Содержание
Введение. 3
1. Государственные финансы: возникновение, сущность, функции. 5
1.1. Сущность финансов. 5
1.2. Возникновение государственных финансов. 6
1.3. Функции финансов. 7
2. Первые работы русских авторов по теории финансов. 13
2.1. Деятельность М.М. Сперанского. 13
2.2. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина. 15
2.3. Развитие банковской системы. Взгляды Н.С. Мордвинова. 17
2.4. Денежная реформа С.Ю.Витте. 18
3. Развитие финансовой науки в России в XIX – XX вв. 27
3.1. Финансы в XIX веке. 27
3.2. Развитие финансовой науки в XX веке. 29
Заключение. 38
Список использованных источников. 40
Введение
Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене.
В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.
Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма.
Материальное развитие и состояние общества, умонастроение и социальное «самочувствие» населения во всех странах в большой мере определяют ученые-экономисты, их система взглядов и, главное, влияние на реальную экономику. Именно культура, новаторство и профессионализм экономистов говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры. Ведь экономические показатели и статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время — вследствие рационального применения новаторской экономической теории.
Кроме того, экономический успех любой страны зависит от отсутствия противоречий между национальными традициями страны и ее социальной и хозяйственной практикой, поскольку национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо — если они не учитываются — вести к ее застою.
Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения.
Русская экономическая мысль, в том числе и в области финансовой науки — органическая составляющая часть всей истории экономической науки, включающая рассмотрение как общей логики и методологии подхода к истории становления и развития отечественной экономической мысли, так и анализ конкретных исторических этапов в ее развитии, и трудов наиболее крупных отечественных ученых.
История государственных финансов России представляет ценность для мировой истории финансов и совершенствования современного финансового механизма. С этим связана актуальность данной темы.
Целью данной работы является рассмотрение теории государственных финансов российских экономистов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать понятие государственным финансам, описать их сущность, функции и возникновение;
- Рассмотреть основные работы русских авторов по теории финансов;
- Описать развитие финансовой науки в России в XIX – XX веках.
1. Государственные финансы: возникновение, сущность, функции
1.1. Сущность финансов
Финансы — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.
Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением денежных средств (наличным или безналичным). Однако финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Это, таким образом, одна из составляющих общественных экономических отношений. /5, с.41/
Термин «финансы» всегда означал какой-то процесс, отношения между субъектами, а конкретно — денежные отношения. В процессе исторического развития термин получил международное распространение, но сфера его использования постепенно ограничилась денежными платежами в общегосударственные фонды денежных средств.
Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизированных и децентрализированных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.
Будучи очень приметным, движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений – их объединяют лежащие в их основе отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения – производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.
1.2. Возникновение государственных финансов
Финансы вместе с тем являются и исторической категорией, так как они прошли свои этапы возникновения, развития и т.д., т.е. они изменяются во времени. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношений, возникающие между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов (равенство их прав и обязанностей), объединенных данными отношениями.
1.3. Функции финансов
Распределительная функция
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.
Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.
Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая)./10, с.67/
Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
- зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
- доходы предприятий сферы материального производства.
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:
- с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
- наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
- перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.
Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).
Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.
Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.
Контрольная функция
Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.
Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.
Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
Другие функции.
К числу дискуссионных относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.
Помимо распределительной и контрольной функции, по мнению некоторых экономистов, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.
Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.
В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.
Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.
Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.
2. Первые работы русских авторов по теории финансов
2.1. Деятельность М.М. Сперанского
Выдающийся государственный деятель и первый исполнитель управленческих и финансовых преобразований в России начала XIX в. – М.М. Сперанский (1772–1839), был одним из первых историков развития финансов и денежного обращения.
Критический анализ развития денежного обращения в XVIII – начале XIX вв. России позволил ему определить основные направления реформ, проведение которых в XIX в. фактически сформировало денежную систему, с которой Россия вошла в XX в.
Знание основных направлений деятельности Сперанского и предложений по реформированию государственного управления, финансовых и кредитно-денежных отношений необходимо не только потому, что почти все его предложения реализованы в реформах, проведённых в середине XIX – начале XX вв, но и потому, что его анализ причин слабости финансового положения и состояния денежного обращения в начале XIXв и предложения по сбалансированию государственного бюджета и укреплению денежного обращения актуальны и сегодня. /7, с.201/
Деятельность М.М. Сперанского и разработка им теоретических основ реформ в области финансов и денежного обращения были направлены на укрепление российского предпринимательства. Он стремился приспособить к новым требованиям состояние финансов, главную причину, расстройства которых видел в несоразмерности расходов государства с доходами. Понимая, что соразмерность восстанавливается либо сокращением издержек, либо приумножением доходов, он, намечая пути финансовых преобразований, предполагал сокращать издержки, оставляя лишь необходимые, откладывая полезные и исключая вовсе излишние издержки.
Называя предложенный казначейством способ погашения бюджетного дефицита за счёт увеличения налогов и выпуска ассигнаций вредным, Сперанский предлагал прекратить новый выпуск ассигнаций. Его предложения по оздоровлению денежного обращения основывались на убеждении, что бумажных денег должно быть ровно столько, сколько есть капиталов и кредитных бумаг.
Под капиталом он понимал всё, что может быть обращено в мену и куплю, а кредитные деньги делил на четыре группы, в зависимости от их обеспечения, подчёркивая, что достоверность кредитных бумаг зависит от верности залога.
Особенностью эмиссии в России начала XIX в. было то, что рост цен шел медленнее, чем падение курса ассигнаций (за счёт опережения темпов роста производительных сил, темпов роста потребностей) и потому ежегодное падение курса ассигнаций соответственно увеличивало убыток казны. Ущерб в доходах от падения курса ассигнаций царское правительство пыталось возместить за счёт введения новых налогов. надбавок к податям и пошлинам.
Сперанскому принадлежит идея своеобразной индексации в системе налогов. Он считал необходимым все подати и налоги «приблизить к тому исчислению, в котором им по первому их началу быть надлежало».
Главным условием оздоровления финансов Сперанский видел возможность оздоровления денежной системы за счёт постоянного извлечения из обращения части ассигнаций либо посредством займов на основе серебра, либо путём замещения их кредитными деньгами, выдаваемых частными лицами, либо в виде банковских билетов и казначейских билетов, выдаваемых правительством. Конечной целью этих мероприятий было выравнивание курсов серебра и ассигнаций. Теоретической концепцией, которой придерживался М.М. Сперанский в своих взглядах на сущность денег, была теория трудовой стоимости классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и подобно им он был убеждён в том, что «богатство государства образуется и возрастает с трудом».
Но работы М.М. Сперанского (так же, как и работы министров финансов царской России Е.Ф. Канкрина, И.А. Вышнеградского и С.Ю.) были не теоретическим исследованиями, а официальными локументами, подготовленными в форме планов, записок, проектов, отчётов, адресованных высшему органу государственного управления, а чаще лично государю-императору.
В этих документах формировались основы экономической и финансовой политики – программа деятельности российского правительства, формальной задачей которой было развитие производительных сил, но главной целью на протяжении XIX – XX вв. оставалось удовлетворение фискальных потребностей государства, т.е. его финансовые интересы.
С этих позиций и следует рассматривать исторический опыт России в организации финансовой и денежно-кредитной системы страны. И в этом отношении М.М. Сперанский является основоположником именно организационной структуры всех денежных отношений России не только XIX, но и XX в., так как все преобразования и реформы, проведённые уже после его смерти, воплощали в той или иной форме его видение финансовых проблем и путей их решения.
2.2. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина
Состояние финансов в России к серединеXIX в. было приведено к достаточно устойчивому положению одним из талантливейших министров финансов Е.Ф. Канкриным (1774–1845), занимавшим этот пост более 20 лет.
Понимание того, что условие устранения бюджетного дефицита – это упрочение денежной системы, предопределило успех его финансовой политики.
Проведённая им денежная реформа заменила наличные деньги билетами государственного казначейства, представлявшими по существу обязательства правительства с определённым сроком платежа и установленными процентами, сочетающими особенности кредитного срочного обязательства и государственного денежного знака. Выпуск казначейских билетов был для государства выгоден, так как проценты на них обычно не востребовались.
Денежная реформа, проведённая Е.Ф. Канкриным в 1839– 1843гг. впервык установила в России серебрянный монометализм. Главной платёжной монетой устанавливались серебряная (российской чеканки), а монетной единицей – серебрянный рубль. Государственные ассигнования становились вспомогательным знаком ценности.
Заслуживает внимания последовательность проводимых мер по укреплению денежного обращения. В начале была учреждена депозитная касса, в которой выпускались депозитные билеты, обеспеченные серебром рубль за рубль. В обмен на депозитные билеты от населения неограниченно принимались золото и серебро. депозитные билеты свободно по предъявлении обменивались на металл, в результате за один год без затрат на это государства разменный фонд составил 38 млн. руб. Затем ассигнации, бывшие в обращении в качестве второстепенного денежного знака, стали обмениваться по курсу 3 руб. 50 коп. за один серебрянный рубль. Завершилась денежная реформа выпуском в обращение государственных кредитных билетов и полной заменой ассигнаций, в результате было обеспечено объединение бумажно-денежных знаков с государственными билетами, получившими повсеместное хождение наравне с серебряными монетами и обеспеченными всем достоянием государства и разменными на двойную монету.
Таким образом, оздоровление денежного обращения было достигнуто путём восстановления металлического обращения.
Е.Ф. Канкрин добился бездефицитного бюджета, проявляя большую осторожность в использовании государственного кредита и установлении новых налогов, опираясь, прежде всего, на бережливость и экономию в государственных расходах (прежде всего по военному ведомству) и способствуя развитию отечественной промышленности (в первую очередь горнодобывающей) через таможенную политику протекционизма и упорядочению внутренней торговли путём вовлечения мелких торговцев в систему налогообложения. Не меньшее значение имело наведение порядка в организации счётной и казначейской работы и устранение злоупотреблений в сборе государственных доходов./2, с.237/
Успех финансовой политики Е.Ф Канкрина. во многом был обеспечен его тонким пониманием сущности обесцененных бумажных денег, которые он сравнивал с ухудшенными металлическими монетами и видел в них особого рода затаённый налог, с помощью которого правительство завладевает частью имущества членов общества, своего рода безнаказанное хищение размер которого для каждого отдельного человека трудно определить, а значит, и невозможно взыскать.
2.3. Развитие банковской системы. Взгляды Н.С. Мордвинова
Для понимания особенностей истории развития банковской системы России важно знание взглядов Н.С. Мордвинова (1754–1845) – президента Вольного экономического общества по вопросам о роли банков и политики протекционизма в развитии промышленности и сельского хозяйства и их влиянии на оздоровление финансов и государственного бюджета.
Н.С. Мордвинов разделял мнение Сперанского о необходимости создания частных банков и негативную оценку практики Госбанка (в силу подчинённости государственного банка правительству) постоянно участвовать в покрытии бюджетного дефицита. Он отводил частным губернским банкам важную роль в активизации предпринимательской деятельности посредством способности банков сосредотачивать средства, рассеянные по всей территории России.
Для современной ситуации в России ценными являются предложения Н.С. Мордвинова о возможности выдачи ссуд не только под залог различного имущества, но и без залога – лицам, одарённым знаниями и способностями, т.е. под своего рода ноу-хау, поддерживающим развитие ремесел, искусства или решение социальных проблем.
Будучи убеждённым, что «в ряду действующих в государственном составе сил первою признать должно денежную» и понимая важность науки управления деньгами, Мордвинов прозорливо видел роль банков и их назначение в концентрации денежных капиталов и постоянном обороте в виде кредитных отношений, способствующих процветанию государства и развитию всех сфер деятельности.
Наиважнейшая роль принадлежит банковской системе и в организации устойчивого денежного обращения, ибо возможности процветания общества и возрастания общественного богатства зависят не только от количества денег, но и от свободы и скорости их движения и обеспечения их полноценности.
В то же время усиление капиталистического предпринимательства, и в банковской системе в том числе, порой сопровождается растратами, хищениями и другими нарушениями финансовой дисциплины, что ведёт к разрушению стабильности денежной системы и нарастанию финансовых затруднений как в различных сферах экономики, так и в исполнении государственного бюджета.
Это доказывает неразрывность и взаимозависимость всех звеньев финансово-кредитной системы.
2.4. Денежная реформа С.Ю.Витте.
С. Ю. Витте стал министром финансов в 1893 г. Вступив на новую должность (до этого С. Ю. Витте возглавлял Министерство Путей сообщения), он уже не сомневался в том, что “денежное обращение, основанное на металле , есть благо; но так как я ранее этим вопросом глубоко не занимался, то поэтому у меня являлись не то что бы некоторые колебания, а непоследовательные шаги, и в этом нет ничего удивительного”. Если этот важнейший принцип новым министром финансов был принят сразу, то конкретные пути его претворения в жизнь первые год-полтора его министерства служили предметом оживленных дискуссий и раздумий.
Первоначально Сергей Юрьевич был сторонником укрепления кредитного рубля посредством административного контроля. Ему казалось, что ужесточение надзора за обращением денег и усиление ответственности отечественных финансовых кругов за исполнение распоряжений центральной власти позволят укрепить рубль.
В начале 1893 г. был предпринят ряд шагов, показавших, что финансовое ведомство настроено весьма решительно. Были установлены таможенные пошлины (1 копейка за 100 рублей), введена государственная монополия на продажу спирта, вина и водочных изделий. Были запрещены сделки, основанные на курсовой разнице рубля, как и прочих ценностей, усилен контроль за биржевыми операциями в России и введен запрет на производство биржевых сделок маклерами-иностранцами. Благодаря этим решениям колебания курса стали уменьшаться. Так, если в 1891 г. в Лондоне они составляли 28,4%, то в 1892 г. - 8,8%, а в 1893 г. - 5,3%. Но довольно быстро министр финансов понял, что эти меры малоэффективны и что необходима качественная перестройка всей финансовой системы./10, с. 216 /
Но прежде, чем приступать к реформированию, надо было окончательно решить для себя и доказать другим, в первую очередь, монарху, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). В пользу второго варианта выступала как традиция российского денежного обращения, так и огромные запасы серебра, накопленные в стране. Но привязка кредитного рубля к биметаллическому эквиваленту таила в себе и большую опасность: при высокой конъюнктуре одного из паритетов неуклонное снижение стоимости другого могло не только не привести к стабильности денежной единицы, но даже усилить ее неустойчивость. Введение золотого обращения в этом отношении представлялось предпочтительней, но здесь были скрыты неведомые до того “финансовые рифы”. Не произойдет ли массовый отток благородного металла из обращения в “кубышки” внутри страны и не уйдет ли он за границу? Хватит ли резервов золота для его свободного обмена? Не приведет ли удорожание денежной единицы к падению жизненного уровня? Убедительные ответы на эти вопросы могла дать лишь жизнь. Трезвый расчет и видение исторических возможностей России сделали С.Ю. Витте убежденным сторонником монометаллизма.
Введению монометаллического паритета рубля, устойчивой конвертируемости способствовали общие политические условия в стране и мире и относительно благоприятное экономическое положение. Международная обстановка оставалась спокойной, успехи торговой деятельности очевидными, и уже многие годы Россия имела положительное торговое сальдо. Формировались и внушительные золотые авуары.
Накопление золотого запаса государства и формирование обменного фонда происходило различными путями, но главными были два: добыча и покупка. По размерам добычи Россия в конце XIX века занимала одно из лидирующих мест в мире, уступая в этом показателе лишь США. В конце 1897 года золотой запас России (авуары государственного банка) оценивался в 1315 млн. рублей, а в обращении находилось 155 млн. золотых рублей, а через год, в конце1898 года, уже соответственно 1146 и 445 млн. рублей.
Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем-II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения: всякие дозволенные законом письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. В последующие месяцы правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента. В их числе: разрешение конторам и отделениям Государственного банка покупать золотую монету по определенному курсу, а столичным - продавать и производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на текущий счет. Вскоре эта же операция вводится и в частных коммерческих банках, объявивших, что они будут принимать золото по текущим счетам и по всем обязательствам.
Несмотря на указанные меры, золотая монета очень медленно утверждалась в качестве приоритетного платежного средства. Это объяснялось и отсутствием привычки к ней у населения, и очевидным неудобством золотой монеты при крупных платежах и пересылке, так как не было соответствия между нарицательной и рыночной ценами. Полуимпериалы и империалы с обозначением 5 рублей и 10 рублей циркулировали по 7 руб. 50 коп. и 15 руб., что постоянно вызывало недоумение и многочисленные злоупотребления при расчетах. Спрос на золотую монету сдерживали и опасения того, что Государственный банк понизит курс административным путем, что может привести к финансовым потерям (весной и летом 1895 г. об этом было много слухов). Стремясь развеять подобные страхи, Государственный банк 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и принимать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за полуимпериал, а на 1896 год покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотношения между рублем золотым и кредитным в пропорции 1:1,5. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма. Паритет между бумажным кредитным рублем и золотым устанавливался исходя не из нарицательного обозначения, а в соответствии с реальным курсом обращения.
Введение размена рубля на драгоценный металл устанавливалось исходя из реально сложившегося и достаточно стабильного курсового соотношения: рубль кредитный - 66 2/3 копейки золотом. К первому января 1896 г. в наличии имелось 1121,3 млн. кредитных рублей, а золотой запас оценивался в 659,5 млн. руб., из которых в разменном фонде числилось 75 млн. руб. В течение 1896 г. разменный фонд был доведен до 500 млн. руб. Это был рубеж, представлявшийся достаточным для развертывания обменной операции и введения золотой монеты в широкое обращение, хотя бумажные дензнаки некоторое время и сохраняли свое преобладающее влияние на денежном рынке.
В 1896 году возникла необходимость приступить к изготовлению золотой монеты нового образца. К тому времени она уже несколько лет не производилась ввиду намечаемой финансовой реорганизации. Министерство финансов считало, что выпускать монеты пяти- и десятирублевого номинала, при том, что они стоили на 50% дороже, неэффективно. Подобное несоответствие обозначенного достоинства и реальной стоимости было одним из важнейших препятствий в распространении обращения. Было решено чеканить новую монету с надписью на империале “15 рублей” и на полуимпериале “7 рублей 50 копеек” (первые золотые империальные монеты достоинством десять рублей и полуимпериальные - пять рублей появились в России еще в 1755 году). Стоимость кредитного рубля была определена 1/15 империала, и закон обязывал обменивать бумажные деньги на золотые без ограничения.
Решающий этап реформы денежного обращения наступил в 1898 году, когда серией именных высочайших указов законодательно были закреплены важнейшие элементы новой финансовой системы. 3 января последовал указ о выпуске в обращение золотой империальной монеты в 15 рублей и полуимпериальной в 7 рублей 50 копеек; 29 августа - об установлении твердого основания для эмиссии кредитных билетов. Государственный банк обязывался выпускать дензнаки в соответствии с потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом: не менее чем в половине суммы, пока общий размер эмиссии не достигнет 600 млн. рублей. Сверх этой нормы кредитные билеты должны обеспечиваться в пропорции рубль за рубль (один империал равен 15 рублям кредитным). Затем последовало распоряжение о чеканке и выпуске в обращение пятирублевой золотой монеты, равной одной трети империала. В этот же день появился и еще один указ касавшийся надписи на кредитных билетах: на них теперь обозначалось обязательство государства и государственного банка непременно разменивать кредитные билеты на золото и было установлено определение новой монеты (один рубль - 1/15 империала, содержащего 17,424 доли чистого золота).
Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, новая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 года. Основные положения его сводились к следующему. Государственной денежной единицей России являлся рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота. Золотая монета могла чеканиться как из золота, принадлежащего казне, так и из металла, предоставляемого частными лицами. Полноценная золотая монета обязательна к приему во всех платежах на неограниченную сумму. Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла казны и являлись вспомогательными в обращении, обязательными к приему в платежах до 25 рублей. Серебряная монета в один рубль 50 копеек содержала в себе 900 частей чистого серебра и 100 частей меди, а серебряная монета в 20, 15, 10, и 5 копеек - 500 частей меди. Кроме золотой монеты в 15 рублей (империал), десять рублей, 7 рублей 50 копеек и 5 рублей обращались монеты прежнего чекана. Из них империалы (десять рублей) и полуимпериалы (5 рублей), произведенные по закону 17 декабря 1885 года, принимались в правительственные кассы: империалы по 15 рублей и полуимпериалы по 7 рублей 50 копеек, если вес первых был не менее трех золотников и одной доли, а вторых - не менее одного золотника и 48 долей. Монеты меньшего веса, а также чекана более ранних лет принимались по стоимости чистого металла. Золото довольно быстро утвердилось в качестве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса.
Очень быстро стали заметны результаты денежной реформы. В отчете Государственного контролера за 1897 год говорилось: “Судя по отзывам, какими она встречена повсюду за границей, не может быть никакого сомнения в плодотворном ее значении, как доказательстве финансовой силы России, которую начали признавать даже явные наши недоброжелатели. О влиянии же, оказанном денежной реформой внутри страны, можно судить по тому, что количество выпущенных в народное обращение кредитных билетов сократилось за время с января 1897 года по 1 мая 1898 года на 221 млн. рублей (с 1121 до 900 млн. рублей), а взамен этого торговый и промышленный рынок внутри страны насыщается золотой и серебряной монетой, которой уже выпущено в обращение свыше 250 млн. рублей (в том числе свыше 170 млн. рублей золотом). Факт этот свидетельствует о том, что золотое обращение не только расширяет круг своего распространения, но уже проникло в отдаленные местности нашего обширного Отечества, входя в повседневную практику народа”.
Вся реформа денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила. Но неизбежно вставал вопрос о том, как девальвация и свободный размен рубля на золото отразятся на внутрихозяйственной деятельности и, в первую очередь, на положении основной части подданных российской короны в ближайшем времени. С. Ю. Витте считал (и его предположения оправдались полностью), что ни к каким заметным общественно-экономическим пертурбациям реорганизация финансового обращения не приведет. Система конвертации валюты затрагивала главным образом внешнеэкономическую деятельность, а вводимое соотношение металлических и бумажных денежных знаков лишь закрепляло реально сложившееся положение. Уклад жизни основной массы населения, его повседневное материальное и производственное обеспечение фактически не зависели ни от самого золотого паритета, ни от характера мировых денежных расчетов. Русские крестьяне в массе своей оставались вне системы мирового денежного рынка, а “ценовая погода” внутри империи поддавалась контролю со стороны государства.
В конце XIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. На первое января 1900 года металлическое обеспечение составляло 189% суммы кредитных билетов, а на золотую монету уже приходилось 46,2% всего денежного обращения.
Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом.
C 1860 по 1880 г. иностранные вложения в русские акционерные предприятия увеличились в 10 раз (с 9,7 млн. до 97,7 млн. руб.) и составили примерно 1/3 всего акционерного капитала. Преобладали английские, французские, немецкие капиталовложения.
С 90-х годов XIX в. началась эпоха интенсивного прилива иностранного капитала в производственной его форме в угольную, металлургическую, нефтяную промышленность, транспорт и в другие отрасли. Если раньше иностранные капиталисты отдавали предпочтение займам, то в конце XIX — начале XX столетия получили большое значение и инвестиции. Иностранные капиталисты теперь охотнее вкладывали деньги в промышленность, чем в государственные займы, так как получали при этом несравненно большую прибыль, свыше 10% за затраченный капитал. Займы же давали примерно половину этой нормы. Однако, ввоз капитала в Россию в форме займов правительству, железным дорогам и отдельным городам все-таки был преобладающим.
В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла на 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов и железнодорожных обществ.
В 1890-ые годы резко возросло влияние Министерства финансов, а сам Витте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическом аппарате империи. Витте не скупился в расходах, рекламируя в европейских газетах и журналах финансовое положение России, свой экономический курс и собственную персону.
В русской печати министра резко критиковали за отступничество его бывшие единомышленники. За неограниченное использование государственного вмешательства Витте подвергался критике и со стороны приверженцев реформ 1860-х годов, считавших, что индустриализация возможна только через перемены в государственной системе - создание настоящего ("объединенного") правительства и введение правительственного учреждения. В либеральных кругах "система" Витте была воспринята как "грандиозная экономическая диверсия самодержавия", отвлекавшая внимание населения от социально-экономических и культурно-политических реформ. В конце 1890-х годов казалось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность успешно развивать экономику, ничего не меняя в системе государственного управления.
Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться. Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозивший развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем и Среднем Востоке, сама по себе связанная с большими расходами, еще и обострила русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. С началом же военных действий ни о какой последовательной экономической программе не могло уже быть речи.
Ускоренная индустриализация России не могла быть успешной при сохранении традиционной системы власти и существовавших экономических отношений в деревне и Витте скоро начал отдавать себе в отчет. "... сделавшись механиком сложной машины, именуемой финансами Российской империи нужно было быть дураком, чтобы не понимать, что машина без топлива не пойдет. Топливо это - экономическое состояние России, а так как главная часть населения - это крестьянство, то нужно было вникнуть в эту область". В 1896 году Витте отказался от поддержки общинного землевладения. В 1898 он сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотра аграрного курса, сорванную, однако, В.К.Плеве, К.П.Победоносцевым и П.Н.Дурново. К 1899 году при участии Витте были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки. Но общинное землевладение оказалось твердым орешком. В январе 1902 года Витте возглавил Особое Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, тем самым, взяв, казалось бы, к себе в министерство финансов общую разработку крестьянского вопроса. Противники Витте из помещичьего лагеря обвиняли его в том, что своей политикой поощрения промышленности он разорил сельское хозяйство. Это, в общем, несправедливо. Главная причина отставания сельского хозяйства заключалась в сохранении крепостнических пережитков в деревне. Выкуп за землю вынул из кармана крестьян больше денег, чем создание промышленности. Сделал свое дело аграрный кризис. А вот ко всему этому добавилась уже и политика Витте.
Развитие промышленности во всех странах шло за счет средств, накопленных первоначально в сельском хозяйстве. Там, где этот процесс шел естественным и неспешным темпом, он не был болезненным. Необходимость быстрого скачка оказалась чувствительной. Россия была догоняющей страной и расплачивалась за это.
Незавершенность реформы 1861 года, мировой аграрный кризис и виттевская индустриализация, вместе взятые, действительно привели сельское хозяйство на рубеже XIX - XX веков к глубокому кризису. К концу XIX века и Витте, и его противники заговорили о "перенапряжении платежных сил сельского населения". Эти слова отражали искреннюю и глубокую тревогу представителей власти. На платежеспособности крестьян держались и развитие промышленности, и государственный бюджет. Противники Витте усилили нападки на политику индустриализации.
Каковы бы ни были в совокупности причины увольнения Витте с должности министра, отставка в августе 1903 года нанесла ему удар: пост председателя комитета министров, который он получил, был неизмеримо менее влиятелен.
3. Развитие финансовой науки в России в XIX – XX вв.
3.1. Финансы в XIX веке
Состояние государственных финансов определяется прежде всего степенью сбалансированности государственного бюджета. Бюджету России на протяжении XIX в., был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом Россия вошла и в XX век.
Достаточно талантливые руководители финансовых ведомств и члены правительства, курирующие эти ведомства в XIX в. понимали, что сбалансированность доходов и расходов бюджета зависела, прежде всего, от уровня развития и состояния отечественной экономики и государственной политики в области социально-экономических преобразований.
Довольно быстрое развитие России в XIXв. – переход от мануфактуры к машинной индустрии и довольно крупному промышленному производству в начале XX века; развитие внутренней и внешней торговли; переход от крепостничества к вольнонаёмному труду сопровождалось реформированием всех сторон жизни общества вплоть до государственного устройства.
Политические и социально-экономические реформы сопровождались изменениями в организации финансовых отношений. Но, с другой стороны, реформирование финансовой системы обеспечивало претворение в жизнь политики, направленной на достижение Россией подобающего ей места в мировой экономике.
Доходы и расходы государственного бюджета взаимосвязаны. действующая налоговая система, как правило, определяет основную часть доходов государственного бюджета. Увеличение расходов обычно диктуется экстраординарными событиями: войнами, природными катаклизмами – засуха, наводнение, град и др. или социальными «взрывами».
Эти события негативно влияют на динамику доходов от народного хозяйства, сокращают товарооборот, а значит, и сокращаются поступления налогов в бюджет. Возможности налогового бремени ограничены уровнем платёжеспособности населения, а переход этих границ чреват появлением и обострением социальной напряжённости.
Более лёгким путём сбалансирования бюджета является покрытие бюджетного дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом государственного долга. Таким путём шла и Россия в XIX-XX веках.
Последствия чрезмерной эмиссии – расстройство денежного обращения и как следствие: нарушение денежных отношений во всех сферах и, особенно, в бюджетных отношениях.
Свертывание денежных отношений – переход все большей части товара товарооборота к натурообмену – ведёт к подрыву покупательной способности и авторитета национальной денежной единицы
Расстройство денежной системы становится основной из причин расстройства финансов, и непременным условием оздоровления финансов является оздоровление денежного обращения.
История развития России XIX – XX вв. – яркая иллюстрация чередования войн, обострения противоречий между нарождающимся российским предпринимательством и помещиками землевладельцами, преобразований в государственном управлении и периодического расстройства денежного обращения, роста бюджетного дефицита и реформ в области государственных финансов, денежного обращения и банков.
3.2. Развитие финансовой науки в XX веке
Период 1917-1921гг. в развитие отечественной экономической мысли характеризуется резкой ее политизацией.
Исходным пунктом социалистических преобразований экономики, по мнению теоретиков большевизма, должен был стать захват пролетариатом, в лице его партии, политической власти и последующее обобществление производительных сил на основе уничтожения института частной собственности. Этот процесс должен был неизменно привести к усилению экономической роли пролетарского государства как основного гаранта преобразований и главного субъекта хозяйственной жизни.
Эти генеральные политико-экономические идеи определили направление экономической политики большевиков в период первых преобразований октября 1917-весны 1918 гг.
В это время Л.Д. Троцкий выдвигает концепцию милитаризации труда. Его основная идея—создание системы принудительного труда, казарменной организации общества. Производство организовывалось по военному образцу, где вопрос трудовой дисциплины решался по законам военного времени.
Другой крупный теоретик Н.И. Бухарин утверждает, революция—это нарушение общего равновесия, и государство должно ликвидировать «экономические издержки революции», т.е. восстановить разрушенные связи между факторами производства на основе трудовой повинности./9, с. 316/
Идеи Бухарина и Троцкого получили воплощение в партийных документах тог времени, явились теоретической основой мероприятий политики военного коммунизма.
Иными были исходные политико-экономические воззрения социал-демократии, оказавшейся в оппозиции к новой власти. По мнению патриарха русской социал-демократии Г.В. Плеханова, Россия не была готова к переходу к социализму, в силу недостаточного развития капитализма. С ним же солидаризировался П.П. Маслов. После февральской революции он отстаивает концепцию товарно-капиталистического хозяйства, с одновременным реформирование аграрных отношений, государственной организации с целью изменения распределения национального дохода, рационального размещения производительных сил и т.п.
Основными ведущими представителями финансово-экономической науки в этот период были следующие ученые:
Либерально-реформистское направление марксизма в России ("легальный марксизм") развивали М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве, С. Н. Булгаков.
Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) был одним из наиболее популярных, признанных в стране и за рубежом экономистов конца XIX-начала XX в. Это было обусловлено как многогранностью его научной деятельности, так и значимостью разрабатываемых им проблем. В первой своей книге "Промышленные кризисы в Англии" (1894) он следовал идеям II тома "Капитала" К. Маркса, но и отмечал, что механизм кризисов кроется в недостатке банковских ресурсов. Отстаивал идею необходимости развития капитализма в России, отвергал тезис народников о прочности крестьянской общины, полезности ее сохранения посредством переделов земли. Рассмотрев хозяйственную эволюцию Англии, Туган-Барановский в противовес народникам утверждает тезис о реальном существовании и быстром росте русского капитализма.
Петр Бернгардович Струве (1870-1944) в работе "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" доказывал, как и Туган-Барановский, неизбежность перехода страны на капиталистический путь развития. Он считал, что рост крупной промышленности и транспорта создает условия для вовлечения в хозяйственный оборот отсталых уголков и местностей России, для возникновения предпосылок для "рационального" хозяйствования в земледелии.
Наиболее заметный вклад в развитие экономико-математического направления внесли Ю.Г. Жуковский, А.З. Слонимский, В. К. Дмитриев и Е. Е. Слуцкий.
Владимир Карпович Дмитриев (1868-1913) дал подробное обоснование необходимости "органического синтеза" теории предельной полезности с теорией трудовой стоимости. Основной работой Дмитриева являются "Экономические очерки" в трех частях: "Теория ценности Д. Рикардо (опыт точного анализа)" (1898), "Теория конкуренции О. Курно (великого "забытого экономиста")" (1902), "Теория предельной полезности" (1902). В ней он предпринял попытку объединить теорию издержек производства Д. Рикардо с теорией предельной полезности.
Евгений Евгеньевич Слуцкий (1880-1948) - выдающийся экономист и математик, внесший большой вклад в теорию потребительского поведения. Статья Слуцкого "К теории сбалансированного бюджета потребителя" (1911) считается основополагающей в ряду экономико-математических исследований спроса и потребления. В ней он анализировал связь функции полезности с движением цен и денежных доходов потребителя, широко известную из учебников микроэкономики как "замещение по Слуцкому"./2, с. 116/
Александр Васильевич Чаянов (1888-1937) был энциклопедически образованным, глубоким и талантливым ученым, писателем, поэтом, искусствоведом. Он закончил Московский сельскохозяйственный институт. Его учителями были крупнейшие специалисты-аграрники Н. Н. Худяков, А. Ф. Фортунатов, Д. Н. Прянишников. В этом же институте он стал профессором, ученым с мировым именем. Его основные работы: "Организация крестьянского хозяйства" (1925), "Краткий курс кооперации" (1925), "Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации" (1927).
Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938) - выдающийся русский экономист. Мировой науке Кондратьев известен прежде всего как автор больших циклов хозяйственной конъюнктуры, или длинных волн./4, с.431/
Межвоенный период оказал огромное влияние на все стороны жизни человеческого общества, в том числе и на состояние экономической мысли в стране. Главной тенденцией было утверждение господства идей ортодоксальной марксистской политической экономии в ее советском варианте. Усиливалась борьба ортодоксов с экономистами других направлений, подкрепляемая различными формами репрессий, что привело к известной унификации экономических идей, утверждению видимого однообразия во взглядах отечественных экономистов.
Но можно выделить два этапа развития теории финансов в этот период.
- 20-е годы можно назвать «золотым десятилетием» российской финансовой науки. Экономисты в 20-е гг. решали задачу обоснования НЭПа, разрабатывали различные модели модернизации народохозяйственного механизма России.
- Еще одной чертой этого периода была постоянно усиливающая самоизоляция отечественной финансовой науки от зарубежной финансовой мысли.
- В 30-е годы методологические дискуссии в политэкономии стали преследовать цель - теоретико-экономическое обоснование формировавшейся командно-административной системы, пропаганды сталинской интерепретации марксизма.
- Отечественные экономисты А.Л. Вайнштейн, А.В. Чаянов, Л.М. Крицман разрабатывают различные системы натурально-вещественного учета в качестве проектов централизованного натурального хозяйства./4, с. 442/
Вклад Л.Н. Юровского в разработку денежной реформы. Юровский Леонид Наумович (1884 - 1938) русский (советский) экономист. Имя Юровского тесно связано с денежной реформой 1922-1924 гг. Но Юровский был не только практиком, но и видным экономистом-теоретиком. Наряду с теорией финансового оздоровления экономики его вклад заметен и в абстрактной теории ценности, и в концепции «товарно-социалистического хозяйства» 20-х гг. Опираясь на теорию равновесия Л.Вальраса, Юровский стремился доказать, что «цены всегда покоятся на ценах и искать выхода из этих взаимных зависимостей, не выходя вместе с тем за пределы народного хозяйства, было бы совершенно бесполезным занятием …» («Очерки по теории цены», 1919)./3, с.284/ Отрицая научную обоснованность понятия потребительского равновесия, Юровский все внимание сосредоточивал на теории равновесия обмена. Последняя вполне могла, по его мнению, существовать и без понятия «предельной полезности», опираясь на понятия «предельной покупки» и «предельного покупателя». Ведь непосредственно с ценами связаны не желания покупателя, а его решения и действия. Поэтому для экономической теории излишне измерять силу желаний. Вполне достаточно измерения количества товаров (запрашиваемых и предлагаемых) и их цен. Требуя равновесия в экономике, Юровский имел в виду не только и не столько сохранение равновесия в каждый момент времени, сколько соблюдение условий «динамического равновесия», создание «ровной линии хозяйственного роста» вместо линии развития, проходящей через периодические кризисы и депрессии.
Осенью 1921 г. Юровский переехал в Москву, где стал заведующим отделом иностранной статистики Центрального статистического управления (ЦСУ), одновременно поддерживая постоянные связи с наркоматом финансов. Он вошел в число тех высококвалифицированных специалистов по денежному обращению, которые с осени 1921 г. привлекались правительством для поиска путей оздоровления денежного обращения. Это стало первоочередной задачей с самого начала нэпа. Ведь за годы гражданской войны и политики военного коммунизма денежная система развалилась, безудержная эмиссия и спад промышленного производства в 6-7 раз по сравнению с довоенным уровнем привели к тому, что весной 1921 г. рыночные цены в 30 тысяч раз превысили уровень 1913г.
Среди специалистов существовало две точки зрения. Одни говорили, что устойчивая валюта может появиться только в результате общего восстановления экономики, которое требует многих лет интенсивной работы, и потому какие-либо особые меры в области денежного обращения преждевременны./11, с.344/ Другие специалисты, в том числе и Юровский, доказывали, что при падающей валюте восстановить народное хозяйство не удастся, и поэтому необходимо незамедлительно найти способы создания устойчивой валюты. Один из таких способов предложил известный банкир с большим дореволюционным опытом В. В. Тарновский. Его идея заключалась в том, чтобы, не прекращая эмиссию обесценивающихся казначейских совзнаков, которыми покрывался бюджетный дефицит, параллельно выпускать для коммерческого оборота относительно стабильные банкноты, в определенной доле обеспеченные золотом и инвалютой. Эта идея обсуждалась среди других предложений в начале марта 1922 г. на совещании у руководителя Наркомфина Г.Я. Сокольникова и не встретила поддержки большинства. В числе ее критиков был и Юровский, пришедший однако вскоре к выводу о необходимости такой меры. Объясняя свою позицию в VI главе Денежной политики Советской власти, он связывал целесообразность введения параллельной валюты с переходом к рыночным отношениям. Предприятия нуждались в твердом основании для своих расчетов, которым не мог быть падающий совзнак. Эту роль стихийно уже начали играть иностранная валюта и дореволюционная золотая монета. Бороться только административными мерами с этим процессом было бесполезно, требовалось хотя бы части оборота дать твердую точку опоры. Кроме того, следовало предоставить возможность накопления в отечественной валюте и замедлить скорость обращения денежной массы в целом.
При активном участии Юровского в мае 1922 г. в общих чертах был разработан проект выпуска банкнот, и в конце июля Совнарком принял постановление о предоставлении Госбанку права выпуска червонцев. Успех всего замысла сосуществования двух валют в значительной мере зависел от согласованности в действиях Госбанка, выпускающего червонцы в обращение, и валютного управления Наркомфина, осуществлявшего эмиссию совзнаков. Важная роль в координации этих действий была отведена Юровскому, ставшему 10 августа заместителем начальника валютного управления. Название данного управления не совсем точно отражало его функции, кроме валютных операций в сферу его деятельности входило регулирование всей денежной политики, разработка мер по оздоровлению денежного обращения. В составе управления под руководством Юровского была образована комиссия по вопросам кредита и денежного обращения. Она провела три заседания, и на последнем из них, состоявшемся 21 августа, определила повестку дня заседания, намеченного на следующий день.
Большую угрозу для судьбы денежной реформы представлял чрезмерный выпуск совзнаков, вызванный сохранением бюджетного дефицита. В первом полугодии 1923 г. 25-30% бюджетных расходов финансировалось за счет эмиссии. Такой значительный бюджетный дефицит в большой мере объяснялся завышенными запросами со стороны различных ведомств и предприятий. Чтобы ослабить этот напор, валютное управление Наркомфина подготовило проект постановления Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК), который законодательно ограничивал размер месячной эмиссии совзнаков определенной величиной в золотых рублях, причем в объяснительной записке к законопроекту, написанной Юровским, намечалось к 1 января 1924 г. полностью отказаться от использования эмиссии для покрытия бюджетного дефицита. В июле 1923 г. сессия ВЦИК приняла данное постановление, а в конце того же месяца Юровский стал начальником валютного управления. /9, с. 239/
Несмотря на все трудности, денежная реформа успешно завершилась весной 1924 г., когда был произведен обмен совзнаков на червонцы, и страна получила одну твердую валюту.
Период от середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял Л.И.Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики и финансов, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы. Еще при Хрущеве видные советские экономисты выступали с предложениями радикальной реформы государственных финансов и экономики в целом, суть которой состояла в переходе от административной, командной экономики к рыночным отношениям. Эта идея была поддержана Хрущевым, а после его отстранения от власти разработку новой экономической реформы возглавил Косыгин. Решениями мартовского (1965) и сентябрьского (1965) Пленумов ЦК КПСС эта реформа получила формальное одобрение и поддержку со стороны партии.
Суть реформы 1965 г. можно свести условно к трем важнейшим направлениям:
Первое - перемены в структуре управления народным хозяйством. Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение ликвидировать территориальные советы народного хозяйства и осуществить переход на отраслевой принцип управления промышленными предприятиями. Были воссозданы союзные и союзно-республиканские министерства.
Второе - коррекция системы планирования. Поскольку прежняя плановая система была сориентирована на достижение роста объемов производства предприятиями на базе валовой продукции, то предполагалось нацелить планы на реализованную продукцию.
Третье - совершенствование экономического стимулирования. Оно включало: улучшение системы ценообразования, улучшение системы оплаты труда.
В русле этих направлений предусматривалось:
- оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятий по реализованной продукции, полученной прибыли по выполнению заданий;
- поставить оплату труда работников промышленности в непосредственную зависимость не только от результатов их индивидуального труда, но и от общих итогов работы предприятий;
- положить в основу экономических отношений между предприятиями принцип взаимной материальной ответственности. Развивать прямые связи между предприятиями-изготовителями и потребителями продукции. Повысить роль хозяйственных договоров.
Экономическая реформа начала действовать в январе 1966 года.
Реформа не сломала старый механизм государственных финансов. Фактически народохозяйственный рост в это время представлял собой по преимуществу продолжение индустриализации, ее распространение на все сферы экономики.
Поэтому, несмотря на дальнейшее индустриальное преобразование народного хозяйства многие проблемы, возникшие в условиях форсированной индустриализации, не только не исчезли, но даже нарастали. Более того, отставание приобретало застойные черты. Укрепились специфические устаревшие хозяйственные механизмы и управленческие традиции, объективно поддерживающие такое отставание, формировалась социальная база стагнации.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены теории государственных финансов российских экономистов.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Дано понятие государственным финансам, описана их сущность, функции и возникновение;
- Рассмотрены основные работы русских авторов по теории финансов;
- Описано развитие финансовой науки в России в XIX – XX веках.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
До настоящего момента история русской теории финансов рассматривалась в ограниченных пределах западноевропейской экономической мысли. И это не случайно, так как именно последняя оказала решающее влияние на формирование современных представлений о законах и механизме функционирования государственных финансов. Тем не менее, представляет значительный интерес история развития русской финансовой мысли, отличающаяся определенным своеобразием. Специфические же особенности:
Во-первых, большинству работ русских экономистов в высокой мере присущ дух социал-экономического реформаторства. Это объясняется как внутренними условиями развития страны, так и сильным влиянием марксизма на все течения русской теории финансов начиная со второй половины девятнадцатого века.
Во-вторых, для большинства экономистов России особое значение имеет крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических проблем.
В-третьих, в российской экономической мысли всегда большое значение придавалось общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами, внеэкономическим факторам.
Знание исторического опыта проведения денежных реформ в России первой и второй половины XIXв. имеет непреходящее значение для современников и даёт ключ для поиска путей выхода из финансового в России в конце XX в.
Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться.
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития.
Список использованных источников
1. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.
2. История государственных и муниципальных финансов. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2005.
3. История экономических учений: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2005.
4. История экономических учений: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2004.
5. Кондратьев Н.С. История экономических учений. – С-Пб.: Питер, 2001.
6. Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2005.
7. Сабанти Б.Н. Финансы России: история и современность: Учебное пособие. СПб.: университет экономики и финансов, 2004.
8. Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2003.
9. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учеб. Пособие/ Под ред. М.Н Чепурина. М.: Инфра-М, 2003.
10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.
11. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XIX - XX век.: Учебник для ВУЗов. – М.: ОАО Мелтон-2000.