Содержание
Введение.. 3
1. Общая характеристика транспортной системы Хабаровского края.. 5
2. Описание предприятия.. 7
3. Анализ внутренней среды предприятия.. 11
4. Анализ среды непосредственного окружения на ОАО «Восток». 16
4.1. Анализ потребителей. 17
4.2. Анализ поставщиков и партнеров по бизнесу. 19
4.3. Анализ конкурентов. 20
5. Анализ макроокружения ОАО «Восток». 22
5.1 Анализ технологии в отрасли. 22
5.2 Анализ экономического состояния региона. 23
5.3 Анализ политических и правовых факторов. 26
5.4 Анализ социокультурной среды и ее влияние на транспортную отрасль 28
6. Выводы и рекомендации.. 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 32
Введение
В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость эффективного менеджмента. Частный сектор экономики понял это довольно рано, о чем говорит повышающийся, не смотря ни на что, управленческий профессионализм. Между тем, улучшение качества менеджмента требуется и на государственных предприятиях.
На сегодня государство устранилось от большинства областей народного хозяйства, однако есть сферы, из которых оно уходить, по всей видимости, не собирается. Очевидно, это относится и к сфере городского общественного транспорта, несмотря на его явную убыточность. Как вполне справедливо полагают чиновники, лучше уж датировать общественный транспорт, чем жить при его отсутствии в городе. Однако являются ли издержки транспортных предприятий минимальными, и на сколько их может уменьшить изменение менеджмента компаний – вот вопросы, которые показались нам интересными.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда – источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.
Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.
Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя и внутренняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности.
В качестве объекта исследования выбрано транспортное предприятие ОАО «Восток», который в настоящее время является одной из крупнейших транспортных компаний на Дальнем Востоке.
Целью данной работы является анализ внешней и внутренней среды автотранспортного предприятия. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать общую характеристику транспортной отрасли Хабаровского края;
- Привести описание изучаемого предприятия;
- Проанализировать непосредственное окружение ОАО «Восток»;
- Проанализировать макроокружение ОАО «Восток»
- Проанализировать внутреннюю среду организации.
1. Общая характеристика транспортной системы Хабаровского края
В современных условиях развития рыночной экономики динамика транспортных услуг служит одним из наиболее ярких показателей фактического положения дел в области общеэкономической конъюнктуры. Для Хабаровского края в связи с его обособленным географическим положением и особым укладом территориальной организации производства, которая почти во всех отраслях тесно связана с транспортом, это особенно характерно. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте края более чем в два раза превышает среднероссийский уровень. Кризисное состояние деловой активности в стране и регионе отрицательно сказалось на работе транспортных предприятий края.
В транспортном комплексе — одной из ведущих отраслей края — представлены практически все виды транспортных коммуникаций.
Железная дорога. По территории края проходят две железнодорожные артерии общегосударственного значения, связывающие восточные и западные районы страны — Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. Между материковой сетью железных дорог и о. Сахалин действует паромная переправа Ванино—Холмск (270 км). Общая протяженность железных дорог, включая одноколейные ветки — связки с магистралями, составляет 2,3 тысячи км, или 25% от длины сети всех дальневосточных дорог. По железной дороге осуществляется более 80% грузообмена с другими регионами России, 72% — внутри края.[1]
Речные пути. Общая протяженность используемых речных путей (реки Амур, Уссури, Амгунь, Тунгуска, Мая) — более 3,2 тысяч км. Судами типа «река—море» ОАО "Амурское пароходство" осуществляется доставка грузов из речных портов Амура на север края, в Сахалинскую и Амурскую области, а также в прибрежные пункты Приморья и Магаданской области, в зарубежные порты Японии, Сингапура, Китая. Наиболее крупными речными портами являются торговые порты в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре.
Морские пути. Основным морским портом Хабаровского края является морской торговый порт Ванино. По технической мощности (свыше 10 миллионов т. в год) он занимает третье место среди морских портов Дальнего Востока. Ежегодно порт способен обрабатывать около 1700 морских судов и 70— 80 тысяч вагонов. Круглогодичная работа порта обеспечивается ледокольным флотом. Кроме Ванино имеются морские порты в г. Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, а также портопункты в г. Охотск, пос. Мыс Лазарева и Де-Кастри.
Воздушные линии. Международный аэропорт в Хабаровске является крупнейшей воздушной гаванью на Дальнем Востоке и способен принимать воздушные суда всех типов. Авиамаршрутами Хабаровск связан более чем с 40 городами РФ и стран СНГ, а также аэропортами Японии (Ниигата, Аомори), КНР (Харбин, Шеньян и др.), Ю.Кореи (Сеул), Сингапура.
Особое значение аэропорт имеет как пункт пересечения 2-х мировых трансконтинентальных авиакоридоров, связывающих Северную Америку со странами АТР и Японию с Европой.
Автомобильные дороги. Автодорожная сеть сосредоточена в основном в южной части края. Протяженность дорог общего пользования составляет более 5 тысяч км, в том числе с твердым покрытием — 4,5 тысячи км. Главные автомобильные дороги:
- дороги федерального значения «Амур» (Чита—Хабаровск с мостовым переходом через реку Амур), «Уссури» (Хабаровск—Владивосток) и "Восток" (Хабаровск-Находка);
- дороги регионального значения Хабаровск—Комсомольск-на-Амуре; Селихино - Николаевск-на-Амуре; Ванино-Лидога и другие.
В условиях, складывающихся на транспортном рынке региона, значительный положительный эффект, повышающий роль транспорта в экономике, может быть получен при соблюдении двух условий[2]:
- снижение стоимости и повышение конъюнктуры транспортных услуг на внутреннем и внешнем товарных рынках региона;
- продажа транспортных услуг на мировом рынке за счет привлечения зарубежных транзитных грузопотоков.
В этом случае возрастет привлекательность транспортных путей Дальнего Востока как для российских производителей, так и для иностранных транспортных компаний.
2. Описание предприятия
ОАО «Восток» - это автотранспортное предприятие, расположенное в городе Хабаровске. Предприятие оказывает транспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров в Хабаровском и Приморском крае.
Головной центр компании расположен в городе Хабаровске. Основные филиалы в городах: Владивосток, Находка, Уссурийск, Спасск-Дальний, Арсеньев, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджане и др. городах.
Предприятие работает на рынке данных услуг с 1976 года. За 30 лет своей деятельности организация достигла лидирующих позиций на рынке транспортных услуг Дальнего Востока.
В список основных услуг компании входят следующие виды деятельности:
- Грузовые автомобильные перевозки на территории Хабаровского и Приморского края;
- Пассажирские автомобильные перевозки на территории Хабаровского и Приморского края;
- Грузопассажирские перевозки внутри городских поселений в городах, с открытыми филиалами компании;
- Сдача в аренду автотранспорт;
- Проектирование и строительство дорог и автомагистралей;
- Экологический мониторинг загрязнения окружающей среды транспортными магистралями и т.д.
На все это у предприятия имеются соответствующие лицензии, выданные органами Минтранса России.
Производственная мощность транспортного предприятия составляет 474 единицы подвижного состава. Из них 106 пассажирских автобусов и 368 средне- и крупногабаритных грузовика.
Наряду с отделами транспортного профиля на предприятии функционируют ряд специализированных отделов:
- отдел экономики, инвестиций и смет, выполняющий обоснования инвестиций в строительство и реконструкцию дорог и транспортных магистралей;
- группа экологических обоснований проектов и защиты окружающей среды от техногенных загрязнений транспортом;
- отдел по проектированию строительства, который проектирует дороги и транспортные магистрали, и выполняет проекты по их реконструкции и усилению.
Компания обладает богатейшим архивом проектной документации с данными строительства по большинству транспортных магистралей Кузбасса, КАТЭКа, Якутии и Дальнего Востока, что позволяет на этой базе выполнять средне- и дальнесрочные прогнозы развития отрасли автомобильных перевозок, вести научно-исследовательские работы, а также использовать их в практической работе многим транспортным предприятиям и организациям.
Проектная документация выполняется с использованием новейшей вычислительной и множительной техники и программного обеспечения.
Производственная структура ОАО «Восток» в соответствии со штатным расписанием следующая:
- Руководство и аппарат при руководстве;
- Юридический отдел;
- Отдел кадров;
- Спецчасть;
- Бухгалтерия;
- Бюро ГИПов;
- Комплексный Технологический Отдел;
- Отдел грузовых транспортных перевозок;
- Отдел пассажирских перевозок;
- Отдел экономики, инвестиций и смет;
- Отдел инженерного обеспечения и охраны природы;
- Технический отдел и архив;
- Эксплуатационно-технический отдел;
- Гараж.
На предприятии в соответствии с организационной структурой управления ОАО «Восток» существует линейная структура управления.
Анализ общеэкономических показателей ОАО «Восток» приведен ниже (Таблица 1).
Таблица 1
Кадровые и экономические показатели деятельности ОАО «Восток»
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Динамика по годам |
||
2001 |
2002 |
2003 |
|||
1. |
Общеэкономические показателиОбъем перевозок |
млн.р. |
2077 |
2345 |
2414 |
2. |
Величина основных фондов |
млн.р. |
1500 |
1500 |
1500 |
3. |
Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения |
% |
- |
- |
- |
4. |
Производительность труда |
млрд.р. |
0,0072 |
0,0145 |
0,0205 |
5. |
Прибыль |
млрд.р. |
-0,3 |
-2,4 |
-4,0 |
6. |
Удельный вес фонда потребления в прибыли |
% |
|||
7. |
Кадровые показателиЧисленность персонала, всегов том числе по категориям: · рабочие · руководители · специалисты · прочие служащие |
чел. |
160 |
137 |
136 |
чел. |
26 |
24 |
28 |
||
чел. чел. чел. |
6 120 8 |
7 92 14 |
8 91 9 |
||
12. |
Текучесть кадров |
чел. |
39 |
54 |
38 |
13. |
Образовательный состав персонала: - неполное среднее - общее среднее - среднеспециальное - незаконченное высшее - высшее |
чел. |
12 19 26 1 102 |
10 16 18 1 92 |
7 18 18 1 92 |
14. |
Возрастной состав персонала: - до 18 лет - 18-25 лет - 26-36 лет - 37-50 лет - свыше 50 лет |
чел. |
- 9 11 56 84 |
- 4 10 46 77 |
- 8 14 42 71 |
15. |
Средний возраст работающих |
лет |
50 |
50 |
50 |
16. |
Структура персонала по полу: -женщин - мужчин |
% |
56,8 43,2 |
57,6 42,4 |
63,9 36,1 |
17. |
Распределение ППП по стажу: - до 1 года - 1-3 года - 3-5 лет - 5-10 лет - более 10 лет |
чел. |
37 18 6 9 90 |
29 14 3 4 87 |
38 19 3 4 72 |
18. |
Квалификационный состав персонала (по тарифным разрядам) |
чел. |
|||
19. |
Уровень профессиональной подготовки: рабочие: - до 1 год - 1-2 года - более 2 лет руководители, специалисты, прочие служащие: - высшее образование - среднее специальное - практики |
% |
- - 16,25 63,7 16,25 3,8 |
- - 17,5 67 13 2,5 |
- - 19,2 67,6 13,2 - |
1. |
Показатели, характеризующие мотивацию трудовой деятельности Фонд заработной платы ППП |
тыс.руб. |
10044 |
19809 |
23753 |
2. |
Средняя заработная плата на одного работника ППП |
тыс.руб. |
8 |
9 |
8,7 |
3. |
Затраты на обучение персонала, повышение квалификации |
тыс.руб. |
- |
- |
- |
4. |
Затраты на осуществление льгот для персонала |
тыс.руб. |
- |
- |
- |
5. |
Количество прогулов на одного работника |
час. |
- |
- |
32 |
Как видно из приведенных показателей предприятие находится в убыточном положении. Прибыль снижается ежегодно: 2001 год - -0,3 млрд. руб.; 2002 год - -2,4 млрд. руб.; 2003 год – -4,0 млрд. руб.
При этом, объем перевозок постоянно растет: 2001 год - 2077 млрд. руб.; 2002 год – 2345 млрд. руб.; 2003 год – 2414 млрд. руб.
Необходимо проанализировать внешнюю среду транспортного предприятия ОАО «Восток».
3. Анализ внутренней среды предприятия
Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).
Анализ внутренней среды направлен на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Анализ внутренней среды будем проводить по следующим направлениям:
- Кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
- Организация управления;
- Производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;
- Финансы фирмы;
- Маркетинг;
- Организационная культура.
Сфера |
Факторы |
Слабые стороны |
Сильные стороны |
Кадры фирмы и организационная культура |
Управленческий персонал |
- Нехватка управленческих кадров; - Отсутствие курсов повышения квалификации управленческого персонала. |
- Квалифицированные управленческие кадры; - Соответствие опыта и квалификации персонала целям и задачам организации; - Демократичный стиль управления; |
Мораль и квалификация сотрудников |
Отсутствие ярко выраженной корпоративной культуры |
Высокая квалификация сотрудников; |
|
Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли |
Относительно высокие средние заработные платы работникам по сравнению с конкурентами и в среднем по отрасли |
||
Кадровая политика |
Трудно подобрать необходимых специалистов |
Высокие требования к работникам и сотрудникам организации, большой опыт работы |
|
Использование стимулов для мотивирования выполнения работы |
Премии, отпуска, доска почета и т.п. |
||
Текучесть кадров и прогулы |
Высокая текучесть кадров |
Мало прогулов |
|
Организация управления |
Организационная структура |
Нехватка специалистов менеджеров среднего звена |
- Четко распределенная система должностей и обязанностей; - Отсутствие дублирования полномочий; - Ежегодные проверки управленческого персонала с целью снижения управленческих издержек. |
Престиж и имидж фирмы |
- Опыт работы 30 лет; - Большое число контактов и партнеров; - Стабильная положительная репутация. |
||
Общая для всей организации система контроля |
Отсутствие общей системы контроля (только по подразделениям) |
||
Система стратегического планирования |
Разработка и постоянная корректировка долгосрочных и среднесрочных планов и прогнозов развития |
||
Производство |
Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками |
Постоянное удорожание топлива создает дополнительные издержки |
Удовлетворительная стоимость сырья |
Местонахождение производственных помещений |
В Хабаровске удобное месторасположение парка в промышленной части города |
||
Техническая эффективность мощностей, их загруженность |
Неполная загруженность парка грузовых автомобилей |
||
Сравнительная величина издержек |
Издержки постоянно растут, прежде всего, из-за подорожания горюче-смазочных материалов |
В сравнении с другими предприятиями этой отрасли издержки относительно небольшие |
|
Исследования, разработки, инновации |
Постоянные исследования в области технологий строительства дорог и очистки окружающей среды |
||
Финансы фирмы |
Возможность привлечения краткосрочного и долго срочного капитала |
Последние годы предприятие терпит убытки |
Предприятие постоянно пользуется кредитами для финансирования своей деятельности |
Отношение к налогам |
Имеется долг по уплате налогов за 2004 год |
||
Возможность снижения издержек |
Возможность пополнять парк автобусов и грузовиков |
||
Маркетинг |
Услуги фирмы |
Ограниченный ареал доставки грузов из-за отсутствия дорог |
Доставка без срывов за максимально короткое время |
Доля рынка |
Является одним из лидеров в данной отрасли на Дальнем Востоке |
||
Репутация услуг |
Высокое качество услуг |
||
Ценовая политика |
Устанавливает цены исходя из затрат + прибыль |
||
Развитие новых продуктов и услуг |
Постоянные исследования в области технологий строительства дорог и очистки окружающей среды |
Таким образом, из проведенного анализа по основным факторам внутренней среды можно утверждать, что предприятие находится в относительно стабильном состоянии: услуги его востребованы на рынке и пользуются высоким спросом.
4. Анализ среды непосредственного окружения на ОАО «Восток»
Для начала необходимо определиться с самим понятием термина «внешняя среда», под которым понимается совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность. В научной литературе существует достаточно много точек зрения по поводу структуры внешней среды. Но наиболее широко распространен подход, согласно которому во внешней среде любых организаций выделяют два уровня: микросреда или непосредственное окружение и макросреда[3].
4.1. Анализ потребителей
Анализ потребителей – это первый важнейший фактор внешней среды, от которого зависит жизнеспособность компании в целом.
Анализ потребителей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам: географическое местоположение; демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.); социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.); отношение покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.)[4].
Основными потребителями предприятия являются небольшие организации, частные фирмы, небольшие фабрики, которые реже пользуются услугами железной дороги
В самой общей классификации структуру потребителей ОАО «Восток» составляют следующие покупатели услуг:
- Физические лица;
- Мелкие предприятия розничной торговли;
- Производственные предприятия;
- Производственные предприятия;
- Крупные предприятия.
Доходы предприятия от реализации услуг на городских, пригородных мелких перевозок составили в 2003 году – 914 млн. руб., что не на много меньше того, чем этот же показатель в 2001 году (Табл.2).
Напротив, последнее время возрастает роль дальних перевозок автомобильного транспорта. Так в 2003 доходы предприятия от реализации услуг на дальних перевозок составили 1,5 млрд. руб., а в 2001 году. - 817 млн. руб.
Наглядно о структуре потребителей говорят следующие данные:
Таблица 2
Структура потребителей ОАО «Восток»
Потребитель |
Доход, млн. руб. |
Доход, млн. руб. |
|
||
2001 |
% |
2003 |
% |
||
Физические лица |
124 |
6 |
169 |
7 |
|
Мелкие предприятия розничной торговли |
228,5 |
11 |
241 |
10 |
|
Производственные предприятия (до 50 чел.) |
768,5 |
37 |
965 |
40 |
|
Производственные предприятия (до 100 чел.) |
685,4 |
33 |
845 |
35 |
|
Крупные предприятия (> 500 чел.) |
270 |
13 |
193 |
8 |
|
Итого: |
2077 |
100 |
2414 |
100 |
|
Таким образом, в структуре потребителей ОАО «Восток» преобладают производственные предприятия среднего масштаба (от 50 до 100 чел.) более крупные предприятия все меньше пользуются спросом автомобильного транспорта. Причем в 2003 году по сравнению с 2001 годом доля производственных предприятий средних размеров увеличивается а крупных снижается. Также постепенно повышается доля физических лиц, пользующихся транспортными услугами предприятия. Но это в основном за счет увеличения пассажирских перевозок, но не грузовых. В целом потребители предприятия обеспечивают ему рост прибыли на14% в 2003 по сравнению с 2001, но эта прибыль не покрывает затрат на капитальный ремонт подвижного состава и, как следствие происходит его сокращение.
4.2. Анализ поставщиков и партнеров по бизнесу
Следующим важным фактором внешней среды являются поставщики предприятия. Основные поставляемые материалы – это шины, запчасти, дизельное топливо и бензин, а также автобусы и грузовики.
Кроме того, ОАО «Восток» постоянно нуждается в продукции и услугах других организаций и тратит на это большие суммы денег, в частности: на топливо, электроэнергию, теплоэнергию, резина, смазочные материалы, запасные части, капитальный ремонт, прочие.
Рассмотрим основных поставщиков ОАО «Восток» (таблица 2.).
Таблица 2
Поставщики ОАО «Восток».
Услуги поставщиков |
Наименование предприятия |
Топливо (бензин, дизельное топливо) |
Хабаровский нефтеперерабатывающий завод; |
Автозапчасти (шины, запчасти, прочие материалы) |
Транспортная компания «ДальТранс»; ОАО «ДальТрансСервис»; ОАО «АВТОМиГ». |
Транспортные средства (грузовики, автобусы) |
ОАО «ДальТрансСервис»; ОАО «АВТОМиГ» |
Прочие поставщики |
ОАО «Мечел» (Владивосток); Оптовая компания «SDFN» (Владивосток) |
Таким образом, основные поставщики материалов, топлива, оборудования находятся в Хабаровске, но также во Владивостоке.
В общем материальные затраты составляют около трети всех расходов предприятия. Это достаточно много, тем более, нужно учитывать, что цены на покупаемую предприятием продукцию постоянно растут.
Структура данных поставщиков меняется очень медленно. Так за 8 лет существования компания, сменила только поставщиков грузовых машин и автозапчастей. Раньше до 2000 года этим занималась только одна компания ОАО «СибТранс», расположенная в Новосибирске и цена была дороже, но в связи с появлением на Дальневосточном рынке автотранспортных товаров и услуг компаний Транспортная компания «ДальТранс»; ОАО «ДальТрансСервис» и ОАО «АВТОМиГ». Возникла реальная возможность повысить прибыль.
4.3. Анализ конкурентов
Конкуренты также является определяющим фактором в деятельности предприятия.
В городе существует множество транспортных предприятий, оказывающих аналогичные услуги. Главными конкурентами в этой области являются транспортное предприятие ЗАО«АМУР», транспортное предприятие «ТрансСервис», ПАПТ-6 и транспортное предприятие ОАО «СТРЕЛА». В таблице 3 представлена ценовая конкуренцию между этими организациями.
Таблица 3
Сравнение цен по товарной номенклатуре между конкурентами.
Название транспортного предприятия |
Перевозка грузов в пределах Хабаровска, 1 час/руб. |
Перевозка грузов в пределах Хабаровского края, руб. |
Перевозка грузов в пределах ДВФО, руб. |
ОАО «Восток» |
150 |
200 - 2500 |
3000 - 20000 |
Транспортное предприятие «АМУР» |
170 |
180 - 3000 |
2500 - 40000 |
Транспортное предприятие «ТрансСервис» |
180 |
180 - 2100 |
2500 - 18000 |
ПАПТ-6 |
180 |
340 - 4000 |
3000 - 25000 |
Транспортное предприятие ОАО «СТРЕЛА». |
170 |
300 - 5000 |
3500 - 35000 |
Как видно из таблицы, по основному показателю конкуренции – цене – ОАО «Восток» не является лидером, уступая некоторым конкурентам.
Но по показателю надежности ОАО «Восток» и точности при перевозке грузов, компания признана авторитетной, поэтому спрос на ее услуги не уменьшается. Напротив, многие из конкурентных компаний, например ЗАО «АМУР» совсем недавно на рынке данных услуг, и часто можно слышать жалобы на компанию за срыв поставок и т.п., что приводит к снижению спроса на ее услуги при более низкой средней цене услуг. Таким образом, объемы перевозок ОАО «Восток» превышают в 1,6 и 2 раза соответственно Транспортное предприятие «АМУР» и транспортное предприятие «ТрансСервис». Поэтому эти организации не удовлетворяют потребности своих потребителей и ОАО «Восток» успешно действует на этой территории, предоставляя до 24% транспортных услуг. Благоприятно складывающаяся конъюнктура рынка позволяет осуществлять и замену оборудования и его увеличение (в среднем за последние 2 года основные фонды увеличились на 4 млн. рублей, и составили сумму в 42,0 млн. рублей), что при сохранении устойчиво повышенного спроса может снизить себестоимость услуг и за счет этого.
5. Анализ макроокружения ОАО «Восток»
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительного к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что связано с различиями, как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организаций.
5.1 Анализ технологии в отрасли
Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технический потенциал для осуществления коренных изменений преимущественно создается за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным для них последствиям.
Как уже указывалось, сеть автомобильных дорог в Хабаровском крае развита слабо. Современные дороги сосредоточены лишь в южной части территории. В центральных и северных районах основные грузоперевозки осуществляются по временным дорогам-зимникам.
Объем автомобильных грузоперевозок неуклонно снижается. Так, в 2003 году перевезено на 13% грузов меньше, чем в 2002 году. Объем в натуральном выражении составил 3,1 млн. тонн. При этом наблюдается увеличение дальности пробегов автотранспорта. Это отразилось в повышении показателя грузооборота на 11%[5].
Государство несет большие затраты по ремонту действующих автомобильных дорог, а также на содержание автобусных парков государственного и муниципального значения. Указанные затраты в 2002 году возросли на 60%.
Пассажирооборот на междугороднем автомобильном транспорте в 2002 году снизился на 8%, что свидетельствует об ограничении перемещения людей. Население предпочитает летать самолетами и пользоваться судами речного транспорта. Статистические данные это подтверждают.
Автомобильный транспорт характеризуется повышенной степенью опасности. В Хабаровском крае в 2002 году зарегистрированы 1719 дорожно-транспортных происшествий. При этом погибли 296, ранены 1925 человек. Наметилась тенденция к некоторому уменьшению числа ДТП и количества пострадавших.
Технико-экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств Хабаровского края, в том числе и новых, поставляемых транспортным машиностроением, существенно ниже мирового уровня. В транспортной инфраструктуре Хабаровска наиболее существенно отставание в применении современных транспортных технологий, а также в информатизации транспорта.
Таким образом, ОАО «Восток» имеет многие проблемы, связанные с общим уровнем развития технологии в отрасли автомобильного транспорта. Сюда можно включить и качество дорог и технические характеристики автотранспорта, недостаток топлива, материалов, агрегатов и т.п. для нормального стабильного функционирования данной отрасли.
5.2 Анализ экономического состояния региона
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.
Рассмотрим экономическое состояние региона. По итогам работы в I полугодии 2004 года валовой выпуск продукции (работ, услуг) составил 104,1 млрд. рублей, или 102,8% к соответствующему периоду 2003 года. Около 48% валового выпуска приходится на отрасли промышленности.
Объем промышленной продукции составил 41,59 млрд. рублей или 99,2 процента к соответствующему периоду прошлого года.
Рост объема промышленного производства наблюдался в черной (133%) и цветной (111,1%) металлургии, лесной, деревообрабатывающей (101,5%), пищевой (127,4%) промышленности.[6]
Основную долю в объеме промышленного производства продолжает составлять машиностроение (26,3%). Удельный вес электроэнергетики составил – 18,1%, пищевой промышленности – 15%, лесной промышленности - 13%, цветной металлургии – 10,8%, черной металлургии - 7,7%. (см. приложение 1.).
Добыча угля в I полугодии составила 1174 тыс.тонн, что на 11,6% ниже соответствующего периода прошлого года, в нефтеперерабатывающей промышленности объем первичной переработки нефти увеличился на 6,3%.
Предприятиями черной металлургии произведено продукции на 3201,4 млн. рублей, индекс физического объема составил 133 процента к соответствующему периоду прошлого года.
Стабильно ведут добычу рудного золота ЗАО «Многовершиное» (103,7% к соответствующему периоду прошлого года) и ЗАО «Артель старателей «Амур» (105,7%). Охотской горно-геологической компанией ведется реконструкция дробильного отделения золотоизвлекательной фабрики, с начала года добыто 747 кг золота.
Предприятиями лесной отрасли за первое полугодие текущего года вывезено 4066,4 тыс.куб.м древесины, что составило 100,2% к соответствующему периоду 2003 года. Производство пиломатериалов увеличилось на 7,1%.
За I полугодие 2004 года объем производства пищевой и перерабатывающей промышленности (с учетом рыбной) составил 6213,9 млн. рублей, что выше уровня 2003 года на 27,4%. Темпы роста объемов производства в большинстве подотраслей пищевой промышленности увеличены к уровню прошлого года[7].
Объем вылова рыбы и добычи морепродуктов в I полугодии 2004 года составил 87,8 тыс. тонн или 95% к аналогичному периоду 2003 года.
Объем производства товарной пищевой рыбной продукции за январь-июнь 2004 года составил 83,1 тыс. тонн или 108% к соответствующему периоду 2003 года.
Объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за январь - июнь текущего года составил 1894 млн. рублей (100,0% к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимой оценке).
В I полугодии текущего года оборот розничной торговли составил 21078,6 млн. рублей, что на 9,7 процента больше, чем за соответствующий период прошлого года.
За шесть месяцев текущего года объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации, составил 13823,3 млн. рублей, что на 3,3 процента выше соответствующего периода прошлого года.
По итогам за январь-июнь 2004 года грузооборот всех видов транспорта вырос на 9,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в том числе на железнодорожном транспорте прирост составил 9%, на внутреннем водном – 19,1%, воздушном – 9,7%, автомобильном – 9,2%.
Объем инвестиций в основной капитал по предварительной оценке за I полугодие текущего года составил 102% к соответствующему периоду прошлого года.
Таким образом, постепенно расширяющаяся экономика Хабаровского края требует и развития транспортной инфраструктуры, в том числе междугороднего транспорта. Такая естественная потребность дает мотивацию и стимул к развитию ОАО «Восток» г. Хабаровска.
5.3 Анализ политических и правовых факторов
Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику[8]. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, как правительство относится к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. При этом важно уяснить базовые характеристики политической системы: какая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.
К политическим факторам, влияющим на деятельность ОАО «Восток» можно отнести разработку Правительством РФ транспортной стратегии РФ, т.к. государственное регулирование транспортной деятельности является объективной необходимостью. В основу транспортной стратегии положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций частными предпринимателями. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль как регулятора рыночных взаимоотношений, сохраняет ответственность за безопасность транспортного процесса, состояние транспортной инфраструктуры, предоставление транспортных услуг в секторах, где рынок еще недостаточно развит.
Транспорт, согласно этой стратегии, будет рассматриваться государством как единый объект управления. Согласованное развитие и организация взаимодействия различных видов транспорта делают транспорт не просто суммой отдельных отраслей, а единым комплексом, который обеспечивает для пользователей транспортных услуг дополнительный системный эффект.
Единство государственного управления транспортом предполагает: развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности; развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта; сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта; координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта.[9]
Таким образом, интересы государства в области транспорта существенно влияют на его функционирование, что положительно сказывается на деятельности транспортных предприятий. Для ОАО «Восток» это может означать определенные льготы (налоговые), помощь со стороны государства для стимуляции транспортной отрасли.
5.4 Анализ социокультурной среды и ее влияние на транспортную отрасль
Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п. Особенность социальной компоненты состоит в том, что она влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Еще одной отличительной особенностью социальных процессов является то, что они изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.
Из краевого бюджета на капитальное строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и социальной сферы в январе-июне 2004 года направлено 1561,1 млн. рублей бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов. Продолжается строительство газопровода «Сахалин-Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск (1 очередь), онкологического центра по ул. Воронежской в г.Хабаровске (2 очередь), больницы в г.Вяземском (2-я очередь, поликлиника), пристройки к школе № 4 в г. Николаевске-на-Амуре; школы с детским садом-яслями в с. Нижнетамбовское, жилищного комплекса на 300 квартир по пер. Дзержинского в г.Хабаровске, 90 квартирного жилого дома для молодежи в г. Комсомольске-на-Амуре, реконструкция ЦПКО и набережной в Центральном районе г.Хабаровска.
Среднедушевые доходы в I полугодии 2004 года составили 6635,2 рубля, что на 21,1 процента больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Средняя номинальная заработная плата работников по полному кругу предприятий края за январь-май 2004 года составила 8071,8 рубля - это на 25,0% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Реальная заработная плата за этот период выросла на 10,5%. (см. приложение 2.). За январь-май т.г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в демографическом развитии края прослеживались позитивные сдвиги: рост рождаемости (на 4,8%), сокращение общей смертности (на 2,4%) и уровня естественной убыли населения (на 14,3%). Число умерших превышает число родившихся в 1,5 раза против 1,6 раза в соответствующем периоде 2003 года. Численность занятых в экономике края увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,6 % и составила на конец июня 725 тыс. человек[10]. Таким образом, уровень жизни населения края невысокий, но рост экономических показателей говорит о развитии региона, а значит и привлечении дополнительных инвестиций в край, что тесно связано с развитием социально-культурной сферы, в том числе и инфраструктуры (транспорта).
Таким образом, состояние социокультурной среды непосредственно может отражаться на состоянии деятельности ОАО «Восток», т.к. население является прямым потребителем услуг предприятия. И ОАО «Восток» заинтересовано, чтобы на них был спрос. Он возможен, если будут платить заработную плату, если население сможет оплатить услуги компании.
6. Выводы и рекомендации
В результате проделанной работы был проведен анализ внешней и внутренней среды автотранспортного предприятия. При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Дана общая характеристика транспортной отрасли Хабаровского края;
- Дана характеристика автотранспортного предприятия ОАО «Восток»;
- Проанализировано непосредственное окружение ОАО «Восток»;
- Проанализировано макроокружение ОАО «Восток»
- Проанализирована внутренняя среда организации.
Анализ внутренней и внешней сред — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием вышеперечисленных методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.
В процессе анализа внешней среды автотранспортного предприятия ОАО «Восток» были рассмотрены факторы макроокружения и непосредственного (ближайшего) окружения и внутренней среды.
Что касается внешней среды, то на сегодняшний день она благоприятно влияет на жизнедеятельность компании. Основные проблемы существуют внутри организации.
Из проведенного анализа внутренней среды можно утверждать, что предприятие находится в относительно стабильном состоянии: услуги его востребованы на рынке и пользуются высоким спросом. Но последние годы наблюдается сокращение прибыли на фоне растущего объема перевозок. Это связано нестабильностью в кадрово-управленческом составе организации. Постоянная текучесть кадров, неблагополучная организационная культура влияют на ослабление предприятия. Можно сказать, что система управления персоналом организации – это слабое ее звено.
Таким образом, для восстановление стабильности деятельности организации необходимо повысить эффективность деятельности Кадровой службы ОАО «Восток». Целью разработки проекта является совершенствование деятельности кадровой службы ОАО «Восток».
К основным проектным предложениям можно отнести следующие направления деятельности кадровой службы:
- Совершенствование системы найма молодых специалистов;
- Стимулирование и развитие молодых специалистов;
- Формирование благоприятной организационной культуры предприятия.
Таким образом, для дальнейшего успешного роста предприятию необходимо составить стратегическую программу развития на основе данных анализа внешней среды и с учетом ее динамики.
Библиографический список
1. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. – М.: Экономика, 2003.
2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Фирма Гардарика, 2003.
3. Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 2003.
4. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2004.
5. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 2005.
6. Гончаров В.В. - Руководство для высшего управленческого персонала: В поисках совершенства управления. - МНИИПУ, 2004.
7. Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. – Новосибирск: СибАГС, 1999.
8. Менар К. - Экономика организаций. - М.: Инфра-М, 2005.
9. Стратегическое планирование на транспортных предприятиях: Науч. - аналитич. обзор. – М.: Инфра-М, 2003.
10. Забелин П. В., Анискин Ю. П. Стратегический маркетинг как основа программы преодоления кризисной ситуации на фирме // Маркетинг. – 2003. - №6 – С. 56-63.
11. Барнетт Д., Уилстед У. Формулирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. – 2004. - №1 – С. 118-127.
12. Официальный сайт Администрации Хабаровсого края - http://adm.khv.ru/
13. Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/
[1] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/
[2] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/
[3] Барнетт Д., Уилстед У. Формулирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №1 – С. 118-127.
[4] Барнетт Д., Уилстед У. Формулирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №1 – С. 125.
[5] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/
[6] Официальный сайт Администрации Хабаровсого края - http://adm.khv.ru/
[7] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/
[8] Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. - с.124.
[9] Официальный сайт дальневосточного федерального округа - http://www.dfo.ru/
[10] Официальный сайт Администрации Хабаровсого края - http://adm.khv.ru/