Содержание

I. Теоретическая часть

3

1

Нормативное регулирование учета нематериальных активов

3

2

Учет расчетов с подотчетными лицами

6

3

Особенности записей на забалансовых счетах

9

II. Практическая часть

13

Задание 1

13

Задание 2

16

Задание 3

17

Задание 4

23

Задание 5

28

Список использованной литературы

29

Приложение А – Бухгалтерский баланс

30

I. Теоретическая часть

1.Нормативное регулирование учета нематериальных активов

Нематериальные активы (НМА) – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие материально-вещественной структуры, которые используются при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд.[1]

Нормативное регулирование НМА производится на основании ряда нормативных документов, в состав которых входят:

1.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.

2.     Гражданский кодекс РФ. Части 1 и 2.

3.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г №34 (в ред. приказа МФ РФ от 24.03.2000 г. №31н).

4.     ПБУ 4/98 «Бухгалтерская отчетность организации».

5.     ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов».

6.     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. (В редакции приказа Минфина РФ от 07.05.2003 г. №38н).

7.     «Патентный закон Российской Федерации» от 23.09.92 г. №3517-1.

8.     «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров». Закон РФ от 23.09.92 г. №3520-1.

9.     «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Закон РФ от 23.09.92 г. №3523-1.

10.                       «Об авторском праве и смежных правах». Закон РФ от 09.07.93г.№5351-1.

В настоящее время основным нормативным документов по учету НМА является Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000).

Исходя из места и содержания выполняемых в общественном производстве функций состав НМА можно разделить на следующие основные группы: имущественные права; интеллектуальная собственность; отложенные (организационные) расходы; цена фирмы (деловая репутация, имидж фирмы).

Единицей учета НМА является инвентарный объект. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо использовании для управленческих нужд организации.

НМА принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости. В балансе НМА учитываются по остаточной стоимости.

Аналитический учет НМА организуется по каждому объекту на карточках учета.

НМА в течение всего срока полезного использования отражают по первоначальной стоимости, таким образом, исключается понятие «переоценка».

К бухгалтерскому учету НМА принимаются по первоначальной стоимости, которая формируется:

-       при приобретении НМА за плату – как сумма фактических расходов на приобретение (информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением НМА, регистрационные сборы, патентные пошлины и другие аналогичных платежи, невозмещаемые налоги и пр.), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов);

-       при создании НМА самой организацией – как сумма фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, патентные пошлины и пр.), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов;

-       при внесении в качестве вклада в уставный капитал организации – исходя из денежной оценки, согласованной учредителями;

-       при получении НМА по договору дарения (безвозмездно) – исходя из рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

НМА используются длительное время, и в течение этого времени их стоимость равномерно переносится на производимую продукцию (работы, услуги) путем начисления по ним амортизации.

НМА амортизируют при соблюдении следующих условий: права на активы должны быть подтверждены документально в соответствии с законодательством РФ; НМА используются в основной деятельности.

Начисление амортизации производится в соответствии с ПБУ14/2000 и ст.259 Налогового кодекса РФ. Амортизация начисляется ежемесячно на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов», либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта (Кт 04).

Амортизация начисляется тремя способами, которые фиксируются в учетной политике: линейный; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг); способ уменьшаемого остатка.

На выбор критерия в оценке НМА оказывает влияние вариант учетной политики по установлению сроков их использования. Один из вариантов совпадает с «жизненным циклом» НМА, соответствующим сроку его действия (патенты, лицензии, права пользования и пр.) другой вариант организация устанавливает самостоятельно (топологии интегральных микросхем, «ноу-хау» и пр.) с учетом разумного срока использования таких объектов за пределами одного года с момента принятия их на баланс. Учетной политикой может быть предусмотрен срок в 20 лет – срок, максимально допустимый законодательством. Это касается тех НМА, по которым не представляется возможным определить срок полезного использования.

В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

-       о способах оценки НМА, приобретенных не за денежные средства;

-       о принятых организацией сроках полезного использования НМА;

-       о способах начисления амортизации по отдельным группам НМА;

-       о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по НМА.[2]

Стоимость НМА, использование которых прекращено для целей производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, либо для управленческих нужд организации (в связи и прекращением срока действия патента, свидетельства либо по другим основаниям) подлежит списанию.

Если амортизационные отчисления по каким-либо НМА отражаются в учете путем накопления соответствующих сумм, то одновременно со списанием стоимости этих объектов подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений.

2.Учет расчетов с подотчетными лицами

Подотчетные лица – работники, выполняющие свои функции за пределами предприятия. Для выполнения этих функций администрация выдает им денежные средства в виде авансов, в размере, определенном действующим законодательством. Денежные авансы выдаются в подотчет на служебные командировки и на мелкие хозяйственные расходы.[3]

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командируемым на эти цели.

Подотчетные суммы учитываются на активном синтетическом счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдачу денежных авансов подотчетным лицам отражают: Дт 71 – Кт 50 «Касса».

Командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения и проезду к месту постоянной работы, расходы на постельные принадлежности при проезде в поезде, а также выплачиваются суточные за каждый день пребывания в командировке.

Суточные за время нахождения в командировке: по России с 01.01.2002г. – 100 рублей (Приказ МФ РФ от 06.07.2001г. №49н); по командировкам за границу со дня пересечения государственной границы при выезде из РФ суточные выплачиваются по норме, установленной для выплаты в стране, в которую направляется командированный, а со дня пересечения государственной границы при въезде в РФ – по норме, установленной при командировках в пределах РФ.

Транспортные расходы по проезду к месту назначения и обратно возмещаются согласно прилагаемых билетов, либо расчетным путем по тарифам, действовавшим в конкретном городе.

Расходы по найму жилого помещения возмещаются: с 01.01.2002г. по командировкам внутри России – в размере фактически произведенных расходов, но не более 550 рублей в сутки, при отсутствии документов – 12 рублей (Приказ МФ РФ от 06.07.2001г. №49н); плата за бронирование мест в гостиницах возмещается в размере 50% от возмещаемой командированному стоимости места за сутки; по командировкам в зарубежные страны – в размере фактически произведенных расходов, но не более норм, установленных Приказом МФ РФ от 11.07.2001г. №51н.

Остальные расходы возмещаются в сумме фактических расходов только при наличии подтверждающих документов. Это сборы за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы, расходы по получению заграничного паспорта, виз и прописки загранпаспорта, расходы по обмену валюты и др.

В соответствии с Трудовым Кодексом в тех случаях, когда командированному работнику был выдан аванс на расходы по командировке, а документы, подтверждающие произведенные работником расходы по найму жилого помещения и проезду, не могут быть представлены, руководитель предприятия имеет право разрешить оплату расходов по найму жилой площади в размере 4500 рублей и оплату проезда по минимальной стоимости. Данные суммы будут включаться в совокупный доход работника и облагаться подоходным налогом.

В течение 3-х дней по возвращении из командировки работник должен представить руководителю письменный отчет – авансовый отчет о результатах командировки и авансовый отчет об израсходованных суммах, с приложением оформленного командировочного удостоверения и другими оправдательными документами.

Из предоставленных проездных документов и квитанций на пользование постельными принадлежностями расчетным путем по ставке 15,25% (0,18/1,18 * 100) из общей суммы выделяется НДС, который принимается в зачет и оформляется бухгалтерской проводкой Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» – Кт 71. Выделение НДС производится при условии, если он там выделен отдельной строкой. Возмещаемая бюджетом часть НДС списывается в Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» с Кт 19.

Не возвращенные подотчетным лицом суммы авансов списываются: Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - Кт 71.

Оплата расходов по загранкомандировкам производится в соответствии с правилами и по нормативам, утверждаемым МФ РФ (постановление Правительства РФ от 01.12.1993 №1261 в ред. От 21.03.1998г.) Полученная под отчет иностранная валюта может расходоваться на цели и нормам, утвержденным МФ РФ.

Полученную в банке валюту приходуют: Дт 50 – Кт 52 «Валютный счет». Выданная под отчет валюта списывается: Дт 71 – Кт 50 и отражается в учете в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на момент выдачи.

При возвращении из командировки и сдачи авансового отчета с приложением оправдательных документов задолженность подотчетного лица списывается с Кт 71 в Дт 26 «Общехозяйственные расходы» и других счетов в зависимости от вида расходов по курсу на день представления отчета. При изменении за период командировки курса валют курсовая разница списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы»: положительная – на доходы (Дт 71 – Кт 91), отрицательная – на расходы (Дт 91 – Кт 71).

При заграничных командировках суммы НДС по расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно и найму жилого помещения начисляются и списываются таким же образом, как и при командировках внутри РФ.

Деньги в новый подотчет выдаются только при условии полного расчета по предыдущей подотчетной сумме.

Запрещено выдавать наличные деньги, выданные под отчет, напрямую от одного лица другому лицу. Если подотчетные суммы по истечении 3-х дней, после установленной для отчета даты, не сданы в кассу или по ним не представлен отчет, они включаются в облагаемый подоходным налогом совокупный доход работника. Аналитический учет по счету 71 ведут по каждой сумме, выданной под отчет.

3.Особенности записей на забалансовых счетах

Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет указанных объектов ведется по простой системе.[4]

Счет 001 "Арендованные основные средства" ведется у арендатора.

В том случае, когда основные средства взяты в аренду и права владения и пользования перешли к арендатору, бухгалтер арендатора должен будет сделать запись: Дт 001 - на стоимость основных средств, указанную в договоре аренды.

При возврате основных средств или в случае списания по причине кражи (гибели от стихийных бедствий и т.п.), бухгалтер сделает проводку: Кт 001.

Счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» может вестись как и у владельца и у собственника.

Счет 002 во всех случаях и у продавца и у покупателя - активный. Стоимость партии при регистрации определяется сопроводительными документами. Если покупатель возвращает товары, то бухгалтер, после отгрузки кредитует счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Записи в бухгалтерии стандартные: Дт 002 - приняты товары на хранение; Кт 002 - товары отгружены. [5]

Счет 003 «Материалы, принятые в переработку» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых организацией-изготовителем. На данном счете делаются следующие записи: Дт 003 –производитель получил право владения и пользования материалами; Кт 003 – при передаче этих материалов в производство.

Счет 004 «Товары, принятые на комиссию» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товаров, принятых на комиссию в соответствии с договором. Этот счет используется организациями - комиссионерам.

При получении товаров на комиссию на их стоимость, указанную в приёмосдаточных документах (накладных, счетов, актов приёмки-передачи и др.) делается запись: Дт 004. Кредитуется данный счет обычно при отгрузке (отпуске) товаров покупателям, а также в случаях возврата товаров комитентам, выявлении недостач при инвентаризациях, при уценке товаров и т.п.

На счете 005 «Оборудование, принятое для монтажа» показывается оборудование, находящееся в собственности заказчика и переданное им подрядчику для монтажа.

Подрядчик использует для учета принятого в монтаж оборудования данный счет. Как только такое оборудование поступит к подрядчику, его бухгалтер должен будет сразу же сделать запись: Дт 005. При передаче оборудования в монтаж делаются записи: Кт 005.

Счет 006 «Бланки строгой отчетности» предназначен только для контроля движения символических ценностей.

Само поступление бланков на основании счетов, актов и иных документов отражается записью: Дт 006. При выдаче бланков или при списании неиспользованных бланков делается запись: Кт 006.

Счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" предназначен для обобщения информации о состоянии дебиторской задолженности, списанной в убыток вследствие неплатежеспособности должников. Эта задолженность должна учитываться за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.

На основании справки бухгалтерии о списании в убыток задолженности дебетуется счет 007 и эта запись сохраняется в течение 5 лет. Если задолженность будет погашена или если в течение пяти лет она не будет погашена, ее следует списать, кредитуя счет 007.

Счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» предназначен для обобщения информации о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам).

Все полученные гарантии в виде письма поручительства третьих лиц или же в виде акта на передачу ценностей в залог служат обеспечением платежей, которые ожидает организация. Эти совокупные гарантии записываются в дебет счета 008. По мере выполнения дебитором договорных обязательств объем гарантий уменьшается и в связи с этим соответственно уменьшается и величина гарантии. В результате бухгалтер должен после каждого платежа дебитора кредитовать счет 008.

На счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» отражается информация о гарантиях нашим контрагентам, выданных за нас третьими лицами, и то имущество, которое организация выдала в виде залога.

Если кто-то за нас дает гарантии, то бухгалтер должен дебетовать счет 009. Такую запись необходимо составить, так как она свидетельствует, что у нашей организации могут быть проблемы с платежами и партнер по договору желает себя застраховать в части причитающихся ему платежей. Суммы обеспечений, учтенные на счете 009, списываются по мере погашения задолженности.

Счет 010 «Износ основных средств» предназначен для обобщения информации о движении сумм износа по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также у некоммерческих организаций по объектам основных средств. Начисление износа по указанным объектам производится в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений.

Начисление оформляется проводкой: Дт 010, и каждый год эксплуатации увеличивает дебетовые записи. Износ на забалансовом счете показывается по дебету, а не по кредиту счета как это имеет место со счетами балансовыми. Дело в том, что все забалансовые счета имеют только дебетовое сальдо и, следовательно, все они активные. Только когда списывается основное средство, износ по которому начисляется по счету 010, только тогда этот счет кредитуется.

Счет 011 «Основные средства, сданные в аренду» предназначен для обобщения информации о наличии и движении объектов основных средств, сданных в аренду, если по условиям договора аренды имущество должно учитываться на балансе арендатора (нанимателя). Основные средства, сданные в аренду, учитываются на счете 011 в оценке, указанной в договорах аренды.

Аналитический учет по счету 011 ведется по арендаторам, по каждому объекту основных средств, сданных в аренду. Основные средства, сданные в аренду, находящиеся за пределами РФ, учитываются на счете 011 обособленно.

II. Практическая часть

В связи с последними изменениями в налоговом законодательстве Российской Федерации в данной контрольной работе (в целях ознакомления с действующей налоговой системой РФ) периодом для расчета налогов условно принимается 2005 г. Ставки налогов приведены в соответствии с действующим законодательством на момент выполнения работы.

 

Задание 1

Исходные данные:

Таблица 1 – Состав имущества предприятия на 01.01.2005 г.

Наименование средства предприятия

Сумма, руб.

Топливо

280 000

Готовая продукция на складе

348 000

Производственное оборудование в цехах

656 000

Товары, отгруженные покупателю

526 000

Тара

40 000

Касса

42 000

Прочие денежные средства

29 800

Незавершенное промышленное производство

58 500

Основные материалы

65 000

Прочие дебиторы

18 600

Расчётный счёт

406 525

Вспомогательные материалы

23 000

Основные средства общецехового назначения

986 000

Подотчётные лица

24 500

Прочие материалы

13 500

Покупные полуфабрикаты

7 200

Расходы будущих периодов

6 900

Здания и оборудование складов, отделов снабжения и сбыта

896 000

Валютный счёт

58 000

Здание и оборудование медпункта

476 000

Итого

4 961 525

Таблица 2 – Источники образования имущества предприятия

                     на 01.01.2005г.

Наименование источника образования имущества

Сумма, руб.

Задолженность предприятия за полученные от поставщиков материалы

240 800

Задолженность финансовым органам по платежам в бюджет

188 160

Уставный капитал

786 000

Краткосрочные ссуды

276 000

Прочие кредиторы

33 000

Задолженность органам соц. страхования

316 000

Задолженность работникам по оплате труда

486 000

Долгосрочные кредиты

326 000

Краткосрочные займы

486 000

Задолженность поставщикам по акцептованным платежным документам, срок оплаты по которым не наступил

335 000

Прибыль отчетного года

390 000

Долгосрочные займы

436 000

Задолженность финансовым органам по налогу на прибыль

121 000

Резервный капитал

354 000

Резерв предстоящих расходов и платежей

151 250

Доходы будущих периодов

36 315

Итого

4 961 525

Необходимо: По данным таблицы 1 осуществить группировку имущества предприятия по видам, по данным таблицы 2 – группировку имущества по источникам их образования.

Решение:

На основании исходных данных произведем группировку имущества предприятия по видам в таблице 3.

Таблица 3 – Группировка имущества хозяйства по видам

Виды имущества

Сфера нахождения

Наименование имущества

Сумма, руб.

Внеоборотные активы

1.Сфера производства

Средства труда

1.Производственное оборудование в цехах

656 000

2.Основные средства общецехового назначения

989 000

3.Здания и оборудования складов, отделов снабжения и сбыта

896 000

4.Здание и оборудование медпункта

476 000

2.Сфера обращения

-

-

3.Внепроизводствен-ная сфера

-

-

Итого:

3 014 000

Оборотные активы

1.Сфера производства

Предметы труда

1.Топливо

280 000

2.Тара

40 000

3.Основные материалы

65 000

4.Вспомогательные материалы

23 000

5.Прочие материалы

13 500

6.Покупные полуфабрикаты

7 200

7.Незавершенное промышленное производство

58 500

2.Сфера обращения

Предметы обращения

1.Готовая продукция на складе

348 000

2.Товары, отгруженные покупателю

526 000

Денежные средства

1.Касса

42 000

2.Расчетый счет

406 525

3.Валютный счет

58 000

4.Прочие денежные средства

29 800

Средства в расчетах

1.Подотчетные лица

24 500

2.Прочие дебиторы

18 600

3.Расходы будущих периодов

6 900

3.Внепроизводствен-ная сфера

-

-

Итого:

1947525

Всего:

4 961 525

Таблица 4 – Группировка имущества хозяйства по источникам их

                     образования

Источники образования

Наименование источников

Сумма, руб.

Собственные

1.Капитал

1.Уставный капитал

786 000

2.Резервный капитал

354 000

2.Фонды

-

-

3.Прибыль

1.Прибыль отчетного года

390 000

Итого:

1 530 000

Заемные

1.Кредиты и займы

1.Краткосрочные ссуды

276 000

2.Краткосрочные займы

486 000

3.Долгосрочные кредиты

326 000

4.Долгосрочные займы

436 000

2.Обязательства по расчетам

1.Задолженность предприятия за полученные от поставщиков материалы

240 800

2.Задолженность поставщикам по акцептованным платежным документам, срок оплаты по которым не наступил

335 000

3.Прочие кредиторы

33 000

4.Резервы предстоящих расходов

151 250

5.Доходы будущих периодов

36 315

6.Задолженность работникам по оплате труда

486 000

7.Задолженность финансовым органам по платежам в бюджет

188 160

8.Задолженность финансовым органам по налогу на прибыль

121 000

9.Задолженность органам социального страхования

316 000

Итого:

3 431 525

Всего:

4 961 525

Задание 2

Исходные данные:

См. данные Задания 1 (таблицы 3, 4).

Необходимо: По данным задания 1 составить баланс предприятия на 1 января 2005 г.

Примечание: начальный баланс предприятия на 1 января 2005 г. представлен в Приложении А (графа 3 «На начало отчетного периода»).

Задание 3

Исходные данные:

См. данные Приложения А – начальный баланс на 01.01.2005 г. (графа 3).

Необходимо:

По данным начального баланса открыть счета синтетического учета. Отразить на счетах операции, приведенные в журнале хозяйственных операций. Сделав разноску по счетам, подсчитать обороты и вывести конечные остатки по счетам. Отсутствующие суммы по хозяйственным операциям определить самостоятельно.

По данным об остатках и оборотах по счетам составить оборотную ведомость по синтетическим счетам.

Решение:

На основании исходных данных составим журнал хозяйственных операций в таблице 5, оборотную ведомость в таблице 6.

Таблица 5 – Журнал хозяйственных операций за январь 2005 г.

№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Поступили на склад:

-от ООО «Металлосбыт» сталь листовая в количестве 20 т.;

236 000

10.1

60

- НДС[6] (236 000 *0,18 = 42 480)

42 480

19

60

-от ООО «Востоксбыт» полуфабрикаты в количестве 150 шт.

37 500

10.2

60

- НДС (37 500 *0,18 = 6 750)

6 750

19

60

2

Отпущено в производство:

-сталь листовая в количестве 20 т.

236 000

20

10.1

-краска масляная в количестве 410 кг.

17 220

20

10.1

3

Прочие материалы на цеховые нужды в количестве 78 кг.

7 800

25

10.6

4

Отпущены прочие материалы на общезаводские нужды в количестве 50 кг.

5 000

26

10.6

5

Оплачены счета

-ООО «Металлосбыт» за сталь листовую

(236 000 + 42 480 = 278 480)

278 480

60

51

-ООО «Востоксбыт» за полуфабрикаты

(37 500 + 6 750 = 44 250)

44 250

60

51

6

Отпущено в производство топливо в количестве 15 т.

22 500

20

10.3

7

Начислена зарплата рабочим за изготовление продукции

250 000

20

70

8

Начислена зарплата рабочим, занятым обслуживание производственного оборудования

37 000

25

70

9

Начислена зарплата административно-управленческому персоналу предприятия

80 000

26

70

10

Начислено органам социального страхования с заработной платы (ЕСН - 26%)[7]

-рабочих, занятых изготовлением продукции

(250 000 * 0,26 = 65 000)

65 000

20

69

-рабочих, занятых обслуживанием производственного оборудования

(37 000 * 0,26 = 9 620)

9 620

25

69

-административно-управленческого персонала

(80 000 * 0,26 = 20 800)

20 800

26

69

11

Начислен износ по основным средствам:

-производственного оборудования

87 000

20

02

-общецехового назначения

138 000

25

02

-общезаводского назначения

125 000

26

02

12

Списываются на затраты основного производства:

-общецеховые расходы

192 420

20

25

-общезаводские расходы

230 800

20

26

13

Выпущена и сдана на склад готовая продукция

730 000

43

20

14

Отгружена покупателям готовая продукция (момент реализации по «оплате»)

860 000

45

43

15

Акцептован счет ООО «Грузоперевозки» за доставку готовой продукции на железнодорожную станцию

120 000

44

60

16

Поступила на расчетный счет выручка за реализованную продукцию

1 200 000

51

90

17

Начислен НДС по проданной продукции

(1 200 000 * 0,18 / 1,18 = 183 051)

183 051

90

68

18

Списываются коммерческие расходы

120 000

90

44

19

Списывается фактическая себестоимость реализованной продукции

790 000

90

45

20

Списывается результат от реализованной продукции (финансовый результат):

(1 200 000–183 051–120 000–790 000 =106 949)

106 949

90

99

21

Удержаны налоги из заработной платы рабочих и служащих

47 710

70

68

22

Получены деньги в кассу для выдачи зарплаты

320 000

50

51

23

Выдана из кассы зарплата

300 000

70

50

24

Депонирована неполученная в срок зарплата

(320 000 – 300 000 = 20 000)

20 000

70

76.4

25

Возвращена на расчетный счет неполученная в срок зарплата

20 000

51

50

01 – Основные средства

Дт

Кт

Сн=3 014 000

-

-

Ск=3 014 000

02 – Амортизация ОС

Дт

Кт

Сн=-

1)87 000

138 000

125 000

-

350 000

Ск=350 000

10 - Материалы

Сн=428 700

1)236 000

37 500

2)236 000

17 220

3)7 800

4)5 000

6)22 500

273 500

288 520

Ск=413 680

19 – НДС по приобретенным ценностям

Сн=-

1)42 480

6 750

49 230

-

Ск=49 230

20 – Основное производство

Сн=58 500

2)236 000

17 220

6)22 500

7)250 000

10)65 000

11)87 000

12)192 420

230 800

13)730 000

1 100 940

730 000

Ск=429 440

25 – Общепроизводственные расходы

3)7 800

8)37 000

10)9 620

11)138 000

12)192 420

192 420

192 420

-

-

26 – Общехозяйственные расходы

4)5 000

9)80 000

10)20 800

11)125 000

12)230 800

230 800

230 800

-

-

43 – Готовая продукция

Дт

Кт

Сн=348 000

13)730 000

14)860 000

730 000

860 000

Ск=218 000

44 – Расходы на продажу

Дт

Кт

Сн=-

15)120 000

18)120 000

120 000

120 000

Ск=-

45 – Товары отгруженные

Дт

Кт

Сн=526 000

14)860 000

19)790 000

860 000

790 000

Ск=596 000

57 – Переводы в пути

Дт

Кт

Сн=29 800

-

-

Ск=290800

50 - Касса

Сн=42 000

22)320 000

23)300 000

25)20 000

320 000

320 000

Ск=42 000

51 – Расчетный счет

Сн=406 525

16)1 200 000

25)20 000

5)278 480

44 250

22)320 000

1 220 000

642 730

Ск=983 795

52 – Валютный счет

Сн=58 000

-

-

Ск=58 000

60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками

5)278 480

44 250

Сн=575 800

1)278 480

44 250

15)120 000

322 730

442 730

Ск=695 800

66 – Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

Сн=762 000

-

-

Ск=762 000

67 – Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

Сн=762 000

-

-

Ск=762 000

68 – Расчеты по налогам и сборам

Сн=309 160

17)183 051

21)47 710

-

230 761

Ск=539 921

69 – Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

Сн=316 000

10

065 000

9 620

20 800

-

95 420

Ск=411 420

70 – Расчеты с персоналом по оплате труда

Дт

Кт

12)47 710

23)300 000

24)20 000

Сн=486 000

7)250 000

8)37 000

9)80 000

367 710

367 000

Ск=485 290

71 – Расчеты с подотчетными лицами

Дт

Кт

Сн=24 500

-

Ск=24 500

76.5 – Расчеты с разными дебиторами

Сн=18 600

-

-

Ск=18 600

76.5 – Расчеты с разными кредиторами

Сн=33 000

-

-

Ск=33 000

76.4 – Расчеты по депонированным суммам

Сн=-

24)20 000

-

20 000

Ск=20 000

80 – Уставный капитал

Дт

Кт

Сн=786 000

-

-

Ск=786 000

82 – Резервный капитал

Дт

Кт

Сн=354 000

-

-

Ск=354 000

96 – Резервы предстоящих расходов

Сн=151 250

-

-

Ск=151 250

84 – Нераспределенная прибыль

Дт

Кт

Сн=390 000

-

-

Ск=390 000

97 – Расходы будущих периодов

Сн=6 900

-

-

Ск=6 900

98 – Доходы будущих периодов

Сн=36 315

-

-

Ск=36 315

90 - Продажи

17)183 051

18)120 000

19)790 000

16) 1200 000

1 093 051

20)106 949

1 200 000

1 200 000

-

-

99 – Прибыли и убытки

Сн=-

20)106 949

-

-

Ск=106 949

Таблица 6 – Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам за январь 2005 г.

№ счета, суб-счета

Наименование синтетического счета

Сальдо на 01.01.2005 г

Оборот за январь

Сальдо на 01.04.2005 г.

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

01

Основные средства

3 014 000

-

-

-

3 014 000

-

02

Амортизация основных средств

-

-

-

350 000

350 000

10

Материалы

428 700

-

273 500

288 520

413 680

-

19

НДС по приобретенным ценностям

-

-

49 230

-

49 230

-

20

Основное производство

58 500

-

1 100 940

730 000

429 440

-

25

Общепроизводственные расходы

-

-

192 420

192 420

-

-

26

Общехозяйственные расходы

-

-

230 800

230 800

-

-

43

Готовая продукция

348 000

-

730 000

860 000

218 000

-

44

Расходы на продажу

-

-

120 000

120 000

-

-

45

Товары отгруженные

526 000

-

860 000

790 000

596 000

-

50

Касса

42 000

-

320 000

320 000

42 000

-

51

Расчетный счет

406 525

-

1 220 000

642 730

983 795

-

52

Валютный счет

58 000

-

-

-

58 000

57

Переводы в пути

29 800

-

-

-

29 800

-

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

-

575 800

322 730

442 730

-

695 800

66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

-

762 000

-

-

-

762 000

67

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

-

762 000

-

-

-

762 000

68

Расчеты по налогам и сборам

-

309 160

-

230 761

-

539 921

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

-

316 000

-

95 420

-

411 420

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

-

486 000

367 710

367 000

-

485 290

71

Расчеты с подотчетными лицами

24 500

-

-

-

24 500

-

76.4

Расчеты по депонированным суммам

-

-

-

20 000

-

20 000

76.5

Расчеты с разными дебиторами

18 600

-

-

-

18 600

-

76.5

Расчеты с разными кредиторами

33 000

-

-

-

33 000

80

Уставный капитал

-

786 000

-

-

-

786 000

82

Резервный капитал

-

354 000

-

-

-

354 000

84

Нераспределенная прибыль

-

390 000

-

-

-

390 000

90

Продажи

-

-

1 200 000

1 200 000

-

-

96

Резервы предстоящих расходов

151 250

-

-

-

151 250

97

Расходы будущих периодов

6 900

-

-

-

6 900

-

98

Доходы будущих периодов

-

36 315

-

-

-

36 315

99

Прибыли и убытки

-

-

-

106 949

-

106 949

Итого:

4 961 525

4 691 525

6 987 330

6 987 330

5 883 945

5 883 945

Задание 4

Исходные данные:

Таблица 7 – Расшифровка остатка по счету 60

                    «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Наименование поставщиков

Задолженность поставщикам

ООО «Металлосбыт»

354 000

ООО «Востоксбыт»

50 000

Торговый дом «Хозяин»

21 000

Прочие поставщики

150 800

Итого:

575 800

Таблица 8 – Расшифровка остатка по счету 10 «Материалы»

Наименование материалов

Ед.

изм.

Цена,

руб.

Кол-во

Сумма,

руб.

Сталь листовая

т

11 800

19

224 200

Полуфабрикаты

шт

250

200

50 000

Краска масляная

кг

42

500

21 000

Топливо

т

1 500

15

22 500

Прочие материалы

кг

100

1 110

111 000

Итого:

Х

Х

Х

428 700

Необходимо:

По данным баланса и расшифровки к счетам (таблицы 7, 8) открыть счета аналитического учета к синтетическим счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 10 «Материалы».

Отразить в системе аналитических счетов хозяйственные операции по счетам 60 и 10, приведенные в журнале хозяйственных операций (таблица 5).

Подсчитать обороты и остатки по аналитическим счетам.

По данным об остатках по аналитическим счетам составить оборотные ведомости по счетам аналитического учета к синтетическим счетам 60 и 10.

Итоги по ведомостям аналитического учета сравнить с соответствующими данными оборотной ведомости по синтетическим счетам.

Решение:

На основании данных баланса и расшифровки к счетам откроем счета аналитического учета к синтетическим счетам 10 и 60.

Счет 10 – Материалы

10.1 – Сталь листовая

Дт

Кт

Сн=224 200

1)236 000

2)236 000

236 000

236 000

Ск=224 200

10.1 – Краска масляная

Дт

Кт

Сн=21 000

2)17 220

-

17 220

Ск=3 780

10.2 - Полуфабрикаты

Сн=50 000

1)37 500

37 500

-

Ск=87 500

10.3 - Топливо

Сн=22 500

6)22 500

-

22 500

Ск=-

10.6 – Прочие материалы

Сн=111 000

3)7 800

4)5 000

-

12 800

Ск=98 200

Счет 60  - Расчеты с поставщиками и подрядчиками

60 – ООО «Металлосбыт»

5)278 480

Сн=354 000

1)278 480

278 480

278 480

Ск=354 000

60 – ООО «Востоксбыт»

5)44 250

Сн=50 000

1)44 250

44 250

44 250

Ск=50 000

60 – Торговый дом «Хозяин»

Сн=21 000

-

-

Ск=21 000

60 – Прочие поставщики

Сн=150 800

15)120 000

120 000

Ск=270 800

По данным об остатках по аналитическим счетам составим оборотные ведомости по счетам аналитического учета к синтетическим счетам 10 и 60 в таблицах 9, 10.

Таблица 9 – Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету 10 – Материалы за январь 2005 г.

Наименование материалов

Ед.изм.

Цена, руб.

Остаток на 01.01.2005 г.

Обороты за январь 2005 г.

Остаток на 01.02.2005 г

Кол-во

Сумма

Дебет

Кредит

Кол-во

Сумма

Кол-во

Сумма

Кол-во

Сумма

Сталь листовая

т

11 800

19

224 200

20

236 000

20

236 000

19

224 200

Полуфабрикаты

шт

250

200

50 000

150

37 500

-

-

300

87 500

Краска масляная

кг

420

50

21 000

-

-

410

17 220

10

3 780

Топливо

т

1 500

15

22 500

-

-

15

22 500

-

-

Прочие материалы

кг

100

1 110

111 000

-

-

50

12 800

50

98 200

Итого:

Х

Х

Х

428 700

Х

273 500

Х

288 520

Х

413 680

Таблица 10 – Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету 60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками

                       за январь 2005 г.

№ п/п

Наименование организации

Остаток на 01.012005 г.

Обороты за январь 2005 г.

Остаток на 01.02.2005 г.

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

ООО «Металлосбыт»

-

354 000

278 480

278 480

-

354 000

2

ООО «Востоксбыт»

-

50 000

44 250

44 250

-

50 000

3

Торговый дом «Хозяин»

-

21 000

-

-

-

21 000

4

Прочие

-

150 800

-

120 000

-

270 800

Итого:

-

575 800

322 730

442 730

-

695 800

Задание 5

Исходные данные:

См. данные Задания 3 – Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам за январь 2005 г. (таблица 6).

Необходимо:

По данным об остатках на синтетических счетах составить бухгалтерский баланс по состоянию на 1 февраля 2005 г.

Решение осуществить на бланке бухгалтерского баланса.

 

Примечание: баланс по состоянию на 1 февраля 2005 г. представлен в Приложении А (графа 4 «На конец отчетного периода»).

Список использованной литературы

1.     Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 832с.

2.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 640 с.

3.     Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая (по состоянию на 1 марта 2005 года). – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2005. – 584 с.

4.     Налог на доходы физических лиц, ЕСН и взносы в ПФР. Серия «Налоги года», – Новосибирск: ИЦ «Мысль». 2005. – 95с.

5.     План счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2005. – 111 с.

6.     Реформа бухгалтерского учета 2004. Все 21 ПБУ. - Новосибирск: РИПЭЛ, 2004. – 176с.

7.     Соколов Я.В., Патров В.В., Карзаева Н.Н. Анализ забалансовых счетов в новом плане счетов, – Новосибирск: ИЦ «Мысль», 2003.  - 25 с.


[1] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. –  с.154.

[2] Реформа бухгалтерского учета 2004. Все 21 ПБУ. - Новосибирск: РИПЭЛ, 2004. – с.121.

[3] Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – с.290.

[4] План счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2005. – с.107.

[5] Соколов Я.В., Патров В.В., Карзаева Н.Н. Анализ забалансовых счетов в новом плане счетов. – - Новосибирск: ИЦ «Мысль», 2003. с.7.

[6] Ставка НДС в размере 18% установлена в соответствии с п.3 ст.164 Налогового Кодекса РФ.

[7] Ставка ЕСН в размере 26% установлена с 1 января 2005 г. в соответствии с п.1 ст.241 НК РФ.