Содержание

1. Взаимодействие с крупным бизнесом – одна из перспектив развития малого бизнеса............................................................................................................ 3

2. Подоходный налог с физических лиц.................................................... 8

3. Налоговое планирование....................................................................... 10

Задача........................................................................................................... 13

Список литературы..................................................................................... 14

1. Взаимодействие с крупным бизнесом – одна из перспектив развития малого бизнеса.

Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики, и, в конечном счете, — высокий уровень жизни населения.

В США малый бизнес поддерживают следующие государственные органы:

Администрация малого бизнеса (АМБ);

Специальные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельными группами мелких бизнесменов.

Помимо этого действует широкая сеть специальных учреждений в органах местной власти.

АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитывающая ныне около 1 тыс. чел., предоставляет малым и средним предприятиям следующие услуги:

-обеспечивает финансовую поддержку;

- содействует в получении заказов;

- оказывает различного рода бесплатные консультации.

Во всех штатах работают 100 региональных центров АМБ с численностью персонала до 40 чел. в каждом. В системе Администрации работают 5 тыс. чел., в том числе 4,1 тыс. за пределами Вашингтона; на добровольной основе к работе привлечено около 13 тыс. пенсионеров, имеющих опыт управления. Основными функциями Администрации являются финансовая помощь малому бизнесу на возвратной основе, правовая защита, организация обучения с учетом специфики контингента (национальные меньшинства, пенсионеры, женщины, молодежь и т. д.). В 1986 г. доходы малых предприятий стали облагаться налогами на льготных условиях.

Так, месячные доходы до 16 тыс. долл. облагаются 10%-ным налогом, от 16 до 50 тыс. долл. — 15%-ным, 51-75 тыс. долл. — 25%-ным и сверх 75 тыс. долл. — 34%-ным. АМБ полномочна гарантировать коммерческим банкам до 90% кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для поддержки малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет около 4 млрд. долл1.

Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопросам обеспечения работающих в малом бизнесе всей необходимой информацией, а также консультациями. Институт малого бизнеса подготовил объединенную программу, по которой в учебных заведениях США работают курсы основ управления малыми предприятиями.

Во Франции для поддержки малого бизнеса используются средства таких специализированных учреждений, как Депозитная касса, Национальный кредит, Земельный кредит, Центральная кредитная касса гостиниц, торговых и промышленных предприятий, Предпринимательский кредит и т. п. С целью предоставления долгосрочного кредита (на 10 и 18 лет) для малых и средних предприятий был создан филиал Национального кредита — Общество финансовых гарантий. Его основная функция — выдача поручительств в форме дополнительных гарантий для операций менее или равных одному млн. франков. Долгосрочные ссуды под умеренный процент выдаются мелким и средним предприятиям провинций Обществами регионального развития, среднесрочный кредит — Национальной кассой государственных рынков. Это — специализированные финансовые учреждения, которые являются посредниками между государственным бюджетом и предприятиями, использующими его средства.

В 1970 г. во Франции был создан Институт промышленного развития, который содействовал становлению малых промышленных предприятий. Значительную помощь малому бизнесу оказывает также Ассоциация мелких предпринимателей.

Согласно французскому законодательству, с 1982 г. вновь образованные малые компании освобождаются на три года от уплаты налогов. В течение двух последующих лет компании выплачивают лишь половину причитающейся суммы налога. С 1992 г. налог для них во Франции снизился с 38 до 33,3%2.

Правительство Японии, органы местной власти, крупный бизнес и самостоятельные объединения мелких предприятий определяют политику стимулирования и развития малого предпринимательства. Центральные и местные органы власти оказывают помощь мелким предприятиям в виде субсидий, займов, налоговых льгот, обучающих программ и т. д. В стране действует на правах министерства такой административный орган, как Комиссия по справедливым сделкам, который контролирует выполнение антимонопольного законодательства в интересах малых предприятий. В Министерстве торговли и промышленности работает Управление мелких и средних предприятий, Финансовая корпорация малого бизнеса, Национальная финансовая корпорация и Банк Соко-Чукин.

Финансовая корпорация малого бизнеса предоставляет долгосрочные займы на льготных условиях для расширения основного и оборотного капитала. Национальная финансовая корпорация через сеть 500 торгово-промышленных палат ежегодно выдает займы на сумму 500 млрд. иен. Банк Соко-Чукин финансирует деятельность малых и средних кооперативов, а также организаций, созданных этими кооперативами. В Японии действует система дополнительного общественного кредитования, гарантирующая и страхующая кредиты, предоставляемые малым и средним предприятиям. Эта система реализуется 52 ассоциациями гарантированного кредита и Корпорацией страхования малого и среднего бизнеса. В результате острой конкурентной борьбы около 70% малых предприятий Японии закрываются, не просуществовав на рынке и пяти лет. Вместе с тем, при определенных условиях каждое малое предприятие может стать средним и крупным. Так, все ведущие крупные компании Японии начинали свою деятельность с малого бизнеса.

В 1978 г. в Великобритании появились первые три предпринимательских агентства, которые призваны были содействовать активному развитию малых предприятий соответствующих районов. Через десятилетие количество этих агентств достигло трехсот. В Министерстве торговли и промышленности действует Служба мелких фирм, которая имеет на местах сеть представительств, консультирующих малые и средние предприятия.

В целях поддержки малого бизнеса в Германии уже в течение многих лет реализуется программа стимулирования накоплений для организации собственного дела. При этом в помощь малому предпринимательству ежегодно выделяется до 2 млрд. марок. В этой стране также действует такой государственный орган, как Кредитное учреждение для восстановления, который выдает кредиты под очень низкие проценты и на длительные сроки. В то же время малым предприятиям предоставляется более 180 видов различных налоговых льгот. В Германии уже многие годы действует федеральная программа "Акционерный капитал", цель которой — стимулирование создания новых малых и средних предприятий. Этот государственный кредит предусматривает выплату процентов по займу в первый год — два, во второй — четыре и в третий — шесть процентов годовых. В целом погашение ссуды производится в течение десяти лет.

Значительную практическую помощь малому и среднему бизнесу в развитых странах оказывают торгово-промышленные палаты (ТПП), которых, например, в Германии насчитывается 83, во Франции — 183 (вместе с заморскими департаментами), а в Японии — 500.

В Лионской ТПП работает компьютерный информационный центр, который обеспечивает предпринимателей информацией о любой фирме, производящей или потребляющей ту или иную продукцию. Более того, в Ницце расположен Французский Национальный компьютерный информационный центр, в котором сосредоточена подробная информация о всех французских предпринимательских фирмах. Этот центр имеет информационные связи с аналогичными учреждениями других западноевропейских стран. Любой предприниматель с помощью обычного компьютера, связанного с единой компьютерной информационной системой, может оперативно получить за умеренную плату из Ниццы любые данные о потенциальных партнерах и их предпринимательских возможностях. Кстати, в настоящее время и российские предприниматели, независимо от объема их деятельности, войдя в Интернет, могут получить исчерпывающую информацию о возможностях установления деловых связей с французскими или иными фирмами.

Помимо государственных органов, оказывающих различную поддержку малому бизнесу, мелкие предприниматели в зарубежных странах создают самостоятельные общественные организации в целях собственной выживаемости и эффективной деятельности. Государство тесно сотрудничает с этими организациями, реализуя многие их рекомендации через принятие законодательных актов. Так, в США действует Законодательный совет по вопросам малого бизнеса, который создан по инициативе общественной организации — Национальной ассоциации малого бизнеса. Последняя периодически проводит конференции, на которых вырабатываются рекомендации государственным органам для проведения политики содействия малому и среднему бизнесу1.

2. Подоходный налог с физических лиц

Налог на доходы физических лиц уплачивают:

1) физические лица, которые являются резидентами Российской Федерации;

2) физические лица, которые не являются резидентами Российской Федерации, но получают доходы от источников в Российской Федерации.

В отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п.2 ст.11 НК РФ).

Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода. При этом законодатель выделил следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы: а) доходы, полученные в денежной форме; б) доходы, полученные в натуральной форме; в) доходы, полученные в виде материальной выгоды; г) возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами. Доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), установленного на дату фактического получения доходов.

Общую формулу определения величины налога можно представить в следующем виде:

(налоговая база) = (объект налогообложения в денежном выражении) - (налоговые вычеты);

(налог на доходы физических лиц) = (налоговая база) х (ставка налога в %) : 100.

Пунктом 4 статьи 210 НК РФ установлено, что при исчислении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрены налоговые ставки 6%, 30% и 35%, налоговые вычеты не применяются. Поэтому в таких случаях в приведенной формуле налоговые вычеты будут равны нулю.

НК РФ предусматривает уплату налога на доходы физических лиц не только самостоятельно налогоплательщиками, но и путем удержания налога у источника выплаты, то есть налоговым агентом.

По определению, данному в пункте 2 статьи 11 НК РФ, источник выплаты доходов налогоплательщику - это организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход. Налоговым законодательством определены виды налогов и доходов, по которым источник выплаты признается налоговым агентом, то есть он обязан исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика и перечислить удержанную сумму налога в бюджет. Статус налогового агента, его права и обязанности изложены в статье 24 НК РФ.

В отношении налога на доходы физических лиц законодатель в статье 226 НК РФ признает налоговыми агентами:

- российские организации;

- коллегии адвокатов и их учреждения;

- индивидуальных предпринимателей;

- постоянные представительства иностранных организаций в РФ.

3. Налоговое планирование

Понятие "налоговое планирование" на предприятии, в фирме и других хозяйствующих субъектах включает в себя усилия, направленные на достижение оптимального уровня налогообложения посредством уменьшения размеров объема его платежей.

Налоговое планирование является важной составной частью финансовой деятельности предприятия. Налоговое планирование на уровне субъекта можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком понимании налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта можно подразделить на четыре этапа.

На первом этапе решается задача выбора предпринимательской деятельности, ее организационно-правовой формы. Например, предприятие осуществляет торговую деятельность продуктами или медицинскими товарами. Согласно налоговому законодательству, в сфере торговли медицинскими товарами имеется значительное количество льгот в сравнении с торговлей продуктами. Еще большее количество льгот имеется, если предприятие зарегистрировано в оффшорной зоне.

На втором этапе решается задача о выгодном с налоговой точки зрения расположении как самого предприятия, так и его структурных подразделений (регионы, свободные экономические и оффшорные зоны).

На третьем этапе налогового планирования изучается возможность максимально полного и правильного использования льготного налогообложения, снижения объектов налоговых платежей с учетом возможных выгодных заключений сделок, наличия финансовых и трудовых ресурсов, знания налогового законодательства и других условий.

На четвертом этапе учитывается при налоговом планировании рациональное размещение финансовых средств и активов предприятия с учетом знания рынка.

В зависимости от длительности периода и решаемых задач налоговое планирование можно подразделить на тактическое и стратегическое. Тактическое налоговое планирование призвано решать задачи третьего этапа, имеющие текущий характер. Стратегическое планирование определяет долговременный курс предприятия в области легального снижения налоговых расходов на основе глубокого знания налогового законодательства и предусматривает решение задач, которые поставлены на первом, втором и третьем этапах налогового планирования.

Содержание налогового планирования в узком смысле означает организацию и методику расчета объектов конкретных налогов предприятия на очередной финансовый год и среднесрочное планирование (на 3 года).

Вместе с тем при рассмотрении вопроса налогового планирования следует различать уплату налогов и уклонение от уплаты налогов, то есть умышленно планировать неуплату налогов. При планировании налогов нужно исходить из принципа: все, что не запрещено законом - разрешено, и это не будет считаться нарушением норм права. Налогоплательщик может разрабатывать прогнозы предстоящих платежей и методы их регулирования в сторону уменьшения, снижая свои фискальные обязательства предусмотренными нормативными актами приемами и способами.

Кроме того, налоговые платежи могут быть уменьшены за счет занижения доходов, сокрытия отдельных хозяйственных операций с целью исключения обложения их налогом. В этом случае налоговое планирование будет осуществляться неправомерным путем. Правомерное же планирование может осуществляться методом, основанным на законодательной базе, или методом, не соответствующим законодательной базе, но и не противоречащим ей, то есть учитываются те особенности налогового законодательства, которые не прописаны применительно к какой-либо операции, совершаемой предприятием в своей хозяйственной деятельности или в процессе производства и реализации товаров.

При налоговом планировании важно знать и учитывать следующие налоговые льготы:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения отдельных частей объема налога;

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

- освобождение от уплаты налогов на отдельные виды товаров (работ, услуг);

- понижение налоговых ставок;

- вычеты из налоговых окладов или налоговых платежей;

- условия предоставления отсрочек или рассрочек и налоговых кредитов;

- условия уплаты налогов в свободных экологических и оффшорных зонах.

Свою специфику имеет налоговое планирование на предприятиях, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) и в свободных экономических зонах (СЭЗ), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан. В частности, право на получение указанных льгот имеют организации, имеющие не менее 90% основных средств и осуществляющие не менее 70% своей деятельности на территории ЗАТО. В отдельных ЗАТО и СЭЗ в соответствии с законодательством РФ о дорожных фондах, льготы установлены в размере 1,25%, в Федеральный дорожный фонд платится не вся ставка, а только 0,5%, остальные 0,75% поступают в территориальный дорожный фонд и т.д.

В целом налоговое планирование на предприятии представляет собой систему воздействия со стороны хозяйствующего субъекта на элементы налогов.

Задача

Определение сумму страховых взносов в Пенсионный фонд, если годовая стоимость патента составила 4175 рублей. Размер страховых взносов в Пенсионный фонд РФ исчислите по формуле

СВ = УД х 28 %

Где СВ – сумма страховых взносов, исчисленная исходя из стоимости патента.

28% - действующий тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России.

УД – условный доход.

УД находится как 20000 + (СП – 2400) х 100 : 15

Ответ:

Сумма страховых взносов находиться по формуле

СВ = УД х 28 %, таким образом

УД = 20000 + (4175– 2400) х 100 : 15 = 8166,66

СВ = 8166,66*28% = 2286,6648

Сумму страховых взносов в Пенсионный фонд составляет 2286,6648

Список литературы

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г.).

2.     Закон РФ от 27.12.91 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

3.      Вычеты по НДФЛ: новые правила, старые проблемы (Е.А. Огиренко, "Главбух", N 3, февраль 2005 г.)

4.      Расчет НДФЛ с материальной выгоды (Л.Д. Воронцов, "Главбух", N 3, февраль 2005 г.)

5.      Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ в 2005 году (ст. 218 Налогового кодекса РФ) ("Главбух", N 2, январь 2005 г.)

6.      НДФЛ. Тройной удар по вычетам, фондам и застройщикам (В. Егоров, "Двойная запись", N 2, февраль 2005 г.)

7.     Отчетность по НДФЛ. Сюрприз от ГНИВЦ налогоплательщикам (З. Заславская, "Двойная запись", N 2, февраль 2005 г.)


1 Программа государственной поддержки МП // Малое предприятие. - 2000. - № 6. С. 40-43.

2 Каретников М.В. Государственное регулирование экономики. – Челябинск. - 1998. С. 49-51.

1 Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА – М, 2000. – (Серия «Высшее образование»). С. 60-65.