СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ.. 2

1. РАСЫ, НАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ... 3

2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ.. 8

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.. 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 14


1. РАСЫ, НАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности.

Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. [1]

К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистический характер, вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность, амфорность (демографические, расовые, половые, этнические и другие общности).

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений. По времени продолжительности существования – от длящихся минут и часах (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций, по плотности связи между индивидами – от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, амфорных образований и т.д.

Однако значительно более существенным в классификации социальных областей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые общности.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

1) представляют собой структурно-нерасчлененные амфорные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качеством и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;

2) для них характерен ситуативный способ существования, т.е. они образуются и функционируют на базе и в границе той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее, и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т.е. эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы;

4) вследствие своего амфорного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц.

К массовым общностям можно отнести участников широких политических или экологических движений (за мир, против загрязнения окружающей среды и т.д.), поклонников эстрадных звезд, футбольных фанатов, филателистов и т.д.

Более важной разновидностью социальных общностей являются социальные группы.

Социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. [2]

Социальные группы характеризуются следующими признаками:

− устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

− относительно высокой степенью сплоченности;

− отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

− вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные социальные группы.

Малая социальная группа – малочисленна по составу (от 2 до 15-20 человек), члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в устойчивом, личном общении.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. К ним относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный, эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и т.п.

Вторичные группы образуются из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный характер. Вторичные группы – большие по размеру. К ним можно отнести баскетбольный клуб, в который входят несколько команд.

Видное место в общественной жизни занимают этнические общности – этнос, которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией, расой.

Расы человека – это исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определенных пределах. Так как  групповая и индивидуальная изменчивость этих признаков не совпадает, расы являются не совокупностями особей, а совокупностями популяций, т.е. территориальных групп людей, объединяемых брачными связями. [3]

 Наиболее отчетливо в составе современного человечества выделяются три основные группы рас – негроидная, европеоидная и монголоидная, их часто называют большими расами.

Нацией называется историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки. Фактически не существует однородных наций. Все нации возникли из различных племен, а некоторые из различных народностей. Существуют разные нации, исповедующие одну и ту же религию и нации, части которых исповедуют разные религии. Есть разные нации, живущие в одном государстве, и нации, не имеющие своей национальной государственности.

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Русский этнос формируется на базе славянского этноса. Посылкой его формирования служит территория Северного Причерноморья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен.

Коренной сдвиг в формировании русского этноса произошел в середине 9 века. С момента образования Русского государства в это время возникает высшая форма русского этноса – русская нация. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательное упорство, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие.

Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце 10 века православия. Позднее начали оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни, в т.ч. и западной культуры.

История свидетельствует, что становление и развитие русской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. Но все же русская нация находила в себе силы преодолеть эти трудности и выйти из них с честью. Имеющая, более чем тысячелетнюю историю нация сохраняет высокий потенциал для своего развития.

Экономический кризис, который продолжается в России и во многих странах бывшего Союза уже 10 лет, обостряет конкуренцию между людьми, а конкуренция, в свою очередь, обостряет межнациональные отношения. С другой стороны, сильно увеличилась миграция в Россию. В частности, в Москве численность кавказских общин за последние 5-6 лет увеличилась почти в 10 раз, тогда как общее население города изменилось на 10-15%.

Этнический национализм – он как жил в головах, не просто головах простых людей, а скорее всего, в головах национальных элит, в головах политической элиты. И часто становился инструментом борьбы за власть, борьбы за территорию.

Сегодня остаются реальностью сложные межнациональные отношения. Они порождают новые проблемы, требующие своего разрешения. РФ при развале Советского Союза с целью избежать развития ситуации на постсоветском пространстве по Югославскому сценарию пошла на беспрецедентный в истории жест – отдала десятки тысяч квадратных метров своих исконных территорий. Прибалтика высказывает РФ территориальные претензии (Пыталовский район Псковской области), а Россия в свою очередь не собирается вести переговоры о каких бы то не было территориальных претензиях.

Развал СССР сопровождался повсеместно гонениями против русских. Постсоветское руководство вообще в это не вмешивалось, так как ему не хватало знаний, истории, или просто понимания межнациональных отношений.

Русский язык является доминирующим языком. Сегодня в бывших странах Советского Союза русский язык преследуется, подавляется и уничтожается просто политически. Идет процесс вытеснения русских.

Развитие ситуации в Киргизии – результат слабости власти и накопленных социально-экономических  проблем в стране. Достойно сожаления, что в очередной раз в одной из стран на постсоветском пространстве политические вопросы решаются не правовыми способами, но Россия готова сотрудничать с теми, кто пришел к власти в Киргизии. Киргизская сторона заинтересована в Российских инвестициях для строительства ГЭС и алюминиевого завода. Российский  бизнес ждут в сфере золотодобычи и туризма.

Власть должна укрепить межнациональные отношения и сделать так, чтобы у нас установилось реальное равенство прав граждан РФ, где бы они не проживали – в Татарстане или Москве, в Чечне или в Санкт-Петербурге – везде должны уважать вас потому, что вы гражданин РФ. Большое внимание надо уделять культуре.

2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Общепризнанной нормой построения и функционирования аппарата управления в современных демократических государствах является разделение властей. Чрезмерное сосредоточение власти в одних руках всегда было самой большой опасностью, угрожавшей демократическим принципам, порождавшей деспотизм и бесправие.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную стало одним из основополагающих принципов функционирования демократии. Ведь необходимое условие существования демократии – отсутствие монополии любого политического органа на власть, поэтому демократия не должна допускать смешения законодательной и исполнительной власти. Все имевшие до последнего времени попытки игнорировать этот принцип вели к тому, что государственное руководство лишалось правовой основы и вырождалось в неприкрытый произвол, попирающий на гражданские права личности. [4]

 Разделение властей – это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.

В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ветви ее взаимно уравновешивают друг друга, действуя, как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться.

Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма.  Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы  сдержек и противовесов. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики, а, следовательно, и определяет, в конечном счете,  правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной властей. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе  функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны, его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Таким образом, судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений и, прежде всего, конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Принцип разделения властей имеет свои особенности в зависимости от формы правления в государстве.

В президентских республиках глава государства имеет право наложить вето на те или иные законодательные акты или требовать их доработки. В свою очередь,  парламент способен затормозить и даже отменить какие-то решения исполнительной власти.

В правовом государстве значительные функции падают на долю судебной власти. Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности в деятельности двух других властей, арбитром в случае возникновения трудноразрешимых противоречий между ними. В развитых странах надзор за соблюдением Конституции, соответствием ей актов законодательной и исполнительной власти возлагается либо на специально создаваемый орган, либо на организационно обособленное самостоятельное судебное учреждение.

Высшим законодательным органом государства является парламент – общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на началах всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования.

Во многих странах разделение властей законодательно предусматривает лишен6ие определенной категории лиц права быть избранными в парламент. Обычно это правило распространяется на государственных служащих, лиц, состоящих в вооруженных силах, судей.

Руководство деятельностью законодательного собрания (парламента) осуществляет выбираемый парламентариями (партией большинства или по соглашению правящей партии и оппозиции) спикер – председатель палаты и его заместители или коллегиальный орган.

Для эффективной организации работы парламента в нем из числа депутатов создаются постоянные комитеты, подкомитеты, комиссии.

Сторонники разделения властей отводят парламенту главенствующее положение в системе законодательных, судебных и исполнительных органов государственного управления, относя его к компетенции сферу законодательства и тем самым, предоставляя ему право определять границы деятельности исполнительной и судебной власти. На практике исполнительная власть активно участвует в законодательном процессе, особенно на стадии внесения законопроекта, когда инициатива часто принадлежит правительству. Представленный законопроект обсуждается в парламенте, в его комиссиях и только в случае принятия законодателями обретает силу закона.

Важным инструментом контроля за деятельностью исполнительной власти, находящимся в распоряжении парламента, является его право одобрять заключенные правительством международные договоры и соглашения.

Парламенты многих стран обладают правом возбуждать обвинение против высших должностных лиц государства и привлекать их к ответственности, если они  своими действиями нанесли ущерб интересам страны.

3. Практическое задание

Используя материал Конституции РФ определить, как в механизме государственной власти России реализуется принцип разделения властей.

Механизм государственной власти в Российской Федерации

Рис. 1 Схема механизма государственной власти в РФ

Государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. [5]

 Президент Российской Федерации – глава государства. Он обеспечивает координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент назначает выборы в Государственную думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы.

Федеральное собрание – Правительство РФ – представительный и законодательный орган государства. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации рассматривает их и одобряет или не одобряет.

Правительство РФ – исполнительный орган государства. Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Органами судебной власти являются Конституционный Суд, Верховный суд, Высший Арбитражный Суд. Конституционный Суд решает вопросы соответствия тех или иных действий Конституции. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Высший Арбитражный Суд решает экономические вопросы и иные дела, рассматриваемые арбитражными судами, осуществляет надзор за их деятельностью и дает соответствующие разъяснения. [6]

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемов Г. П. Политическая социология. – М.: Логос, 2002. – 280 с.

2. Бельский В. Ю.  и другие  Социология. – М.: ИНФРА-М, 2002. –       304 с.

3. Введение в политологию / Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. и другие. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с.

4.  Конституция Российской Федерации, гл. 4,5,6,7. – М.: «Новая волна», 1997. – 63 с.

5. Политология / Л. Сморгунов, В. Семенов. – Санкт-Петербург: «Ольга», 1996. – 205 с.

6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 1996. – 208 с.

7. Социальная политика / Под редакцией Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2004. – 736 с.

8. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. –Казань: Издательство Казанского Университета, 1997. – 420 с.

9. Социология: основы общей теории / Под редакцией Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с.


[1] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 1996. –  с. 86

[2] Бельский В. Ю.  и другие  Социология. – М.: ИНФРА-М, 2002. –       с. 128

[3] Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. –Казань: Издательство Казанского Университета, 1997. –с. 312

[4] Введение в политологию / Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. и другие. – М.: Просвещение, 1993. – с. 70

[5] Конституция Российской Федерации, гл. 1, ст. 11. – М.: «Новая волна», 1997. –с. 6

[6] Политология / Л. Сморгунов, В. Семенов. – Санкт-Петербург: «Ольга», 1996. –с. 169