличие оправдательных документов при совершении этих операций и правильность их оформления;
на полноту оприходования и правильность списания полученных ценностей.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96.
2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г.);
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н);
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ № 34н (ред. от 24.03.2000).
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н);
7. Порядок ведения кассовых операций в РФ. Утвержден решением Совета директоров Центрального Банка России № 40 от 22.09ю1993. (в ред. Письма ЦБ РФ от 26.02.1996 г. № 247).
8. Положение Центрального Банка РФ «О безналичных расчетах в РФ» № 2-П от 12.04.2001.
9. Указания ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» № 1050-У от 14.11.2001.
10. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).
11. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).
12. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).
13. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Использование работы эксперты» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).
14. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).
15. Кондраков И.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.-640с.
16. Суйц В.П. Аудит: общий, банковский, страховой. – М.: ИНФРА-М, 2000.
17. Бурсукова И.В. Аудит учета денежных средств в кассах организации.// Аудиторские ведомости –2001.- № 7.- С.13.
18. Бурцев В.В. Этические нормы и профессиональные стандарты в сфере внутреннего аудита. // Аудиторские ведомости- 1999.- № 7.- С.21.
19. Банк В.Р., Федорова Л.И. Аудит кассовых операций. // Аудиторские ведомости. – 2000.- № 6. – С.5.
20. Долотенкова Д.К. Аудиторская деятельность: современное законодательство. // Аудиторские ведомости. – 2001. - № 3. – С.12.
21.Иванова Н.Г. Аудиторская проверка кассовых операций. // Бухгалтерский учет. – 2001. - № 2. – С.14.