СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...…3
1. МЕТОД И МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА………………..…4
1.1. Экономический анализ и его значение………………………………….4
1.2. Метод экономического анализа и его особенности……………………5
1.3. Понятие методики экономического анализа………………………...…7
2. ОБЗОР МЕТОДИК ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………….……….8
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МЕТАНОЛ»………………………………………………..15
3.1. Краткая характеристика ЗАО «Метанол»……………………………..15
3.2. Общая оценка динамики финансово-экономических показателей ЗАО «Метанол»………………………………………………………………………..…16
3.3. Использование способа цепных подстановок при расчете влияния факторов на размер прибыли от продаж…………………………………….……19
3.4. Интегральный метод факторного анализа выручки от реализации…21
Заключение…………………………………………………………..………….…..23
Библиографический список………………………………………………….….…24
Приложение 1. Показатели финансово - экономической деятельности ЗАО «Метанол»…………………………………………………………………………..25
Приложение 2. Структура капитала и оборотных средств ЗАО «Метанол» на конец отчетного периода…………………………………….…………………….26
Приложение 3. Отчет о прибылях и
убытках за
Приложение 4. Показатели, характеризующие прибыльность и убыточность ЗАО «Метанол» за соответствующий отчетный период………….……………..29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что современная экономическая жизнь предприятий крайне сложна. И на такие важные показатели, как например прибыль и рентабельность, влияет очень большое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности», то влияние многих других не так очевидно и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.
Значимость экономического анализа трудно переоценить, ведь именно комплексное изучение работы предприятия с целью объективной оценки достигнутых результатов и дальнейшего повышения эффективности хозяйствования является неотъемлемой частью успешного функционирования организации в будущем. Анализ представляет собой особый вид управленческой деятельности, который предшествует принятию решений и сводится, по существу, к их обоснованию на базе имеющейся информации. Анализ занимает как бы промежуточное место между функциями фиксации и обработки данных (бухучет, статистика, отчетность) и функциями, связанными с принятием решений (планирование, оперативное управление, организация, контроль).
Главная цель данной работы – изучение совокупности специальных приемов и способов исследования хозяйственных процессов предприятия, проведение анализа экономических показателей работы предприятия на примере ЗАО «Метанол».
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи: - рассмотрение основных понятий и методов экономического анализа;
- обзор методик экономического анализа различных авторов;
- характеристика исследуемого предприятия;
- общая оценка динамики и проведение факторного анализа экономических показателей разными способами.
1. МЕТОД И МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Экономический анализ и его значение
Экономический анализ - это комплексное изучение работы предприятий с целью объективной оценки достигнутых результатов и дальнейшего повышения эффективности хозяйствования. Результаты хозяйственной деятельности должны рассматриваться с точки зрения их соответствия требованиям объективных экономических законов и задачам, поставленным перед изучаемым объектом.
Анализ представляет собой особый вид управленческой деятельности, который предшествует принятию решений и сводится, по существу, к их обоснованию на базе имеющейся информации. Анализ занимает как бы промежуточное место между функциями фиксации и обработки данных (бухучет, статистика, отчетность) и функциями, связанными с принятием решений (планирование, оперативное управление, организация, контроль).
Каждый руководитель должен постоянно знать, что делается на управляемом объекте. Важную роль в этом играет система информации, которая должна регулярно поступать к руководителю. Но для целей руководства важно не только получить сведения об управляемом объекте, но и так ее проанализировать, чтобы затем подать определенную обоснованную команду.
Следует различать анализ в широком и узком смысле слова. В широком смысле он охватывает все звенья и структуру экономики в целом, то есть сферу материального производства и непроизводственную. Такой анализ исследует большие совокупности: экономические районы, отрасли, республики, экономику России в целом. Чаще его называют статистическим. Экономический анализ в узком смысле охватывает экономику отдельного звена - предприятия, учреждения, организации. Чаще его называют анализом хозяйственной деятельности [8, с. 14-16].
1.2. Метод экономического анализа и его особенности
Метод - это путь исследования или познания, то есть совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности, подчиненных решению конкретных задач. Метод - это принципиальная теоретическая основа науки.
Методика - это совокупность специфических приемов и способов исследования, применяемых в соответствии с поставленными задачами.
Единого определения метода экономического анализа до сих пор не выработано, но существует общность воззрений различных ученых.
Во-первых, в основе метода анализа лежит всеобщий подход к познанию - материалистическая диалектика, рассматривающая явления во взаимосвязи и взаимообусловленности, в их движении, изменении и развитии, в единстве и борьбе противоположностей, отражающей законы действительности.
Во-вторых, хозяйственную деятельность предприятий анализируют, используя систему факторов и показателей, связанных отношениями причины и следствия.
В-третьих, как способ исследования объективной действительности, экономический анализ представляет собой единство двух познавательных процессов. С одной стороны, собственно анализа, то есть детализации явлений по составным частям и показателям, позволяющей проникнуть в их сущность. С другой - синтеза - познания причинно-следственных связей частных и общих показателей, дающего возможность на основе их обобщения для активного воздействия на исследуемые явления.
Метод экономического анализа - это метод, который предполагает изучение экономических процессов во взаимосвязи и взаимообусловленности, непрерывном развитии и причинно-следственной зависимости.
Особенности метода экономического анализа:
- системный и комплексный подход к анализу экономических явлений и процессов;
- использование системы аналитических показателей;
- изучение явлений в динамике с учетом действия объективных экономических законов;
- изучение внутренних противоречий в развитии экономических явлений с целью их своевременного и правильного устранения;
- расчленение общих показателей на их составные части, то есть определение факторов, а также их детализация по месту и времени;
- выявление взаимосвязи и взаимозависимости между показателями, а также расчет величины влияния отдельных факторов;
- обобщение результатов анализа и разработка варианта управленческого решения.
В каждой науке используются общие научные методы. К ним относятся: индукция - логический метод, основанный на умозаключении от частных выводов к общему, то есть от отдельных факторов к обобщению; дедукция - логическое умозаключение от общего к частному; наблюдение - систематическое, целенаправленное восприятие объекта; измерение - процесс определения численного значения некоторой величины посредством единиц измерения; сравнение - установление сходства и различия предметов и явлений действительности; эксперимент - сознательное изменение течения естественных процессов путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств; моделирование - процесс познания с использованием модели, то есть таких объектов, которые заменяют оригинал и служат источником информации о нем; формализация - изучение объекта и процесса путем отображения их содержания и структуры с использованием специальной символики; системный подход - рассмотрение объекта как целостного образования, состоящего из множества взаимосвязанных элементов; комплексный подход - всестороннее изучение объекта в тесном взаимодействии систем [5, с. 223].
Что касается конкретных методов исследования, то их определяет методика.
1.3. Понятие методики экономического анализа
Методика экономического анализа - это совокупность специальных приемов и способов исследования хозяйственных процессов.
Методика делится на частную и общую. Частная методика конкретизирует приемы аналитической работы применительно к определенной отрасли, типу производства или рабочему месту. Общая (типовая) характеризуется как совокупность приемов аналитической работы, применяемых при анализе экономических явлений на каждом предприятии, в разных отраслях.
Основные элементы общей методики: разработка и использование системы показателей, сравнение, детализация, группировки, взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов, элиминирование, обобщение результатов анализа. Отдельные экономисты выделяют также индексный метод, способ долевого участия, выделение узких мест и ведущих звеньев, балансовый, графический, экономико-математические методы. Указанные приемы являются либо производными от основных приемов анализа, либо заимствованы из других наук (статистика, математика, бухучет).
Частная методика анализа более конкретна. Она представляет собой совокупность приемов исследования, применяемых к конкретным хозяйственным процессам, и предусматривает ответы на следующие вопросы:
- какие экономические показатели характеризуют данный процесс;
- где можно получить необходимую информацию;
- каким образом она должна быть обработана;
- какие необходимо произвести расчеты;
- какие могут быть сделаны выводы по результатам анализа.
При анализе широко используются методы, заимствованные из других наук: из статистики применяют индексы, исчисление средних и относительных величин, ряды динамики, выборочный, корреляционный и регрессионный анализ, в анализе широко используются математические методы [6, с. 20-33].
2. ОБЗОР МЕТОДИК ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
В экономической литературе существует множество подходов к изложению методики экономического анализа, некоторые авторы предпочитают излагать общую методику, некоторые рассматривают основы частных методик, то есть те, которые конкретизируют общую методику применительно к определённым хозяйственным процессам, отраслям. Для более подробного изучения методики экономического анализа целесообразно рассмотреть несколько наиболее интересных авторских подходов.
Например, Гинзбург А.И. в учебнике по экономическому анализу рассматривает основы общей методики, подразделяя её на три основные части: предварительный анализ; факторный анализ; модели имитации и оптимизации.
Рассмотрим более подробно:
Предварительный анализ (традиционный). Его основные методы: сплошное и выборочное наблюдение, сравнение данных, сводка и группировка данных, расчет абсолютных и относительных величин, расчет средних величин и показателей вариации, рассмотрение рядов динамики; графический метод, эвристический метод.
Сплошное наблюдение предполагает исследование и обработку всех без исключения имеющихся данных, что, естественно, существенно увеличивает объем работы, но зато позволяет получить более надежные результаты, нежели при несплошных наблюдениях. Выборочное наблюдение - наиболее совершенная разновидность несплошного наблюдения, при котором из общей обследованию подвергается некоторая часть, называемая выборочной совокупностью; обобщающие показатели, характеризующие эту обследованную часть, распространяются на всю совокупность.
Сравнение данных - это важнейший метод экономического анализа. Позволяет дать характеристику явления через другие однородные явления. В экономическом анализе сравнение - аналитический прием, позволяющий выявить взаимосвязь экономических явлений, их динамику, степень достигнутой эффективности. Применение приема сравнения требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей.
Статистической сводкой называют научное обобщение первичного статистического материала с помощью итоговых подсчетов, выполняемых по определенной системе. Статистическая группировка лежит в основе использования всего первичного статистического материала. Группировкой в статистике называют разделение единиц изучаемого общественного явления на однородные группы по существенным для него признакам.
Различают три вида группировок: 1) типологические (выделение социально-экономических типов явлений); 2) структурные (определение структуры однородных совокупностей); 3) аналитические (вскрытие связей и зависимостей между отдельными признаками общественных явлений).
Абсолютными статистическими величинами называют показатели, выражающие размеры количественных признаков конкретных общественных явлений. Эти величины являются именованными числами.
Относительными статистическими величинами называют обобщающие показатели, характеризующие количественные отношения общественных явлений. Различают две формы выражения относительных величин: неименованные относительные величины и именованные относительные величины и семь видов относительных величин: задания, выполнения задания, структуры, координации, интенсивности, динамики, сравнения.
Среди обобщающих показателей, которыми статистика характеризует общественные явления, большую роль играют средние величины. Средней величиной в статистике называют обобщающую характеристику совокупности однородных общественных явлений, которая показывает типичный уровень варьирующего признака в расчете на единицу совокупности.
Ряд динамики - это ряд расположенных во времени статистических показателей, характеризующих изменение данного явления. Моментным временным рядом называют ряд абсолютных величин, характеризующих уровень изучаемого явления на определенный момент времени. Интервальным временным рядом называют ряд абсолютных величин, характеризующих уровни изучаемого явления за определенные периоды времени.
Графики в экономическом анализе имеют не только иллюстративное значение, но и являются важным аналитическим средством. Графики зачастую позволяют увидеть те стороны изучаемых процессов, которые не очевидны в исходном цифровом материале.
Эвристический метод экономического анализа основывается на опыте и интуиции исследователя. Несмотря на отсутствие в нем какой-либо формализации действий, этот метод анализа нередко дает вполне удовлетворительные результаты.
Факторный анализ. Различают два вида связей, существующих между явлениями: функциональные и статистические, функциональные связи характеризуются полным соответствием между факторным и результативным признаками, а при статистических связях между фактором и результатом наблюдается лишь известное соотношение. Статистические взаимосвязи являются объектом корреляционного анализа. Необходимо различать также связи прямые и обратные, а также связи линейные и нелинейные. Приемы исследования связей явлений осуществляются в двух видах; детерминированный (функциональный) и стохастический (вероятностный).
Основные методы детерминированного анализа: индексный метод, способ цепных подстановок, способ абсолютных разниц, способ относительных разниц, способ долевого участия, интегральный способ, способ логарифмирования. Более подробно некоторые из методов будут рассмотрены в практической части курсовой.
Методы вероятностного анализа: метод взаимосвязанных параллельных рядов, метод корреляционной таблицы, метод корреляционного анализа, метод дисперсионного анализа, метод экспертных оценок, метод тестирования.
Коротко о каждом:
Суть метода взаимосвязанных параллельных рядов заключается в том, что социально-экономические или технико-экономические показатели, связь которых определяется существом отражаемых ими явлений, располагаются двумя параллельными рядами, причем ряд вариантов факторного признака ранжируется. Путем сравнения таких рядов выявляются характер и направление связи.
Корреляционная таблица охватывает два независимых ряда распределения: ряд распределения факторного признака и распределение результативного признака. Особенностью установления связи между признаками с помощью корреляционной таблицы является возможность оценки интенсивности связи.
Особенность изучения связи явлений методом корреляции состоит в том, чтобы оценить зависимость между избранными факторными и результативными признаками, устраняя при этом сложное взаимодействие их со всеми прочими факторами.
Дисперсионный анализ - это изучение влияния одного или нескольких факторных признаков на результативный при небольшом числе наблюдений.
Экспертиза позволяет получить порядковые оценки процессов или явлений, которые непосредственно не поддаются измерению. Они основываются на суждениях специалистов. Результаты экспертизы подвергаются специальной математической обработке, которая дает возможность оценить степень надежности полученных результатов.
Тестирование является действенным орудием в исследовании и анализе. В основе теста находится высказывание, подлежащие оценке специалистов.
Модели имитации и оптимизации экономических процессов могут строиться как на детерминированной, так и вероятностной основе. Они представляют особую ценность для экономического анализа, так как позволяют получить наилучшие по принятому критерию экономические параметры и тем самым объективно оценить существующие в данной ситуации резервы. Например, имитационная модель — численная экономико-математическая модель изучаемой системы, предназначенная для использования в процессе компьютерной имитации реально протекающего процесса. Также использует модели таких ситуаций, при которых интересы участников либо противоположны — «антагонистические игры», либо не совпадают, хотя и непротивоположны — «игры с непротивоположными интересами». Эти модели хорошо описывают процесс конкуренции. Если описываются отношения двух конкурентов, то игра называется парной, когда в ней участвует n лиц, она называется «игра n лиц». Если игрок образуют коалиции, игра называется коалиционной [2, с. 83-130].
В учебнике по Теории экономического анализа таких авторов, как: Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д., изложен несколько иной и более детальный подход. Главным отличием является то, что помимо методов, методики и основных приёмов экономического анализа в учебнике излагается система и методология комплексного анализа хозяйственной деятельности, а также методы экономического анализа для обоснования стратегических решений. Рассмотрим основное назначение разработки методики комплексного анализа на предприятии. Понятие комплексного управленческого анализа может относиться к разным объектам управления - отдельные подразделения предприятия, отдельные стороны и сегменты деятельности, отдельные центры затрат, другие центры ответственности и т.д. Но основной объект для комплексного анализа - организация в целом.
Комплексный анализ должен стать тем инструментом, с помощью которого анализ хозяйственной деятельности должен выполнять свою многоцелевую функцию в современном управлении производством. Комплексный экономический анализ выступает как средство получения цельного знания о хозяйственной деятельности, знания бизнеса, понимания деятельности экономического субъекта.
Методологическую основу комплексного анализа составляют принципы материалистической диалектики и современного системного анализа, который в последние годы получил широкое распространение и в экономическом анализе. Комплексный анализ представляет собой совокупность определенных принципов, методов и приемов всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия. Основное отличие комплексного анализа заключается в особенности подхода к изучению хозяйственной деятельности. Важнейшим элементом методики комплексного анализа является использование программно-целевого метода решения сложных проблем. Это означает, что в комплексном экономическом анализе последовательно осуществляются следующие стандартные процедуры: определение целей и задач анализа; построение факторных моделей анализируемых показателей; определение источников информации; распределение обязанностей между исполнителями; оценка и использование результатов анализа.
Разработка и внедрение методики комплексного анализа хозяйственной деятельности должны способствовать повсеместному переходу к комплексному выявлению и оценке резервов предприятии, отказу от исчисления чисто умозрительных «счетных» резервов, получаемых в результате локального, изолированного анализа отдельных показателей деятельности [1, с.130-191].
Достаточно нестандартный, но более детальный подход изложён в учебном пособии Максютова А.А. Например, методику экономического анализа, в отличие от других авторов, Максютов А.А. определяет следующим образом: «Методика экономического анализа — это документ, регламентирующий проведение анализа конкретных объектов, предметов по определенным направлениям» [4, с. 65].
Автор предлагает классификацию методик в зависимости от охвата объектов, предметов и т.д.. По охвату, объектов, предметов, методов и приемов анализа методика может носить универсальный, межотраслевой характер, т.е. общеэкономический анализ с использованием межотраслевой методики может проводиться в разных отраслях общественного производства, на предприятиях, производящих однотипные виды продукции. В этом случае методика может называться типовой. Например, типовая методика анализа и планирования инвестиций может применяться на промышленных предприятиях, изготавливающих автомобили, станки, тракторы и другие машины и оборудование. Если речь идет об экономическом анализе конкретной отрасли, конкретного объекта, предмета или определенной узкоспециализированной темы, то такая методика называется отраслевой, или специальной, методикой. Специальная методика может быть создана на основе универсальной межотраслевой методики. Например, на основе межотраслевой методики анализа финансового состояния производственного предприятия может быть создана специальная методика анализа тех же вопросов, но с более углубленным и точным анализом и учетом финансового состояния предприятия приборостроения.
Помимо общей методики экономического анализа автор предлагает к рассмотрению методологию и методику комплексного экономического анализа и бизнес – планирования. Под методологией экономического анализа и бизнес -планирования следует понимать комплексный подход к исследованию явлений, когда определяются:
- миссия, стратегические цели, принципы, задачи, категории, показатели;
- возможные методы анализа, прогнозирования, планирования;
- субъекты и объекты;
- актуальность и необходимость анализа и планирования;
- предметы и границы анализа;
- логика и этапы разработок с определением ответственных исполнителей, сроков сдачи результатов анализа и бизнес - планирования;
- опорные, начальные позиции;
- нормативно-методическое и документальное обеспечение всех этапов анализа.
Методика — один из основных разделов методологии анализа и планирования финансово-экономического развития предприятия - связана с использованием совокупности конкретных приемов, способов, аналитических формул, моделей, сценариев развития, инструкций, положений, в которых содержатся конкретные рабочие документы аналитических расчетов и решений [4, с. 10-12; 64-73].
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МЕТАНОЛ»
3.1. Краткая характеристика ЗАО «Метанол»
Закрытое акционерное общество «Метанол» зарегистрировано 05.07.2001 года в г. Хабаровске в результате реорганизации ООО «Метанол», которое было образовано 20.03.1998 г. ЗАО "Метанол" является одним из крупнейших на территории России производителями метанола. В 2003 году выпуск метанола достиг уровня проектной мощности.
За время своего существования ЗАО "Метанол" наладил поставки производимой заводом продукции в Польшу, Финляндию, Чехословакию, Германию, Китай. В планах компании - наладить поставки метанола в Малайзию, Индонезию и другие страны Азиатского континента.
Метиловый спирт применяют в качестве полупродукта для многих промышленных производств. Основным потребителем метанола является производство формальдегида, синтетического каучука, уксусной кислоты, органического стекла и др.
С момента регистрации по 01 сентября 2004г. ЗАО «Метанол» осуществляло деятельность по переработке газа по давальческому договору с ОАО «Востокгазпром», с 01 июня 2004г. по настоящее время осуществляет деятельность по переработке газа по давальческому договору с ООО «Томскнефтехим», с 01 сентября 2004г. с ОАО «Томскгазпром».
Основной целью создания Общества является получение прибыли. Основной хозяйственной деятельностью ЗАО "Метанол" является переработка газа в метанол. Бизнес-планом ЗАО «Метанол» предусматривается максимальное снижение затрат, выпуск продукции на уровне мощности, проведение реконструкции основных средств, замена катализаторов. Стратегия Общества является основой для разработки конкретных мероприятий, направленных на минимизацию рисков и обеспечения эффективной деятельности.
3.2. Общая оценка динамики финансово-экономических показателей ЗАО «Метанол»
По данным ежеквартального отчёта ЗАО «Метанол» за I квартал 2005 года в таблице 3.1. приведены наиболее важные показатели деятельности предприятия за период от 2001 года до I кв. 2005 года (приложение 1.)
Таблица 3.1.
Показатели финансово - экономической деятельности ЗАО «Метанол»
Наименование показателя |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
I кв. 2005г. |
Стоимость чистых активов эмитента, тыс. руб. |
334000 |
334309 |
1367598 |
1371783 |
1428154 |
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, % |
34,18 |
123,48 |
57,55 |
31,08 |
58,45 |
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, % |
34,18 |
122,04 |
33,18 |
6,99 |
35,23 |
Уровень просроченной задолженности, % |
105,2 |
47,8 |
0 |
0 |
3,65 |
Оборачиваемость чистых активов, раз |
1,165 |
0,854 |
0,291 |
0,39 |
0,24 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности, раз |
4,744 |
0,636 |
0,839 |
4,8 |
0,39 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз |
1,978 |
1,237 |
1,826 |
4,09 |
0,92 |
Доля налога на прибыль в прибыли до налогообложения, % |
-8,5 |
84,94 |
0,3 |
44,34 |
17,78 |
Одним из основных показателей, динамика, которого характеризует финансовое положение эмитента, является размер чистых активов. Балансовая стоимость чистых активов определяется как разница между активами нетто и краткосрочными обязательствами. В свою очередь активы нетто – это активы, свободные от несуществующих активов [3, с. 260]. За 5 лет уровень чистых активов вырос с 334 млн. рублей до 1 428 млн. рублей, т.е. более чем в 4 раза. Графически динамика стоимости чистых активов приведена на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Динамика стоимости чистых активов, тыс. руб.
Основным исходным показателем устойчивости финансового предприятия Общества является разница чистых активов и уставного капитала. По состоянию на конец 2004 года стоимость чистых активов составляет 1371783 тыс. руб., сумма уставного капитала составляла 427064 тыс. руб. (приложение 2.), следовательно, стоимость чистых активов превышает уставный капитал более чем в 3 раза (427064/1371783=3,2).
Показатель "Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам" и "Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам" характеризует степень зависимости предприятия от заемных средств. Эти показатели определяют степень риска для кредиторов [10, с. 30].
Рис. 3.2. Динамика относительных показателей
Согласно рис. 3.2. наибольшая степень риска кредиторов приходилась на 2002 год и составляла более 120 % от суммы капитала и резервов организации.
Уровень просроченной задолженности свидетельствует о погашении обязательств без значительных задержек. Следует отметить, что размер просроченной задолженности в 2003 и 2004 гг. был равен нулю.
Оборачиваемость чистых активов определяет, какое количество вложенных активов необходимо для обеспечения данного уровня реализации продукции, т.е. какая сумма дохода получается на каждую единицу вложенных активов за исключением текущих обязательств. Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Рост коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, снижение - рост покупок в кредит. Оборачиваемость дебиторской задолженности основывается на сравнении величины этой статьи с чистым объемом продаж. Этот коэффициент показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого организации. В общем, показатели оборачиваемости за последние пять лет, снижаются (см. Рис. 3.3.), это, несомненно, является положительной тенденцией деятельности предприятия.
Рис. 3.3. Динамика показателей оборачиваемости
Уровень показателей финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии Общества.
3.3. Использование способа цепных подстановок при расчете влияния факторов на размер прибыли от продаж
Способ цепной подстановки позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путём постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объёме результативного показателя на фактическую в отчётном периоде. Сущность приема цепных подстановок заключается в последовательной замене базисной величины частных показателей, входящих в расчетную формулу, фактической величиной этих показателей, а также измерений влияния произведенной замены на изменение величины обобщающего показателя. То есть определяется дополнительная условная величина, показывающая, каков был бы обобщающий показатель, если бы один фактор изменился, а другие остались неизменными. Эту величину принято называть подстановкой. Если факторов-сомножителей больше двух, то приходится определять несколько подстановок, а точнее, цепочку взаимосвязанных подстановок. Отсюда и название способа. После каждой подстановки производят все математические действия, предусмотренные расчетной формулой, и из полученного значения обобщающего показателя вычитают предшествующее его значение, которое имелось до проведения подстановки. Полученная таким образом разница покажет величину влияния подставляемого частного показателя на величину обобщающего показателя [7, с. 49-53].
Для расчёта влияния факторов на размер прибыли от продаж, данные взяты из приложения 3 отчётности ЗАО «Метанол» за 2004 год (табл. 3.2.).
Таблица 3.2.
Исходные данные для расчёта влияния факторов на прибыль от продаж
Периоды |
Выручка (V), тыс. руб. |
Себестоимость (S), тыс. руб. |
Коммерческие расходы (К), тыс. руб. |
Управленческие расходы (Y), тыс. руб. |
Прибыль от продаж (P), тыс. руб. |
Отчётный |
534289 |
460626 |
566 |
55741 |
17356 |
Предыдущий (базисный) |
395888 |
324772 |
29 |
50704 |
20383 |
Отклонение |
138401 |
135854 |
537 |
5037 |
-3027 |
Прибыль от продаж полученную предприятием рассчитываем по средствам формулы 3.1.:
P=V-S-K-Y (3.1.)
где P – прибыль от продаж;
V – выручка от продаж;
S – себестоимость;
K – коммерческие расходы;
Y – управленческие расходы.
Рассчитаем влияние факторов на изменение прибыли от продаж ЗАО «Метанол».
Первый расчёт: все показатели базисные:
P0=V0-S0-K0-Y0=395888-324772-29-50704=20383 тыс. руб.
Второй расчёт: выручка отчётная, все остальные показатели базисные:
Pусл.1=V1-S0-K0-Y0=534289-324772-29-50704=158784 тыс. руб.
Третий расчёт: выручка и себестоимость отчётные, остальные показатели базисные:
Pусл.2=V1-S1-K0-Y0=534289-460626-29-50704=22930 тыс. руб.
Четвёртый расчёт: управленческие расходы базисные, остальные показатели отчётные:
Pусл.3=V1-S1-K1-Y0=534289-460626-566-50704=22393 тыс. руб.
Пятый расчёт: все показатели отчётные:
P1=V1-S1-K1-Y1=534289-460626-566-55741=17356 тыс. руб.
Рассчитаем влияние факторов:
ΔPv= Pусл.1- P0=158784-20383=138401 тыс. руб.
ΔPs= Pусл.2- Pусл.1=22930-158784=-135854 тыс. руб.
ΔPk= Pусл.3- Pусл.2=22393-22930=-537 тыс. руб.
ΔPy= P1- Pусл.3=17356-22393=-5037 тыс. руб.
ΔPобщ= ΔPv+ ΔPs+ ΔPk+ ΔPy=138401-135854-537-5037=-3027 тыс. руб.
Вывод: Наибольшее влияние на уменьшение размера прибыли от продаж оказал рост себестоимости продукции.
3.4. Интегральный метод факторного анализа выручки от реализации
Использование интегрального метода позволяет получить более точные результаты расчёта влияния факторов по сравнению со способом цепной подстановки. Исходные данные для расчёта влияния факторов взяты из отчётности ЗАО «Метанол», изложенной в приложениях 3 и 4. (см. табл. 3.3.).
Таблица 3.3.
Исходные данные для расчёта влияния факторов на размер выручки
Показатели |
Предыдущий |
Отчётный |
Темп изм., % |
Отклонение |
Выручка от реализации, тыс. руб. (В) |
395888 |
534289 |
1,35 |
138401 |
Среднесписочная численность работников, чел. (Ч) |
398 |
434 |
1,09 |
36 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. (П) |
994,7 |
1231,1 |
1,24 |
236,4 |
Размер выручки можно определить путём перемножения производительности труда одного работника и средней численности работников (см. формулу 3.2.):
В=П*Ч (3.2.)
где П – производительность труда;
Ч - среднесписочная численность работников.
Расчёт влияния численности работников на размер выручки: ΔВЧ=1/2ΔЧ*(П0+П1)=18*2225,8=40068 тыс. руб.
Расчёт влияния производительности труда работника на размер выручки: ΔВП=1/2ΔП*(Ч0+Ч1)=118,19*832=98334 тыс. руб.
Расчёт общего изменения:
ΔВобщ=ΔВЧ+ΔВП=40068+98334,1=138402 тыс. руб.
Вывод: Наибольшее влияние на увеличение выручки оказал рост производительности труда одного работника [9, с. 31].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения данной курсовой работы были решены следующие поставленные задачи:
- рассмотрение основных понятий и методов экономического анализа;
- проведён подробный обзор методик экономического анализа трёх авторов;
- выбрано и охарактеризовано исследуемое предприятие: Закрытое акционерное общество «Метанол»;
- проведена общая оценка динамики экономических показателей ЗАО «Метанол»;
- проведен факторный анализ экономических показателей двумя способами.
Были сформулированы основные выводы сделанные в процессе выполнения работы:
Основным исходным показателем устойчивости финансового предприятия Общества является разница чистых активов и уставного капитала, стоимость чистых активов превышает уставный капитал более чем в 3 раза.
Наибольшая степень риска кредиторов приходилась на 2002 год и составляла более 120 % от суммы капитала и резервов организации.
Уровень просроченной задолженности свидетельствует о погашении обязательств без значительных задержек.
Уровень показателей финансово-хозяйственной деятельности и показателей оборачиваемости свидетельствуют об устойчивом финансовом состоянии Общества.
В последние периоды наблюдалось снижение прибыли от продаж, в результате проведения факторного анализа, выяснилось, что наибольшее влияние на уменьшение размера прибыли от продаж оказал рост себестоимости продукции. Выручка наоборот увеличилась и набольшее влияние на увеличение выручки оказал рост производительности труда одного работника.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник / Под ред. М.И. Баканова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 536 с.: ил.
2. Гинзбург А.И. Экономический анализ: Учебник.- СПб.: Питер, 2003.- 480 с.: ил.
3. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент [Учебник].- М.: Финансы и статистика, 2004.- 768 с.: ил.
4. Максютов А.А. Экономический анализ: Учеб. пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 543 с.
5. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 560 с.
6. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): [Учебник].- М.: «Финансы и статистика», 2003.- 536 с.: ил.
7. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия: Учеб. пособие.- М.: Академический проект, 2003.- 573 с.
8. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник.- 10-е изд., испр.- М.: Новое знание, 2004.- 640 с.
9. Чечевицина Л.Н. Экономический анализ: Учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2001.- 448 с.
10. Экономический анализ: Учебник / Под ред. Л.Т. Гиляровской.- 2-е изд., доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 612 с.
Приложение 1.
Показатели финансово - экономической деятельности ЗАО «Метанол»
Наименование показателя |
|
|
|
|
1
кв. |
Стоимость чистых активов эмитента, руб. |
334 000 282 |
334 309 103 |
1 367 598 000 |
1 371 783 000 |
1 428 154 000 |
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, % |
34,18 |
123,48 |
57,55 |
31,08 |
58,45 |
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, % |
34,18 |
122,04 |
33,18 |
6,99 |
35,23 |
Уровень просроченной задолженности, % |
105,2 |
47,8 |
0 |
0 |
3,65 |
Оборачиваемость чистых активов, раз |
1,165 |
0,854 |
0,291 |
0,39 |
0,24 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности, раз |
4,744 |
0,636 |
0,839 |
4,8 |
0,39 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз |
1,978 |
1,237 |
1,826 |
4,09 |
0,92 |
Доля налога на прибыль в прибыли до налогообложения, % |
-8,5 |
84,94 |
0,3 |
44,34 |
17,78 |
Приложение 2.
Структура капитала и оборотных средств ЗАО «Метанол» на конец отчетного периода
Показатель |
2004 |
1 кв. 2005 |
Уставный капитал, тыс.рублей |
427 064 |
427 064 |
Резервный капитал, тыс. рублей |
0 |
0 |
Добавочный капитал, тыс. рублей |
0 |
0 |
Размер нераспределенной чистой прибыли эмитента, тыс.рублей |
944 719 |
1 001 090 |
Целевые финансирование и поступления, тыс. рублей |
0 |
0 |
Общая сумма капитала, тыс. рублей |
1 361 783 |
1 428 154 |
Приложение 3.
Отчет о прибылях и убытках за
Единица измерения: тыс. руб.
Показатель |
За отчетный период |
За аналогичный период предыдущего года |
|
наименование |
код |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|
|
|
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
10 |
534 289 |
395 888 |
в том числе от продажи: |
|
|
|
др.работы и услуги |
11 |
8 364 |
4 170 |
услуги по переработке газа |
12 |
525 925 |
391 718 |
|
13 |
- |
- |
|
14 |
- |
- |
|
15 |
- |
- |
|
16 |
- |
- |
|
17 |
- |
- |
прочее |
18 |
- |
- |
|
|
|
|
Себестоимость проданных товаров, продукции , работ, услуг |
20 |
( 460 626) |
( 324 772) |
в том числе проданных: |
|
|
|
др.работы и услуги |
21 |
( 9 893) |
( 3 303) |
услуги по переработке газа |
22 |
( 450 733) |
( 321 469) |
|
23 |
- |
- |
|
24 |
- |
- |
|
25 |
- |
- |
|
26 |
- |
- |
|
27 |
- |
- |
прочее |
28 |
- |
- |
Валовая прибыль |
29 |
73 663 |
71 116 |
Коммерческие расходы |
30 |
( 566) |
( 29) |
Управленческие расходы |
40 |
( 55 741) |
( 50 704) |
Прибыль (убыток) от продаж |
50 |
17 356 |
20 383 |
Прочие доходы и расходы |
|
|
|
Проценты к получению |
60 |
469 |
2 613 |
Проценты к уплате |
70 |
( 892) |
( 3 738) |
Доходы от участия в других организациях |
80 |
- |
- |
Прочие операционные доходы |
90 |
394 939 |
1 624 357 |
Прочие операционные расходы |
100 |
( 394 982) |
( 266 711) |
Внереализационные доходы |
120 |
499 |
1 091 |
Внереализационные расходы |
130 |
( 10 136) |
( 9 815) |
Чрезвычайные доходы |
135 |
- |
- |
Чрезвычайные расходы |
136 |
- |
- |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
7 253 |
1 368 180 |
Отложенные налоговые активы |
141 |
16 |
- |
Отложенные налоговые обязательства |
142 |
399 |
( 328 601) |
Текущий налог на прибыль |
150 |
( 3 216) |
( 2 127) |
Прочие расходы из прибыли |
151 |
( 267) |
( 2 010) |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
190 |
4 185 |
1 035 442 |
СПРАВОЧНО |
|
|
|
Постоянные налоговые обязательства (активы) |
200 |
1 060 |
2 365 |
Базовая прибыль (убыток) на акцию, коп |
201 |
0,98 |
242 |
Разводненная прибыль (убыток) на акцию |
202 |
- |
- |
РАСШИФРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ |
|||||
Показатель |
За отчетный период |
|
За аналогичный период предыдущего года
|
||
наименование |
код |
прибыль |
убыток |
прибыль |
убыток |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Штрафы,пени и неустойки,признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании |
210 |
- |
- |
- |
1 796 |
Прибыль (убыток) прошлых лет |
220 |
494 |
620 |
96 |
- |
Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств |
230 |
- |
- |
- |
- |
Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте |
240 |
5 |
53 |
870 |
673 |
Отчисления в оценочные резервы |
250 |
Х |
- |
Х |
- |
Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности |
260 |
- |
1 193 |
- |
- |
Приложение 4.
Показатели, характеризующие прибыльность и убыточность ЗАО «Метанол» за соответствующий отчетный период:
Наименование показателя |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
1 кв. 2005 |
Выручка, тыс. руб. |
383 349 |
280 391 |
395 888 |
534 289 |
341 603 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
10 636 |
55 852 |
71 116 |
73 663 |
145 864 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
-23 153 |
308 |
1 035 442 |
4 185 |
56 374 |
Производительность труда, тыс.руб./чел. |
1 020 |
740 |
995 |
1 231 |
771 |
Фондоотдача, % |
190 |
143 |
27 821 |
16 951 |
8 350 |
Рентабельность активов, % |
-5,17 |
0,04 |
48,06 |
0,23 |
2,49 |
Рентабельность собственного капитала, % |
-6,93 |
0,09 |
75,71 |
0,31 |
3,95 |
Рентабельность продукции (продаж), % |
-4,18 |
7,25 |
5,15 |
3,25 |
21,34 |
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс. руб. |
-93 064 |
-93 064 |
0,00 |
0 |
0 |
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса |
-0,21 |
-0,12 |
0,00 |
0 |
0 |