Потенциал мобильности как фактор развития

 региональной общности населения*

Богданова Л.П., Щукина А.С., Тверской госуниверситет

          В современном, основанном на знаниях обществе резко возрастает значение профессионально-образовательного личностного ресурса. Условием адаптации к требованиям рынка труда, к жесткой конкурентной среде является пожизненное повышение профессиональных навыков и знаний. Мобильность является ключевым понятием, наиболее точно отражающим особенности современного этапа развития общества. Быстро меняющийся технологический базис определяет необходимость постоянного приспособления человека к динамичной социальной и профессиональной среде. Адаптивные возможности личности включают три основных составляющих – индивидуальные способности, приобретенные навыки и знания, наследуемый социальный статус. Общество способно влиять на индивидуальный человеческий капитал прежде всего через образование. Образование, обеспечивающее стартовые возможности через базовый запас знаний и способность к их постоянному обновлению, можно рассматривать как паспорт мобильности конкретного человека.

          Многолетнее исследование рынка труда г. Твери и Тверской области подтверждает преимущества высокого образовательного уровня в обеспечении потенциала мобильности человека. Сложная ситуация в экономике снижает востребованность квалифицированных кадров. Реальная картина социально-профессиональной мобильности на рынке труда крайне противоречива. С одной стороны, высокий образовательный статус расширяет возможности трудоустройства, с другой стороны, именно для лиц с высшим образованием, потерявших работу, характерна     

более высокая доля случаев нисходящей социально-профессиональной мобильности.

*-  Исследование выполнено при содействии РФФИ, проект № 01-06-80277

          Под удар безработицы в критические для экономики годы попадали люди самых разных профессий и различного уровня образования. Наиболее устойчивой оказалась категория специалистов с высшим экономическим образованием, три четверти из которых в результате поиска работы  сохранили и профессиональный, и социальный статус. В то же время лица из категории инженеров только в 30% случаев сохранили профессиональный статус, но при этом социальный статус не понизился у 70% инженеров, потерявших работу.

          Изменения спроса и предложения на рынке труда сформировали новый заказ на уровень и качество образования со стороны не только молодого поколения, вступающего в жизнь, но и более старшей работающей части населения. Несмотря на сложности переходного периода в экономике страны потребности значительной части населения в образовании возросли. Региональные системы профессионального образования обеспечили реализацию этих потребностей, прежде всего за счет услуг на коммерческой основе (первое среднее специальное и высшее образование, второе высшее, высшее после профильного среднего специального, различные виды курсов и т.д.).

          В тоже время необходимо отметить отрицательные последствия снижения уровня жизни значительной части населения, что проявляется в снижении пространственной мобильности, в том числе и учебных миграций. В результате произошло определенное замыкание образовательных связей учебных заведений не только на региональном, но и внутрирегиональном уровне. Анализ поступления показывает, что в ВУЗах областного центра сократилась доля абитуриентов не только из других регионов страны, но и из городов и районов области. Школьники из малых городов и в планах, и в реальном поступлении ориентируются прежде всего на ближайшие учебные заведения, в основном средние специальные.

          Можно говорить о предпосылках будущего нарастания различий в качестве населения и увеличении социально-территориального неравенства. В этих условиях региональная система профессионального образования предпринимает действия, направленные на приближение образовательных услуг к потребителю. В последние годы в городах области образовано 3 филиала Тверских ВУЗов. Конкуренцию им составляют 3 филиала московских и столько же - петербургских ВУЗов, причем многие из филиалов имеют свои подразделения для организации прежде всего заочных форм обучения в ряде городов области. Отрицательным моментом подобной диверсификации системы образования во многих случаях является снижение качества образования.

          Для изучения факторов, определяющих внутриобластные различия в той части потенциала мобильности, которая обусловлена профессионально-образовательными параметрами, были проведены социологические опросы двух возрастных групп населения в областном центре и в ряде городов области. К опросу были привлечены старшеклассники, которые находятся на пороге выбора жизненного пути, и их родители, большая часть из которых относится к наиболее активным возрастным группам. Сравнительный анализ образовательных установок школьников и их родителей, основных мотивов выбора профессии представителями разных поколений, желаемого и реального поступления детей в учебные заведения позволили сделать определенные выводы о факторах, формирующих внутриобластные различия в качестве человеческого потенциала не только на настоящий момент, но и на перспективу.

          Ориентация на высшее образование сохраняется, но убывает от областного центра к периферийным городам и районам. Как показывает сопоставление данных опроса с результатами поступления в учебные заведения выпускников тех же школ, желаемый уровень образования значительно превосходит реальное поступление и в современных условиях – еще и материальные возможности семей. За последнее десятилетие значительно увеличился вес фактора благосостояния семьи, определяющего экономическую доступность профессионального образования.

По данным опросов 30-40% школьников самостоятельно выбирают будущую профессию, при этом установка на определенный образовательный уровень, как правило, опирается на достигнутый поколением родителей. При этом образовательные предпочтения и самих школьников, и их родителей ориентированы на повышение образовательного уровня.

Образовательные предпочтения выпускников средних школ и их родителей (%)

Уровень образова-ния

г. Тверь

Г. Красный Холм

г. Калязин

Общеобразо-ват. Школа

Эксперимен-тальная школа

родители

выбирают дети

родители

выбирают дети

родители

выбирают дети

родители

выбирают дети

имеют сами

хотят для детей

имеют сами

хотят для детей

имеют сами

хотят для детей

имеют сами

хотят для детей

Высшее

43

81

76

92

100

92

18

72

57

6

25

28

Ср. спец.

47

19

24

8

-

8

70

28

42

47

68

64

Нач.проф.

5

-

-

-

-

-

4

-

1

12

2

8

Общ.сред.

5

-

-

-

-

-

8

-

-

35

5

-

Еще одним фактором, закрепляющим и углубляющим пространственные образовательные различия, является качество подготовки выпускников школ, ограничивающее поступление в учебные заведения школьников из малых городов и сельских районов. Таким образом, асимметричный тип внутрирегионального развития проявляется не только в экономике, но и в формировании качественных параметров населения.