ПЛАН
1. Основные проблемы дисциплины «Деловое общение»……………………2
2. Характеристика основных категорий дисциплины «Деловое общение»…5
3. Тест…………………………………………………………………………….7
Список использованной литературы……………………………………………8
1. Основные проблемы дисциплины «Деловое общение»
Под деловым общением понимается вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов. Жизнь убедительно показала, что беспредельный эгоизм в деловых отношениях может не только повредить, но и разрушить их. Существенно важно строить их на нравственных регуляторах, при постоянно включенном механизме внутреннего контроля.
Этика делового общения основывается на таких моральных правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию их сотрудничества. Смысл этих правил и норм — укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентации партнера. Практика делового общения разработала с этой целью немало профессиональных кодексов чести предпринимателя, банкира и т.п. Жизнь постепенно убеждает, что бизнес, который строится на нравственной основе, оказывается в конечном счете более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения.
Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные проблемы:
1) овладение методами психологической диагностики, прежде всего умением анализировать собственные психические состояния, а также приемами описания психологических особенностей других субъектов делового общения, как отдельных работников, так и рабочих групп, организаций;
2) выработка умений и навыков изменения, корректировки психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий, в том числе способов психологической защиты.
На этой основе обеспечивается решение, например, таких практических проблем, как самосовершенствование, саморазвитие личности самого руководителя, так называемый самоменеджмент; поддержание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и использования персонала, разрешение и предупреждение производственных конфликтов, оптимизация нравственно-психологического климата в коллективах, совершенствование методов морального и материального стимулирования труда, обеспечение психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.п.
Общая психология и все составляющие ее отрасли руководствуются следующими важнейшими принципами, или исходными положениями:
1) принцип детерминизма — признание взаимосвязи и взаимообусловленности психических явлений как друг с другом, так и с окружающей материальной средой. С этих позиций, в частности, обосновываются: тесная связь сферы подсознания и сознания человека; единство его внутренних психических состояний и поведения; взаимозависимость психики и окружающей человека внешней природной и социальной среды;
2) принцип системности — трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации. Этот принцип позволяет выделять особые типы темпераментов, характеров людей, такие, например, как стабильный и нестабильный, интровертный и экстравертный, меланхоликов и сангвиников и т.п.;
3) принцип развития — признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому; этот принцип определяет возможность корректировки, совершенствования как индивидуальной, так и групповой психики.
Из содержания этих принципов вытекают представления о возможности целенаправленного воздействия на психику человека, возможность ее изменения, корректировки, совершенствования научными методами, в том числе и теми, которые разрабатывает психология и этика делового общения. Без глубокого понимания этих основополагающих принципов психология в целом и деловая этика в частности в значительной мере потеряли бы свое практическое значение.
Психология делового общения, как отмечалось, опирается на комплекс психологических наук. Она активно использует прежде всего основные категории и принципы, выработанные общей психологией. Такими базовыми психологическими категориями являются те, которые отражают психические процессы (познание, эмоции, волю), свойства психики человека (способности, характер, темперамент), а также особые состояния его сознания (сомнения, уверенность, убежденность, нацеленность на определенные практические действия и т.д.).
2. Характеристика основных категорий дисциплины
«Деловое общение»
Как и всякая наука, психология и этика делового общения опирается не только на комплекс специфических принципов, но и на связанный с ними категориальный аппарат, определенный комплекс ключевых, базовых понятий, понимание которых является важнейшим условием успешного усвоения учебной дисциплины.
Основная категория дисциплины — психология личности. Под этой категорией понимается совокупность устойчивых психических качеств участников деловых взаимоотношений, которые составляют их индивидуальность. Эта категория в значительной степени заимствуется нашим курсом у общей психологии. Она содержит информацию об источниках психической активности человека, ее свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой активности. Без глубокого понимания этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами самосовершенствования и управления человеческими ресурсами в условиях хозяйственной деятельности. Именно знания психологии личности помогут предпринимателю достаточно ясно понять степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, именно эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.
Другая важнейшая категория — психология общения. Именно в процессе общения, происходящего по формулам Я — Ты, Я — Мы, Мы — Они, обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется ее характер. Общепризнано, что разнообразные процессы взаимодействия и общения людей являются важнейшими предпосылками их социального становления, а также что высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства. Но для обеспечения высокого уровня делового общения современный руководитель должен уметь пользоваться новейшими технологиями общения, основанными на глубоких психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами по работе может возникнуть напряженность или даже острая конфликтная ситуация, например, из-за неуважения чувства собственного достоинства одного из участников взаимоотношений. Или, например, неумелое, небрежное пользование словом при передаче тех или иных деловых сообщений может привести к значительным информационным потерям и, следовательно, к серьезным сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Современная психологическая наука, а также входящие в нее различные отрасли профессиональной психологии, в том числе и психология делового общения, располагают целым арсеналом конкретных рекомендаций по надежному обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, презентации и т.п.
Психология рабочей группы, команды или трудовой группы — также важнейшая категория психологии и этики делового общения. Деловая активность сегодня невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в ходе формирования и жизнедеятельности любой группы с необходимостью возникают и действуют такие психологические явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, группповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые коллективные мы — чувства и т.д. Современный менеджер должен не только учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании.
3. Тест
Укажите, какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным:
а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;
б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, психология самих этих групп;
в) развитие высших психологических функций личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.
Ответ обоснуйте.
Ответ: б.
Профессор В.Н. Лавриненко дает определение предмета дисциплины «Деловое общение». Предмет этой дисциплины — разнообразные психические процессы отдельных участников деловых взаимоотношений, организаций и групп, а также выраженные во вне свойственные им поведенческие процессы, свойства и состояния.
Список использованной литературы
- Деловое общение: Учебное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 528с.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 297 с.
- Сидоров П.И. Деловое общение: Учебник / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 848с.
- Титова Л.Г. Деловое общение: Учебное пособие / Л. Г. Титова. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 271с.