Содержание

1. Система социальных норм: понятие, виды социальных норм, место права в данной системе. 3

2. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие и стадии. 8

3. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов  13

Список литературы.. 21

1. Система социальных норм: понятие, виды социальных норм, место права в данной системе

Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина "норма".

В зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.

1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.

2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.

3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.

4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.[1]

При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества.

Социальным нормам присущи следующие признаки:

1. Они являются общими правилами. Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу. Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов.

5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.[2]

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Из приведенного определения видно, что в юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать, по меньшей мере, три функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования.[3]

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.[4]

Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

Право и мораль. Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие типу культуры и характеру социальной организации и т. д. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются.

Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т. е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных институтов.

Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т. е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания.

При рассмотрении форм фиксации правовых и моральных норм обращают на себя внимание различные формы их существования. Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т. д.). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям с позиций и характера текстов и их атрибутов. Достаточно конкретен и круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права (органы правосудия, законодательные органы, субъекты договорных отношений и т. д.). Разумеется, различного рода высказывания, претендующие на статус правовых, могут содержаться и в иных текстах - философских, научных, литературных. Однако независимо от их культурной и социальной значимости, влияния на общественное сознание и других факторов юридического статуса они не имеют.

Моральные же нормы содержатся в общественном (массовом) сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п. Соответственно нет каких-либо особых требований к их форме, текстам по поводу морали.

Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов.

Право и обычаи. Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах. Наконец, существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т. е. естественно.

Право и корпоративные нормы. Под корпоративными нормами обычно понимаются правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако на этом сходство фактически заканчивается, ибо названные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право.

Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с иными социальными нормами - необходимое условие его эффективности.

2. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие и стадии

Законы РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. В РФ законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.[5]

Согласно ст. 114 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

К этому следует добавить, что согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 16) право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.

Законопроекты, внесение которых в соответствии с Конституцией РФ  требует обязательного заключения Правительства РФ, направляются Советом Государственной Думы на заключение Правительства, которое в течение 14 дней с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.[6]

Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.[7]

В случае направления законопроекта в несколько комитетов Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов ответственный комитет по законопроекту.

Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ направляются субъектам РФ для дачи предложений и замечаний (ст. 102 Регламента Государственной Думы).

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по предоставлению ответственного комитета Государственной Думы направляются депутатам Государственной Думы не позднее чем за три до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять закон.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума Может установить срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.

Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, в течении пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации.

В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета Государственной Думы. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента РФ в Федеральном Собрании, представители инициатора законопроекта, Правительства РФ. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего в Государственной Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.

По завершении этой работы законопроект в течение семи дней представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов.

Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона. Совет Государственной Думы назначает в специально отведенный день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случаях если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией РФ (ст.ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

Пятая стадия — рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопровождающими его документами всем депутатам Совета Федерации.[8]

Конституция РФ (ст. 106) устанавливает перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой. К их числу относятся законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного. кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; войны и мира.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число депутатов Совета Федерации.

При отклонении принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает решение либо отклонить закон в целом, либо отклонить его ввиду неприемлемости отдельных его положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей закона. В последнем случае постановление Совета Федерации об отклонении федерального закона должно содержать предлагаемую Советом Федерации редакцию отдельных разделов, глав, статей, а также частей и пунктов этого закона.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, может быть создана согласительная комиссия. Она создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации. Регламент Государственной Думы предусматривает возможность проявления инициативы в создании такой комиссии также со стороны Президента РФ и субъекта права законодательной инициативы.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует. Федеральные законы подлежат официальному опубликования в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». Федеральные законы для официального опубликования направляются Президентом РФ.

3. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов

Права и обязанности супругов бывают как неимущественные (личные), так и имущественные. В свою очередь имущественные права супругов могут регулироваться как законом, так и договором (брачным контрактом).[9]

Рассмотрим вопрос о личных неимущественных правах и обязанностях супругов. Личным неимущественным правам супругов в Семейном кодексе посвящена целая глава.

Определенные права супруги вправе осуществлять самостоятельно, например, выбирать род занятий, профессию, место пребывания и жительства. Супруги, состоящие в зарегистрированном браке, не обязательно должны проживать совместно, и в случае смены постоянного места жительства или временного места пребывания одним из супругов, второй супруг не обязан следовать за ним. Но, конечно, семья является более прочной, когда супруги живут совместно. Государство, поощряя совместное проживание супругов, предоставляет определенные льготы именно семьям, а не отдельным ее членам. Кроме того, место жительства несовершеннолетних детей, не достигших 14 лет, определяется, в соответствии с гражданским законодательством, по месту жительства родителей. Вселить несовершеннолетнего ребенка по месту своего жительства каждый из родителей имеет право в упрощенном порядке. Некоторые нюансы могут лишь возникнуть в том случае, если в суде имеется дело по жилищному спору. При раздельном проживании родителей место жительства определяется соглашением родителей. Если такое соглашение между родителями отсутствует, то спор между родителями решается в судебном порядке, исходя из интересов детей и с учетом их мнения.

Лично-доверительный характер отношений членов семьи предопределяет поведение супругов в семье: и муж, и жена стремятся к достижению гармонии в отношениях между ними. У каждой супружеской пары свое "микрогосударство" с собственными "конституцией", "кодексом чести", "правилами распределения домашних дел", порядком общения и т.д. Государство старается минимально вторгаться в неимущественную сферу семьи, многие аспекты существования которой вообще невозможно регулировать правом. Так, не поддаются правовой регламентации любовь, уважение, взаимная забота друг и друге и т.п.

Любой гражданин с рождения наделяется полным набором естественных и иных конституционных прав. С годами объем прав может изменяться под влиянием различных факторов, но брак как юридический факт на правовой статус физического лица не влияет. Продублированные в ст. 31 СК РФ личные неимущественные общегражданские права и свободы супругов - лишь дань законодателя сложившейся традиции отраслевого регулирования общественных отношений.

Часть норм этой статьи носят чисто декларативный характер, т.к. в случае их нарушения супруг(а) не получит правовой защиты. Суд, полагаем, вряд ли примет к рассмотрению исковое заявление жены или мужа, где он или она просят защитить право на уважение со стороны своей второй половины (см. об обязанностях-декларациях: п. 3 ст. 31 СК РФ).[10]

Исходя из специфики личных отношений супругов только наиболее значимые вопросы неимущественного характера можно подвести под правовое оформление. В Семейном кодексе РФ регулируемыми являются только два личных неимущественных права: право на выбор фамилии и право давать согласие на усыновление ребенка другим супругом.

Право на выбор фамилии является субъективным правом каждого из супругов и реализуется независимо от волеизъявления другого супруга. Статья 32 СК РФ предусматривает возможность реализации этого права дважды: при регистрации брака и при его расторжении.

При регистрации брака возможно несколько вариантов выбора, а именно:

а) общая фамилия по фамилии мужа или жены;

б) каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию;

в) каждый из супругов присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга, но при этом двойные фамилии должны быть одинаковыми;

г) один из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, а другой супруг присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга (т.е. именуется двойной фамилией). Субъектам Российской Федерации предоставлено право принимать собственные законы, касающиеся двойных фамилий, например, исключить возможность присоединения фамилий вообще. В любом случае фамилии супругов не должны состоять более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом.[11]

Несколько иная трактовка права на выбор фамилии содержится в ст. 28 Закона об актах: "В качестве общей фамилии супругов может быть записана фамилия одного из супругов или, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, фамилия, образованная посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа". Мы считаем, что налицо сужение права на выбор фамилии и поэтому должна применяться норма ст. 32 Семейного кодекса РФ, а не норма Закона об актах.

При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами.[12] Это правило, безусловно, введено в целях защиты интересов усыновляемого, ибо ему придется жить в одной семье с супругом усыновителя. Исключения составляют случаи, когда супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно.

В то же время вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно. При заключении брака супруги по своему желанию выбирают фамилию одного из них в качестве общей фамилии, они также могут оставить свои добрачные фамилии или присоединить к своей фамилии фамилию своего супруга. Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной. Если один из супругов поменял свою фамилию, в том числе и в браке, то это не влечет изменение фамилии другого супруга. В последнее время девушки, имея возможность получать большое количество информации, в том числе и по наукам, которые раньше нам были неизвестны, предпочитают, при заключении брака, оставлять свою фамилию, чтобы не изменять свою судьбу. От себя лично могу добавить, что рациональное зерно в этом есть. Мне известны случаи, когда женщины при расторжении брака возвращали себе добрачную фамилию и утверждали, что со сменой фамилии их жизнь непостижимым образом менялась в лучшую сторону. Особенно это касалось тех женщин, брак для которых оставил много негативных эмоций и которые хотели сразу разорвать все отношения с бывшим мужем. Но, повторяю, это мое личное мнение, я ни в коей мере не призываю вас следовать ему. Могу лишь добавить, что за свою практику я узнала много не только женских историй: страдают в браке и мужчины.

В случае признания брака недействительным по решению суда, лицам, которые состояли в браке, возвращаются их добрачные фамилии. Но у добросовестного супруга, не знавшего о наличии препятствий к заключению брака, имеется возможность, предусмотренная законом, сохранить ту фамилию, которая была выбрана им при регистрации брака. В следующей статье мы поговорим о законном режиме имущества супругов. Это вопрос очень важный, минимальные знания по этому вопросу желательны для всех супругов, состоящих в браке.

Вступая в брак, мужчина и женщина руководствуются, прежде всего, желанием, стремлением создать семью, основанную на любви и взаимоуважении. Если супруги сохранят свои чувства на протяжении всей жизни, правовых проблем обычно не возникает. Сложности могут возникнуть при приобретении дорогостоящего имущества (например, предприятия, квартиры, автомобиля, дачи), получении одним или обоими супругами высоких доходов (если, скажем, они предприниматели), заключении кредитных договоров и т.д. Всё имущество супругов можно разделить на две группы: имущество, принадлежащее каждому из супругов, и имущество, являющееся общим. В зависимости от этого они владеют, пользуются и распоряжаются им по-разному. К имуществу, являющемуся собственностью каждого из супругов, относятся:

1) все вещи, приобретенные до брака, независимо от их стоимости и последующего использования. Доказательствами принадлежности вещей одному супругу могут быть квитанции, счета, технические паспорта и иные документы, в которых обозначена дата приобретения. При отсутствии таких документов доказать принадлежность имущества сложнее, но с учетом обстоятельств суд может принять во внимание показания свидетелей (соседей, знакомых и других лиц), могущих подтвердить, что имущество было приобретено мужем или женой до вступления в брак;

2) имущество, полученное супругом (а не семьей в целом) в дар. Понятие "дар" значительно шире понятия "договор дарения". Под даром понимаются любые вещи, в том числе деньги, полученные не за непосредственную трудовую, профессиональную деятельность. Даром считаются международные, государственные и иные премии, а также разовые вознаграждения за особые личные заслуги. Так, часы и телевизор, подаренные на работе к 50-летию мужа, считаются его имуществом; только жене принадлежит полученная ею премия за победу в городском творческом конкурсе. Собственными будут являться и подарки, преподнесенные каждому из супругов родственниками и иными лицами. К имуществу, полученному в дар, приравниваются находка (ст.ст. 227-228 ГК РФ) и клад (ст. 233 ГК РФ);

3) имущество, полученное по иным безвозмездным сделкам одним из супругов, также является его собственностью. В первую очередь это положение касается приватизированных квартир. Договор о передаче жилого помещения в собственность (договор о приватизации) предусматривает передачу квартиры не в совместную собственность супругов, а в долевую собственность всех членов семьи, участвовавших в приватизации. При наследовании каждый супруг наследует после своих родственников, следовательно, это также не включается в совместную собственность;

4) личными являются вещи индивидуального пользования, даже если они приобретены в браке за счет общих средств супругов. Это - одежда, обувь, предметы личной гигиены, необходимые для поддержания здоровья одного из супругов медицинские аппараты и оборудование (ингаляторы, протезы, слуховые аппараты и т.п.). К этим же вещам можно отнести недорогостоящие предметы профессионального труда - ножницы, расчески и иные принадлежности парикмахера, фонендоскоп и тонометр врача, сборники законодательных актов юриста и др. Исключение из общего правила составляет положение п. 2 ст. 36 Семейного кодекса РФ, касающееся драгоценностей и других предметов роскоши, приобретенных в период брака за счет общих средств супругов: они считаются общими. Закон не дает даже примерную расшифровку понятия "предметы роскоши", да это и невозможно. Так, в одной семье обыденным является использование серебряных столовых приборов, в другой - мельхиоровых, а в третьей - алюминиевых. Понятно, что все зависит от доходов конкретной семьи. Основными критериями предметов роскоши должно быть их целевое назначение: они не являются повседневной необходимостью, потребностью для обычного существования человека. Помимо драгоценностей предметами роскоши можно считать, например, коллекционные монеты мужа, шкатулки жены из драгоценных металлов и камней, набор охотничьих ружей, дорогостоящий бинокль и подобные вещи. Несмотря на то, что ими пользуется один из супругов, в зависимости от доходов семьи они могут быть признаны судом общей собственностью;

5) доходы, полученные от использования собственных вещей, также принадлежат самому супругу. Это могут быть проценты по банковским вкладам, дивиденды по акциям, приплод домашнего скота, доходы от сдачи квартиры внаем или гаража в аренду и т.д. Возможны и иные ситуации. Так, супругу, выигравшему по лотерейному билету, купленному на свои средства или полученному от кого-либо в дар (например, от своей сестры), надо лишь доказать источник приобретения этого билета и в этом случае выигрыш принадлежит ему;

6) по решению суда личным имуществом супруга может быть признано имущество, нажитое мужем или женой в период раздельного проживания. Раздельное проживание может быть вызвано множеством причин и от них зависит определение режима вещей, купленных в этот период. Так, если муж два года работал по контракту за рубежом или жена в связи с рождением ребенка на год уехала к матери, факт раздельного проживания не влияет на судьбу супружеского имущества. Иное дело, если супруги прекратили совместное проживание из-за распада семейных связей;

7) из анализа ст. 34 Семейного кодекса РФ вытекает, что личным имуществом являются выплаты специального целевого назначения - суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие. Личным имуществом супруг владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно, без согласия другого супруга. Однако на основании ст. 37 СК РФ некоторые вещи могут быть судом признаны общими. Для этого надо установить, что в период брака были сделаны значительные вложения в имущество мужа или жены за счет общих средств либо за счет труда или средств другого супруга. Например, если в результате пожара повреждена дача, являющаяся добрачным имуществом жены, и супруги совместно ее отремонтировали, впоследствии по требованию мужа она может быть признана общей собственностью супругов.[13]

При заключении сделок в отношении личного имущества каждый из супругов действует самостоятельно, т.е. они являются равноправными, самостоятельными участниками гражданских (а не семейных!) правоотношений. Муж и жена вправе заключать сделки и между собой. При этом их брачные отношения не учитываются. Так, муж может подарить жене автомобиль, купленный им до брака; жена вправе продать мужу квартиру, полученную по наследству; супруги могут обменять любые вещи, например, предприятие (имущественный комплекс) одного из них на земельный участок другого и т.д. Конечно, личные мотивы при этом играют немаловажную роль при совершении сделок (в конечном итоге все же преследуются интересы всей семьи), но правового значения они не имеют.

Список литературы

1.           Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант.

2.           Семейный кодекс Российской Федерации  от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (ред. от 02.01.2000). – Справочная система Гарант.

3.           Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003.

4.           Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2003.

5.           Залесский В. В. Семейное право: учебник для вузов. - М.: Филинъ, 2002.

6.           Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004.

7.           Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под ред. проф. О. Н. Садикова //СПС “Консультант - плюс” 2004.

8.           Малевин Н.С. Права и обязанности супругов. – М.: Юристъ, 2003.

9.           Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004.


[1] Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004. – с.67.

[2] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003. – с. 34.

[3] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003. – с. 40.

[4] Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004. – с. 74.

[5] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2003. – с. 154.

[6] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант. – ст.104.

[7] Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004.

[8] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2003. – с. 167.

[9] Залесский В. В. Семейное право: учебник для вузов. - М.: Филинъ, 2002. – с. 137.

[10] Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под ред. проф. О. Н. Садикова //СПС “Консультант - плюс” 2004.

[11] Малевин Н.С. Права и обязанности супругов. – М.: Юристъ, 2003. – с. 53.

[12] Семейный кодекс Российской Федерации  от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (ред. от 02.01.2000). – Справочная система Гарант. - п. 1 ст. 133.

[13] Залесский В. В. Семейное право: учебник для вузов. - М.: Филинъ, 2002. – с. 145.