Потенциал мобильности как фактор развития
региональной общности населения*
Богданова Л.П., Щукина А.С., Тверской госуниверситет
В современном, основанном на знаниях обществе резко возрастает значение профессионально-образовательного личностного ресурса. Условием адаптации к требованиям рынка труда, к жесткой конкурентной среде является пожизненное повышение профессиональных навыков и знаний. Мобильность является ключевым понятием, наиболее точно отражающим особенности современного этапа развития общества. Быстро меняющийся технологический базис определяет необходимость постоянного приспособления человека к динамичной социальной и профессиональной среде. Адаптивные возможности личности включают три основных составляющих – индивидуальные способности, приобретенные навыки и знания, наследуемый социальный статус. Общество способно влиять на индивидуальный человеческий капитал прежде всего через образование. Образование, обеспечивающее стартовые возможности через базовый запас знаний и способность к их постоянному обновлению, можно рассматривать как паспорт мобильности конкретного человека.
Многолетнее исследование рынка труда г. Твери и Тверской области подтверждает преимущества высокого образовательного уровня в обеспечении потенциала мобильности человека. Сложная ситуация в экономике снижает востребованность квалифицированных кадров. Реальная картина социально-профессиональной мобильности на рынке труда крайне противоречива. С одной стороны, высокий образовательный статус расширяет возможности трудоустройства, с другой стороны, именно для лиц с высшим образованием, потерявших работу, характерна
более высокая доля случаев нисходящей социально-профессиональной мобильности.
*- Исследование выполнено при содействии РФФИ, проект № 01-06-80277
Под удар безработицы в критические для экономики годы попадали люди самых разных профессий и различного уровня образования. Наиболее устойчивой оказалась категория специалистов с высшим экономическим образованием, три четверти из которых в результате поиска работы сохранили и профессиональный, и социальный статус. В то же время лица из категории инженеров только в 30% случаев сохранили профессиональный статус, но при этом социальный статус не понизился у 70% инженеров, потерявших работу.
Изменения спроса и предложения на рынке труда сформировали новый заказ на уровень и качество образования со стороны не только молодого поколения, вступающего в жизнь, но и более старшей работающей части населения. Несмотря на сложности переходного периода в экономике страны потребности значительной части населения в образовании возросли. Региональные системы профессионального образования обеспечили реализацию этих потребностей, прежде всего за счет услуг на коммерческой основе (первое среднее специальное и высшее образование, второе высшее, высшее после профильного среднего специального, различные виды курсов и т.д.).
В тоже время необходимо отметить отрицательные последствия снижения уровня жизни значительной части населения, что проявляется в снижении пространственной мобильности, в том числе и учебных миграций. В результате произошло определенное замыкание образовательных связей учебных заведений не только на региональном, но и внутрирегиональном уровне. Анализ поступления показывает, что в ВУЗах областного центра сократилась доля абитуриентов не только из других регионов страны, но и из городов и районов области. Школьники из малых городов и в планах, и в реальном поступлении ориентируются прежде всего на ближайшие учебные заведения, в основном средние специальные.
Можно говорить о предпосылках будущего нарастания различий в качестве населения и увеличении социально-территориального неравенства. В этих условиях региональная система профессионального образования предпринимает действия, направленные на приближение образовательных услуг к потребителю. В последние годы в городах области образовано 3 филиала Тверских ВУЗов. Конкуренцию им составляют 3 филиала московских и столько же - петербургских ВУЗов, причем многие из филиалов имеют свои подразделения для организации прежде всего заочных форм обучения в ряде городов области. Отрицательным моментом подобной диверсификации системы образования во многих случаях является снижение качества образования.
Для изучения факторов, определяющих внутриобластные различия в той части потенциала мобильности, которая обусловлена профессионально-образовательными параметрами, были проведены социологические опросы двух возрастных групп населения в областном центре и в ряде городов области. К опросу были привлечены старшеклассники, которые находятся на пороге выбора жизненного пути, и их родители, большая часть из которых относится к наиболее активным возрастным группам. Сравнительный анализ образовательных установок школьников и их родителей, основных мотивов выбора профессии представителями разных поколений, желаемого и реального поступления детей в учебные заведения позволили сделать определенные выводы о факторах, формирующих внутриобластные различия в качестве человеческого потенциала не только на настоящий момент, но и на перспективу.
Ориентация на высшее образование сохраняется, но убывает от областного центра к периферийным городам и районам. Как показывает сопоставление данных опроса с результатами поступления в учебные заведения выпускников тех же школ, желаемый уровень образования значительно превосходит реальное поступление и в современных условиях – еще и материальные возможности семей. За последнее десятилетие значительно увеличился вес фактора благосостояния семьи, определяющего экономическую доступность профессионального образования.
По данным опросов 30-40% школьников самостоятельно выбирают будущую профессию, при этом установка на определенный образовательный уровень, как правило, опирается на достигнутый поколением родителей. При этом образовательные предпочтения и самих школьников, и их родителей ориентированы на повышение образовательного уровня.
Образовательные предпочтения выпускников средних школ и их родителей (%)
Уровень образова-ния |
г. Тверь |
Г. Красный Холм |
г. Калязин |
|||||||||
Общеобразо-ват. Школа |
Эксперимен-тальная школа |
|||||||||||
родители |
выбирают дети |
родители |
выбирают дети |
родители |
выбирают дети |
родители |
выбирают дети |
|||||
имеют сами |
хотят для детей |
имеют сами |
хотят для детей |
имеют сами |
хотят для детей |
имеют сами |
хотят для детей |
|||||
Высшее |
43 |
81 |
76 |
92 |
100 |
92 |
18 |
72 |
57 |
6 |
25 |
28 |
Ср. спец. |
47 |
19 |
24 |
8 |
- |
8 |
70 |
28 |
42 |
47 |
68 |
64 |
Нач.проф. |
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
- |
1 |
12 |
2 |
8 |
Общ.сред. |
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
8 |
- |
- |
35 |
5 |
- |
Еще одним фактором, закрепляющим и углубляющим пространственные образовательные различия, является качество подготовки выпускников школ, ограничивающее поступление в учебные заведения школьников из малых городов и сельских районов. Таким образом, асимметричный тип внутрирегионального развития проявляется не только в экономике, но и в формировании качественных параметров населения.