Содержание

Тема 1. Сущность и функции бухгалтерского учета................................ 3

Тема 2. Метод и основные объекты бухгалтерского учета..................... 5

Тема 3. Бухгалтерское обобщение и бухгалтерский баланс................... 5

Тема 4. Система счетов и двойная запись.................................................. 9

Тема 5. Документация и инвентаризация хозяйственных операций и финансовых обязательств................................................................................................. 11

Тема 6. Оценка и калькуляция хозяйственных операций.................... 13

Тема 7. Классификация и план счетов..................................................... 15

Тема 8. Техника и формы бухгалтерского учета.................................... 18

Тема 9. Бухгалтерская и статистическая отчетность............................. 20

Тема 10. Организация бухгалтерского учета в организациях............. 23

Список литературы..................................................................................... 26

Тема 1. Сущность и функции бухгалтерского учета

2. Как вы считаете, имеются ли различия между международными стандартами финансовой отчетности и положениями по бухгалтерскому учету, действующими в России? Если да, то в чем?

Принципы бухгалтерского учёта. Несмотря на наличие большого сходства между вариантами учетных политик, использование которых разрешено в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах, теориях и целях. Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Основные различия между МСФО и  российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации.        Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики.

Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.

Например, одним из принципов, являющихся обязательными в МСФО, но не всегда применяемых в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. В соответствии с российской системой учета операции чаще всего правило учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для списания основных средств, что не дает оснований для их списания несмотря на то, что руководству известно, что такие объекты более не существуют по  указанной балансовой стоимости.

Вторым главным принципом международных стандартов учета, отличающим их от российской системы учета, и ведущим к возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат. Международные стандарты учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций.

В России принципы бухгалтерского учёта сформулированы в Федеральном законе “О бухгалтерском учёте” от 21 ноября 1996 г. (в виде требований к ведению бухгалтерского учёта), Положении по бухгалтерскому учёту “Учётная политика предприятия” ПБУ 1/98 (в виде требований и допущений), а также в принятой Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике. Однако существуют сложности с реализацией продекларированных принципов на практике.

Тема 2. Метод и основные объекты бухгалтерского учета

1. Как вы считаете, нет ли здесь противоречия? Как бы вы сформулировали свое понимание предмета бухгалтерского учета?

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации. Объектами или составными частями предмета являются: имущество (хозяйственные средства, активы организации); капитал и обязательства организации (источники формирования ее имущества); хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования.

Высокую и длительную плодотворность хозяйственность деятельности предприятия обеспечивают следующие хозяйственные средства:

-основные средства;

-нематериальные активы;

-оборотные средства;

-денежные средства;

-средства в расчетах;

-отвлеченные средства.

Тема 3. Бухгалтерское обобщение и бухгалтерский баланс

2. Почему так важна реформация баланса? Изменился ли механизм ее отражения в бухгалтерском учете с принятием нового Плана счетов?

Под реформацией баланса понимается распределение полученной в течение отчетного года прибыли или же списание полученного за год убытка. Мероприятия по реформации баланса включаются в состав мероприятий по завершению отчетного года, подготовке и представлению бухгалтерской отчетности, а потому планируются и проводятся они до даты утверждения бухгалтерской отчетности за соответствующий отчетный год.

Фактически реформация заключается в совершении итоговых бухгалтерских проводок (записей по счетам учета), направленных на распределение всей полученной в течение отчетного года или же списание полученного за отчетный год убытка. Итогом проведения реформации является закрытие счетов учета финансовых результатов отчетного года - балансовых счетов 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и 99 "Прибыли и убытки".

Необходимо учитывать, что реформация подразумевает собой оформление именно итоговых бухгалтерских записей, в связи с чем записи по устранению выявленных за отчетный год ошибок, регулированию инвентаризационных разниц, по учету событий после отчетной даты (регулируется ПБУ 7/98), условных фактов хозяйственной деятельности (регулируется ПБУ 8/01) и все прочие завершающие записи оформляются до отражения записей по реформации бухгалтерского баланса.

Так как реформация баланса осуществляется после отчетной даты (имеется ввиду 1 января года, следующего за отчетным), то соответствующие бухгалтерские записи вносятся в специальный "завершающий" регистр бухгалтерского учета.

Необходимо учесть, что распределение сумм полученной прибыли (на выплату дивидендов, в резервный капитал и т. п. ) или определение источников покрытия сумм полученного убытка решается организацией, согласно нормативным и уставным документам. Реформация баланса осуществляется по итогам рассмотрения указанного вопроса уполномоченными органами организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 и пунктом 4 статьи 88 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" до сдачи годового отчета в соответствующие органы, показатели годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества должны быть предварительно рассмотрены на общем собрании акционеров, в сроки, не превышающие шести месяцев после окончания отчетного года. Таким образом, решение о распределении сумм чистой прибыли за отчетный год может быть принято акционерными обществами вплоть до конца июня следующего года. Исходя из этого и реформация бухгалтерского баланса за 2004 год такими обществами может проводиться вплоть до 1 июля 2005 года.

Действующие в настоящее время План счетов и Инструкция по применению Плана счетов предусматривают собой раздельный учет финансовых результатов по обычным видам деятельности (выявляется по состоянию на отчетную дату по балансовому счету 90), операционным и внереализационным доходам (расходам) (выявляется по состоянию на отчетную дату по балансовому счету 91). Перечни операционных и внереализационных доходов (расходов) определены в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Путем ежемесячного сопоставления (по итогам каждого месяца) сумм полученных и учтенных в установленном порядке доходов и расходов, организация выявляет финансовый результат по обычным видам деятельности и прочим видам доходов (расходов), который отражается следующими записями по счетам учета: дебет счета 90, субсчет "Прибыль (убыток) от продаж" кредит счета 99 - сумма полученной за отчетный месяц прибыли (определяется как разница между кредитовыми записями в течение месяца по субсчету "Выручка от продаж" счета 90 и дебетовыми оборотами в течение указанного месяца по субсчетам "Себестоимость продаж", "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы" того же балансового счета 90); дебет счета 99 кредит счета 90, субсчет "Прибыль (убыток) от продаж" - сумма полученного за отчетный месяц убытка (определяется как разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами по соответствующим субсчетам счета 90); дебет счета 91, субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов" кредит счета 99 - сумма полученной за отчетный месяц прибыли в части операционных и внереализационных доходов (расходов) организации, определяемая как разница между кредитовыми оборотами по субсчету "Прочие доходы" балансового счета 91 и дебетовыми оборотами по субсчету "Прочие расходы" того же балансового счета; дебет счета 99 кредит счета 91, субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов" - сумма полученного за отчетный месяц убытка в части операционных и внереализационных доходов (расходов) организации.

По итогам года финансовый результат деятельности организации в части обычных видов деятельности отражается по субсчету "Прибыль (убыток) от продаж" балансового счета 90, в части операционных и внереализационных доходов (расходов) - по субсчету "Сальдо прочих доходов и расходов" балансового счета 91, а итоговый финансовый результат" по балансовому счету 99.

При этом по счету 99 в прямой корреспонденции с другими счетами учета отражаются суммы чрезвычайных доходов (расходов), суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по налогу на прибыль из фактической прибыли, а также суммы причитающихся к уплате налоговых санкций.

Завершающие записи при реформации баланса предусматривают собой закрытие субсчетов балансовых счетов 90 и 91, а также закрытие счета 99.

Закрытие по итогам отчетного 2004 года балансового счета 90 оформляется следующими записями по счетам учета:  дебет счета 90, субсчет "Выручка" кредит счета 90, субсчет "Прибыль (убыток) от продаж" - отражение сумм полученной в течение 2004 года выручки, учтенной по итогам года по субсчету "Выручка" счета 90; дебет счета 90, субсчет "Прибыль (убыток) от продаж" кредит счета 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость" - списание сумм НДС, учтенных по субсчету "Налог на добавленную стоимость" счета 90; дебет счета 90, субсчет "Прибыль (убыток) от продаж" кредит счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" - списание расходов, учтенных в течение отчетного года по субсчету "Себестоимость продаж" балансового счета 90.

Закрытие счета 91 "Прочие доходы и расходы" осуществляется посредством оформления следующих записей по субсчетам данного счета: дебет счета 91, субсчет "Прочие доходы" кредит счета 91, субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов" - списание сумм учтенных в течение 2004 года операционных и внереализационных доходов; дебет счета 91, субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов" кредит счета 91, субсчет "Прочие расходы" - списание сумм учтенных в течение отчетного года операционных и внереализационных расходов.

Тема 4. Система счетов и двойная запись

3. Каковы правила составления и оформления оборотной ведомости по счетам синтетического учета? Почему так важна шахматная ведомость?

Данные синтетических и аналитических счетов обобщаются в конце отчетного периода с целью получения сводной информации. Одним из способов обобщения данных текущего бухгалтерского учета являются оборотные ведомости.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета представляет собой сводку оборотов и остатков по счетам за определенный период времени.

Оборотная ведомость заполняется по данным об оборотах и остатках синтетических счетов.

Для этого на счетах подсчитывают обороты, конечное сальдо и отражают эти данные в оборотной ведомости. Составленная таким образом оборотная ведомость является одним из важнейших средств проверки и контроля полноты и правильности записей по счетам. Контроль осуществляется на основе наличия в данном регистре трех пар равных итогов.

Первая пара равных итогов - общий итог начальных остатков по дебету всех счетов равен общему итогу начальных остатков по кредиту всех счетов. Это равенство вытекает из положения, что общая сумма средств предприятия не может быть больше или меньше общей суммы источников их образования (т.е. равенство итогов актива и пассива баланса).

Вторая пара равных итогов - общий итог оборотов по дебету всех счетов равен общему итогу оборотов по кредиту всех счетов. Это равенство обеспечивается двойной записью.

Третья пара итогов - общий итог конечных остатков по дебету всех счетов равен общему итогу конечных остатков по кредиту всех счетов. Это равенство обеспечивается равенством первых двух пар итогов.

Оборотную ведомость по синтетическим счетам на практике называют оборотным балансом, так как она содержит почти все его показатели. В этом смысле оборотная ведомость, фиксируя остатки и обороты по счетам, является способом обобщенного отражения не только состояния, но и изменений в составе и величине средств и их источников.

Возможности использования оборотных ведомостей по синтетическим счетам ограничены. По данным ведомостей нельзя определить, откуда ценности поступили, куда они направлены. Невозможно установить содержание увеличения и уменьшения средств и источников, необходимых для руководства хозяйственной деятельностью предприятия. Их получают из шахматной оборотной ведомости.

Записи в шахматную ведомость производятся так, чтобы была видна корреспонденция счетов. Пересечение строк подлежащего ведомости с колонкой сказуемого показывает корреспонденцию счетов.

Ведомость заполняется путем проставления итогов оборотов каждого счета с одинаковой корреспонденцией на пересечении строки дебетуемого счета с колонкой кредитуемого счета.

По дебету всех синтетических счетов выводится итог; обороты по кредиту счетов оказываются автоматически внесенными в ведомость.

Шахматная ведомость - это свод оборотов по счетам, служащий для раскрытия их содержания и проверки правильности корреспонденции счетов.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам существенно отличаются от оборотных ведомостей по синтетическим счетам. Составляются они отдельно для каждой группы аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом.

В зависимости от применяемых в аналитическом учете измерителей различают две формы оборотных ведомостей по аналитическим счетам: количественно-суммовую, или товарно-материальную; контокоррентную (суммовую).

Тема 5. Документация и инвентаризация хозяйственных операций и финансовых обязательств

4. Существуют ли такие документы в бухгалтерском учете, в которых не допускается исправление ошибок?

В унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно — распорядительным документом организации.

При этом, согласно п. 16 Положения по ведению бухгалтерского учета внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. Поэтому при обнаружении в них ошибки кассовые и банковские документы не могут приниматься к исполнению и должны быть составлены заново.

В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений. При этом исправление производится следующим образом: зачеркиваются внесенные в документ неверные сведения; рядом с зачеркнутой делается верная запись; рядом или на полях документа делается запись «Исправлено на … (полностью воспроизводится текст вновь внесенной записи)»; лицо, внесшее исправления, подписывается под записью «Исправлено на…» и ставит дату исправления; документ под внесенными исправлениями еще раз подписывают все лица, подписавшие его до внесения исправления; лица, подписывающие документ уже после внесения в него исправлений, одновременно ставят вторую подпись под записью о внесении исправлений.

Невыполнение любого из перечисленных выше действий в последующем может привести к проблемам с определением, кто и что имел в виду, подписывая этот документ, и какая именно операция фактически была совершена.

Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.

При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учетной документации допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и строк с учетом значности показателей, включения дополнительных строк (включая свободные) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Тема 6. Оценка и калькуляция хозяйственных операций

2. В чем состоят, на ваш взгляд, основные преимущества и недостатки учета по справедливой стоимости  по сравнению с учет по фактическим затратам?

Предоставленные кредиты и авансы, резерв под обесценение кредитного портфеля. Кредиты, предоставленные Банком в виде денежных средств непосредственно заемщику или организатору синдицированного кредита (кроме тех, которые предоставлены с намерением немедленной или скорой продажи, подлежащие отражению как торговые активы), классифицируются как предоставленные кредиты и авансы.

Предоставленные кредиты и авансы отражаются, начиная с момента выдачи денежных средств заемщикам. Изначально предоставленные кредиты и авансы отражаются по первоначальной стоимости, которая представляет собой справедливую стоимость предоставленного кредита. В дальнейшем предоставленные кредиты и авансы учитываются по амортизированной стоимости за вычетом резерва под обесценение кредитного портфеля. Амортизированная стоимость основана на справедливой стоимости суммы выданного кредита, рассчитанной с учетом рыночных процентных ставок по аналогичным кредитам, действовавших на дату предоставления кредита.

Кредиты, представленные по процентным ставкам, отличным от рыночных процентных ставок, оцениваются на дату выдачи по справедливой стоимости, которая представляет собой будущие процентные платежи и сумму основного долга, дисконтированные с учетом рыночных процентных ставок для аналогичных кредитов. Разница между справедливой стоимостью и номинальной стоимостью кредита отражается в отчете о прибылях и убытках как доход от предоставления активов по ставкам выше рыночных ставок или как убыток от предоставления активов по ставкам ниже рыночных ставок. Впоследствии балансовая стоимость этих кредитов корректируется с учетом амортизации дохода/убытка по предоставленному кредиту, и соответствующий доход отражается в отчете о прибылях и убытках в качестве процентного дохода с использованием метода эффективной доходности.

Резерв под обесценение кредитного портфеля формируется при наличии объективных данных, свидетельствующих о том, что Банк не сможет получить суммы, причитающиеся к выплате в соответствии с первоначальными условиями кредитного соглашения. Сумма резерва представляет собой разницу между балансовой и оценочной возмещаемой стоимостью кредита, рассчитанной как текущая стоимость ожидаемых денежных потоков, включая суммы, возмещаемые по гарантиям и обеспечению, дисконтированные с использованием первоначальной эффективной процентной ставки по данному кредиту.

Резерв под обесценение кредитного портфеля также включает потенциальные убытки по кредитам, которые объективно присутствуют в кредитном портфеле на отчетную дату. Такие убытки оцениваются на основе сведений о понесенных убытках прошлых лет по каждому компоненту кредитного портфеля, кредитных рейтингах, присвоенных заемщикам, а также оценки текущих экономических условий, в которых данные заемщики осуществляют свою деятельность.

Кредиты, погашение которых невозможно, списываются за счет сформированного на балансе резерва под обесценение. Списание осуществляется только после завершения всех необходимых процедур и определения суммы убытка. Восстановление ранее списанных сумм отражается по кредиту строки «Резерв под обесценение кредитного портфеля» в отчете о прибылях и убытках.

Уменьшение ранее созданного резерва под обесценение кредитного портфеля отражается по кредиту строки «Резерв под обесценение кредитного портфеля» в отчете о прибылях и убытках.

Тема 7. Классификация и план счетов

2. Какова ваша точка зрения на предмет реализации в новом плане счетов критериев построения Плана счетов и критериев разграничения счетов синтетического и аналитического уровней?

Новый План счетов сформирован исходя из идеального представления о современной российской налоговой политике, предусматривающей в качестве главного объекта налогообложения прибыль предприятий. Теоретически это означает, что отчисления в отечественный бюджет должны делать только прибыльные организации. На практике любому российскому бухгалтеру и предпринимателю хорошо известно, что нынешняя налоговая система страны не соответствует такому представлению и базируется на принципе изъятия в бюджет у всех коммерческих организаций 30-50% сумм выручки (дохода). На долю налога на прибыль в этой сумме приходится всего 4-6%. Об этом свидетельствует практический опыт и расчетные исследования, проведенные автором на моделях предприятий различных сфер экономики, работающих в системе налогообложения 2001 года.

Внедрение нового Плана счетов предполагает установление более жесткого контроля над денежными потоками предприятий, заметное ограничение их хозяйственных и управленческих возможностей вопреки заявленным целям. Поэтому данное мероприятие не будет способствовать развитию и совершенствованию рыночных отношений в России.

Упрощения в бухгалтерском учете, связанные с упразднением целого ряда счетов, в том числе, отображающих реализацию основных средств и прочих активов, некапитальные работы, использование малоценных и быстроизнашивающихся предметов, не являются благом. Лишена смысла ликвидация счетов, отражающих взаимодействие с внебюджетными фондами, расчеты по авансам, специфику отношений с системой страхования рисков и персонала от несчастных случаев, а также отмена специфических операций, описывающих многообразие нормативно-правовых и договорных отношений. Сегодня объяснить данное действие с позиций теории и практики бухгалтерского учета, традиций и достижений российской экономической науки невозможно.

Вытеснение из реальной экономической и правовой сфер человеческой деятельности целого ряда давно сложившихся и важных понятий повлечет за собой существенные корректировки учебных пособий не только по бухгалтерскому учету, но также по экономике и праву.

Российская действительность убедительно доказала, что это тупиковый путь. Исключение из реальной жизни такого важного технического показателя, как износ основных средств, замена его понятием амортизации чревата серьезными последствиями. Агрегаты, механизмы, системы и аппараты, окупившие себя финансово, как правило, не являются более объектами пристального внимания руководства предприятий и их учредителей. На поддержание их в работоспособном состоянии не отпускаются необходимые средства. Следствием этого будет нарастающая серия катастроф с многочисленными человеческими жертвами.

Новый План счетов продолжает и усиливает эту бесперспективную и технически опасную традицию.

Уменьшение количества синтетических счетов с 77 до 60 сужает возможности отображения хозяйственных операций и действий, вносит дополнительную неразбериху и сумятицу в процесс использования оставшихся бухгалтерских счетов и экономических понятий. Одним из намерений разработки и внедрения нового Плана счетов было стремление разгрузить ряд наиболее употребляемых счетов. На деле получилось совсем иначе.

Если бухгалтерский учет признается в качестве языка описания реальной хозяйственной деятельности, то сокращение в нем слов и понятий эквивалентно его обеднению. Нетрудно предположить, что через несколько лет в употреблении российского бухгалтера останется только один счет 76 (Расчеты с разными дебиторами и кредиторам). В активе баланса он будет отображать имущество и дебиторские задолженности, а в пассиве - капитал и кредиторские задолженности. Кодировать хозяйственную деятельность будет чрезвычайно просто, (любая операция может быть отображена единственной обобщенной проводкой Д 76 - К 76), и сама эта деятельность постепенно выродится.

В условиях рыночных отношений в России, когда существенно выросла роль средних и малых коммерческих организаций, их учредителей, руководителей и финансовых специалистов, План счетов бухгалтерского учета, на наш взгляд, должен служить, главным образом, их интересам и удовлетворять следующим практическим требованиям:

иметь достаточное количество синтетических счетов для максимально полного и точного описания реальных хозяйственных процессов;

отображать бухгалтерский баланс таким образом, чтобы пользователь мог легко получить представление о действительном финансовом и имущественном положении предприятия;

объединять все необходимые виды учета: производственного, налогового, финансового и т.п.;

исчерпывающе характеризовать все производственные элементы предприятия, в первую очередь, реальный состав затрат, величину налоговых платежей, технический износ основных средств, суммы реальных дебиторских и кредиторских задолженностей, истинную рентабельность хозяйственной деятельности и степень социальной защищенности персонала;

группировать хозяйственные операции и действия по степени их прибыльности, характеризуемой, в частности, размерами дивидендов учредителей;

давать полное представление о состоянии системы договорных отношений предприятия в совокупности с элементами предпринимательских рисков;

гарантировать возможность учета психологии руководящего состава предприятия при принятии управляющих решений;

осуществлять однозначную взаимную трансляцию бухгалтерских и экономических понятий и терминов в целях максимально полного использования первичных бухгалтерских документов предприятий для формирования микро- и макроэкономических моделей.

Реформа Плана счетов оправдана только в том случае, если она не просто приближает российский бухгалтерский учет (и экономику в целом) к международным стандартам, но позволяет максимально полно использовать географические, климатические и этнографические особенности страны на благо ее населения.

Тема 8. Техника и формы бухгалтерского учета

1. Какую форму бухгалтерского учета вы бы предложили для компании, имеющей организационно-правовую форму ООО? Какими критериями вы бы при этом руководствовались?

Упрощенная система налогообложения представляет следующую схему:

Упрощенная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей

Уплата  единого  налога на доход вместо    налога    на    доходы физических лиц

Налог  взимается  в  виде уплаты годовой   стоимости  патента  на право    применения   упрощенной системы

Рис. Упрощенная система налогообложения

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, выплачивают:

стоимость патента;

налог на добавленную стоимость;

налог с продаж (в тех регионах РФ, где он введен);

единый социальный налог (взнос);

таможенные платежи, государственные пошлины и иные налоги и сборы при возникновении обязанности налогоплательщика.

С 01.01.01 индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога на добавленную стоимость (ст.143 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.145 НК РФ индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исчисления и уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. Это положение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.

В Законе N 222-ФЗ не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты налога с продаж. Следовательно индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, являются плательщиками налога с продаж в случае реализации товаров (работ, услуг) в розницу или оптом за наличный расчет.

С 01.01.2000 в соответствии со ст.234 НК РФ на территории Российской Федерации вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента. Базой для исчисления единого социального налога является сумма дохода, с которой налог на доходы физических лиц (13%) равен стоимости патента.

Тема 9. Бухгалтерская и статистическая отчетность

5. высока значимость формы отчетности № 5 «Приложение к балансу». Какую важную информацию получают внешние пользователи из данной формы отчетности?

В форме N 5 (приложение 5) указывают: движение заемных средств; наличие дебиторской и кредиторской задолженности; наличие амортизируемого имущества; движение средств, направляемых на финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; наличие финансовых вложений и долгосрочных инвестиций; информацию о расходах по обычным видам деятельности; социальные показатели деятельности организации (платежи по добровольному пенсионному страхованию, платежи во внебюджетные фонды и т. д.).

В разделе 1 "Движение заемных средств" отражают следующую информацию: по строке 110 - остатки и обороты по счету 67 субсчет "Долгосрочные кредиты"; по строке 120 - остатки и обороты по счету 67 субсчет "Долгосрочные займы"; по строке 130 - остатки и обороты по счету 66 субсчет "Краткосрочные кредиты"; по строке 140 - остатки и обороты по счету 66 субсчет "Краткосрочные займы".

В разделе 2 "Дебиторская и кредиторская задолженность" отражают информацию о дебиторской задолженности фирмы, учтенной на счетах 60, 62, 71, 73, 75, 76.

В разделе 3 "Амортизируемое имущество" расшифровывают состав нематериальных активов и основных средств, принадлежащих организации. Данное имущество отражают в этом разделе по первоначальной стоимости. Сведения о суммах амортизации на начало и конец отчетного периода по нематериальным активам и по основным средствам приводят в Справке к разделу 3.

В разделе 4 "Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений" указывают данные о собственных средствах, а также о средствах, привлеченных организацией, направленных на финансирование долгосрочных инвестиций. По строке 410 отражают информацию о наличии и движении собственных средств организации, в том числе: прибыль, оставшуюся в распоряжении организации (строка 411), учитываемую на счете 84; амортизацию основных средств (строка 412); амортизацию нематериальных активов (строка 413); другие средства (вписываемые строки). Информацию о привлеченных средствах указывают в строке 420. Расшифровку конкретных видов привлеченных средств приводят по строкам 421-426. По строке 430 показывают общую сумму собственных и привлеченных средств. Кроме того, справочно указывают стоимость незавершенного строительства (строка 440), а также суммы инвестиций в дочерние и зависимые общества (строки 450 и 460 соответственно).

В графе 4 показывают расходы организации по строительству и приобретению основных средств, а в графе 5 - стоимость основных средств, принятых в отчетном году к учету.

В разделе 5 "Финансовые вложения" отражают остатки по счету 58 "Финансовые вложения". Расшифровку состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений приводят по строкам 510-540 формы N 5. По строке 550 справочно указывают рыночную стоимость облигаций и ценных бумаг, учтенных на этих счетах.

В разделе 6 "Расходы по обычным видам деятельности" отражают суммы затрат, произведенных организацией за отчетный и предыдущий годы. Расходы организации группируют по следующим статьям: материальные затраты (строка 610); затраты на оплату труда (строка 620); отчисления на социальные нужды (строка 630); амортизация (строка 640); прочие затраты (строка 650). При этом здесь не учитывают затраты, связанные с передачей тех или иных ценностей для нужд собственного производства и обслуживающих хозяйств; затраты по браку; простоям по внешним причинам; расходы, возмещаемые виновными лицами. В строке 660 отражают общую сумму затрат, понесенных организацией в отчетном и предыдущем годах. По строкам 670-690 показывают изменения (увеличение или уменьшение) стоимости незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов. Увеличение этих показателей указывают со знаком "плюс", уменьшение - "минус".

По строкам 710-740 раздела 7 "Социальные показатели" показывают обороты по дебету и кредиту счета 69, за исключением оборотов, связанных с начислением и уплатой пеней и финансовых санкций. В строке 750 отражают суммы, начисленные (графа "Причитается по расчету") и перечисленные (графа "Перечислено в фонды") в негосударственные пенсионные фонды. Отдельно по строке 755 указывают страховые взносы по договорам добровольного страхования пенсий. По строке 760 указывают среднесписочную численность работников. Напомним, что среднесписочную численность работников рассчитывают в порядке, предусмотренном Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом России 7 декабря 1998 г. N 121. По строке 770 указывают суммы денежных выплат и поощрений, выданных работникам организации в отчетном году, которые не связаны с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг (например, суммы материальной помощи). По строке 780 указывают доходы, выплаченные работникам, по акциям и вкладам в уставный капитал организации. Доходы, начисленные лицам, которые не являются сотрудниками организации, по этой строке не указывают.

Тема 10. Организация бухгалтерского учета в организациях

3. Каковы резервы, а также законадательные и нормативные акты, предусматривающие их?

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (3, п. 72) организации могут создавать сле­дующие резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на покрытие рас­ходов по ремонту основных средств, на возмещение производствен­ных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным произ­водством, на покрытие затрат по ремонту предметов проката, на вы­плату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели, предусмотренные законодательством, нормативными документами Минфина РФ или отраслевыми особенностями состава затрат, утвер­жденными соответствующими ведомствами по согласованию с Мин­экономики РФ и Минфином РФ.

Отчисления в оценочные резервы и в резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности, относятся к операционным расходам. Согласно пункту 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в целях равномерного формирования расходов в течение года организация может создавать резервы:

- на предстоящую оплату отпусков работникам;

- на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

- на выплату вознаграждений по итогам работы за год;

- на ремонт основных средств;

- на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

- на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

- на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

- на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

- на покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством.

Зарезервированные суммы учитываются на счете 96 "Резервы предстоящих расходов". При этом в бухгалтерском учете делается проводка:

Дебет 20 (26) Кредит 96

- создан резерв предстоящих расходов и платежей.

В Плане счетов предусмотрено пять регистров бухгалтерского учета, которые могут использоваться для учета резервов, а именно:

счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей";

счет 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений";

счет 63 "Резервы по сомнительным долгам";

счет 82 "Резервный капитал";

счет 96 "Резервы предстоящих расходов".

Так на сумму резерва по сомнительным долгам в учете делается проводка:

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 63

- создан резерв по сомнительным долгам.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания данного резерва, его средства будут использованы не полностью, то неизрасходованные суммы присоединяются на конец отчетного года к прочим доходам организации, что оформляется следующей проводкой:

Дебет 63 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"

- восстановлен резерв по сомнительным долгам.

Суммы отчислений в резервы под обесценение финансовых вложений учитываются следующим образом:

Дебет 91 Кредит 59

- создан резерв под обесценение финансовых вложений.

Создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей отражается в учете проводкой:

Дебет 91 Кредит 14

- создан резерв под снижение стоимости материальных ценностей.

В приказе об учетной политике необходимо указать резервы, которые организация предполагает создать в предстоящем году.

Порядок создания указанных резервов регулируется соответству­ющими законодательными и другими нормативными актами.

Для получения информации о состоянии и движении резервов предстоящих расходов используют пассивный счет 96 «Резервы пред­стоящих расходов».

Список литературы

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2002 г.)

2.     Порядок ведения кассовых операций в РФ. Утвержден решением Совета директоров Центрального Банка России № 40 от 22.09ю1993. (в ред. Письма ЦБ РФ от 26.02.1996 г. № 247

3.     Положение Центрального Банка РФ «О безналичных расчетах в РФ» № 2-П от 12.04.2001

4.     "Бухгалтерский учет", N 19, "Оборотные активы организаций и их анализ"

5.     Журнал «Финансы» за 1997-2001г.г.

6.     "Бухгалтерский учет", N 6, 2003 "Анализ дебиторской задолженности"

7.     "Бухгалтерский учет", N 10, 2000 «Анализ оборотных активов»

8.     "Финансовая газета", N 40, 2002 «контроль за полнотой и законностью использования бюджетного финансирования»

9.     Финансы", N 2, 2003 «Кредит и оборотный капитал»

10. "Налоговый вестник", N 12, 2000 "Возможные пути финансового оздоровления предприятий"

11. "Финансы", N 12, 2001 «Управление кредиторскими и дебиторскими долгами компании"

12. "Финансовая газета", N 20, 2002 «Экономический нормативы управления финансовым циклом организации"

13. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, 2002 «Организация раздельного учета средств, поступающих из разных источников"

14. "Бухгалтерский учет", N 10, 1999 «Финансовый анализ в оценке инвестиционной привлекательности предприятий"

15. В.П.Парушина Бухгалтерский учет №12 04, 2002 «Финансовый анализ дебиторской и кредиторской задолженности»

16. Ричард Брейли, Стюарт Майерс. Принципы корпоративных финансов /Пер. с англ. – М.: ИНФРА, 1999. – 336 с.

17. Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. – М.: Изд-во «Перспектива», 2000. – 420 с.

18. Роберт Н.Холт. Основы финансового менеджмента /Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1998. – 385 с.

19. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» 129-ФЗ

20. Приказ Минфина России от 28.06.2000 N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации";

21. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н

22. Антипят В. В. Основы бухгалтерского учета (практическое пособие). Ростов н/Д, Феникс, 2002.

23.            Палий В. Ф., Палий В. В. Новое в составлении годовой бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. 2001. № 3.

24.            Порядок составления бухгалтерской отчетности за 2001 год // Главбух. 2001. №1, 2.