Содержание
I. Теоретическая часть |
3 |
|
1 |
Нормативное регулирование учета нематериальных активов |
3 |
2 |
Учет расчетов с подотчетными лицами |
6 |
3 |
Особенности записей на забалансовых счетах |
9 |
II. Практическая часть |
13 |
|
Задание 1 |
13 |
|
Задание 2 |
16 |
|
Задание 3 |
17 |
|
Задание 4 |
23 |
|
Задание 5 |
28 |
|
Список использованной литературы |
29 |
|
Приложение А – Бухгалтерский баланс |
30 |
I. Теоретическая часть
1.Нормативное регулирование учета нематериальных активов
Нематериальные активы (НМА) – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие материально-вещественной структуры, которые используются при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд.[1]
Нормативное регулирование НМА производится на основании ряда нормативных документов, в состав которых входят:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ. Части 1 и 2.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г №34 (в ред. приказа МФ РФ от 24.03.2000 г. №31н).
4. ПБУ 4/98 «Бухгалтерская отчетность организации».
5. ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов».
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. (В редакции приказа Минфина РФ от 07.05.2003 г. №38н).
7. «Патентный закон Российской Федерации» от 23.09.92 г. №3517-1.
8. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров». Закон РФ от 23.09.92 г. №3520-1.
9. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Закон РФ от 23.09.92 г. №3523-1.
10. «Об авторском праве и смежных правах». Закон РФ от 09.07.93г.№5351-1.
В настоящее время основным нормативным документов по учету НМА является Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000).
Исходя из места и содержания выполняемых в общественном производстве функций состав НМА можно разделить на следующие основные группы: имущественные права; интеллектуальная собственность; отложенные (организационные) расходы; цена фирмы (деловая репутация, имидж фирмы).
Единицей учета НМА является инвентарный объект. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо использовании для управленческих нужд организации.
НМА принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости. В балансе НМА учитываются по остаточной стоимости.
Аналитический учет НМА организуется по каждому объекту на карточках учета.
НМА в течение всего срока полезного использования отражают по первоначальной стоимости, таким образом, исключается понятие «переоценка».
К бухгалтерскому учету НМА принимаются по первоначальной стоимости, которая формируется:
- при приобретении НМА за плату – как сумма фактических расходов на приобретение (информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением НМА, регистрационные сборы, патентные пошлины и другие аналогичных платежи, невозмещаемые налоги и пр.), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов);
- при создании НМА самой организацией – как сумма фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, патентные пошлины и пр.), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов;
- при внесении в качестве вклада в уставный капитал организации – исходя из денежной оценки, согласованной учредителями;
- при получении НМА по договору дарения (безвозмездно) – исходя из рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
НМА используются длительное время, и в течение этого времени их стоимость равномерно переносится на производимую продукцию (работы, услуги) путем начисления по ним амортизации.
НМА амортизируют при соблюдении следующих условий: права на активы должны быть подтверждены документально в соответствии с законодательством РФ; НМА используются в основной деятельности.
Начисление амортизации производится в соответствии с ПБУ14/2000 и ст.259 Налогового кодекса РФ. Амортизация начисляется ежемесячно на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов», либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта (Кт 04).
Амортизация начисляется тремя способами, которые фиксируются в учетной политике: линейный; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг); способ уменьшаемого остатка.
На выбор критерия в оценке НМА оказывает влияние вариант учетной политики по установлению сроков их использования. Один из вариантов совпадает с «жизненным циклом» НМА, соответствующим сроку его действия (патенты, лицензии, права пользования и пр.) другой вариант организация устанавливает самостоятельно (топологии интегральных микросхем, «ноу-хау» и пр.) с учетом разумного срока использования таких объектов за пределами одного года с момента принятия их на баланс. Учетной политикой может быть предусмотрен срок в 20 лет – срок, максимально допустимый законодательством. Это касается тех НМА, по которым не представляется возможным определить срок полезного использования.
В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
- о способах оценки НМА, приобретенных не за денежные средства;
- о принятых организацией сроках полезного использования НМА;
- о способах начисления амортизации по отдельным группам НМА;
- о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по НМА.[2]
Стоимость НМА, использование которых прекращено для целей производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, либо для управленческих нужд организации (в связи и прекращением срока действия патента, свидетельства либо по другим основаниям) подлежит списанию.
Если амортизационные отчисления по каким-либо НМА отражаются в учете путем накопления соответствующих сумм, то одновременно со списанием стоимости этих объектов подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений.
2.Учет расчетов с подотчетными лицами
Подотчетные лица – работники, выполняющие свои функции за пределами предприятия. Для выполнения этих функций администрация выдает им денежные средства в виде авансов, в размере, определенном действующим законодательством. Денежные авансы выдаются в подотчет на служебные командировки и на мелкие хозяйственные расходы.[3]
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командируемым на эти цели.
Подотчетные суммы учитываются на активном синтетическом счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдачу денежных авансов подотчетным лицам отражают: Дт 71 – Кт 50 «Касса».
Командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения и проезду к месту постоянной работы, расходы на постельные принадлежности при проезде в поезде, а также выплачиваются суточные за каждый день пребывания в командировке.
Суточные за время нахождения в командировке: по России с 01.01.2002г. – 100 рублей (Приказ МФ РФ от 06.07.2001г. №49н); по командировкам за границу со дня пересечения государственной границы при выезде из РФ суточные выплачиваются по норме, установленной для выплаты в стране, в которую направляется командированный, а со дня пересечения государственной границы при въезде в РФ – по норме, установленной при командировках в пределах РФ.
Транспортные расходы по проезду к месту назначения и обратно возмещаются согласно прилагаемых билетов, либо расчетным путем по тарифам, действовавшим в конкретном городе.
Расходы по найму жилого помещения возмещаются: с 01.01.2002г. по командировкам внутри России – в размере фактически произведенных расходов, но не более 550 рублей в сутки, при отсутствии документов – 12 рублей (Приказ МФ РФ от 06.07.2001г. №49н); плата за бронирование мест в гостиницах возмещается в размере 50% от возмещаемой командированному стоимости места за сутки; по командировкам в зарубежные страны – в размере фактически произведенных расходов, но не более норм, установленных Приказом МФ РФ от 11.07.2001г. №51н.
Остальные расходы возмещаются в сумме фактических расходов только при наличии подтверждающих документов. Это сборы за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы, расходы по получению заграничного паспорта, виз и прописки загранпаспорта, расходы по обмену валюты и др.
В соответствии с Трудовым Кодексом в тех случаях, когда командированному работнику был выдан аванс на расходы по командировке, а документы, подтверждающие произведенные работником расходы по найму жилого помещения и проезду, не могут быть представлены, руководитель предприятия имеет право разрешить оплату расходов по найму жилой площади в размере 4500 рублей и оплату проезда по минимальной стоимости. Данные суммы будут включаться в совокупный доход работника и облагаться подоходным налогом.
В течение 3-х дней по возвращении из командировки работник должен представить руководителю письменный отчет – авансовый отчет о результатах командировки и авансовый отчет об израсходованных суммах, с приложением оформленного командировочного удостоверения и другими оправдательными документами.
Из предоставленных проездных документов и квитанций на пользование постельными принадлежностями расчетным путем по ставке 15,25% (0,18/1,18 * 100) из общей суммы выделяется НДС, который принимается в зачет и оформляется бухгалтерской проводкой Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» – Кт 71. Выделение НДС производится при условии, если он там выделен отдельной строкой. Возмещаемая бюджетом часть НДС списывается в Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» с Кт 19.
Не возвращенные подотчетным лицом суммы авансов списываются: Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - Кт 71.
Оплата расходов по загранкомандировкам производится в соответствии с правилами и по нормативам, утверждаемым МФ РФ (постановление Правительства РФ от 01.12.1993 №1261 в ред. От 21.03.1998г.) Полученная под отчет иностранная валюта может расходоваться на цели и нормам, утвержденным МФ РФ.
Полученную в банке валюту приходуют: Дт 50 – Кт 52 «Валютный счет». Выданная под отчет валюта списывается: Дт 71 – Кт 50 и отражается в учете в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на момент выдачи.
При возвращении из командировки и сдачи авансового отчета с приложением оправдательных документов задолженность подотчетного лица списывается с Кт 71 в Дт 26 «Общехозяйственные расходы» и других счетов в зависимости от вида расходов по курсу на день представления отчета. При изменении за период командировки курса валют курсовая разница списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы»: положительная – на доходы (Дт 71 – Кт 91), отрицательная – на расходы (Дт 91 – Кт 71).
При заграничных командировках суммы НДС по расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно и найму жилого помещения начисляются и списываются таким же образом, как и при командировках внутри РФ.
Деньги в новый подотчет выдаются только при условии полного расчета по предыдущей подотчетной сумме.
Запрещено выдавать наличные деньги, выданные под отчет, напрямую от одного лица другому лицу. Если подотчетные суммы по истечении 3-х дней, после установленной для отчета даты, не сданы в кассу или по ним не представлен отчет, они включаются в облагаемый подоходным налогом совокупный доход работника. Аналитический учет по счету 71 ведут по каждой сумме, выданной под отчет.
3.Особенности записей на забалансовых счетах
Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет указанных объектов ведется по простой системе.[4]
Счет 001 "Арендованные основные средства" ведется у арендатора.
В том случае, когда основные средства взяты в аренду и права владения и пользования перешли к арендатору, бухгалтер арендатора должен будет сделать запись: Дт 001 - на стоимость основных средств, указанную в договоре аренды.
При возврате основных средств или в случае списания по причине кражи (гибели от стихийных бедствий и т.п.), бухгалтер сделает проводку: Кт 001.
Счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» может вестись как и у владельца и у собственника.
Счет 002 во всех случаях и у продавца и у покупателя - активный. Стоимость партии при регистрации определяется сопроводительными документами. Если покупатель возвращает товары, то бухгалтер, после отгрузки кредитует счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Записи в бухгалтерии стандартные: Дт 002 - приняты товары на хранение; Кт 002 - товары отгружены. [5]
Счет 003 «Материалы, принятые в переработку» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых организацией-изготовителем. На данном счете делаются следующие записи: Дт 003 –производитель получил право владения и пользования материалами; Кт 003 – при передаче этих материалов в производство.
Счет 004 «Товары, принятые на комиссию» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товаров, принятых на комиссию в соответствии с договором. Этот счет используется организациями - комиссионерам.
При получении товаров на комиссию на их стоимость, указанную в приёмосдаточных документах (накладных, счетов, актов приёмки-передачи и др.) делается запись: Дт 004. Кредитуется данный счет обычно при отгрузке (отпуске) товаров покупателям, а также в случаях возврата товаров комитентам, выявлении недостач при инвентаризациях, при уценке товаров и т.п.
На счете 005 «Оборудование, принятое для монтажа» показывается оборудование, находящееся в собственности заказчика и переданное им подрядчику для монтажа.
Подрядчик использует для учета принятого в монтаж оборудования данный счет. Как только такое оборудование поступит к подрядчику, его бухгалтер должен будет сразу же сделать запись: Дт 005. При передаче оборудования в монтаж делаются записи: Кт 005.
Счет 006 «Бланки строгой отчетности» предназначен только для контроля движения символических ценностей.
Само поступление бланков на основании счетов, актов и иных документов отражается записью: Дт 006. При выдаче бланков или при списании неиспользованных бланков делается запись: Кт 006.
Счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" предназначен для обобщения информации о состоянии дебиторской задолженности, списанной в убыток вследствие неплатежеспособности должников. Эта задолженность должна учитываться за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.
На основании справки бухгалтерии о списании в убыток задолженности дебетуется счет 007 и эта запись сохраняется в течение 5 лет. Если задолженность будет погашена или если в течение пяти лет она не будет погашена, ее следует списать, кредитуя счет 007.
Счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» предназначен для обобщения информации о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам).
Все полученные гарантии в виде письма поручительства третьих лиц или же в виде акта на передачу ценностей в залог служат обеспечением платежей, которые ожидает организация. Эти совокупные гарантии записываются в дебет счета 008. По мере выполнения дебитором договорных обязательств объем гарантий уменьшается и в связи с этим соответственно уменьшается и величина гарантии. В результате бухгалтер должен после каждого платежа дебитора кредитовать счет 008.
На счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» отражается информация о гарантиях нашим контрагентам, выданных за нас третьими лицами, и то имущество, которое организация выдала в виде залога.
Если кто-то за нас дает гарантии, то бухгалтер должен дебетовать счет 009. Такую запись необходимо составить, так как она свидетельствует, что у нашей организации могут быть проблемы с платежами и партнер по договору желает себя застраховать в части причитающихся ему платежей. Суммы обеспечений, учтенные на счете 009, списываются по мере погашения задолженности.
Счет 010 «Износ основных средств» предназначен для обобщения информации о движении сумм износа по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также у некоммерческих организаций по объектам основных средств. Начисление износа по указанным объектам производится в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений.
Начисление оформляется проводкой: Дт 010, и каждый год эксплуатации увеличивает дебетовые записи. Износ на забалансовом счете показывается по дебету, а не по кредиту счета как это имеет место со счетами балансовыми. Дело в том, что все забалансовые счета имеют только дебетовое сальдо и, следовательно, все они активные. Только когда списывается основное средство, износ по которому начисляется по счету 010, только тогда этот счет кредитуется.
Счет 011 «Основные средства, сданные в аренду» предназначен для обобщения информации о наличии и движении объектов основных средств, сданных в аренду, если по условиям договора аренды имущество должно учитываться на балансе арендатора (нанимателя). Основные средства, сданные в аренду, учитываются на счете 011 в оценке, указанной в договорах аренды.
Аналитический учет по счету 011 ведется по арендаторам, по каждому объекту основных средств, сданных в аренду. Основные средства, сданные в аренду, находящиеся за пределами РФ, учитываются на счете 011 обособленно.
II. Практическая часть
В связи с последними изменениями в налоговом законодательстве Российской Федерации в данной контрольной работе (в целях ознакомления с действующей налоговой системой РФ) периодом для расчета налогов условно принимается 2005 г. Ставки налогов приведены в соответствии с действующим законодательством на момент выполнения работы.
Задание 1
Исходные данные:
Таблица 1 – Состав имущества предприятия на 01.01.2005 г.
Наименование средства предприятия |
Сумма, руб. |
Топливо |
280 000 |
Готовая продукция на складе |
348 000 |
Производственное оборудование в цехах |
656 000 |
Товары, отгруженные покупателю |
526 000 |
Тара |
40 000 |
Касса |
42 000 |
Прочие денежные средства |
29 800 |
Незавершенное промышленное производство |
58 500 |
Основные материалы |
65 000 |
Прочие дебиторы |
18 600 |
Расчётный счёт |
406 525 |
Вспомогательные материалы |
23 000 |
Основные средства общецехового назначения |
986 000 |
Подотчётные лица |
24 500 |
Прочие материалы |
13 500 |
Покупные полуфабрикаты |
7 200 |
Расходы будущих периодов |
6 900 |
Здания и оборудование складов, отделов снабжения и сбыта |
896 000 |
Валютный счёт |
58 000 |
Здание и оборудование медпункта |
476 000 |
Итого |
4 961 525 |
Таблица 2 – Источники образования имущества предприятия
на 01.01.2005г.
Наименование источника образования имущества |
Сумма, руб. |
Задолженность предприятия за полученные от поставщиков материалы |
240 800 |
Задолженность финансовым органам по платежам в бюджет |
188 160 |
Уставный капитал |
786 000 |
Краткосрочные ссуды |
276 000 |
Прочие кредиторы |
33 000 |
Задолженность органам соц. страхования |
316 000 |
Задолженность работникам по оплате труда |
486 000 |
Долгосрочные кредиты |
326 000 |
Краткосрочные займы |
486 000 |
Задолженность поставщикам по акцептованным платежным документам, срок оплаты по которым не наступил |
335 000 |
Прибыль отчетного года |
390 000 |
Долгосрочные займы |
436 000 |
Задолженность финансовым органам по налогу на прибыль |
121 000 |
Резервный капитал |
354 000 |
Резерв предстоящих расходов и платежей |
151 250 |
Доходы будущих периодов |
36 315 |
Итого |
4 961 525 |
Необходимо: По данным таблицы 1 осуществить группировку имущества предприятия по видам, по данным таблицы 2 – группировку имущества по источникам их образования.
Решение:
На основании исходных данных произведем группировку имущества предприятия по видам в таблице 3.
Таблица 3 – Группировка имущества хозяйства по видам
Виды имущества |
Сфера нахождения |
Наименование имущества |
Сумма, руб. |
Внеоборотные активы |
1.Сфера производства |
Средства труда |
|
1.Производственное оборудование в цехах |
656 000 |
||
2.Основные средства общецехового назначения |
989 000 |
||
3.Здания и оборудования складов, отделов снабжения и сбыта |
896 000 |
||
4.Здание и оборудование медпункта |
476 000 |
||
2.Сфера обращения |
- |
- |
|
3.Внепроизводствен-ная сфера |
- |
- |
|
Итого: |
3 014 000 |
||
Оборотные активы |
1.Сфера производства |
Предметы труда |
|
1.Топливо |
280 000 |
||
2.Тара |
40 000 |
||
3.Основные материалы |
65 000 |
||
4.Вспомогательные материалы |
23 000 |
||
5.Прочие материалы |
13 500 |
||
6.Покупные полуфабрикаты |
7 200 |
||
7.Незавершенное промышленное производство |
58 500 |
||
2.Сфера обращения |
Предметы обращения |
||
1.Готовая продукция на складе |
348 000 |
||
2.Товары, отгруженные покупателю |
526 000 |
||
Денежные средства |
|||
1.Касса |
42 000 |
||
2.Расчетый счет |
406 525 |
||
3.Валютный счет |
58 000 |
||
4.Прочие денежные средства |
29 800 |
||
Средства в расчетах |
|||
1.Подотчетные лица |
24 500 |
||
2.Прочие дебиторы |
18 600 |
||
3.Расходы будущих периодов |
6 900 |
||
3.Внепроизводствен-ная сфера |
- |
- |
|
Итого: |
1947525 |
||
Всего: |
4 961 525 |
Таблица 4 – Группировка имущества хозяйства по источникам их
образования
Источники образования |
Наименование источников |
Сумма, руб. |
|
Собственные |
1.Капитал |
1.Уставный капитал |
786 000 |
2.Резервный капитал |
354 000 |
||
2.Фонды |
- |
- |
|
3.Прибыль |
1.Прибыль отчетного года |
390 000 |
|
Итого: |
1 530 000 |
||
Заемные |
1.Кредиты и займы |
1.Краткосрочные ссуды |
276 000 |
2.Краткосрочные займы |
486 000 |
||
3.Долгосрочные кредиты |
326 000 |
||
4.Долгосрочные займы |
436 000 |
||
2.Обязательства по расчетам |
1.Задолженность предприятия за полученные от поставщиков материалы |
240 800 |
|
2.Задолженность поставщикам по акцептованным платежным документам, срок оплаты по которым не наступил |
335 000 |
||
3.Прочие кредиторы |
33 000 |
||
4.Резервы предстоящих расходов |
151 250 |
||
5.Доходы будущих периодов |
36 315 |
||
6.Задолженность работникам по оплате труда |
486 000 |
||
7.Задолженность финансовым органам по платежам в бюджет |
188 160 |
||
8.Задолженность финансовым органам по налогу на прибыль |
121 000 |
||
9.Задолженность органам социального страхования |
316 000 |
||
Итого: |
3 431 525 |
||
Всего: |
4 961 525 |
Задание 2
Исходные данные:
См. данные Задания 1 (таблицы 3, 4).
Необходимо: По данным задания 1 составить баланс предприятия на 1 января 2005 г.
Примечание: начальный баланс предприятия на 1 января 2005 г. представлен в Приложении А (графа 3 «На начало отчетного периода»).
Задание 3
Исходные данные:
См. данные Приложения А – начальный баланс на 01.01.2005 г. (графа 3).
Необходимо:
По данным начального баланса открыть счета синтетического учета. Отразить на счетах операции, приведенные в журнале хозяйственных операций. Сделав разноску по счетам, подсчитать обороты и вывести конечные остатки по счетам. Отсутствующие суммы по хозяйственным операциям определить самостоятельно.
По данным об остатках и оборотах по счетам составить оборотную ведомость по синтетическим счетам.
Решение:
На основании исходных данных составим журнал хозяйственных операций в таблице 5, оборотную ведомость в таблице 6.
Таблица 5 – Журнал хозяйственных операций за январь 2005 г.
№ п/п |
Содержание операции |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет |
Кредит |
|||
1 |
Поступили на склад: |
|||
-от ООО «Металлосбыт» сталь листовая в количестве 20 т.; |
236 000 |
10.1 |
60 |
|
- НДС[6] (236 000 *0,18 = 42 480) |
42 480 |
19 |
60 |
|
-от ООО «Востоксбыт» полуфабрикаты в количестве 150 шт. |
37 500 |
10.2 |
60 |
|
- НДС (37 500 *0,18 = 6 750) |
6 750 |
19 |
60 |
|
2 |
Отпущено в производство: |
|||
-сталь листовая в количестве 20 т. |
236 000 |
20 |
10.1 |
|
-краска масляная в количестве 410 кг. |
17 220 |
20 |
10.1 |
|
3 |
Прочие материалы на цеховые нужды в количестве 78 кг. |
7 800 |
25 |
10.6 |
4 |
Отпущены прочие материалы на общезаводские нужды в количестве 50 кг. |
5 000 |
26 |
10.6 |
5 |
Оплачены счета |
|||
-ООО «Металлосбыт» за сталь листовую (236 000 + 42 480 = 278 480) |
278 480 |
60 |
51 |
|
-ООО «Востоксбыт» за полуфабрикаты (37 500 + 6 750 = 44 250) |
44 250 |
60 |
51 |
|
6 |
Отпущено в производство топливо в количестве 15 т. |
22 500 |
20 |
10.3 |
7 |
Начислена зарплата рабочим за изготовление продукции |
250 000 |
20 |
70 |
8 |
Начислена зарплата рабочим, занятым обслуживание производственного оборудования |
37 000 |
25 |
70 |
9 |
Начислена зарплата административно-управленческому персоналу предприятия |
80 000 |
26 |
70 |
10 |
Начислено органам социального страхования с заработной платы (ЕСН - 26%)[7] |
|||
-рабочих, занятых изготовлением продукции (250 000 * 0,26 = 65 000) |
65 000 |
20 |
69 |
|
-рабочих, занятых обслуживанием производственного оборудования (37 000 * 0,26 = 9 620) |
9 620 |
25 |
69 |
|
-административно-управленческого персонала (80 000 * 0,26 = 20 800) |
20 800 |
26 |
69 |
|
11 |
Начислен износ по основным средствам: |
|||
-производственного оборудования |
87 000 |
20 |
02 |
|
-общецехового назначения |
138 000 |
25 |
02 |
|
-общезаводского назначения |
125 000 |
26 |
02 |
|
12 |
Списываются на затраты основного производства: |
|||
-общецеховые расходы |
192 420 |
20 |
25 |
|
-общезаводские расходы |
230 800 |
20 |
26 |
|
13 |
Выпущена и сдана на склад готовая продукция |
730 000 |
43 |
20 |
14 |
Отгружена покупателям готовая продукция (момент реализации по «оплате») |
860 000 |
45 |
43 |
15 |
Акцептован счет ООО «Грузоперевозки» за доставку готовой продукции на железнодорожную станцию |
120 000 |
44 |
60 |
16 |
Поступила на расчетный счет выручка за реализованную продукцию |
1 200 000 |
51 |
90 |
17 |
Начислен НДС по проданной продукции (1 200 000 * 0,18 / 1,18 = 183 051) |
183 051 |
90 |
68 |
18 |
Списываются коммерческие расходы |
120 000 |
90 |
44 |
19 |
Списывается фактическая себестоимость реализованной продукции |
790 000 |
90 |
45 |
20 |
Списывается результат от реализованной продукции (финансовый результат): (1 200 000–183 051–120 000–790 000 =106 949) |
106 949 |
90 |
99 |
21 |
Удержаны налоги из заработной платы рабочих и служащих |
47 710 |
70 |
68 |
22 |
Получены деньги в кассу для выдачи зарплаты |
320 000 |
50 |
51 |
23 |
Выдана из кассы зарплата |
300 000 |
70 |
50 |
24 |
Депонирована неполученная в срок зарплата (320 000 – 300 000 = 20 000) |
20 000 |
70 |
76.4 |
25 |
Возвращена на расчетный счет неполученная в срок зарплата |
20 000 |
51 |
50 |
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
Таблица 6 – Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам за январь 2005 г.
№ счета, суб-счета |
Наименование синтетического счета |
Сальдо на 01.01.2005 г |
Оборот за январь |
Сальдо на 01.04.2005 г. |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
01 |
Основные средства |
3 014 000 |
- |
- |
- |
3 014 000 |
- |
02 |
Амортизация основных средств |
- |
- |
- |
350 000 |
350 000 |
|
10 |
Материалы |
428 700 |
- |
273 500 |
288 520 |
413 680 |
- |
19 |
НДС по приобретенным ценностям |
- |
- |
49 230 |
- |
49 230 |
- |
20 |
Основное производство |
58 500 |
- |
1 100 940 |
730 000 |
429 440 |
- |
25 |
Общепроизводственные расходы |
- |
- |
192 420 |
192 420 |
- |
- |
26 |
Общехозяйственные расходы |
- |
- |
230 800 |
230 800 |
- |
- |
43 |
Готовая продукция |
348 000 |
- |
730 000 |
860 000 |
218 000 |
- |
44 |
Расходы на продажу |
- |
- |
120 000 |
120 000 |
- |
- |
45 |
Товары отгруженные |
526 000 |
- |
860 000 |
790 000 |
596 000 |
- |
50 |
Касса |
42 000 |
- |
320 000 |
320 000 |
42 000 |
- |
51 |
Расчетный счет |
406 525 |
- |
1 220 000 |
642 730 |
983 795 |
- |
52 |
Валютный счет |
58 000 |
- |
- |
- |
58 000 |
|
57 |
Переводы в пути |
29 800 |
- |
- |
- |
29 800 |
- |
60 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
- |
575 800 |
322 730 |
442 730 |
- |
695 800 |
66 |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
- |
762 000 |
- |
- |
- |
762 000 |
67 |
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
- |
762 000 |
- |
- |
- |
762 000 |
68 |
Расчеты по налогам и сборам |
- |
309 160 |
- |
230 761 |
- |
539 921 |
69 |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
- |
316 000 |
- |
95 420 |
- |
411 420 |
70 |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
- |
486 000 |
367 710 |
367 000 |
- |
485 290 |
71 |
Расчеты с подотчетными лицами |
24 500 |
- |
- |
- |
24 500 |
- |
76.4 |
Расчеты по депонированным суммам |
- |
- |
- |
20 000 |
- |
20 000 |
76.5 |
Расчеты с разными дебиторами |
18 600 |
- |
- |
- |
18 600 |
- |
76.5 |
Расчеты с разными кредиторами |
33 000 |
- |
- |
- |
33 000 |
|
80 |
Уставный капитал |
- |
786 000 |
- |
- |
- |
786 000 |
82 |
Резервный капитал |
- |
354 000 |
- |
- |
- |
354 000 |
84 |
Нераспределенная прибыль |
- |
390 000 |
- |
- |
- |
390 000 |
90 |
Продажи |
- |
- |
1 200 000 |
1 200 000 |
- |
- |
96 |
Резервы предстоящих расходов |
151 250 |
- |
- |
- |
151 250 |
|
97 |
Расходы будущих периодов |
6 900 |
- |
- |
- |
6 900 |
- |
98 |
Доходы будущих периодов |
- |
36 315 |
- |
- |
- |
36 315 |
99 |
Прибыли и убытки |
- |
- |
- |
106 949 |
- |
106 949 |
Итого: |
4 961 525 |
4 691 525 |
6 987 330 |
6 987 330 |
5 883 945 |
5 883 945 |
Задание 4
Исходные данные:
Таблица 7 – Расшифровка остатка по счету 60
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Наименование поставщиков |
Задолженность поставщикам |
ООО «Металлосбыт» |
354 000 |
ООО «Востоксбыт» |
50 000 |
Торговый дом «Хозяин» |
21 000 |
Прочие поставщики |
150 800 |
Итого: |
575 800 |
Таблица 8 – Расшифровка остатка по счету 10 «Материалы»
Наименование материалов |
Ед. изм. |
Цена, руб. |
Кол-во |
Сумма, руб. |
Сталь листовая |
т |
11 800 |
19 |
224 200 |
Полуфабрикаты |
шт |
250 |
200 |
50 000 |
Краска масляная |
кг |
42 |
500 |
21 000 |
Топливо |
т |
1 500 |
15 |
22 500 |
Прочие материалы |
кг |
100 |
1 110 |
111 000 |
Итого: |
Х |
Х |
Х |
428 700 |
Необходимо:
По данным баланса и расшифровки к счетам (таблицы 7, 8) открыть счета аналитического учета к синтетическим счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 10 «Материалы».
Отразить в системе аналитических счетов хозяйственные операции по счетам 60 и 10, приведенные в журнале хозяйственных операций (таблица 5).
Подсчитать обороты и остатки по аналитическим счетам.
По данным об остатках по аналитическим счетам составить оборотные ведомости по счетам аналитического учета к синтетическим счетам 60 и 10.
Итоги по ведомостям аналитического учета сравнить с соответствующими данными оборотной ведомости по синтетическим счетам.
Решение:
На основании данных баланса и расшифровки к счетам откроем счета аналитического учета к синтетическим счетам 10 и 60.
Счет 10 – Материалы |
|||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Счет 60 - Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
|||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
|
|
По данным об остатках по аналитическим счетам составим оборотные ведомости по счетам аналитического учета к синтетическим счетам 10 и 60 в таблицах 9, 10.
Таблица 9 – Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету 10 – Материалы за январь 2005 г.
Наименование материалов |
Ед.изм. |
Цена, руб. |
Остаток на 01.01.2005 г. |
Обороты за январь 2005 г. |
Остаток на 01.02.2005 г |
|||||
Кол-во |
Сумма |
Дебет |
Кредит |
Кол-во |
Сумма |
|||||
Кол-во |
Сумма |
Кол-во |
Сумма |
|||||||
Сталь листовая |
т |
11 800 |
19 |
224 200 |
20 |
236 000 |
20 |
236 000 |
19 |
224 200 |
Полуфабрикаты |
шт |
250 |
200 |
50 000 |
150 |
37 500 |
- |
- |
300 |
87 500 |
Краска масляная |
кг |
420 |
50 |
21 000 |
- |
- |
410 |
17 220 |
10 |
3 780 |
Топливо |
т |
1 500 |
15 |
22 500 |
- |
- |
15 |
22 500 |
- |
- |
Прочие материалы |
кг |
100 |
1 110 |
111 000 |
- |
- |
50 |
12 800 |
50 |
98 200 |
Итого: |
Х |
Х |
Х |
428 700 |
Х |
273 500 |
Х |
288 520 |
Х |
413 680 |
Таблица 10 – Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету 60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками
за январь 2005 г.
№ п/п |
Наименование организации |
Остаток на 01.012005 г. |
Обороты за январь 2005 г. |
Остаток на 01.02.2005 г. |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
1 |
ООО «Металлосбыт» |
- |
354 000 |
278 480 |
278 480 |
- |
354 000 |
2 |
ООО «Востоксбыт» |
- |
50 000 |
44 250 |
44 250 |
- |
50 000 |
3 |
Торговый дом «Хозяин» |
- |
21 000 |
- |
- |
- |
21 000 |
4 |
Прочие |
- |
150 800 |
- |
120 000 |
- |
270 800 |
Итого: |
- |
575 800 |
322 730 |
442 730 |
- |
695 800 |
Задание 5
Исходные данные:
См. данные Задания 3 – Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам за январь 2005 г. (таблица 6).
Необходимо:
По данным об остатках на синтетических счетах составить бухгалтерский баланс по состоянию на 1 февраля 2005 г.
Решение осуществить на бланке бухгалтерского баланса.
Примечание: баланс по состоянию на 1 февраля 2005 г. представлен в Приложении А (графа 4 «На конец отчетного периода»).
Список использованной литературы
1. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 832с.
2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 640 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая (по состоянию на 1 марта 2005 года). – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2005. – 584 с.
4. Налог на доходы физических лиц, ЕСН и взносы в ПФР. Серия «Налоги года», – Новосибирск: ИЦ «Мысль». 2005. – 95с.
5. План счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2005. – 111 с.
6. Реформа бухгалтерского учета 2004. Все 21 ПБУ. - Новосибирск: РИПЭЛ, 2004. – 176с.
7. Соколов Я.В., Патров В.В., Карзаева Н.Н. Анализ забалансовых счетов в новом плане счетов, – Новосибирск: ИЦ «Мысль», 2003. - 25 с.
[1] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – с.154.
[2] Реформа бухгалтерского учета 2004. Все 21 ПБУ. - Новосибирск: РИПЭЛ, 2004. – с.121.
[3] Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – с.290.
[4] План счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2005. – с.107.
[5] Соколов Я.В., Патров В.В., Карзаева Н.Н. Анализ забалансовых счетов в новом плане счетов. – - Новосибирск: ИЦ «Мысль», 2003. с.7.
[6] Ставка НДС в размере 18% установлена в соответствии с п.3 ст.164 Налогового Кодекса РФ.
[7] Ставка ЕСН в размере 26% установлена с 1 января 2005 г. в соответствии с п.1 ст.241 НК РФ.