Содержание
6. Оперативный анализ деятельности хозяйствующего субъекта.….3
16. Консолидированная отчетность: содержание, порядок
составления и анализ ее основных показателей…………………...8
Практическая часть………………………………………………………13
Список использованных источников…………………………………...21
6. Оперативный анализ деятельности хозяйствующего субъекта
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:
а) с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
б) с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;
в) с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;
г) с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
д) с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.
Исследование экономических процессов начинается, если пользоваться методом индукции, с малого, с единичного – с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы. Однако способ индукции должен использоваться в единстве с методом дедукции. Это означает, что, анализируя единичное, нужно в то же время учитывать и общее. Изучая деятельность производственной бригады и отдельных исполнителей, следует одновременно принимать во внимание показатели цеха и место в нем данной бригады; в таком же соотношении рассматриваются цех и предприятие, предприятие и акционерное объединение, общество с ограниченной ответственностью и другие ассоциации.
В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Установление взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности – наиболее важный момент анализа. Причинная связь, о которой упоминалось выше, опосредует все хозяйственные факты, явления, ситуации, процессы. Вне этой связи хозяйственная жизнь немыслима.
Причинный, или факторный, анализ исходит из того, что каждая причина, каждый фактор получают надлежащую оценку. С этой целью причины-факторы предварительно изучаются, для чего классифицируются по группам: существенные и несущественные, основные и побочные, определяющие и не определяющие. Далее исследуется влияние на хозяйственные процессы прежде всего существенных, основных, определяющих факторов. Изучение несущественных, не определяющих факторов ведется, если требуется, во вторую очередь. Установить воздействие всех факторов крайне сложно и практически не всегда необходимо.
Раскрыть и понять основные причины, оказавшие определяющее влияние на выполнение бизнес-плана, выяснить их действие и взаимодействие – значит разобраться в особенностях хозяйственной деятельности анализируемого объекта. Но в процессе анализа не только вскрываются и характеризуются основные факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, но и измеряется степень (сила) их действия. Для этого применяются соответствующие способы и приемы экономических и математических расчетов.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.
Как видно из определения, экономический анализ имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объединений, других подразделений и конечными производственно-финансовыми результатами их деятельности. Экономика предприятий изучается при этом не только в динамике, но и в статике.
Далее, предметом экономического анализа является хозяйственные процессы и конечные результаты, складывающиеся под влиянием объективных внешних факторов. Постоянно воздействуя на хозяйственную деятельность, они отражают, как правило, действия экономических законов. В процессе экономического анализа во многих случаях приходится сталкиваться, например, с действием ценового фактора – с изменением цен, тарифов, ставок. Ценообразование в рыночных условия – процесс в целом стихийный. Цены на готовые изделия, товары, тарифы за перевозки и ставки за услуги устанавливаются с учетом требований закона стоимости, законов рынка. Цены, тарифы, ставки – это не постоянные величины, они постоянно изменяются. Если изменились цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, готовую продукцию, товары. То это повлияет почти на все показатели (особенно финансовые) промышленные, строительных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий. На промышленных предприятиях изменятся показатели валовой, товарной, реализованной и чистой продукции, показатели себестоимости и чистого дохода; в торговых – показатели оптового и розничного товарооборота, уровня реализованных скидок, издержек обращения и прибыли. Изменения цен, тарифов, ставок вызывают в процессе анализа довольно сложные экономические расчеты. Фактор цен, не зависящий от того или иного предприятия, исключается путем индексных пересчетов, его действие выявляется особо, вне связи с другими факторами.
В определении указывается также, что предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы и конечные результаты, складывающиеся в результате воздействия субъективных (внутренних) факторов. Их влиянию на хозяйственную деятельность в ходе анализа уделяется самое пристальное внимание. Субъективные факторы связаны с конкретной деятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Даже умелое прогнозирование в хозяйственной практике действий объективных условий, объективных факторов можно трактовать как явление субъективного порядка. Успешное хозяйствование, ритмичное и полное выполнение бизнес-планов определяются (когда объективно имеются все исходные позиции) умелым руководством тем или иным производственным коллективом; правильной организацией производства, экономики, финансов; глубоким знанием дела, конкретным исполнителем; его экономической и организационной подготовленностью.
И, наконец, в определении предмета экономического анализа указывается, что хозяйственные процессы и их результаты, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получают соответствующее отражение в системе экономической информации. Эта система представляет собой совокупность данных, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность на различных уровнях. Информационная система весьма динамична; она включает в себя совокупность входных данных, результаты их промежуточной обработки, выходные данные и конечные результаты, поступающие в систему управления. Рационально организованный и соответствующим образом регулируемый информационный поток служит надежной базой для экономического анализа, а, следовательно, и для принятия оптимальных управленческих решений [1,с.20-24].
Значением, содержанием и предметом экономического анализа определяются и стоящие перед ним задачи. К числу важнейших из них следует отнести:
1) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки);
2) объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов (по данным учета и отчетности);
3) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);
4) контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (в его полной и незавершенной форме);
5) выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);
6) испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы)[1,с.25].
В аналитической практике используются разнообразные виды экономического анализа в зависимости от сроков проведения объектов и субъектов, содержания аналитических программ и других признаков. Отличительными признаками каждого вида анализа являются: его целевая направленность и задачи; объекты исследования и источники информации; методика проведения.
Задачи оперативного анализа состоят в отслеживании величины отклонений от нормального хода деятельности; быстром выявлении внутренних и внешних причин, вызвавших отклонения; оценке сложившейся ситуации с позиции выполнения внешних обязательств; подготовке вариантов управленческих решений в зависимости от параметров отклонений и необходимости вмешательства руководителей разных уровней.
Оперативный анализ в значительной мере ориентирован на оценку выполнения часовых, сменных и суточных заданий и, как правило, проводится по ограниченному и периодических пересматриваемому кругу показателей и параметров в целях быстрого реагирования со стороны менеджеров.
В качестве источников информации используются: первичный и статистический учет; оперативный учет по центрам ответственности и затрат; учет изменений норм и отклонений от них, если реально внедрен нормативный метод учета затрат и калькулирования; материалы непосредственных наблюдений за деятельностью; беседы с руководителями подразделений и исполнителями; оценки специалистов-экспертов и др.
Самостоятельным видом оперативного анализа является выборочный экспресс-анализ.
Оперативный анализ тесно корреспондирует с прогнозным анализом на короткий период, на оставшиеся дни месяца, квартала.
16. Консолидированная отчетность: содержание, порядок
составления и анализ ее основных показателей
Цель консолидированной отчетности состоит в предоставлении акционерам и кредиторам материнской фирмы результатов деятельности и финансового положения материнской фирмы результатов деятельности и финансового положения материнской фирмы и ее дочерних предприятий как если бы они составляли единую группу или одно предприятие, осуществляющее одно или несколько видов деятельности. Она составляется на основе данных отчетности членов группы при помощи специальных процедур. Поэтому составление консолидированной отчетности требует не только свода отчетных показателей, но и применения специальных учетных действий и приемов. В практике зарубежного учета подобные процедуры заключаются в использовании специальных расчетов, условных исключений и поправок. Расчетный характер составления консолидированной отчетности вне рамок системного учета приводит к усложнению экономической работы и увеличению возможности ошибок. А главное, такой подход не создает условий для осуществления текущего контроля деятельности консолидированной группы между отчетными датами.
Отечественный учет основан на метод документального, сплошного, непрерывного наблюдения и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных средств, их источников и хозяйственных операций. В таких условиях бухгалтерская отчетность строится на методе группировки бухгалтерской информации и логично вытекает из записей на счетах учета. По мнению авторов, подобный подход целесообразно применять и для формирования консолидированной отчетности [10,с.150].
Существуют различные принципы, присущие методике консолидированного учета и отчетности. Приведем некоторые из них.
1. Акции, купленные у дочернего предприятия, отражаются в балансе материнского общества по себестоимости приобретения, а доля участия в собственном капитале дочерней фирмы – по балансовой стоимости внесенных активов.
2. Активы и обязательства дочернего предприятия необходимо переоценить на момент консолидации по их текущей (рыночной) стоимости. Для этой цели создается резерв переоценки.
3. Положительная разница между предложением (стоимостью акций, предлагаемых в качестве платы или стоимости внесенного имущества) и суммой чистых активов дочернего общества капитализируется, рассматривается как положительный гуд-вилл при консолидации и учитывается в составе нематериальных активов. Отрицательная разница (отрицательный гуд-вилл) отражается в составе резервов на приобретение.
4. Взаимозадолженность (как дебиторская, так и кредиторская) между предприятиями консолидированной группы из консолидированного баланса исключается. Для того, чтобы предотвратить двойное отражение по консолидированному балансу средств или кредиторской задолженности, остатки пос четам предприятий консолидированной группы, возникшие в результате взаимных расчетов, должны быть исключены.
5. Остатки по расчетам за проданные активы внутри группы и заложенная от таких операций нереализованная прибыль должны полностью исключаться. Нереализованные убытки от операции внутри группы также должны исключаться.
6. На момент включения в консолидированную группу дочернего предприятия необходимо привести в соответствие балансовую оценку долгосрочных финансовых вложений материнского общества по сумме, соответствующей доле капитала и резервов дочернего предприятия.
7. Сумма полученных дивидендов материнской компании в текущем финансовом году должна быть показана в консолидированной отчетности в составе прибыли консолидированной группы. В консолидированном балансе и отчете о финансовых результатах должны найти отдельное отражение лишь выплаченные дивиденды сторонним (по отношению к консолидированной группе) учредителям.
8. В балансе материнского общества следует оценивать долгосрочные финансовые вложения по себестоимости и прибавлять к ним соответствующую долю нераспределенной прибыли прошлых лет дочернего предприятия до момента приобретения. В результате получается, что стоимость долгосрочных финансовых вложений увеличивается на сумму нераспределенной прибыли прошлых лет, поскольку увеличение нераспределенной прибыли прошлых лет, поскольку увеличение нераспределенной прибыли является показателем повышения стоимости активов. И наоборот, убытки ассоциированного предприятия уменьшают стоимость инвестиций.
9. Нераспределенная прибыль отчетного года, отраженная по балансу дочернего общества на момент консолидации и принадлежащая в виде дивидендов материнскому обществу, показывается в консолидированном балансе и отчете о прибылях и убытках в составе нераспределенной прибыли консолидированной группы. В консолидированной отчетности находит отражение только нераспределенная прибыль дочернего общества в виде дивидендов, принадлежащих сторонним учредителям как «доля меньшинства» в резервах.
10. При консолидации предприятий может одновременно возникнуть дебиторская задолженность одних предприятий группы и кредиторская задолженность других одному и тому же стороннему юридическому лицу. Это может привести к 3величению валюты консолидированного баланса, т.е. искажению его реальности. Поэтому до составления консолидированного баланса необходимо произвести выверку дебиторской и кредиторской задолженности и после соответствующего оформления взаимозачетов исключить такую задолженность из консолидированного баланса.
Две основные форы консолидированной отчетности (консолидированный баланс и консолидированный отчет о прибылях и убытках) позволяют раскрыть методы анализа финансового положения консолидированных предприятий.
Анализ имущества и обязательств консолидированной группы предприятий. Под финансовым состоянием понимается способность консолидированной группы финансировать свою деятельность. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормально функционирования консолидированной группы, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями консолидированной группы с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой учтойчивостью.
Финансовое состояние консолидированной группы может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность консолидированной группы своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о ее хорошем финансовом состоянии.
Финансовое состояние консолидированной группы зависит от результатов деятельности каждого предприятия группы. Кроме того, в силу особых отношений внутри консолидированной группы предприятия являются зависимыми друг от друга в своей хозяйственной деятельности. Это, в свою очередь, позволяет руководству консолидированной группы оперативно управлять имеющимися в консолидированной группе ресурсами.
Для достижения наилучшего эффекта от использования ресурсов консолидированной группы необходимо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные.
Основным инструментом в решении всех этих вопросов является финансовый анализ, позволяющий своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, находить резервы улучшения финансового состояния консолидированной группы.
Анализ финансового состояния консолидированной группы проводится не только ее руководством, но и используется также учредителями и инвесторами с целью изучения эффективности использования ресурсов, банками – для оценки условий кредитования и определения степени риска¸ поставщиками – для своевременного получения платежей, налоговыми органами – для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д.[10].
Анализ ликвидности консолидированного баланса. В практике финансового анализа используют показателей ликвидности, среди которых обычно выделяют: коэффициент покрытия баланса, промежуточный коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности.
Для оценки удовлетворительности структуры баланса и степени платежеспособности консолидированной группы предприятий можно воспользоваться определенной системой критериев. Рассчитываются три показателя: коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными средствами; 3) коэффициент восстановления платежеспособности.
Проведение анализа финансового состояния предприятия ставит задачу – показать влияние процесса консолидации на показатели обеспеченности собственными средствами, платежеспособности, оборачиваемости оборотных средств и др. Методика анализа построена на использовании способа элиминирования, широко применяемого при формировании консолидированной отчетности, что позволяет исключить взаимозадолженность предприятий внутри консолидированной группы. Это приводит к изменению показателей финансового состояния в целом по консолидированной группе по сравнению с теми же показателями по отдельно взятым предприятиям.
В рамках этой методики на основе данных консолидированной отчетности группы предприятий рассмотрены способы общей оценки имущества и обязательств группы (не включающих взаимные обязательства предприятий группы), общегрупповой деловой активности (на базе показателей оборачиваемости консолидированных оборотных активов и консолидированной выручки группы), показателей рентабельности собственного капитала групп, ликвидности баланса консолидированной группы и уровня общегрупповой платежеспособности [10].
3. Практическая часть
Задача 6.
Дайте оценку состава и структуры экономических активов с учетом их деления на финансовые и нефинансовые за отчетный год в соответствии с принципами системы национальных счетов (СНС) и требованиями бухгалтерских стандартов.
Решение.
Финансовое состояние субъектов хозяйствования, его учтойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов и в первую очередь от соотношения основного и оборотного капитала.
Анализ структуры активов предприятия сведем к следующей таблице.
Анализ структуры активов предприятия
Показатель |
На начало года |
На конец года |
Изменение |
Общая сумма активов, млн.руб. В том числе: основной капитал оборотный капитал Удельный вес в общей сумме, %: основного капитала оборотного капитала Приходится оборотного капитала на рубль основного капитала, руб. |
2670 1385 1285 51,9 48,1 0,93 |
2950 1510 1440 51,2 48,8 0,95 |
280 125 155 -0,7 0,7 0,02 |
Данные таблицы позволяют сделать вывод, что за отчетный год произошли незначительные изменения в размещении капитала: увеличилась доля оборотного капитала на 0,7%, а основного соответственно уменьшилась.
Если в начале года на рубль основного капитала приходилось 0,93 руб. оборотного, то на конце года этот показатель увеличился на 0,02 руб. и составил 0,95 руб., что будет способствовать ускорению оборачиваемости и более эффективному его использованию.
Задача 16.
По данным бухгалтерского баланса за отчетный период выявите, имеет ли место на анализируемом предприятии превышение финансовых обязательств на начало и на конец год, получившее название «чистая отрицательная стоимость» или «чистая стоимость дефицита».
Решение.
Рассчитаем ставку процента за кредит с учетом риска по вариантам и занесем полученные данные в таблицу:
II вариант - ;
III вариант - ;
IV вариант - ;
V вариант - .
Рассчитаем нетто-результат эксплуатации инвестиций, тыс. руб.:
I вариант - ;
II вариант - ;
III вариант -;
IV вариант - ;
V вариант - .
Рассчитаем затраты по заемному капиталу, тыс. руб.:
II вариант - ;
III вариант -;
IV вариант - ;
V вариант - .
Рассчитаем балансовую прибыль, тыс. руб.:
I вариант - ;
II вариант - ;
III вариант -;
IV вариант - ;
V вариант -
Рассчитаем чистую прибыль после налогообложения (ставка налога 30%):
I вариант - ;
II вариант - ;
III вариант -;
IV вариант - ;
V вариант -
Рассчитаем рентабельность собственного капитала, % (коэффициент финансовой рентабельности) и занесем все рассчитанные данные в таблицу:
Показатели |
Варианты работы |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Собственный капитал, тыс. руб. Заемный капитал, тыс. руб. Итого пассив аналитического баланса, тыс. руб. Экономическая рентабельность активов, % Средняя ставка процентов за кредиты, % Дополнительный процент за риск, % Ставка процента за кредит с учетом риска, % Нетто-результат эксплуатации инвестиций, т.р. Затраты по заемному капиталу, тыс. руб. Балансовая прибыль, тыс. руб. |
120 - 120 12 10 - 10 14,4 - 14,4 |
120 60 180 12 10 0,5 10,5 21,6 6,3 15,3 |
120 120 240 12 10 1,0 11,0 28,8 13,2 15,6 |
120 200 320 12 10 1,5 11,5 38,4 23 15,4 |
120 260 380 12 10 2,5 12.5 45,6 32,5 13,1 |
Чистая прибыль, тыс. руб. Рентабельность собственного капитала, % (коэффициент финансовой рентабельности) |
10,08 8,4 |
10,71 8,9 |
10,92 9,1 |
10,78 8,98 |
9,17 7,6 |
Таким образом, анализируя полученные данные в последней таблице, можно сделать вывод о том, что оптимальной структурой капитала по критерию max финансовой рентабельности (рентабельности собственного капитала) является III вариант работы (120 тыс. руб. собственного капитала и 120 тыс. руб. заемного капитала). Это можно аргументировать наибольшим уровнем рентабельности собственного капитала (9,1%). И наибольшим размером чистой прибыли (10,92 тыс. руб.).
Задача 26.
Используя средние остатки за предыдущий и отчетный периоды, определите период оборота в днях по дебиторской и кредитной задолженности на основе общего оборота (выручки от продаж). Укажите причины и последствия замедления или ускорения оборачиваемости. Средняя стоимость дебиторской задолженности 80 тыс. руб., кредиторской задолженности 240 тыс. руб.
Решение.
Сведем расчет оборачиваемости дебиторской и дебиторской задолженности, используя дополнительные исходные данные к следующей таблице:
Расчет оборачиваемости
Показатели |
Ед. изм. |
Величина |
1 |
2 |
3 |
1. Средние остатки дебиторской задолженности покупателей |
тыс.руб. |
80 |
2. Средние остатки запасов |
тыс.руб. |
940 |
3. Средние остктки кредиторской задолженности поставщикам |
тыс.руб. |
240 |
4. Выручка от реализации |
тыс.руб. |
4500 |
5. Материальные затраты на реализованную продукцию |
тыс.руб. |
1332 |
6. Изменении остатков запасов (увеличение «+», уменьшение «-») |
тыс.руб. |
+40 |
7. Однодневный объем реализации (стр.4:360) |
тыс.руб. |
12,5 |
8. Однодневные затраты и изменение остатков запасов (стр.5+стр.6/360) |
тыс.руб. |
13332,1 |
9. Оборачиваемость дебиторской задолженности (стр.1:стр.7) |
Дни |
6,4 |
10. Оборачиваемость запасов (стр.2:стр5/360) |
Дни |
254,1 |
11. Оборачиваемость кредиторской задолженности (стр.3:стр.8) |
дни |
0,18 |
Результаты свидетельствуют о том, что наше предприятие имеет неблагоприятные для финансового состояния условия расчетов с поставщиками и покупателями: кредиторскую задолженность оно гасит каждый день (0,18), тогда как покупатели оплачивают ему счета только каждые 6,4 дней. Запасы оборачиваются медленнее кредиторской и даже дебиторской задолженности. Очень медленная оборачиваемость может свидетельствовать о том, что предприятие имеет излишние запасы.
Задача 36.
На основе данных формы №2 проанализировать динамику показателей прибыли и сделайте вывод о причинах и виновниках отклонений. Разработайте варианты управленческих решений. Расчеты выполните в таблице следующей формы.
Показатели |
Абсолютные значения |
Отклонения |
||
Год |
в абсолютной сумме |
в процентах |
||
прошлый |
отчетный |
|||
Решение.
Исходные данные:
Наименование показателя |
За отчетный период |
За аналогичный период |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности: Выручка от продажи |
4500 |
3500 |
Себестоимость проданных товаров |
3600 |
2700 |
Валовая прибыль |
4500-3600=900 |
3500-2700=800 |
Коммерческие расходы |
157 |
126 |
Управленческие расходы |
318 |
309 |
Прибыль (убыток) от продаж |
425 |
365 |
Прочие доходы и расходы Проценты к получению |
22 |
11 |
Проценты к уплате |
6 |
7 |
Доходы от участия в других организациях |
18 |
9 |
Прочие операционные доходы |
8 |
12 |
Прочие операционные расходы |
17 |
10 |
Внереализационные доходы |
24 |
15 |
Внереализационные расходы |
14 |
10 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
460 |
385 |
Отложенные налоговые активы |
10 |
- |
Отложенные налоговые обязательства |
- |
- |
Текущий налог на прибыль |
140 |
185 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
330 |
200 |
Проанализируем прибыль, предварительно просчитав данные в следующей таблице:
Показатели |
Абсолютные значения |
Отклонения |
||
Год |
в абсолютной сумме |
в процентах |
||
прошлый |
отчетный |
|||
Прибыль (убыток) от продаж |
365 |
425 |
60 |
16,4 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
385 |
460 |
75 |
19,5 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
200 |
330 |
130 |
65 |
За отчетный период прибыль от продаж увеличилась по сравнению с прошлым годом на 16,4% , что в абсолютном выражении составило 60 тыс.руб. прибыль до налогообложения увеличилась на 19,5%, что в абсолютном выражении составило 75 тыс.руб. Чистая прибыль отчетного периода увеличилась на 130 тыс. руб., что примерно на 65% больше, чем за прошлый год.
Задача 46.
На основании данных финансовой отчетности рассчитайте обобщающие показатели эффективности: затраты на рубль проданной продукции и рентабельность продаж. Осуществите факторный анализ, сделайте проверку, выводы и рекомендации.
Решение.
Влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепной подстановки по исходным данным:
Расчет влияния факторов на изменение сумы затрат на рубль
товарной продукции
Затраты на рубль товарной продукции, коп. |
Фактор |
||||
Объем производства |
Структура производства |
Уровень удельных переменных затрат |
Сумма постоянных затрат |
Отпускные цены на продукцию |
|
План = 77952 / 96000 = 81,20 Усл.1 = 79372 / 98500 = 80,58 Усл.2 = 80640 / 100800 = 80,00 Усл.3 = 82753 / 100800 = 82,06 Усл.4 = 84168 / 100800 = 83,50 Усл.5 = 84168 / 104300 = 80,70 |
План Факт Факт Факт Факт Факт |
План План Факт Факт Факт Факт |
План План План Факт Факт Факт |
План План План План Факт Факт |
План План План План План Факт |
∆общ. = 80,7 - 81,2 = - 0,5 коп. |
-0,62 |
-0,58 |
+2,06 |
+1,44 |
-2,80 |
Аналитические расчеты показывают, что предприятие уменьшило затраты на рубль товарной продукции на 0,5 коп. (80-,7-81,2, в том числе за счет:
увеличения объема производства продукции на 0,62 коп. (80,58-81,20);
изменения структуры производства на 0,58 коп (80,0-80,58);
повышения оптовых цен на продукцию на 2,8 коп.
Остальные факторы (уровень удельных переменных затрат на единицу продукции, увеличение суммы постоянных расходов) вызвали повышение этого показателя соответственно на 2,06 и 1,44 коп.
Чтобы установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах (таблица ниже).
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли
Фактор |
Расчет влияния |
Изменение суммы прибыли, тыс.руб. |
Объем выпуска товарной продукции Структура товарной продукции Уровень переменных затрат на единицу продукции Увеличение суммы постоянных затрат на производство и реализацию продукции Изменение уровня отпускных цен на продукцию |
-0,62*96600/100 -0,58*96600/100 +2,06*96600/100 +1,44*96600/100 -2,08*96600/100 |
+599 +560 -1990 -1391 +2705 |
Итого В том числе за счет изменения: ресурсоемкости стоимости ресурсов |
+0,3*96600/100 +3,2*96600/100 |
+483 -290 -3091 |
Из рассчитанных данных видно, что увеличению прибыли способствовали рост уровня отпускных цен, объема выпуска продукции и изменение ее структуры. Отрицательное влияние на прибыль оказали такие факторы, как рост цен на потребленные ресурсы (внешний фактор) и повышение уровня ресурсоемкости продукции (внутренний фактор).
Список использованных источников
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М., 2000. – 416 с.
2. Экономический анализ / Под ред. Л.Т.Гиляровской. – М., 2001. – 527 с.
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск, 2000. – 688 с.
4. Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета. – М, 2002. – 510 с.
5. Абрютина М.С. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия. – М., 2002. – 345 с.
6. Плоткин В.С. Основы консолидированного учета – Саратов, 2000. – 192 с.
7. Пучкова С.И., Новодворский В.Д. Консолидированная отчетность. – М., 1999. – 224 с.
8. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. – М., 2000. – 288 с.
9. Энтони Р. Бухгалтерский учет и отчетность без проблем / Пер. с англ. – М., 1997. – 242 с.
10. Анализ финансовой отчетности / Под ред. Козловой В.Т. – М., 2002. – 456 с.
11. Экономическая статистика / Под ред. Ю.Н.Иванова. – М., 1998. – 480 с.